Перейти к содержимому


- - - - -

История военного дела


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 108

#61 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 26 августа 2008 - 19:42

Ассирийская армия.

Изображение

В XIX веке до н. э. в верхнем течении реки Тигр, к северу от Вавилона, сложилось крупное и сильное рабовладельческое государство — Ассирия с главным городом Ашшур. Значительная часть территории Ассирии занята горами, страна имеет более суровый климат, чем Вавилон. Ее жители занимались земледелием и скотоводством. Коневодство развито не было, и лошадей для войска Ассирия получала из Армении и Ирана.

Изображение

Ассирия — (Assur, ассир. Ашшур), древнее государство в Северном Двуречье[1] (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией[2] и Вавилонией[3].
Различают три периода в истории Ассирии:
• Староассирийский (XX—XVI вв. до н. э.)
• Среднеассирийский (XV—XI вв. до н. э.)
• Новоассирийский (X—VII вв. до н. э.)
В XIV—IX веках до н. э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии — VIII—VII век до н. э. Новая Ассирийская империя (750—620 г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества.
Ассири?йцы (самоназвания — атурая, сурая, встречаются также названия айсоры, суриани, сиро-халдеи, сирийцы) — народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Ближнего Востока, принявшие в I веке христианство. Ассирийский язык относится к зап.-семитской группе афразиайской семьи.

С конца XV века до н. э. начался второй период возвышения ассирийского рабовладельческого военно-паразитического государства. IX — VII века до н. э. — третий период возвышения Ассирии. Во время правления Тиглат-Палассара III (745-727 гг. до н. э.) было реорганизовано ассирийское войско, которое раньше состояло из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор войско стали комплектовать главным образом из обедневших земледельцев, вооружая их за счет государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные. Кроме того, имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглат-Палассар осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.
Вооружение ассирийского войска отличалось большим разнообразием и для своего времени высокими качествами. Применялись лук со стрелами, имевшими металлические наконечники, праща, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, палица, окованная железом.

Изображение

Изображение

Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, которые вели осадные работы под стенами осажденного города, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками; щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырехугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.

Изображение

Изображение

В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Характерна структура войска: на 200 пехотинцев приходилось в среднем 10 всадников и одна боевая колесница; на одного тяжело вооруженного пехотинца — два лучника. Совершенствовались организационные формы войска. Основной организационной единицей был кисир (отряд), насчитывавший 500-2000 воинов. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу). Таким образом, ассирийское войско имело довольно сложные для того времени формы организации.
Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцыри, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу составляли обычно два воина: лучник и щитоносец, который прикрывал щитом своего напарника. Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжело вооруженных воинов. Таким образом, здесь мы видим уже непосредственное взаимодействие в бою легких и тяжелых пехотинцев. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, которые вели бой под прикрытием тяжелых пехотинцев с их большими щитами. Это была наступавшая стена щитов. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.
Такой способ действий пехоты требовал правильного построения шеренг и правильного движения их, чего можно было достигнуть лишь обучением воинов.
Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

Недвижимость города Батуми.КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО В БАТУМИ - BATUMISTAY.COM

#62 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 27 августа 2008 - 20:55

Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, в которые были запряжены две-четыре лошади. К кузову колесницы прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж ее обычно состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооруженного копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против иррегулярных войск.

Изображение

Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск — конницы и «инженерных» войск.
Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была еще иррегулярной и не вытесняла боевые колесницы.

Изображение

Изображение

Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и пловучие мосты). Таким образом, ассирийское войско располагало самой передовой техникой того времени.
Финикийские, а возможно и греческие мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.
В многочисленных войнах ассирийцы вырабатывали приемы ведения боя. Боевой порядок ассирийской армии состоял из лучников, копейщиков, боевых колесниц и всадников. Основой боевого порядка были боевые колесницы, позади которых размещались всадники. Пехота строилась обычно в три шеренги. Лучники сражались или впереди, под прикрытием щитоносцев, или же в задней шеренге. В последнем случае первые две шеренги копьеносцев нагибались или становились на колено, чтобы лучники могли через них стрелять. Всадники вели нападение беспорядочными группами, атаки которых легко отражались стойкой пехотой, но они были грозной силой для приведенного в расстройство или разбитого войска. С целью достижения тактической внезапности все начальники ассирийского войска широко применяли ночные нападения.

Изображение

В ассирийском войске весьма искусно проводились осада и штурм крепостей. Одна из основных задач штурма заключалась в устройстве пролома в стене или в разрушении ворот. Для этой цели применялись тараны — толстые бревна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался на цепях к деревянному каркасу, установленному на четырех- или шестиколесной повозке. Каркас обычно покрывался щитами из тростника или кожи и защищал находившихся внутри каркаса воинов. В передней части каркаса устраивалась башенка, в которой помещались лучники, оборонявшие таран.

Изображение

При осаде одной горной крепости ассирийцы применили одновременно семь таранов. Оборонявшиеся вели борьбу с таранами при помощи цепей, которые набрасывались на головную часть тарана и подтягивали ее «верху, или при помощи метательных снарядов (сосудов) с горючим веществом, которым зажигались перекрытия каркаса.
Кроме того, ассирийцы применяли при осадах подвижные башни и подкопы, а также земляные приметы с тем, чтобы господствовать над стенами осажденного города и метать в осажденных факелы и зажигательные стрелы. Для прикрытия лучников от обстрела со стен осажденного города вкапывались в землю щиты.
При штурме крепости действовали следующим образом: таранами пробивали бреши; затем легкая пехота через брешь или по штурмовым лестницам шла на штурм; тяжелые пехотинцы громадными щитами прикрывали лучников и пращников, которые метанием стрел и камней обеспечивали движение штурмовых колонн.
Ассирийское войско, осаждавшее крепость, располагалось обычно в лагере, обнесенном круговым валом. Внутри лагеря имелись крестообразные улицы, а для выхода войск из лагеря устраивались ворота. Это были предшественники римских лагерей.

Изображение

Командование ассирийского войска обычно имело подробные данные о внутреннем и внешнем политическом положении противника. Эти данные доставлялись шпионами, которые наводняли территорию соседних племен и народностей. В своих донесениях шпионы сообщали об обострении тех или иных внутренних противоречий, о военных мероприятиях, оборонительных сооружениях, продовольственных запасах, боеспособности войска, о дорогах, переправах через реки и т. д. С системой организации агентурной разведки мы впервые встречаемся в ассирийском государстве.

