0
История военного дела
Автор
Piligrim
, 04 июл 2008 01:29
Сообщений в теме: 108
#21
Отправлено 18 июля 2008 - 19:11
Тем временем в войске восставших зрел раскол. Очень многим не по душе пришлось решение вождя покинуть богатые провинции Италии. К тому же галлам и германцем, из которых состояли крупные подразделения армии Спартака, казалось оскорбительным начать отступление после стольких одержанных над римлянами побед. Отряд в тридцать тысяч человек под командованием Крикса отделился от армии Спартака, был настигнут консулом Геллием возле горы Гарган и уничтожен. В этом бою погиб и сам Крикс. (Впоследствии Спартак устроил в его память настоящие гладиаторские бои, в которых вместо гладиаторов сражались пленные римляне) Лентулу, который преследовал Спартака, повезло меньше. Войска рабов наголову разгромили его армию, а затем и армию подоспевшего на помощь Геллия. Спартак продолжал быстро уходить из Италии и вскоре вступил на территорию Цизальпийской Галлии, "навстречу же ему во главе десятитысячного войска выступил Гай Кассий Лонгин Вар, наместник той части Галлии, что лежит по реке Паду. В завязавшемся сражении претор был разбит наголову, понес огромные потери в людях и сам едва спасся бегством" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
В этот момент восстание достигает своего апогея. Численность армии Спартака доходит до 120 тысяч человек (!) Перед ним открыта свободная дорога в Трансальпийскую Галлию, и все же Спартак внезапно поворачивает обратно в Италию. Валентин Лесков объясняет этот факт последовавшим как раз в то время убийством Сертория, на взаимодействие с которым Спартак рассчитывал для ведения планомерной войны с Римским государством.
Известие о том, что армия восставших движется назад, вызвала в Риме панику, какой не знали со времен войны с Ганнибалом. Всеобщее смятение только усилила неудачная попытка обоих консулов остановить Спартака в Пицене. Аппиан утверждает, что Спартак планировал нанести удар по самому Риму и рисует при этом красноречивую картину подготовки к форсированному броску: "Он приказал сжечь весь лишний обоз, убить всех пленных и перерезать вьючный скот, чтобы идти налегке. Перебежчиков, во множестве приходивших к нему, Спартак не принимал".
Если до сих пор войну с рабами считали тягостным и разорительным, но не сулящим большой опасности несчастьем, то перед лицом этих грозных событий стало ясно, что к Спартаку надо относиться, как к самому страшному из всех врагов Рима. Сторонники Помпея в Сенате требовали немедленно отозвать его войска из Испании и передать этому опытному и удачливому полководцу всю полноту власти в войне с мятежными рабами. Такая опасность, несомненно, должна была Спартаком учитываться. До сих пор ему приходилось сражаться с достаточно многочисленными, но слабыми, наспех собранными войсками римлян. У Глабра и Вариния, по свидетельству Аппиана, "было войско, состоявшее не из граждан, а из всяких случайных людей, набранных наспех и мимоходом". Главные армии Рима находились далеко от Италии: в Испании и Фракии, где могуществу Республики угрожали Серторий и Митридат. Помимо этого на руку Спартаку играло общее, признаваемое всеми и не раз выливавшееся в форме народных возмущений недовольство городских низов и беднейших крестьян политикой Сената. Аристократия и всадники открыто наживались не только за счет почти полностью присваиваемой ими добычи из покоренных стран, но и за счет хлебных спекуляций. Сильную напряженность вызывал также интенсивно идущий по всей Италии процесс захвата земли крупными поместьями, сопровождавшийся разорением мелких землевладельцев. В такой обстановке "вооруженные силы и отряды, осаждающие государство, более многочисленны, чем защищающие его, так как чуть кивнешь дерзким и пропащим людям - и они уже пришли в движение"(Цицерон).
Ожидая со дня на день появления у стен города армии рабов, в Риме в большой спешке провели выборы нового главнокомандующего. Этот пост без труда получил Марк Лициний Красс, человек богатый и могущественный, соперник Помпея в борьбе за влияние в Риме. Красс, имевший крупные земельные владения на юге Италии, очень страдал от затянувшейся войны и был заинтересован в ее скорейшем окончании. Помимо всего прочего Крассу хотелось хотя бы отчасти сравняться с Помпеем в славе полководца. Для этого подходила даже война с мятежными рабами.
Красс взялся за дело энергично. В Риме был произведен набор в армию в тридцать тысяч человек. Офицерский состав подбирался очень тщательно. Красс имел возможность искать нужных ему людей, так как в результате его ростовщической деятельности многие молодые аристократы оказались от него в полной зависимости и не могли отказаться сопровождать на войну своего кредитора.
Красс повел свою армию на соединение с войсками консулов, которые, после его прибытия в главный лагерь, немедленно вернулись в Рим. В войске римлян в виду непрерывных поражений, которые оно терпело от Спартака, настроения были удручающие и даже панические. Красс счел необходимым, перед тем как открывать военные действия, преподать своим солдатам жестокий, но необходимый в создавшемся положении урок. Повод для этого не заставил себя ждать. Командир Красса, Муммий, посланный с двумя легионами следить за Спартаком, не вступая с ним в сражение, нарушил приказ командующего. В завязавшемся бою римляне потерпели поражение и вынуждены были спастись бегством в лагерь, где стояли основные силы. Красс приказал отобрать пятьсот зачинщиков бегства и подвергнул их децимации, при которой из каждого десятка по жребию отбирается один человек, подлежащий казни. "Так Красс возобновил бывшее в ходу у древних и с давних пор уже не применявшееся наказание воинов; этот вид казни сопряжен с позором и сопровождается жуткими и мрачными обрядами, совершающимися у всех на глазах" (Плутарх. "Сравнительные жизнеописания"). Эта крутая мера оказалась действенной. Порядок в армии был восстановлен.
