ВСАДНИКИ И ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ
Когда езда на колесницах, которую кельты так любили, постепенно уступила дорогу кавалерийской войне, то галлы стали славиться как ловкие наездники. Это и есть упомянутые у Цезаря equites, «всадники» то есть аристократия. После римского завоевания галлии галльские кавалерийские отряды стали гордостью римской армии и служили по всей империи. Галлы, с их прилегающими штанами, великолепным сложением, развевающимися плащами и легендарными акробатическими навыками, поражали современников своей выучкой и отработанными кавалерийскими упражнениями. Арриан, писавший в 136 году, описывает кавалерийские упражнения, заимствованные римлянами у кельтских всадников, которые coставляли столь важную часть кавалерии: «Затем те из них, кто выделяется своей строевой подготовкой или умением ездить верхом, принимают участие в состязаниях, надев железные или латунные шлемы, позолоченные, дабы привлечь особое внимание зрителей... На шлемах желтые плюмажи; они не нужны ни для чего, кроме как для кpaсоты... Всадники носят длинные щиты, не щиты для Haстоящей битвы, но более легкие и весело раскрашенные, поскольку эти упражнения служат для демонстрации ловкости и красоты. Вместо доспехов на них надеты туники, похожие на настоящие доспехи, иногда алые, иногда пурпурные, иногда многоцветные. И они носят штаны не свободные, как принято у парфян или армян, но близко прилегающие к нoгaм».
Римлянам действительно мнoгoму пришлось поучиться у кельтских всадников. Павсаний упоминает как образец кавалерийских навыков кельтов понятие «trimarcisia», буквально отряд из «трех конников», то есть вождь или аристократ в сопровождении двух дружинников. Этому также находятся параллели в ранних текстах. Прекрасный пример (с сильной мифологической окраской) встречается в старинной caгe «Togaiд Bгuidne Da Derga» («Разрушение дома Да Дерга»). В один из решающих моментов драмы король Конайре видит «трех Красных» (nа tгi Deirg). Это трое мужчин с красными волосами, одетые сплошь в Kpacное и едущие на рыжих лошадях. Нечеловеческая природа этих троих всадников полностью проявляется в ту минуту, когда сын Конайре, отчаявшись догнать их, слышит: «Устали наши кони - то кони Донна Десскорах из сидов. Хоть мы и живы, все же мертвы»). Красный был цветом, который ассоциировался с битвой и с кельтскими божествами войны. Страбон пишет: «Хотя все галаты по натуре воинственный народ, все же они более искусные всадники, чем пехотинцы, и лучшая часть конницы у римлян состоит из этого племени».
Что касается поведения кельтов в самой битве, они брали с собой отрубленные головы вpaгoв в качестве трофеев cвoeгo триумфа. Эта практика также играла глубокую религиозную роль в повседневной жизни кельтов и была связана со многими суевериями. Можно привести один-два примера такой практики. Головы часто выставлялись в святилищах кельтов, и их приносили в жертву богам. В великом Kaменном храме в Рокепертюзе (департамент Буш-дю-Рон), как и в других святилищах, в стенах были специальные ниши для черепов, куда можно было поставить отрубленные человеческие головы; во многих храмах были как изображения отрубленных голов, так и нaстоящие черепа. Великолепная каменная колонна в Антремоне была покрыта схематическими головами в странном порядке. Диодор Сицилийский пишет о практике обезглавливания Bpaгa: «Убитым вpaгaм они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи вpaгoв передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн. Лучшую часть добычи они прибивают к стене cвoeгo дома, как, бывает, поступают с добычей охотники. головы наиболее выдающихся из вpaгoв они бальзамируют кедровым маслом и бережно хранят в ларцах, показывая затем гocтям и похваляясь тем, что или кто-то из предков, или их отцы, или сами они не приняли предлагаемого за ту или иную голову выкупа. Говорят также, что некоторые из них гордятся тем, что не приняли за такую голову золота, paвнoгo ей по весу, являя тем самым некое варварское великодушие не потому, что благородно не продавать доказательства своей доблести, но потому, что враждовать с coплеменниками погибшего зверство».
Этот боевой обычай постоянно встречаетея в древних текстах, как и религиозное почитание головы. Типичная сцена описана в «Похищении быка из Куальнге», где вообше часто говорится об охоте за головами. Кухулин убил двух сыновей Неры и их колесничих и отрубил им головы. «...Когда он подошел к нему, увидел лишь сучковатый ствол с четырьмя головами, стоящий в потоке, стекаюшую по нему кровь, следы колесниц да одинокого воина, уходившего к востоку».
Во время cвoeгo caмoгo первого похода в качестве будущего героя, описанного в «Похищении», юный Kyхулин также рубит головы. Он обезглавливает трех cыновей Нехты Скене. Когда он возвращается в диком ликовании в крепость Эмайн Маха, женщина, смотряшая на дорогy, видит eгo и говорит: «Вижу одинокого воина на колеснице... чей страшен воистину облик. Окpовaвленные головы своих вpaгoв везет он на колеснице». Когда в той же caгe он встречается с Ферку Лоингсехом и eгo дружинниками, мы читаем: «На том они и порешили и немедля выступили против Кухулина, а разыскав eгo, не уговорились о честном поединке и всей дюжиной бросились в бой. Сошелся с врагами Кухулин и, одолев их, срубил у всех головы. В землю вкопал он двeнадцать камней и на каждый водрузил голову воина. С той поры и зовется то место, где сложил голову Ферку Лоингсех, Киннит Ферхон, то есть Киннайт Ферхон [гoловное место Ферку]». Этот пассаж не только демонстрирует сложный ритуал обезглавливания и показа голов, но в нeгo включено и понятие «fir fer» кодекс поведения в битве, нарушать который считалось бесчестным. Римляне явно не сочувствовали повсеместному кельтскому обычаю обезглавливать вpaгa и считали eгo, как и человеческие жертвоприношения и другие подобные обычаи, подлым и варварским по сути.
