Армянская Апостольская Святая Церковь
Обрядовые особенности Армянской Церкви
СОДЕРЖАНИЕ
Христова и Крещения 6 января
Праздник Рождества Христова Армянская Церковь отмечает 6 января (по старому стилю 19 января) одновременно с Крещением под общим названием Богоявления. Другие же исторические Церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря/7 января, а Крещение - 6/ 19 января.
В древней Церкви с конца III века 6 января отмечался праздник Богоявления. который объединял Рождество и Крещение.
В Риме начиная с 336 года праздник Рождества стал отмечаться 25 декабря. В этот день язычники чествовали непобедимого Бога Солнца (Natalis Solis Invicti), то есть победу света над тьмой, преобладание дня над ночью. Этому языческому празднику христиане Рима противопоставили великий праздник Рождества Солнца Справедливости, Рождества Христова. Вскоре повсюду на Западе Рождество стало отмечаться 25 декабря. Это нововведение постепенно распространилось и на Востоке. Так, с 376 года Рождество стало праздноваться 25 декабря в Антиохии (PG 49, 353). с 433 г. - в Александрии (PG 77, 1433). с 549 г. - в Иерусалиме (PG 88, 197) и т.д. Итак, все Церкви стали отмечать Рождество 25 декабря, а Крещение - 6 января. Только Армянская Церковь сохранила древний обычай празднования Рождества Христова и Крещения в один день - 6 января.
Датой празднования Рождества Христова определяются даты и других праздников, связанных с Рождением Христа:
Обрезание Господне - на восьмой день после Рождества. 13/26 янв. (в Православной Церкви - 1/14 янв.),
Сретение - спустя 40 дней после Рождества, 14/27 фев. (в Православной Церкви - 2/15 фев.).
Благовещение - за 9 месяцев до Рождества Христова, 7/20 апр. (в Православной Церкви - 25 марта/7 апр.).
2. О священном хлебе
Армянская Церковь (согласно с Римскою Церковью) при совершении таинства евхаристии использует пресный хлеб (в отличие от Православной Церкви, в которой используется хлеб квасный).
Согласно толкованию Православной Церкви священный хлеб должен быть "двухсоставным, в таинственное ознаменование соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе (Божеского и человеческого)". В средние века во время христологических споров византийские богословы аналогично объясняли и использование пресного хлеба в Армянской Церкви как обычай. имеющий догматическое значение, а именно как признание во Христе только Божественной природы, и неиспользование закваски как отрицание человеческой природы Христа. Однако и Католическая Церковь. которая имеет Единое с Православной Церковью христологическое учение, при совершении таинства евхаристии использует пресный хлеб.
В действительности же Армянская Церковь не придает использованию пресного хлеба догматического значения, а лишь сохраняет древний обычай.
3. О чаше крови Господней
При совершении таинства евхаристии в Армянской Церкви используется цельное, не разбавленное водою вино. Обычай этот составляет исключительную особенность Армянской Церкви. Все остальные Церкви используют разбавленное водою вино.
Впервые добавление воды в вино ввел епископ Рима Александр (105 -115), объясняя это как воспоминание крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий на кресте (Ин. 19, 34). Постепенно это нововведение распространилось на Западе и в Византии.
Армянская Церковь сохранила старый апостольский обычай. Согласно учению Армянской Церкви, кровь, истекшую из ребра Спасителя, символизирует таинство причащения, а воду - таинство крещения.
4. О Трисвятой песни
Армянская Церковь в Трисвятой песни после слов "Святый Боже.
Святый Крепкий, Святый Бессмертный" добавляет "распныйся за ны". Так как Православная и Католическая Церкви в Трисвятой песни обращаются ко всей Св. Троице и поскольку автором добавления этих слов был монофизит Петр Кнафевс, патриарх Антиохии (471 г.), то в средние века византийцы и католики обвиняли Армянскую Церковь в том, что этим добавлением она выражает идею о страдании на кресте всей Св. Троицы, то есть исповедует теопасхитскую ересь.
Отвергая это обвинение, отцы Армянской Церкви (Матусага в VII в., Хосровик в VIII в., Нерсес Шнорали в XII в.) объясняли, что в Трисвятой песни Ар-мянская Церковь обращается только ко второму Лицу Св. Троицы - Сыну, Который и был распят на кресте. "Конечно, если бы мы, армяне. Трисвятое пение сие воспевали к Трисвятой Троице, то злое и глубочайшее было бы заблуждение прибавлять слово "распятый". Но мы к одному Лицу Сына поем сию песнь и ради величайших благодеяний. Им нам оказанных, относим к Нему слова: Боже и Крепкий, и Бессмертный, плотию распятый за ны, помилуй нас".
5. Крестное Знамение
Крестнoe Знамение означает веру христиан в то, что на Кресте Спасителем было совершено примирение людей с Богом, что Крестом Христовым сокрушена сила дьявола и что по ходатайству Христа мы получим просимое. Христиане верят, что Крестное Знамение избавляет их от дьявольских сил, которые ужасаются Креста Христова.
Армяне осеняют себя троеперстным Крестным Знамением, складывая три первых пальца правой руки щепотью, два других пальца прикладывая к ладони. Правую руку со сложенными пальцами прикладывают сначала к челу, произнося: "Во имя Отца", затем несколько ниже груди: "И Сына", далее к левой стороне груди, произнося: "И Духа", а затем на правую сторону груди, со словами: "Святого". В подтверждение же истинности всего этого, прикладывая ладонь к груди, произносят: "Аминь!"
6. Передовой пост
Передовой пост присущ только Армянской Церкви. Он наступает за три недели до Великого Поста. В старину во время Передового поста разрешалось есть только хлеб с солью. В эти дни также не разрешалось служить св. литургию.
Смысл Передового поста в очищении пяти человеческих органов чувств от языческой скверны. В древней Церкви существовал обычай говеть в течение пяти дней перед крещением. Св. Григорий Просветитель приказывал царю Трдату и другим перед крещением пять дней поститься, чтобы избавляться от беснования. Поэтому Передовой пост называют еще "постом спасения" (от беснования). Согласно преданию. Передовой пост был утвержден св. Григорием Просветителем в память о вышеназванном говений.
Существуют два объяснения названия поста. Он называется Передовым
1. как предтеча Великого Поста и
2. как первый армянский пост.
В пятый день Передового поста (в пятницу) отмечается день памяти пророка Ионы, но не как праздник св. пророка Ионы, а как воспоминание об образце великого покаяния и воздержания.
Иногда по недоразумению Передовой пост назывался постом св. Саргиса, так как в субботу после поста Армянская Церковь отмечает праздник св. Саргиса. В средние века Византийская и Грузинская Церкви обвиняли Армянскую Церковь за Передовой пост, связывая его со св. Саргисом, которому приписывали колдовство. Однако, по свидетельству армянских средневековых писателей, Передовой пост в старину существовал и у греков, и у латинян.
