Паяцы. Режиссер Франко Дзеффирелли
Впервые в Москве 3-4 октября на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится премьера оперы «ПАЯЦЫ» в постановке великого итальянского режиссера ФРАНКО ДЗЕФФИРЕЛЛИ.
Специально для России живая легенда мирового театра и кино, Маэстро Франко Дзеффирелли создает новую версию своего шедевра и лично приедет в Москву, чтобы представить премьеру «Паяцев», которая, безусловно, станет выдающимся культурным событием и подарком всем любителям высокого искусства.
Опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы» признана шедевром мировой оперы с момента ее премьеры в Милане 21 мая 1892 года
Франко Дзеффирелли осуществлял постановку оперы несколько раз – для театра «Ковент Гарден», «Оперы Лос-Анджелеса», а также для Греческого Фестиваля в Афинах.
В Москву приедут звезды мировой оперной сцены, большой хор The Israeli Opera, знаменитый итальянский дирижер Массимилиано Стефанелли, а также акробаты, музыканты и артисты миманса из разных стран мира. Партию Недды исполнит блистательная итальянская певица Амарилли Ницца, выступающая в самых известных оперных театрах мира.
В общей сложности в Москву прибудут более 300 человек труппы и обслуживающего персонала и несколько грузовиков костюмов, декораций и реквизита из Италии, США, Израиля.
Одно из преимуществ дружбы — быть рядом с тем, кого любишь.
Для тех кто не сможет побывать в Москве. Напоминаю сюжет оперы. И арию Канио.
ПАЯЦЫ
Драма в двух актах с прологом
Либретто Р. Леонкавалло
Действующие лица:
Канио, хозяин труппы странствующих
комедиантов (в комедии — Паяц)
Недда, его жена (Коломбина)
Тонио, актер (Таддео)
Беппо, актер (Арлекин)
Сильвио, молодой крестьянин
Место действия: деревня Монтальто в Калабрии (Италия).
Время: 15 августа 1865 года.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Текст либретто принадлежит композитору; он воспользовался действительным событием, место и время действия которого обозначены в опере. Леонкавалло участвовал в конкурсе, объявленном миланским издателем Сонзоньо на лучшую одноактную оперу (в 1890 году на этом конкурсе была премирована опера Масканьи «Сельская честь»). Но Леонкавалло написал оперу в двух актах и потому к конкурсу не был допущен. Тем не менее премьера «Паяцев» в Миланском оперном театре, состоявшаяся 21 мая 1892 года, ознаменовалась заслуженным большим успехом. Вскоре опера обошла все сцены мира и до сих пор сохраняется в репертуаре.
СЮЖЕТ
Перед закрытым занавесом появляется Тонио в костюме клоуна. Он знакомит публику с основной идеей предстоящей пьесы. Неподдельны те слезы и страдания, которые вы сейчас увидите, восклицает Тонио. Ведь актер любит и ненавидит, как все люди на земле, а под его шутовским нарядом бьется горячее сердце.