А Спартак тем временем уже "переменил решение идти на Рим. Он считал себя еще не равносильным римлянам, так как войско его далеко не все было в достаточной боевой готовности: ни один италийский город не примкнул к мятежникам; это были рабы, перебежчики и всякий сброд".
Последний бой Спартака (фреска из дома Феликса)
Еще раз пройдя вдоль всего северного побережья Италии тем же путем, каким двигался во время похода к Альпам, Спартак остановился, наконец, в городе Фурии у самой юго-восточной оконечности Аппенинского полуострова, заняв сам город и окрестные горы. Он пытался всеми мерами поддерживать порядок в войске, который, помимо раздражения от длительных и безрезультатных походов, становился еще одним поводом к размолвкам между Спартаком и его командирами. К этому времени относится запрещение Спартаком кому бы то ни было из его армии иметь у себя золото и серебро. Какое же изумление должен был вызвать подобный факт, если даже Плиний Старший, живший за сто лет после восстания, говорит о нем, как об общеизвестном.
Прибытие в армию римлян нового главнокомандующего и оживление военных действий заставило Спартака отступить к самому морю.
Он все еще не отказался от своего плана покинуть вместе со всей армией Италию. Вместо Галлии, им была избрана Сицилия. Этому богатому острову уже приходилось дважды становиться ареной крупных восстаний (в 132 году до н.э. и в 104 году до н.э.) Сейчас обстановка там была самая подходящая, в провинции, которую несколько лет подряд разорял произвол римского наместника Гая Верреса, крепли антиримские настроения.
И снова это вполне разумное намерение вождя было встречено частью восставших неприязненно. От основной армии отделился отряд в десять тысяч человек и встал отдельным лагерем. Красс напал на него и, уничтожив две трети, продолжал преследовать Спартака, который, достигнув побережья, вел переговоры с киликийскими пиратами, надеясь с их помощью переправиться на остров.
В этот момент восстание достигает своего апогея. Численность армии Спартака доходит до 120 тысяч человек (!) Перед ним открыта свободная дорога в Трансальпийскую Галлию, и все же Спартак внезапно поворачивает обратно в Италию. Валентин Лесков объясняет этот факт последовавшим как раз в то время убийством Сертория, на взаимодействие с которым Спартак рассчитывал для ведения планомерной войны с Римским государством.
Известие о том, что армия восставших движется назад, вызвала в Риме панику, какой не знали со времен войны с Ганнибалом. Всеобщее смятение только усилила неудачная попытка обоих консулов остановить Спартака в Пицене. Аппиан утверждает, что Спартак планировал нанести удар по самому Риму и рисует при этом красноречивую картину подготовки к форсированному броску: "Он приказал сжечь весь лишний обоз, убить всех пленных и перерезать вьючный скот, чтобы идти налегке. Перебежчиков, во множестве приходивших к нему, Спартак не принимал".
Если до сих пор войну с рабами считали тягостным и разорительным, но не сулящим большой опасности несчастьем, то перед лицом этих грозных событий стало ясно, что к Спартаку надо относиться, как к самому страшному из всех врагов Рима. Сторонники Помпея в Сенате требовали немедленно отозвать его войска из Испании и передать этому опытному и удачливому полководцу всю полноту власти в войне с мятежными рабами. Такая опасность, несомненно, должна была Спартаком учитываться. До сих пор ему приходилось сражаться с достаточно многочисленными, но слабыми, наспех собранными войсками римлян. У Глабра и Вариния, по свидетельству Аппиана, "было войско, состоявшее не из граждан, а из всяких случайных людей, набранных наспех и мимоходом". Главные армии Рима находились далеко от Италии: в Испании и Фракии, где могуществу Республики угрожали Серторий и Митридат. Помимо этого на руку Спартаку играло общее, признаваемое всеми и не раз выливавшееся в форме народных возмущений недовольство городских низов и беднейших крестьян политикой Сената. Аристократия и всадники открыто наживались не только за счет почти полностью присваиваемой ими добычи из покоренных стран, но и за счет хлебных спекуляций. Сильную напряженность вызывал также интенсивно идущий по всей Италии процесс захвата земли крупными поместьями, сопровождавшийся разорением мелких землевладельцев. В такой обстановке "вооруженные силы и отряды, осаждающие государство, более многочисленны, чем защищающие его, так как чуть кивнешь дерзким и пропащим людям - и они уже пришли в движение"(Цицерон).
Ожидая со дня на день появления у стен города армии рабов, в Риме в большой спешке провели выборы нового главнокомандующего. Этот пост без труда получил Марк Лициний Красс, человек богатый и могущественный, соперник Помпея в борьбе за влияние в Риме. Красс, имевший крупные земельные владения на юге Италии, очень страдал от затянувшейся войны и был заинтересован в ее скорейшем окончании. Помимо всего прочего Крассу хотелось хотя бы отчасти сравняться с Помпеем в славе полководца. Для этого подходила даже война с мятежными рабами.
Красс взялся за дело энергично. В Риме был произведен набор в армию в тридцать тысяч человек. Офицерский состав подбирался очень тщательно. Красс имел возможность искать нужных ему людей, так как в результате его ростовщической деятельности многие молодые аристократы оказались от него в полной зависимости и не могли отказаться сопровождать на войну своего кредитора.
Красс повел свою армию на соединение с войсками консулов, которые, после его прибытия в главный лагерь, немедленно вернулись в Рим. В войске римлян в виду непрерывных поражений, которые оно терпело от Спартака, настроения были удручающие и даже панические. Красс счел необходимым, перед тем как открывать военные действия, преподать своим солдатам жестокий, но необходимый в создавшемся положении урок. Повод для этого не заставил себя ждать. Командир Красса, Муммий, посланный с двумя легионами следить за Спартаком, не вступая с ним в сражение, нарушил приказ командующего. В завязавшемся бою римляне потерпели поражение и вынуждены были спастись бегством в лагерь, где стояли основные силы. Красс приказал отобрать пятьсот зачинщиков бегства и подвергнул их децимации, при которой из каждого десятка по жребию отбирается один человек, подлежащий казни. "Так Красс возобновил бывшее в ходу у древних и с давних пор уже не применявшееся наказание воинов; этот вид казни сопряжен с позором и сопровождается жуткими и мрачными обрядами, совершающимися у всех на глазах" (Плутарх. "Сравнительные жизнеописания"). Эта крутая мера оказалась действенной. Порядок в армии был восстановлен.