7. Отношение Армянской Церкви к святым иконам
Начиная с Х века учителя Армянской Церкви неоднократно обвиняли византийцев в чрезмерности иконопочитания. Те в свою очередь обвиняли армян в иконоборчестве. Армянскую Церковь в этом обвиняли также сирийцы, грузины, русские и другие. В какой же степени Армянская Церковь была иконоборческой?
В противоборстве с догматическими решениями Халкидона известные представители монофизитства: Филоксен Маббугский, Севир Антиохийский и другие - выражали иконоборческие настроения. Но не приписывалось ли то же самое Армянской Церкви со стороны других из-за того, что ее считали монофизитской? Насколько возможно, чтобы христология Армянской Церкви могла создать иконоборческие настроения?
Изучение христологии Армянской Церкви V-V11I вв. показывает, что она не могла противиться изображению Господа, Богородицы или святых.
Историко-литературные свидетельства и дошедшие до нас памятники культуры доказывают, что в V-VIII вв. в Армянской Церкви широко использовались иконы, создавались фрески, образцы барельефов и миниатюры.
В VI-VI1 вв. предводители Армянской Церкви вели борьбу против иконоборческих тенденций различных сект и религиозных движений.
В IX-XII вв. в различных местах Армении были иконы, имеющие культовое значение, такие, например, как Всеспаситель Авуц Тара (гравюра Х века), изображения Пресвятой Богородицы монастыря Варага (972) и безымянного монастыря княжества Филарета Варажнуни (1071-1166), церкви Сурб Хач Зораворац в Анаварзе (1104), кафедрального собора Тарсона (1197) и многие другие. В те века изображения святых имели широкое распространение и использование в фресках, скульптуре и миниатюре.
При использовании картин, изображающих святых, в Армянской Церкви существовал обряд их освящения.
В Х веке, наряду с подобным положительным отношением к иконам, в лоне Армянской Церкви зарождаются также иконоборческие тенденции. Как объяснить это?
Считаем, что в этом вопросе сыграли роль два главных фактора.
Первый - владычество в Армении арабов (VIII-IX вв.), у которых согласно принципам ислама запрещается изоб-ражение людей. По приказу халифа Езида 11 в 716 г. в Армении уничтожаются все картины с изображением святых и иконопись в Армении сменяется росписью.
Второй фактор - в 843 г., с победой Православия в Византии, "иконопочитание" для армянских церковных кругов стало византийско-церковной особенностью. Известны и догматические противоборства, которые возникли между армянскими и византийскими богословами, и естественно, что в подобных условиях византийцы могли обвинять армян (которые, но всей вероятности, при владычестве арабов забыли иконопочитание) и, с другой стороны. армяне, противоборствующие византийцам, выступили против икон, считая их особенностью Византийской Церкви. Такая позиция доминировала в основном в Шираке, пограничном с Византией районе, в то время как в отдаленных от Византии краях Васпуракане и Сюнике иконы были широко используемы.
Вышеизложенная иконоборческая тенденция начинает изменяться к XI веку.
Уже в начале XII века в трудах hОвhанеса Саркавага окончательно формулируется положительное отношение Армянской Церкви к иконам: иконы помогают верующим приблизиться к Богу. Перед образом Христа следует поклоняться: поклонение должно приносится не веществу изображения, а Самому Христу, а перед изображениями Богородицы и святых поклонение так же должно быть обращено ко Христу, так как и Богородица и святые могут играть только роль посредников.
Перед иконами можно поклоняться только по их освящении.
8. Матах - жертвоприношение
Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви является матах - жертвоприношение; главный смысл его - пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным.
Матах существовал еще во времена Григория Просветителя Армении. После победы над гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе с Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне принес благодарственную жертву Богу, заколов множество животных и раздав их бедным.
С древних времен в Армянской Церкви установился обычай в дни больших праздников, в связи с освящением церквей или хачкаров совершать жертвоприношения.
Жертвоприношение совершается по разным причинам:
- в благодарность Богу за избавление от несчастья или ниспослание благополучия$
- как ходатайство за упокоение душ усопших$
- во искупление грехов и ради спасения души.
Для жертвоприношения необходимо два компонента:
животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола.
Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена - этим также матах отличается от языческого жертвоприношения.
Мясо варится в воде, приправленной солью и только. Как раньше, так и сегодня многие клирики и богословы Сестер Церквей обвиняют Армянскую Церковь за матах, считая его остатком иудаизма, язычества и варварства.
Однако обычай армянского матаха является глубоко человеколюбивым, христианским обычаем, который дает возможность верующим выразить свою любовь к Богу, проявить милосердие, помогая бедным и т.д.
Истоки матаха идут от Авеля, Ноя, Авраама, Исаака и других праотцев. Сам Христос во время тайной вечери вкушал мясо пасхального агнца, который является матахом, завещанным пророком Моисеем.
0
Армянская церковь
Автор
ovik
, 26 апр 2007 23:32
Сообщений в теме: 87
#21
Отправлено 25 июля 2007 - 16:56
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#22
Отправлено 27 июля 2007 - 08:25
Реликвии Армянской Церкви
Армянская Церковь является хранительницей множества реликвий, из которых особо значимы следующие.
Копье СУДЬБЫ , пронзившее ребро Иисуса Христа.
По свидетельству апостола Иоанна, один из воинов пронзил копьем ребро умершего на кресте Иисуса Христа (Ин. 19, 34).
По преданию, это копье было принесено в Армению апостолом Фаддеем. В средние века оно хранилось в монастыре Айриванк, который был переименован в Сурб Гегард (Святого Копья). В настоящее время эта реликвия хранится в Св. Эчмиадзине.
Копьем Католикос Всех Армян освящает св. миро во время мироварения.
Десница св. Григория Просветителя
В Армянской Церкви сохраняются и почитаются мощи святых. Особое место среди них занимает десница св. Григория Просветителя, которая является символом власти Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян.
Десница св. Григория хранится в Св. Эчмиадзине, и ею так же освящается св. миро во время мироварения.
Частица древа Ноева Ковчега
Как сказано в Библии, "остановился ковчег... на горах Араратских" (Быт. 8, 4).
По преданию, в начале IV века епископ Низибииский Иаков (+350) поставил перед собой цель подняться на недоступную вершину горы Арарат для того. чтобы увидеть Ноев Ковчег и взять частицу от него.
После долгих мучительных дней подъема, уснув ночью на покрытом снегом склоне горы, Иаков во сне увидел ангела, подающего ему частицу Ноева Ковчега как награду от Бога за его терпение и веру. Проснувшись и увидев возле себя кусок окаменевшего дерева. Иаков, восславив Бога, пустился в обратный путь.
В настоящее время частица древа Ноева Ковчега хранится в монастыре Св. Эчмиадзина.
В 1766 г. Католикос Всех Армян Симеон Ереваици небольшую часть древа Ковчега отправил в дар Екатерине II, выразив этим благодарность русской императрице за ее заботу об армянском народе.
