А Бешуми? Прекрасный высокогорный курорт. Чистейший воздух,благодаря хвойному лесу, изумительнейшие пейзажи, холодные горные речки, небольшие, но прекрасные водопады.
ВИДЕОМОНИТОРИНГ АЛЬПИЙСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В АДЖАРИИ
Видеомониторинг альпийского поселения в Аджарии был проведен на примере Годердзского перевала и Бешуми. Эти поселения расположены на высоте 1800–2100 метров от уровня моря и являются теми географическими регионами, где в результате долговременного проживания людей сформировалась совершенно специфическая хозяйственная структура.
Относительная доступность видеотехники в Грузии в последние годы привела к тому, что исследователи чаше отправляются в поле с камерой. Идея видеомониторинга вызвана следующими обстоятельствами: чрезвычайно быстрой динамикой культуры, часто выливающейся в гибель и исчезновение отдельных ее частей; мозаичностью современной культуры, складывающейся из множества микрокультур или cубкультур — национальных, религиозных, региональных, возрастных, профессиональных и т.д.; практически повсеместным и очень серьезным искажением реального облика микрокультур средствами массовой информации, особенно TV; актуальностью знакомства с реальным состоянием мозаичной картины современной культуры, обусловленной необходимостью взаимного приятия и сосуществования человеческих сообществ; множественностью задач, для решения которых необходим видеомониторинг (исследовательских, образовательных, художественных, связанных с сохранением и возрождением культуры).
Местное население Аджарии называет альпийские и субальпийские пастбища горными пастбищами или же часто просто горами. В окрестностях Годердзского перевала и Бешуми археологами обнаружены сезонные поселения людей палеолитической, неолитической и раннефеодальной эпох. Это безусловное подтверждение того, что в высокогорной зоне Аджарии с древнейших времён человек вёл сезонную жизнедеятельность и это, в основном, было связано с развитием животноводства.
Также как и в других горных регионах Грузии, в горной зоне Аджарии скотоводство выполняло ведущую роль и развивалось в симбиозе с земледелием.
С альпийским хозяйством и, соответственно, с альпийским животноводством связаны понятия «Мтоба», «Мемтеври», «Мемтевроба», а также народный праздник «Шуамтоба».
Синонимом понятия «горы» стало слово «Яйла» (по представлениям скотоводов Верхней Аджарии подниматься на «яйла» означает подниматься в горы), где люди оставались в течение 3–3.5 месяцев, а потом возвращались опять в свои деревни.
Субальпийские или же альпийские жилые и хозяйственного назначения строения прошли долгий путь развития. Рассуждать об этом возможно, в основном, только на основе этнографических данных.
К раннему типу сезонного жилого дома зоны относится одноэтажный или же срубной дом — «Джаргвали» (построенный кругляком, необтесанными бревнами), большей частью, который в середине имеет продолговатый коридор. В таком доме скотовод и скот находятся под одной крышей.
В окрестностях Годердзского перевала и Бешуми, также как и в других альпийских зонах Аджарии, этот тип дома был сохранен до второй половины ХХ в. и он не потерял своей первоначальной функции.
Одноэтажный или же т.н. — «дзиртули джаргвали» позже были заменен двухэтажным или же «сверху установленным» «джаргвалом», на первом этаже которого устроено стойло для скота, на втором же этаже находится собственно жилое помещение. Оно состоит из нескольких отделений: спальные комнаты и молочная или же комната для переработки и сохранения молочных продуктов. Такая комната имеет в стенах отверстия для циркуляции воздуха с целью сохранения и защиты продуктов. На втором этаже расположена комната с открытым камином и земляным полом. Строительным материалом для «джаргвалов» использовалась ёль и сосна, которые в изобилии находились в местах строительства. Такие «джаргвали» раньше имелись и в деревнях.
С 1950-х гг. ХХ в. наряду с «джаргвальными» домами начали также строит дощатые дома, которые постепенно полностью заменяют «джаргвальные». Такие дома постепенно освобождаются от стойл для скота, которые теперь строятся отдельно. Таким образом новые горные жилые дома с гигиенической точки зрения изменяются. «Джаргвальные» дома были покрыты кровельной дранью, новые дома перекрываются жестью или же шифером.
Трудовая деятельность «мемтеври» очень сложная. «Мемтеври» — многозначное понятие. Оно включает женщин, мужчин и детей, проживающих в горах, каждый из которых имеет определённые обязанности и функции.
Основной деятельностью в горах является уход за скотом и производство молочных продуктов. Доение скота и производство молочных продуктов, в основном, является обязанностью женщин. Основной деятельностью мужчин является снабжение дровами, строительство и ремонт жилых помещений и стойл для скота, периодическая связь с деревней. Помимо этого, одной из основных функций женщин и мужчин «мемтеври» на летних горных пастбищах было и остаётся культивация овощей (лук, чеснок, лук порей, киндза, петрушка). Уже более двух десятилетий скотоводы Годердзского перевала и Бешуми возделывают картофель.
Жизнь альпийской зоны представляет определенный интерес и с этнологической точки зрения. Здесь зародился народный праздник под названием «Шуамтоба», который претерпел серьезную трансформацццию.
«Шуамтоба» является праздником, в основном связанным со скотоводством, который проводится в середине периода пребывания в горах (первая неделя августа по старому стилю). Главную роль в праздновании всегда играли женщины. По информации некоторых престарелых рассказчиков группа женщин, отправляющаяся в горы для сбора пхали (итальянское просо) {Дгварула || Двару- ла || Чарбодело}, называлась «Мемхлиани», их должны были сопровождать мужчины. Празднование «Мемхлиани», также как и «Шуамтоба», сопровождалось развлечениями — театрализованными представлениями, существенными и обязательными атрибутами которых были народные песни и танцы. Из песен исполнялись «Воделия», «Воса», «Песня невесты», «Швидкаца», «Абаделия», «Чакура», «Хасанбегура» и т.д. Из танцев выделялись «Хоруми», «Калури», «Лекури», «Шамили», «Багдадури», «Куртбари», «Джакданана» и т.д. Венцом праздника «Шуамтоба» был традиционный народный музыкальный инструмент «чибони».
Другим главным моментом праздника «Шуамтоба» было соревнование в декларировании шаири, стихов, загадок, пословиц, а также различные спортивные соревнования: борьба, скачки, армрестлинг и т.д.
«Шуамтоба» характеризовалась другими интересными бытовыми ритуалами. В это время происходили выбор невесты, приглашение в горы ранее выбранной невесты, приглашение её родственников на «яйла» и знакомство с ними.
Здесь привлекает внимание одно характерное явление. На «Шуамтоба» из низины невестку в горы должны были вести будущий свёкор или же брат будущего зятя на специально разукрашенном, большей частью, на белом коне, который считался более уважительным. Невеста должна была возвращена теми же, кто её увозил. Высказано предположение, что, в этом случае, имеет место инсценировка свадьбы, так как непосредственно во время «Шуамтоба», в горах не подтверждается устройство свадеб. Такой обычай установился с 1980-х гг. прошлого столетия. В настоящее время ни один праздник «Шуамтоба» в зоне Бешуми и Годердзского перевала, а также на других «яйлах» не проходит без того, чтобы одна или две обычные, современного вида свадьба не была проведена и не была бы отмечена поздравлениями и подарками со стороны различных руководителей районов или же республики.
В таком виде проводился праздник «Шуамтоба» в прошлом, который в быту населения горной зоны Аджарии играл очень значительную роль. Сегодня эта праздник в некоторой степени изменился и проводится с изменившимся содержанием, хотя ряд его традиционных, положительных сторон, в значительной степени, не забыты.
На протяжении последних двух-трёх лет характер проведения праздника «Шуамтоба», организованность, масштабность, в некоторой степени, изменился. Улучшились транспортные и другие виды обслуживания участников праздника «Шуамтоба». Праздник «Шуамтоба» посещают руководители правительства и парламентарии Верховного Совета Аджарии, представители других городов и районов Грузии, иностранные журналисты и т.д. Особое внимание уделяется проведению праздника «Шуамтоба» на всех других летних пастбищах: Чирухи, Джинали, Саиричаири, Грдзелгори, Катриани, Тагинури, Тетроби, Саналиа и т.д. «Шуамтоба» является древнейшим традиционным праздником, рожденный в народной среде, который стал ещё более совершенным, но также сохранил традиционный вид, характерные для него культурно-исторические ценности.
К сожалению, научное исследование истории вышеупомянутого альпийского поселения было начато сравнительно поздно (в 1960-1970-е годы XX в.). Его этнографическое изучение продолжается в и настоящее время, систематически проводятся полевые экспедиции по сбору материала, отражающего жизненный уклад и обычаи сезонных скотоводов горных районов Аджарии: дневники, зарисовки, чертежи, фотодокументы (материалы хранятся в отделе этнологии и культурной антропологии Батумского научно-исследовательского института имени Нико Бердзенишвили).
Важной вехой историко-этнографического исследования альпийского поселения Бешуми и Годердзского перевала стало проведение первого видеомониторинга летом 2007 г., который был посвящен народному празднику «Шуамтоба».
Это был первый видеомониторинг, который визуально представил нам поселения в альпийской зоне, особенности старых и современных поселений скотоводов, продемонстрировал их хозяйственную жизнь (уход за скотом, изготовление молочных изделий, садоводство и т.д.), старые и новые жилые строения, духовную жизнь (народный праздник «Шуамтоба» со связанными с ним свадебными, религиозными и др. обычаями).
По материалам видеомониторинга был создан фильм Альпийское поселение в Аджарии (Годердзский перевал – Бешуми). Результаты видеомониторинга позволяют сравнительно полно отобразить особенности альпийских поселений, а также хозяйственную и духовную жизнь горцев, а видеофильм представляет интерес для отдыхающих, экскурсантов и всех тех, кто интересуется жизнью в альпийской зоне и горным туризмом.