Отправлено 25 ноября 2008 - 14:54
Армяне и Древняя Русь
Связи армян и Руси в разных областях культурной жизни окрепли и усилились после принятия нашей страной христианства. Уже в ХII веке с армянского языка на русский были переведены "Житие Григория Просветителя" и "Житие блаженных дев", а с русского на армянский - "Житие Бориса и Глеба". Русский художник Флор участвовал в выполнении росписи городского храма Ани; эта роспись представляет собой шапку великого князя Владимира Мономаха. Армянские же художники участвовали в росписи Новгородской церкви, буквы армянского алфавита выгравированы на крышке саркофага Ярослава Мудрого. Всего же в храме Св. Софии в Киеве выявлены 22 армянские надписи.
Крепли и военные связи: еще в Х веке русские князья, узнав о храбрости армянских воинов, приглашали их на льготных условиях на воинскую службу. В 1054 г. в борьбе против сельджуков, напавших на Армению, участвовала и воинская часть, сформированная из русских.
Армяне и Московская Русь
Татарское нашествие прервало течение нашей истории. Но в ХIV веке армяне становятся частыми и желанными гостями в Москве. О роли армян в жизни Руси выразительно написал И.А.Линниченко:
"Наиболее прославленные торговые центры Южной России своим богатством, пышностью и значимостью в большой мере обязаны именно армянам. Благодаря этому проворному, шустрому, способному ко всяким начинаниям народу торговые центры Южной России стали посредником между торговцами Востока и Запада. Зная восточный образ жизни, владея восточными языками, будучи отлично знакомыми с путями сообщения по Востоку, наделенные храбростью, хорошо владея оружием - качества, необходимые для совершения опасных путешествий по населенным разбойничьими племенами странам Востока, - армяне издавна приступили к сухопутной торговле между Западом и Востоком".
Торговый путь, проходивший из Персии через Каспийское море до Белого, так и называли "армянской дорогой". Россия привлекала армян к дипломатической службе, поручала им ответственные миссии на Востоке.
Благодаря знанию восточных языков армяне часто служили и переводчиками.
Россия крепнет - Армению раздирают на части завоеватели. И с ХV века в армянской литературе как покровитель освободительного движения восточных христиан все чаще упоминается могущественный северный "дедушка Иван". Армяне ждут прихода "северного сияния" в свою страну, они верят: оно осветит ее, принесет ей свободу и мир.
Первые переговоры, первые планы
В 1639 г. Армения была поделена между Турцией и Персией. Гнет стал невыносимым. Между тем Русь преодолела последствия Смуты. На престол взошла династия Романовых.
В 1670 г. купец Григор Лусиков привез Алексею Михайловичу письмо Католикоса Петроса, в котором тот просил царя не только оказать прибывшим армянам хороший прием, но и "быть поддержкой всех армян".
Лусиков вел в Москве тайные переговоры с правительством. Подробности истории неизвестны. Но привилегии, предоставленные царем и боярской Думой армянским купцам, были таковы, что вызвали недовольство русского купечества. Двор пренебрег недовольством: восточная политика Руси была, как видно из дальнейших событий, уже окончательно определена. Суть этой политики: создание европейской коалиции против турецкой угрозы; вовлечение в коалицию Персии; в Закавказье - опора на христианские народы: армян и грузин.
Частью этой политики было содействие переселению армян в Россию. Переселенцам предоставлялись немалые привилегии: на многие десятилетия они освобождались от налогов и иных повинностей, могли свободно строить церкви. Армянам предоставляли самоуправление, они могли жить по своим законам, имели собственные суды.
Русский двор сполна оценил преимущества заселения земель христианским народом, "промышленным и торговым". Но не только в выгоде было дело...
«С особливой к оному народу милостью...»
Политику Алексея Михайловича продолжил его сын. В 1695 г. в письме к персидскому шаху Петр требует, чтобы вся торговля шелком, сосредоточенная в руках армянских купцов, направлялась через Астрахань в Москву и "чтобы тех армян в государство царского величества с товарами для торгового промыслу в порубежных городах пропускали без задержания со вспомогательством без всякие помешки".
В одном из пунктов указа об учреждении Сената (22 марта 1711) записано: "Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда". Указ Петра от 2 мая 1711 г. закреплял за армянскими купцами все льготы, предусмотренные прежними договорами. По просьбе торговых армян пошлины с товаров взимались не в "порубежных городах", а лишь в Москве. Впервые армянам разрешался беспошлинный ввоз драгоценных камней.
Переговоры русского царя с армянским освободительным движением вышли на новый уровень: они носили уже конкретный, деловой характер. Один из руководителей движения Исраел Ори представил русским разработанный план. Армения должна была освободиться совместными действиями обоих народов.
В проекте ставилась задача собрать армянские вооруженные силы. Разумеется, планировалось сформировать их вне окуппированной Армении, в армянских поселениях в России. В частности, Исраел Ори предлагал сформировать армянский полк в Астрахани. Петр не только одобрил этот план, но и предложил Ори ввезти из Амстердама в Россию на 20 тыс. рублей оружия и обмундирования для армянских воинов. По замыслу Ори, армянский полк "русскому войску место крыл будет, потому что дороги и язык знают".
Так и произойдет, но еще не скоро. А пока Петр просил армян набраться терпения: России нужно прежде закрепиться на Каспии.
Закрепиться пока не удалось: состоявшийся в 1722-1723 гг. Персидский поход был прерван, и Россия ограничилась включением в свой состав лишь прикаспийских областей. В принятой накануне Персидского похода декларации подчеркивалась заинтересованность правительства в дальнейшем привлечении армян в страну. В декларации при обращении к армянскому народу говорилось: "Мы, с особливой к оному народу имеющейся нашей императорской милостью, чрез сие объявляем, дабы они внутрь нашего государства безо всякого препятствия отправлялись, обнадеживая, что мы не токмо их купечество защищать и к свободному отправлению оного всякое потребное вспоможение учинить повелели, но и еще для вящей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейше жаловать будем".
Медленно и упорно черепаха русской политики продвигалась к своей цели...
Накануне
Решающие шаги на пути к освобождению Закавказья были сделаны Екатериной II. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. освободительная борьба народов Закавказья значительно усилилась. Императрица обратилась ко всем христианским народам, угнетаемым Турцией, с манифестом: "Увещеваем всех их вообще и каждый особенно полезными для них обстоятельствами настоящей войны воспользоваться к свержению ига и к приведению себя по-прежнему в независимость..."
Боевые действия против турок на Кавказе были незначительны: в этой войне главным участком русское правительство считало Дунайский фронт. Но по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору (июль 1774) Россия впервые официально выступила как защитница интересов закавказских христиан. Договор запретил Турции взимать дань живым товаром.
Екатерина выступила как защитница и крымских христиан, которым угрожали турки и татары за их симпатии к России, проявленные во время войны. Армяне и греки дали согласие на переселение их в Россию. Этому переселению Екатерина придавала большое значение: ответственным за него был Г.А.Потемкин, для успешного осуществления дела в Крым был послан А.В.Суворов.
В армянских церквах по всему миру молились за императрицу. Русская ориентация армян усиливалась с каждым годом.
«Не бойтесь! Мы здесь...»
Век освобождения наступил. В результате победы русских войск 12 октября 1813 г. был заключен Гюлистанский мирный договор, по которому значительная часть Закавказья, в частности Дагестан, Грузия, Карабах, вошла в состав России.
Русские войска неуклонно двигались по Кавказу. В них вливались армяне: каждое освобожденное село посылало в дальнейший поход почти всех мужчин. Армяне были не только "войску вместо крыл": к концу каждой кампании офицерский и генеральский корпус состоял из русских лишь наполовину. "Достаточно пригласить сотню армян, и они отобьют врага", - говорил в критических ситуациях генерал Денис Давыдов, герой Отечественной и кавказских войн.
Вот один из типичных эпизодов этих войн. В донесении генерала Дибича от 25 марта 1827 г. сообщается, что отряд Бенкендорфа, "назначенный для предварительного занятия Эчмиадзина - монастыря и окрестностей Эривана, дабы тем по возможности спасти армянские селения от угона жителей, может прибыть к Эривану около 10 апреля".
Генерал Бенкендорф переправился через Аракс и послал вперед 300 человек конницы для освобождения армян и преследования противника. Отряд попал в окружение и потерял более 100 всадников. Тем не менее он сумел освободить тысячи армянских семейств.
Восточная Армения была освобождена "и силою русского оружия, и ревностным содействием заветной любви армян к России". Так писали очевидцы. "Русские, освобождая армянских крестьян, ведут самую гуманную войну", - записывал в дневнике великий писатель и дипломат А.С. Грибоедов.
«Освобожденные армяне - крестьяне, дети, женщины и старики с протянутыми руками бежали к русским солдатам и молились за них как за своих освободителей. Они, подобно лепечущему младенцу, шептали: "Рус! Здрасти! Здрасти!", а солдаты повторяли: "Не бойтесь! Не бойтесь! Мы здесь"». Таковы были впечатления декабриста, казачьего офицера Лачинова.
"Какое-то родное душе каждого чувство вело всех. И немудрено: мирные поселения поручили себя защите нашей, мы видели полную доверенность их к русским. Признательность их тронула нас, возбудила народное честолюбие, чувство высокое, благородное". Это слова еще одного вчерашнего оппозиционера...
* * *Пробуждаясь от летаргического семидесятилетия, люди обращаются к своей истории. И при этом нет нужды ни в "неонаучных" подходах, ни в воскрешении идеологических химер. Необходимо точное знание прошлого и христианское осмысление его. Это нужно для того, чтобы лучшие страницы прошлого сделались залогом будущего. В нашем возможном возрождении "армянская тема" может сыграть очень значительную роль.