В Св. Эчмиадзине с почитанием хранятся также мощи св. Иоанна Крестителя, св. Стефана Первомученика. свв. апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного. Фомы и великих святых Церкви Христовой, а также такие святыни, как частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова и частица тернового Венца Спасителя.
Армянская Церковь является хранительницей множества реликвий, из которых особо значимы следующие.
Копье СУДЬБЫ , пронзившее ребро Иисуса Христа.
По свидетельству апостола Иоанна, один из воинов пронзил копьем ребро умершего на кресте Иисуса Христа (Ин. 19, 34).
По преданию, это копье было принесено в Армению апостолом Фаддеем. В средние века оно хранилось в монастыре Айриванк, который был переименован в Сурб Гегард (Святого Копья). В настоящее время эта реликвия хранится в Св. Эчмиадзине.
Копьем Католикос Всех Армян освящает св. миро во время мироварения.
Десница св. Григория Просветителя
В Армянской Церкви сохраняются и почитаются мощи святых. Особое место среди них занимает десница св. Григория Просветителя, которая является символом власти Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян.
Десница св. Григория хранится в Св. Эчмиадзине, и ею так же освящается св. миро во время мироварения.
Частица древа Ноева Ковчега
Как сказано в Библии, "остановился ковчег... на горах Араратских" (Быт. 8, 4).
По преданию, в начале IV века епископ Низибииский Иаков (+350) поставил перед собой цель подняться на недоступную вершину горы Арарат для того. чтобы увидеть Ноев Ковчег и взять частицу от него.
После долгих мучительных дней подъема, уснув ночью на покрытом снегом склоне горы, Иаков во сне увидел ангела, подающего ему частицу Ноева Ковчега как награду от Бога за его терпение и веру. Проснувшись и увидев возле себя кусок окаменевшего дерева. Иаков, восславив Бога, пустился в обратный путь.
В настоящее время частица древа Ноева Ковчега хранится в монастыре Св. Эчмиадзина.
В 1766 г. Католикос Всех Армян Симеон Ереваици небольшую часть древа Ковчега отправил в дар Екатерине II, выразив этим благодарность русской императрице за ее заботу об армянском народе.
В Св. Эчмиадзине с почитанием хранятся также мощи св. Иоанна Крестителя, св. Стефана Первомученика. свв. апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного. Фомы и великих святых Церкви Христовой, а также такие святыни, как частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова и частица тернового Венца Спасителя.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#23
Отправлено 27 июля 2007 - 12:57
Овик джан огромное спасибо. Очень интересно и познавательно. Кстати, об истории Армении и армянского Христианства можно почитать в книгах итальянского Богослова, писателя, специалиста по Восточному Христианству Джоанни Гуайте.
Еще раз спасибо Ов джан
Еще раз спасибо Ов джан
#24
Отправлено 28 июля 2007 - 19:40
Конгрегация мхитаристов:
Автор Мэри ЧОЛАКЯН
Конгрегация мхитаристов:
300 ЛЕТ С ИТАЛИЕЙ
С Конгрегацией мхитаристов в значительной степени связано научное исследование древнеармянской книжности и языка, издание сочинений десятков средневековых авторов, переводы образцов греко-римской и западноевропейской литературы, основание периодических изданий на ашхарабаре.
Мхитар Себастаци - языковед, лексикограф, просветитель, основатель Конгрегации мхитаристов, Родился в малоазийском городе Себастия 7 февраля 1676 года и был наречен Мануком. Имя Мхитар обрел с принятием духовного сана. Начальное образование получил в местной школе при монастыре Сурб Ншан, где в 15-летнем возрасте уже имел сан саркавага (дьякона). Эчмиадзинский архиепископ Микаэл обратил внимание на незаурядные способности юноши и привез его в Эчмиадзин. Однако поиски собственного пути побудили Мхитара направиться в Севанский монастырь в надежде посвятить себя книжности. Но вскоре он вернулся на родину с намерением отправиться в Европу, чтобы создать религиозную конгрегацию, которая будет служить просвещению народа. Однако, добравшись до Кипра, он тяжело заболел и вернулся в Себастию, в монастырь Сурб Ншан, где в 1696 году был посвящен в сан священника. Затем вновь путешествия, преодоление многих трудностей, учительство в Кармирванкском монастыре в окрестностях города Карина. И, наконец, в Константинополе при поддержке латинских священников 8 сентября 1701 года он осуществил свою мечту, основав конгрегацию, которая состояла из 10 членов.
На вопрос о том, что побудило Мхитара Себастаци создать конгрегацию не в лоне собственной Церкви, отвечает историк-медиевист, профессор Паруйр МУРАДЯН:- Чтобы понять значение и место Конгрегации мхитаристов, нужно учесть историческую обстановку, которая сложилась в тот период в Армении. Начало XVII века 1604-1605гг.: шах Аббас депортировал население Восточной Армении в Персию, чтобы, во-первых, армяне занялись там земледелием и торговлей; во-вторых, шах Аббас тем самым хотел помешать Турции утвердиться в Армении, лишив ее войска провианта. С другой стороны, очень многие из армянских средневековых монастырей - очагов культуры и науки - на территории самой Армении не функционировали. А те, которые действовали, давно перестали быть центрами духовной культуры.
В этот период в Константинополе, как и во всей Османской империи и Иране, пропаганда католицизма велась весьма интенсивно. Миссионеры изучали местные языки, создавали школы, занимались врачеванием и т. д.
В создавшейся ситуации армяне в определенном смысле стремились к общению с этой средой. В самом Константинополе уже образовалась католическая община, патриархи силой упразднялись, избирались вновь по несколько раз. Турки поощряли то одних, то других, в зависимости от собственных интересов. Мхитар Себастаци понял, что в такой обстановке в одиночку бороться невозможно. Он создал в Константинополе конгрегацию. Днем ее члены занимались типографским делом, а вечерами изучали основы католицизма. Столкновения с армянами традиционной конфессиональной ориентации убедили Мхитара Себастаци покинуть Константинополь со своими сподвижниками. Сперва они попытались обосноваться на Кипре, однако это решение было отклонено, ибо Кипр был изолирован от культурных центров, крупных типографий.
В 1706 году Мхитар перевозит конгрегацию в город Медон, который в то время подчинялся Венеции. Здесь он обучал своих учеников армянскому языку и древней армянской книжности. Но и тут возможность общения с культурным миром была ограничена, а когда в 1715 году началась война между турками и венецианцами, он перевел конгрегацию в Венецию. С Венецианской республикой благоприятные отношения сложились еще во времена Киликийской Армении. Там уже была армянская церковь; именно там армянский первопечатник Акоп Мегапарт еще в 1512 году выпустил первую книгу на армянском языке.
В 1717 году Римский Папа, понимая, что конгрегация может быть полезна в деле распространения католичества среди лишенного государственности армянского народа, особой грамотой отдал в ее распоряжение остров Святого Лазаря, находящийся недалеко от Венеции. Мхитар Себастаци, пользуясь благосклонным отношением некоторых венецианских дожей и самого Римского Папы, в качестве исключения добился осуществления армянообрядного богослужения (литургия на армянском языке и по армянскому обряду).
