ОТЧЕ НАШ.
(на армянском языке).
hайр мэр,
вор hэркинс ес,
сурп ехици анун ко,
екесцэ аркаютюн ко,
ехицин камк ко ворпэс hэркинс ев hэркри,
ызhац мэр анапазорт тур мэз айсор,
ев тох мэз ызпартис мэр,
ворпэс ев мэк тохумк мэроц партапанaц,
ев ми танир змез и порцутюн,
айл пркя змез и чарэн,
зи ко э аркаютюн,
ев зорутюн ев парк, hавитянс,
Амэн.
0
Армянская церковь
Автор
ovik
, 26 апр 2007 23:32
Сообщений в теме: 87
#31
Отправлено 18 августа 2007 - 18:25
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#32
Отправлено 18 августа 2007 - 18:31
ПАТРИАРШИЙ МОЛЕБЕН.
(на армянском языке).
Амэн hаи сртиц бхац,
Лсир айс дзайн, ов Аствац.
Еркар кянк тур hайрапэтин,
Еркар орэр hайоц hор.
Тэр, ансасан паhир Ду мишт,
Ко иск hимнац Майр Атор.
МОЛИТВА
КО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ.
(на армянском языке).
Сурб Астватс, Сурб ев зор, Сурб ев Анман, вор хачетсар васн мэр.
============================
(на русском языке).
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.
Уповая на неизречённое милосердие Бога,
мы грешными устами позволяем себе называть Его Святым
- потому что в нём нет никакого недостатка и греха,
крепким - так как Он всемогущ,
безсмертным - потому что Он вечен.
Армяне ещё добавляют распятый за ны.
(на армянском языке).
Амэн hаи сртиц бхац,
Лсир айс дзайн, ов Аствац.
Еркар кянк тур hайрапэтин,
Еркар орэр hайоц hор.
Тэр, ансасан паhир Ду мишт,
Ко иск hимнац Майр Атор.
МОЛИТВА
КО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ.
(на армянском языке).
Сурб Астватс, Сурб ев зор, Сурб ев Анман, вор хачетсар васн мэр.
============================
(на русском языке).
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.
Уповая на неизречённое милосердие Бога,
мы грешными устами позволяем себе называть Его Святым
- потому что в нём нет никакого недостатка и греха,
крепким - так как Он всемогущ,
безсмертным - потому что Он вечен.
Армяне ещё добавляют распятый за ны.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#33
Отправлено 18 августа 2007 - 18:37
КРЁСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ.
Крестнoe Знамение означает веру христиан в то, что на Кресте Спасителем было совершено примирение людей с Богом, что Крестом Христовым сокрушена сила дьявола и что по ходатайству Христа мы получим просимое. Христиане верят, что Крестное Знамение избавляет их от дьявольских сил, которые ужасаются Креста Христова.
Армяне осеняют себя троеперстным Крестным Знамением, складывая три первых пальца правой руки щепотью, два других пальца прикладывая к ладони. Правую руку со сложенными пальцами прикладывают сначала к челу, произнося: “Во имя Отца”, затем несколько ниже груди: “И Сына”, далее к левой стороне груди, произнося: “И Духа”, а затем на правую сторону груди, со словами: “Святого”. В подтверждение же истинности всего этого, прикладывая ладонь к груди, произносят: “Аминь!”
(на армянском языке): hанун hор ев Вортво, ев hоквуйн Српо, Амэн.
(на русском языке): Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
==================================================
=
ВОПРОС :
ПОЧЕМУ АРМЯНЕ ОСЕНЯЮТ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
С ЛЕВО НА ПРАВО, А ПРАВОСЛАВНЫЕ - С ПРАВО НА ЛЕВО ?
Крестнoe Знамение означает веру христиан в то, что на Кресте Спасителем было совершено примирение людей с Богом, что Крестом Христовым сокрушена сила дьявола и что по ходатайству Христа мы получим просимое. Христиане верят, что Крестное Знамение избавляет их от дьявольских сил, которые ужасаются Креста Христова.
Армяне осеняют себя троеперстным Крестным Знамением, складывая три первых пальца правой руки щепотью, два других пальца прикладывая к ладони. Правую руку со сложенными пальцами прикладывают сначала к челу, произнося: “Во имя Отца”, затем несколько ниже груди: “И Сына”, далее к левой стороне груди, произнося: “И Духа”, а затем на правую сторону груди, со словами: “Святого”. В подтверждение же истинности всего этого, прикладывая ладонь к груди, произносят: “Аминь!”
(на армянском языке): hанун hор ев Вортво, ев hоквуйн Српо, Амэн.
(на русском языке): Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
==================================================
=
ВОПРОС :
ПОЧЕМУ АРМЯНЕ ОСЕНЯЮТ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ
С ЛЕВО НА ПРАВО, А ПРАВОСЛАВНЫЕ - С ПРАВО НА ЛЕВО ?
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#34
Отправлено 20 августа 2007 - 16:09
Католикос всех армян Гарегин II наградил ректора Американского университета Армении
Католикос всех армян Гарегин II наградил ректора AUA/HAYINFO-Армения/ Католикос всех армян Гарегин II в Первопрестольном Св. Эчмиадзине 18 августа вручил орден Св. Саака и Св. Месропа ректору Американского университета Армении, доктору-профессору Арутюну Арменяну.
Как передает HAYINFO со ссылкой на сообщение "Panorama.am", в сопроводительном послании Католикоса, в частности, сказано: “Десятки лет подряд Вы с преданностью служили в области здравоохранения, принимая ответственные должности в медицинских учреждениях и центрах в Ливане, Армении, Омане, Германии, Ираке и многих других странах.
Множество раз мы имели возможность лицезреть проявленные Вами любовь и верность, которые Вы храните в своей душе, как достойный сын армянской общины в Ливане, в отношении нашей Святой Апостольской Церкви и Первопрестольного Св. Эчмиадзина”.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#35
Отправлено 21 августа 2007 - 14:57
СИМВОЛ ВЕРЫ.