Изображение

Дошедшие до нас надписи ассирийских царей XIV — VIII веков до н. э. сообщают о многочисленных походах ассирийского войска с целью порабощения соседних племен и народностей.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#63 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 28 августа 2008 - 20:52

Так, в надписи середины XIII века до н. э. сообщается о походе ассирийского войска, состоявшего из 28 800 хеттских воинов. Это войско преодолело высокие горы, труднопроходимую лесистую местность, проложив тропы в горах и прорубив бронзовыми топорами просеки в лесах. В бою «с 43 царями стран Наири[4]», т. е. с войском союзных племен страны Наири, расположенной в районе «моря Наири» (озера Ван), ассирийцы нанесли им поражение. В надписях XII — XI веков до н. э. сообщается о шести больших походах ассирийского войска в районы верхнего течения реки Тигр к «морю Наири». Судя по надписям, в этих походах важную роль играли боевые колесницы, количество которых исчислялось десятками. Ассирийское войско много раз форсировало реки Тигр и Евфрат, проходило через труднодоступные горы. Там, где не могли пройти колесницы, боевые задачи решала пехота. Укрепленные города ассирийцы брали штурмом или осадой. Численность противника, согласно надписям, не превышала 20 тысяч человек. В качестве трофеев дважды отмечаются 120 боевых колесниц.

Изображение

Что касается тактики ассирийской армии, то некоторое представление о ней дают сведения о бое в 655 году до н. э. у Туллиза, который находился вблизи города Шушан (Сузы). Около 656 года до н. э. эламиты объявили войну ассирийцам. Это была борьба за господство в Двуречье. Ассирийское войско вторглось в Элам. Эламиты заняли оборонительную позицию за рекой Улам (приток реки Карун). В тылу у них находился густой лес. Правый фланг был прикрыт изгибам реки Улам, левый — обеспечивался укреплениями города Шушан, а в центре находился населенный пункт Туллиз. Ассирийцы располагали численным превосходством, а наличие конницы давало им значительные преимущества. Обстановка для эламитов еще более ухудшилась, когда им изменили два племенных вождя, перешедшие со своими воинами на сторону ассирийцев. Пехота эламитов не выдержала атаки ассирийского войска и бросилась бежать, преследуемая всадниками противника. Часть пехоты искала спасения в лесу, другая, прижатая к реке, спаслась вплавь. Эламиты были разбиты.

Изображение

Изображение

Этот бой интересен использованием местности оборонявшейся стороной и применением ассирийцами конницы при преследовании отступающего противника.
На примере Ассирии можно проследить рост политической активности войска. В 668 году до н. э., опираясь на войско, Ашшурбанипал[5] захватил власть вопреки завещанию его отца, назначившего своим преемником другого сына. В период правления Ашшурбанипала Ассирия достигла своего наивысшего внешнего могущества, основой которого было сильное войско, хорошие пути сообщения и упорядоченное административное устройство.
Хорошие военные дороги соединяли политический центр государства с его окраинами и завоеванными территориями. На дорогах были устроены почтовые станции и оборудована сигнализация, что обеспечивало надежную связь. Пути сообщения и связь предназначались в первую очередь для обеспечения боевой готовности войска с тем, чтобы оно могло быстро подавлять любое восстание, направленное против ассирийского господства, и быстро сосредоточиваться в любом пункте для нападения на соседей.

Изображение

Военно-паразитическому государству требовалось большое войско, но ресурсы его комплектования были ограничены. К тому же правящая верхушка с целью упрочения своей власти постепенно освобождала господствующий класс от «налога кровью». Все это вело к росту удельного веса в ассирийском войске контингентов зависимых и полузависимых племен. Число воинов, набранных в покоренных племенах, резко возросло при Ашшурбанипале, и вскоре они стали составлять большую часть ассирийского войска. Боеспособность такого войска в обстановке победоносных войн была высокой. Но когда Ассирия была ослаблена внутренними восстаниями рабов и порабощенных племен и начала терпеть поражения, ассирийское войско быстро стало терять боеспособность. В 605 году до н. э. под ударами вавилонян и мидян ассирийское государство распалось.
Ассирия была первым известным нам крупным военно-паразитическим государством, жившим за счет покоренных народов. Ассирийцы жестоко расправлялись со своими противниками: города грабили, сжигали и разрушали их до основания, всех сопротивляющихся уничтожали, пленных превращали в рабов.

Изображение

Изображение

Новым в военном искусстве по сравнению с древним Египтом является наличие в Ассирии большого постоянного войска в несколько десятков тысяч воинов; войско имело более сложную структуру и более совершенные организационные формы, что, несомненно, способствовало развитию тактики. В тактике пехоты, по словам Энгельса, были достигнуты, повидимому, некоторые успехи в смысле правильности движения и построения рядов.
Ассирийская конница к этому времени начинала играть существенную роль в бою, постепенно вытесняя боевые колесницы. Развитие техники способствовало изобретению осадных машин, переправочных средств и улучшению техники дорожного строительства. В ассирийском государстве впервые встречается развитая сеть военных дорог и связи, впервые осуществляется централизованное снабжение войска оружием и снаряжением.

Изображение

[1] Междуречье (Двуречье, Месопотамия) — область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
В Междуречье в древности существовало несколько государств — включая шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак , аморейский/шумерский город Ларса , а также государства Аккад, Элам, Ассирия и Вавилония.
По одной из гипотез, шумеры были первыми, кто создал одну из первых систем письменности в обозримой истории человечества.
[2] Мидия — древнее государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Дешт-и-Кевлер на востоке. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.
[3] Вавилон был столицей Вавилонии в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада). Слово «Вавилон» происходит от семитского «bab-Illu», означающего «Врата Бога».
[4]Наири — ассирийское название «группы племён» на территории Урарту.
Это название встречается в XIII — XI веках до н.э., причем некоторые географические объекты, сохраняли корень «Наири» и впоследствии. Например озеро Ван назвалось «морем страны Наири» (tamtu sa mat Nairi) и в более поздних ассирийских текстах.
Некоторые исследователи считают ассирийское слово «Наири» названием народа хурритов, что дает ясную версию происхождения народов Урарту. Эта точка зрения подкрепляется исследованиями о связи языка Урарту с хурритским языком.
Недостаток источников не позволяет сделать окончательный вывод об этническом составе племён Наири и о степени распространения этих племён на территории Урарту.
[5]Ашшурбанипал, Ашшурбанапал — царь Ассирии в 668 до н. э. — ок. 633 до н. э., сын Асархаддона, последний великий царь Ассирии.
Вёл военную и дипломатическую борьбу за сохранение ассирийского государства. Боролся, в частности, против своего старшего брата Шамаш-шум-укина, которого Асархаддон назначил царём Вавилонии. Противостояние завершилось поражением Вавилона.
Вошёл в историю, как собиратель древних письменных памятников. Библиотека Ашшурбанипала, в которой сохранилось более 20 тыс. глиняных табличек с историческими, религиозными, магическими и научными текстами, была найдена при раскопках г. Ниневия в 1849—59 г.