В первый период члены конгрегации занимались переводами трудов выдающихся мыслителей, где представлено Богословие Католической Церкви. Мхитар Себастаци явился первым автором Айказянского словаря, редактором и издателем Библии на армянском языке, издателем научных текстов. Он написал и опубликовал "Грамматику древнеармянского айказянского языка". Видя, что народ не понимает грабар, создал такие труды, как "Вопрошение о грамматике и ее частях", "Риторику". Он проложил путь очищения языка от заимствований. По его пути пошли последующие грамматики. Грамматика Мхитара дважды была переведена на грузинский язык и составлена первая грамматика грузинского языка.
Велика роль Мхитара Себастаци в развитии армянского языкознания, армянской культуры. Он составил программу, которую осуществляли и продолжили его ученики. В частности, новый Айказянский словарь создан на основе "Словаря" Мхитара. Среди выдающихся его последователей можно назвать первого армянского археолога и географа Гукаса Инчичяна, основателя армянской риторики Степаноса Агонца, ставшего впоследствии главой конгрегации, историка Микаэла Чамчяна, автора трехтомной капитальной "Истории Армении", особая заслуга которого состоит еще и в создании трудов по армянской грамматике на турецком языке армянскими буквами, поскольку армяне турецкой провинции все более становились тюркоязычными.
В 1789 году Конгрегации удалось открыть на острове Св. Лазаря типографию, которая со временем стала одной из лучших типографий Италии. За последующие 200 лет в этой типографии печатались сотни книг по искусству, географии, истории и филологии, официальный орган Мхитаристской конгрегации Венеции - журнал "Базмавеп" (с 1843 года по сей день) и иллюстрированный "Гегуни". Многие члены конгрегации, бывая в армянских областях, наряду с просветительской миссией занимались проповедничеством, однако основным направлением деятельности Мхитара Себастаци было письменное слово, издание книг, то есть просвещение.
Роль Мхитара Себастаци в истории развития армянского языкознания, армянской культуры не исчерпывается его оригинальными трудами. Кроме монастырских школ, действующих на острове Св. Лазаря и в Вене, мхитаристы имели школы во многих городах, где проживало большое число армян.
Мхитаристы сыграли неоценимую роль в собирании и издании образцов древнеармянской книжности. В монастырях Венеции и Вены хранятся тысячи рукописей, десятки тысяч древнейших изданий и изданных в наши дни армянских книг. Они издали сочинения почти всех выдающихся представителей древнеармянской словесности - Агатангелоса, Корюна, Фавстоса Бузанда, Хоренаци, Езника, Егише, Лазаря Парпеци, Ована Мандакуни, Григора Нарекаци, Нерсеса Шнорали и многих других.
Мхитаристы перевели и издали лучшие образцы классической литературы: "Илиаду" и "Одиссею" Гомера, 6 томов "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха, "Воспитание Кира" Ксенофонта, сочинения Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия, трагедии Софокла, басни Эзопа, "Божественную комедию" Данте, "Потерянный рай" Мильтона, "Манфред" Байрона, трагедии Расина, Корнеля и многое другое.
Архиепископ Магакия Орманян - видный богослов и священнослужитель, арменовед и историк, публицист и общественный деятель, автор многих трудов - так оценивал в конце XIX века вклад Мхитара Себастаци в дело сохранения и развития армянской культуры: "Мхитар Себастаци был ревностным поборником прогресса с широкими взглядами. Он решил основаться на острове Сан-Лазаро близ Венеции в 1717 году.(В тот год Ватикан признал Мхитара как аббата Ордена Мхитаристов на острове Св. Лазаря.) Мхитар должен был подчиниться требованиям римской курии, чтобы иметь возможность всецело посвятить себя делу умственной культуры. Он благоразумно воздержался от участия в деле пропаганды. Эта тактика, столь согласная с интересами армянского народа, была традиционной во всей этой общине в течение XVIII века, но с тех пор другие взгляды восторжествовали в ее лоне. Тем не менее нам приятно воздать должное услугам, оказанным армянам последователями Мхитара в Венеции и Вене, которые столько сделали для обогащения армянского языка и литературы".
- Да, - продолжил свой рассказ Паруйр Мамбреевич, - конгрегация, основанная Мхитаром Себастаци, в армянской среде вызвала определенную реакцию. Ее интенсивная культурная деятельность заставила представителей Армянской Апостольской Церкви подумать о возрождении культурных центров в Армении. На этой основе и была создана Армашская школа (в Западной Анатолии). Дух соревнования побудил Эчмиадзинских деятелей превратить Геворкяновскую школу в Академию.
Наличие Конгрегации мхитаристов вызвало активность и в Новой Джульфе: в 1600-е годы армяне основали там монастырь, в котором Хачатур Кесареци создал типографию, издавал книги и направил в Венецию своих учеников. Армянский первопечатник Воскан Ереванци из Новой Джульфы переселился в Амстердам, где в 1666 году армянами была создана первая типография.
Благодаря патриотизму, последовательности ее главы, Конгрегация мхитаристов внесла огромный вклад в сохранение и развитие армянской культуры; собрала ценнейшие произведения культуры от Древнего Египта до современности - более 3 тысяч редких рукописей, которые сегодня хранятся в Музее мхитаристов Венеции и Вены. Это огромное духовное и художественное достояние. До конца XIX века мхитаристы были лучшими исследователями арменистики и к ним ездили европейцы, чтобы получить образование в этой области.
Мхитар Себастаци - основатель арменистики, это величина, которая своим масштабом, значимостью может быть сопоставима лишь с Месропом Маштоцем, его деятельность - поворотный пункт армянской культуры.
С 1998 года в Армении действует представительство Конгрегации мхитаристов. Мне удалось встретиться с его главой, вот что рассказал отец Овсеп ПЕГЕСНИЛЯН:
- Мы всегда считали необходимым свое присутствие в Армении, но, к сожалению, это стало возможным лишь после обретения Арменией независимости.
Основной целью мхитаристов всегда была культура и духовная деятельность. Мы стремимся привнести свое участие в общенациональное дело. И хотя мы из лона католицизма, однако разлад с Армянской Апостольской Церковью никогда не был нашей целью. Напротив, с первых же дней у нас сложились тесные отношения, и мы сочли необходимым покровительство Первопрестольного Святого Эчмиадзина в Армении, так как наша главная цель - духовное служение.
Наш Центр в Армении принимал активное участие в организации празднования 300-летия Конгрегации мхитаристов. В 2005 году большую работу осуществил наш отец Арутюн Пзтикян в организации и проведении Дней дружбы Армении и Италии. Несколько лет назад в селе Чоратан Тавушского района мы создали культурный центр, в котором действуют кружки, где дети бесплатно занимаются рисованием, спортом, шахматами, музыкой, рукоделием, изучают компьютер и т. д. Думая о будущем, открыли в Ереване семинарию. Здесь дети получают образование и участвуют в религиозных обрядах, дабы стать продолжателями дела мхитаристов, которые на протяжении всей своей 300-летней истории и сегодня служат своему народу. У нас обучаются около 20 человек, в том числе и дети из Джавахка. Учебный процесс длится пять лет: 2 года - углубленное изучение философии и три года - богословия. После чего они будут направлены для специализации в Италию.