А Спартак тем временем уже "переменил решение идти на Рим. Он считал себя еще не равносильным римлянам, так как войско его далеко не все было в достаточной боевой готовности: ни один италийский город не примкнул к мятежникам; это были рабы, перебежчики и всякий сброд".
Последний бой Спартака (фреска из дома Феликса)
Еще раз пройдя вдоль всего северного побережья Италии тем же путем, каким двигался во время похода к Альпам, Спартак остановился, наконец, в городе Фурии у самой юго-восточной оконечности Аппенинского полуострова, заняв сам город и окрестные горы. Он пытался всеми мерами поддерживать порядок в войске, который, помимо раздражения от длительных и безрезультатных походов, становился еще одним поводом к размолвкам между Спартаком и его командирами. К этому времени относится запрещение Спартаком кому бы то ни было из его армии иметь у себя золото и серебро. Какое же изумление должен был вызвать подобный факт, если даже Плиний Старший, живший за сто лет после восстания, говорит о нем, как об общеизвестном.
Прибытие в армию римлян нового главнокомандующего и оживление военных действий заставило Спартака отступить к самому морю.
Он все еще не отказался от своего плана покинуть вместе со всей армией Италию. Вместо Галлии, им была избрана Сицилия. Этому богатому острову уже приходилось дважды становиться ареной крупных восстаний (в 132 году до н.э. и в 104 году до н.э.) Сейчас обстановка там была самая подходящая, в провинции, которую несколько лет подряд разорял произвол римского наместника Гая Верреса, крепли антиримские настроения.
И снова это вполне разумное намерение вождя было встречено частью восставших неприязненно. От основной армии отделился отряд в десять тысяч человек и встал отдельным лагерем. Красс напал на него и, уничтожив две трети, продолжал преследовать Спартака, который, достигнув побережья, вел переговоры с киликийскими пиратами, надеясь с их помощью переправиться на остров.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться
#22
Отправлено 19 июля 2008 - 20:29
Красс написал в Рим. В связи с невозможностью помешать Спартаку переправиться в Сицилию и в виду опасности новой вспышки войны, он требовал себе расширенных полномочий и даже сам предлагал отозвать Лукулла из Фракии и Помпея из Испании. Сенат согласился с предложениями Красса. Помпею и Лукуллу были отправлены предписания возвращаться в Италию. Но неожиданно ситуация изменилась в пользу Рима. Несмотря на предварительную договоренность, пираты почему-то сочли для себя более выгодным обещания, которые они дали Спартаку, не сдержать. Корабли их ушли из пролива.
Армия восставших, преследуемая Крассом, отступила к самой южной оконечности области Бруциум - Регию. Ширина пролива между Италией и Сицилией здесь минимальна. Спартак, которого не так легко было заставить отказаться от однажды принятого решения, намеревался предпринять еще одну попытку добраться до Сицилии, теперь уже своими силами. Восставшие пытались делать плоты из бревен и пустых бочек, связывая их ветвями, но налетевшая буря разметала этот импровизированный флот. Становилось ясно, что армии Спартака придется остаться в Италии и принять бой.
Однако сам римский военачальник к этому не стремился. Природные условия Регийского полуострова, узкого и вытянутого в длину, подсказывали еще более простой выход из положения. Красс провел через весь перешеек вал длиной 55 км, укрепленный рвом и палисадами. Опять, как несколько лет назад, римляне надеялись, что армии восставших придется сдаться под угрозой голодной смерти. Тем временем обстановка в Риме претерпевает коренные изменения. Раздраженный отсутствием быстрых и решительных успехов в войне со Спартаком Сенат решает передать всю полноту власти над армией вернувшемуся из Испании Помпею. Красс должен был действовать очень быстро, иначе вместо славы победителя он приобретет известность, как неудачник.
Осведомленный об этом Спартак пытался вступить с римлянами в мирные переговоры, в надежде, что Красс, не желая допустить участия в войне Помпея, проявит уступчивость. Но римский военачальник и не подумал отвечать на предложения своего противника, Спартаку ничего не оставалось, как идти на штурм укреплений Красса. В ненастную ночь его войска, завалив ров фашинами, опрокинули сторожевые отряды римлян и вырвались на свободу. Красс бросился вслед за двигающимся к Брундизию Спартаком, в войске которого один раскол следует за другим. Война явно близится к завершению, несчастному для Спартака, и обстановка в его лагере все более накаляется. Крупный отряд под началом Ганника и Каста отделился от основных сил и был уничтожен Крассом. "Положив на месте двенадцать тысяч триста неприятелей, он нашел среди них только двоих, раненных в спину, все остальные пали, оставаясь в строю и сражаясь против римлян" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
"За Спартаком, отступавшим после этого поражения к Петелийским горам, следовали по пятам Квинт, один из легатов Красса, и квестор Скрофа. Но, когда Спартак обернулся против римлян, они бежали без оглядки и едва спаслись, с большим трудом вынеся из битвы раненого квестора. Этот успех и погубил Спартака, вскружив головы беглым рабам. Они теперь и слышать не хотели об отступлении и не только отказывались повиноваться своим начальникам, но, окружив их на пути, с оружием в руках принудили вести войско назад через Луканию на римлян" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
Помимо этого обстоятельства отступление Спартака от побережья было вызвано известием о высадке в Брундизии армии Лукулла. Вождь восставших рабов понимал, что решительного сражения не избежать. Неизвестно, как он при этом оценивал свои шансы на успех даже в случае победы над армией Красса. Самому же римскому военачальнику было крайне необходимо как можно скорей дать Спартаку бой. В Риме уже принято было решение о назначении Помпея на пост главнокомандующего. Его армия ускоренным маршем двигалась к месту военных действий.