Источники: Wikipedia, Разин Е.А."История военного искусства"
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#64 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 29 августа 2008 - 19:27

Армия древнего Египта.

Изображение

Египетская армия была организована в форме военных поселений, расположенных на наиболее угрожаемых направлениях: на нижнем течении Нила было наибольшее количество военных поселений, так как здесь можно было ожидать нападений со стороны соседних азиатских государств; в Верхнем Египте военных поселений было меньше, так как эфиопы серьезным противником не являлись из-за своей раздробленности. Больше того, покоренные нубийские племена, обитавшие по берегам Нила, были обязаны поставлять Египту определенное количество воинов для несения внутренней, «полицейской» службы.

Изображение

Во время больших походов фараоны усиливали свое войско за счет покоренных соседних племен.

Изображение

Войско Древнего царства (3200—2400 гг. до н. э.) укомплектовывалось воинами, имевшими земельные наделы, и частично за счет привлечения чернокожих наемников. Постоянные отряды воинов находились на службе у фараона и крупных храмов. Для походов войско собиралось из Верхнего и Нижнего Египта и из стран Африки. Фараоны брали обычно одного воина с каждых 100 человек мужского населения. Таким образом, войско насчитывало несколько десятков тысяч человек.

Оружие, доспехи и военные значки армии Древнего Египта: 1—9 — щиты; 10 — щиток для защиты руки; 11—21 — военные значки; 22 — наконечники стрел; 23 —луки; 24, 34—36 — колчаны; 25 — праща; 26 — палка для отражения ударов меча; 27 — булава и топор; 28 — сабли; 29 — боевой серп; 30 — кинжал; 31 — топоры; 32 — панцирь из крокодиловой кожи; 33 — кольчужный панцирь
Изображение

На вооружении воинов Древнего царства были: булава с каменным наконечником, боевой топор из меди, копье с каменным наконечником, боевой кинжал из камня или меди. В более ранний период широко применялся бумеранг. Основным оружием служили лук и боевой топор. В качестве защитного вооружения воины имели деревянный щит, обтянутый кожей.

Изображение

Войско состояло из отрядов. Дошедшие до нас источники говорят о том, что воины занимались боевой подготовкой, которой ведал специальный начальник военного обучения. Уже в период Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели однообразное оружие.

Египетская крепость в Семнэ (реконструкция)
Изображение

Крепости периода Древнего царства были различной формы (круг, овал или прямоугольник). Крепостные стены иногда имели круглые башни в форме усеченного конуса с площадкой наверху и бруствером. Так, крепость около города Абидос была построена в форме прямоугольника; длина ее большей и меньшей сторон достигала соответственно 125 и 68 метров, высота стен — 7—11 метров, толщина в верхней части — 2 метров. У крепости были один главный и два дополнительных входа. Крепости в Семнэ и Куммэ были уже сложными оборонительными сооружениями, имевшими выступы, стены и башню.

Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#65 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 30 августа 2008 - 19:49

При штурме крепостей египтяне применяли штурмовые лестницы с деревянными дисковыми колесиками, облегчавшими их установку и передвижение вдоль крепостной стены. Брешь в крепостных стенах пробивали большими ломами. Так зарождались техника и способы штурма крепостей.

Изображение

Войско Среднего царства (2200—1700 гг. до н. э.) мало чем отличалось от войска Древнего царства. Однако вооружение египетских воинов Среднего царства по сравнению с прошлым периодом несколько улучшилось, так как обработка металла стала более совершенной. Копья и стрелы имели теперь наконечники из бронзы.

Изображение

Оружие ударного действия оставалось прежним: боевой топор, копье длиной до 2 метров, булава и кинжал. В качестве метательного оружия применялись копье, бумеранг, праща с камнями, лук. Появился усиленный лук, который повышал дальность полета стрелы и точность ее попадания.

Изображение

Стрелы имели наконечники различной формы и оперение; длина их колебалась от 55 до 100 сантиметров. Обычные для Древнего Востока стрелы с листовидным наконечником, первоначально кремневым, а затем медным и бронзовым, были менее эффективным оружием, чем введенные скифами во второй четверти I тысячелетия до нашей эры стрелы с граненым наконечником — костяным или бронзовым. Прицельный выстрел из лука был эффективен на дистанции 150—180 метров; наилучшая меткость бумеранга и метательного копья достигалась на дистанции 50 метров. Щит, обитый кожей, высотой в половину человеческого роста продолжал оставаться единственным защитным снаряжением.

Египетские воины (XV—XIII вв. до н. э.): 1 — лучник; 2 — носильщик военного значка (знаменосец); 3 — иноземный наемник — телохранитель фараона; 4 — хеттский воин, пленник египтян
Изображение

В период Среднего царства была усовершенствована организация войска. Подразделения теперь имели определенную численность: 6, 40, 60, 100, 400, 600 воинов. Отряды насчитывали 2, 3,10 тысяч воинов. Появились подразделения однообразно вооруженных воинов — копейщиков и лучников, которые имели порядок построения для движения; двигались колонной по четыре воина в ряду по фронту и в десять шеренг глубиной.

Изображение

Имеются данные о поощрении рядовых воинов за выслугу лет: им выделяли небольшие участки земли. Военачальники за свои заслуги продвигались по службе, получали землю, скот, рабов или же награждались «Золотой похвалой» (вроде ордена) и украшенным боевым оружием.

Изображение

Фараоны Среднего царства уделяли большое внимание обеспечению безопасности границ Египта. Появились системы оборонительных сооружений. Так, например, для защиты южной границы было построено три линии крепостей. Крепости стали более совершенными: они теперь имели зубцы, которые прикрывали оборонявшихся воинов; выступавшие башни для обстрела подступов к стене; ров, затруднявший подход к стене. Крепостные ворота были защищены башнями. Для вылазок устраивались небольшие выходы. Большое внимание уделялось снабжению гарнизона крепости водой: устраивались колодцы или скрытые выходы к реке.

Из сохранившихся остатков древнеегипетских крепостей этого периода наиболее характерной является крепость в Миргиссе, построенная в форме прямоугольника. Эта крепость имела внутреннюю стену высотой 10 метров с выступавшими башнями, расположенными на расстоянии 30 метров одна от другой, и ров шириной 8 метров. В 25 метрах от внутренней стены имелась внешняя стена, которая охватывала крепость с трех сторон; с четвертой стороны круто обрывалась к реке скала. Внешняя стена была окружена рвом шириной 36 метров. Кроме того, на скалистых выступах были построены выдвинутые вперед стенки, примыкавшие к углам крепости и позволявшие контролировать подступы со стороны реки. Две другие стенки защищали главный вход в крепость.
Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#66 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 31 августа 2008 - 17:37

Фараоны и их военачальники предпринимали многочисленные походы в Нубию, Сирию и другие страны с целью их грабежа.

Изображение

В период Нового царства (начиная с 1560 г. до н. э.) большая часть воинов египетской армии была вооружена мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин кроме щита имел еще шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы. Колесница представляла собой де-ревянную площадку размером 1x0,5 метра на двух колесах, к которой наглухо прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесницы обшивались кожей, что защищало от стрел ноги боевого экипажа, который состоял из возницы и одного бойца. В колесницу впрягали двух лошадей.

Самым древним родом египетских войск была пехота. Она составляла главную силу армии Египта. После введения однообразного вооружения египетская пехота состояла из лучников, пращников, копейщиков, воинов с мечами. Наличие одинаково вооруженной пехоты поставило вопрос о порядке ее построения. Появился строй пехоты, движения ее стали ритмичными, что резко бросается в глаза во всех изображениях египетских воинов периода Нового царства.

Изображение

Из снаряжения надо отметить особенный щиток для защиты живота, который составлялся из нашитых друг на друга и ярко раскрашенных кусков кожи, и одеяние, подобное рубашке, обшитое кожаными полосами. На гладко выбритую голову надевалась полосатая шапочка с металлическими выпуклостями или же нечто вроде шлема из полосатой кожи (рис. на с. 42). Этот шлем защищал также и затылок и иногда надевался на обычную шапочку.

Воины имели щиты, угловатые внизу, закругленные сверху и снабженные окошечком для наблюдения.

Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно высылалась разведка. При остановках египтяне устраивали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов они применяли построение, называемое черепахой (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, винею (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном, для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу.

Снабжением войск ведал особый орган. Продукты выдавались со складов по определенным нормам. Существовали специальные мастерские по изготовлению и ремонту оружия.

Известно сражение Рамзеса III (около 1200 г. до н. э.) у Мигдала, которое интересно взаимодействием египетского флота и сухопутного войска. Боевой порядок сухопутного войска с правого фланга был прикрыт укреплениями, а с левого — его обеспечивал флот. Флот филистимлян (народ, обитавший на восточном побережье Средиземного моря) и их союзников был разбит египетским флотом, после чего бежала и сухопутная армия филистимлян.

Изображение

В египетском войске можно видеть зачатки организационных форм армии и боевых порядков, которые заключались в продуманном размещении на поле боя колесниц, отрядов лучников, копейщиков и других. Бой завязывали боевые колесницы, за которыми двигалась пехота; третью линию снова составляли боевые колесницы, являясь боевой поддержкой.

Изображение

Так боевая практика постепенно вырабатывала определенные правила ведения войны и боя, предъявляя свои требования к войскам и командованию.

Изображение

Изображение

Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#67 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 01 сентября 2008 - 18:51

Кельты - забытые властители Европы

Кельты (греч. Keltoi) — близкие по языку и материальной культуре племена индоевропейского происхождения, в древности занимавшие обширную территорию в Западной Европе.
Римляне называли кельтов галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения — Галлия. Примерно в 390 до н. э. вторгшиеся кельты разграбили Рим, одновременно уничтожив все римские исторические записи, сделанные до этого времени.

Изображение

Греческий мир впервые узнал о кельтах через греческую колонию Массилию (современный Марсель, основан около 600 до н. э.).
Восточных кельтов, проникших в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли галатами.[1]
Кельтский вождь Бренн, возглавлявший большое войско, намеревался осквернить и разграбить храм Аполлона в Дельфах, но, как утверждается, его напугала разразившаяся гроза, которую он посчитал зловещим предзнаменованием. Около десяти тысяч кельтов (включая женщин, детей и рабов) переправились в Малую Азию по приглашению царя Вифинии Никомеда I, которому требовалась поддержка в династической борьбе. Позднее они расселились в восточной Фригии, Каппадокии и центральной Анатолии и создали государство Галатия.
Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами[2], иллирийцами[3], фракийцами[4] и др. Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев[5], от которых территория получила название Богемия).
Наиболее значительными племенами кельтов были гельветы, белги, секваны, лингоны, эдуи, битуриги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки.[Wikipedia]

Древнейшие сведения о кельтском оружии, в том числе о том, которое послужило прототипом для более поздних образцов, конечно, дают погребения. Меч в сражении всегда был жизненно важен: в погребениях эпохи гальштата (которые датируются около 700 года до н. э.) на смену бронзовому рубящему мечу, популярному в позднем бронзовом веке, пришел длинный железный меч, которым также можно было рубить и вонзать. Использование новoгo металла железа, разумеется, имело жизненно важное воздействие на качество и прочность оружия и eгo эффективность в сражении. Полибий[6], говоря о галльских мечах в своем описании знаменитого сражения при Теламоне, утверждает: «галатским мечом можно только рубить... [Далее он пишет:] ...мечи их, как сказано было выше, пригодны только для первого yдaра, что вслед за тем притупляются и наподобие скребницы искривляются вдоль и поперек настолько, что второй удар получается слишком слабый, если только солдат не имеет времени выпрямить меч ногою, упирая eгo в землю».

Изображение

Изображение

В ранних ирландских сaгax есть упоминания о распрямлении меча ногой; иногда для этого использовали даже зубы! Нередко упоминаются мечи с золотыми рукоятками. В «Похищении быка из Куальнге» Кухулин и Фер Диад сражаются мечами с рукоятками из слоновой кости. Позднее в том же самом поединке Фер Диад выбирает «тяжелые, тяжко рубящие мечи» в кaчестве своего оружия на день.
Кельтские воины также носили пару копий с широкими лезвиями, использовавшихея для метания. Paнние ирландские саги часто о них упоминают. В определенный момент в ходе поединка со своим названым братом Кухулин выбрал копья в качестве opyжия. «Тогда испытаем тяжелые длинные копья, сказал Кухулин, быть может, удары копья быетрее разрешат наш спор, чем вчерашнее метание. И пусть приведут лошадей да запрягут в колесницы, ибо не пешими будем сегодня сражаться».

Изображение

В эпоху гальштата использовался также кинжал с широким лезвием. Когда стал популярным железный меч, кинжал стали использовать в качестве вспомогательно оружия. В латенском оружии мы можем видеть влияние древнегреческих образцов, а также выделить местные, гальштатские элементы. Кельты носили мечи в ножнах, покрытых орнаментированными листами бронзы, а также в железных ножнах.. Кинжал также носили в ножнах. Судя по всему, луки и стрелы были не в моде, хотя о них и упоминает Страбон[7]: «Упоминаются еще и дрyгого рода человеческие жертвоприношения; они расстреливали свои жертвы из лука или распинали их в святилищах». То, что использование стрел было не полностью ритуальным, следует из другого eгo замечания, Koгда Страбон говорит об оружии кельтов: «Некоторые галлы употребляют также луки и пращи», и это заставляет предполагать, что лук действительно мoг использоваться в битве некоторыми кельтами в какую-то эпоху. Лук и стpeлы безусловно неизвестны в ранних ирландских текстах, и сами эти слова появляются в ирландском языке только в IX веке н. э.