Вся эта деятельность и вера строятся на союзе наших Церквей во имя культурного и духовного развития, через которое достигается понимание Единства Церкви Христовой. Надеемся, что этим мирным и братским путем мы являем пример всем тем религиозным организациям, которые пытаются "предложить" Армении духовную службу, не понимая, что армянский народ всегда бережно и трепетно относился к Армянской Апостольской Святой Церкви.
Автор Мэри ЧОЛАКЯН
Конгрегация мхитаристов:
300 ЛЕТ С ИТАЛИЕЙ
С Конгрегацией мхитаристов в значительной степени связано научное исследование древнеармянской книжности и языка, издание сочинений десятков средневековых авторов, переводы образцов греко-римской и западноевропейской литературы, основание периодических изданий на ашхарабаре.
Мхитар Себастаци - языковед, лексикограф, просветитель, основатель Конгрегации мхитаристов, Родился в малоазийском городе Себастия 7 февраля 1676 года и был наречен Мануком. Имя Мхитар обрел с принятием духовного сана. Начальное образование получил в местной школе при монастыре Сурб Ншан, где в 15-летнем возрасте уже имел сан саркавага (дьякона). Эчмиадзинский архиепископ Микаэл обратил внимание на незаурядные способности юноши и привез его в Эчмиадзин. Однако поиски собственного пути побудили Мхитара направиться в Севанский монастырь в надежде посвятить себя книжности. Но вскоре он вернулся на родину с намерением отправиться в Европу, чтобы создать религиозную конгрегацию, которая будет служить просвещению народа. Однако, добравшись до Кипра, он тяжело заболел и вернулся в Себастию, в монастырь Сурб Ншан, где в 1696 году был посвящен в сан священника. Затем вновь путешествия, преодоление многих трудностей, учительство в Кармирванкском монастыре в окрестностях города Карина. И, наконец, в Константинополе при поддержке латинских священников 8 сентября 1701 года он осуществил свою мечту, основав конгрегацию, которая состояла из 10 членов.
На вопрос о том, что побудило Мхитара Себастаци создать конгрегацию не в лоне собственной Церкви, отвечает историк-медиевист, профессор Паруйр МУРАДЯН:- Чтобы понять значение и место Конгрегации мхитаристов, нужно учесть историческую обстановку, которая сложилась в тот период в Армении. Начало XVII века 1604-1605гг.: шах Аббас депортировал население Восточной Армении в Персию, чтобы, во-первых, армяне занялись там земледелием и торговлей; во-вторых, шах Аббас тем самым хотел помешать Турции утвердиться в Армении, лишив ее войска провианта. С другой стороны, очень многие из армянских средневековых монастырей - очагов культуры и науки - на территории самой Армении не функционировали. А те, которые действовали, давно перестали быть центрами духовной культуры.
В этот период в Константинополе, как и во всей Османской империи и Иране, пропаганда католицизма велась весьма интенсивно. Миссионеры изучали местные языки, создавали школы, занимались врачеванием и т. д.
В создавшейся ситуации армяне в определенном смысле стремились к общению с этой средой. В самом Константинополе уже образовалась католическая община, патриархи силой упразднялись, избирались вновь по несколько раз. Турки поощряли то одних, то других, в зависимости от собственных интересов. Мхитар Себастаци понял, что в такой обстановке в одиночку бороться невозможно. Он создал в Константинополе конгрегацию. Днем ее члены занимались типографским делом, а вечерами изучали основы католицизма. Столкновения с армянами традиционной конфессиональной ориентации убедили Мхитара Себастаци покинуть Константинополь со своими сподвижниками. Сперва они попытались обосноваться на Кипре, однако это решение было отклонено, ибо Кипр был изолирован от культурных центров, крупных типографий.
В 1706 году Мхитар перевозит конгрегацию в город Медон, который в то время подчинялся Венеции. Здесь он обучал своих учеников армянскому языку и древней армянской книжности. Но и тут возможность общения с культурным миром была ограничена, а когда в 1715 году началась война между турками и венецианцами, он перевел конгрегацию в Венецию. С Венецианской республикой благоприятные отношения сложились еще во времена Киликийской Армении. Там уже была армянская церковь; именно там армянский первопечатник Акоп Мегапарт еще в 1512 году выпустил первую книгу на армянском языке.
В 1717 году Римский Папа, понимая, что конгрегация может быть полезна в деле распространения католичества среди лишенного государственности армянского народа, особой грамотой отдал в ее распоряжение остров Святого Лазаря, находящийся недалеко от Венеции. Мхитар Себастаци, пользуясь благосклонным отношением некоторых венецианских дожей и самого Римского Папы, в качестве исключения добился осуществления армянообрядного богослужения (литургия на армянском языке и по армянскому обряду).
В первый период члены конгрегации занимались переводами трудов выдающихся мыслителей, где представлено Богословие Католической Церкви. Мхитар Себастаци явился первым автором Айказянского словаря, редактором и издателем Библии на армянском языке, издателем научных текстов. Он написал и опубликовал "Грамматику древнеармянского айказянского языка". Видя, что народ не понимает грабар, создал такие труды, как "Вопрошение о грамматике и ее частях", "Риторику". Он проложил путь очищения языка от заимствований. По его пути пошли последующие грамматики. Грамматика Мхитара дважды была переведена на грузинский язык и составлена первая грамматика грузинского языка.
Велика роль Мхитара Себастаци в развитии армянского языкознания, армянской культуры. Он составил программу, которую осуществляли и продолжили его ученики. В частности, новый Айказянский словарь создан на основе "Словаря" Мхитара. Среди выдающихся его последователей можно назвать первого армянского археолога и географа Гукаса Инчичяна, основателя армянской риторики Степаноса Агонца, ставшего впоследствии главой конгрегации, историка Микаэла Чамчяна, автора трехтомной капитальной "Истории Армении", особая заслуга которого состоит еще и в создании трудов по армянской грамматике на турецком языке армянскими буквами, поскольку армяне турецкой провинции все более становились тюркоязычными.
В 1789 году Конгрегации удалось открыть на острове Св. Лазаря типографию, которая со временем стала одной из лучших типографий Италии. За последующие 200 лет в этой типографии печатались сотни книг по искусству, географии, истории и филологии, официальный орган Мхитаристской конгрегации Венеции - журнал "Базмавеп" (с 1843 года по сей день) и иллюстрированный "Гегуни". Многие члены конгрегации, бывая в армянских областях, наряду с просветительской миссией занимались проповедничеством, однако основным направлением деятельности Мхитара Себастаци было письменное слово, издание книг, то есть просвещение.
