МАРЬЯ МОРЕВНА
Русская народная сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали: «Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе не держи долго!» Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная. «Пойдемте, сестрицы, домой!» — говорит Иван-царевич. Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол о́б пол, сделался добрым молодцем и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать». — «Коли люб ты сестрице, я ее не унимаю — пусть с богом идет!» Марья-царевна согласилась; сокол женился и унес ее в свое царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало; пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией. «Пойдемте, сестрицы, домой!» — говорит царевич. Только пришли во дворец — как ударил гром, распалася крыша, раздвоился потолок, и влетел орел; ударился о́б пол и сделался добрым молодцем: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом». И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич: «Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю». Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж; орел подхватил ее и унес в свое царство.
Прошел еще один год; говорит Иван-царевич своей младшей сестрице: «Пойдем, во зеленом саду погуляем!» Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией. «Вернемся, сестрица, домой!» Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон о́б пол и сделался добрым молодцем: прежние были хороши собой, а этот еще лучше. «Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за меня Анну-царевну». — «Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя». Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство.
Остался Иван-царевич один; целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. «Пойду, — говорит, — искать сестриц». Собрался в дорогу, шел-шел и видит — лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: «Коли есть тут жив человек — отзовися! Кто побил это войско великое?» Отозвался ему жив человек: «Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна». Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна: «Здравствуй, царевич, куда тебя бог несет — по воле аль по неволе?» Отвечал ей Иван-царевич: «Добрые мо́лодцы по неволе не ездят!» — «Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах». Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: «Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!» Он не вытерпел, как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича: «Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!» Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил: «Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!» Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал. «Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих!» — и страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе. А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!»
Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: «Ах, шурин мой любезный! Как тебя господь милует?» Выбежала Марья-царевна, встрела Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них царевич три дня и говорит: «Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну». — «Трудно тебе сыскать ее, — отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на нее смотреть, про тебя вспоминать». Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу.
Шел он день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле дворца дуб стоит, на дубу орел сидит. Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: «Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет». Ольга-царевна тотчас
прибежала навстречу, стала его целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит: «Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну». Отвечает орел: «Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать». Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.
День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: «Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет». Выбежала Анна-царевна, встрела его радостно, стала целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит: «Прощайте! Пойду жену искать — Марью Моревну, прекрасную королевну». Отвечает ворон: «Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать». Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу.
День шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила: «Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного?» — «Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного; авось не догонит!» Собрались и уехали. А Кощей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» Отвечает конь: «Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез». — «А можно ли их догнать?» — «Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать — и то поспеем!» Кощей поскакал, догнал Иван-царевича: «Ну, — говорит, — первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!» Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.
Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кощея Бессмертного дома не случилося. «Поедем, Марья Моревна!» — «Ах, Иван-царевич! Он нас догонит». — «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» — «Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял». — «А можно ли догнать их?» — «Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и то поспеем!» Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича: «Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!» Отнял ее и увез к себе.
Оставался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною; на ту пору Кощея дома не случилося. «Поедем,Марья Моревна!» — «Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит». — «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу». Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» — «Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял». Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Иван-царевича серебро почернело. «Ах, — говорят они, — видно, беда приключилася!» Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на́ берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой водою — тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: «Ах, как я долго спал!» — «Еще бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья. — Пойдем теперь к нам в гости». — «Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну».
Приходит к ней и просит: «Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня». Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка». — «Как же ты через огненную реку переправился?» — «А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!» Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.
Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Иван-царевич говорит: «Съем-ка я одного цыпленочка». — «Не ешь, Иван-царевич! — просит заморская птица. — В некоторое время я пригожусь тебе». Пошел он дальше; видит в лесу улей пчел. «Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку». Пчелиная матка отзывается: «Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь». Он не тронул и пошел дальше; попадает ему навстречу львица со львенком. «Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!» — «Не тронь, Иван-царевич, — просит львица. — В некоторое время я тебе пригожусь». — «Хорошо, пусть будет по-твоему!»
Побрел голодный, шел-шел — стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый. «Здравствуй, бабушка!» — «Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел — по своей доброй воле аль по нужде?» — «Пришел заслужить у тебя богатырского коня». — «Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц — дам тебе богатырского
коня, а если нет, то не гневайся — торчать твоей голове на последнем шесте». Иван-царевич согласился; баба-яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже на закате, прилетела заморская птица и будит его: «Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома». Царевич встал, воротился домой; а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц: «Зачем вы домой воротились?» — «Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаз не выклевали». — «Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам».
Переспал ночь Иван-царевич; наутро баба-яга ему говорит; «Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть твоей буйной головушке на шесте!» Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал, плакал, да и уснул. Солнышко село за лес; прибежала львица: «Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны». Иван-царевич встал и пошел домой; баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит на своих кобылиц: «Зачем домой воротились?» — «Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали». — «Ну, вы завтра забегите в сине море».
Опять переспал ночь Иван-царевич, наутро посылает его баба-яга кобылиц пасти: «Если не упасешь — быть твоей буйной головушке на шесте». Он погнал кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит: «Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся, пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребенок — в навозе валяется, ты украдь его и в глухую полночь уходи из дому».
Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями; баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц: «Зачем воротились?» — «Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!»
Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич украл у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост. Царевич переехал по́ мосту и махнул платком на левую сторону только два раза — остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!» Поехала по́ мосту, только добралась до средины — мост обломился и баба-яга чубурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась! Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах; стал из него чудный конь.
Приезжает царевич к Марье Моревне; она выбежала, бросилась к нему на шею: «Как тебя бог воскресил?» — «Так и так, — говорит. — Поедем со мной». — «Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрублену». — «Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит». Сели они на коня и поехали. Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается. «Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» — «Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез». — «А можно ли их догнать?» — «Бог знает! Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня». — «Нет, не утерплю, — говорит Кощей Бессмертный, — поеду в погоню». Долго ли, коротко ли — нагнал он Иван-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те́ поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того наклал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.
Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью: «Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать — другой не найти!» Погостили они, попировали и поехали в свое царство; приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» Иван Яковлевич Билибин
0
Бог мой...
Автор
SergOs
, 25 авг 2008 08:09
Сообщений в теме: 310
#121
Отправлено 25 марта 2009 - 11:29
#122
Отправлено 25 марта 2009 - 12:50
Цитата
"Происхождение сказки из мифа не вызывает сомнения".Восточнославянская волшебно-богатырская сказка является хранительницей перемешанных между собой отголосков архаических мифов и фрагментов богатырского эпоса, рождавшегося еще в I тысячелетии до н. э.
"Враждебное человеку пространство - "иное" царство, морское царство, царство Змея, Кощея, Яги ... Проникая в этот мир, разрушая его, герой утверждает единый мир человеческой справедливости и гуманизма".
"Враждебное человеку пространство - "иное" царство, морское царство, царство Змея, Кощея, Яги ... Проникая в этот мир, разрушая его, герой утверждает единый мир человеческой справедливости и гуманизма".