Несмотря на то что нам известны прекрасные образцы шлемов, они не были в числе обычного вооружения воина. Кельты предпочитали идти в сражение с непокрытой головой, cдeлав сложную прическу. Шлемы, которые носили вожди, были коническими или имели форму шапочки со сложным opнaмeнтом; могли они быть огромными и широкими, как шлемы из Резана и Антремона [8]; такой шлем, судя по описанию, носил колесничий Кухулина Лоэг.

Изображение

Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#68 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 02 сентября 2008 - 19:17

Согласно ирландским caгaм, воины носили круглые деревянные щиты, а также кожаные. С середины 3 века до н. э. стали использоваться длинные овальные щиты; такие тоже описаны в ирландских сагах, хотя круглые нaмнoгo более обычны. В Ирландии щит изготовлялся из ясеня и снабжался металлическим краем, сложным образом орнаментированным. Длина овального щита coставляла более метра; он мoг быть деревянным или плетеным. В Йортспринге (Дания) в торфяном болоте были обнаружены хорошо сохранившиеся длинные овальные деревянные щиты. У дepeвянных щитов иногда мoг быть железный умбон.

Изображение

Теперь мы обратимся к двум характерным чертам кельтской манеры сражаться. Они типичны для вceгo кельтского племени. Речь идет об обычае сражаться с колесниц и героическом обычае поединка - сражения между двумя воинами, которое, пользовалось у кельтов особой популярностью. Кельты постоянно использовали в сражении легкую двухколееную боевую колесницу, в которую была запряжена пара небольших, специально выращенных пони. В дpeвнeирландеких текстах часто упоминается о колесницах, и их изображения известны на континенте. Корпус колесницы, судя по всему, был легким, плетеным, хотя могли употребляться и колесницы с деревянными боковинами. Другие детали были бронзовыми, шины железными.

Изображение

У римского историка Флора описана колесница, целиком выложенная серебром. Поскольку мы знаем, что кельты любили роскошь и великолепие и что у них под рукой было достаточно драгоценных металлов, то эту деталь, как и подробные описания предметов и украшений в древнеирландских текстах, нельзя считать лишь ни на чем не основанной фантазией авторов. Богато укpaшенные сбруя и упряжь дополняют эту картину. В ранних древнеирландских текстах иногда говорится, что колесницы были снабжены выдающимися остриями или острыми краями, однако эту подробность apxeологические данные пока не подтвердили. Флор рассказывает о царе галльского племени арвернов Битуите, взятом в плен римлянами в 121 году до н.э.: он сражался «в пестром вооружении и на серебряной колеснице». В поздних текстах упоминаются колесницы, у которых на осях были закреплены серпы. В колеснице было двое людей - колесничий и воин. Колесничий был свободным человеком, близким другом и поверенным всех тайн воина (по крайней мере, если судить по ирландеким тeкстам). Безусловно, воин зависел от ловкости, отваги и верности cвoeгo колесничего. Чтобы погонять лошадей, колесничий пользовался стрекалом и бешено гнал колесницу на вpaгa. Затем воин спрыгивал с колесницы и готовился к поединку. Перед тем как спуститься с колесницы, воин начинал метать копья, а затем колесница должна была ждать на заднем плане, чтобы в случае нeобходимости снова подобрать героя. Воины совершали чудеса ловкости и отваги, и как античные авторы, так и древнеирландские тексты описывают мастерское владение искусством колесничной войны.

Изображение

Множество великолепных описаний кельтских героев и тoгo, как они владели колесницей, встречается в «Похищении быка из Куальнге». В одном из них рассказывается о том, как выглядел Кухулин и какое у нeгo было оружие в тот момент. когда он собирался появиться перед войсками: «Потом облачился Кухулин в платье собраний и празднеств. Надел он свой плащ с бахромой, что ниспадал пятью складками, дивный, пурпурный, сработанный ладно. Белая брошь светлого серебра, изукрашенная золотом, скрепляла тот плащ на белоснежной груди; словно глядя на яркий светильник, глаз бы людской не стерпел ее блеска. Тело eгo прикрывала рубаха из шелка с paсцвeченной кромкой, тесьмой, бахромою из золота, серебра и светлой бронзы, что спадала до тeмнoкpacнoгo боевогo передника из королевской ткани. Диковинный щит был при нем темно-красный, с кромкой из чистейшегo белого серебра. Изукрашенный меч с костяной рукоятью нес он на левом боку. Подле Heгo в колесниuе лежало копье с наконечником серым да кинжал для схвaтки с подвесками и заклепками светлой бронзы. Девять голов держал Кухулин в одной руке да десять в другой». Сравните это описание е тем, что говорит Страбон, который также ясно представлял себе кельтского воина, отправляющегося на битву: «галльское оружие соответствует их большому росту: длинный меч, висящий на правом боку, длинный прямоугольный щит в соответствии с pocтом и «мандарис» особый род дротика... Есть у них eще одно деревянное оружие, похожее на «гросф». Eгo бросают рукой, а не из петли, и оно летит даже дальше cтpeлы. Этим орудием они пользуются главным образом для oxoты на птиц».

Изображение

Несмотря на всю страсть ирландцев к многословным, торжественным описаниям, которые могли сделать самые обычные вещи необыкновенными и возвышенными, в caгax уладского цикла содержится зерно истины, отражение реальности, которая делает их ценным дополнением к достоверным фактам археологии и античной традиции. Все то, о чем говорят нам находки археологов мечи и копья, колесницы и щиты, в раннеирландских текстах оживает, и эти вещи предстают на фоне человеческой жизни со вceми ее страстями и надеждами. Как колесницы, так и лошади, в них запряженные, были, как показывает нам археология, роскошно украшены орнаментами из металла, это и детали колесниц, и бронзовые полоски (возможно, с эмалью), накладки для упряжи, уздечки и тому подобное. Кельтский воин, отправлявшийся на битву или на парад, со своими разукрашенными, в перьях, лошадьми, разноцветной одеждой и крытой повозкой, наверное, действительно являл собой поразительную картину для глаз римлянина или грека. Колесницы использовались в Британии и предположительно попали в Ульстер из Йоркшира; однако в Ирландии остатков колесниц археологи пока не обнаружили, хотя в ранних текстах о них говорится постоянно, и они, возможно, продолжали использоваться и в paннeхристианское время. Они использовались в Шотландии до 2 века н. э. Колеса от колесниц находили в колодцах в Шотландии, например близ Ньюстеда в Роксбурге и на БарХилл в Данбартоне. Практика войны на колесницах прекратилась в Галлии во времена Юлия Цезаря, то есть в 1 веке до н. Э.

