Перейти к содержимому


- - - - -

История военного дела


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 108

#81 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 10 сентября 2008 - 18:17

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОГО ИСКУССТВА АРАБСКОГО ВОЙСКА
В первой половине VII в. было завершено объединение арабских племен и возник арабский халифат — государство арабов. Арабское войско разбило византийцев и в короткий срок завоевало Иран, который был ослаблен длительными войнами с Византией. Политическая и военная слабость Ирана явилась основной причиной быстрых успехов арабского войска. У арабов были сильны пережитки родового строя, которые определяли некоторые особенности их военной организации и боеспособности.
Численность арабского войска источники обычно сильно преувеличивают. Фактически войско насчитывало только тысячи и реже десятки тысяч воинов. Так, в решительном бою с персами в 637 г. при Кадезии арабы имели 9–10 тыс. человек. В пустынях Северной Африки, в Передней и Средней Азии только небольшое войско можно было обеспечить продовольствием, фуражом и особенно водой. В сообщениях арабских писателей о боях с византийцами называются цифры в 20–30 тыс. воинов.

Бой арабов и византийцев.
Изображение

Кавалерия в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте, которая обычно перебрасывалась или на верблюдах или на лошадях. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество своего войска, командование широко применяло принцип внезапности.
Боевой порядок арабского войска складывался под византийским и иранским влиянием. Он состоял из пяти частей: авангарда, центра, который арабы называли «сердцем», правого и левого крыльев и арьергарда. Фланги обоих крыльев прикрывала кавалерия. Расчлененный по фронту и в глубину боевой порядок арабов обеспечивал высокую тактическую маневренность и питание боя из глубины. По словам арабского историка Табори (838–923 гг.), этот боевой порядок арабы впервые применили в 634 г. в бою при Адшнайдене в Сирии, где они разбили византийскую армию.

1. Хорасанский тяжеловооруженный всадник, середина VII в.
2. Тюрок из Трансоксианы, начало VIII в.
3. Арабский пехотинец, конец VII в.
4. Иранский конный лучник, конец VII в.
Изображение

Успехи арабского войска обычно подготавливались подрывной работой в среде очередного объекта нападения. Командование арабов широко пользовалось всеми способами разложения противника — подкупом, устрашением, проявлением «гуманности», вероломством и т. п. Так, в 712 г. арабы, воспользовавшись изменой Юлианна, в трехдневном бою разгромили вестготов.
Наибольшего могущества арабское государство достигло в период правления династий Омейядов (661–750 гг.). Арабы к этому времени, сломив сопротивление берберских племен, завоевали Северную Африку, затем Вестготское королевство на Пиренейском полуострове и вторглись в Галлию, но были разбиты франками в бою при Пуатье. Одновременно арабы вели успешные войны с Византией, хазарами и в северо-западной части Индии. Отбросив хазар за Кавказский хребет, они утвердились в Албании (Азербайджан), Восточной Грузии и Армении. Важное стратегическое значение имело укрепление ими Дербента.
Продвигаясь на Восток, арабы к середине VIII в. завоевали Среднюю Азию — Хорезм, Согдиану, Бухару, подошли к границам Западного Китая, разбили китайское войско и тем самым закрепили за собой территорию Средней Азии. В этот период Арабский халифат превосходил по своим размерам Римскую империю периода ее расцвета. Столицей халифата Омейядов был город Дамаск.

1,2. Пехотинцы гвардии Омейадов, середина VIII в.
3. Всадник гвардии Омейадов, середина VIII в.
4. Омейадский пеший лучник, середина VIII в.
Изображение

В результате восстания, центром которого были Иран и Ирак, династия Омейядов была свергнута. В 750 г., опираясь на иранских феодалов, к власти пришла династия Аббасидов, которая продержалась у власти до 1055 г. Столицей халифата стал Багдад. При Аббасидах арабский халифат достиг высокого уровня развития. Арабские халифы привлекали к себе ученых многих стран. В Багдаде изучали древнегреческую философию, историю, математику, геометрию, географию, астрономию и медицину. Большое внимание арабы уделяли использованию боевой техники, заимствованной ими в завоеванных странах. Арабские войска обычно сопровождались караваном верблюдов, на которых везли катапульты, баллисты и тараны. Арабы применяли зажигательные снаряды, известные под названием «греческого огня». Широко использовались «нефтяники» — горшки с горящей нефтью. В IX — XI вв. арабское стальное оружие, особенно то, которое делалось в Дамаске, славилось во всем мире.
В период правления Аббасидов было завершено устройство вооруженных сил арабского халифата. Теперь арабы имели постоянную армию из наемников, которая во время войны усиливалась народными ополчениями. Ядро постоянного войска составляла халифская гвардия. Так, например, лучшей частью войска Гренадского халифата при Абдурахмане III (896–961 гг.) была гвардейская пехота, насчитывавшая 15 тыс. славян. Этой гвардии халифат был обязан своими победами. Каждый отряд арабской гвардии имел одинаковое вооружение и носил особую одежду. Боевое значение гвардии во внешних войнах постепенно уменьшалось, так как она все чаще использовалась для борьбы с народными восстаниями.

1. Всадник из Синда, IX в.
2. Трансоксианский конный лучник, конец IX в.
3. Знаменосец Аббасидов, конец IX в.
4. Азербайджанский пехотинец, начало X в.
Изображение

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница, которая делилась на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, боевые палицы, боевые топоры и защитное вооружение — более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками со стрелами и длинными тонкими дротиками. Арабы имели тяжелую и легкую пехоту. На вооружении тяжелой пехоты были копья, мечи и щиты; она сражалась в глубоких строях. Пешие лучники действовали преимущественно в рассыпном строю, имея по два мощных лука и по 30 стрел с отточенными наконечниками, твердым древком и железными перьями.
В основу организации арабского войска была положена десятичная система. Самым крупным войсковым соединением был отряд численностью в 10 тыс. человек во главе с эмиром. Этот отряд состоял из 10 войсковых частей (по тысяче воинов в каждой), подразделявшихся на сотни, которыми командовали отдельные начальники. Каждая сотня делилась на две полусотни. Самым мелким подразделением был десяток.
Походный порядок арабов состоял из авангарда, главных сил и арьергарда. Авангард из легкой конницы обычно выдвигался на несколько километров вперед и от себя высылал разведывательные отряды для изучения местности и наблюдения за противником. В голове главных сил двигалась тяжелая конница, прикрытая с флангов отрядами пеших лучников, которые даже при форсированном марше не отставали от всадников. За тяжелой конницей шла пехота. В центре ее походной колонны находились верблюды, нагруженные продовольствием, амуницией и палатками. За пехотой следовал караван верблюдов, который вез осадные и штурмовые машины и полевой госпиталь. Тыл походной колонны охранялся арьергардом. Учреждение полевых госпиталей в арабском войске предания относят к началу IX в. Полевой госпиталь имел верблюдов с носилками, в которых перевозили раненых и больных воинов, верблюды везли палатки, медикаменты и перевязочные средства, медицинский персонал ехал на мулах и на ослах.

1. Нубийский пехотинец, X в.
2. Египетский всадник, конец IX в.
3. Бедуинский наемник, X в.
4. Арабский воин, конец X в.
Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

Недвижимость города Батуми.КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО В БАТУМИ - BATUMISTAY.COM

#82 doomdark

doomdark

    Гость

  • Новички
  • Pip
  • 2 сообщений

Отправлено 11 сентября 2008 - 02:41

спасибо всем за информацию , очень понравилось :D: .

#83 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 11 сентября 2008 - 17:43

Просмотр сообщенияdoomdark (11.9.2008, 2:41) писал:

спасибо всем за информацию , очень понравилось :drink1: .

Всегда пожалуйста. Рад, что хоть у кого-то эта тема вызвала интерес. Заходи почаще. Будет отлично, если ещё и поучаствуешь в теме, выложишь что-нибудь интересное.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#84 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 11 сентября 2008 - 17:46

Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. «Как только разбит лагерь, — сообщает один арабским писатель, — эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательства и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии, препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и предохраняет против других опасностей, которые могут возникнуть благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям».
При сближении с противником конница авангарда арабов, завязав бой, постепенно отходила к своим главным силам. В это время строилась тяжелая пехота. Пехотинцы, став на одно колено, прикрывались щитами от неприятельских стрел и дротиков, свои длинные копья они втыкали в землю и наклоняли их в сторону приближавшегося неприятеля. Лучники располагались за тяжелой пехотой, через голову которой осыпали стрелами атакующего неприятеля.

1. Саманидский всадник, X в.
2. Буидский всадник, X в.
3. Пехотинец-дейлемит, начало XI в.
4. Гвардеец Газневидов, середина XI в.
Изображение

Боевой порядок арабов был расчленен по фронту и в глубину. Каждая из линий, выстраивавшаяся в пять шеренг, имела аллегорическое название: первая линия («Утро псового лая») состояла из рассыпного строя всадников; вторая («День помощи») и третья («Вечер потрясения») линии, являвшиеся главными силами, состояли из кавалерийских колонн или фаланг пехоты, выстраивавшихся в шахматном порядке; в четвертую линию — общий резерв — входили отборные дружины, которые охраняли главное знамя. Общий резерв вступал в бой лишь в крайнем случае. В тылу расположения арабов находился обоз с семействами и стадами. С тыла и флангов их боевой порядок был уязвим, но его высокая маневренность обеспечивала соответствующую перегруппировку сил. Иногда в бою принимали участие и женщины из обоза.
Бой завязывала первая линия, которая старалась расстроить и надломить силы противника. Затем ее поддерживала вторая линия. Главные силы арабов предпочитали вести оборонительный бой, являясь опорой для действий легкой конницы и пехоты.
Арабские войска в бою отличались настойчивостью и упорством. Они обычно стремились охватить фланги боевого порядка врага.
Когда противник был надломлен, они переходили в общее наступление, а затем преследовали его до полного уничтожения. Преследование вела конница.
В укреплении воинской дисциплины арабов большое значение имел ислам. Авторитет Аллаха был моральной основой дисциплины. Ислам обещал за храбрую смерть в бою все блага в потустороннем мире, а здесь, на земле, запрещал воину употребление вина, требовал полного повиновения калифам. Высшим идеалом Коран (священная книга) провозглашал «священную войну» с «неверными», т. е. со всеми, кто не признавал ислама. На этой основе всячески поощрялся воинственный религиозный фанатизм, который имел и экономическую основу — право на долю военной добычи.

1. Андалусский пехотинец, X в.
2. Андалусский всадник, XI в.
3. Берберо-андалусский легкий конник, X в.
4. Андалусский пеший лучник, XI в.
Изображение

Большое внимание арабы уделяли воспитанию боевых качеств воина. Охота была одним из средств воспитания этих качеств. О своем отце арабский писатель XII в. Усама-Ибн-Мункыз писал: «Охота была его развлечением. У него не было другого дела, кроме сражений, войны с франками (крестоносцами) и переписывания книги Аллаха великого и славного». Для знатного араба достойными делами считались только война и охота. «Мой отец так организовывал охоту, что точно организовывал сражение или важное дело». У арабов очень сильны были пережитки дикости. Так, например, когда в 1148 г. был убит храбрый визирь Рудван, то, по словам Усама-Ибн-Мункыза, «жители Мистра разделили между собою его мясо, чтобы поесть и стать храбрецами»; в древней Аравии особенно ценным считалось съесть печень или сердце убитого храброго воина. В рядах арабского войска сражались не только мужчины, но и женщины.

1. Фатимидский воин из гвардии халифа, начало XI в.
2. Всадник Сахарской племенной конницы, середина XI в.
3. Фатимидский всадник, XI в.
4. Фатимидский городский ополченец, конец XI в.
Изображение

Многочисленные захватнические войны, которые вели арабы, определяли характер их стратегии. Быстрота стратегических маневров обеспечивалась высокой подвижностью войска. В тактике преобладали оборонительные действия с целью ослабления противника. Разгром врага всегда завершался энергичными контратаками и преследованием. Расчленение боевого порядка и высокая дисциплина позволяли хорошо управлять боем.
Пехота арабов поддерживала конницу и являлась опорой боевого порядка. Взаимодействие пехоты и конницы обеспечивало успех в бою. «Бог любит тех, которые бьются во имя его в таком боевом порядке, как если бы он был одним крепко слитым зданием». Таково основное тактическое требование, изложенное в Коране.
В 1110 г. правитель Антиохии Танкред во главе рыцарского войска выступил против арабов. Арабская конница вступила в бой с передовыми отрядами рыцарей. «Из Шайзара, — пишет Усама-Ибн-Мункыэ, — в этот день выступило много пехоты. Франки бросились на них, но не могли сбить с места. Тогда Танкред разгневался и сказал: «Вы — мои рыцари и каждый из вас получает содержание, равное содержанию ста мусульман. Это «сержанты» (он разумел пехотинцев) и вы не можете выбить их с этого места». «Мы боимся только за лошадей, — ответили ему, — если бы не это, мы бы их затоптали и перекололи копьями». «Лошади — мои, — сказал Танкред, — всякому, у кого будет убита лошадь, я заменю ее новой». Тогда франки несколько раз атаковали наших пехотинцев и семьдесят лошадей у них было убито, но они не могли сдвинуть наших со своего места». Но не всегда арабы проявляли такую стойкость. Так, в бою при Аскалоне пыль, поднятая в тылу рыцарского войска скотом, захваченным у арабов, вызвала в рядах арабского войска панику.
На походе арабы соблюдали строгий порядок. Усама-Ибн-Мункыз писал: «До следующего понедельника я набрал 860 всадников. Я взял их с собою и отправился в землю франков (крестоносцев). Мы делали привалы по сигналу трубы и по сигналу же отправлялись снова в путь».
Западноевропейские рыцари не могли вести преследование с целью завершения победы полным уничтожением противника. Арабская легкая конница действовала иначе. Говоря о бое при Аскалоне, Усама-Ибн-Мункыз пишет: «Если бы мы в таком же числе и победили их (крестоносцев) так, как они победили нас, то мы бы уничтожили их».

1. Всадник Хамданидов, конец X в.
2. Армянский мусульманин, живущий в районе границы. X в.
3. Пограничный воин из Малатьи, конец X в.
4. Конный лучник-сельджук, конец XI в.
Изображение

Боевые порядки арабов изменялись в ходе войн и являлись результатом накопленного боевого опыта в борьбе с различными противниками.
Обобщенный опыт боевых построений изложен в арабской рукописи XIII в. неизвестного автора, где говорится о семи фигурах, по форме которых выстраивались войска.
Первые две фигуры — полумесяц; один полумесяц с заостренными концами фигуры, второй «отличается тем, что каждая дуга обоих рядов двух боковых сторон и тыльной стороны имеет два отдельных конца, а оба конца большой дуги выступают над меньшей на четвертую часть расстояния между концами маленькой дуги». Количество шеренг в центре должно быть невелико, а заостренные фланги выполняют функции отрядов, выделенных для засады. Эти фланговые отряды должны наступать быстрее центра до тех пор, пока не замкнется кольцо окружения противника. В этом боевом порядке, по словам неизвестного автора, «заключены принципы военной хитрости и искусство окружения врагов божьих и победы над ними».
Третья фигура — квадрат, в котором ширина должна быть соразмерена с глубиной (если ширина равна двум милям, то глубина — одной); ширину надо иметь в два раза больше, чем глубину. И в этом случае автор рекомендует выделять на фланги засады, которые должны состоять из нескольких отрядов, имеющих задачу обеспечивать боевой порядок.
Четвертая фигура — перевернутый полумесяц. В этом боевом порядке удобнее выдвигать засады вперед с флангов. «Цель этого порядка заключается в том, чтобы не дать противнику заметить, как часто выдвигаются вперед засады».
Пятая фигура — ромбовидное построение. «Этот порядок при небольшой глубине имеет значительную ширину. Он отличается большой легкостью, подвержен меньше всего различным изменениям при расстройстве рядов, весьма часто применяется в наше время, требует не особенно большого искусства и опытности при построении, которое совершается мгновенным приказом по всему войску. Этот порядок имеет большое преимущество потому, что своей шириной, формой построения и большой численностью наводит страх на противника и сверх того он требует меньше засад, чем другие. Этот порядок применяется, когда противник обладает таким численным превосходством, что среди мусульман понижается боевой дух. Тогда они стараются сами ободрить себя и выстраиваются этим широким строем, чтобы навести страх на противника».
Шестая фигура — полуромб. Ширина этого боевого порядка меньше глубины (ширина равна одной мили, глубина — шести милям).
Седьмая фигура — форма круга. Применяется тогда, «когда численность противника намного превышает силу мусульман и поле битвы велико». Этот боевой порядок «дает возможность создать круговую оборону, поддержать взаимно друг друга и одержать победу». Этот боевой порядок автор арабской рукописи считает самым слабым.
Характерной чертой большинства рассмотренных форм боевых порядков являлось стремление к окружению противника и борьбе в окружении, но не выход из него. Геометризм — вторая, но уже внешняя их особенность. Наконец, надо отметить идею активности, которая лежит в основе всех этих боевых порядков, что выгодно отличает их от боевых порядков, рекомендованных античными авторами.
Военное искусство арабов оказало заметное влияние на страны Западной Европы. Столкновения с дисциплинированной и подвижной арабской конницей, основой тактики которой был маневр, многому научило малоподвижных, закованных в тяжелые доспехи, недисциплинированных европейских рыцарей. Одним из следствий войн с арабами в период крестовых походов было создание крестоносцами военной организации — духовных рыцарских орденов.
Одновременно необходимо отметить, что арабское военное искусство многое заимствовало у византийцев, славян, персов, индусов, народов Средней Азии и китайцев.

Источники: Свечин А.А. "Эволюция военного искусства", Д.Николле, А. МакБрайд "Армии мусульманского востока VII-XI вв", Википедия
Армии мусульманского востока
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#85 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 13 сентября 2008 - 18:20

История рыцарства

Знаки основных рыцарских орденов. Слева направо: орден Гроба Господня, орден Святого Иоанна Иерусалимского(Мальтийский), орден Тамплиеров(Храмовников), Орден Святого Иакова, Тевтонский орден.
Изображение

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV в

Изображение

Появление рыцарства связано с возникновением системы феодального землевладения. При передаче земли во временное (а позже постоянное) владение ее жалователь становился сеньором, а получатель - вассалом последнего. В обязанности вассалов входила защита владений сеньора, выкуп его из плена, участие в его совете и суде и т. д. Вышестоящий феодал не мог подчинить себе рыцаря находящегося на службе у его собственного вассала, что выражалось формулой: "вассал моего вассала не мой вассал". В результате складывалась многоступенчатая феодальная лестница от короля до безвассальных ("однощитных") рыцарей.

Основным источником дохода феодала было его поместье. Оно содержалось за счeт труда крестьян, находившихся в полной власти своего господина и обеспечивавших его всем необходимым для жизни.

Замок Гогенцоллерн возвывается над землями Баден-Вюртенберг непреступной крепостью.
Изображение

Жилищем феодалов служили каменные замки. Они обычно строились на холмах или неприступных скалах, господствуя над окружающей местностью. Эти сооружения состояли из широких круглых или четырехугольных башен, окружeнных зубчатыми стенами с бойницами для стрельбы. Часто за первой внешней поднималась ещe более высокая внутренняя стена. Над замковыми постройками возвышалась главная башня - донжон, где жил хозяин замка с семьeй. Расположение комнат не имело строгой планировки: большие залы с огромными каминами, соседствовали с маленькими мрачными комнатами, наводнeнными мышами и крысами. Непременным атрибутом замков были подвалы, где хранились запасы продовольствия и находились колодцы с водой. Там же содержали пленных и провинившихся крестьян. Замки также окружали рвами с водой, снабжали подъемными мостами, подземными ходами и винтовыми лестницами. Обладая такими мощными укреплениями, феодалы могли успешно сдержать бунт восставших крестьян и отразить нападение воинственных соседей.

Изображение

Основу рыцарского вооружения составляли тяжeлый (иногда двуручный) меч и копьe. Часто этот набор дополнялся кинжалом, алебардой (топором с двумя лезвиями), булавой (железной дубиной с шарообразным или ребристым завершением) и боевым молотом. Тело рыцаря защищала кольчуга из железных колец, а позднее рифлeный цельнометаллический доспех. Голову рыцаря покрывал железный или стальной шлем, форма которого со временем менялась от открытого "шишака" до закрытого "салада" с подвижным забралом, для защиты лица. Непременной деталью оборонительного снаряжения был металлический, обычно миндалевидный щит, закрывавший воина от подбородка до колен. Доспехами были защищены и лошади рыцарей. Таким образом, общий вес их снаряжения и вооружения мог достигать 50 кг.

Изображение

Исходя из вышесказанного, становится ясным, что овладение рыцарским ремеслом требовало особой подготовки. Она начиналась с детства. До 7 лет мальчиков воспитывали дома, развивая с помощью физических упражнений силу и воинский дух. Так продолжалось до 7 лет. Затем будущего рыцаря отправляли ко двору сеньора, где начинался основной этап учeбы. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. В его обязанности входило сопровождение рыцаря и его супруги на охоте, в путешествиях, в гостях. Пажи также были посыльными и прислуживали за столом. Параллельно с этим будущего рыцаря учили владеть оружием, управляться с охотничьими собаками и ловчими птицами.

Изображение

Большое значение придавалось воспитанию в юношах нравственности и эстетического вкуса. Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой он не только должен был соблюдать, как образцовый христианин, но и охранять их ценой жизни и смерти. Преподавала эту дисциплину самая набожная и добродительная дама замка. Подобные занятия были призваны внушить почтение не только к священным предметам, но и к прекрасному полу. Молодого пажа также учили играть в шахматы, петь и играть на лире, сочинять стихи.

Изображение

В 14 лет юношу посвящали в оруженосцы: священник брал с алтаря меч и пояс и, благословив их, перепоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы: кравчие (прислуживавшие за столом), шталмейстеры (ухаживавшие за боевыми лошадьми) и оруженосцы при супруге рыцаря. Вершиной этой иерархии была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря. Он должен был охранять своего господина, содержать в порядке его оружие и доспехи, сопровождать его в боевых походах и поездках к иноземным дворам.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#86 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 14 сентября 2008 - 15:27

По достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды - символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Изображение

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копьe. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копьe-победу правды над ложью.

Таков был обряд посвящения в мирные дни. Но во время войны рыцарское звание часто жаловалось среди лагеря или на поле битвы. В этом случае всe ограничивалось тремя ударами по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы.

Изображение

Каждый новообращeнный рыцарь получал свой герб. Он изображался на всeм его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу, верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту, зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность, печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня - завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином; лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим объясняется наличие у французкой знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы - краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Изображение

В дни различных праздников и торжеств было принято устраивать турниры, на которых рыцари состязались в воинском искусстве. Схватки проходили как один на один, так и между целыми отрядами. И хотя рыцари бились тупым оружием, случались и трагические случаи, (например гибель французкого короля Генриха II от попавшего ему в глаз осколка копья). Победителем объявлялся тот, кто первым выбивал противника из седла. Наградой ему обычно служило оружие, доспехи или лошадь. Награждение производила "королева праздника", выбранная самим рыцарем.

Изображение

В дни суровых военных будней "кодекс чести" в отношениях между рыцарями часто нарушался, уступая место жестокости и коварству. Стоит ли говорить о "грязных простолюдинах"- крестьянах и горожанах, на которых он вообще не распространялся.

Изображение

Тяжеловооруженная рыцарская конница малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения на протяжении многих веков является основной военной силой феодальных государств. Однако зарождение новой общественно-политической формации - капитализма, ускорению научно-технического прогресса и изобретению огнестрельного оружия, привели к тому, что консервативное рыцарство уже не поспевало за велениями времени. Ружейные пули легко пробивали доспехи, а пушечные ядра разрушали стены замков. Особенно ясно эти тенденции проявились в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Поэтому с конца XV века представители рыцарских родов начинают формировать офицерский корпус наемных армий Нового времени.

Изображение

Рыцарство сошло с исторической сцены. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики (использование подобных рыцарским танковых клиньев в крупномаштабных боевых действиях), но и культурное наследие: рыцарские романы ("Тристан и Изольда"), любовную лирику министрелей и трубадуров с обязательным культом дамы, героические народные эпосы ("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде").

И в наше время в Великобритании, отдавая дань традициям, присваивают рыцарские звания учeным, артистам и спортсменам.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#87 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 15 сентября 2008 - 22:49

Крестовые походы

Изображение

Конец ХI в. в Западной Европе был ознаменован началом крестовых походов, т.е. походов за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме. Принято считать, что крестовые походы начались в 1096 г., когда начался первый поход христианских рыцарей в Палестину, приведший к завоеванию Иерусалима, и закончились в 1291 г. потерей города Акры — последней крепости крестоносцев в Палестине. Крестовые походы оказали огромное влияние на всю историю христианской средневековой Европы, особенно же их влияние было заметно в военной сфере.

Во-первых, на Востоке христианские рыцари столкнулись с ранее неведомым им противником: легковооруженная турецкая конница спокойно уходила от удара бронированной рыцарской армады и с безопасного расстояния осыпала европейцев стрелами из луков, а турецкая пехота, использовавшая в бою еще неизвестные европейцам самострелы, ядра которых пробивали рыцарский панцирь, производила ощутимый урон в рядах христианской конницы. Более того, турки, уступавшие рыцарям в бою один на один, превосходили христиан числом и нападали все сразу, а не поодиночке. Гораздо более подвижные, поскольку их движения не сковывал доспех, они вертелись вокруг рыцарей, нанося удары с разных сторон, и довольно часто добивались успеха. Было очевидно, что необходимо как-то приспосабливаться к новым методам ведения боя. Эволюция христианской армии на Востоке, ее структуры, вооружения, а, значит, и тактики ведения боя шла по двум основным путям.

Изображение

С одной стороны, возрастает роль пехоты и лучников в военных действиях (лук, несомненно, был известен в Европе задолго до крестовых походов, но с таким массовым применением этого оружия европейцы столкнулись впервые именно в Палестине), заимствуется самострел. Массированное применение турками лучников и пехоты производит такое впечатление, что английский король Генрих II даже проводит в Англии военную реформу, заменив военную службу многих феодалов налоговым сбором (так называемыми “щитовыми деньгами”) и создав военное ополчение из всех свободных людей, обязанных являться в войско по первому зову короля. Многие рыцари, пытаясь сравняться с турками в подвижности, заимствуют у них легкое вооружение: кольчугу, легкий шлем, круглый кавалерийский щит, легкое копье и кривой меч. Естественно, что вооруженные подобным образом рыцари больше не были самодостаточны, и вынуждены были действовать в активном взаимодействии с пехотными и стрелковыми частями.

Изображение

С другой стороны, вооружение подавляющей части рыцарей эволюционирует в сторону утяжеления: величина и толщина копья увеличивается так, что им становится невозможно управлять свободной рукой — теперь, чтобы нанести удар, его нужно было упирать в выемку наплечника, увеличивается вес меча. В доспехе появляется шлем-горшок, закрывавший всю голову и оставлявший только узкую щель для глаз, панцирь становится ощутимо тяжелее, и еще больше, чем раньше сковывает движения рыцаря. Лошадь с большим трудом могла нести такого всадника, что привело к тому, что, с одной стороны, турок с его легким вооружением не мог причинить закованному в железо рыцарю никакого вреда, а с другой стороны, рыцарь, нагруженный доспехами, не мог догнать турка. При таком типе вооружения знаменитый рыцарский копейный удар был невозможен — каждый отдельный рыцарь, во-первых, занимал слишком много места, а во-вторых, был слишком неповоротлив, — и, таким образом, бой сразу же разбивался на множество поединков, в которых каждый рыцарь выбирал себе противника и стремился с ним схватиться. Это направление развития вооружения и стало основным для европейского военного дела на протяжении всего XIII в.

Изображение

Во-вторых, крестовые походы сильнейшим образом повлияли на повышение групповой солидарности европейского рыцарства, внезапно осознавшего себя единым воинством Христовым. Это осознание проявлялось в нескольких основных формах, среди которых можно назвать образование и широкое распространение военно-монашеских орденов и появление турниров.
Военно-монашеские ордена представляли собой организации монастырского типа, имевшие свой устав и резиденцию. Возглавлялись ордена великими магистрами. Члены орденов принимали на себя монашеские обеты, но при этом жили в миру и, более того, воевали. Первым возник орден тамплиеров в 1118 году, примерно в то же время возникает орден иоаннитов или госпитальеров, в Испании в 1158 году появляется орден Калатравы, а в 1170 году — орден Сантьяго-де-Компостела, в 1199 году основывается Тевтонский орден меченосцев. Основными задачами орденов в Святой Земле стала охрана паломников, защита большей части христианских крепостей, война с мусульманами. По сути дела, ордена стали первыми регулярными профессиональными армиями христианской Европы.

Изображение

Изображение

Итак, подводя итоги развитию военного дела в Европе в XII-XIII вв., можно отметить несколько основных тенденций: увеличение роли пехоты и стрелковых соединений и происходившее в то же время замыкание на себя рыцарского сословия, что выражалось, с одной стороны, в дальнейшем утяжелении доспеха, превращавшем одиночного рыцаря в боевую крепость, как по грозности, так и по подвижности, а с другой — в самоорганизации рыцарства в военно-монашеские ордена, в появлении развитой системы гербов, значение которых было понятно лишь посвященным и т.д. Это нараставшее противоречие привело, в конце концов, к нескольким крупным поражениям, нанесенным рыцарям простолюдинами (например, при Куртре в 1302 году, при Моргартене в 1315 году) и к дальнейшему падению военной роли рыцарства.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#88 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 16 сентября 2008 - 18:10

Европа в XIV-XV веках: осень Средневековья.
Значение XIV-XV вв. для европейской военной истории сравнимо, пожалуй, только с VIII-X вв. Тогда мы наблюдали зарождение рыцарства, сейчас же — его упадок. Это было связано с несколькими факторами, наиболее значительными из которых можно назвать следующие: во-первых, в этот период в большинстве европейских государств складываются единые централизованные монархии, сменяющие собой феодальную раздробленность, что, в свою очередь, влекло за собой постепенное, но неумолимое превращение вассалов в подданных, во-вторых, простые незнатные люди, возвращавшиеся из крестовых походов понимали, что рыцарство не так непобедимо, каким оно казалось, понимали, что слаженными действиями пехоты можно добиться очень многого, и, наконец, в-третьих, именно в этот период входит в широкое употребление огнестрельное оружие и, прежде всего, — артиллерия, от которой уже не спасали даже самые лучшие рыцарские доспехи.

Изображение

Все эти и некоторые другие факторы в полной мере проявились во время самого длительного в истории Европы военного конфликта, имевшего место между Англией и Францией. Речь идет о Столетней войне 1337-1453 гг. Война началась из-за претензий английского короля Эдуарда III на французский трон.
Буквально в первые же годы войны Франция потерпела ряд серьезнейших поражений: в морском сражении при Слейсе (1346) погиб весь французский флот, а уже на суше, в битве при Креси (1346) французское рыцарство, столкнувшись с английскими лучниками, потерпело страшный разгром. Фактически, в этой битве французы разбились о собственное же убеждение в непобедимости рыцарской конницы и о неспособности пехоты эффективно противостоять ей. Когда было выбрано поле для битвы, английский полководец поставил на холме своих лучников и спешенных рыцарей. Спешенные рыцари не могли передвигаться, зато стояли, стальной стеной прикрывая своих лучников. Французы, напротив, бросили своих рыцарей в атаку на холм прямо с марша, не дав им ни отдохнуть, ни построиться. Это привело к весьма печальным последствиям для них, — стрелы английских лучников не могли пробить сам рыцарский доспех, но они находили дорожку в конской броне, либо в забрале шлема. В итоге до вершины холма добралось всего около трети французских рыцарей, раненных и измотанных. Там же их встретили отдохнувшие английские рыцари с мечами и боевыми топорами. Разгром был полным.
Десять лет спустя, в битве при Пуатье (1356) французы потерпели еще одно поражение. На этот раз победа англичан была поразительна по своим результатам — к ним в плен попал сам король Франции Иоанн II Добрый. В разгар битвы вассалы французского короля, видя, что военная удача им изменила, предпочли увести с поля боя свои отряды, бросив короля сражаться практически в полном одиночестве — с ним остался лишь его сын. Это поражение в очередной раз показало, что феодальная армия изжила себя, и не может более достойно противостоять набранному ополчению из простых людей.

Изображение

Ситуация усугубилась с началом активного использования огнестрельного оружия сначала в качестве осадной, а затем и в качестве полевой артиллерии. Критическая ситуация, сложившаяся во Франции как в политике, так и в области военного дела к началу XV века, вынудила короля Карла VII провести военную реформу, коренным образом изменившую облик французской, а затем и европейской армии. Согласно королевскому ордонансу, изданному в 1445 году, во Франции создавался регулярный воинский контингент. Набирался он из дворян и представлял собой тяжело вооруженную конницу. Эта кавалерия делилась на отряды или роты, которые состояли из “копий”. В “копье” обыкновенно входило 6 человек: один кавалерист, вооруженный копьем и пять вспомогательных конных воинов. Помимо этой конницы, носившей название “бан” (т.е. “знамя”) и набиравшейся из непосредственных вассалов короля, в контингент включались еще артиллерийские части, части лучников и пехота. В случае крайней необходимости король мог созвать арьербан, т.е. ополчение из вассалов своих вассалов.
Соответственно изменениям в структуре армии, менялся и алгоритм боевых действий: теперь, когда встречались два воюющих войска, в первую очередь начинался артобстрел, сопровождаемый рытьем укреплений для своих орудий и укрытий от вражеских ядер: “Граф Шароле разбил лагерь вдоль реки, окружив его повозками и артиллерией…”; “Люди короля начали рыть траншею и сооружать из земли и дерева вал. За нею они поставили мощную артиллерию <…> Многие из наших вырыли окопы возле своих домов…”. Во все стороны от лагеря высылались дозоры, достигавшие иногда пятидесяти копий, то есть трехсот человек численности. В бою враждующие стороны стремились добраться до артпозиций друг друга для того, чтобы захватить орудия. В общем, мы можем отметить, что начиналась классическая война Нового времени.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#89 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 17 сентября 2008 - 19:59

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1270), военно-колонизационные походы европейцев на Ближний Восток (в Палестину, Сирию, Египет, Тунис) в конце 11–13 вв. в форме паломничества с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных» (мусульман). Отправляясь в Палестину, их участники нашивали красные кресты себе на грудь, возвращаясь, нашивали его на спину; отсюда название «крестоносцы».

Причины крестовых походов. В основе крестовых походов лежит целый комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, не всегда осознававшихся их участниками.

Изображение

Начавшийся в 11 в. в Западной Европе демографический рост натолкнулся на ограниченность ресурсов, в первую очередь, земли как основного средства производства (низкая производительность труда и урожайность). Демографическое давление обострилось в связи с прогрессом товарно-денежных отношений, что делало человека более зависимым от рыночной конъюнктуры, а его экономическое положение – менее устойчивым. Возник значительный излишек народонаселения, который не мог быть обеспечен в рамках средневековой системы хозяйствования: он образовывался за счет младших сыновей феодалов (в ряде стран господствовало право майората – наследование отцовских земельных владений только старшим сыном), обедневших рыцарей, мелкого и обезземеленного крестьянства. По словам Ж.Ле Гоффа, «крестовые походы воспринимались как очищающее средство от перенаселенности Запада». Укреплявшееся в сознании представление о несметных богатствах Востока порождало жажду завоевания плодородных заморских земель и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценных камней, изысканных тканей).

Изображение

Для итальянских торговых городов-республик Венеции, Генуи, Пизы экспансия на Восток была продолжением их борьбы с арабами за господство на Средиземном море. Их поддержка крестоносного движения обуславливалась стремлением утвердиться на берегах Леванта и поставить под контроль основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Постоянной чертой европейской жизни стали междоусобицы, феодальные войны, крестьянские мятежи. Крестовые походы давали возможность канализировать агрессивную энергию фрустрированных групп феодального общества в справедливую войну с «неверными» и тем самым обеспечить консолидацию христианского мира.

Изображение

В конце 1080-х – начале 1090-х социально-экономические и политические трудности усугубились чередой стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (прежде всего «горячки» и чумы), обрушившихся в первую очередь на Германию, прирейнские области и Восточную Францию. Это способствовало широкому распространению во всех слоях средневекового общества религиозной экзальтации, аскетизма, отшельничества. Потребность в религиозном подвиге и даже в самопожертвовании, обеспечивающих искупление грехов и достижение вечного спасения, нашла свое адекватное выражение в идее особого паломничества в Святую землю ради освобождения Гроба Господня.

В психологическом плане стремление овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение соединились со свойственной европейцам жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизведанное давало возможность вырваться из привычного однообразного мира и избавиться от связанных с ним тягот и бедствий. Ожидание загробного блаженства причудливо сплеталось с поиском земного рая.

Изображение

Инициатором и главным организатором крестоносного движения стало папство, существенно укрепившее свои позиции во второй половине 11 в. В результате Клюнийского движения (см. также КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО) и реформ Григория VII (1073–1085) значительно возрос авторитет католической церкви, и она вновь могла претендовать на роль лидера западно-христианского мира.

Начало крестовых походов.

Положение на Востоке. С распадом халифата Аббасидов в конце 10 в. Палестина оказалась под властью фатимидского Египта; усилилась враждебность мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078). Европу будоражили рассказы о бесчинствах мусульман по отношению к христианским святыням и жестоких преследованиях верующих. В 1071–1081 сельджуки отобрали у Византийской империи и Малую Азию. В начале 1090-х византийский император Алексей I Комнин (1081–1118), теснимый турками, печенегами и норманнами, обратился к Западу с призывом о помощи.

Изображение

Клермонский собор. Воспользовавшись обращением Алексея I, папство взяло на себя инициативу в организации священной войны для освобождения Гроба Господня. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II (1088–1099) выступил с проповедью перед знатью и духовенством, призвав европейцев прекратить междоусобные распри и отправиться в крестовый поход в Палестину, пообещав его участникам отпущение грехов и вечное спасение. Речь папы была с энтузиазмом воспринята многотысячной толпой, повторявшей как заклинание слова «Так хочет Бог», ставшей лозунгом крестоносцев.

Изображение

Крестьянский крестовый поход. Многочисленные проповедники разнесли призыв Урбана II по Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы приобрести необходимое военное снаряжение, и нашивали на свою одежду красные кресты. В середине марта 1096 толпы крестьян (около 60–70 тыс. человек), в основном из Прирейнской Германии и Северо-восточной Франции, во главе с аскетом-проповедником Петром Пустынником двинулись в поход, не дожидаясь, пока соберутся рыцари. Они прошли по долинам Рейна и Дуная, пересекли Венгрию и летом 1096 достигли пределов Византийской империи; их путь был отмечен грабежами и насилиями над местным населением и еврейскими погромами. Чтобы предотвратить бесчинства, Алексей I потребовал от них нигде не задерживаться более, чем на три дня; по территории Империи они следовали под неусыпным наблюдением византийских войск. В июле значительно поредевшее (сократившееся почти вдвое) ополчение крестьян-крестоносцев подошла к Константинополю. Византийцы спешно переправили его через Босфор в местечко Циботус. Вопреки советам Петра Пустынника крестьянские отряды двинулись на Никею, столицу Сельджукского государства. 21 октября они попали в засаду, устроенную султаном Кылыч-Арсланом I в узкой пустынной долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разгромлены; большинство крестьян-крестоносцев погибло (ок. 25 тыс. чел.).
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться

#90 Piligrim

Piligrim

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 850 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пользователь выбыл

Отправлено 18 сентября 2008 - 18:59

Первый крестовый поход (1096–1099).

Христос во главе рыцарского войска.
Изображение

Первый рыцарский крестовый поход начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Северной и Центральной Франции во главе с графами Робертом Норманнским, Робертом Фландрским и Стефаном Блуазским, из Южной Франции во главе с графом Раймундом IV Тулузским и из Южной Италии (норманны) во главе с князем Боэмундом Тарентским; духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. Путь лотарингских рыцарей шел по Дунаю, провансальских и северо-французских – через Далмацию, норманнских – по Средиземному морю. С конца 1096 они стали сосредотачиваться в Константинополе. Несмотря на напряженные отношения крестоносцев с местным населением, порой выливавшиеся в кровавые столкновения, византийской дипломатии удалось (март-апрель 1097) добиться от них принесения ленной присяги Алексею I и обязательства вернуть Империи все ее прежние владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками. К началу мая крестоносные отряды переправилось через Босфор и в середине месяца совместно с византийцами осадили Никею. Рыцари нанесли поражения армии Кылыч-Арслана I под стенами города, однако его гарнизон сдался не им, а византийцам (19 июня); чтобы умиротворить крестоносцев, Алексей I выделил им часть добычи.

Изображение

В конце июня рыцари выступили в поход на Антиохию. 1 июля они наголову разгромили сельджуков при Дорилее и, с большим трудом пройдя через внутренние области Малой Азии (турки использовали тактику выжженной земли), в середине августа достигли Икония. Отбив нападение сельджуков у Ираклии, крестоносцы вступили в Киликию и в октябре, перевалив через хребет Антитавр, вступили в Сирию. 21 октября они осадили Антиохию, однако осада затянулась. В начале 1098 отряд рыцарей захватил Эдессу; их предводитель Балдуин Бульонский основал здесь первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Антиохию крестоносцы смогли взять только 2 июня 1098. 28 июня они нанесли поражение пришедшей на выручку городу армии эмира Мосула. В сентябре 1098 по соглашению между вождями крестоносцев Антиохия была передана во владению Боэмунду Таренскому; таким образом, возникло второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.

Изображение

После падения Антиохии предводители крестоносного воинства занялись покорением сирийских крепостей, что вызвало недовольство рядовых воинов, желавших продолжать поход. Зимой 1098/1099 они подняли бунт в Мааре и заставили своих вождей двинуться весной 1099 на Иерусалим, к тому времени перешедшему из рук сельджуков под власть египетского султана. 7 июня 1099 они осадили город и 15 июля взяли его штурмом, истребив все нехристианское население. Победители создали Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский с титулом «охранителя Гроба Господня». 12 августа Готфрид разбил войска Фатимидов под Аскалоном, покончив с их господством в Палестине.

В первой четверти 12 в. владения крестоносцев продолжали расширяться. В 1101 они захватили Триполи и Кесарию, а в 1104 – Акру. В 1109 было создано графство Триполи, правителем которого стал Бертран, сын Раймунда IV Тулузского. В 1110 пали Бейрут и Сидон, в 1124 – Тир.

Изображение

Государства крестоносцев. Иерусалимский король являлся верховным сюзереном подпавших под власть христиан палестинских и сирийских земель; граф Эдессы, князь Антиохии и граф Триполи находились от него в вассально-ленной зависимости. Каждое государство было организовано по западно-европейской феодальной модели: оно делилось на баронии, а баронии – на рыцарские феоды. Вассалы были обязаны по призыву сюзерена в любое время года нести военную службу. Прямые вассалы правителей заседали в совете (в Иерусалимском королевстве – Ассиза Высшего суда). Правовые отношения регулировались местным судебником – Иерусалимскими Ассизами. В портовых городах ведущую роль играли итальянские купцы (генуэзцы, венецианцы, пизанцы); они обладали широкими привилегиями и имели собственные укрепленные кварталы, управлявшиеся выборными консулами, Зависимое население составляли крестьяне местного происхождения и рабы (в основном пленные).

В церковном отношении крестоносные земли образовывали Иерусалимское патриаршество, делившееся на четырнадцать епископий. Местная католическая церковь обладала большими богатствами и немалым политическим весом. В Сирии и Палестине существовала разветвленная система монастырей.

Изображение

В крестоносных государствах возникли особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами (приносили обеты целомудрия, бедности и послушания) и рыцарями (могли брать в руки оружие для защиты веры). Ордена возглавлялись великими магистрами и капитулами, непосредственно подчинявшимися римскому папе. Первым таким орденом в Палестине стал орден иоаннитов, или госпитальеров (орден Св. Иоанна Милостивого; с 1522 Мальтийский орден), конституировавшийся в 1113; его члены носили красные плащи с белым крестом. В 1128 оформился орден тамплиеров (орден Храма Соломона); они облачались в белые плащи с красным крестом. В 1190/1191 немецкие рыцари основали Тевтонский орден (орден Св. Девы Марии); их отличительным признаком был белый плащ с черным крестом.

Изображение
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru Increase your website traffic with Attracta.com