Роль Мхитара Себастаци в истории развития армянского языкознания, армянской культуры не исчерпывается его оригинальными трудами. Кроме монастырских школ, действующих на острове Св. Лазаря и в Вене, мхитаристы имели школы во многих городах, где проживало большое число армян.
Мхитаристы сыграли неоценимую роль в собирании и издании образцов древнеармянской книжности. В монастырях Венеции и Вены хранятся тысячи рукописей, десятки тысяч древнейших изданий и изданных в наши дни армянских книг. Они издали сочинения почти всех выдающихся представителей древнеармянской словесности - Агатангелоса, Корюна, Фавстоса Бузанда, Хоренаци, Езника, Егише, Лазаря Парпеци, Ована Мандакуни, Григора Нарекаци, Нерсеса Шнорали и многих других.
Мхитаристы перевели и издали лучшие образцы классической литературы: "Илиаду" и "Одиссею" Гомера, 6 томов "Сравнительных жизнеописаний" Плутарха, "Воспитание Кира" Ксенофонта, сочинения Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия, трагедии Софокла, басни Эзопа, "Божественную комедию" Данте, "Потерянный рай" Мильтона, "Манфред" Байрона, трагедии Расина, Корнеля и многое другое.
Архиепископ Магакия Орманян - видный богослов и священнослужитель, арменовед и историк, публицист и общественный деятель, автор многих трудов - так оценивал в конце XIX века вклад Мхитара Себастаци в дело сохранения и развития армянской культуры: "Мхитар Себастаци был ревностным поборником прогресса с широкими взглядами. Он решил основаться на острове Сан-Лазаро близ Венеции в 1717 году.(В тот год Ватикан признал Мхитара как аббата Ордена Мхитаристов на острове Св. Лазаря.) Мхитар должен был подчиниться требованиям римской курии, чтобы иметь возможность всецело посвятить себя делу умственной культуры. Он благоразумно воздержался от участия в деле пропаганды. Эта тактика, столь согласная с интересами армянского народа, была традиционной во всей этой общине в течение XVIII века, но с тех пор другие взгляды восторжествовали в ее лоне. Тем не менее нам приятно воздать должное услугам, оказанным армянам последователями Мхитара в Венеции и Вене, которые столько сделали для обогащения армянского языка и литературы".
- Да, - продолжил свой рассказ Паруйр Мамбреевич, - конгрегация, основанная Мхитаром Себастаци, в армянской среде вызвала определенную реакцию. Ее интенсивная культурная деятельность заставила представителей Армянской Апостольской Церкви подумать о возрождении культурных центров в Армении. На этой основе и была создана Армашская школа (в Западной Анатолии). Дух соревнования побудил Эчмиадзинских деятелей превратить Геворкяновскую школу в Академию.
Наличие Конгрегации мхитаристов вызвало активность и в Новой Джульфе: в 1600-е годы армяне основали там монастырь, в котором Хачатур Кесареци создал типографию, издавал книги и направил в Венецию своих учеников. Армянский первопечатник Воскан Ереванци из Новой Джульфы переселился в Амстердам, где в 1666 году армянами была создана первая типография.
Благодаря патриотизму, последовательности ее главы, Конгрегация мхитаристов внесла огромный вклад в сохранение и развитие армянской культуры; собрала ценнейшие произведения культуры от Древнего Египта до современности - более 3 тысяч редких рукописей, которые сегодня хранятся в Музее мхитаристов Венеции и Вены. Это огромное духовное и художественное достояние. До конца XIX века мхитаристы были лучшими исследователями арменистики и к ним ездили европейцы, чтобы получить образование в этой области.
Мхитар Себастаци - основатель арменистики, это величина, которая своим масштабом, значимостью может быть сопоставима лишь с Месропом Маштоцем, его деятельность - поворотный пункт армянской культуры.
С 1998 года в Армении действует представительство Конгрегации мхитаристов. Мне удалось встретиться с его главой, вот что рассказал отец Овсеп ПЕГЕСНИЛЯН:
- Мы всегда считали необходимым свое присутствие в Армении, но, к сожалению, это стало возможным лишь после обретения Арменией независимости.
Основной целью мхитаристов всегда была культура и духовная деятельность. Мы стремимся привнести свое участие в общенациональное дело. И хотя мы из лона католицизма, однако разлад с Армянской Апостольской Церковью никогда не был нашей целью. Напротив, с первых же дней у нас сложились тесные отношения, и мы сочли необходимым покровительство Первопрестольного Святого Эчмиадзина в Армении, так как наша главная цель - духовное служение.
Наш Центр в Армении принимал активное участие в организации празднования 300-летия Конгрегации мхитаристов. В 2005 году большую работу осуществил наш отец Арутюн Пзтикян в организации и проведении Дней дружбы Армении и Италии. Несколько лет назад в селе Чоратан Тавушского района мы создали культурный центр, в котором действуют кружки, где дети бесплатно занимаются рисованием, спортом, шахматами, музыкой, рукоделием, изучают компьютер и т. д. Думая о будущем, открыли в Ереване семинарию. Здесь дети получают образование и участвуют в религиозных обрядах, дабы стать продолжателями дела мхитаристов, которые на протяжении всей своей 300-летней истории и сегодня служат своему народу. У нас обучаются около 20 человек, в том числе и дети из Джавахка. Учебный процесс длится пять лет: 2 года - углубленное изучение философии и три года - богословия. После чего они будут направлены для специализации в Италию.
Вся эта деятельность и вера строятся на союзе наших Церквей во имя культурного и духовного развития, через которое достигается понимание Единства Церкви Христовой. Надеемся, что этим мирным и братским путем мы являем пример всем тем религиозным организациям, которые пытаются "предложить" Армении духовную службу, не понимая, что армянский народ всегда бережно и трепетно относился к Армянской Апостольской Святой Церкви.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#25
Отправлено 29 июля 2007 - 11:58
Армянская Церковь участвует в собрании молодых представителей Европейского экуменического конгресса
Армянская Апостольская Церковь участвует в собрании молодых представителей Второго всеевропейского экуменического конгресса, открывшемся в пятницу в швейцарском городе Сент-Морис.
Как сообщили в пятницу в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина, по благословению Католикоса Всех Армян Гарегина II армянскую церковь в собрании представят заместитель главы Канцелярии Первопрестольного Св. Эчмиадзина, иеромонах Месроп Парсамян и сотрудница отдела межцерковных отношений Гаяне Алексанян.
Как передает HAYINFO.ru со ссылкой на сообщение «Новости-Армения»,в ходе собрания, 35 представителей европейских церквей обсудят формат участия молодежи во Втором всеевропейском экуменическом конгрессе и волнующие ее насущные проблемы.
Второй всеевропейский экуменический конгресс пройдет в румынском городе Сибиу в сентябре.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#26
Отправлено 30 июля 2007 - 12:39
Палчян Левон Карапет Абрамович.
Родился 27 сентября 1908 года в Румынии. В 1943 году принял монашество и сан архимандрита, с 1951 года - епископ.
Позднее - глава армянской церкви в Румынии и Болгарии.