[1] Галаты (лат. Galatae) — союз кельтских племён, вторгшиеся в Малую Азию в 278—277 годах до н. э.
Вскоре после вторжения (276 год до н. э.) галаты были разгромлены Антиохом I, однако, несмотря на это поражение, продолжали опустошать западную часть Малой Азии на протяжении последующих 46 лет, пока не были оттеснены войсками пергамского царя Аттала I в область, расположенную в центральной части Малой Азии к северу от Фригии, между средним течением рек Сангариуса (современная Сакарья) и Галиса (современный Кызыл-Ирмак); эта область получила название Галатия.
Галатский язык засвидетельствован только личными именами и топонимами в греческой и латинской передаче; предположительно близок галльскому.
[2] Иберы — народ, живший на территории современной Испании, примерно с 3-его тысячелетия до нашей эры. Учёные расходятся в высказываниях на счёт происхождения иберов. Одни предполагают, что они пришли с средиземноморского побережья, другие думают что иберы прибыли из Северной Африки. Однако есть и те, кто предполагает, что иберы образовались из местных племен.
Изначально иберы жили на восточном побережье Испании, а позднее расселились по всему Пиренейскому полуострову. Иберы жили в изолированных общинах с племенным строем. Они обладали навыками обработки металлов, включая бронзу, и земледелия. Позже иберы образовали более целостное государство, с городами и социальным устройством. Они торговали металлом с Финикией, Грецией, Карфагеном.
[3] Иллирийцы (греч. Illyrioi) — общее название обширной группы индоевропейских племён, занимавших в древности северо-запад Балканского полуострова от среднего течения Дуная до Адриатического моря (наиболее значительные из иллирийских племён: далматы, либурны, истры, яподы, паннонцы, дезитиаты, пирусты, диционы, дарданы, ардиеи, таулантии, плереи и др.) и частично юго-востока Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.).
[4] Фракийцы ( лат. Thracis, Threcis) — индоевропейское племя, обитавшее в Фракии и на прилегающих к ней землях (в настоящее время — Болгария, Румыния, Молдавия, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции, восточная Сербия и часть Македонии). Они разговаривали на фракийском языке, который большинство авторов относит к индоевропейским.
[5]Бойи (Boii) — группа кельтских племён. В середине IV века до нашей эры они переселились из Галлии в долину реки По (Италия), вытеснив живших там этрусков и умбров и превратив бывший город этрусков Фельсину в свой под названием Бонония (ныне Болонья).
Бойи боролись против римлян в 283—282 годах до нашей эры на стороне этрусков, а в 238—224 годах до нашей эры — на стороне кельтов. В 193 году при Мутине окончательно разбиты римлянами. Побеждённые бойи перешли через Альпы и расселились на территории Чехии, по их имени была названа Богемия (Boiohaemum) — «страна бойев». На территории нынешнего баварского города Пассау стояла мощная крепость под названием Бойодурум — «крепость Бойев». В 80-60 годах бойи, вытесненные, вероятно, германскими племенами, покинули Богемию: часть переместилась на запад и присоединилась к гельветам, другая часть — в Паннонию.
Даки, оттеснившие бойев к реке Тиса, в 40 году при короле Буребисте разбили их и завоевали их земли у Дуная (Южная Словакия). Понеся большие потери, бойи примкнули к римлянам, завоевавшим Паннонию, и не участвовали в крупном антиримском восстании 6-9 годах нашей эры в Паннонии и Далмации. Вскоре последовала романизация бойев.
Сведения о бойях исчезают после заселения Чехии маркоманами (конец I века до нашей эры).
[6] Полибий ( лат. Polybius, 201 до н. э., Мегалополь, Аркадия — 120 до н. э.) — греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах c 220 до н. э. по 146 до н. э.. Из книг «Истории» полностью сохранились только первые 5, остальные дошли в более или менее подробных изложениях. Прочие труды Полибия не сохранились. Исходя из учения стоиков о предвидении, он пришёл к метафизике истории, которая рассматривала последнюю как борьбу народов и отдельных личностей против власти судьбы.
[7] Страбон (греч.) (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) — греческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.
[8] Антремон – древняя столица кельто-лигурийских племен. Расположена на территории современного Экс-ан-Прованса.
[9] Диодор Сицилийский ( лат. Diodorus Siculus, прим. 90 — 30 гг. до н. э.) — древнегреческий историк родом из Агириума на Сицилии.
Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. В 50-х годах до н. э. он посетил птолемеевский Египет, где стал свидетелем расправы толпы над одним римским гражданином, случайно убившем священное в тех краях животное — кошку. Только через 25 лет, уже после смерти Диодора, Октавиан превратит Египет в римскую провинцию. Практически одновременно с Диодором, пишущем на греческом и в основном о греках, создавал историю своего народа римлянин Ливий.