Изображение

Изображение

Всегда мнoгo говорят о том, какое впечатление производили сами колесницы и полубезумные колесничие на вторгшихся в Британию римлян. Помимо легкой двухколесной колесницы, которая в основном служила (хотя, может быть, и нет) для парадных целей, в кельтском мире использовалась и четырехколесная колесница. Описание четырехколесной колесницы Kyxyлина могло возникнуть в результате тoгo, что писцы, записывавшие caгy, перепутали две повозки. Наконец, в «Похищении быка из Куальнге» ееть вeликолепное описание тoгo, как путешествовала королева Коннахта Медб: «Так повелось, что, куда бы ни отправлялась Медб, брала она с собой девять колесниц. Две из них ехали впереди, две сзади, да две по бокам, а в середине колесница Медб, так что ни комья земли от копыт лошадей, ни пена с их удил, ни пыль, что вздымало могyчее войско, не могли донестись до нее и запятнать золотую корону».

Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#69 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 03 сентября 2008 - 23:21

ПОЕДИНКИ
Другой важной чертой в военном деле кельтов был обычай сражаться в поединках. У ирландцев имелись на этот ечет строгие правила, одно из которых носило нaзвание fir fer, буквально «честная игра»: человеку, вступавшему в поединок, мoг противостоять только один противник. Когда начались войны с римлянами, на континенте обычаи, видимо, изменились, однако о них все еще мнoгo упоминается в островных литературах, ocoбенно в ирландской. Так, в «Похищении быка из Куальнгe» коннахтец Ферху Лойнгшех со своими 12 людьми собирается атаковать Кухулина: «На том они и порешили и немедля выступили против Кухулина, а разыскав eгo, не уговорились о честном поединке и всей дюжиной бросились в бой». Обычай поединка упоминается и в «Мабиногионе», собрании средневековых валлийских сказаний, которое хранит настоящие залежи мифологии, лишь слегка замаскированной позднейшими условностями христианских писцов.
Два кельтских героя начинали битву с оскорблений в адрес друг друга; в то же самое время они восхваляли своих предков и семью и свою собственную доблесть во владении оружием. Все это приводило их в состояние боевой ярости, и они начинали жаждать крови и славы. Все человеческие чувства отступали на задний план, и их место занимала простая, грубая сила и хитроеть, которые заставляли противников сражаться жестоко и кровожадно. В этих перебранках принимал участие и колесничий.

Изображение

Диодор Сицилийский[9] снова дает нам множество подробностей о кельтском вооружении: «Opyжие у них вот какое. Щиты - высокие, в человеческий рост, с особыми украшениями, на некоторых из которых выступают также искусно изготовленные медные изображения животных, и не только для красоты, но и для большей надежности. Шлемы - медные, c большими выступающими вокpyг частями, благодаря чему носящие их выглядят исполинами: к некоторым из шлемов приделаны poгa, к другим - чеканные протомы птиц или четвероногих животных. Боевые трубы у них необычайные и варварские: трубя в них, издают гpозные звуки, напоминающие гpoxoт сражения. Панцири - железные, кольчужные, однако некоторые полагаются только на данную от природы силу и сражаются обнаженными. Вместо кopoткoгo меча они сражаются длинным мечом, который носят, подвесив на железной или медной цепи к правому бедру. Некоторые носят поверх хитона украшенный золотом или серебром широкий пояс. Впереди себя они выставляют копья, которые называют «ланкии» с железными наконечниками длиной в один локоть и более, а шириной чуть менее дипалееты. Мечи у них не меньше, чем дротики у дрyгих народов, а наконечники у дротиков больше, чем мечи». Даже мельчайшие детали из этого пассажа находят свои параллели в древнейших ирландских источниках. Например, щиты с индивидуальным орнаментом описываются и в «Похищении», и в других местах. Так, у Peoхайда, сына Фатемона, был «белый щит со звериными ликами кpacнoгo золота». Другой отряд ведет герой Эрк, сын Федельм Нойкрутах, с «белым щитом со звериными ликами кpacнoгo золота». В описании Кухулина, который отправляется в своем лучшем вооружении на свидание с Эмер, говорится, что у нeгo был «на плечах алый щит с серебряной кромкой, украшенный золотыми ликами диких зверей». Poгaтыe шлемы, упомянутые у Диодора Сицилийского, также встречаются в ранней литературе: Фурбайде Фербенд, например, якобы имел шлем с тремя рогами: два poгa были серебряные, а один - золотой. Трехрогие священные звери часто встречаются в кельтской мифологии. Другие описания оружия также имеют параллели в ирландских текстах. Постоянно употреблялись боевые трубы, о которых упоминает Диодор; их называли карниками. Они фигурируют, например, на кельтских монетах и встречаются на котле из гундеструпа. Шум был очень важен для кельтов во время войны: он должен был вызвать страх, панику и отчаянный ужас в лагере вpaгa.

Изображение

Тацит говорит о шуме, который производили бритты, когда Паулин собирался атаковать их в их святилище на Англси: «На берегy стояло в полном вооружении вражеское войско, среди котopoгo бегали женщины, похожие на фурий, в траурных oдeяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов...» Страшный шум от воплей и брани воинов, а также призывов к богам о даровании силы и помощи еще усиливалея от звуков труб. Tpyбы были снабжены бронзовыми гoловами зверей с деревянными языками, которые служили в качестве язычков-трещоток. В общем и цeлом шум был чудовищный. Oстaтки такой трубы, заканчивавшейся бронзовой толовой кабана, были обнаружены близ Дeскфорда в Банффшире. Этот предмет относится ко 2 веку н. э. Трубы упоминаются и в ирландеких текстах как часть боeвoгo снаряжения, так и само использование шума.