Иван Царевич,как и Иван Годинович - сказочные и былинные "маски"Даждьбога,многоликого и многоименного,Солнце-Царя.Марья Моревна славянская Персефона,Морена.Кощей,похититель Марьи Моревны соответствует Аиду(Плутону).
Кощей -владыка ада(krol piekelny- в польской сказке).Имя его связано с древнерусским "кощьное"(преисполняя),славянским "кость" и тюркским "кошчи"(раб).Его дворец,полный сокровищ,стоит на краю света на стеклянных(ледянных)горах.Служит ему войско чертей.
С Кощеем Бессмертным связаны три источника:сказки,былина,иозображение смерти Кощея на ритуальном турьем роге из языческого кургана эпохи Святослава.
Оковка турьего рога из Черной Могилы. Фрагмент (увеличены).Серебро, позолота, чеканка, резьба, чернь. X в. Гос. Исторический музей.
Оковка турьего рога из Черной Могилы. Фрагмент (увеличены). Серебро, позолота, чеканка, резьба, чернь. X в. Гос. Исторический музей.
В середине Х века, примерно в эпоху князя Святослава, у стен Чернигова был насыпан огромный курган над останками двух князей, сожженными, по обычаю, на погребальном костре. Умершихпроводили, выпив в их честь из священных сосудов-турьих рогов, окованных серебром. При раскопках рядом с рогами был найден ритуальный нож для заклания жертв (быть может, и пили не мед и не пиво, а кровь жертвенного животного?). Турьи рога - обязательный атрибут славянских языческих богов, позднее - обязательная принадлежность свадебного обряда.
Широкие устья обоих рогов оправлены серебром; острые концы, очевидно, имели особое оформление, которое не сохранилось (судя по другим образцам, оно могло быть сделано в виде птичьих голов). На тулове каждого рога находилась ромбическая серебряная бляха с растительным орнаментом. Оковка рога меньших размеров была покрыта вычеканенными растительными гирляндами в восточном духе.
Особого внимания заслуживает большой рог, серебряная оковка которого обрамлена растительным узором, наведенным чернью. Основной фон прочеканен и позолочен. На этом золотом поле рельефно выделяются причудливо изогнутые и переплетенные между собою светлые фигуры птиц, зверей и фантастических животных.
Некоторые из них кусают друг друга, иные стоят отдельно; на тыльной стороне оправы - два чудища, хвосты которых срослись в одну пальметку, разделяющую оправу на две части. На лицевой стороне посреди всех чудищ и зверей художник изобразил сцену, которой, судя по всему, он придавал важное значение.
На первый взгляд содержание сцены очень простое: двое охотников стреляют в птицу; но когда мы начинаем вглядываться внимательнее, то видим ряд загадочных деталей. В руке одной из фигур (мужчина в рубахе или кольчуге с непокрытой головой) лук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура - женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В руках у нее тоже лук и опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что стрелы летят не в птицу. Одна стрела поломана и находится позади мужчины, вторая летит вверх, а третья - прямо в голову мужчине.
Все это похоже на сказку. 3агадочный сюжет разъясняется одной черниговской же былиной об Иване Годиновиче, известной по записи, сделанной еще в XVII веке. В былине повествуется о молодом дружиннике, увезшем из Чернигова невесту Марью. По дороге на них напал царь Кащей, за которого Марья уже была просватана. Иван победил было Кащея, но тот склонил Марью на свою сторону и связал Ивана. В это время прилетела вещая птица и напророчила гибель Кащею.
Дальнейшие события и изображены на турьем роге: Кащей велит Марье принести лук и стрелы и пытается убить вещую птицу, но заговоренные стрелы летят обратно, и одна из них убивает Кащея. Вероятно, эта древняя былина отражала какое-то важное событие из жизни Чернигова, если ее главный момент - смерть страшного Кащея Бессмертного от вмешательства птицы (изображение птицы вошло в герб города Чернигова) - оказался вычеканенным на священном сосуде князя-жреца эпохи Святослава.
#123
Отправлено 25 марта 2009 - 13:10
Былины об Иване Годиновиче и Кащее
1. Об Иване Годиновиче
Поезжает Иванушка женитися
Ко гостю ко купцу ко Дмитрищу..
Говорит он родному дядюшке:
«Ай же ты, любимый дядюшка,
Солнышко Владимир стольно-киевский!
Дай-ка мне силы сорок тысячей,
Казны-денег друго сорок тысячей:
Поеду я, Иванушка, женитися
Ко гостю ко купцу ко Дмитрищу».
Князь Владимир стольно-киевский
Давал ему силы сорок тысячей,
Казны-денег друго сорок тысячей.
Поехал Иванушка женитися.
Приезжал ко гостю ко купцу ко Дмитрищу,
Скоро он шел по новым сеням,
Заходил Иванушка в высок терем,
Говорит-промолвит таковы слова:
«Ай же ты, гость-купец Дмитрище!
Есть у тебя любимая дочь,
Прекрасная Марья Дмитриевична:
Отдай-повыдай за меня замуж!»
Говорит купец таковы слова:
«Ай же ты, Иванушка Годинович!
У меня была Марьюшка просватана
За того царя Кощея за Трипетова».
Говорит Иванушка Годинович:
«С добра отдашь — добром возьму,
Не отдашь с добра — силом возьму».
Скочил Иванушка на резвы ноги,
Схватил ножище-кинжалище,
Ударил ножищем во дубовый стол —
Разлетелся стол во все стороны.
Бежал тут Иванушка в высок терем,
Взимал-то Марью Дмитриевичну
За ея за рученьки за белые,
За ея за перстни за злаченые,
Целовал-миловал, к сердцу прижимал,
Сам говорил таковы слова:
«Поедем-ка со мной, Марья Дмитриевична!»
Поехал он ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю ко Владимиру,
Ко своему любезному ко дядюшке.
Отъезжал Иванушка на чисто поле,
Раздернул он бел шатер
Во том раздольице чистом поле,
Отпускал свою силушку великую
Ко стольному ко князю ко Владимиру:
«Скажите, братцы, родному дядюшке,
Стольному князю Владимиру,
Что везем Марью Дмитриевичну!»
Его рать-сила великая
Отправлялась ко городу ко Киеву.
На ту пору, на то времячко
Наезжает царь Кощей сын Трипетович
Ко гостю-купцу ко Дмитрищу,
Говорит ему таковы слова:
«Ай же ты, гость-купец Дмитрище!
Ты куда девал Марью Дмитриевичну?»
«А есть Марья увезена
У того Иванушка Годиновича:
Я с добра не дал — так он силом увез».
Царь Кощей сын Трипетович
Поехал за Иваном вслед сугоною;
Застал он Иванушка на чистом поле,
На чистом поле во белом шатре,
Со той ли со Марьей Дмитриевичной,
Застал ли его забавляючись.
Скочил Иванушка на резвы ноги,
Начали они битися-ратися
Со царем Кощеем сын Трипетовичем:
Побивал Иванушка Годинович
Царя Кощея сына Трипетова,
А сбил он его на сыру землю.
На ту пору, на то времячко
Ножища при нем не случилося.