29 сентября 1955 года был избран Патриархом и Католикосом всех армян, став 130-м главой Армянской Григорианской Церкви.
Верховный Патриарх и Католикос всех армян, глава одной из древнейших Церквей мира - Армянской Апостольской Церкви. Крупнейший духовный и национальный деятель эпохи Советской Армении. Покровитель, тонкий и глубокий знаток искусства. Благодаря его Пастырской опёке для мира были спасены и отданы в дар многие выдающиеся явления современной армянской культуры.
Более того, благодаря ему был спасён целый пласт армянской культуры - пласт духовной культуры, тесно и неразрывно связанный с национальной христианской традицией, заложенной святыми Месропом и Сааком, продолженной Сюнеци, Нарекаци, Пахлавуни и Шнорали, венцом которой явился Комитас.
Вазген I не только не дал умереть этой Великой Духовной Цивилизации, он сумел продолжить её развитие и передать нам - её современным наследникам.
Вазген I один из самых первых кто поддержал идею создания профессионального армянского камерного хора в Москве, благословил всех организаторов и участников, дал высокую оценку его исполнительскому искусству. Выделил из фондов Святого Эчмиадзина значительную денежную сумму на поддержку коллектива, явившись одним из первых спонсоров хора. Вплоть до своей кончины активно поддерживал его деятельность.
После смерти Католикоса всех армян Вазгена I 18 августа 1994 года началась подготовка к выборам нового Католикоса.
Армянская Церковь разделилась по отношению к советской власти в конце 50-х годов. Антилия (Киликия) отделилась и начала утверждать свои епархии в Эчмиадзинских епархиях - в основном в диаспоре (США, Канада, Франция).
Сейчас Армянская Церковь продолжает оставаться разделенной на 2 части - Эчмиадзинскую и Киликийскую, имеющую попрежнему большое влияние в диаспоре.
Однако за последние годы благодаря усилиям Католикоса всех армян Вазгена I (Эчмиадзин) и Католикоса Гарегина II (Киликия) между двумя епархиями началось сближение.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#27
Отправлено 30 июля 2007 - 18:22
Церковь без креста
Церковь без креста/HAYINFO-Армения/Согласно последней переписи, неармянское население Армении составляет менее 10%. Но как ни странно, в мононациональной стране наблюдается обилие религиозных групп. А ведь, казалось бы, одна нация - одна религия.
Недавно у центрального корпуса Ереванского госуниверситета девушка лет 25-и попросила уделить ей для разговора минут пять. Я согласился.
- Вы верите в Бога? - был ее первый вопрос.
Я смекнул, что к чему, но было уже поздно.
- Верю, - ответил я.
Тут она вытащила из сумочки какие-то журналы с улыбающимися счастливыми лицами на обложке, принялась убеждать, что я обязательно должен их прочесть и что Христос все перевернул с ног на голову в Иерусалиме. Девушка была миловидной, и грубить ей не хотелось, но не желал я и продолжения нудного разговора со свидетельницей Иеговы. . .
И вы поймете, что до сих пор веровали неправильно, - закончила она свой длинный монолог.
- Вы меня не поняли: я сатанист, - выпалил я.
Девушка обомлела, и я поспешил ретироваться. Иного способа избежать промывания мозгов не было. Подавляющее большинство людей, правда, на моем месте поступают не столь деликатно. В основном двери перед носом "свидетелей" с треском закрываются, нередко при этом слышится отборная нецензурщина. А ведь их очень много, подобных "миссионеров", как старых, так и молодых. И плоды их деятельности бывают неоднозначными.
Как-то я наткнулся на похоронную процессию с закрытым гробом. В толпе заметил знакомых и поинтересовался, почему гроб закрыт.
- Самоубийц полагается так хоронить, - ответили мне.
Выяснилось, что самоубийце было тридцать лет и был он достаточно богат. На вопрос, что же его вынудило так поступить, мне ответили: "у него нашли какие-то непонятные книги" и "дом и все остальное он оставил непонятно кому". Этим "непонятно кто", как я потом узнал, оказалась самая что ни на есть обычная секта. Очевидно, покойный убоялся конца света и поспешил перед смертью избавиться от своего имущества, чтобы заслужить спасение.
Как правило, сами сектанты живут в надежде на приход "небесного правительства". Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны и в грядущей битве между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов. "Пророк" иеговизма, некто Ч. Рассел, автор "Толкования на Библию" - многотомного произведения, своеобразной святой книги "свидетелей" - был семь раз осужден за изнасилование и кончил дни в начале прошлого столетия в лечебнице для душевнобольных в США. Но, как ни странно, "учение" этого человека живет и ряды его последователей пополняются день ото дня. В основном на удочку "свидетелей" попадаются люди, для которых секта становится последней надеждой.
Человеку, не искушенному в теологии, тезисы иеговизма (как и других сект) могут показаться довольно привлекательными, более того, могут быть приняты за чистую монету. В основном на это пропаганда и рассчитана. Проповедники иеговизма (хотя это уголовно наказуемо) ходят по домам, нередко их можно встретить и в городских парках в поисках объекта охмурения. Правда, встречаются и такие, которые сами не верят в то, что проповедуют, отличаясь элементарным незнанием Библии. Это особый разряд проповедников: за каждого нового члена секты им обещано финансовое вознаграждение. Стоит заметить, что рядовой член секты должен иметь при себе ровно столько денег, сколько необходимо, чтобы не умереть с голоду, остальное же - на нужды общего дела. При этом весьма интересен быт рядового иеговиста: категорически отрицаются все общепринятые праздники, даже традиционно пышно празднуемый у армян Новый год.
Институт сектантства в Армении одними "свидетелями", естественно, не ограничивается, действуют еще и так называемые "пятидесятники" и "мормоны".
- Пойдешь в церковь и поставишь за меня свечку, - как-то сказал я одной своей знакомой, о которой, казалось бы, знал почти все.
- Я не ставлю свечей. . .
Выяснилось, что моей знакомой ни в коем случае нельзя переливать кровь, "нельзя ставить свечей. А крест - простое орудие убийства, поэтому лучше ходить в церковь, где нет креста". Церковь в данном случае - любое помещения, пригодное для собраний. Сколько таких "церквей" у нас на сегодняшний день, никто не знает.Передает газета «Голос Армении».
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#28
Отправлено 31 июля 2007 - 18:58
Армянские церкви в Грузии действуют де-факто
Армянские церкви в Грузии действуют де-факто/HAYINFO-Армения/Армянских действующих церквей в Грузии стало меньше - ранее их число достигало 600, но и оставниеся сегодня находятся в плачевном, полуразрушенном состоянии. Об этом,как передает "Panorama.am", сообщил священник Тер-Нарек Гушчян.
В Тбилиси сегодня действует одна Армянская апостольская церковь Св. Геворка. Она была основана еще в 16 веке, однако по сей день действует де-факто. “Государство не признает нас в качестве юридического лица”, - сказал Тер-Нарек, подчеркивая, что решение данного вопроса правительство оставляет на усмотрение грузинской церкви, а та, в свою очередь, передает ее правительству, и таким образом вопрос остается нерешенным.
