Сандра Рулофс “Первая леди Грузии. Рассказ идеалистки” Рецензия
И вот, вооружившись рюкзаками, набитыми семенами, Сандра и её спутники отправляются в путь... Кстати, если вы думаете, что голландские семена идеалистка Сандра купила для своих знакомых на собственные заработанные деньги, то тут вы заблуждаетесь: семена, оказывается, предложила им «одна голландская фирма», чтобы проверить, «что будет лучше расти в субтропическом климате». А сама предприимчивая девушка взяла с собой лишь классический набор миссионера современного империализма: «кепочки, ручки, брелки и наклейки для раздачи» «аборигенам». Вместо бус и зеркалец, (стр.12).
А вот как Сандра отдаёт себе отчёт в трудностях, с которыми она столкнётся на новой родине: «Мне придётся бороться... в стране, где... 2/3 живут за чертой бедности, где люди будут нам завидовать из-за нашего счастья, богатства или карьеры. Мы столкнёмся с угрозами, шантажом и шпионажем».
Идеалистка «до сих пор мечтает… открыть для себя Африку» и переживает за «иностранцев в развивающихся странах», (стр. 47). Так убивается она по погибшей в Сомали итальянской журналистке, (вспоминается герой Юрия Никулина с его бессмертным «ребята, на его месте должен был быть я!»), в то же время на то, как живут сами сомалийцы и почему, Сандре, судя по всему, глубоко наплевать. Она даже находит этому весьма оригинальное объяснение: «Я задавалась вопросом, научатся ли африканцы когда-нибудь планировать? Уж слишком они верят в сверхъестественные силы...», (стр. 47). Да зачем ехать так далеко, в Африку, когда и в Америке «Миша и я осознавали, что в нашем доме и квартале много цветных, и старались закончить делать покупки до того, как стемнеет», (стр. 70), хотя «своим поведением не хотели показать малейшего намека на расизм» (там же)?
На одной странице говорится, что мама Миши в советское время ни в чем не нуждалась и каталась как сыр в масле, (стр. 40-41); на другой - что «Грузия стремилась… к сбрасыванию тяжёлого советского ига».
«Бесплатное здравоохранение, образование хорошего качества, опера, многодневные семейные праздники, отдых на Черном море…», - так описывает Сандра «советскую оккупацию» Грузии. В советское время «всего было много, всё было доступно, нельзя было купить только свободу». Так какую же именно? Свободу распоряжаться счетами в швейцарском банке?
«Так как основные нужды в советской Грузии всегда удовлетворялись, Гюли не могла отвыкнуть думать о статусе и люксе: новые духи или блузка, другой цвет волос, подарки семье и родным. Она могла бы привезти из Америки порошковое молоко или консервы, а вместо этого покупала Барби за 12 долларов дочке своей домработницы», (стр. 41). И это - в то время, когда «средняя грузинская семья страдает от низкой заработной платы, инфляции и энергетического кризиса…».
«... в Грузии не так уж много умных и интеллигентных мужчин», - Сандра Рулофс, «Первая леди Грузии. Рассказ идеалистки», стр. 188.
Вернувшись с малышом в Грузию, Сандра не перестаёт поражаться тому, как там растят детей: «Детей в Грузии кормят взрослым супом и густым йогуртом», (стр. 85). Вскоре Эдичка заболел. У ребёнка температура 39,3, а заботливая мама не хочет давать ему антибиотики, «чтобы его организм к ним не привыкал», (стр. 87). Ещё неизвестно, чем бы кончилась эта история, если бы не вмешались грузинские родственники. После нескольких уколов мальчик быстро пошёл на поправку.
Из этнографических наблюдений Сандры над жизнью грузинского народа, с её объяснениями, почему дела обстоят так, а не иначе: «Если людям здесь предлагать деньги, их можно легко обидеть... Это потому, что в советское время деньги выполняли чисто символическую функцию...», (стр. 88-89).
«Экономика Грузии - это экономика взаимных услуг... создаётся взаимозависимость людей, а нейтрализующая роль денег всякий раз отрицается», (там же).
Сандра не считает грузин бедными: «Я называю это скорее уязвимостью, чем бедностью, ибо у среднего грузина есть крыша над головой, и он тем или иным способом может выжить», (стр. 118).
Короче, рецензия большая, чего её копипастить выборочно. Читайте сами