Говорит Иванушка таково слово:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Дай-ка мне ножище-кинжалище
Пластать Кощею белая грудь».
Говорит Кощей сын Трипетович:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Не давай ножища-кинжалища
Иванушку — Ивану Годиновичу!
А я тебе скажу-порасскажу:
А тащи-ка ты Ивана за желты кудри
Со тыих со моих со белых грудей;
Будешь слыть портомойницей
У солнышка у князя Владимира,
А будешь слыть не царицею;
А поди-ка ты за меня замуж,
Так будешь, Марьюшка, слыть царицею
У меня Кощея у Трипетова».
Тут-то она и пораздумалась:
«Что мне-ка слыть портомойницей?
А лучше будет слыть царицею
За царем Кощеем за Трипетовичем».
Как хватила Ивана за желты кудри,
Тащила Ивана со белых грудей.
Так взяли тут Ивана Годиновича,
Привязали Ивана ко сыру дубу;
Как пошел Кощей Трипетович
Забавлятися с Марьею Дмитриевичной
В тоем во белоем шатре.
На ту пору, на то времячко
Налетала птица черный вран,
Садился он, вран, на сырой дуб,
Проязычил языком человеческим:
«А не владеть-то Марьей Дмитриевичной
Царю Кощею сыну Трипетову,
А владеть Ивану Годиновичу».
Услыхал Кощей сын Трипетович
Toe воронино звещевание,
Скочил Кощей на резвы ноги,
Хватил Кощей тугий лук,
Натягал тетивочку шелковую,
Кладывал стрелочку каленую,
Стрелил-то во черна ворона,
Стрелил, не попал в его;
Зашел он опять во белой шатер,
Так эта стрела взад обратилася,
Пала ему в буйну голову:
Облился он кровью горючею,
Пришла тут Кощею горькая смерть.
Тут тая Марья Дмитриевична
Выставала она на резвы ноги,
Взимает в руки саблю вострую,
Начала сабелькой помахивать,
Начала сама выговаривать:
«У женщины волос долог, ум короток!
От бережка теперь я откачнулася,
А к другому я не прикачнулася:
Отсеку Ивану буйну голову,
Пойду назад, красна девушка!»
Говорит Иванушка таковы слова:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Не секи мне, Ивану, буйны головы,
А столько я ти за ту вину за великую
Дам ти три грозы небольшенькие».
Тут она с собой пораздумалась:
«Перву грозу мне даст — я год проживу,
А другу даст — еще год проживу,
А третью даст — я и век проживу».
Отвязала Ивана от сыра дуба.
Ставал Иван на резвы ноги,
Взимает тую сабельку вострую,
Отсек ей белы рученьки,
Отсек, сам выговаривал:
«Этих мне рученек не надобно —
Обнимали поганого татарина».
Отсек ей уста сахарные,
Отсек, сам выговаривал:
«Этых мне губушек не надобно —
Целовали поганого татарина».
Отсек ей резвы ноженьки,
Отсек, сам выговаривал:
«Этых мне ноженек не надобно —
Охапляли поганого татарина».
Пошел тут един-единешенек
Он, удалый добрый молодец;
Пришел ко городу ко Киеву,
Ко стольному князю ко Владимиру,
К своему любезному ко дядюшке,
Пришел он, молодец, безо всего:
Ждали-сожидали с молодой женой,
А пришел Иванушка — и нет никого.
2. Иван Годинович
Завелся у солнышка Владимира нечестный пир
На многие князи и бояре.
И все на пиру напивалися,
И все на пиру наедалися,
И все на пиру порасхвастались:
Умный хвастает отцом-матерью,
А безумный хвастает молодой женой.
Один на пиру невесел сидит,
Понизя сидит да буйну голову
И потупя сидит очи ясные
Во матушку да во сыру землю,
Молодой Иванушко да Гудинович,
Княженецкий любезный племянничек.
Возговорит Владимир — князь стольно-киевский:
«Ай же ты, Иванушко Гудинович!
Что сидишь невесел, нерадостлив?
Али место тебе не по разуму,
Али чара тебе не рядом дошла,
Али безумица тобой осмеялася?»
И возговорит Иванушко Гудинович:
Место-то мне было по разуму,
И чара мне-ка рядом дошла,
Захотелося мне, солнышко, женитися.
Я был за славным за синим морем:
«Во том ли во городе да во Чернигове,
У Дмитрия, гостя торгового,
Во тех палатах белокаменных.
У него ведь есть любимая дочь,
Тая ли Настасья Митриевна.
Захотелось мне, Владимир-князь, женитися,
А эту Настасью замуж мне взять;
Дай-ко мне силы четыре ста,
Золотой казны да сколько надобно:
Я поеду ко Митрию свататься».
Когда будет Иван за синим морем,
Во тех палатах да Митриевых,
Крест кладет да по-писаному,
А поклон ведет да по-ученому,
Поклоняется Иван на все стороны,
Дмитрию, гостю торговому, в особину,
И сам говорит таково слово:
«Здравствуешь, Митрей, гость торговыий!»
И возговорит Митрей, гость торговый:
«Ты коей земли, ты коей орды,
Коево отца, коей матери,
Как тебя, удалый, зовут именем?»
«Я из славного из города из Киева —
Молодой Иванушко Гудинович,
Княженецкий любезный племянничек,
А приехал к тебе, Митрий, свататься;
У тебя ведь есть да любимая дочь,
Тая ли Настасья Митриевна:
Отдай-ко ей да за меня замуж».
И возговорит Дмитрий, гость торговыий:
«У меня срощена собака на моем дворе,
Отдать за тебя, Иванушко Гудинович!»
И возговорил Иванушко Гудинович,
Сам говорил таково слово:
«Я не стану у тебя много спрашивать,
Не стану с тобой много и разговаривать».
Вставал со лавочки брусовыя
И пошел по гридне по столовыя,
Ко той ко завесы да ко шелковыя,
Отдынул завесу шелковую
И брал ей, Настасью, за белы руки,
За тые за перстни злаченые,
И целовал в уста да во сахарные;
И повел Настасью во широкий двор,
И садился Иван на добра коня,
А Настасью Митриевну в тороки вязал.
И выходит Митрей, гость торговыий,
И сам говорит таково слово:
«Ай же Иванушко Гудинович,
Княженецкий ты любезный племянничек!
Ведь моя-то Настасья просватана
За того ли Кощея Бессмертного:
У нас записи-то с ним пописаны,
К записям у нас руки приложены,
К рукам у нас головы приклонены
За того ли Кощея Бессмертного.
Тебе отрубит Кощей буйну голову:
Пропадет твоя буйная головушка
Ни за единую денежку».
И говорит Иван таково слово:
«Когда срубите с Кощеем буйну голову,
Тогда будете и хвастати».
Как видели Иванушка сядучись,
И не видели его уедучись.
Когда будет Иванушко под городом под Киевом,
И отослал он силу княженецкую во Киев-град,
И заехал во сторону во летнюю,
И расставил шатер белополотняный,
Зашел с Настасьей забавлятися.