Войска римлян настигли армию Спартака, когда она не успела еще отойти далеко от Брундизия. "Красс, желая возможно скорее сразиться с врагами, расположился рядом с ними и начал рыть ров. В то время как его люди были заняты этим делом, рабы тревожили их своими налетами. С той и другой стороны стали подходить все большие подкрепления, и Спартак был, наконец, поставлен в необходимость выстроить все свое войско" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
Разыгралось финальное сражение, крайне кровопролитное и ожесточенное "вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей" (Аппиан).
Памятник Спартаку в Болгарии
Вождь восставших, пытаясь верхом на коне пробиться к Крассу, был ранен в бедро копьем кампанского аристократа по имени Феликс. Впоследствии Феликс украсил свой дом фреской с изображением этого события. Получив тяжелую рану, Спартак вынужден был спешиться, но продолжал сражаться, хотя ему пришлось от потери крови опуститься на одно колено. В ожесточенной схватке он был убит. Тело его впоследствии не нашли на поле боя. Уже вечером к месту сражения подоспели войска Помпея и довершили разгром восставших. Отдельные их отряды, уцелевшие в этом последнем бою, продолжали еще некоторое время тревожить юг Италии, но, в целом, война была окончена. Красс получил за победу пеший триумф, так называемую овацию, хотя даже он "был сочтен неуместным и унижающим достоинство этого почетного отличия" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
Шесть тысяч рабов из армии Спартака, попавших в плен, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим.
Спартаковская война практически не оказала влияния на дальнейшую историю Рима. В ней, как и во всяком бунте, присутствовал момент иррациональный, стихийный. Восстание Спартака вспыхнуло в неспокойные для Италии годы, когда накануне эпохи великих перемен пришли в движение все слои общества. В свой срок оно достигло высочайшей точки, привело Италию в трепет мощью своей разрушительной силы и в свой срок потерпело неизбежное крушение. И все же среди ярких и сильных личностей, вождей и вожаков того времени: Цезаря, Суллы, Цицерона, Катилины, решительных и неистовых, отчаянных бойцов и не менее отчаянных консерваторов, свое место занимает и "великий генерал рабской войны", человек, о котором сказано, что вождь, поднимающий рабов на битву за свободу, - есть защитник всех бесправных и угнетенных.
Армия восставших, преследуемая Крассом, отступила к самой южной оконечности области Бруциум - Регию. Ширина пролива между Италией и Сицилией здесь минимальна. Спартак, которого не так легко было заставить отказаться от однажды принятого решения, намеревался предпринять еще одну попытку добраться до Сицилии, теперь уже своими силами. Восставшие пытались делать плоты из бревен и пустых бочек, связывая их ветвями, но налетевшая буря разметала этот импровизированный флот. Становилось ясно, что армии Спартака придется остаться в Италии и принять бой.
Однако сам римский военачальник к этому не стремился. Природные условия Регийского полуострова, узкого и вытянутого в длину, подсказывали еще более простой выход из положения. Красс провел через весь перешеек вал длиной 55 км, укрепленный рвом и палисадами. Опять, как несколько лет назад, римляне надеялись, что армии восставших придется сдаться под угрозой голодной смерти. Тем временем обстановка в Риме претерпевает коренные изменения. Раздраженный отсутствием быстрых и решительных успехов в войне со Спартаком Сенат решает передать всю полноту власти над армией вернувшемуся из Испании Помпею. Красс должен был действовать очень быстро, иначе вместо славы победителя он приобретет известность, как неудачник.
Осведомленный об этом Спартак пытался вступить с римлянами в мирные переговоры, в надежде, что Красс, не желая допустить участия в войне Помпея, проявит уступчивость. Но римский военачальник и не подумал отвечать на предложения своего противника, Спартаку ничего не оставалось, как идти на штурм укреплений Красса. В ненастную ночь его войска, завалив ров фашинами, опрокинули сторожевые отряды римлян и вырвались на свободу. Красс бросился вслед за двигающимся к Брундизию Спартаком, в войске которого один раскол следует за другим. Война явно близится к завершению, несчастному для Спартака, и обстановка в его лагере все более накаляется. Крупный отряд под началом Ганника и Каста отделился от основных сил и был уничтожен Крассом. "Положив на месте двенадцать тысяч триста неприятелей, он нашел среди них только двоих, раненных в спину, все остальные пали, оставаясь в строю и сражаясь против римлян" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
"За Спартаком, отступавшим после этого поражения к Петелийским горам, следовали по пятам Квинт, один из легатов Красса, и квестор Скрофа. Но, когда Спартак обернулся против римлян, они бежали без оглядки и едва спаслись, с большим трудом вынеся из битвы раненого квестора. Этот успех и погубил Спартака, вскружив головы беглым рабам. Они теперь и слышать не хотели об отступлении и не только отказывались повиноваться своим начальникам, но, окружив их на пути, с оружием в руках принудили вести войско назад через Луканию на римлян" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
Помимо этого обстоятельства отступление Спартака от побережья было вызвано известием о высадке в Брундизии армии Лукулла. Вождь восставших рабов понимал, что решительного сражения не избежать. Неизвестно, как он при этом оценивал свои шансы на успех даже в случае победы над армией Красса. Самому же римскому военачальнику было крайне необходимо как можно скорей дать Спартаку бой. В Риме уже принято было решение о назначении Помпея на пост главнокомандующего. Его армия ускоренным маршем двигалась к месту военных действий.
Войска римлян настигли армию Спартака, когда она не успела еще отойти далеко от Брундизия. "Красс, желая возможно скорее сразиться с врагами, расположился рядом с ними и начал рыть ров. В то время как его люди были заняты этим делом, рабы тревожили их своими налетами. С той и другой стороны стали подходить все большие подкрепления, и Спартак был, наконец, поставлен в необходимость выстроить все свое войско" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
Разыгралось финальное сражение, крайне кровопролитное и ожесточенное "вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей" (Аппиан).
Памятник Спартаку в Болгарии
Вождь восставших, пытаясь верхом на коне пробиться к Крассу, был ранен в бедро копьем кампанского аристократа по имени Феликс. Впоследствии Феликс украсил свой дом фреской с изображением этого события. Получив тяжелую рану, Спартак вынужден был спешиться, но продолжал сражаться, хотя ему пришлось от потери крови опуститься на одно колено. В ожесточенной схватке он был убит. Тело его впоследствии не нашли на поле боя. Уже вечером к месту сражения подоспели войска Помпея и довершили разгром восставших. Отдельные их отряды, уцелевшие в этом последнем бою, продолжали еще некоторое время тревожить юг Италии, но, в целом, война была окончена. Красс получил за победу пеший триумф, так называемую овацию, хотя даже он "был сочтен неуместным и унижающим достоинство этого почетного отличия" (Плутарх "Сравнительные жизнеописания").
Шесть тысяч рабов из армии Спартака, попавших в плен, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим.
Спартаковская война практически не оказала влияния на дальнейшую историю Рима. В ней, как и во всяком бунте, присутствовал момент иррациональный, стихийный. Восстание Спартака вспыхнуло в неспокойные для Италии годы, когда накануне эпохи великих перемен пришли в движение все слои общества. В свой срок оно достигло высочайшей точки, привело Италию в трепет мощью своей разрушительной силы и в свой срок потерпело неизбежное крушение. И все же среди ярких и сильных личностей, вождей и вожаков того времени: Цезаря, Суллы, Цицерона, Катилины, решительных и неистовых, отчаянных бойцов и не менее отчаянных консерваторов, свое место занимает и "великий генерал рабской войны", человек, о котором сказано, что вождь, поднимающий рабов на битву за свободу, - есть защитник всех бесправных и угнетенных.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться
#23
Отправлено 20 июля 2008 - 01:28
По Древнему Риму,а в частности,о армии и военном деле: http://ancientrome.ru/army/index.htm
#24
Отправлено 20 июля 2008 - 01:37
Анатолий,если не затруднит,расскажи о военном искусстве Древнего Китая.
#25
Отправлено 20 июля 2008 - 08:55
wsir1963 (20.7.2008, 0:28) писал:
По Древнему Риму,а в частности,о армии и военном деле: http://ancientrome.ru/army/index.htm
Ещё одна ссылка.
http://www.xlegio.ru/sources/index.htm
В разделе "Первоисточники"- редкие античные трактаты по военному делу.
#26
Отправлено 20 июля 2008 - 15:00
wsir1963 (20.7.2008, 8:55) писал:
Ещё одна ссылка.
http://www.xlegio.ru/sources/index.htm
В разделе "Первоисточники"- редкие античные трактаты по военному делу.
http://www.xlegio.ru/sources/index.htm
В разделе "Первоисточники"- редкие античные трактаты по военному делу.
Спасибо за ссылки. Очень познавательный материал. Надеюсь и в дальнейшем вы не потеряете интерес к этой теме.
wsir1963 (20.7.2008, 1:37) писал:
Анатолий,если не затруднит,расскажи о военном искусстве Древнего Китая.
Мне конечно будет очень трудно, но я постараюсь.
Структура армии Древнего Китая
Китайское войско в VI-V веках до н. э. имело четкую организационную структуру. Мелким подразделением было 'У' (пятерка), пять 'У' составляли 'лян' (25 воинов), четыре 'лян' - 'цзу' (100 воинов), пять 'цзу' - 'люй' (500 воинов), пять 'люй' - 'си' (2500 воинов), пять 'си' - 'цзюнь' (12500 воинов). Высшим соединением было три 'цзюнь' (37500 воинов), каждое из этих 'цзюнь' имело определенное тактическое назначение: авангард, центр и арьергард. Чжоускнй ван имел шесть 'цзюнь'.
В коннице в основу организации была положена десятичная система: пятерка - низшее подразделение, две пятерки (10 всадников) - следующее, и подразделения в 100 и 200 всадников. Боевые колесницы были организованы иначе: низшим подразделением были пять колесниц, две пятерки составляли следующее подразделение, а затем шли подразделения в 50 и 100 колесниц.
Форма построения боевого порядка китайского войска также была определена еще в древнейшие времена. Центром построения подразделения была боевая колесница, впереди и на флангах которой выстраивалась пехота, а позади - транспортная колесница. По такому же принципу из пяти частей состоял и боевой порядок войска: в центре (главные силы) находился командующий войском с одним 'цзюнь', на флангах - по одному 'цзюнь', впереди - авангард, позади - арьергард.
Применялось и построение боевого порядка, состоявшего из восьми частей: в этом случае в каждом углу размещалось еще по одному 'цзюнь'.
У древних китайцев уже была разработана и система управления войсками. Подразделениями управляли голосом, соединениями - с помощью барабанов, гонгов, знамен и значков. В одном из более поздних трактатов отмечалось, что барабанным боем давались сигналы колесницам, коннице, пехоте, 'оружию, головам и ногам'. 'Забьют в барабаны - выступать; забьют во второй раз - идти в атаку; ударят в гонги - остановиться; ударят во второй раз - отступать'. Знамена и значки служили для указания направления движения и для передачи команд на перестроение войск.