Занавес поднимается. В небольшую итальянскую деревню приезжают странствующие комедианты. Крестьяне радостно встречают хозяина труппы Канио, его жену — артистку Недду, клоуна Тонио, актера Беппо. Представление начнется вечером, а пока один из крестьян предлагает комедиантам пойти в таверну. Канио и Беппо охотно соглашаются и приглашают с собой Тонио, но тот отказывается. Он затаил обиду на оскорбившего его ревнивого хозяина труппы. Ревность Канио имеет основания. В деревне, куда прибыла труппа, у Недды есть любовник — молодой крестьянин Сильвио. Оставшись одна, Недда мечтает о встрече с ним. Незаметно подкравшийся Тонио объясняется ей в любви. На признание уродливого клоуна Недда отвечает презрительным смехом, ударом бича охлаждая его пыл. В бессильной ярости Тонио уходит, угрожая жестокой местью. Между тем, пренебрегая опасностью, на свидание явился Сильвио, который преданно любит Недду. Он умоляет ее бросить скитальческую жизнь и бежать с ним. Неожиданно раздается гневный возглас хозяина, которого поспешил позвать оскорбленный клоун. Однако Сильвио убегает неузнанным. Канио требует, чтобы Недда назвала имя любовника, но безуспешно. Тогда он бросается к ней с ножом. Беппо силой удерживает Канио, а Тонио успокаивает его, говоря, что беглец обязательно придет на представление и тогда чем-нибудь выдаст себя. Близится время начала спектакля…
Веселая толпа крестьян и крестьянок с нетерпением ждет обещанного зрелища. Тонио и Беппо рассаживают зрителей; среди них и Сильвио. Сюжет разыгрываемой пьесы близок к их жизненной драме. Таддео (Тонио) любит Коломбину (Недду), которая, однако, отдает предпочтение Арлекину (Беппо) Любовное свидание прерывает Паяц (Канио). Прощальные слова Коломбины, обращенные к Арлекину, потрясают Канио; это те самые слова, которыми Недда утром провожала любовника. С новой силой вспыхнула ревность, и, обезумев от ярости, Канио ударом ножа убивает Недду, а затем и Сильвио, бросившегося к подмосткам сцены на предсмертный крик возлюбленной. «Комедия окончена!» — в ужасе восклицает Тонио.
МУЗЫКА
«Паяцы» — лучшая и наиболее популярная опера Леонкавалло. Ее музыка достигает большой силы в изображении человеческих страстей.
В оркестровом вступлении к прологу радостному оживлению, прихотливым краскам противопоставлены мелодии, полные горячего, страстного чувства, глубокой скорби и страдания. Этот контраст сохраняется и в монологе Тонио «Простите за смелость»; лирически задушевный вначале, он постепенно насыщается патетикой и драматизмом.
Первый акт открывается светлым праздничным хором крестьян. Возникающий в начале ариозо Канио «О, со мною, поверьте мне» насмешливо иронический оттенок вскоре уступает место искренней, взволнованной лирике. Прозрачно, воздушно звучит баллада Недды «В лазурной вышине». В ариозо Тонио «О да, я ведь знаю» выражено его неодолимое влечение к Недде. В следующем затем дуэте пылким признаниям Тонио отвечают презрительно-насмешливые реплики Недды. Чувством любви и счастья проникнут дуэт Сильвио и Недды «Сильвио, в этот час». Заканчивающее первый акт ариозо Канио «Ты наряжайся» насыщено скорбной патетикой; как крик измученной, смертельно раненной души звучит мелодия на словах «Смейся, паяц».
В оркестровом интермеццо перед вторым актом возвращаются настроения пролога. Вновь возникают картины шумной и пестрой праздничной толпы. Представление комедиантов начинается грациозным менуэтом, которым охарактеризована своенравная и кокетливая Коломбина. В галантном духе выдержана серенада Арлекина. Комическая напыщенность и эффектация отличают реплики клоуна Таддео. Изысканно-элегантное дуэттино Арлекина и Коломбины «Взгляни, мой милый» выдержано в движении гавота. С появлением Канио музыка проникается оттенком затаенной скорби; горечь обманутых надежд, боль разбитого сердца слышатся в двух ариозо Канио: «Нет! Я не паяц» и «Надежду я питал». Мелодия «Смейся, паяц», звучащая в оркестре, завершает оперу.
После таких слов и Таниных сообщений хоть сегодня срывайся и лети...
Маришка! Выглянула сегодня на балкон. Погода чудесная. Ты же в Минске. Это гораздо ближе, чем Москва. Приезжай в Киев! А отсюда домой. "Паяцев" не обещаю, но что-нибудь придумаем. Ну, хоть на выходные. Как?
Одно из преимуществ дружбы — быть рядом с тем, кого любишь.