АВАТАМК.
СИМВОЛ ВЕРЫ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Символ веры - это молитва, в которой кратко и точно изложены важнейшие истины христианской веры. Каждый православный христианин должен верить так, как учит Символ веры. Символ веры следует знать на память и читать с утренними молитвами.
Символ веры, который мы будем здесь объяснять, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325-ом г. после Рождества Христова для утверждения апостольского учения о Сыне Божием и против неправильного учения Ария. Арий учил, что Сын Божий создан Богом Отцом и не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381-ом г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, который отвергал Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, где состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
Символ веры состоит из 12-ти членов (частей). 1-ый член говорит о Боге Отце, 2-ой по 7-ой члены говорят о Боге Сыне, 8-ой - о Боге Духе Святом, 9-ый - о Церкви, 10-ый - о крещении, 11-ый и 12-ый - о воскресении мертвых и о вечной жизни.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
СИМВОЛ ВЕРЫ
АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Символ веры (Аватамк) был составлен представителями всех Церквей в 325 году, во время Первого Вселенского Собора в Никеи. Около 318 Патриархов всех Христианских Церквей присутствовало там, многие из которых до этого подвергались жесточайшим преследованиям.
Все Патриархи кроме троих приняли этот Символ веры. Эти три Патриарха, которые отвергли Никейский Символ, являлись последователями арианской ереси, которые верили, что Иисус Христос есть создание и не обладает природой Бога Отца (Арианство утверждает, что Иисус Христос ниже Бога Отца). Все Православные и Католические Церкви принципиально отвергли эту ересь.
1. Веруем во единого Бог Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, именно от естества Отцова.
3. В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бог истинного, рожденного, а не сотворенного; единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое.
4. Ради нас людей и спасения нашего ради сшедщего с небес, воплотивщегося, вочеловечивщегося, родивщегося совершенно от святой Девы Марии Духом Святым.
5. Принявщего плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, - истинно, а не сомненно.
6. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную Отца.
7. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству не будет конца.
8. Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголавщего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сошедщего на Иордан, проповедавщего Посланного и обитавщего в святых.
9. Веруем и во едину Соборную Апостольскую Святую Церковь. В одно крещение, в покаяние, очищение и отпущения грехов; В воскресение мертвых; в вечный суд душ и тел; В царство Небесное и в жизнь вечную.
АВАТАМК.
СИМВОЛ ВЕРЫ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Символ веры - это молитва, в которой кратко и точно изложены важнейшие истины христианской веры. Каждый православный христианин должен верить так, как учит Символ веры. Символ веры следует знать на память и читать с утренними молитвами.
Символ веры, который мы будем здесь объяснять, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325-ом г. после Рождества Христова для утверждения апостольского учения о Сыне Божием и против неправильного учения Ария. Арий учил, что Сын Божий создан Богом Отцом и не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381-ом г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, который отвергал Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, где состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
Символ веры состоит из 12-ти членов (частей). 1-ый член говорит о Боге Отце, 2-ой по 7-ой члены говорят о Боге Сыне, 8-ой - о Боге Духе Святом, 9-ый - о Церкви, 10-ый - о крещении, 11-ый и 12-ый - о воскресении мертвых и о вечной жизни.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
СИМВОЛ ВЕРЫ
АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Символ веры (Аватамк) был составлен представителями всех Церквей в 325 году, во время Первого Вселенского Собора в Никеи. Около 318 Патриархов всех Христианских Церквей присутствовало там, многие из которых до этого подвергались жесточайшим преследованиям.
Все Патриархи кроме троих приняли этот Символ веры. Эти три Патриарха, которые отвергли Никейский Символ, являлись последователями арианской ереси, которые верили, что Иисус Христос есть создание и не обладает природой Бога Отца (Арианство утверждает, что Иисус Христос ниже Бога Отца). Все Православные и Католические Церкви принципиально отвергли эту ересь.
1. Веруем во единого Бог Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, именно от естества Отцова.
3. В Бога от Бога, в Свет от Света, в Бога истинного от Бог истинного, рожденного, а не сотворенного; единосущного Отцу, Коим сотворено все на небесах и на земле, видимое и невидимое.
4. Ради нас людей и спасения нашего ради сшедщего с небес, воплотивщегося, вочеловечивщегося, родивщегося совершенно от святой Девы Марии Духом Святым.
5. Принявщего плоть, душу, разум и все, что есть в человеке, - истинно, а не сомненно.
6. Страдавшего, распятого, погребенного, на третий день воскресшего, вознесшегося на небеса в том же теле, воссевшего одесную Отца.
7. Грядущего в том же теле и во славе Отца судить живых и мертвых; Его же Царству не будет конца.
8. Веруем и в Духа Святого, несотворенного и совершенного, глаголавщего в Законе, Пророках и Евангелиях. Сошедщего на Иордан, проповедавщего Посланного и обитавщего в святых.
9. Веруем и во едину Соборную Апостольскую Святую Церковь. В одно крещение, в покаяние, очищение и отпущения грехов; В воскресение мертвых; в вечный суд душ и тел; В царство Небесное и в жизнь вечную.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#36
Отправлено 21 августа 2007 - 14:58
ԱՂՈԹՔ
ՆԵՂՈՒԹՅԱՆ ԺԱՄԱՆԱԿ
Օգնիր մեզ, Տե՛ր, օգնիր, Աստված Փրկիչ մեր, Քո մեծ և փառավորյալ անվանդ համար:
Տե՛ր, փրկիր մեզ և քավիր մեր մեղքերը քո սուրբ անվան համար:
Սուրբ և պատվական խաչիդ հովանու ներքո խաղաղությամբ պահիր Քեզ ապավինած և Քեզ վրա հույս դրած ժողովրդին:
Փրկիր երևելի և աներևույթ թշնամիներից:
Արժանի դարձրու գոհությամբ փառավորելու Քեզ Հոր և Սուրբ Հոգու հետ, հավիտյաններից հավիտյանս։ Ամեն:
МОЛИТВА
ВО ВРЕМЯ ТРЕВОГИ.