Изображение

В «Похищении быка из Куальнге» мы читаем: «Грохот, шум, вой, гул, гудение и гpoмoвыe раскаты, что слышал Мак Рот, были ударами щитов и копий, звонким лязгом мечей, трохотом шлемов и нагрудников, гyлом оружия, проделывавшего неистовые боевые приемы: то натягивались поводья, стучали колеса, лошади били копытами, скрипели колесницы и разносились громкие голоса идущих на нас мужей и гepoeв».
Наиболее интересный античный рассказ об экипировке и поведении кельтов в сражении мы находим у Полибия в eгo знаменитом описании сражения при Теламоне в 225 году до н. э. Он достаточно важен, чтобы процитировать eгo полностью, и иллюстрирует многие уже упомянутые моменты: «Инсомбры и бойи шли в битву в штанах и в легких, накинутых сверху плащах. Что касаетея гесатов, то самоуверенность и смелость их были так велики, что они сбросили с себя и эту одежду, и обнаженные, только с оружием в руках, стояли в передних рядах войска: так, думалось гecaтaм, удобнее будет сражаться, ибо плащи мoгyт цепляться за разбросанные там и сям кустарники и затруднять употребление оружия. Сначала битва шла только у холма, и для всех было видно, сколь многочисленная конница от каждого войска участвует в завязавшейся схватке. В этом сражении пал, как отчаянный боец, консул Гай, и голова eгo отнесена была царям кельтов... Что касается римлян, то им прибавило смелости то обстоятельство, что неприятель был охвачен со всех сторон и заключен в середину между ними, хотя, с другой стороны, кельты пyгали их боевым строем и шумом. Действительно, число трубачей и свирельщиков было у них невообразимо велико, а кoгда все войско разом исполняло боевую пеcню, поднимался столь сильный и необыкновенный шум, что не только слышались звуки свирелей и голоса воинов, но звучащими казались самые окрестности, повторявшие эхо. Ужасны были также вид и движения нагих людей, стоявших в первом ряду, блиставших цветущим здоровьем и высоким ростом. В первых рядах не было ни одногo воина, который бы не имел на себе золотого ожерелья или браслетов. Если вид вceгo этого и устрашал римлян, то надежда на добычу сильнее подстрекала их к битве... Одолеваемые ранами и безвыходностью положения, одни из них (гecaтoв) в безумной ярости кидались на вpaгa и сами обрекали себя на смерть, другие начинали понемногу отступать к своим и явною робостью приводили в смущение задних воинов».

Изображение

Полибий упоминает геcатов - отряды наемников, нaходившихся вне племенной системы. В этом отношении они cоответcтвуют отрядам фениев в Ирландии, о которых ходило множество красочных преданий. Этих галльских воинов нанимали, чтобы они сражались на разных стоpонах. Что мы знаем об этих могyчих и безжалостных людях? Само их имя означает просто «копейщик»; слово «gae», обозначающее «копье» или «дротик», встречается в дpeвнеирландском.

Изображение

Отважные геcаты сражались обнаженными, и, видимо, этот обычай был неправильно понят римлянами, которые ничего не знали об eгo ритуальном значении. Не только геcаты сражались без одежды или какой бы то ни было защиты. Диодор пишет, не упоминая конкретно гесатов: «Некоторые из них презирают смерть настолько, что устремляются навстречу опасностям обнаженными, в одном только поясе».

Изображение

Легендарные отряды фениев, которые бродили по Ирландии в первые века христианской эры, охотясь, cpaжаясь и добывая себе пропитание у различных племен, напоминали гезатов в том, что они могли поступать на службу к различным партиям и жили вне юрисдикции какого-либо племени (они фактически были ecland «без племени»). Обычно их изображают как солдатов наемников, и есть все основания считать, что у таких отрядов были серьезные мифологичеекие корни в местной традиции.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#70 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 04 сентября 2008 - 18:52

ВСАДНИКИ И ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ
Когда езда на колесницах, которую кельты так любили, постепенно уступила дорогу кавалерийской войне, то галлы стали славиться как ловкие наездники. Это и есть упомянутые у Цезаря equites, «всадники» то есть аристократия. После римского завоевания галлии галльские кавалерийские отряды стали гордостью римской армии и служили по всей империи. Галлы, с их прилегающими штанами, великолепным сложением, развевающимися плащами и легендарными акробатическими навыками, поражали современников своей выучкой и отработанными кавалерийскими упражнениями. Арриан, писавший в 136 году, описывает кавалерийские упражнения, заимствованные римлянами у кельтских всадников, которые coставляли столь важную часть кавалерии: «Затем те из них, кто выделяется своей строевой подготовкой или умением ездить верхом, принимают участие в состязаниях, надев железные или латунные шлемы, позолоченные, дабы привлечь особое внимание зрителей... На шлемах желтые плюмажи; они не нужны ни для чего, кроме как для кpaсоты... Всадники носят длинные щиты, не щиты для Haстоящей битвы, но более легкие и весело раскрашенные, поскольку эти упражнения служат для демонстрации ловкости и красоты. Вместо доспехов на них надеты туники, похожие на настоящие доспехи, иногда алые, иногда пурпурные, иногда многоцветные. И они носят штаны не свободные, как принято у парфян или армян, но близко прилегающие к нoгaм».

Изображение

Римлянам действительно мнoгoму пришлось поучиться у кельтских всадников. Павсаний упоминает как образец кавалерийских навыков кельтов понятие «trimarcisia», буквально отряд из «трех конников», то есть вождь или аристократ в сопровождении двух дружинников. Этому также находятся параллели в ранних текстах. Прекрасный пример (с сильной мифологической окраской) встречается в старинной caгe «Togaiд Bгuidne Da Derga» («Разрушение дома Да Дерга»). В один из решающих моментов драмы король Конайре видит «трех Красных» (nа tгi Deirg). Это трое мужчин с красными волосами, одетые сплошь в Kpacное и едущие на рыжих лошадях. Нечеловеческая природа этих троих всадников полностью проявляется в ту минуту, когда сын Конайре, отчаявшись догнать их, слышит: «Устали наши кони - то кони Донна Десскорах из сидов. Хоть мы и живы, все же мертвы»). Красный был цветом, который ассоциировался с битвой и с кельтскими божествами войны. Страбон пишет: «Хотя все галаты по натуре воинственный народ, все же они более искусные всадники, чем пехотинцы, и лучшая часть конницы у римлян состоит из этого племени».

Изображение

Что касается поведения кельтов в самой битве, они брали с собой отрубленные головы вpaгoв в качестве трофеев cвoeгo триумфа. Эта практика также играла глубокую религиозную роль в повседневной жизни кельтов и была связана со многими суевериями. Можно привести один-два примера такой практики. Головы часто выставлялись в святилищах кельтов, и их приносили в жертву богам. В великом Kaменном храме в Рокепертюзе (департамент Буш-дю-Рон), как и в других святилищах, в стенах были специальные ниши для черепов, куда можно было поставить отрубленные человеческие головы; во многих храмах были как изображения отрубленных голов, так и нaстоящие черепа. Великолепная каменная колонна в Антремоне была покрыта схематическими головами в странном порядке. Диодор Сицилийский пишет о практике обезглавливания Bpaгa: «Убитым вpaгaм они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи вpaгoв передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн. Лучшую часть добычи они прибивают к стене cвoeгo дома, как, бывает, поступают с добычей охотники. головы наиболее выдающихся из вpaгoв они бальзамируют кедровым маслом и бережно хранят в ларцах, показывая затем гocтям и похваляясь тем, что или кто-то из предков, или их отцы, или сами они не приняли предлагаемого за ту или иную голову выкупа. Говорят также, что некоторые из них гордятся тем, что не приняли за такую голову золота, paвнoгo ей по весу, являя тем самым некое варварское великодушие не потому, что благородно не продавать доказательства своей доблести, но потому, что враждовать с coплеменниками погибшего зверство».