На ту пору да на то время
Не шум шумит да не гром гремит:
Налетал-то Кощей Бессмертныий,
Зарычал Кощей да во всю голову,
Мать сыра земля всколыбалася,
Сыры дубья пошаталися:
«Ай же ты, Иванушко Гудинович!
Выходи-тко ты из бела шатра,
Станем-ко, Иван, со мной бой держать,
Кому на бою будет Божья помочь,
Кому владеть Настасьею — дочерью Митриевою?»
Как пошел Иван да из бела шатра:
«Ай же ты, ворона налетная,
Налетная ворона, негодная!
Тебе ли будет на бою Божья помочь?
Будет-то Иванушку Гудинову!»
Они секлися, рубилися три часа,
И пособил ему Господи, молодцу Ивану Гудинову,
Одолеть Кощея Бессмертного.
И садился он Кощею на белы груди,
И не случилось у Иванушка востра ножа,
И нечем пороть грудей белыих,
Вынимать сердечка со печенью.
И закрычал Иван да во всю голову:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Подай-ко ты мой булатный нож:
Я распорю Кощею белы груди,
Выну я сердце со печенью».
И закрычал Кощей во всю голову:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
За Иваном быть тебе — крестьянкой слыть,
А за мной-то быть тебе — княгиней слыть».
Как идет Настасья из бела шатра,
Она брала Ивана Гудиновича за желты кудри
И стащила с Кощея Бессмертного:
И одолела Иванушка Гудиныча
Женска сила да богатырская.
И приковали Иванушка ко сыру дубу
На те ли петелки на шелковые,
И заехали со стороны со сиверныя,
И расставили шатер белополотняный,
И зашли с Кощеем да забавлятися.
На ту пору да на то время
Налетел на дуб голубь да со голубушкою,
Они промеж собою ведь гуркают,
А Ивана Гудиновича распотешивают,
А Кощею-то Бессмертному надзолу дают.
И говорит Кощей Бессмертный:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Подай-ко ты мой тугой лук, калену стрелу,
Застрелю я голубя с голубушкою,
Разорю любовь да голубиную».
Подает Настасья Митриевна
Тугой лук и калены стрелы,
И говорит Настасья таково слово:
«Ты не стреляй-ко голубя с голубушкою
И не разоряй любви голубиныя,
Стреляй-ко ты Иванушка Гудинова во белы груди».
И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди,
А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб,
От сыра дуба стрелочка отскакивала,
Становилася Кощею во белы груди:
От своих рук Кощею и смерть пришла.
И брала Настасья свою саблю вострую,
Приходила Настасья ко сыру дубу,
К молодцу Иванушку Гудинову,
Сама говорила таково слово:
«От бережка откачнулась,
К другому да не прикачнулась.
Ай же ты, Иванушко Гудинович!
Ты возьмешь ли меня за себя замуж?
У тебя теперь скованы ножки резвые
А связаны ручки белые:
Я тебе отрублю буйну голову».
И говорит тут ей Иван да не с удробою,
И сам говорит таково слово:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Я возьму тебя за себя замуж,
Только дам тебе три грозы княженецкие».
У ней женское сердце раздумалось,
И из белых рук сабля острая выпала
По до тым ли петелькам шелковыим,
Тут-то Иванушко на воле стал.
Отковался Иванушко от сыра дуба
И взял саблю Кощееву во белы руки,
И отрубил у Настасьи резвы ноги,
Рубил-то ей ножки, сам приговаривал:
«Эти мне ноги не надобны —
Пошто шли из бела шатра
Драть Ивана за желты кудри».
И отрубил у Настасьи белы руки:
«Эти мне руки не надобны,
Которые драли Ивана за желты кудри».
И распластал у Настасьи бело тело,
Которое спало с Кощеем Бессмертныим.
Только-то Иванушко и женат бывал.
И поехал во Киев-град,
И поклон отправил князю Владимиру
От Кощея Бессмертного, что его жива нет.
Язычество древней Руси.
Рыбаков Борис Александрович.
Часть вторая. Апогей язычества
Глава седьмая. Жреческое сословие древней Руси http://paganism.msk....r/rybakov20.htm
1. Об Иване Годиновиче
Поезжает Иванушка женитися
Ко гостю ко купцу ко Дмитрищу..
Говорит он родному дядюшке:
«Ай же ты, любимый дядюшка,
Солнышко Владимир стольно-киевский!
Дай-ка мне силы сорок тысячей,
Казны-денег друго сорок тысячей:
Поеду я, Иванушка, женитися
Ко гостю ко купцу ко Дмитрищу».
Князь Владимир стольно-киевский
Давал ему силы сорок тысячей,
Казны-денег друго сорок тысячей.
Поехал Иванушка женитися.
Приезжал ко гостю ко купцу ко Дмитрищу,
Скоро он шел по новым сеням,
Заходил Иванушка в высок терем,
Говорит-промолвит таковы слова:
«Ай же ты, гость-купец Дмитрище!
Есть у тебя любимая дочь,
Прекрасная Марья Дмитриевична:
Отдай-повыдай за меня замуж!»
Говорит купец таковы слова:
«Ай же ты, Иванушка Годинович!
У меня была Марьюшка просватана
За того царя Кощея за Трипетова».
Говорит Иванушка Годинович:
«С добра отдашь — добром возьму,
Не отдашь с добра — силом возьму».
Скочил Иванушка на резвы ноги,
Схватил ножище-кинжалище,
Ударил ножищем во дубовый стол —
Разлетелся стол во все стороны.
Бежал тут Иванушка в высок терем,
Взимал-то Марью Дмитриевичну
За ея за рученьки за белые,
За ея за перстни за злаченые,
Целовал-миловал, к сердцу прижимал,
Сам говорил таковы слова:
«Поедем-ка со мной, Марья Дмитриевична!»
Поехал он ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю ко Владимиру,
Ко своему любезному ко дядюшке.
Отъезжал Иванушка на чисто поле,
Раздернул он бел шатер
Во том раздольице чистом поле,
Отпускал свою силушку великую
Ко стольному ко князю ко Владимиру:
«Скажите, братцы, родному дядюшке,
Стольному князю Владимиру,
Что везем Марью Дмитриевичну!»
Его рать-сила великая
Отправлялась ко городу ко Киеву.
На ту пору, на то времячко
Наезжает царь Кощей сын Трипетович
Ко гостю-купцу ко Дмитрищу,
Говорит ему таковы слова:
«Ай же ты, гость-купец Дмитрище!
Ты куда девал Марью Дмитриевичну?»
«А есть Марья увезена
У того Иванушка Годиновича:
Я с добра не дал — так он силом увез».
Царь Кощей сын Трипетович
Поехал за Иваном вслед сугоною;
Застал он Иванушка на чистом поле,
На чистом поле во белом шатре,
Со той ли со Марьей Дмитриевичной,
Застал ли его забавляючись.
Скочил Иванушка на резвы ноги,
Начали они битися-ратися
Со царем Кощеем сын Трипетовичем:
Побивал Иванушка Годинович
Царя Кощея сына Трипетова,
А сбил он его на сыру землю.