Военное дело в шанском Китае
Согласно традиционной китайской хронологии, первые два периода в истории Китая – это эпоха легендарных «пяти императоров» и полулегендарное время правления династии Ся. Однако сколько-нибудь конкретная информация у нас есть только о третьем периоде древнекитайской истории – эпохе Шан, охватывающей время:
по традиционной китайской хронологии – с 1766 по 1122 гг. до н. э., а по исправленной в соответствии с информацией о затмениях – с 1600 по 1027 гг. до н. э. Согласно археологическим данным и многочисленным гадательным надписям нам лучше известен завершающий этап этого периода – позднешанский (аньянский или иньский). Его датировка – соответственно 1401 / 1300-1122 / 1027 гг. до н. э. Тогда культовая столица государства находилась в районе современного города Аньян (север провинции Хэнань) и называлась «Большой город Шан». По мнению исследователей, шанское государство являлось объединением небольших клановых княжеств, во главе которого стоял ван, бывший как культово-религиозным, так и военным главой. Бассейн среднего течения реки Хуанхэ, где располагалась территория Шан, представлял собой равнину, покрытую широколиственными лесами, где водилась разная живность, включая тигра и слона.
Китайский всадник
Военная организация
1. Поход. Согласно сведениям надписей, шанцы вели постоянные войны с соседними племенами. Причем в поход в зависимости от цели экспедиции и врага отправлялось от нескольких сот до 13000 человек, в среднем 3000-5000 воинов, – численность для последней трети II тыс. до н. э. весьма высокая, если вспомнить, что, например, в одной из крупнейших битв этой эпохи, в битве при Кадеше, коалиционная хеттская армия насчитывала 17000 пехотинцев и несколько тысяч колесниц. Наступательные операции могли производиться на расстоянии до 200-300 км, а по продолжительности достигать 260 дней. Таким образом, тут перед нами настоящие экспедиции, проникавшие далеко в глубь враждебной территории.
Построение китайского отряда с боевой колесницей
2. Военная организация. О военной организации этого периода до нас дошли лишь смутные свидетельства. Китайская легендарная традиция связывает начало военного дела с первым из «пяти императоров» – Хуан-ди (Сыма Цянь. Т. I. С. 117). При нем был якобы введен территориальный принцип комплектования армии, а воины обучались приемам владения щитами и копьями – важнейшими видами оружия китайцев в древнейшую эпоху. В шанскую эпоху войско делилась на два рода – пехоту, составлявшую основную массу, и колесницы, которые были немногочисленны и имелись лишь у знатных воинов и/или гвардейцев; однако упряжки, по всей ви-димости, уже тогда были ударной силой армии. Определенное представление о структуре военных подразделений может дать гробница правителя из Сяотуня, где последнего в загробный путь сопровождало пять отрядов, каждый из которых состоял из одной колесницы с пятью воинами и 25 пехотинцев. Поскольку пять человек не могли быть экипажем колесницы, то возникает проблема их атрибутации. Экипаж мог состоять из двух или трех человек, тогда как остальные были пешими, сопровождающими колесницу в бою, – аналогом египетских «бегунов». Вряд ли они были вспомогательным техническим персоналом. Отряды пехоты, прикрепленные к колесницам, позднее ставшие традиционными, действовали на поле боя, по-видимому, отдельно. Колесницы были организованы в отряды по пять и, по-видимому, 25 единиц.
Основная масса войск Шан состояла из клановых ополчений, выставляемых местными князьями. Так, 3000 воинов жены вана У-дина, имевшей собственный удел, присоединились к 10000 бойцам правителя для похода против западных соседей цянов.
Китайский лучник
Ван располагал гвардией, которая состояла из нескольких подразделений. Так, известен Ван-цзу («Царский отряд»), в котором, скорее всего, служили родичи правителя. Доцзы-цзу («Отряд царевичей»), вероятно, был подразделением, в котором служили более далекие родственники. К гвардейцам же относятся Сань-цзу и У-цзу («три и пять отрядов»), комплектование которых неясно. А поскольку среди военных должностей упоминаются начальники лучников и копьеносцев, то, видимо, уже тогда существовало тактическое разделение среди пехоты.
Скорее всего, пехотинцы были организованы на основе десятичной системы. Так считают китайские археологи на основании гадательных надписей и количества оружия, найденного в могилах. Действительно, согласно Сыма Цяню (Т. I. С. 185), в чжоуской армии У-вана в битве при Муе упоминаются среди командного состава тысячники и сотники. Существовали и более мелкие тактические единицы, как, например, 25 воинов.
Конницы еще не было. Хотя в аньянской могиле М 164 найдено погребение мужчины с оружием в сопровождении коня и собаки, а всадники упоминаются в надписях, однако нет сведений об использовании всадников в бою, а тем более, о существовании конницы. Она еще не развилась.
Определенное представление о соотношении родов войск того времени может дать информация о добыче, захваченной шанцами на Западе у этносов, находящихся в центре современной провинции Шаньси (конец XII в. до н. э.): 1570 пленных, 183 щита, 50 колчанов, но только 15 комплектов доспехов и две колесницы. Хотя у противника соотношение родов войск могло быть иное, но все же некоторое представление о пропорции можно наблюдать: колесницы были редки. Судя по численности чжоуских войск в битве при Муе, когда колесницы были уже распространены, соотношение последних с пехотинцами было более, чем 1 : 100.