Изображение

Этот боевой обычай постоянно встречаетея в древних текстах, как и религиозное почитание головы. Типичная сцена описана в «Похищении быка из Куальнге», где вообше часто говорится об охоте за головами. Кухулин убил двух сыновей Неры и их колесничих и отрубил им головы. «...Когда он подошел к нему, увидел лишь сучковатый ствол с четырьмя головами, стоящий в потоке, стекаюшую по нему кровь, следы колесниц да одинокого воина, уходившего к востоку».

Изображение

Во время cвoeгo caмoгo первого похода в качестве будущего героя, описанного в «Похищении», юный Kyхулин также рубит головы. Он обезглавливает трех cыновей Нехты Скене. Когда он возвращается в диком ликовании в крепость Эмайн Маха, женщина, смотряшая на дорогy, видит eгo и говорит: «Вижу одинокого воина на колеснице... чей страшен воистину облик. Окpовaвленные головы своих вpaгoв везет он на колеснице». Когда в той же caгe он встречается с Ферку Лоингсехом и eгo дружинниками, мы читаем: «На том они и порешили и немедля выступили против Кухулина, а разыскав eгo, не уговорились о честном поединке и всей дюжиной бросились в бой. Сошелся с врагами Кухулин и, одолев их, срубил у всех головы. В землю вкопал он двeнадцать камней и на каждый водрузил голову воина. С той поры и зовется то место, где сложил голову Ферку Лоингсех, Киннит Ферхон, то есть Киннайт Ферхон [гoловное место Ферку]». Этот пассаж не только демонстрирует сложный ритуал обезглавливания и показа голов, но в нeгo включено и понятие «fir fer» кодекс поведения в битве, нарушать который считалось бесчестным. Римляне явно не сочувствовали повсеместному кельтскому обычаю обезглавливать вpaгa и считали eгo, как и человеческие жертвоприношения и другие подобные обычаи, подлым и варварским по сути.

[1] Галаты (лат. Galatae) — союз кельтских племён, вторгшиеся в Малую Азию в 278—277 годах до н. э.
Вскоре после вторжения (276 год до н. э.) галаты были разгромлены Антиохом I, однако, несмотря на это поражение, продолжали опустошать западную часть Малой Азии на протяжении последующих 46 лет, пока не были оттеснены войсками пергамского царя Аттала I в область, расположенную в центральной части Малой Азии к северу от Фригии, между средним течением рек Сангариуса (современная Сакарья) и Галиса (современный Кызыл-Ирмак); эта область получила название Галатия.
Галатский язык засвидетельствован только личными именами и топонимами в греческой и латинской передаче; предположительно близок галльскому.

[2] Иберы — народ, живший на территории современной Испании, примерно с 3-его тысячелетия до нашей эры. Учёные расходятся в высказываниях на счёт происхождения иберов. Одни предполагают, что они пришли с средиземноморского побережья, другие думают что иберы прибыли из Северной Африки. Однако есть и те, кто предполагает, что иберы образовались из местных племен.
Изначально иберы жили на восточном побережье Испании, а позднее расселились по всему Пиренейскому полуострову. Иберы жили в изолированных общинах с племенным строем. Они обладали навыками обработки металлов, включая бронзу, и земледелия. Позже иберы образовали более целостное государство, с городами и социальным устройством. Они торговали металлом с Финикией, Грецией, Карфагеном.

[3] Иллирийцы (греч. Illyrioi) — общее название обширной группы индоевропейских племён, занимавших в древности северо-запад Балканского полуострова от среднего течения Дуная до Адриатического моря (наиболее значительные из иллирийских племён: далматы, либурны, истры, яподы, паннонцы, дезитиаты, пирусты, диционы, дарданы, ардиеи, таулантии, плереи и др.) и частично юго-востока Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.).

[4] Фракийцы ( лат. Thracis, Threcis) — индоевропейское племя, обитавшее в Фракии и на прилегающих к ней землях (в настоящее время — Болгария, Румыния, Молдавия, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции, восточная Сербия и часть Македонии). Они разговаривали на фракийском языке, который большинство авторов относит к индоевропейским.

[5]Бойи (Boii) — группа кельтских племён. В середине IV века до нашей эры они переселились из Галлии в долину реки По (Италия), вытеснив живших там этрусков и умбров и превратив бывший город этрусков Фельсину в свой под названием Бонония (ныне Болонья).
Бойи боролись против римлян в 283—282 годах до нашей эры на стороне этрусков, а в 238—224 годах до нашей эры — на стороне кельтов. В 193 году при Мутине окончательно разбиты римлянами. Побеждённые бойи перешли через Альпы и расселились на территории Чехии, по их имени была названа Богемия (Boiohaemum) — «страна бойев». На территории нынешнего баварского города Пассау стояла мощная крепость под названием Бойодурум — «крепость Бойев». В 80-60 годах бойи, вытесненные, вероятно, германскими племенами, покинули Богемию: часть переместилась на запад и присоединилась к гельветам, другая часть — в Паннонию.
Даки, оттеснившие бойев к реке Тиса, в 40 году при короле Буребисте разбили их и завоевали их земли у Дуная (Южная Словакия). Понеся большие потери, бойи примкнули к римлянам, завоевавшим Паннонию, и не участвовали в крупном антиримском восстании 6-9 годах нашей эры в Паннонии и Далмации. Вскоре последовала романизация бойев.
Сведения о бойях исчезают после заселения Чехии маркоманами (конец I века до нашей эры).

[6] Полибий ( лат. Polybius, 201 до н. э., Мегалополь, Аркадия — 120 до н. э.) — греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах c 220 до н. э. по 146 до н. э.. Из книг «Истории» полностью сохранились только первые 5, остальные дошли в более или менее подробных изложениях. Прочие труды Полибия не сохранились. Исходя из учения стоиков о предвидении, он пришёл к метафизике истории, которая рассматривала последнюю как борьбу народов и отдельных личностей против власти судьбы.
[7] Страбон (греч.) (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) — греческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

[8] Антремон – древняя столица кельто-лигурийских племен. Расположена на территории современного Экс-ан-Прованса.

[9] Диодор Сицилийский ( лат. Diodorus Siculus, прим. 90 — 30 гг. до н. э.) — древнегреческий историк родом из Агириума на Сицилии.
Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. В 50-х годах до н. э. он посетил птолемеевский Египет, где стал свидетелем расправы толпы над одним римским гражданином, случайно убившем священное в тех краях животное — кошку. Только через 25 лет, уже после смерти Диодора, Октавиан превратит Египет в римскую провинцию. Практически одновременно с Диодором, пишущем на греческом и в основном о греках, создавал историю своего народа римлянин Ливий.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru Increase your website traffic with Attracta.com