Согласно источнику Тер-Нарек отметил, что решением вопроса также занимается руководство Первопрестольного Св. Эчмиадзина, однако проблема останется до тех пор, пока в Грузии не примут закон “О свободе вероисповедания”. “Мы работаем в данном направлении, поскольку положительное решение этого вопроса является гарантией сохранения и развития деятельности нашей церкви”, - подчеркнул Тер-Гушчян.
Армянские церкви в Грузии действуют де-факто/HAYINFO-Армения/Армянских действующих церквей в Грузии стало меньше - ранее их число достигало 600, но и оставниеся сегодня находятся в плачевном, полуразрушенном состоянии. Об этом,как передает "Panorama.am", сообщил священник Тер-Нарек Гушчян.
В Тбилиси сегодня действует одна Армянская апостольская церковь Св. Геворка. Она была основана еще в 16 веке, однако по сей день действует де-факто. “Государство не признает нас в качестве юридического лица”, - сказал Тер-Нарек, подчеркивая, что решение данного вопроса правительство оставляет на усмотрение грузинской церкви, а та, в свою очередь, передает ее правительству, и таким образом вопрос остается нерешенным.
Согласно источнику Тер-Нарек отметил, что решением вопроса также занимается руководство Первопрестольного Св. Эчмиадзина, однако проблема останется до тех пор, пока в Грузии не примут закон “О свободе вероисповедания”. “Мы работаем в данном направлении, поскольку положительное решение этого вопроса является гарантией сохранения и развития деятельности нашей церкви”, - подчеркнул Тер-Гушчян.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#29
Отправлено 05 августа 2007 - 08:00
Армянская Апостольская Церковь в Российской Федерации
Езрас НерсисянВ России Армянская Апостольская Церковь представлена Ново-Нахичеванской и Российской епархией с центром в Москве. В ее состав входят около 40 общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории России.
Главой епархии является патриарший Экзарх (в настоящее время v епископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры. Адрес: г. Москва, переулок Чернышевского, д. 6 стр. 2; телефон: 284-52-47.
В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется строительство армянского храма в Латвии (Рига).
В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (адрес викарного совета: г. Сочи, ул. Пластунская, д. 142), Ростовский и Западный.
К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий.
В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Воссоздание северокавказских армянских храмов осуществляется при активной поддержке Русской Православной Церкви.
Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Так, из 7 армянских церквей Ростова-на-Дону сохранились только одна кладбищенская церковь и здание монастырского храма Сурб Хач, в котором размещается Музей русско-армянской дружбы, где в настоящее время проводятся праздничные богослужения.
Большую ценность для Армянской Апостольской Церкви представляют храмы в армянских селах Шаумянского района Ростовской области, построенные еще в шестидесятых годах XIX века. Из них только один храм сохранился в хорошем состоянии, а все остальные нуждаются в серьезных ремонтно-восстановительных работах.
Западный викариат Армянской Апостольской Церкви включает в себя церковные общины Москвы и Санкт-Петербурга. К настоящему времени петербургские армянские храмы уже возвращены Церкви. В Москве два из трех армянских храмов были уничтожены в советский период, и единственным действующий храмом является храм Святого Воскресения на Армянском кладбище в Ваганьково (тел.: 255-50-19).
Ввиду значительного роста армянского населения России возникает необходимость в строительстве армянских храмов даже в тех регионах Российской Федерации, где их ранее никогда не было.
Строительство армянских храмов ведется в ряде городов Сибири (Омске, Томске, Красноярске). Вследствие этого в недалеком будущем вполне возможно создание новых викариатов в составе Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской Апостольской Церкви.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#30
Отправлено 18 августа 2007 - 17:52
В Эчмиадзине перезахоронен прах армянского
благотворителя Алека Манукяна.
17 июля 2007 г.
В Первопрестольном Святом Эчмиадзине перезахоронен прах выдающегося армянского благотворителя, пожизненного председателя Армянского Всеобщего Благотворительного Союза (AGBU) Алека Манукяна и его супруги Мари Манукян. Супруги Манукян погребены напротив музея-сокровищницы Святого Эчмиадзина, построенного на их средства.
Высшим духовенством Армянской Апостольской Церкви во главе с Католикосом всех армян Гарегином II была совершена панихида.
«Имена Алека и Мари Манукян неразрывно связаны с историей Первопрестольного Святого Эчмиадзина», также как их жизнь была неразрывно связана с миссией Святого Эчмиадзина», — сказал на церемонии Предстоятель Армянской Церкви. По его словам, трудно найти событие в национальной и церковной жизни армянского народа второй половины XX века, которое не было бы связано с именем Алека Манукяна.
«Родина по достоинству оценила служение Алека Манукяна, наградив его почетным званием Национальный Герой Республики Армения», — сказал Гарегин II.
Католикос всех армян подчеркнул, что пример патриотизма и любви к церкви Алека Манукяна должны вдохновить новые поколения, чтобы они с той же любовью и преданностью обустраивали Отчизну, укрепляя ее для благоустроенной, мирной и обеспеченной жизни народа.
«Из поколения в поколения люди будут посещать воздвигнутый на его средства музей-сокровищницу, построенные и отреставрированные церкви, учиться в построенных им учебных заведениях, вдохновляясь примером людей, рожденных смертными, но оставивших бессмертную память», — отметил Гарегин II.
По его словам, сегодня дело Алека и Мари Манукян продолжают их дети — Ричард и Луиз Симон Манукяны.
Знаменитый армянский бизнесмен и филантроп Алек Манукян родился в 1901 году в городе Смирна (Измир, Турция). В девятнадцать лет эмигрировал в США. В 1924 году обосновался в Детройте, где основал свою собственную компанию, ставшую транснациональной Masco Corporation с годовой прибылью более 3 миллиардов долларов США. В 1953 году был избран международным президентом AGBU и занимал эту должность свыше 30 лет. В 1970 году, после 17 лет руководства, в течение которого капиталовложения AGBU возросли с 8 до 50 миллионов долларов США, Манукян был избран пожизненным президентом Ассамблеи. В 1989 году его избрали почетным пожизненным президентом, и его дело продолжила его дочь Луиз Манукян. К тому времени состояние AGBU превосходило 120 млн. долларов.
Кроме финансирования в американские госпитали, музеи, библиотеки, университеты, школы и другие благотворительные организации, Алек Манукян и его жена Мари Манукян осуществили крупные вложения во множество школ национальных центров и церквей во всей диаспоре: в США, Канаде, Австралии, Голландии, Аргентине, Уругвае, Израиле, Ливане, Иране.
Алек Манукян регулярно финансировал армянские учебные программы в многочисленных университетах США. В течение своей жизни Манукян вложил в многочисленные благотворительные, религиозные, культурные и образовательные организации порядка 90 миллионов долларов США. За благотворительность Манукяну вручены многочисленные армянские и международные награды и ордена.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |