
Еще немного об Энцо Феррари. Факты из его жизни...
"Чтобы понять, каким он был человеком, этот Энцо Феррари, приведем еще несколько фактов из его жизни. Всю свою жизнь Энцо прожил с единственной женой, считая брак священным. И все, кроме нее, знали о второй его семье, где Энцо отдыхал и душой, и телом. Лину, любовницу на всю жизнь, Энцо завел еще до рождения сына. Не отказывал себе Энцо и в мимолетных радостях. Законный сын Феррари — Дино был обречен с малых лет: мышечная дистрофия, рассеянный склероз. Он умер двадцати семи лет от роду. Но только после смерти жены Энцо Феррари узаконил свою вторую семью, дал сыну Пьеро свою фамилию и сделал его наследником. Но в его способностях быть лидером, генератором идей отец сильно сомневался и был прав: Пьеро унаследовал кротость и безропотность матери, прожившей всю жизнь любовницей.
Феррари боялся только одного человека: своей матери. Боялся даже на самой вершине своей славы, которую она, к счастью, застала. Она не вырезала статьи о нем, как жена, не восторгалась чужими восторгами, поджимая губы.
На гонки своих машин Энцо Феррари ездить не любил, смотрел их по телевизору и затем ждал звонков своих людей с трасс. До конца жизни писал только перьевой авторучкой и только фиолетовыми чернилами. Страшно боялся самолетов, на любые этажи поднимался пешком, потому что кабины лифтов приводили его в ужас.
Кроме того, Энцо Феррари, по словам своих современников, был человеком очень тщеславным и имел жуткий характер, ставший притчей во языцех. Самых высоких посетителей Энцо мог часами мариновать в приемной, не имея никаких срочных дел, а когда перед ними распахивались, наконец, тяжелые двери его кабинета, то люди входили туда обескураженные: почти темно, почти ничего не видно, кроме единственной слабой лампочки над портретом его рано умершего сына. Лишь через какое-то время они различали хозяина кабинета, сидящего в кресле за столом в темных очках!
В критическое для Ferrari время Энцо Феррари, не видя преемника, продал 40% своих акций концерну Fiat с условием перехода ему же своих 50% после смерти, и лишь 10% оставил сыну и своим потомкам на безбедное существование.
И, тем не менее, не смотря на все утверждения злых языков, Энцо Феррари, без всякого сомнения, был великим человеком. Он оставил значительный след в мировом автоспорте и автомобильной промышленности в целом. В 1963 году он открывает инженерную школу в Маранелло. В 1972 году — испытательную трассу Fiorano. Под его руководством (1947–1988) команда Ferrari победила в более чем 5000 гонках, заработав 25 мировых кубков. Впрочем, из-за своего неуживчивого характера Энцо почти всех своих чемпионов рано или поздно выставлял на улицу, причем процесс сопровождался громкими скандалами. Коммендаторе вполне справедливо рассуждал, что коль уж он дает гонщикам работу в своей команде, то те, по крайней мере, не должны поливать эту самую команду грязью. Так покинули Ferrari Фил Хилл, Ники Лауда и Джоди Шектер. Энцо был очень жестким человеком, иногда даже жестоким. Он часто не прощал людям ошибок, но он безумно любил свои машины, они были для него, как дети, они носили его имя, им старый Феррари прощал все.
Профессор университета Болоньи и университета Модены, неоднократный лауреат международных премий, почетный Cavaliere del Lavoro Италии, Энцо Феррари умер 14 августа 1988 года в Модене, спустя шесть месяцев после торжеств в честь своего 90-летия."