Помоги нам, Господь, помоги нам, Спаситель наш, ради великой славы имени Твоего,
Господи, спаси нас и очисти грехи наши ради имени Твоего Святого.
Во здравии сохрани перед Собой уповающийся и надеющийся народ Твой
под сенью святого и пречестного креста Твоего в мире.
Упоси нас от видимых и невидимых врагов.
Удостой с благодарностью Славить Тебя с Отцом и Духом Святым.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ՆԵՂՈՒԹՅԱՆ ԺԱՄԱՆԱԿ
Օգնիր մեզ, Տե՛ր, օգնիր, Աստված Փրկիչ մեր, Քո մեծ և փառավորյալ անվանդ համար:
Տե՛ր, փրկիր մեզ և քավիր մեր մեղքերը քո սուրբ անվան համար:
Սուրբ և պատվական խաչիդ հովանու ներքո խաղաղությամբ պահիր Քեզ ապավինած և Քեզ վրա հույս դրած ժողովրդին:
Փրկիր երևելի և աներևույթ թշնամիներից:
Արժանի դարձրու գոհությամբ փառավորելու Քեզ Հոր և Սուրբ Հոգու հետ, հավիտյաններից հավիտյանս։ Ամեն:
МОЛИТВА
ВО ВРЕМЯ ТРЕВОГИ.
Помоги нам, Господь, помоги нам, Спаситель наш, ради великой славы имени Твоего,
Господи, спаси нас и очисти грехи наши ради имени Твоего Святого.
Во здравии сохрани перед Собой уповающийся и надеющийся народ Твой
под сенью святого и пречестного креста Твоего в мире.
Упоси нас от видимых и невидимых врагов.
Удостой с благодарностью Славить Тебя с Отцом и Духом Святым.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#37
Отправлено 24 августа 2007 - 17:35
О ТРИСВЯТОМ В АРМЯНСКОЙ
ЦЕРКВИ
Кто сказал Трисвятое?
Иосиф из Аримафеи. Вот, что говорит Нектарий, патриарх Римский: «Тело Господа нашего, из-за ран невозможно было снять с Креста. Тогда Иосиф, распростив руки пред крестом сказал: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся за нас, помилуй нас». И трижды повторив, тело Господа сошло с Креста на руки Иосифа».
Св. Кирилл Александрийский, на ефеском соборе, сказал Трисвятое, что распялся за нас. И объяснил так, что Исаия (см. Ис.6:1-9) видел Христа, который сидел на троне, что есть Крест, и Серафимы пели Трисвятое. И в свидетели приводит Св. Апостола Иоанна: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» /Иоан.12:37-41/. Поэтому, по поучению Св. Кирилла, мы Трисвятым обращаемся к Сыну. А Св. Григорий Богослов говорил: «Бог распятый, солнце померкшее». А Св. Василий Великий говорил: «Видя, Бога распятого вместе с разбойниками». Апостол же Павел говорил: «Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» /1Кор. 2:8/.
И мы, следуя нашим отцам православным, говорим: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся за нас, помилуй нас», - т.е. хотим сказать: «Поскольку евреи убили Тебя, как преступного человека, Ты – Святый и Боже, а не просто человек. И поскольку по воле уничижился и предал Себя в руки распинавших, Ты - Святый и Крепкий. Поскольку Ты умер плотью, и был положен в гроб, Ты – Святый и Бессмертный, и Нетленный. И Ты, что по воле распялся за нас, той же любовью помилуй нас!»
И так всегда, мы вспоминаем величайшие благодеяния Того, Который распялся за нас… Т.к. Крест есть слава и венец Господа, и то, чем хвалятся все христиане, а не упрек и порицание.
«Посмотрите на царя в венце, которым увенчан он в день бракосочетания своего, в день радостный для сердца своего» /Пес.3:11/; «Отец ныне прославь Меня Отче» /Иоан.17:5/, имел в виду Крест; «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа…» /Гал.6:14/.
И так, мы за весь день Трисвятое говорим три раза, для просвещения души, разума и тела нашего. (Примч. Армянская Церковь имеет 9-ть последований. По три посвящены – Отцу, Сыну и Духу Святому. Утренняя служба; Служба Девятого часа, которая так же составляет часть Литургии; Вечерняя служба – вот эти три последования обращены к Сыну, во время которых, и во время Литургии, и поется Трисвятое, обращенное к Сыну).
1-е. Утром, когда был предан Господь; 2-е. Днем, когда был распят Господь; 3-е. Вечером, когда тело Господа было положено в гроб.
«…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… и взывали серафимы друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его…» /Ис.6:1-9/. Исаия, это слово сказал по отношению к I-му Лицу Троицы – к Отцу, т.к. тогда знали только Отца. Св. Апостол Иоанн – ко II-у Лицу Троицы - к Сыну: «…Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем…» /Иоан.12:37-41/.. А Св. Апостол Павел – к III-у Лицу Троицы – К Духу Святому (см. Деян. 28:25-27).
И что ординарно Трем Личностям – Боже, Крепкий, Бессмертный, то и можно сказать по отношению к Одной Личности – Бог, Крепкий и др. И так как серафимы пели, обращаясь к Троице, то Св. Апостол сказал по отношению к II-у Лицу Троицы – к Сыну. Вот поэтому и, Святая наша Церковь, научившись от Св. Иоанна и Св. православных отцов наших, - «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся за нас, помилуй нас» поет, обращаясь к Господу нашему Иисусу Христу, и Ему Слава. Аминь!
