Перейти к содержимому


- - - - -

"Анкета Пруста"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 267

#101 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 18 апреля 2009 - 12:57

Просмотр сообщенияNemo (17.4.2009, 15:24) писал:

Да, "Фрида" колоритный фильм!

Только,что и колоритный! Красивая американская киношка с обычными кинематографическими приемами "вышибить слезу" или вызвать шквал аплодисментов! Маскарад!  Вот только к подлинной Фриде Кало фильм имеет косвенное отношение. Сальма Хайек очень хотела сыграть Фриду Кало и добилась своего,но приблизится к странному и трагическому миру у неё не получилось.И внешне она совсем непохожа на мужеподобную инвиладку,которая непостижимым образом сводила с ума великих людей.

Цитата

«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Несгибаемая воля, бесконечная боль, любовь, которая дана далеко не каждому, древняя,самобытная культура Мексики,которая питала творчество Фриды Кало!

Цитата

Правда искусства прорывается лишь тогда, когда не без изыска воспроизведённые мексиканским оператором Родриго Прието живописные кадры трансформируются в поразительные по цвету картины Кало, а также в эпизоде с поющей народную песню о смерти уникальной мексиканской исполнительницей Чавелой Варгас. В случае же со Львом Троцким, имевшим кратковременный роман с Фридой Кало, фальшь искусственности вообще оборачивается пустым балаганом, и комически выглядящий в гриме Джефри Раш оказывается очередным провальным портретистом «опального политического гения».

Есть мексиканский фильм  Поля Ледука "Фрида,живая история"(«Естественно, что живая»),в котором роль Фриды исполняет Офелия Медина,получившая за эту роль награды в Боготе и Гаване, а также мексиканскую кинопремию "Ариэль",на родине !
Если сравнивать Сальму Хайек и Офелию Медину, сравнение окажется не в пользу первой.

Недвижимость города Батуми.КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО В БАТУМИ - BATUMISTAY.COM

#102 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 18 апреля 2009 - 13:04

Просмотр сообщенияNemo (17.4.2009, 15:30) писал:

И абсолютно нетрадиционная история любви...

Об этом я и говорю,что на экране Фриду представляют в облике некой  экстравагантной персоналии не без странностей и комплексов.

#103 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 616 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 18 апреля 2009 - 14:34

Просмотр сообщенияwsir1963 (18.4.2009, 12:57) писал:

Только,что и колоритный! Красивая американская киношка с обычными кинематографическими приемами "вышибить слезу" или вызвать шквал аплодисментов! Маскарад!  Вот только к подлинной Фриде Кало фильм имеет косвенное отношение. Сальма Хайек очень хотела сыграть Фриду Кало и добилась своего,но приблизится к странному и трагическому миру у неё не получилось.И внешне она совсем непохожа на мужеподобную инвиладку,которая непостижимым образом сводила с ума великих людей.

Несгибаемая воля, бесконечная боль, любовь, которая дана далеко не каждому, древняя,самобытная культура Мексики,которая питала творчество Фриды Кало!

Есть мексиканский фильм  Поля Ледука "Фрида,живая история"(«Естественно, что живая»),в котором роль Фриды исполняет Офелия Медина,получившая за эту роль награды в Боготе и Гаване, а также мексиканскую кинопремию "Ариэль",на родине !
Если сравнивать Сальму Хайек и Офелию Медину, сравнение окажется не в пользу первой.
Салма Хайек не мужеподобна, конечно, и её портрет отличается от портретов настоящей Фриды, но подозреваю, что она ближе к оригиналу, чем если бы она была визуально больше похожа, потому как в жизни люди часто бывают не такими, как на фото, женщина, даже с грубоватой внешностью, в жизни довольно часто обладает неуловимым шармом и очарованием, скрытом в жестах, мимике, характере, да мало ли ещё в чём, и всё это невозможно передать на фото. Может быть, Салме именно это удалось передать. Портретное сходство не всегда гарантирует понимание.

Я не смотрела мексиканский фильм, к сожалению, и мне не с чем сравнивать, но для меня, как, думаю, для многих, культура Мексики, история жизни и творчество этой необычной художницы стали открытием именно благодаря американской версии фильма, пусть он и далёк от настоящей истории, но ведь истории пишутся людьми разными, и обычно подлинная история жизни человека остаётся неразгаданной, как её ни опиши - это будет всего лишь одна из версий.

Просмотр сообщенияwsir1963 (18.4.2009, 13:04) писал:

Об этом я и говорю,что на экране Фриду представляют в облике некой  экстравагантной персоналии не без странностей и комплексов.
А разве это не так? Все люди со своими странностями, если взглянуть повнимательней, да и комплексов никто не лишён, они как бы являются своеобразным двигателем для любой деятельности, особенно для творчества. (моё мнениё  :stern: )

Цитата

В случае же со Львом Троцким, имевшим кратковременный роман с Фридой Кало, фальшь искусственности вообще оборачивается пустым балаганом, и комически выглядящий в гриме Джефри Раш оказывается очередным провальным портретистом «опального политического гения».
А разве есть на земле человек, лишённый слабостей или не имеющий право на ошибки? Какими бы титулами он ни был наделён.. И разве кому-то дано знать, как всё было на самом деле, что побудило совершить тот или иной поступок, особенно, если это касается личной жизни.

И что из того, что ему было 58 лет? Разве он не имеет право на счастье? Что мы знаем о его личной жизни, кроме общеизвестных фактов? И разве не может 29-летняя женщина влюбиться в мужчину, сколько бы ему не было, даже если это мимолётная влюблённость..
Oportet vivere

#104 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 18 апреля 2009 - 15:14

Леночка,ты уж прости меня, а что ты узнала о культуре Мексики из фильма?

Цитата

...пусть он и далёк от настоящей истории, но ведь истории пишутся людьми разными, и обычно подлинная история жизни человека остаётся неразгаданной, как её ни опиши - это будет всего лишь одна из версий.

История,прежде всего, основывается на фактах. На то она и ИСТОРИЯ. А художественное произведение,в том числе и названный фильм, и оцениваешь как художественное. "Версия" Сальмы Хайек мне не понравилась. Фрида была гораздо сложней.
А говорили мы об отношении к творчеству Фриды Кало.

P.S. Помимо знаменитых картин,есть дневник Фриды;из этих вещей можно сложить свое мнение.

#105 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 18 апреля 2009 - 21:15

Цитата

И что из того, что ему было 58 лет? Разве он не имеет право на счастье? Что мы знаем о его личной жизни, кроме общеизвестных фактов? И разве не может 29-летняя женщина влюбиться в мужчину, сколько бы ему не было, даже если это мимолётная влюблённость..

О личности Троцкого можно делать выводы из дневников,архивов  

http://lib.ru/TROCKIJ/

и особенно это: Письмо Троцкого жене http://lib.ru/TROCKIJ/letter.txt


Изображение

  Троцкий уговаривал жену в письмах: "Умоляю, перестань соревноваться с женщиной, которая значит так мало".Это о Фриде.Как впрочем и о других своих пассиях:англичанке Клер Шеридан - скульптор, которая приезжала в советскую Россию с одной лишь целью: вылепить бюст героя Октября. Работа над бюстом тогда вызвала двусмысленные толки. Или Ларисе Рейснер,которая  написала поэму "Свияжск", после того как провела летний месяц 1918 года на Восточном фронте под Свияжском в обществе неутомимого революционера.

#106 SergOs

SergOs

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 904 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Школа:№3
  • Реальное имя:Сергей

Отправлено 19 апреля 2009 - 14:54

Просмотр сообщенияwsir1963 (18.4.2009, 21:15) писал:

О личности Троцкого можно делать выводы из дневников,архивов  

http://lib.ru/TROCKIJ/

и особенно это: Письмо Троцкого жене http://lib.ru/TROCKIJ/letter.txt


  Троцкий уговаривал жену в письмах: "Умоляю, перестань соревноваться с женщиной, которая значит так мало".Это о Фриде.Как впрочем и о других своих пассиях:англичанке Клер Шеридан - скульптор, которая приезжала в советскую Россию с одной лишь целью: вылепить бюст героя Октября. Работа над бюстом тогда вызвала двусмысленные толки. Или Ларисе Рейснер,которая  написала поэму "Свияжск", после того как провела летний месяц 1918 года на Восточном фронте под Свияжском в обществе неутомимого революционера.

Ну и где тут «гнида»? Или Фрида? Обыкновенный Троцкий, ничего из ряда вон.
Письма Ильича НКК и Инессе тоже уничтожены, о других вождях не знаю, но Мао под занавес был тот еще ловелас, Ким просто «омолаживался».
Нынче даже детки перестали этим всем массово интересоваться.
Или удивляет ненормативная лексика тирана? Так это их быт, местечковое воспитание, откуда возьмутся другие?
При этом ведь на Вы и с извинениями, прям жентельмен.
Хотя, если ценить галантность, то да, действительно ГНИДА!
А уж за Фриду – просто к стенке, или у вагона (наркомвоенмора) из револьвера.

А текста "Свияжска" нет? Может, и ничего поэзия? Все-таки вождь вдохновил...

#107 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 19 апреля 2009 - 20:17

Просмотр сообщенияSergOs (19.4.2009, 13:54) писал:

А текста "Свияжска" нет? Может, и ничего поэзия? Все-таки вождь вдохновил...

Нет, к сожалению.У меня есть книга избранных произведений  Ларисы Рейснер; очерки и рассказы  о гражданской войне, о рабочих Урала и Донбасса, о революционной борьбе в Германии, об Афганистане 20-х годов. Очень яркие вещи.
При первой же возможности отсканирую и перешлю тебе. А "Свияжск" будем искать...

#108 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 19 апреля 2009 - 21:14

Милая девочка Лери с огненным взором мятежным…



Татьяна Морозова «Путеводитель маленькой женщины»

В тот роковой осенний день 1916 г. Лариса Рейснер с трепетом читала свои стихи в
кабачке артистов и литераторов «Привал комедиантов» - она читала для НЕГО, великого
русского поэта Серебряного века. Пристальный взгляд Николая Гумилёва, удивлённо
слушавшего такие странные для женщины, нервные и ломкие творения, вдохновлял
поэтессу, писавшую в декадентском стиле под псевдонимом «Лео Ринус»:
"А на стене все так же мертвый Врубель
Ломает ужаса застывшую печать..."
Она знала, что их разделяли девять лет разницы в возрасте, но поэт, умудрённый
опытом разных превратностей, измученный страданиями безответного чувства к женщине,
выглядел старше своих тридцати. Лариса ещё в гимназии зачитывалась умными,
тревожащими душу своим проникновением, стихами Гумилёва:
"Ты прости нам, смрадным и незрячим,
До конца униженным, прости! …»
Он вернулся с полей сражения в мирную жизнь столичную, опалённый огнём уничтожения
в кровавых человеческих скопищах, получив за храбрость два Георгиевских креста,
и молча слушал стихи очень милой девочки с огромными глазами серо-зелёного цвета…
В 1914 г., в начале Первой мировой войны, Гумилев поступил добровольцем в уланский
полк, и сама императрица Александра Фёдоровна награждала его за отвагу. У Ларисы
Рейснер не было никакого трепета перед царской фамилией – год назад, в 1915, её семья
стала выпускать антивоенный журнал «Рудин», и она готовила для печати едкие статьи,
"громившие всё русское безобразие". Тогда и нашла энергичная девушка своё призвание в
журналистике.



Лариса родилась в Люблине 1 мая 1895 г. (13 мая по новому стилю), и всё в дате её
рождения кажется мистически предопределённым: появиться на свет в этом месяце означает
по народным приметам – всю жизнь маяться, 13 – число несчастливое, 1 мая – день
солидарности трудящихся. В этом же знаменательном году её отцу, Рейснеру Михаилу
Андреевичу, вручили диплом доктора права в Варшавском университете, и он в поисках
благополучия перебрался из Польши в Томск, а затем в столицу Франции. В Томске в начале
1899 г. на свет появился ещё один ребёнок в семье Рейснеров – брат Ларисы, Игорь. Он один
останется в живых на тридцатом году жизни после смерти сестры, отца и матери …
В бурлящем событиями 1905 г. семья Михаила Андреевича осела на постоянное жительство
в Петербурге в доме по Большой Зелениной, и его десятилетняя любимица Лариса
стала посещать женскую гимназию Прокофьевой. В этом же году революционном её отец
вступил в РСДРП, примкнув к большевикам. Это не стало для семьи неожиданностью – он
ещё в 1904 г. выступал экспертом в Кёнигсберге на процессе Карла Либкнехта…
Спустя семь лет любимая дочь, окончив с золотой медалью известную гимназию, поступила
в институт Психоневрологии.
"Думаю о вас — странная, ни на что не похожая семья, где огромное прошлое —
"отец", "мать", эти родовые комплексы…" - так напоминала в письме своим родителям
Лариса Рейснер о знатном их происхождении. Они не удивлялись странным рассуждениям
в весточках дочери, относились к своим детям с пониманием и нежностью, гордились их
успехами. По преданию род отца шел от рейнских баронов – крестоносцев, ходили также
слухи, что предок М. А. Рейснера – крещённый еврей. Мать Ларисы, Екатерина
Александровна Хитрово, происходила из старинной дворянской фамилии и находилась в
родстве с военным министром, генералом Сухомлиновым.

Природный талант и стремление к лидерству тянули девушку к литературе и писательству – после лекций в институте она мчалась на лекции по  

истории учений политических и посещала там же, в университете, «кружок поэзии».
До конца своей короткой бурной
жизни сохранит милая Лери дружбу с Мандельштамом, Всеволодом Рождественским, Львом
Никулиным и другими поэтами, считая их своими товарищами…
И будет она ещё не раз спасать своих друзей беспомощных от голода и неприятностей…
В 1913 г. Лариса стала, как когда-то сёстры Бронте, печатать свои стихи под мужским
псевдонимом, опубликовала драму «Атлантида» и «Женские образы Шекспира» в
альманахе «Шиповник» - ей было тогда всего восемнадцать лет, и она верила в свободную
любовь, выступала за женское равноправие …
Очень талантлива была эта антично красивая зеленоглазая девушка с волнистой косой
каштановой, и писали с удовольствием её портреты известные художники. Во время
войны, в 1915 г., искала милая Лери темы для статей в своём журнале сатирическом и
познакомилась в Кронштадте с большевиком Раскольниковым (Ильиным), покорив навсегда
его своим темпераментом.
Этот городок на острове Котлин в Финском заливе, основанный в 1710 г. как крепость,
защищавшая с моря Петербург, находящийся от неё в тридцати километрах, странным
образом будет вплетаться в её судьбу и в судьбу великого русского поэта…
Ларису до конца жизни будет мучить любовь к поэту Николаю Гумилёву: «Я пошла бы за
ним…». И он звал, но она не согласилась – помешали гордость женская и революция:
"Своё дурманящее тело
И сердце отдала другому…"
Её Гафиз покидает Россию и отправляется в Париж, где когда-то, до 1910 г., спасался от
несчастной любви к Анне Ахматовой (Горенко) и где пытался, нежеланный, уйти из жизни
опостылевшей:
"И ты меня забудешь скоро,
И я не стану думать, вольный,
О милой девочке, с которой
Мне было нестерпимо больно"
Он признается Ларисе в своих чувствах: «Я написал Вам сумасшедшее письмо, это оттого,
что я Вас люблю. Ваш Гафиз». Шесть лет назад поэт был безумно счастлив, когда венчался
под Киевом 25 апреля 1910 г. в церкви Никольской слободы, но спустя два года стало ясно:
Ахматова его всё также не любила, и он опять был в поисках своей победы. Лариса испытывала к
поэту чувство «такое похожее на любовь», но жить рядом с ним отказалась категорически, и
только она одна знала, что стало в решении этом определяющим: боязнь ли повторения судьбы
Ахматовой, ревность ли к другим женщинам или его взгляды на монархию…
Семья Рейснеров свои надежды в революции связывала с большевиками, и после
Октябрьского переворота Лариса сопровождает в Петрограде представителя
Кронштадтского Совета большевиков Фёдора Раскольникова, вступает в 1918 г. в партию. В
память о работе в Комиссии по учёту и охране сокровищ Эрмитажа и других музеев у неё на
руке появляется перстень с огромным алмазом – «..было бы лицемерием отказывать себе в
том, что всегда достаётся людям, стоящим у власти».
Ей поручают охрану Зимнего дворца, но она передаёт ценности Луначарскому и уезжает на
фронт. В августе 1918 г. отчаянная красавица очутилась в Казани в контрразведке
Савинкова, и ей чудом удалось выбраться из города. прихватив печать и шифр замнаркома
по морским делам...
На царской яхте «Межень» добирается Лариса из Свияжска до Нижнего Новгорода. Туда же
приезжает Фёдор Раскольников, а с ним - сын четырнадцатилетний председателя Моссовета
Льва Каменева и его жена Ольга (сестра Троцкого). Суровое время, но они молоды и
развлекаются – «…было бы лицемерием…» отказывать себе в удовольствиях...
Лариса соглашается стать женой Фёдора Раскольникова – она знает, что Гумилёв вернулся в
Россию и выбрал себе в спутницы жизни вторую Анну – Анну Энгельгардт. После разрыва с
ним в одном из прощальных писем высветилась боль зеленоглазой красавицы: «…В случае
моей смерти все письма вернутся к Вам, и с ними то странное чувство, которое
нас связывало...». Его письма останутся – милая Лери с огненным взглядом на четыре с
половиной года переживёт любимого Гафиза…
А пока Лариса пишет статьи и стихи революционные для журнала «Военмор», посвящает
свою поэму «Свияжск» Льву Троцкому - она преклоняется перед умными, энергичными
мужчинами значительно старше её возрастом, и Раскольникову приходится мириться с
изменами. И он всё прощал этой красивой, талантливой женщине…
Отец Ларисы, Михаил Андреевич Рейснер, заведует в это время отделом Законодательных
предложений в Наркомате юстиции и предлагает создать Социалистическую Академию
общественных наук (Комакадемию). На фронтах Гражданской войны он будет руководить
политотделами флотов и флотилий, опекая своих любимых детей от разных неприятностей.
Волжская и Астрахано-Каспийская флотилии в 1919 г. объединяются, и комиссар флота
Лариса Рейснер с зажигательной речью выступает перед матросами – её образ увековечит в
1933 г. в «Оптимистической трагедии» писатель Всеволод Вишневский. А потом будет
роковой май 1920 г. - изгнание из иранских городов Энзели и Решта английских войск
интервентов, освобождение флота, уведенного из Баку белыми и англичанами.
Лариса после участия на флагманском эсминце «Карл Либкнехт» в энзелийской кампании
на Каспии заболеет тропической малярией, и будут приступы мучить пять лет бедную
женщину, пока не погибнет ослабленный организм от брюшного тифа коварного...
В июне 1920 г. комиссар Лариса Рейснер и Фёдор Раскольников, назначенный командующим
Балтийским флотом, возвращаются в Петроград и живут по тем голодным временам
вызывающе шикарно, приглашая в Адмиралтейство на приёмы элиту партийную, на
вечеринки с обильной едой интеллигенцию нужную – «было бы лицемерием
отказывать себе в том, что всегда достается людям, стоящим у власти»…
И она ни в чём себе не отказывала – на автомобиле Морского штаба ездила, на маскарадах в
Доме искусств отплясывала, банкеты для друзей в адмиральской столовой устраивала, на
лошадках верхом вместе с Блоком прогуливалась…
Её отец, Михаил Андреевич, в июле 1920 г. становится начальником политотдела
Балтийского флота, и кажется им благополучная жизнь такой надёжной, такой
перспективною, что «было бы лицемерием..» властью не пользоваться…
В октябре того же года Ларису, зная её уникальные способности убеждать «каскадом слов»,
отправляют в Ригу для переговоров с Польшей о мире, и она мчится, несмотря на
изнурительный приступ малярии накануне отъезда. На банкете после подписания договора
комиссар Балтфлота веселится в танцах с будущим маршалом СССР, репрессированным по
делу Тухачевского в 1937 г., А. И. Егоровым - «глупо отказывать себе в удовольствиях»…
А в Кронштадте офицеры Балтфлота с матросиками в это время хлебают супы из селёдочных
голов и хвостов в голодающем городе, проклиная начальство жирующее...
Захватив власть, большевики сразу же забыли о своих лозунгах, что она народная, и
диктатура пролетариата превратилась в деспотию одной партии, но как быстро развращает
человека абсолютизм правления! Обеспеченно жили в 20-х годах Рейснеры – изобилие
продуктов было у них в это архиголодное времечко, и щеголяла Лариса с тугой каштановой
косой, уложенной кольцом над ровным пробором классическим, в уникальных
нарядах, по случаю реквизированных: «…было бы лицемерием себе отказывать ...»…
Выделит с барского плеча Фёдор Фёдорович Раскольников две приличные головки сыра
своему родному брату Александру Ильину-Женевскому. Выдадут давно забытый продукт,
как дополнительное питание, участникам Всероссийской олимпиады шахматной, однако
вместо благодарности начнётся свара между ними, озверевшими от недоедания – еда то есть,
да нельзя всем за стол сесть…
И повторяется деспотия в зигзагах истории…
Что ж тут удивляться мятежу Кронштадтскому – земля слухами полнится, и всё тайное,
обманное вдруг явным становится…
28 февраля 1921 г. начался Кронштадтский мятеж с волнений в городе. На митинге 1 марта
принял народ предложение матроса Петриченко предъявить власти резолюцию с
требованием свободы торговли, легализации партий социалистических, свободы печати,
собраний, снятия отрядов заградительных…
В мятеже участвовали 16 тысяч повстанцев, отказавшихся сложить оружие. 17 марта
наступающие части прорвались по льду и завладели мятежным городом. Расправа с теми,
кто остался на родине и не бежал в Финляндию, была беспощадною. И отнимали жизни
у матросиков, подаривших в семнадцатом власть товарищу Ленину, и звенели в воздухе
крики отчаяния: «Спасите, братцы, нас везут расстреливать»…
Но правящие братцы уважают почему-то всегда только жизни своих товарищей…
Признают они свои ошибки позже, когда прокатятся по стране крестьянские восстания
после мятежа Кронштадтского, и объявит главный вождь, загубивший десятки тысяч жизней
диктатурой непродуманной о новой экономической политике…
Спустя три дня после подавления восстания, 20 марта 1921 г. на оргбюро ЦК РКП(б)
будет принято решение о направлении Федора Раскольникова
советским послом в Афганистан.
Отец Ларисы постарался смягчить удар после лишения Фёдора
Фёдоровича поста командующего. В Афганистане в это время находился
брат Ларисы, Игорь. В середине апреля 1921 г. полномочное
представительство в составе тридцати двух человек отправилось из
Москвы в Среднюю Азию. До Кабула они добирались почти два с
половиной месяца…
Лариса Рейснер ехала не только как жена посла, но и как
корреспондент газеты «Правда». То, что она напишет там –
живописные журналистские очерки - будет лучшим в её творчестве и
останется вечной памятью поэтического таланта уникальной женщины, спешившей вобрать
в себя самые яркие впечатления пролетающего времени: «последний месяц буду жить так,
чтобы всю жизнь помнить Восток, пальмовые рощи и эти ясные, бездумные минуты, когда
человек счастлив от того, что бьют фонтаны, ветер пахнет левкоями… ».
В августе 1921 г. Совет старейшин (Лойя – джирга) одобряет советско-афганский договор,
и Лариса не знает, что в это же время мучают на допросах в ЧК её «Гафиза» любимого,
Николая Гумилёва, арестованного 3 августа, а седьмого ушёл из голодной жизни поэт-
символист Александр Блок: «Пусто всё, опостылело…». Ещё совсем недавно были
прогулки верхом на лошадях с красавицей зеленоглазой, Ларисой – владычицей морскою,
разговоры долгие о поэзии, вечеринки в Круглом зале с обильной пищею, но мятеж
Кронштадтский перечеркнул всё приятное…
Никому и ничем не поможет «милая Лери», бывшая «морская владычица» – она далеко
от мест жестокой расправы с поэтом-акмеистом и матросиками восставшими, с которыми
когда-то делила пайку чёрного хлеба чёрствого…
Николай Гумилёв ещё три недели живой был. Не знала его Лери милая, что он после их
отъезда считал себя обязанным – Кронштадт был его родиной. Великого учителя русской поэзии
приговорили к расстрелу 24 августа, и никто не спас поэта из интеллигенции правящей –
он верил в бога и не был их товарищем…
25 августа 1921 г. не стало поэта, и осиротела ещё на один великий поэтический талант
земля русская:
Он молча выкопал себе могилу,
Ни у кого пощады не просил
Бог подарил ему святую силу
И он презренье смехом подавил…
И всё вокруг опостылело вдруг, когда она узнала о расстреле…
И мечется душа Ларисы, ещё любившая «поэта-контру», не находя успокоения, и она
принимается писать роман «Реквием» об «истинной любви Гафиза и Лери»…
24 ноября 1921 г. Лариса отправляет Анне Ахматовой письмо соболезнования с
посылкой: «..немного хлеба и немного меда»
Брак с Раскольниковым тяготит своей ненужностью, и спасает только журналистика.
Незадолго до отъезда из Кабула, Лариса пишет брату Игорю: «… Загоняю в переплёт свой
Афганистан». Она «загоняла в переплёт» свой шедевр журналистики, победивший
идейную прозу комиссара-писателя. Женщина с тугой косой каштановой вокруг головы
писала поэтично даже про тишину бескрайней пустыни: «Нигде я не видела природы, так
долго пирующей… Песок не может быть более жёлтым, скалы не бывают белее этих,
камни острее, и не может быть неба из лучшего золота, расплавленного до того, что оно
стекает на горные кряжи ослепительными потоками, не имеющими окраски».
Весной 1923 г. Лариса умчалась в Москву под предлогом повидать родителей и добиться
перевода Раскольникова. Уехала от мужа ненадолго, а оказалось – навсегда. Вскоре
Фёдор Фёдорович узнал, что у неё роман с Карлом Радеком – ей всегда нравились
мужчины остроумные, среднего возраста…
Новый любимый товарищ был женат и настолько внешне неказист, что его связь с
красавицей Рейснер казалась вызывающей и странной - как будто она начинала новую
жизнь и сжигала все мосты от старого брака с представительным Раскольниковым.
Слишком много, видать, болезненного осталось в прежней жизни Ларисы: ушёл в небытие
Александр Блок со своим неприятием акмеизма Николая Гумилёва, расстрелян сам
«Гафиз», её «истинный любимый», мучил душу Кронштадтский мятеж с расстрелами,
положивший конец салонной жизни, в которой она была владычицей…
Лариса уедет с Радеком осенью 1923 г. в Гамбург «на баррикады», когда там начнётся
революция, но после поражения восставших и возвращения домой испарится чувство к
Карлу «карликовому», и она опять бросится со всей своей бешеной энергией в
журналистику. Разъездной корреспондент газеты «Известия», Лариса Рейснер, носится по
стране, как заведённая, обличая в репортажах своих нерадивость начальников,
восхищаясь трудом новых строителей, одновременно готовя к изданию книгу очерков
«Фронт» и другие рукописи. Её отец, Михаил Андреевич Рейснер, читает 6 апреля доклад
на диспуте о будущем русской интеллигенции в Политехническом музее, и смеётся над
ними рок безжалостный: предполагает человек, всего лишь предполагает…
Уже тогда отмечал в своём докладе обстоятельном профессор Михаил Андреевич наличие
«опасных уклонов в развитии рабоче-крестьянской интеллигенции: спекуляцию на своём
пролетарском происхождении, карьеризм и жажду привилегий». И удивлялся рок
наивному возмущению доктора права и философии – жизнь ведь такая короткая, а
страсти человеческие такие одинаковые…
Бывший муж Ларисы, Фёдор Раскольников, тоже из Афганистана возвращается и
принимает участие в организации контроля партии над литературой. В мае 1924
г. при отделе печати ЦК провели партийные работники расширенное совещание с
участием известных журналистов, писателей и критиков: обсуждались вопросы
отношения к «попутчикам», «внутренней эмиграции» и организации пролетарской
культуры – зарождалась жёсткая цензура советская...
Понятие «Попутчики» ввёл Лев Троцкий - он предложил классифицировать
интеллигенцию по нескольким группам и назвал «попутчиками тех, «…кто, ковыляя и
шатаясь, идёт до известного пункта по тому же пути…». Попутчиками называли Алексея
Толстого, Бориса Лавренёва и многих других известных писателей. «Внутренней
эмиграцией» партийная верхушка считала аполитичную интеллигенцию или негативно
относившуюся к послеоктябрьским преобразованиям.
Живо обсуждалась на совещании статья Л. Троцкого «Партийная политика в искусстве» с
жёсткой позицией правящей партии в отношении интеллигенции: «Критерий
наш – отчётливо политический, повелительный и нетерпимый»…
Но ещё проходили дискуссии и можно было спорить, отстаивая свою точку зрения, а
центральные газеты приводили материалы диспутов о перспективе развития культуры и
отношения к интеллигенции.
Пройдёт немного времени, и прежние районы царских ссылок станут заполняться
политическими «бывшими», «нытиками, начавшими атаку против всего нашего дела,
которых пришлось передвинуть в более северную зону».
Лариса Рейснер в этих диспутах не участвовала – на них активными докладчиками были
её отец, Радек, Троцкий, Раскольников, Бухарин, Луначарский, Вардин и другие
товарищи. Интеллигенцию уже тогда принялись делить по происхождению, политической
ориентации, и стало быстро от неё отдаляться новое поколение пролетарских вождей во
главе с товарищем Сталиным…
Свой последний год Лариса спешит прожить в своём привычном бешеном темпе: лечится от
малярии в Висбадене, заканчивает рукопись «В стране Гинденбурга», совершает
поездки по Уралу и Донбассу, издаёт книгу «Уголь, железо и живые люди» о своих
впечатлениях. В этом же году, 1925, выходят многожанровый сборник "Афганистан" и
«Гамбург на баррикадах». Она предполагает закончить книгу о
декабристах, написать об утопистах-коммунистах, создать
героический образ женщины в революции, но не располагала судьба...
В это же самое время спорил товарищ Троцкий на дискуссиях, убеждал, что не прав
товарищ Раскольников «со своей афганистанской свежестью», утверждая, что «искусство,
как продукт общественных отношений – вот единственно правильный марксистский
взгляд на искусство». А профессор Рейснер, Михаил Андреевич, предложил выделить в
составе интеллигенции три категории: к первой отнести создателей, творцов духовных
ценностей, ко второй – приспособителей, к третьей – хранителей и реализаторов этих
ценностей (Рейснер М. А. «Интеллигенция, как предмет изучения в плане научной
работы»).
что советовали устранить из лексикона слово «интеллигенция», утверждая: «… это
иллюзия, которая очень дорого обошлась стране и революции, и с которой давно пора
кончать…». Бухарин мыслил иначе: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были
натренированы на определённый манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, будем
вырабатывать их, как на фабрике». И наштамповали…
Через двенадцать лет кровавый террор наштампованных специалистов уничтожит почти
всех участников этих диспутов и дискуссий, похоронив на полвека их имена и фамилии…
Лариса Рейснер не доживёт до этого дикого времени повального уничтожения партийной
интеллигенции – она выпьет стакан сырого молока и скончается в Кремлёвской больнице
от брюшного тифа 9 февраля 1926 г., в день рождения Фёдора Раскольникова. Её
родители впадут в жесточайшую депрессию после смерти любимой дочери. Спустя год
Екатерина Александровна выпьет в отчаянии такой же стакан сырого молока, и точно
также брюшнй тиф отберёт у неё жизнь, а в 1928 г. покинет мир живых глава семейства,
тоскующий по любимым женщинам, уважаемый профессор и большевик Рейснер Михаил
Андреевич, автор первой Конституции РСФСР 1918 г.…
Что ожидало семью Рейснера в тридцатые годы – годы террора кровавого? Близость к
Троцкому, связь Ларисы с Карлом Радеком, знатное происхождение и принадлежность к
ленинской гвардии не оставляли им шансов на спасение. Чудом уцелеет брат Ларисы,
Игорь Рейснер – он в 1924 г. окончит восточный факультет Военной академии РККА и
будет далёк от политики установления однопартийной тирании, став одним из
основоположников советской индологии, афганистики. Сын Михаила Андреевича доживёт
до пятидесяти девяти лет и скончается, как и Лариса, в феврале месяце, только спустя
тридцать три года…
В первой Малой советской энциклопедии о нём не было никаких сведений – биография
Ларисы Рейснер находилась рядом с отцом, но в Большой советский энциклопедический
словарь войдут биографии только детей Михаила Андреевича – разойдутся историки
коммунистической партии в своём мнении. Подвергнут они исследованию диссертацию
Михаила Андреевича на соискание степени доктора философии «Трактат о Божественном
происхождении царской власти» и зародится у них сомнение: «А не был ли
профессор шпионом и провокатором?»



Милая девочка Лери с огненным взором и «каскадом слов» навсегда в истории

большевизма останется, но не бывает чужой истории, ибо, как говорил великий писатель

Николай Карамзин - «История в некотором смысле есть священная книга народов:

главная и необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил,

завет предков к потомству…».

«Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество…»,

должно знать…



Сережа,вот что нашла на английском  http://www.marxists....thors/reissner/



Цитата

Письмо Л.М. Рейснер Л.Д. ТроцкомуКабул 24 июля 1922 г.


Дорогой Лев Давыдович!

Получили Ваше хорошее письмо - ну, спасибо Вам, а то чувствовали мы себя совершенно потерянными в этом жарком, как печка, Афганистане. Вот уж прошла годовщина нашего пребывания здесь, а когда выберемся - неизвестно. Устала я от юга, от всегда почти безоблачного неба, от природы, к которой Восток не считает нужным ничего прибавить от себя, от сытости, красоты и вообще всего немого. Все-таки лучшие годы уходят - их тоже бывает жалко, особенно по вечерам, когда в сумерки муллы во всех ближних деревнях с визгливой самоуверенностью начинают призывать господа бога. Совсем не хочу жаловаться, в конце концов и Феде надо было когда-нибудь передохнуть, вылезти из бумаг, заседаний и воспалений легких - но два года, два года в розах, в состоянии пассивного наслаждения мертвым миром - это бы и из Ленского сделало мрачного пессимиста, мизантропа и самоубийцу. Итак, Лев Давыдович, итак, дорогой Лев Давыдович, если где-нибудь в Вашем присутствии будут говорить о "мятежной чете", если кто-нибудь станет утверждать, что в Кабуле Раскольникову чудно живется, что он совершенно счастлив под древом дипломатического добра и зла, с которого на его голову падают то кислые, то сладкие плоды, что он с успехом и удовольствием может просидеть в своем концентрационном Кабуле еще года два, вспоминая бурно проведенную молодость, укрепляя свое здоровье и отправляя мирные досуги своего собрата и партнера английского посла, если Вам придется услышать что-либо подобное - то, пожалуйста, выступите в нашу защиту, ибо и в розовом варенье можно скиснуть и потонуть, и о профсоюзах вспомнить с глубочайшей, хотя и несколько запоздалой нежностью, два года рассматривая вечный снег гор и пену цветущих садов из канареечной клетки. Да что греха таить - если бы Вы знали, с какой радостью я вчера смотрела в кино на лицемерное брюшко и косоворотку, на кудри и пухлые жесты. И как радовалась перепугу высокопоставленных соседей послов, впившихся глазами в лица и сцены "Съезда народов Востока". Ну, крепко, крепко жму Вашу руку.

Л.Рейснер

РГВА. Ф. 33987. Оп. 2. Д. 141. Л. 290. Автограф.

http://www.rusarchiv...ion/kabul.shtml

#109 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 20 апреля 2009 - 12:18

Цитата

...англичанке Клер Шеридан - скульптор, которая приезжала в советскую Россию с одной лишь целью: вылепить бюст героя Октября.


Двоюродная сестра Черчилля была агентом НКВД


Двоюродная сестра премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля была агентом НКВД и поддерживала связь с Гитлером. Такую сенсационную информацию опубликовала в пятницу британская газета Daily Telegraph со ссылкой на источники в разведслужбе MI-5.

Известный скульптор, писательница и журналист Клер Шеридан, в девичестве Фревин, была секретным агентом НКВД и вела подрывную антибританскую деятельность, пишет газета. Близкая родственница главы правительства Великобритании поддерживала тесный контакт с Адольфом Гитлером и, возможно, даже была его любовницей.

Daily Telegraph отмечает, что с 20-х годов прошлого века К.Шеридан проявляла особый интерес к СССР, а также к другим странам, в которых существовало так называемое национально-освободительное движение. Так, в период с 1920 по 1940 годы молодая журналистка и скульптор неоднократно бывала в СССР, Индии, Италии, Швейцарии и других странах. В 30-х годах К.Шеридан посещала фашистскую Германию, где в Мюнхене принимала участие в мероприятиях, организованных Национал-социалистической партией. В 1920г. двоюродная сестра У.Черчилля лепила скульптуры Ленина, Зиновьева, Троцкого и других лидеров СССР.

Британское издание отмечает, что У.Черчилль неоднократно получал предупреждения от своих спецагентов о том, что его близкая родственница замечена в связях с представителями разведки Москвы, однако по каким-то причинам оставил их без внмания, продолжая тесно общаться с Клер Шеридан, и даже позировать ей как скульптору.

После окончания Второй мировой войны К.Шеридан по неизвестным причинам покинула Великобританию и поселилась в Ирландии, где приняла католицизм и умерла в 1970 году в возрасте 85 лет.


#110 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 052 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 20 апреля 2009 - 12:24

Георгий Чернявский ,  Доктор исторических наук

ТРЕУГОЛЬНИК: ЛЮБОВНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИЛИ… НИКАКОЙ?
Заметки о личной жизни Льва Троцкого в Мексике




    Появившийся недавно голливудский фильм ”Фрида”, посвященный известной мексиканской художнице Фриде Кало, породил многочисленные печатные отклики, авторы которых доверчиво повторяют массу исторических нелепостей, встречающихся в этой ”кинонетленке”. Сразу оговоримся: художественное произведение не существует без творческого вымысла; речь здесь может идти лишь о том, насколько талантливы придуманная ситуация, диалог или монолог, судьба героя или даже поворот исторических событий. Правда, когда речь идет о реальных, значительных исторических персонажах, следует все же думать о том, насколько целесообразна, оправдана фантазия, где та грань, за которой выдумка превращается в фальшь. Все здесь зависит от авторского замысла и степени соответствия ему сюжета, перипетий действия и т. п. Найти грань далеко не всегда легко; как любой элемент творчества - это дело весьма тонкое и субъективное, и я не буду спорить с авторами фильма по поводу степени оправданности того или иного эпизода бурной жизни весьма талантливой и своеобразной героини фильма - личности активной не только в художественном творчестве, но и в политике и во всевозможных личных, сексуальных похождениях.
    Неизбежными издержками художественного жанра является то, что обычная, не весьма сведущая публика, побывав ”в кино”, судит затем о персонаже именно по фильму, не зная, каким был его прототип на самом деле. Но тут уж ничего не поделаешь, разве что пожелать читать научно-популярную литературу, что в общем выглядит утопично. ”У существующей печали сто отражений”, - мудро написал Шекспир в ”Ричарде III”.
    Другое дело, когда авторы статей, спровоцированных фильмом, бездумно повторяют выдумки, выдавая их за нечто реальное, ”имевшее место быть”, не давая себе труда приоткрыть хотя бы справочные издания, чтобы проверить, что же происходило на самом деле. В результате, оправданный художественный вымысел превращается в историческую неправду, которая тиражируется, внедряется в сознание неосведомленной публики и оказывается, так сказать, своего рода виртуальной, кажущейся ”реальностью”.
    После появления фильма ”Фрида” в американской, в том числе русскоязычной, печати появились многочисленные статьи, содержащие не только оценку фильма (а иногда и не содержащие таковой), но и излагающие от имени авторов статей эпизоды жизни Фриды Кало, весьма далеко отстоящие от реальности. Масса нелепостей связана, в частности, с рассказом в этих статьях о ”любовном треугольнике” Фриды, ее мужа художника Диего Риверы и большевистского изгнанника Льва Троцкого.
    Вряд ли есть смысл повторять эти нелепости и неточности, хотя я не мог без содрогания читать соответствующие ”перлы”. Занимаясь в последние годы совместно с доктором исторических наук Ю.Г.Фельштинским публикацией архива Л.Д.Троцкого, хранящегося в Гарвардском университете, я хотел бы рассказать читателям ”Каскада” о последних годах жизни Троцкого, которые он провел в Мексике, причем обратив главное внимание на перипетии его личной жизни, в том числе связанные с Фридой Кало.
    Весьма известный российский политический деятель Лев Давидович Троцкий (Лейба Бронштейн) в начале прошлого века, будучи социалистом-эмигрантом, занимал в международной социал-демократии независимую, промежуточную позицию, стремясь к объединению его различных течений, за что и вызвал острый гнев лидера российских экстремистов Ленина. Но возвратившись в мае 1917 г. в Россию, Троцкий встал на позиции, весьма близкие к ленинским, а затем созданная им так называемая Межрайонная группа присоединилась к большевикам. После Октябрьского переворота 1917 г., в годы гражданской войны и в начале нэпа Троцкий был особенно близок к Ленину. Он являлся народным комиссаром по иностранным, а затем по военным и морским делам и в этом качестве нес свою, немалую долю ответственности за установление большевистского режима, за его террористическую политику.
    Но уже в 1923 году, когда Ленин в результате многочисленных инсультов превратился в живой труп, а власть стала все больше сосредоточиваться в руках всесильного генсека Сталина, прочно опиравшегося на партийную бюрократию, Троцкий выступил инициатором создания первой антисталинской оппозиционной группы. Через три года, в 1926 г., возникла ”объединенная оппозиция”, включившая сторонников Троцкого и другие, более мелкие группы. В 1927 г. оппозиционеры были изгнаны из ВКП(б), а их руководители в начале следующего года отправлены в ссылку. Более года провел главный оппозиционер в Алма-Ате, откуда пытался поддерживать связь с другими партийными диссидентами. В начале 1929 г. его вместе с женой Наталией Седовой и сыном Львом Седовым насильственно выдворили в Турцию. Последние одиннадцать с половиной лет жизни Троцкий провел во второй эмиграции, прилагая усилия к объединению своих сторонников в разных странах, к созданию их национальных организаций и международного объединения. Последнее удалось образовать под названием ”Четвертый Интернационал” только в 1938 г.
    Вначале Троцкий жил в Турции, в 1933 г. он перебрался во Францию, затем в Норвегию. Koгда в СССР в 1936 г. начался ”большой террор” и Троцкий был объявлен главным врагом СССР, агентом мирового империализма, воплощением вселенского классового зла, советские власти стали давить на правительство Норвегии, домогаясь его высылки и угрожая экономическими санкциями, в частности отказом закупать норвежскую сельдь. Норвежские лидеры не устояли - Троцкий оказался под домашним арестом. Он был лишен возможности передвигаться и общаться со своими сторонниками. Арест продолжался вплоть до того момента, когда в самом конце 1936 г. стало известно, что правительство Мексики во главе с генералом Ласаро Карденасом предоставило ему почетное убежище.
    Как только эта новость стала известна в Норвегии, в невероятной спешке был нанят нефтяной танкер (другого корабля под рукой не оказалось!), основным ”грузом” на борту которого стали Троцкий и его жена.
    Многочисленная ранее семья Троцкого в эти годы сильно сократилась. У него были две дочери от первого брака и два сына - от второго. Еще когда лидер оппозиции находился в ссылке в Алма-Ате, произошла первая трагедия. ГПУ арестовало Марка Невельсона - мужа младшей дочери Нины, причем сделано это было в тот момент, когда она, страдавшая тяжелой формой туберкулеза, находилась в больнице. Двое детей Нины остались без присмотра, она ушла из больницы, болезнь приняла катастрофическую форму, и летом 1928 г. молодая женщина умерла.
    Через несколько лет Троцкий лишился старшей дочери Зинаиды. Когда отец был выслан за рубеж, она рвалась к нему, и после долгих проволочек и отказов смогла, наконец, приехать в Турцию вместе с сыном Севой, оставив в Москве у своей матери малолетнюю дочь. Через некоторое время Зинаида выехала на лечение в Германию. Тем временем сталинские власти объявили о лишении не только Троцкого, но и всех его родных, находившихся за границей, советского гражданства. Оторванная от дочери, наблюдая в Берлине шабаш рвавшихся к власти нацистов, Зинаида впала в депрессивное состояние и в начале 1933 г. покончила самоубийством.
    Троцкому ничего не было известно о судьбе младшего сына Сергея, остававшегося в СССР. Не разделяя политических позиций отца, он отказался от активной общественной деятельности и предпочел заняться наукой. Талантливый инженер, он в 20-е годы преподавал в Высшем техническом училище им Баумана. Но после высылки отца за границу Сергей стал подвергаться преследованиям, арестам и ссылкам. В 1937 г. он был расстрелян в концлагере под Воркутой. О судьбе его родители так и не узнали, хотя и предполагали самое страшное.
    Старший же сын Лев, как уже было сказано, выехал за границу вместе с отцом и матерью. Он был горячим сторонником и ближайшим помощником своего отца. Вскоре Лев стал во главе журнала на русском языке, который выходил в Париже, затем в Берлине и снова в Париже под названием ”Бюллетень оппозиции (большевиков- ленинцев)”. В начале 1938 г. Лев скончался в парижской больнице через несколько дней после легкой операции, причем произошло это при странных обстоятельствах, когда он, уже выздоравливая, впал вдруг в бессознательное состояние, из которого вывести его не удалось. Прямых доказательств не было, но вся последовательность событий свидетельствовала, что он был убит сталинскими агентами.
    Троцкий и его супруга глубоко переживали потерю детей. Тем не менее они не впали в отчаяние и продолжали вести весьма активный образ жизни - и в политике и вне таковой. Именно в весьма энергичном настроении, свойственном этому коммунистическому фанатику и в то же время человеку образованному, талантливому и весьма властному, Троцкий и отправился за океан.
    9 января 1937 г. танкер ”Рут” бросил якорь в порту Тампико. На пристани Троцкого встречали сторонники из США, а единственным представителем страны, в которую прибыл изгнанник, была художница Фрида Кало, жена выдающегося монументалиста Диего Риверы, который пользовался в стране огромным авторитетом и, как оказалось, именно по ходатайству которого президент Карденас распорядился о предоставлении убежища Троцкому и его супруге. Президент, бесспорно, сознавал, что это неизбежно приведет не только к сложностям во взаимоотношениях с СССР, но и к внутренним неурядицам. Это его не остановило. Немало было сказано о праве убежища, свободе слова и т. п., но все же основную роль сыграл авторитет Д.Риверы.
    Художник встретил своих гостей на небольшой станции вблизи Мехико Сити, откуда они отправились в столичный пригород Койоакан, где были устроены в одном из особняков Риверы и Кало - Голубом Доме (точнее говоря, дом был унаследованной собственностью Фриды, но рассматривался всеми как принадлежавший ее супругу).
    Хотя просталинская компартия Мексики сразу же развернула злобную пропаганду, объявив Троцкого контрреволюционером, фашистом и даже ”злым духом” Карденаса, лидер оппозиции официальному коммунизму первое время чувствовал себя в латиноамериканской стране желанным гостем. В письмах сыну Льву в Париж (до его загадочной смерти, напомним, оставался еще год) Троцкий восхищался всем - страной, ее климатом, ее гражданами, ее фруктами и овощами. С первых дней он полюбил Койоакан - спокойный и зеленый поселок, расположенный на острове, место, излюбленное художниками, где когда-то в XVI веке находились штаб-квартира и крепость Ф.Кортеса, завоевателя Мексики. Вскоре такое настроение станет естественным фоном любовной интриги, которая позволила Троцкому несколько расслабиться, хотя не полностью и ненадолго.
    В течение первых двух лет пребывания в Мексике Д.Ривера оставался ближайшим другом и покровителем Троцкого во всех делах, кроме тех, которые были прямо связаны с политикой. Человек буйного, необузданного темперамента, со странностями, присущими подчас высоко талантливым людям (во второй половине 30-х годов он, например, часто появлялся на людях, в том числе на президентских приемах, с попугаем, сидевшим у него на голове), Ривера был бунтарем в искусстве и переносил эти настроения на политику, о которой он судил понаслышке. С начала 20-х годов он членствовал в компартии, но в 1927 г., посетив СССР, стал свидетелем контрдемонстрации оппозиционеров в Москве 7 ноября, проникся доверием к ним, порвал с компартией и стал одним из последователей Троцкого. Впрочем, ”троцкистом” он был чувственным, эмоциональным, ибо работ Троцкого не читал и в его идеях не разбирался. Троцкий для Риверы был героической фигурой, достойной художественного воплощения, и он, действительно, не раз создавал его образ на своих фресках. Лидеры компартии стали осыпать Риверу всяческими проклятиями.
    Весьма гостепреимной хозяйкой, принявшей Троцкого с женой в Койоакане, была Фрида Кало - художница-модернистка, автор многих полотен, в которых экспрессия гармонично сочеталась с символикой и налетом сентиментализма. Полотнами Кало восхищался Пабло Пикассо, который говорил, что она не имеет себе равных в мире в передаче специфических черт головы человека. Фрида появлялась на публике в своеобразной национальной одежде, подчеркивавшей ее индианское происхождение. Это было то ли платье, то ли халат до пят. Одежда должна была скрыть ее ногу, изуродсванную в транспортном происшествии, когда она еще была ребенком. Ногу и рану на теле вылечили недостаточно квалифицированно, Фрида испытывала постоянную боль, которую пыталась заглушить не только художественным творчеством и общественной активностью (как и Ривера она сначала вступила в компартию, потом порвала с ней), но также крепкими напитками и многочисленными сексуальными похождениями, в которых были замешаны особы обоего пола. Под видом флакона духов она носила на шее флягу со спиртным, к которой прикладывалась довольно часто. Когда 58- летний Троцкий прибыл в Мексику, Фриде Кало исполнилось 27 лет.
    В свою очередь, Диего был также весьма любвеобильной личностью и не скрывал этого. В мексиканской столице немало болтали о его похождениях, в частности о связи с младшей сестрой Фриды Кристиной Кало. К сексуальным авантюрам друг друга супруги относились с завидной терпимостью,
    Голубой Дом, в котором поселили Троцкого, был окружен высокой и прочной стеной, служившей, казалось бы, надежной преградой не только нежеланным визитерам, но и политическим провокаторам и убийцам, появления которых оппозиционный лидер ожидал с первых дней своего пребывания в Мексике. По его настоянию, дом охраняли не только полицейские, выделенные властями, но и его ”личная гвардия”, в основном состоявшая из ”троцкистов”, прибывавших из США на несколько месяцев, а затем сменявшихся новой группой (из этой среды подбирались и секретари).
    Казалось бы, случайное обстоятельство способствовало сближению Фриды и Троцкого. Дело в том, что Троцкий и его жена совершенно не знали испанского языка, точно так же, как у Риверы и Кало не было ни малейших познаний в русском. Фрида с Троцким могла общаться на английском, хотя их знание этого языка было далеко от совершенства, тогда как Диего и Наталия и этим языком не владели. Диего и Фрида жили в двух особняках в поселке Сан Анжель, неподалеку от Койоакана (в комфорте и изысканных жизненных удовольствиях эти коммунисты себе отнюдь не отказывали), и бывали у Троцкого почти ежедневно, тем более что в Голубом Доме находилась творческая мастерская (и рядом с ней спальня) Фриды.
    Первые месяцы жизни Троцкого в Койоакане были насыщены подготовкой к заседаниям международной следственной комиссии, которая была образована под председательством видного американского философа и педагога Джона Дьюи для расследования обвинений, выдвинутых против самого Троцкого и его сторонников на московских судебных фарсах 1936-1937 гг. Заседавшая в апреле 1937 г. в Голубом Доме комиссия пришла к единодушному выводу о фальшивом характере всех обвинений.
    Несмотря на занятость обоих (именно в это время Кало создала несколько своих лучших полотен), Фрида и Лев подолгу проводили время наедине. Как-то получилось (вначале, видимо, действительно случайно), что они одновременно устраивали перерывы в работе и встречались в патио. Постепенно эти перерывы затягивались, и результат был именно таков, которого можно было ожидать.
    Будучи всю жизнь страстным политиком, Троцкий никогда не отказывал себе в жизненных удовольствиях. Он любил охотиться, был увлеченным рыболовом, в Мексике занялся собиранием кактусов и вскоре стал не только собственником ценной коллекции, но и экспертом в этом деле. Не отказывал себе Лев Давидович и в интимном женском общении, рассматривая его, по-видимому, в качестве средства поддержания тонуса для более важных дел. Иногда Троцкий вспоминал молодую англичанку Клер Шеридан, кузину Уинстона Черчилля, которого Ленин называл главным организатором ”похода 14 держав” на советскую Россию. Талантливый скульптор, она в 1919 г. приехала в Москву, чтобы создать бюсты большевистских вождей. Вылепив скульптурный портрет Троцкого, Шеридан вместе с ним совершила краткую поездку на знаменитом бронепоезде, который Троцкий использовал для разъездов по фронтам в качестве наркома по военным и морским делам. Их краткая интимная связь не оставила глубоких следов в душе Льва Давидовича, но причинила немалые страдания его жене. Шеридан же часто вспоминала Троцкого. Она запечатлела его образ не только в бюсте, но и в книгах воспоминаний как человека с ”головой Мефистофеля” и ”великолепную личность”.
    Позже были мелкие любовные приключения. Теперь же, почти через двадцать лет, вновь встретилась женщина-художник.
    Почти на глазах Натальи происходили любовные игры Фриды и Льва. Как юноша, Троцкий в полном смысле слова бегал за ней по патио, пока она не позволяла поймать себя и уводила в собственную спальню, вначале якобы для того, чтобы полюбоваться висевшими там ее произведениями. Любовные игры продолжались и за обеденным столом, в присутствии Наталии. Их нередко наблюдал и Ривера. Их замечали секретари и охранники, что еще более делало положение супруги Троцкого унизительным и невыносимым. Наталия страдала, но молча и терпеливо, отлично понимая, что застольные беседы ее супруга и Кало на непонятном ей английском языке далеко выходят за пределы политики и обычных дружеских отношений. Страсть поначалу была настолько сильной, что в тех редких случаях, когда им не удавалось встретиться, любовники обменивались письмами, которые часто прятали в книги, которые через охранников, секретарей, слуг или другими способами передавали друг другу.
    Видимо, в самом конце июня или в первых числах июля 1937 г., в результате нараставшего напряжения во взаимоотношениях, между Троцком и его супругой произошло объяснение. Супруги решили временно расстаться. Лев Давидивич выехал на гасиенду, принадлежавшую правительственному чиновнику Ландеро, другу Риверы, примерно в 150 километрах от Мехико Сити, возле городка Сан Мигель Регло. Наталия Ивановна осталась в Койоакане.
    Находясь в течение трех недель вдали от возлюбленной (Фрида приезжала в Сан Мигель Регло только один раз, да и то с большой компанией), Троцкий попытался трезво взвесить положение, в котором он оказался. В какой- то мере ситуация напоминала то, что произошло с Лениным, настолько увлекшимся в Швейцарии Инессой Арманд, что Крупская даже была готова без боя сдать свои позиции сопернице, лишь бы сохранить Ильича целым и невредимым для революции. Обдумав положение, Троцкий решил последовать ленинскому примеру и в личных делах. Сознавая, что дальнейшая связь с Ф.Кало осложнит политическую деятельность, остававшуюся главным смыслом его жизни, будет отвлекать его внимание, время и силы, сможет скомпрометировать его как ”большевика-ленинца”, каковым он обычно называл себя, он решил положить конец романтическому адюльтеру.
    Из своего сельского уединения Лев Давидович стал чуть ли ни ежедневно писать письма жене, заполняя их нежными выражениями, воспоминаниями совместного прошлого, красноречивыми описаниями своих чувств и настроений и даже сексуальными обещаниями с выразительным их описанием и использованием ненормативной лексики. Впрочем, он как-то обвинил свою супругу, что именно она спровоцировала ”рецидив”, то есть возобновление его тяги к особам прекрасного пола молодого возраста, не объясняя, в чем же именно была ее вина. Из одного письма вытекало, что Троцкий в это время вел дневник, к сожалению, не сохранившийся. Очевидно, он содержал такие откровения, что был уничтожен либо самим автором, либо, после его гибели, вдовой. Что же касается отношения к Фриде, то Троцкий написал жене совершенно определенно: ”Она для меня ничего [не значит]”.
    К этому времени непостоянная Фрида Кало также, видимо, охладела к своему
    пожилому любовнику. Вряд ли в ином случае она воздержалась бы от интимных встреч с ним на лоне природы.
    Возвратившись в Койоакан в конце июля, Троцкий объяснился с Кало. Любовные отношения были прерваны. По просьбе Льва Фрида возвратила ему его письма. В архиве они не сохранились - видимо, как и дневник, были уничтожены. Любопытно, что почти такая же ситуация произошла с любовными письмами И.Арманд Ленину (правда, в отличие от Троцкого или его жены, Ленин не был столь внимателен и среди деловых, политических писем Инессы к нему сохранились несколько любовных, которые опубликованы лишь недавно).
    Прекратив связь, бывшие любовники сохранили дружеские отношения. У Ф.Кало они дополнялись глубоким уважением к Троцкому. В честь 7 ноября 1937 г. Фрида подарила ему автопортрет с надписью: ”Льву Троцкому с глубокой любовью я посвящаю эту работу”. Через четыре месяца она писала подруге, что приезд Троцкого в Мексику был самым важным событием всей ее жизни.
    Последний раз Троцкий видел Ф.Кало в первых числах января 1939 г. , перед ее отплытием во Францию. Это была гуманитарная миссия. Завершалась победой генерала Франко гражданская война в Испании, на территории Франции оказались тысячи беженцев-республиканцев, в том числе, между прочим, много членов сталинистской компартии. Кало отправилась за океан, чтобы организовать переправку части из них в Мексику. Политические позиции беженцев при этом во внимание не принимались.
    Едва высадившись на французский берег, Ф.Кало получила известие о том, что между ее мужем и Троцким произошел разрыв. Собственно говоря, это ее не очень удивило, так как в предыдущие месяцы между художником и политиком наметилось охлаждение, связанное не с бывшими амурными делами, а с престижными соображениями. Дело в том, что Троцкий, взявший обязательство перед президентом Карденасом о невмешательстве во внутренние дела Мексики, в 1937-1938 гг. публиковал некоторые свои статьи с оценкой мексиканских событий за подписью Д.Риверы (разумеется, с полного согласия последнего). Троцкий написал даже обширный текст приветствия, которое Ривера от своего имени направил учредительной конференции Четвертого Интернационала (она состоялась в Париже в сентябре 1938 г.) Постепенно ничего не смысливший в политике Диего стал считать себя экспертом в этой области, возможно даже, как натура художественная и весьма эмоциональная, сам уверовал в собственное авторство тех текстов, которые появлялись от его имени, но были написаны на самом деле действительно опытным политиком. Во всяком случае, Фрида явно уверовала в публицистические способности своего супруга. В одном из ее писем 1938 г. говорилось: ”Он [Диего] поищет статьи для газет, которые вызывают большой шум, он защищает Четвертый Интернационал изо всех сил и он в восторге, потому что здесь Троцкий”. В результате всего этого Ривера стал делать разного рода скандальные заявления, которые под крупными заголовками появлялись в мексиканской печати, компрометировали и самого автора заявлений, и Троцкого, давали пищу для злобной кампании сталинистской компартии, направленной против них обоих. Особенно неприемлемыми для Троцкого были резкие заявления Риверы с критикой президента Карденаса и обещанием на предстоявших президентских выборах поддержать другого кандидата. Требования Троцкого прекратить эти выступления успеха не имели. Диего стал чувствовать себя политическим вождем. После одного из требований Ривера устроил истерику и между бывшими друзьями произошел разрыв.
    Как видно из всего сказанного, чувства ревности, сугубо личностной неприязни никакого отношения к этому разрыву не имели: Ривера весьма хладнокровно отнесся к недолгой любовной связи своей супруги с Троцким, связь эта прервалась почти за полтора года до разрыва и в течение этого периода дружеские отношения и сотрудничество обоих деятелей продолжались. Если на Риверу и повлияли предыдущие события, то лишь задним числом. К чести обоих - и Троцкого, и Риверы - ни один из них после прекращения отношений не упрекнул другого публично ни единым словом.
    В начале мая 1939 г. Троцкий с супругой, секретарями и охранниками покинул Голубой Дом и переехал в находившееся неподалеку мрачное здание на улице Виена, где и провел отпущенные ему судьбой последние год с четвертью его жизни. Пресса компартии злобно комментировала разрыв между обоими деятелями. В одном издании фигурировала весьма плоская острота, что Ривера выгнал Троцкого из своего дома, так как тот ”не платил за квартиру”. Поразительно, но в фильме ”Фрида” это глупейшее заявление приписано Ривере, а вслед за фильмом его повторяют несведущие авторы публицистических статей.
    Именно в доме на улице Виена произошла первая попытка убийства Троцкого в ночь на 24 мая 1940 г., в которой участвовала группа налетчиков, в том числе другой выдающийся живописец Давидо Сикейрос (группой этой руководил не Сикейрос, как часто пишут в литературе, а агент НКВД Иосиф Григулевич, будущий известный советский историк и член-корреспондент Академии наук СССР). Именно в этом доме 20 августа того же года Троцкий был смертельно ранен другим агентом НКВД Рамоном Меркадером и на следующий день скончался. Ныне здесь находится Дом-музей Троцкого, которым руководит его внук Эстебан (Всеволод) Волков - сын его дочери Зинаиды.
    Что же касается политических пируэтов Диего Риверы и Фриды Кало, то после второй мировой войны они вновь вступили в компартию (им пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить коммунистических боссов, что их разрыв с ”троцкизмом” был полным и окончательным).
    Фрида умерла от воспаления легких в 1954 г., когда ей было только 44 года. Диего скончался через три года, перевалив за 70. Их эмоциональные повороты в общественной деятельности почти забыты. Их творчество сохранилось в сокровищнице мировой культуры.

Изображение

http://www.kackad.co...asp?article=141




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru Increase your website traffic with Attracta.com