На ту пору, на то времячко
Ножища при нем не случилося.
Говорит Иванушка таково слово:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Дай-ка мне ножище-кинжалище
Пластать Кощею белая грудь».
Говорит Кощей сын Трипетович:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Не давай ножища-кинжалища
Иванушку — Ивану Годиновичу!
А я тебе скажу-порасскажу:
А тащи-ка ты Ивана за желты кудри
Со тыих со моих со белых грудей;
Будешь слыть портомойницей
У солнышка у князя Владимира,
А будешь слыть не царицею;
А поди-ка ты за меня замуж,
Так будешь, Марьюшка, слыть царицею
У меня Кощея у Трипетова».
Тут-то она и пораздумалась:
«Что мне-ка слыть портомойницей?
А лучше будет слыть царицею
За царем Кощеем за Трипетовичем».
Как хватила Ивана за желты кудри,
Тащила Ивана со белых грудей.
Так взяли тут Ивана Годиновича,
Привязали Ивана ко сыру дубу;
Как пошел Кощей Трипетович
Забавлятися с Марьею Дмитриевичной
В тоем во белоем шатре.
На ту пору, на то времячко
Налетала птица черный вран,
Садился он, вран, на сырой дуб,
Проязычил языком человеческим:
«А не владеть-то Марьей Дмитриевичной
Царю Кощею сыну Трипетову,
А владеть Ивану Годиновичу».
Услыхал Кощей сын Трипетович
Toe воронино звещевание,
Скочил Кощей на резвы ноги,
Хватил Кощей тугий лук,
Натягал тетивочку шелковую,
Кладывал стрелочку каленую,
Стрелил-то во черна ворона,
Стрелил, не попал в его;
Зашел он опять во белой шатер,
Так эта стрела взад обратилася,
Пала ему в буйну голову:
Облился он кровью горючею,
Пришла тут Кощею горькая смерть.
Тут тая Марья Дмитриевична
Выставала она на резвы ноги,
Взимает в руки саблю вострую,
Начала сабелькой помахивать,
Начала сама выговаривать:
«У женщины волос долог, ум короток!
От бережка теперь я откачнулася,
А к другому я не прикачнулася:
Отсеку Ивану буйну голову,
Пойду назад, красна девушка!»
Говорит Иванушка таковы слова:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Не секи мне, Ивану, буйны головы,
А столько я ти за ту вину за великую
Дам ти три грозы небольшенькие».
Тут она с собой пораздумалась:
«Перву грозу мне даст — я год проживу,
А другу даст — еще год проживу,
А третью даст — я и век проживу».
Отвязала Ивана от сыра дуба.
Ставал Иван на резвы ноги,
Взимает тую сабельку вострую,
Отсек ей белы рученьки,
Отсек, сам выговаривал:
«Этих мне рученек не надобно —
Обнимали поганого татарина».
Отсек ей уста сахарные,
Отсек, сам выговаривал:
«Этых мне губушек не надобно —
Целовали поганого татарина».
Отсек ей резвы ноженьки,
Отсек, сам выговаривал:
«Этых мне ноженек не надобно —
Охапляли поганого татарина».
Пошел тут един-единешенек
Он, удалый добрый молодец;
Пришел ко городу ко Киеву,
Ко стольному князю ко Владимиру,
К своему любезному ко дядюшке,
Пришел он, молодец, безо всего:
Ждали-сожидали с молодой женой,
А пришел Иванушка — и нет никого.
2. Иван Годинович
Завелся у солнышка Владимира нечестный пир
На многие князи и бояре.
И все на пиру напивалися,
И все на пиру наедалися,
И все на пиру порасхвастались:
Умный хвастает отцом-матерью,
А безумный хвастает молодой женой.
Один на пиру невесел сидит,
Понизя сидит да буйну голову
И потупя сидит очи ясные
Во матушку да во сыру землю,
Молодой Иванушко да Гудинович,
Княженецкий любезный племянничек.
Возговорит Владимир — князь стольно-киевский:
«Ай же ты, Иванушко Гудинович!
Что сидишь невесел, нерадостлив?
Али место тебе не по разуму,
Али чара тебе не рядом дошла,
Али безумица тобой осмеялася?»
И возговорит Иванушко Гудинович:
Место-то мне было по разуму,
И чара мне-ка рядом дошла,
Захотелося мне, солнышко, женитися.
Я был за славным за синим морем:
«Во том ли во городе да во Чернигове,
У Дмитрия, гостя торгового,
Во тех палатах белокаменных.
У него ведь есть любимая дочь,
Тая ли Настасья Митриевна.
Захотелось мне, Владимир-князь, женитися,
А эту Настасью замуж мне взять;
Дай-ко мне силы четыре ста,
Золотой казны да сколько надобно:
Я поеду ко Митрию свататься».
Когда будет Иван за синим морем,
Во тех палатах да Митриевых,
Крест кладет да по-писаному,
А поклон ведет да по-ученому,
Поклоняется Иван на все стороны,
Дмитрию, гостю торговому, в особину,
И сам говорит таково слово:
«Здравствуешь, Митрей, гость торговыий!»
И возговорит Митрей, гость торговый:
«Ты коей земли, ты коей орды,
Коево отца, коей матери,
Как тебя, удалый, зовут именем?»
«Я из славного из города из Киева —
Молодой Иванушко Гудинович,
Княженецкий любезный племянничек,
А приехал к тебе, Митрий, свататься;
У тебя ведь есть да любимая дочь,
Тая ли Настасья Митриевна:
Отдай-ко ей да за меня замуж».
И возговорит Дмитрий, гость торговыий:
«У меня срощена собака на моем дворе,
Отдать за тебя, Иванушко Гудинович!»
И возговорил Иванушко Гудинович,
Сам говорил таково слово:
«Я не стану у тебя много спрашивать,
Не стану с тобой много и разговаривать».
Вставал со лавочки брусовыя
И пошел по гридне по столовыя,
Ко той ко завесы да ко шелковыя,
Отдынул завесу шелковую
И брал ей, Настасью, за белы руки,
За тые за перстни злаченые,
И целовал в уста да во сахарные;
И повел Настасью во широкий двор,
И садился Иван на добра коня,
А Настасью Митриевну в тороки вязал.
И выходит Митрей, гость торговыий,
И сам говорит таково слово:
«Ай же Иванушко Гудинович,
Княженецкий ты любезный племянничек!
Ведь моя-то Настасья просватана
За того ли Кощея Бессмертного:
У нас записи-то с ним пописаны,
К записям у нас руки приложены,
К рукам у нас головы приклонены
За того ли Кощея Бессмертного.
Тебе отрубит Кощей буйну голову:
Пропадет твоя буйная головушка
Ни за единую денежку».
И говорит Иван таково слово:
«Когда срубите с Кощеем буйну голову,
Тогда будете и хвастати».
Как видели Иванушка сядучись,
И не видели его уедучись.
Когда будет Иванушко под городом под Киевом,
И отослал он силу княженецкую во Киев-град,
И заехал во сторону во летнюю,
И расставил шатер белополотняный,
Зашел с Настасьей забавлятися.
На ту пору да на то время
Не шум шумит да не гром гремит:
Налетал-то Кощей Бессмертныий,
Зарычал Кощей да во всю голову,
Мать сыра земля всколыбалася,
Сыры дубья пошаталися:
«Ай же ты, Иванушко Гудинович!
Выходи-тко ты из бела шатра,
Станем-ко, Иван, со мной бой держать,
Кому на бою будет Божья помочь,
Кому владеть Настасьею — дочерью Митриевою?»
Как пошел Иван да из бела шатра:
«Ай же ты, ворона налетная,
Налетная ворона, негодная!
Тебе ли будет на бою Божья помочь?
Будет-то Иванушку Гудинову!»
Они секлися, рубилися три часа,
И пособил ему Господи, молодцу Ивану Гудинову,
Одолеть Кощея Бессмертного.
И садился он Кощею на белы груди,
И не случилось у Иванушка востра ножа,
И нечем пороть грудей белыих,
Вынимать сердечка со печенью.
И закрычал Иван да во всю голову:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Подай-ко ты мой булатный нож:
Я распорю Кощею белы груди,
Выну я сердце со печенью».
И закрычал Кощей во всю голову:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
За Иваном быть тебе — крестьянкой слыть,
А за мной-то быть тебе — княгиней слыть».
Как идет Настасья из бела шатра,
Она брала Ивана Гудиновича за желты кудри
И стащила с Кощея Бессмертного:
И одолела Иванушка Гудиныча
Женска сила да богатырская.
И приковали Иванушка ко сыру дубу
На те ли петелки на шелковые,
И заехали со стороны со сиверныя,
И расставили шатер белополотняный,
И зашли с Кощеем да забавлятися.
На ту пору да на то время
Налетел на дуб голубь да со голубушкою,
Они промеж собою ведь гуркают,
А Ивана Гудиновича распотешивают,
А Кощею-то Бессмертному надзолу дают.
И говорит Кощей Бессмертный:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Подай-ко ты мой тугой лук, калену стрелу,
Застрелю я голубя с голубушкою,
Разорю любовь да голубиную».
Подает Настасья Митриевна
Тугой лук и калены стрелы,
И говорит Настасья таково слово:
«Ты не стреляй-ко голубя с голубушкою
И не разоряй любви голубиныя,
Стреляй-ко ты Иванушка Гудинова во белы груди».
И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди,
А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб,
От сыра дуба стрелочка отскакивала,
Становилася Кощею во белы груди:
От своих рук Кощею и смерть пришла.
И брала Настасья свою саблю вострую,
Приходила Настасья ко сыру дубу,
К молодцу Иванушку Гудинову,
Сама говорила таково слово:
«От бережка откачнулась,
К другому да не прикачнулась.
Ай же ты, Иванушко Гудинович!
Ты возьмешь ли меня за себя замуж?
У тебя теперь скованы ножки резвые
А связаны ручки белые:
Я тебе отрублю буйну голову».
И говорит тут ей Иван да не с удробою,
И сам говорит таково слово:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Я возьму тебя за себя замуж,
Только дам тебе три грозы княженецкие».
У ней женское сердце раздумалось,
И из белых рук сабля острая выпала
По до тым ли петелькам шелковыим,
Тут-то Иванушко на воле стал.
Отковался Иванушко от сыра дуба
И взял саблю Кощееву во белы руки,
И отрубил у Настасьи резвы ноги,
Рубил-то ей ножки, сам приговаривал:
«Эти мне ноги не надобны —
Пошто шли из бела шатра
Драть Ивана за желты кудри».
И отрубил у Настасьи белы руки:
«Эти мне руки не надобны,
Которые драли Ивана за желты кудри».
И распластал у Настасьи бело тело,
Которое спало с Кощеем Бессмертныим.
Только-то Иванушко и женат бывал.
И поехал во Киев-град,
И поклон отправил князю Владимиру
От Кощея Бессмертного, что его жива нет.
Язычество древней Руси.
Рыбаков Борис Александрович.
Часть вторая. Апогей язычества
Глава седьмая. Жреческое сословие древней Руси http://paganism.msk....r/rybakov20.htm
#124
Отправлено 25 марта 2009 - 13:16
Кощей Бессмертный
Екатерина Балжи
Кащей Бессмертный
Виктор Васнецов
#125
Отправлено 25 марта 2009 - 13:30
#126
Отправлено 25 марта 2009 - 13:33
Русские праздники
Сухый [Березень] (Март)
1 – День Морены. Последний праздник Навьих Богов
2 – Навий День (Вьюницы)
3 – День памяти князя Игоря
9 – Радуницы. День Крота
12 – Велесова среча
14 – Овсень малый – Новый год
18 – День Дажьбога
21 – Ярилин день. Масленица
22 – Сороки - весеннее равноденствие
23 – Комоедицы
24 – День пробуждения медведя (Велеса)
25 – Весна. Открытие Сварги. Закликание весны.
26 – Перун весенний (Благовестник?)
30 – Ладодение (посвящен Ладе)
http://www.dazzle.ru...holidays6.shtml
Сухый [Березень] (Март)
1 – День Морены. Последний праздник Навьих Богов
2 – Навий День (Вьюницы)
3 – День памяти князя Игоря
9 – Радуницы. День Крота
12 – Велесова среча
14 – Овсень малый – Новый год
18 – День Дажьбога
21 – Ярилин день. Масленица
22 – Сороки - весеннее равноденствие
23 – Комоедицы
24 – День пробуждения медведя (Велеса)
25 – Весна. Открытие Сварги. Закликание весны.
26 – Перун весенний (Благовестник?)
30 – Ладодение (посвящен Ладе)
http://www.dazzle.ru...holidays6.shtml
#127
Отправлено 25 марта 2009 - 14:02
Цитата
Вот сказанье наших праотцев о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру
Землю и как она породила всех земнородных.
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни света, ни
тепла, ни звуков, никакого движенья.
И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем сквозь тьму
кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по
мысли нам?"
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые
слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал тьму,
тамо воссияло солнце красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать
Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном
ложе, раскинулась... Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от
того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога
Ярилы: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за
любовь за твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой
муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число
несметное..."
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его
поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями,
голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и
из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и
полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие
мушки да мошки... И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу
- Яриле, матери - Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: "Ох ты гой
еси, Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек
число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня
детище любимое".
Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и
породила человека... И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило
по голове золотой вожжой - ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке
зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами,
потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе
встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры
дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца
громовую отвечал вещим словом, речью крылатою... И, услыша то слово и узрев
царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились,
звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной
любви ни конца, ни края нет... Но по малом времени красно солнышко стало
низиться, светлые дни укоротились, дунули ветры холодные, замолкли
птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка
всей твари дышащей и не дышащей...
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо
свое слезами горькими - дождями дробными.