ЦЕРКВИ
Кто сказал Трисвятое?
Иосиф из Аримафеи. Вот, что говорит Нектарий, патриарх Римский: «Тело Господа нашего, из-за ран невозможно было снять с Креста. Тогда Иосиф, распростив руки пред крестом сказал: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся за нас, помилуй нас». И трижды повторив, тело Господа сошло с Креста на руки Иосифа».
Св. Кирилл Александрийский, на ефеском соборе, сказал Трисвятое, что распялся за нас. И объяснил так, что Исаия (см. Ис.6:1-9) видел Христа, который сидел на троне, что есть Крест, и Серафимы пели Трисвятое. И в свидетели приводит Св. Апостола Иоанна: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» /Иоан.12:37-41/. Поэтому, по поучению Св. Кирилла, мы Трисвятым обращаемся к Сыну. А Св. Григорий Богослов говорил: «Бог распятый, солнце померкшее». А Св. Василий Великий говорил: «Видя, Бога распятого вместе с разбойниками». Апостол же Павел говорил: «Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» /1Кор. 2:8/.
И мы, следуя нашим отцам православным, говорим: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся за нас, помилуй нас», - т.е. хотим сказать: «Поскольку евреи убили Тебя, как преступного человека, Ты – Святый и Боже, а не просто человек. И поскольку по воле уничижился и предал Себя в руки распинавших, Ты - Святый и Крепкий. Поскольку Ты умер плотью, и был положен в гроб, Ты – Святый и Бессмертный, и Нетленный. И Ты, что по воле распялся за нас, той же любовью помилуй нас!»
И так всегда, мы вспоминаем величайшие благодеяния Того, Который распялся за нас… Т.к. Крест есть слава и венец Господа, и то, чем хвалятся все христиане, а не упрек и порицание.
«Посмотрите на царя в венце, которым увенчан он в день бракосочетания своего, в день радостный для сердца своего» /Пес.3:11/; «Отец ныне прославь Меня Отче» /Иоан.17:5/, имел в виду Крест; «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа…» /Гал.6:14/.
И так, мы за весь день Трисвятое говорим три раза, для просвещения души, разума и тела нашего. (Примч. Армянская Церковь имеет 9-ть последований. По три посвящены – Отцу, Сыну и Духу Святому. Утренняя служба; Служба Девятого часа, которая так же составляет часть Литургии; Вечерняя служба – вот эти три последования обращены к Сыну, во время которых, и во время Литургии, и поется Трисвятое, обращенное к Сыну).
1-е. Утром, когда был предан Господь; 2-е. Днем, когда был распят Господь; 3-е. Вечером, когда тело Господа было положено в гроб.
«…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… и взывали серафимы друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его…» /Ис.6:1-9/. Исаия, это слово сказал по отношению к I-му Лицу Троицы – к Отцу, т.к. тогда знали только Отца. Св. Апостол Иоанн – ко II-у Лицу Троицы - к Сыну: «…Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем…» /Иоан.12:37-41/.. А Св. Апостол Павел – к III-у Лицу Троицы – К Духу Святому (см. Деян. 28:25-27).
И что ординарно Трем Личностям – Боже, Крепкий, Бессмертный, то и можно сказать по отношению к Одной Личности – Бог, Крепкий и др. И так как серафимы пели, обращаясь к Троице, то Св. Апостол сказал по отношению к II-у Лицу Троицы – к Сыну. Вот поэтому и, Святая наша Церковь, научившись от Св. Иоанна и Св. православных отцов наших, - «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что распялся за нас, помилуй нас» поет, обращаясь к Господу нашему Иисусу Христу, и Ему Слава. Аминь!
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#38
Отправлено 28 августа 2007 - 14:00
ЕРЕХАИ АХОТК.
МОЛИТВА РЕБЁНКА.
Ов медз Аствац,
Вор твел эс мез бари Айр ев сирох Майр,
Тур мез шнорк, аненк Ахотк, че линенк аног,
Апренк хелок, паркешт у эз, у сирэнк Кэз.
Амэн.
АХОТК ЧАНАПАРИ.
МОЛИТВА НА ДОРОГУ.
Тэр, ухhеа згнацс мэр и чанапарс хhахахhутеан.
Тэр ухhеа ев арачнордеа hогуц мэроц ев аменайн hаватацелоц:
Гнал hардарутеан чанапарн ев и кеанс hавитениц.
Амэн.
МОЛИТВА
ПЕРЕД СНОМ.
Хранитель всех - Христос!
Да будет Десница Твоя осенять меня и днем и ночью,
находясь ли дома, идя ли в дорогу, спящего и бодрствующего,
дабы никогда не содрогаться.
И помилуй Твои создания и меня многогрешного. Аминь.
--------------------------------------------------------------------------------
Человеколюбец Господь,
грядущей ночью нас сохрани от грехов,
избави от лукавого и управь добрые дела мои.
Аминь.
--------------------------------------------------------------------------------
Тер им Аствац,
Тер Бареhайр,
Ду паhпане зис айс гишер,
тур hойрс ев мойрс кянк еркар ев ерджаник hангист орейр.
Амэн.
--------------------------------------------------------------------------------
АХОТК
ВОРОВЕ ГОРДЗ СКСЕЛУЙЦ АРАДЖ.
(молитва перед началом дела).
Згордз дзерац мероц ухhих ара и мез, Тер:
Ев згордз мтац мероц hаджох ара мез Тер.
Амэн:
ЕГЕХЕЦИ МТНЕЛУН АТЭН.
(перед входом в церковь).
Вор ыст аменаин митс hанцанес,
зхhахахhутюн ко тур мез hанапаз, зкез ахhачеемк:
-------------------------------------------------------------------------------------
ЕГЕХЕЦИН ЕЛЛЕЛУ АТЭН.
(перед выходом из церкви).
Тагавор еркнавор, зегехеци ко аншарж паhеа,
ев зеркрапагус ануныд кум паhеа ев хhахахутеан.
Ov metc Astvatc,
Vor tvel es mez bari hair ev siroh mair,
tyr mez shnorq,aprenq xeloq,
anenq ahotq,chi linenq anhog:
Parq Qez ev hesh ev misht qez sirenq:
Amen:
МОЛИТВА РЕБЁНКА.
Ов медз Аствац,
Вор твел эс мез бари Айр ев сирох Майр,
Тур мез шнорк, аненк Ахотк, че линенк аног,
Апренк хелок, паркешт у эз, у сирэнк Кэз.
Амэн.
АХОТК ЧАНАПАРИ.
МОЛИТВА НА ДОРОГУ.
Тэр, ухhеа згнацс мэр и чанапарс хhахахhутеан.
Тэр ухhеа ев арачнордеа hогуц мэроц ев аменайн hаватацелоц:
Гнал hардарутеан чанапарн ев и кеанс hавитениц.
Амэн.
МОЛИТВА
ПЕРЕД СНОМ.
Хранитель всех - Христос!
Да будет Десница Твоя осенять меня и днем и ночью,
находясь ли дома, идя ли в дорогу, спящего и бодрствующего,
дабы никогда не содрогаться.
И помилуй Твои создания и меня многогрешного. Аминь.
--------------------------------------------------------------------------------
Человеколюбец Господь,
грядущей ночью нас сохрани от грехов,
избави от лукавого и управь добрые дела мои.
Аминь.
--------------------------------------------------------------------------------
Тер им Аствац,
Тер Бареhайр,
Ду паhпане зис айс гишер,
тур hойрс ев мойрс кянк еркар ев ерджаник hангист орейр.
Амэн.
--------------------------------------------------------------------------------
АХОТК
ВОРОВЕ ГОРДЗ СКСЕЛУЙЦ АРАДЖ.
(молитва перед началом дела).
Згордз дзерац мероц ухhих ара и мез, Тер:
Ев згордз мтац мероц hаджох ара мез Тер.
Амэн:
ЕГЕХЕЦИ МТНЕЛУН АТЭН.
(перед входом в церковь).
Вор ыст аменаин митс hанцанес,
зхhахахhутюн ко тур мез hанапаз, зкез ахhачеемк:
-------------------------------------------------------------------------------------
ЕГЕХЕЦИН ЕЛЛЕЛУ АТЭН.
(перед выходом из церкви).
Тагавор еркнавор, зегехеци ко аншарж паhеа,
ев зеркрапагус ануныд кум паhеа ев хhахахутеан.
Ov metc Astvatc,
Vor tvel es mez bari hair ev siroh mair,
tyr mez shnorq,aprenq xeloq,
anenq ahotq,chi linenq anhog:
Parq Qez ev hesh ev misht qez sirenq:
Amen:
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#39
Отправлено 30 августа 2007 - 09:37
КРЕСТ-КАМЕНЬ
ХАЧКАР.
Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.
В сегодняшней Армении хачкаров сохранилось, по самым приблизительным подсчетам, около 10 тысяч – ровно столько, сколько было три-четыре века тому назад в одном только городе Джуге (ныне на территории Нахичеванской Республики). Одиночные и сдвоенные, а порой и строенные, эти произведения искусства высотой от 50 см до трех метров, стоят на территории монастырей, в городах и селах, их можно встретить в лесу, на обочине дороги, у самого края ущелья...
История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда Григор Просветитель насаждал христианство в Армении. Вместе с учениками он обходил области страны с проповедью Евангелия, а на месте памятников языческого культа – храмов и капищ – воздвигал деревянные кресты в человеческий рост. Служа знаком конфессиональности, кресты водружались и на местах гибели «святых», как именовали себя христиане, – там, где по замыслу Просветителя надлежало построить церковь или основать обитель. Поскольку в ту бурную эпоху деревянные памятники сжигались противниками не окрепшей еще, юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами.
Шло время, и спустя два-три века появились первые кресты, вырезанные на прямоугольных каменных плитах, – прообраз хачкара. Но его формирование как жанра декоративного искусства произошло лишь в IХ столетии, когда символ креста растворил в себе символику мирового древа и даже вытеснил сложившуюся к VI веку форму раннехристианских мемориалов – стелы и колонны с изображениями религиозных сцен.
Image
Наиболее древний из известных нам точно датированных хачкаров был поставлен в поселке Гарни в 879 году. Добавим, к слову, что древнейшими надписями на армянском языке считаются три – на Текорском храме (490 г.), мозаичная надпись у Масличной горы близ Иерусалима и надписи, обнаруженные в самом городе.
Прямой аналогии хачкарам в других регионах не имеется, разве что кельтские ставролиты в Ирландии, элементы орнаментировки которых совпадают с орнаментом хачкаров. Нашлись ученые, выдвинувшие гипотезу об их возможной взаимосвязи, ссылаясь на путешествие по Ирландии в ХI веке армянских епископов, которые основали здесь свои обители. Возможно, так оно и было, однако поиск нужно вести не только в историческом русле, но и в сфере художественного мышления, постигшего идею сотворения орнамента на теле сурового бесформенного камня.
Залежи вулканического камня туфа, из которого ваяется хачкар, имеются в нескольких регионах планеты, но лишь добываемые в Армении его разновидности считаются непревзойденным строительным материалом, поскольку местный туф обладает небольшим объемным весом при удивительной прочности, отличается слабой звукопроводностью, прекрасно сохраняет тепло. Добавьте к перечисленным достоинствам то, что туф легко обрабатывается, вспомните все оттенки этого камня – от черного до розового, и становится ясным, что хачкар просто не мог не перейти в разряд произведений искусства. К тому же работа с туфом выявляет больше нюансов, чем обработка того же базальта, поскольку прожилки в туфе порой сами диктуют «сюжет» орнамента.
Центральную часть каменного полотна неизменно занимает основной символ – крест. Рука мастера выводит его из зерна, плода или круга – то разветвленного, то имеющего форму узорного медальона. «На нашем кресте нет Распятого, – говорит Католикос Гарегин Второй, – наш народ почитает Христа воскресшего».
Изначально крест ваяли на гладкой поверхности, а в более зрелый период он стал прорисовываться на плоскости, покрытой резьбой – ради оформления каймы хачкара, через которую выявлялось художественное видение образа креста. Выявление затаенной красоты камня, передающее аскетический дух нагорья и его людей, можно назвать главным художественным принципом искусства хачкара. «Святым стремлением выразить самое высокое минимумом внешних средств» назвал бы это явление Герман Гессе.
Отражая идею божественного, хачкар воспринял древнейшие символы вечности. Прежде всего, это крест в круге – знак бесконечности движения, символическое описание безостановочного протокосмического ритма бытия. Другим элементом символики хачкара назовем восьмилучевую звезду, символизирующую неугасимость солнца, бессмертие. Сама звезда, которая издревле воспринималась как эмблема созидания и плодородия, в христианскую эпоху обрела новое звучание после произнесения Христом слов о «звезде светлой и утренней», напоминающей о незримом присутствии Божества.
После Х века важнейшую роль в эволюции хачкара стал играть орнамент, свойственный всем видам армянского декоративно-прикладного искусства. Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой. Ограниченное пространство вокруг креста покрывалось немыслимыми переплетениями линий, выражавших проявление космической энергии в бесконечном движении. Ваятели хачкара придерживались принципа неповторяемости орнамента, и принцип этот заимствован, скорее всего, у ювелирного искусства, где он действовал столь же бескомпромиссно: по неписаному правилу ювелиров высшего класса истинное произведение не должно иметь дубликата.
Image
В ХIII веке ажур на хачкаре становится многослойным, и резьба выполняется в двух, а то и трех планах: основной узор вырезается более высоким рельефом. В сплошное каменное кружево виртуозно вплетаются элементы национального орнамента, преимущественно флористические символы, наиболее распространенными среди которых остаются виноградная лоза и гранат – внутри геометрических переплетений. Если в Ветхом Завете виноград равноценен Древу Жизни, а «карфагенское яблоко» – гранат отражает единство космоса в его многообразии, то в христианскую эпоху злак и лоза становятся евхаристическими символами Тела и Крови Христовой.
Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» («Всеспаситель»). Одним из лучших образцов такого хачкара является памятник работы мастера Ваграма, стоящий в монастыре Ахпат. К таким хачкарам совершали паломничества, им давали названия, даже воспринимали как силу, способную обуздать стихийное бедствие. Знаменитый хачкар «Цасум» («Ярость») наделялся умением отвращать или умерять землетрясение, засуху, град. Необыкновенной популярностью пользовались хачкары, связанные с преданиями о погибших героях, об умерших в разлуке влюбленных.
В далекие времена, рассказывают, жил богатый человек, имевший красивую дочь. Влюбившись в нее, двое юношей отправили к отцу девушки сватов. Отец призадумался и сказал:
– Есть у меня два пшеничных поля. Кто из вас быстрее пожнет пшеницу, за того и выдам дочь.
Когда юноша, которого любила девушка, уже почти заканчивал жатву, к нему подошла злая старуха и солгала:
– Несчастный, твой соперник уже закончил жатву и увел девушку в свой дом.
Услышав это, юноша упал замертво. Узнав о гибели любимого, девушка умерла от горя. Их похоронили в одной могиле на краю того самого пшеничного поля, а их надгробие народ называет Ахчик-тги кар («Камень девушки и юноши»).
Нередко хачкары вмуровывались в стены церквей как память об умерших родных, высекались в окружающих монастырь скалах. Такое зрелище можно наблюдать вокруг скального монастыря Гегардаванк. О создании лучших хачкаров отечественные историографы сообщали как о событии не менее значительном, чем, скажем, строительство церкви.
Но чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Архитектоника букв позволяла мастерам превращать надписи на крест-камнях в самостоятельные произведения орнаментального искусства. Обычно на навершии-козырьке высекалась памятная надпись, более или менее лаконично излагающая историю его создания: «Я, мастер Момик, волею Божией создал сей памятник...». Лучший свой хачкар, феноменальный трехуровневый крест-камень, Момик изваял памяти своего наставника – Сюникского митрополита Степанноса Орбеляна, которого он, сломленный болью утраты, назвал «лучезарным светилом душ». Уроженец села Уйгур в Вайоц-дзоре, выпускник Гладзорского университета, ученик замечательного мастера Сиранеса, Момик долгое время работал в Киликии, затем, вернувшись в коренную Армению, получил почетную должность придворного зодчего, скульптора и миниатюриста при дворе князей Орбелянов, владевших Сюникским краем. Многие из творений этого изящного зодчего, такие, как церковь Богородицы в Арени (1321 г.), сохранились до наших дней. Но вершина творчества Момика – монастырь Нораванк, служивший кафедрой Сюникского митрополита.
Есть ли на свете хоть один знаменитый храм, о котором не рассказывались бы легенды? Церковь Богородицы в монастыре Нораванк не стала исключением. Народ рассказывает, что мастер Момик был влюблен в красавицу-княжну – дочь правителя Сюникского края и та отвечала ему взаимностью. Князь вызвал зодчего и сказал ему: «Я отдам тебе свою дочь, если ты за три года возведешь в моих владениях церковь, равной которой не найти на всем белом свете». Мастер принял условие и приступил к работе. Узнав о том, что работа близится к завершению, князь отправил к Момику слуг, которые столкнули его с купола церкви. А последний из вытесанных мастером камней стал его надгробием...
Когда летишь из Еревана в Сюник на сравнительно небольшой высоте, в иллюминаторе можно заметить красующийся на выжженных солнцем голых скалах непревзойденный шедевр зодчества – двухэтажную церковь Пресвятой Богородицы (1332 г.). Среди великолепных крест-камней у церкви стоит одиноко более неприметный, скромный хачкар. Наверное, человек не слишком знатного звания покоится под ним. И только эпитафия «Помяни, Христос Боже, душу Момика и помилуй» подскажет, что здесь погребен человек, которому воздавали хвалу те, кому ставят грандиозные памятники...
автор статьи - Армен Меружанян.
ХАЧКАР.
Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.
В сегодняшней Армении хачкаров сохранилось, по самым приблизительным подсчетам, около 10 тысяч – ровно столько, сколько было три-четыре века тому назад в одном только городе Джуге (ныне на территории Нахичеванской Республики). Одиночные и сдвоенные, а порой и строенные, эти произведения искусства высотой от 50 см до трех метров, стоят на территории монастырей, в городах и селах, их можно встретить в лесу, на обочине дороги, у самого края ущелья...
История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда Григор Просветитель насаждал христианство в Армении. Вместе с учениками он обходил области страны с проповедью Евангелия, а на месте памятников языческого культа – храмов и капищ – воздвигал деревянные кресты в человеческий рост. Служа знаком конфессиональности, кресты водружались и на местах гибели «святых», как именовали себя христиане, – там, где по замыслу Просветителя надлежало построить церковь или основать обитель. Поскольку в ту бурную эпоху деревянные памятники сжигались противниками не окрепшей еще, юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами.
Шло время, и спустя два-три века появились первые кресты, вырезанные на прямоугольных каменных плитах, – прообраз хачкара. Но его формирование как жанра декоративного искусства произошло лишь в IХ столетии, когда символ креста растворил в себе символику мирового древа и даже вытеснил сложившуюся к VI веку форму раннехристианских мемориалов – стелы и колонны с изображениями религиозных сцен.
Image
Наиболее древний из известных нам точно датированных хачкаров был поставлен в поселке Гарни в 879 году. Добавим, к слову, что древнейшими надписями на армянском языке считаются три – на Текорском храме (490 г.), мозаичная надпись у Масличной горы близ Иерусалима и надписи, обнаруженные в самом городе.
Прямой аналогии хачкарам в других регионах не имеется, разве что кельтские ставролиты в Ирландии, элементы орнаментировки которых совпадают с орнаментом хачкаров. Нашлись ученые, выдвинувшие гипотезу об их возможной взаимосвязи, ссылаясь на путешествие по Ирландии в ХI веке армянских епископов, которые основали здесь свои обители. Возможно, так оно и было, однако поиск нужно вести не только в историческом русле, но и в сфере художественного мышления, постигшего идею сотворения орнамента на теле сурового бесформенного камня.
Залежи вулканического камня туфа, из которого ваяется хачкар, имеются в нескольких регионах планеты, но лишь добываемые в Армении его разновидности считаются непревзойденным строительным материалом, поскольку местный туф обладает небольшим объемным весом при удивительной прочности, отличается слабой звукопроводностью, прекрасно сохраняет тепло. Добавьте к перечисленным достоинствам то, что туф легко обрабатывается, вспомните все оттенки этого камня – от черного до розового, и становится ясным, что хачкар просто не мог не перейти в разряд произведений искусства. К тому же работа с туфом выявляет больше нюансов, чем обработка того же базальта, поскольку прожилки в туфе порой сами диктуют «сюжет» орнамента.
Центральную часть каменного полотна неизменно занимает основной символ – крест. Рука мастера выводит его из зерна, плода или круга – то разветвленного, то имеющего форму узорного медальона. «На нашем кресте нет Распятого, – говорит Католикос Гарегин Второй, – наш народ почитает Христа воскресшего».
Изначально крест ваяли на гладкой поверхности, а в более зрелый период он стал прорисовываться на плоскости, покрытой резьбой – ради оформления каймы хачкара, через которую выявлялось художественное видение образа креста. Выявление затаенной красоты камня, передающее аскетический дух нагорья и его людей, можно назвать главным художественным принципом искусства хачкара. «Святым стремлением выразить самое высокое минимумом внешних средств» назвал бы это явление Герман Гессе.
Отражая идею божественного, хачкар воспринял древнейшие символы вечности. Прежде всего, это крест в круге – знак бесконечности движения, символическое описание безостановочного протокосмического ритма бытия. Другим элементом символики хачкара назовем восьмилучевую звезду, символизирующую неугасимость солнца, бессмертие. Сама звезда, которая издревле воспринималась как эмблема созидания и плодородия, в христианскую эпоху обрела новое звучание после произнесения Христом слов о «звезде светлой и утренней», напоминающей о незримом присутствии Божества.
После Х века важнейшую роль в эволюции хачкара стал играть орнамент, свойственный всем видам армянского декоративно-прикладного искусства. Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой. Ограниченное пространство вокруг креста покрывалось немыслимыми переплетениями линий, выражавших проявление космической энергии в бесконечном движении. Ваятели хачкара придерживались принципа неповторяемости орнамента, и принцип этот заимствован, скорее всего, у ювелирного искусства, где он действовал столь же бескомпромиссно: по неписаному правилу ювелиров высшего класса истинное произведение не должно иметь дубликата.
Image
В ХIII веке ажур на хачкаре становится многослойным, и резьба выполняется в двух, а то и трех планах: основной узор вырезается более высоким рельефом. В сплошное каменное кружево виртуозно вплетаются элементы национального орнамента, преимущественно флористические символы, наиболее распространенными среди которых остаются виноградная лоза и гранат – внутри геометрических переплетений. Если в Ветхом Завете виноград равноценен Древу Жизни, а «карфагенское яблоко» – гранат отражает единство космоса в его многообразии, то в христианскую эпоху злак и лоза становятся евхаристическими символами Тела и Крови Христовой.
Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» («Всеспаситель»). Одним из лучших образцов такого хачкара является памятник работы мастера Ваграма, стоящий в монастыре Ахпат. К таким хачкарам совершали паломничества, им давали названия, даже воспринимали как силу, способную обуздать стихийное бедствие. Знаменитый хачкар «Цасум» («Ярость») наделялся умением отвращать или умерять землетрясение, засуху, град. Необыкновенной популярностью пользовались хачкары, связанные с преданиями о погибших героях, об умерших в разлуке влюбленных.
В далекие времена, рассказывают, жил богатый человек, имевший красивую дочь. Влюбившись в нее, двое юношей отправили к отцу девушки сватов. Отец призадумался и сказал:
– Есть у меня два пшеничных поля. Кто из вас быстрее пожнет пшеницу, за того и выдам дочь.
Когда юноша, которого любила девушка, уже почти заканчивал жатву, к нему подошла злая старуха и солгала:
– Несчастный, твой соперник уже закончил жатву и увел девушку в свой дом.
Услышав это, юноша упал замертво. Узнав о гибели любимого, девушка умерла от горя. Их похоронили в одной могиле на краю того самого пшеничного поля, а их надгробие народ называет Ахчик-тги кар («Камень девушки и юноши»).
Нередко хачкары вмуровывались в стены церквей как память об умерших родных, высекались в окружающих монастырь скалах. Такое зрелище можно наблюдать вокруг скального монастыря Гегардаванк. О создании лучших хачкаров отечественные историографы сообщали как о событии не менее значительном, чем, скажем, строительство церкви.
Но чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Архитектоника букв позволяла мастерам превращать надписи на крест-камнях в самостоятельные произведения орнаментального искусства. Обычно на навершии-козырьке высекалась памятная надпись, более или менее лаконично излагающая историю его создания: «Я, мастер Момик, волею Божией создал сей памятник...». Лучший свой хачкар, феноменальный трехуровневый крест-камень, Момик изваял памяти своего наставника – Сюникского митрополита Степанноса Орбеляна, которого он, сломленный болью утраты, назвал «лучезарным светилом душ». Уроженец села Уйгур в Вайоц-дзоре, выпускник Гладзорского университета, ученик замечательного мастера Сиранеса, Момик долгое время работал в Киликии, затем, вернувшись в коренную Армению, получил почетную должность придворного зодчего, скульптора и миниатюриста при дворе князей Орбелянов, владевших Сюникским краем. Многие из творений этого изящного зодчего, такие, как церковь Богородицы в Арени (1321 г.), сохранились до наших дней. Но вершина творчества Момика – монастырь Нораванк, служивший кафедрой Сюникского митрополита.
Есть ли на свете хоть один знаменитый храм, о котором не рассказывались бы легенды? Церковь Богородицы в монастыре Нораванк не стала исключением. Народ рассказывает, что мастер Момик был влюблен в красавицу-княжну – дочь правителя Сюникского края и та отвечала ему взаимностью. Князь вызвал зодчего и сказал ему: «Я отдам тебе свою дочь, если ты за три года возведешь в моих владениях церковь, равной которой не найти на всем белом свете». Мастер принял условие и приступил к работе. Узнав о том, что работа близится к завершению, князь отправил к Момику слуг, которые столкнули его с купола церкви. А последний из вытесанных мастером камней стал его надгробием...
Когда летишь из Еревана в Сюник на сравнительно небольшой высоте, в иллюминаторе можно заметить красующийся на выжженных солнцем голых скалах непревзойденный шедевр зодчества – двухэтажную церковь Пресвятой Богородицы (1332 г.). Среди великолепных крест-камней у церкви стоит одиноко более неприметный, скромный хачкар. Наверное, человек не слишком знатного звания покоится под ним. И только эпитафия «Помяни, Христос Боже, душу Момика и помилуй» подскажет, что здесь погребен человек, которому воздавали хвалу те, кому ставят грандиозные памятники...
автор статьи - Армен Меружанян.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#40
Отправлено 30 августа 2007 - 09:42
КАК ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДУХОВНЫХ ЛИЦ.
(ОГЕВОРАКАННЕРИН БАРЕВЕЛУ ДЗЕВ).
КАТАЛИКОСА:
Благословите, Ваше Святейшество.
КАТАХИКОСИН:
Аствац огнакан, Вhеапар Тер.
================================
ЕПИСКОПА:
Бог в помощь, Владыка (Ваше Преосвященство).
ЕПИСКОПОСИН:
Аствац огнакан, Србазан hАйр.
================================
АРХИМАНДРИТА и ИЕРОМОНАХА:
Бог в помощь святой отец.
ВАРДАПЕТИН:
Аствац огнакан, hАйр Сурб.
===============================
CВЯЩЕННИКА:
Благословите, батюшка.
КАhАНАИН:
Орhнеа, Тер.
(ОГЕВОРАКАННЕРИН БАРЕВЕЛУ ДЗЕВ).
КАТАЛИКОСА:
Благословите, Ваше Святейшество.
КАТАХИКОСИН:
Аствац огнакан, Вhеапар Тер.
================================
ЕПИСКОПА:
Бог в помощь, Владыка (Ваше Преосвященство).
ЕПИСКОПОСИН:
Аствац огнакан, Србазан hАйр.
================================
АРХИМАНДРИТА и ИЕРОМОНАХА:
Бог в помощь святой отец.
ВАРДАПЕТИН:
Аствац огнакан, hАйр Сурб.
===============================
CВЯЩЕННИКА:
Благословите, батюшка.
КАhАНАИН:
Орhнеа, Тер.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |