
Общие сведения.
Некоторыми кельтскими племенами управляли и возглавляли их на войне их царьки, другие были во власти аристократии, из числа которой избирался военный лидер.

В любом случае, знать и их слуги были важной военной силой, обеспечивая конницу и колесницы. Власть и непокорность этой знати и их свит, кажется, увеличиваются со временем, по крайней мере в непосредственно Галлии, поскольку простой человек стал клиентом знати. Цезарь в своих "Записках о Галльской войне" описывает, что свита знати Аквитании была настолько предана своим господам, что давала присягу не пережить своего предводителя. Этих мужчин называли soldurii; один вождь имел 600 таких воинов.
Традиция такой свиты происходит от иберийской практики, а в Аквитании вперемежку жили кельты и иберы. Так что этот обычай вероятно не был так распространен среди других племен.Колесницы последний раз упоминаются в сражении 225 г., однако их изображения встречаются на римских монетах конца 2-го столетия, когда некоторые племена возможно продолжали использовать их. Однако большинство кельтских армий к этому времени перешли на конницу.

Войска, выставляемые аристократами могли быть главной частью армии, достигая 30% или более; так, при Теламоне было 50 000 пехотинцев и 20 000 всадников и возничих. Кажется, другим видом воинов было более бедные свободные мужчины, не служащие в войске постоянно, но используемые в пехотном ополчении в критическом положении.

В сражении каждая свита вероятно действовала в некотором смысле как отдельная часть. Пехота, кажется, формирует одну недифференцированную массу, или в случае союзной армии, пехота каждого племени, кажется, составляет отдельную часть, с небольшой или никакой внутренней организацией. Питер Конноли предположил, что использование кельтами труб и штандартов доказывает, что они составляли некие подразделения, а не сражались неорганизованной массой, однако нам не известно, чтобы эти военные атрибуты имели определенную военную функцию. Инструменты, возможно, были в основном предназначены, чтобы повысить мораль своим "ужасным шумом"; они все, кажется, ревели сразу, а не использовались, чтобы подавать сигналы.
Штандарты также, возможно, имели религиозные а не военные функции, или служили, чтобы отличить свиту знати, от пехоты. Ливий действительно упоминает кельтский manipuli, но его летописные источники используют римскую терминологию без разбора для любых иностранных армий, поэтому это сообщение не должно иметь для нас большого веса из-за своей неопределенности. Однако большинство больших племен было федерациями многих меньших племен или кланов, воины которых естественно сражались вместе, и эта структура могла быть основанием для по крайней мере элементарной военной организации.

Полибий сообщает об общине наемных воинов, живущих в Альпах около Роны, при их собственных двух "царьках", которые присоединились к вторжению в Италию в 225 г. за плату и долю в добыче "с богато снаряженным и огромным войском". Их называли gaisatai, Полибий называет "наемниками", но фактически это слово означает "копейщиков" (слово gaesum используется в латинском для обозначения копий, особенно кельтских; гае - тип ирландского копья). Они представляют воинов вне нормального племенного общества, обеспечивая наемную пехоту известной храбрости и свирепости.

Они сопоставимы с ирландскими наемными войсками, fiana. Галатские rhigosages могут быть подобным типом воинов. Так же может быть к ним относятся 10 000 конницы бастарнов и 10 000 пехоты поддержки, которых пробовал нанять Персей Македонский; они были конечно профессиональными наемниками, которые "не имели никакого другого занятия кроме войны".

Кельты никогда не объединялись в единое государство, но часто формировали племенные союзы, типа того, который вторгся в Италию в 225 г. Они могли иногда включать племена лигуров; в 200 г. галльские племена Boii, Insubres и Cenomani, и лигурийские Celines и Ilvates, выставили 40 000 воинов против Рима.