Плачется Мать Сыра Земля: "О ветре ветрило?.. Зачем дышишь на меня
постылою стужей?.. Око Ярилино - красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь
ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило-бог - лишиться мне красоты
своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И
зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась
с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?.."
Безмолвен Ярило.
"Не себя мне жаль,- плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода,-
скорбит сердце матери по милым по детушкам".
Говорит Ярило: "Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя
ненадолго. Не покинуть тебя на-время - сгореть тебе дотла под моими
поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на-время тепла и света,
опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым
покровом, будешь спать-почивать до моего приходу... Придет время, пошлю к
тебе вестницу - Весну Красну, следом за Весною я сам приду".
Плачется Мать Сыра Земля: "Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не
жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на
речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою... И наг он
и слаб - сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света..."
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором деревья
дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: "Вот я разлил огонь по камням и
деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из
дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь - дар мой любимому сыну. Всей
живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу".
И отошел от земли бог Ярило... Понеслися ветры буйные, застилали
темными тучами око Ярилино - красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в
саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не
дремал один человек - у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и
тепло.
Так мыслили старорусские люди о смене лета зимою и о начале огня.
Оттого наши праотцы и сожигали умерших: заснувшего смертным сном
Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А после стали отдавать
мертвецов их матери - опуская в лоно ее.
Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование Ярилой
огня человеку. Праздники те совершались в долгие летние дни, когда
солнце, укорачивая ход, начинает расставаться с землею. В память дара, что
даровал бог света, жгут купальские огни. Что Купало, что Ярило, все едино,
одного бога звания.
И доныне в Иванову ночь пылают на Руси купальские огни, и доныне по
полям и перелескам слышатся веселые песни:
Купала на Ивана!
Где Купала ночевала?
Купала на Ивана!
Купала на Ивана!
Ночевала у Ивана!
Землю и как она породила всех земнородных.
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была - ни света, ни
тепла, ни звуков, никакого движенья.
И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем сквозь тьму
кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по
мысли нам?"
И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые
слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал тьму,
тамо воссияло солнце красное.
И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать
Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе, как невеста на брачном
ложе, раскинулась... Жадно пила она золотые лучи живоносного света, и от
того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога
Ярилы: "Ох ты гой еси, Мать Сыра Земля! полюби меня, бога светлого, за
любовь за твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой
муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число
несметное..."
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его
поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями,
голубыми реками, серебристыми озерами. Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и
из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и
полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолклись мелкие
мушки да мошки... И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу
- Яриле, матери - Сырой Земле.
И вновь из красного солнца любовные речи Ярилы несутся: "Ох ты гой
еси, Мать Сыра Земля! разукрасил я тебя красотою, народила ты милых детушек
число несметное, полюби меня пуще прежнего, породишь от меня
детище любимое".
Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и
породила человека... И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило
по голове золотой вожжой - ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке
зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами,
потоками молний. И от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе
встрепенулась: разлетались поднебесные птицы, попрятались в пещеры
дубравные звери, один человек поднял к небу разумную голову и на речь отца
громовую отвечал вещим словом, речью крылатою... И, услыша то слово и узрев
царя своего и владыку, все древа, все цветы и злаки перед ним преклонились,
звери, птицы и всяка живая тварь ему подчинилась.
Ликовала Мать Сыра Земля в счастье, в радости, чаяла, что Ярилиной
любви ни конца, ни края нет... Но по малом времени красно солнышко стало
низиться, светлые дни укоротились, дунули ветры холодные, замолкли
птицы певчие, завыли звери дубравные, и вздрогнул от стужи царь и владыка
всей твари дышащей и не дышащей...
Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо
свое слезами горькими - дождями дробными.
Плачется Мать Сыра Земля: "О ветре ветрило?.. Зачем дышишь на меня
постылою стужей?.. Око Ярилино - красное солнышко!.. Зачем греешь и светишь
ты не по-прежнему?.. Разлюбил меня Ярило-бог - лишиться мне красоты
своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать!.. И
зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь?.. Зачем спознавалась
с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими?.."
Безмолвен Ярило.
"Не себя мне жаль,- плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода,-
скорбит сердце матери по милым по детушкам".
Говорит Ярило: "Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя
ненадолго. Не покинуть тебя на-время - сгореть тебе дотла под моими
поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на-время тепла и света,
опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым
покровом, будешь спать-почивать до моего приходу... Придет время, пошлю к
тебе вестницу - Весну Красну, следом за Весною я сам приду".
Плачется Мать Сыра Земля: "Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не
жалеешь, светлый боже, детей своих!.. Пожалей хоть любимое детище, что на
речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою... И наг он
и слаб - сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света..."
Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором деревья
дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: "Вот я разлил огонь по камням и
деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из
дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь - дар мой любимому сыну. Всей
живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу".
И отошел от земли бог Ярило... Понеслися ветры буйные, застилали
темными тучами око Ярилино - красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в
саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не
дремал один человек - у него был великий дар отца Ярилы, а с ним и свет и
тепло.
Так мыслили старорусские люди о смене лета зимою и о начале огня.
Оттого наши праотцы и сожигали умерших: заснувшего смертным сном
Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А после стали отдавать
мертвецов их матери - опуская в лоно ее.
Оттого наши предки и чествовали великими праздниками дарование Ярилой
огня человеку. Праздники те совершались в долгие летние дни, когда
солнце, укорачивая ход, начинает расставаться с землею. В память дара, что
даровал бог света, жгут купальские огни. Что Купало, что Ярило, все едино,
одного бога звания.
И доныне в Иванову ночь пылают на Руси купальские огни, и доныне по
полям и перелескам слышатся веселые песни:
Купала на Ивана!
Где Купала ночевала?
Купала на Ивана!
Купала на Ивана!
Ночевала у Ивана!
Мельников-Печерский Павел Иванович "В лесах"Книга вторая.Часть четвертая.Глава первая.
#128
Отправлено 25 марта 2009 - 14:16
Матерь Сырая Земля - величайшая святыня славян.
Землю считали святой и бесконечно доброй к людям.От неё человек происходит,ею кормится и в неё уходит.Лишь самого последнего негодяя не принимает она после смерти.Не в землю - сквозь землю,в нижний мир,проваливается нечисть.Земле исповедовались в грехах(например еретики -стригольники 14 в.).Верили,что она может прощать,исцелять,снимать порчу.Ею клялись,особенно при земельных спорах:тогда клали на голову кусок дерна и с ним шли по меже или становились на колени в яме.Считали,что до Благовещенья (25 марта,по н.ст. - 7 апреля) нельзя тревожить землю:она в этот день рожает.Если же посмеют до того ее пахать,копать,вбивать колья и т.д. - Земля покарает неурожаем и бездождием.
Землю - Матушку приравнивали к Богоматери.Верили,что бранящийся матерно оскорбляет трех матерей:свою собственную,Мать Сыру Землю и Богородицу.Мат дозволялся лишь в одном случае:чтобы отогнать нечисть.
Землю считали святой и бесконечно доброй к людям.От неё человек происходит,ею кормится и в неё уходит.Лишь самого последнего негодяя не принимает она после смерти.Не в землю - сквозь землю,в нижний мир,проваливается нечисть.Земле исповедовались в грехах(например еретики -стригольники 14 в.).Верили,что она может прощать,исцелять,снимать порчу.Ею клялись,особенно при земельных спорах:тогда клали на голову кусок дерна и с ним шли по меже или становились на колени в яме.Считали,что до Благовещенья (25 марта,по н.ст. - 7 апреля) нельзя тревожить землю:она в этот день рожает.Если же посмеют до того ее пахать,копать,вбивать колья и т.д. - Земля покарает неурожаем и бездождием.
Землю - Матушку приравнивали к Богоматери.Верили,что бранящийся матерно оскорбляет трех матерей:свою собственную,Мать Сыру Землю и Богородицу.Мат дозволялся лишь в одном случае:чтобы отогнать нечисть.
#129
Отправлено 30 марта 2009 - 19:41
А. Н. Майков
ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ
Когда в челе своих дружин
Увидел крест животворящий
Из царской ставки Константин
И пал пред Господом, молящий, -
Смутились старые вожди,
Столпы языческого мира...
Они, с отчаяньем в груди,
Встают с одра, встают от пира,
Бегут к царю, вопят: “О царь!
Ты губишь все, свою державу,
И государство, и алтарь,
И вечный Рим, и предков славу!
Пред кем ты пал? ведь то рабы!
И их ты слушаешь, владыко!
И утверждаешь царств судьбы
На их ты проповеди дикой!
Верь прозорливости отцов!
Их распинать и жечь их надо!
Не медли, царь, скорей оков!
Безумна милость и пощада!”
Но не внимал им Константин,
Виденьем свыше озаренный,
И поднял стяг своих дружин,
Крестом Господним осененный.
В негодованье цепь с орлом
Трибуны с плеч своих сорвали,
И шумно в груды пред царем
Свое оружье побросали -
И разошлися...Победил
К Христу прибегший император!
И пред Распятым преклонил
Свои колени триумфатор.
И повелел по городам
С сынов Христа снимать оковы,
И строить стал за храмом храм,
И словеса читать Христовы.
Трибуны старые в домах
Сидели, злобно ожидая,
Как, потрясенная, во прах
Падет империя родная.
Они сбирались в древний храм
Со всех концов на годовщину,
Молиться дедовским богам,
Пророча гибель Константину.
Но время шло. Их круг редел,
И гасли старцы друг за другом...
А над вселенной крест горел,
Как солнца луч над вешним лугом.
Осталось двое только их.
Храня обет, друг другу данный,
Они во храм богов своих
Сошлися, розами венчаны.
Зарос и треснул старый храм;
Кумир поверженный валялся;
Из окон храма их очам
Константинополь открывался:
Синел Эвксин, блестел Босфор;
Вздымались куполы цветные;
Там - на вселенский шли собор
Ерархи, иноки святые;
Там - колесницы, корабли...
Под твердью неба голубою
Сливался благовест вдали
С победной воинской трубою...
Смотрели молча старики
На эту роскошь новой славы,
Полны завистливой тоски,
Стыдясь промолвить: “Мы неправы”
Давно уж в мире без утех
Своей век они влачили оба;
Давно смешна была для всех
Тупая старческая злоба...
Они глядят - и ждет их взор -
Эвксин на город не прорвется ль?
Из-за морей нейдет ли мор?
Кругом земля не пошатнется ль?
Глядят, не встанет ли кумир...
Но олимпиец, грудью в прахе,
Лежит недвижим, нем и сир,
Как труп пред палачом на плахе.
Проклятья самые мертвы
У них в устах... лишь льются слезы,
И старцы с дряхлой головы
Снимают молча плющ и розы...
Ушли... Распятие в пути
На перекрестке их встречает...
Но нет! не поняли они,
Что Божий Сын и их прощает.
1857
ПОСЛЕДНИЕ ЯЗЫЧНИКИ
Когда в челе своих дружин
Увидел крест животворящий
Из царской ставки Константин
И пал пред Господом, молящий, -
Смутились старые вожди,
Столпы языческого мира...
Они, с отчаяньем в груди,
Встают с одра, встают от пира,
Бегут к царю, вопят: “О царь!
Ты губишь все, свою державу,
И государство, и алтарь,
И вечный Рим, и предков славу!
Пред кем ты пал? ведь то рабы!
И их ты слушаешь, владыко!
И утверждаешь царств судьбы
На их ты проповеди дикой!
Верь прозорливости отцов!
Их распинать и жечь их надо!
Не медли, царь, скорей оков!
Безумна милость и пощада!”
Но не внимал им Константин,
Виденьем свыше озаренный,
И поднял стяг своих дружин,
Крестом Господним осененный.
В негодованье цепь с орлом
Трибуны с плеч своих сорвали,
И шумно в груды пред царем
Свое оружье побросали -
И разошлися...Победил
К Христу прибегший император!
И пред Распятым преклонил
Свои колени триумфатор.
И повелел по городам
С сынов Христа снимать оковы,
И строить стал за храмом храм,
И словеса читать Христовы.
Трибуны старые в домах
Сидели, злобно ожидая,
Как, потрясенная, во прах
Падет империя родная.
Они сбирались в древний храм
Со всех концов на годовщину,
Молиться дедовским богам,
Пророча гибель Константину.
Но время шло. Их круг редел,
И гасли старцы друг за другом...
А над вселенной крест горел,
Как солнца луч над вешним лугом.
Осталось двое только их.
Храня обет, друг другу данный,
Они во храм богов своих
Сошлися, розами венчаны.
Зарос и треснул старый храм;
Кумир поверженный валялся;
Из окон храма их очам
Константинополь открывался:
Синел Эвксин, блестел Босфор;
Вздымались куполы цветные;
Там - на вселенский шли собор
Ерархи, иноки святые;
Там - колесницы, корабли...
Под твердью неба голубою
Сливался благовест вдали
С победной воинской трубою...
Смотрели молча старики
На эту роскошь новой славы,
Полны завистливой тоски,
Стыдясь промолвить: “Мы неправы”
Давно уж в мире без утех
Своей век они влачили оба;
Давно смешна была для всех
Тупая старческая злоба...
Они глядят - и ждет их взор -
Эвксин на город не прорвется ль?
Из-за морей нейдет ли мор?
Кругом земля не пошатнется ль?
Глядят, не встанет ли кумир...
Но олимпиец, грудью в прахе,
Лежит недвижим, нем и сир,
Как труп пред палачом на плахе.
Проклятья самые мертвы
У них в устах... лишь льются слезы,
И старцы с дряхлой головы
Снимают молча плющ и розы...
Ушли... Распятие в пути
На перекрестке их встречает...
Но нет! не поняли они,
Что Божий Сын и их прощает.
1857
#130
Отправлено 31 марта 2009 - 19:20
ИВАШКО И БАБА-ЯГА (мультфильм, 1938)
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |