Перейти к содержимому


- - - - -

Экскурсии в окрестностях Батуми


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 51

#11 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 616 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 18 Июль 2009 - 16:56

Просмотр сообщенияСеленка (18.7.2009, 13:17) писал:

В местном музее есть интересные экспонаты, комната-макет древнего жилища местных жителей, старинное оружие - это особая вещь, гордость жителей Мачахелы - ружьё "топи мачахела" изготавливали местные жители, и его изготовление было поставлено на поток, организовано целое производство во время войны с турками, если я не ошибаюсь.... Там также представлены старинные предметы домашней утвари, украшения и другие экспонаты.

Где-то у меня есть ещё фото из местного музея, как найду, выложу тоже.

Вот смотрите фото в галерее "Музей Мачахельского ущелья". Это всего лишь один музей одного селения, но такие музеи есть почти в каждом селе.

Вообще селение Чхутунети находится на самой границе с Турцией, и на соседнем склоне горы видна турецкая деревенька. И в самом селе много следов турецкого господства. Сам музей находится в домике, который был раньше турецкой мечетью, внешне он переделан, а внутри сохранились детали мечети - под потолком маленький узорный купол и украшенные узорной резьбой стена и лестница. Все узоры характерны для мусульманской культуры, но выполняли эти работы по резьбе и росписи, как я поняла, грузинские местные мастера (вероятно бывшие или какие-то подпольные христиане), и они умудрились, как бы в знак протеста против насаждения мусульманской культуры и для того, чтобы сохранить свою культуру, вплести в турецкий орнамент элементы грузинской росписи - виноградные кисточки с усиками, и, что удивительно, никто ничего не заметил. Так и сохранились эти узоры и дошли до наших дней.

Кроме того, в Верхнем Чхутунети мы были в маленькой пещере, которую ещё не изучили на тот момент археологи, туда всё собирались специалисты, но так и не собрались. Она была обнаружена как-то местными жителями и никто точно не знает её происхождения и назначения. Кто говорит, что там было старинное винное хранилище, а кто утверждает, что там прятались местные жители-христиане во время нападений турков.
Пещера расположена в пределах "владений" одного из местных жителей по имени Али. Так его называют там Али Баба, а пещеру эту пещерой Али Бабы. :lol:
Oportet vivere

Недвижимость города Батуми.КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО В БАТУМИ - BATUMISTAY.COM

#12 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 616 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 18 Июль 2009 - 17:20

Просмотр сообщенияvovastik (18.7.2009, 12:46) писал:

Ага вот вы и попались rostmari, давайте теперь колитесь, что интересного в Верхнем Чхутунети?
А Марину (rostmari) нам теперь придётся ждать до понедельника.  :lol:  Как только написала она сюда, тут же засобиралась и укатила по-быстрому в Чхутунети, отправила мне только смс-ку с дороги. Видать, так ваши расспросы подействовали... :P:
Oportet vivere

#13 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 18 Июль 2009 - 23:08

А Бешуми? Прекрасный высокогорный курорт. Чистейший воздух,благодаря хвойному лесу, изумительнейшие пейзажи, холодные горные речки, небольшие, но прекрасные водопады.  

Цитата

ВИДЕОМОНИТОРИНГ АЛЬПИЙСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В АДЖАРИИ
Видеомониторинг альпийского поселения в Аджарии был проведен на примере Годердзского перевала и Бешуми. Эти поселения расположены на высоте 1800–2100 метров от уровня моря и являются теми географическими регионами, где в результате долговременного проживания людей сформировалась совершенно специфическая хозяйственная структура.

Относительная доступность видеотехники в Грузии в последние годы привела к тому, что исследователи чаше отправляются в поле с камерой. Идея видеомониторинга вызвана следующими обстоятельствами: чрезвычайно быстрой динамикой культуры, часто выливающейся в гибель и исчезновение отдельных ее частей; мозаичностью современной культуры, складывающейся из множества микрокультур или cубкультур — национальных, религиозных, региональных, возрастных, профессиональных и т.д.; практически повсеместным и очень серьезным искажением реального облика микрокультур средствами массовой информации, особенно TV; актуальностью знакомства с реальным состоянием мозаичной картины современной культуры, обусловленной необходимостью взаимного приятия и сосуществования человеческих сообществ; множественностью задач, для решения которых необходим видеомониторинг (исследовательских, образовательных, художественных, связанных с сохранением и возрождением культуры).

Местное население Аджарии называет альпийские и субальпийские пастбища горными пастбищами или же часто просто горами. В окрестностях Годердзского перевала и Бешуми археологами обнаружены сезонные поселения людей палеолитической, неолитической и раннефеодальной эпох. Это безусловное подтверждение того, что в высокогорной зоне Аджарии с древнейших времён человек вёл сезонную жизнедеятельность и это, в основном, было связано с  развитием животноводства.

Также как и в других  горных  регионах Грузии, в горной зоне Аджарии скотоводство выполняло ведущую роль и развивалось в симбиозе с земледелием.

С альпийским хозяйством и, соответственно, с альпийским животноводством связаны понятия  «Мтоба», «Мемтеври», «Мемтевроба», а также народный праздник «Шуамтоба».

Синонимом понятия «горы» стало слово «Яйла» (по представлениям скотоводов Верхней Аджарии подниматься на «яйла» означает подниматься в горы), где люди оставались в течение 3–3.5 месяцев, а потом возвращались опять в свои деревни.

Субальпийские или же альпийские жилые и хозяйственного назначения строения прошли долгий путь развития. Рассуждать об этом возможно, в основном, только на основе этнографических данных.

К раннему типу сезонного жилого дома зоны относится одноэтажный или же срубной дом — «Джаргвали» (построенный кругляком, необтесанными бревнами), большей частью, который в середине имеет продолговатый коридор. В таком доме скотовод и скот находятся под одной крышей.

В окрестностях Годердзского перевала и Бешуми, также как и в других альпийских зонах Аджарии, этот тип дома был сохранен до второй половины ХХ в. и он не потерял своей первоначальной функции.

Одноэтажный или же т.н. — «дзиртули джаргвали» позже были заменен двухэтажным или же «сверху установленным» «джаргвалом», на первом этаже которого устроено стойло для скота, на втором же этаже находится собственно жилое помещение. Оно состоит из нескольких отделений: спальные комнаты и молочная или же комната для переработки и сохранения молочных продуктов. Такая комната имеет в стенах отверстия для циркуляции воздуха с целью сохранения и защиты продуктов. На втором этаже расположена комната с открытым камином и земляным полом. Строительным материалом для «джаргвалов» использовалась ёль и сосна, которые в изобилии находились в местах  строительства. Такие «джаргвали» раньше имелись и в деревнях.

С 1950-х гг. ХХ в. наряду с «джаргвальными» домами начали также строит дощатые дома, которые постепенно полностью заменяют «джаргвальные». Такие дома постепенно освобождаются от стойл для скота, которые теперь строятся отдельно. Таким образом новые горные жилые дома с гигиенической точки зрения изменяются. «Джаргвальные» дома были покрыты кровельной дранью, новые дома перекрываются жестью или же шифером.

Трудовая деятельность «мемтеври» очень сложная. «Мемтеври» — многозначное понятие. Оно включает женщин, мужчин и детей, проживающих в горах, каждый из которых имеет определённые обязанности и функции.

Основной деятельностью в горах является уход за скотом и производство молочных продуктов. Доение скота и производство молочных продуктов, в основном, является обязанностью женщин. Основной деятельностью мужчин является снабжение дровами, строительство и ремонт жилых помещений и стойл для скота, периодическая связь с деревней. Помимо этого, одной из основных функций женщин  и мужчин «мемтеври» на летних горных пастбищах было и остаётся  культивация овощей (лук, чеснок, лук порей, киндза, петрушка). Уже более двух десятилетий скотоводы Годердзского перевала и Бешуми возделывают картофель.

Жизнь альпийской зоны представляет определенный интерес и с этнологической точки зрения. Здесь зародился народный праздник под названием «Шуамтоба», который претерпел серьезную трансформацццию.

«Шуамтоба» является праздником, в основном связанным со скотоводством, который проводится  в середине периода пребывания в горах (первая неделя августа по старому стилю). Главную роль в праздновании всегда играли женщины. По информации некоторых престарелых рассказчиков группа женщин, отправляющаяся в горы для сбора пхали (итальянское просо) {Дгварула || Двару- ла || Чарбодело}, называлась «Мемхлиани», их должны были сопровождать мужчины. Празднование «Мемхлиани», также как и «Шуамтоба», сопровождалось развлечениями — театрализованными представлениями, существенными и обязательными атрибутами которых были народные песни и танцы. Из песен исполнялись «Воделия», «Воса», «Песня невесты», «Швидкаца», «Абаделия», «Чакура», «Хасанбегура» и т.д. Из танцев выделялись «Хоруми», «Калури», «Лекури», «Шамили», «Багдадури», «Куртбари», «Джакданана» и т.д. Венцом праздника «Шуамтоба» был традиционный народный музыкальный инструмент «чибони».

Другим главным моментом праздника «Шуамтоба» было соревнование в декларировании шаири, стихов, загадок, пословиц, а также различные спортивные соревнования: борьба, скачки, армрестлинг и т.д.

«Шуамтоба» характеризовалась другими интересными бытовыми ритуалами. В это время происходили выбор невесты, приглашение в горы ранее выбранной невесты, приглашение её родственников на «яйла» и знакомство с ними.

Здесь привлекает внимание одно характерное явление. На «Шуамтоба» из низины невестку в горы должны были вести будущий свёкор или же брат будущего зятя на специально разукрашенном, большей частью, на белом коне, который считался более уважительным. Невеста должна была возвращена теми же, кто её увозил. Высказано предположение, что, в этом случае, имеет место  инсценировка свадьбы, так как непосредственно во  время «Шуамтоба», в горах не подтверждается устройство свадеб. Такой обычай установился с 1980-х гг. прошлого столетия. В настоящее время ни один праздник «Шуамтоба» в зоне Бешуми и Годердзского перевала, а также на других «яйлах» не проходит без того, чтобы одна или две обычные, современного вида свадьба не была проведена и не была бы отмечена поздравлениями и подарками со стороны различных руководителей районов или же республики.

В таком виде проводился праздник «Шуамтоба» в прошлом, который  в быту населения горной зоны Аджарии играл очень значительную роль. Сегодня эта праздник в некоторой степени изменился и проводится с изменившимся содержанием, хотя ряд его традиционных, положительных сторон, в значительной степени, не забыты.

На протяжении последних двух-трёх лет характер проведения праздника «Шуамтоба», организованность, масштабность, в некоторой степени, изменился. Улучшились транспортные и другие виды обслуживания участников праздника «Шуамтоба». Праздник «Шуамтоба» посещают руководители правительства и парламентарии Верховного Совета Аджарии, представители других городов и районов Грузии, иностранные журналисты и т.д. Особое внимание уделяется проведению праздника «Шуамтоба» на всех других летних пастбищах: Чирухи, Джинали, Саиричаири, Грдзелгори, Катриани, Тагинури, Тетроби, Саналиа и т.д. «Шуамтоба» является древнейшим традиционным праздником, рожденный в народной среде, который стал ещё более совершенным, но также сохранил традиционный вид, характерные для него культурно-исторические ценности.

К сожалению, научное исследование истории вышеупомянутого альпийского поселения было начато сравнительно поздно (в 1960-1970-е годы XX в.). Его этнографическое изучение продолжается в и настоящее время, систематически проводятся полевые экспедиции по сбору материала, отражающего жизненный уклад и обычаи сезонных скотоводов горных районов Аджарии: дневники, зарисовки, чертежи, фотодокументы (материалы хранятся в отделе этнологии и культурной антропологии Батумского научно-исследовательского института имени Нико Бердзенишвили).

Важной вехой  историко-этнографического исследования альпийского поселения Бешуми и Годердзского перевала стало проведение первого видеомониторинга летом 2007 г., который был посвящен народному празднику «Шуамтоба».

Это был первый видеомониторинг, который визуально представил нам поселения в альпийской зоне, особенности старых и современных поселений скотоводов, продемонстрировал их хозяйственную жизнь (уход за скотом, изготовление молочных изделий, садоводство и т.д.), старые и новые жилые строения, духовную жизнь (народный праздник «Шуамтоба» со связанными с ним свадебными, религиозными и др. обычаями).

По материалам  видеомониторинга был создан фильм Альпийское поселение в Аджарии (Годердзский перевал – Бешуми). Результаты видеомониторинга позволяют сравнительно полно отобразить особенности альпийских поселений, а также хозяйственную и духовную жизнь горцев, а видеофильм представляет интерес для отдыхающих, экскурсантов и всех тех, кто интересуется жизнью в альпийской зоне и горным туризмом.


http://ethnobs.ru/ot...2/_aview_b18620

#14 vovastik

vovastik

    Частый гость

  • Пользователи
  • PipPip
  • 90 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия

Отправлено 19 Июль 2009 - 02:22

комрады, давайте своими словами! всегда привлекало живое общение.

#15 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 20 Июль 2009 - 10:56

Просмотр сообщенияvovastik (19.7.2009, 1:22) писал:

комрады, давайте своими словами! всегда привлекало живое общение.

Написать изложение?...

В Бешуми я была в далеком детстве, информация мне совершенно неизвестна. И разместила я ее, ориентируясь не только на вас.

#16 lara

lara

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 287 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Batumi
  • Школа:№3
  • Учебное заведение:
    Батумская Музыкальная школа №6

Отправлено 20 Июль 2009 - 11:54

Просмотр сообщенияwsir1963 (20.7.2009, 10:56) писал:

В Бешуми я была в далеком детстве

я даже там не была... ;)

а вот "живые" отзывы из интернета

Аджария: кочёвка

Бешуми

Изображение

Зеленое озеро (Мцване Тба)

Изображение

Озеро в Хулойском районе Аджарии, 2058 м над уровнем моря. Образовалось из подземных вод, талого снега и дождя.
Вода в нем пригодна для питья - чистая, минерализованная. Рыба в озере не водится.

#17 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 20 Июль 2009 - 12:44

Просмотр сообщенияlara (20.7.2009, 10:54) писал:

я даже там не была... ;)

а вот "живые" отзывы из интернета

Аджария: кочёвка

Бешуми

Изображение

Зеленое озеро (Мцване Тба)

Изображение

Озеро в Хулойском районе Аджарии, 2058 м над уровнем моря. Образовалось из подземных вод, талого снега и дождя.
Вода в нем пригодна для питья - чистая, минерализованная. Рыба в озере не водится.

РАЙ! Мы ездили отдыхать туда летом,где-то в августе, но и в это время холодно. Картинки  изумительной,абсолютно девственной природы до сих пор перед глазами. Мечтаю посетить сей уголок,тем более, что узнала о празднике "Шуамтоба" и увидеть своими глазами.
Сама себе завидую сейчас, что была там!
Расстояние от Батуми приличное, мы ехали на машине где-то часов 6-8, если мне не изменяет память. Но чтобы попасть в Рай!?...

#18 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 616 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 20 Июль 2009 - 23:26

Правда красиво.. а какое озеро.. я тут писала в другой теме, что таких красок не бывает в природе - беру свои слова обратно: всё есть в природе, все цвета и оттенки, просто надо увидеть, а, чтоб посчастливилось увидеть, наверное, нужно любить природу, быть наблюдательным и путешествовать побольше.

А Рай - он на Земле, и радость земная - самая радостная, и у нас её можно найти, ты права, Эллочка. ;)
Oportet vivere

#19 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 21 Июль 2009 - 12:15

[center]

Цитата

Цихидзири. Махинджаури.  Зеленый  мыс!  Магнолии  цветут.  Белые  цветы
величиной с  тарелку. Бананы.  Пальмы! Клянусь, сам видел:  пальма  из земли
растет.  И море непрерывно поет у гранитной глыбы. Не лгали в книгах: солнце
в море погружается. Краса морская.  Высота поднебесная. Скала отвесная, а на
ней ползучие растения. Чаква. Цихидзири. Зеленый мыс.

Михаил Булгаков "Записки на манжетах"

Лет с 13-цати все мои дни рождения мы отправлялись справлять в Цихидзири. В начале мая море ещё холодное, но не это главное.
Цихидзири - место, где погружаешься в вечность. Развалины некогда неприступной  крепости Петра, торжественно выделяющиеся на фоне густой зелени, море в лучах заходящего солнца, тихий шум прибоя, крики чаек  - сказочное ощущение единения со всей вселенной.



Цитата

Во время проведения археологических раскопок в Аджарии, в селении Нижний Цихисдзири, на территории города-крепости Петра было обнаружено 11 фрагментов уникальной мозаики. Датируемая приблизительно VI в., она украшала трёхнефную базилику, разрушенную во время войны Византии с Персией, сообщает Благовест-инфо.

Как считают специалисты, эта находка меняет представления о датировке  появления монументального искусства мозаики в Грузии. На найденных фрагментах видны изображения креста из виноградной лозы, с которым в Грузию явилась для проповеди христианства первопросветительница Нина Каппадокийская.


#20 lara

lara

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 287 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Batumi
  • Школа:№3
  • Учебное заведение:
    Батумская Музыкальная школа №6

Отправлено 23 Июль 2009 - 11:10

Цитата

Здесь зародился народный праздник под названием «Шуамтоба»

В прошлом году Хелвачаурский муниципалитет осуществил давнишнюю мечту жителей Мачахельского ущелья, учредив праздник "Мачахлоба" ("მაჭახლობა")


Изображение

Первый праздник состоялся в сентябре 2008 года. Праздник начался с открытия у въезда в Мачахельское ущелье геральдической скульптуры "Ружье Мачахела" ("თოფი მაჭახელა").

Главным событием праздника стало объединение (пусть даже на один день) разделенных мачахельцев, которые вместе отплясывали хоруми...

В этом году праздник состоится в начале октября




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru Increase your website traffic with Attracta.com