Китайский лук
3. Система снабжения. Возможно, что в это время государство брало на себя обеспечение воинов оружием. Так, уже первый правитель из династии Чжоу, У-ван, сложил после битвы при Муе оружие в арсеналы (Сыма Цянь. Т. I. С. 189; IV. С. 91). Учитывая, что чжоусцы копировали многие шанские институты, можно предполагать, что так было и раньше. Тягловую силу для колесниц сами шаньцы не разводили, но получали лошадей за счет дани, подарков или добычи от западных и северных соседей.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться
#27
Отправлено 21 июля 2008 - 17:42
Пехота
Естественно, что из всей массы пехоты лучше были вооружены дружинники вана. Они, судя по археологическому материалу, имели: блестящий бронзовый шлем с султаном, иногда панцирь, сделанный из одного куска кожи, раскрашенный черным, красным, белым и желтым цветами. Из наступательного оружия, как можно судить по комплексу, сохранившемуся в могиле НРКМ 1004 в Аньяне, у воина было копье с листовидным наконечником и клевцы с прямым обухом. В других погребениях дружинники также были вооружены копьями и клевцами. Кроме того, при особе вана были воины с представительским оружием: двое – с ножевидными бронзовыми алебардами и двое – с секирами юэ. Эти археологические свидетельство согласуется с сообщением Сыма Цяня (Т. I. C. 187) о том, что во время торжественных жертвоприношений правителя сопровождали
шедшие по бокам два знатных секироносца.
Ополченцы, видимо, были вооружены различно: одни – прямоугольными щитами и клевцами, другие – луками и стрелами, третьи, возможно, копьями, щитами и топорами-кельтами. Хотя, насколько нам известно, лук и стрелы у пехоты археологически не зафиксированы (но ср.: Шицзин, III,2,6), однако С. Пирс полагает, что лучники были самым многочисленным родом войск. Вместе с тем, Сыма Цянь (Т. I. С. 65), указывая на наиболее распространенное в древнейшие времена оружие, заметил, что «в древности на вооружении были только копья, пики, луки и стрелы» (пер. Р.В. Вяткина). Вероятно, это утверждение касается и наиболее распространенного у шанцев оружия. Видимо, ополченцы, построенные по клановым отрядам, не отличались друг от друга вооружением.
Колесничество
Колесницы не были изобретены самими китайцами, но были получены из западных областей в XIV-XIII вв. до н. э. Хотя существует мнение, что колесницы шанской эпохи использовались лишь как средство представительского транспорта, поскольку они еще не были распространены, но, учитывая ближневосточное развитие, мы можем предполагать и настоящее боевое
использование колесниц. Хотя, возможно, упряжки сначала использовали лишь знатные воины и гвардейцы.
1. Снаряжение. В качестве основного оружия колесничие имели лук и стрелы, а также клевец и нож. Последний, судя по археологическим находкам, употреблялся только колесничими. Нож был однолезвийным, изгибающимся кверху, имеющим навершие в виде головы лошади или барана. Его длина была около 30 см, из которой около 18 см приходилось на клинок. Колчан обычно содержал 10 стрел, иногда колчанов было два или три.
Специфической чертой колесничного снаряжения являлась бронзовая «модель ярма». Первоначально китайские археологи посчитали ее накладкой на лук, позднее отечественный исследователь П.М. Кожин высказал гипотезу о том, что эти предметы служили вальками, т. е. креплениями для постромков колесницы. Это мнение подверг критике А.В. Варенов, считавший, что эти предметы служили для закрепления поводьев лошадей на поясе, куда и прикреплялась «модель ярма». Это, по его мнению, делалось для того, чтобы освободить руки для стрельбы из лука в одноместной колеснице. Позднее П.М. Кожин признал, что большие «модели ярма» длиной около 40 см могли служить вальками, а «ярма» меньшего размера предназначались для закрепления поводьев у пояса и на переднем борту колесницы.
В погребениях с колесницами иногда находят каменные и нефритовые клевцы, а также костяные и нефритовые наконечники стрел. Эти предметы, скорее всего, были ритуальными и дарились ваном полководцу как символ власти (Сыма Цянь Т. I. С. 182; ср.: С. 139; 239, комм. 78).
2. Конструкция колесниц. Колесницы имели большие (диаметром 1,22-1,56 м) колеса с 18-26 спицами, вставленными в длинную (22-36 см) ступицу, на которой колесо вертелось вокруг неподвижной оси. Обод колеса был двойным. Ось была длиной 2,98-3,1 м, что в сочетании с большой ступицей, предохранявшей колесо от западания, придавала колеснице устойчивость. Для сохранности на концы оси надевались бронзовые наосники. Большой диаметр колес уменьшал износ и увеличивал проходимость. Прямоугольный кузов размером 0,94-1,37 на 0,73-0,83 м был невысоким,
в среднем 40-45 см в высоту. Стенками каби-ны являлись горизонтальные столбики, соединенные между собой тремя планками, причем эти планки увенчивались перилами. Наличие больших перил станет характерной особенностью китайских колесниц. Сзади кабины был вход шириной около 40 см. Пол представлял собой деревянную раму, причем на последний крепились дощечки настила, на которые набрасывалось сено или тростник для амортизации толчков от неровностей почвы. Пол мог быть, как и на Ближнем Востоке, сплетенным из кожаных ремешков для той же цели. Кузов располагался на месте перекрестия дышла и оси, последняя еще не сместилась назад для облегчения поворота колесницы, что свидетельствует об архаичности конструкции.
. Упряжка. Колесница обычно запрягалась двумя лошадьми. Вместе с тем, в «Шицзин» (III,1,2) упоминается и квадрига чжоусцев времен битвы при Муе. Также в погребении М 20 в Аньяне найдена четверка коней. Отметим, что это довольно раннее появление квадриги, ведь на Ближнем Востоке она распространилась с IX в. до н. э., а в Китае была уже в XI в. до н. э. Лошади упряжки имели уздечку, украшенную бронзовыми бляшками. Вожжи крепились к оголовью и удилам с помощью костяных псалиев – «конструкции из двух трубочек, между которыми находится пластина, имеющая крупное отверстие в центре» для крепления грызла. Также были и бронзовые квадратные псалии без шипов. Поскольку грызло не сохранилось, то оно было из органических материалов: из ремней или сухожилий. Крайне редко встречаются бронзовые двусоставные грызла. Пара лошадей тянула кузов за ярма-рогатки, которые сверху крепились к горизонтальному брусу, соединенному с дышлом.
4. Экипаж. Сколько человек составлял экипаж колесницы – вопрос окончательно не решенный. На основании древнекитайских письменных источников обычно считается, что в колеснице было три человека: слева стоял основной боец-лучник, в середине – возница, а справа – воин с копьем или с клевцом. Если же обратиться к археологическим данным, то увидим, что в шанских могилах с колесницами обычно погребен один человек (возможно, возничий), иногда еще и жертвенный череп. Подчас колесница поставлена в могилу без трупа. Все это говорит о ритуальном захоронении, поскольку снаряжение колесничего обычно сложено в кузове. Кроме того, в одной шанской надписи об охоте вана на диких буйволов упоминается, что в колеснице правителя, наряду с возницей, сопровождал еще один человек. Поскольку охота была своеобразным тренингом действия воина в бою, то можно предположить, что и в бою экипаж действовал аналогично; однако можно выдвинуть и контраргумент о том, что на охоте на колеснице требовался специальный человек, который должен был отбивать наскоки диких животных. В могилах М 20, М 40 и М 202 наряду с колесницей обнаружены остатки троих человек. В первой могиле личность, которая была интерпретирована как возница, имела клевец, точильный камень и нефритовую рукоятку для хлыста; погребенный справа был снабжен бронзовым клевцом гэ, но, возможно, у него еще был щит; погребенный слева имел лук, стрелы, нож, точильный камень. Это и был собственно колесничий. Действительно, лучнику было удобнее размещаться в колеснице слева, поскольку большинство людей – правши. Справа находился воин, который должен был прикрывать своего господина от неожиданных атак пехотинца. Он был вооружен клевцом, ведь, как отмечает А.В. Варёнов, копья в могилах с колесницами не встречаются. Наличие третьего человека в колеснице говорит о том, что упряжки могли не только перестреливаться друг с другом, но и действовать среди пехотинцев противника. Поскольку стрел в колчане бойца было немного, то либо колесничий стрелял очень медленно, либо упряжка ездила непосредственно в зоне боевых действий, ведь сама колесница была легкой и мобильной (об этом см.: Сыма фа, 2. С. 118). Вместе с тем, нельзя исключить и предположение о том, что экипаж упряжки состоял из двух человек: лучника и возницы.
Естественно, что из всей массы пехоты лучше были вооружены дружинники вана. Они, судя по археологическому материалу, имели: блестящий бронзовый шлем с султаном, иногда панцирь, сделанный из одного куска кожи, раскрашенный черным, красным, белым и желтым цветами. Из наступательного оружия, как можно судить по комплексу, сохранившемуся в могиле НРКМ 1004 в Аньяне, у воина было копье с листовидным наконечником и клевцы с прямым обухом. В других погребениях дружинники также были вооружены копьями и клевцами. Кроме того, при особе вана были воины с представительским оружием: двое – с ножевидными бронзовыми алебардами и двое – с секирами юэ. Эти археологические свидетельство согласуется с сообщением Сыма Цяня (Т. I. C. 187) о том, что во время торжественных жертвоприношений правителя сопровождали
шедшие по бокам два знатных секироносца.
Ополченцы, видимо, были вооружены различно: одни – прямоугольными щитами и клевцами, другие – луками и стрелами, третьи, возможно, копьями, щитами и топорами-кельтами. Хотя, насколько нам известно, лук и стрелы у пехоты археологически не зафиксированы (но ср.: Шицзин, III,2,6), однако С. Пирс полагает, что лучники были самым многочисленным родом войск. Вместе с тем, Сыма Цянь (Т. I. С. 65), указывая на наиболее распространенное в древнейшие времена оружие, заметил, что «в древности на вооружении были только копья, пики, луки и стрелы» (пер. Р.В. Вяткина). Вероятно, это утверждение касается и наиболее распространенного у шанцев оружия. Видимо, ополченцы, построенные по клановым отрядам, не отличались друг от друга вооружением.
Колесничество
Колесницы не были изобретены самими китайцами, но были получены из западных областей в XIV-XIII вв. до н. э. Хотя существует мнение, что колесницы шанской эпохи использовались лишь как средство представительского транспорта, поскольку они еще не были распространены, но, учитывая ближневосточное развитие, мы можем предполагать и настоящее боевое
использование колесниц. Хотя, возможно, упряжки сначала использовали лишь знатные воины и гвардейцы.
1. Снаряжение. В качестве основного оружия колесничие имели лук и стрелы, а также клевец и нож. Последний, судя по археологическим находкам, употреблялся только колесничими. Нож был однолезвийным, изгибающимся кверху, имеющим навершие в виде головы лошади или барана. Его длина была около 30 см, из которой около 18 см приходилось на клинок. Колчан обычно содержал 10 стрел, иногда колчанов было два или три.
Специфической чертой колесничного снаряжения являлась бронзовая «модель ярма». Первоначально китайские археологи посчитали ее накладкой на лук, позднее отечественный исследователь П.М. Кожин высказал гипотезу о том, что эти предметы служили вальками, т. е. креплениями для постромков колесницы. Это мнение подверг критике А.В. Варенов, считавший, что эти предметы служили для закрепления поводьев лошадей на поясе, куда и прикреплялась «модель ярма». Это, по его мнению, делалось для того, чтобы освободить руки для стрельбы из лука в одноместной колеснице. Позднее П.М. Кожин признал, что большие «модели ярма» длиной около 40 см могли служить вальками, а «ярма» меньшего размера предназначались для закрепления поводьев у пояса и на переднем борту колесницы.
В погребениях с колесницами иногда находят каменные и нефритовые клевцы, а также костяные и нефритовые наконечники стрел. Эти предметы, скорее всего, были ритуальными и дарились ваном полководцу как символ власти (Сыма Цянь Т. I. С. 182; ср.: С. 139; 239, комм. 78).
2. Конструкция колесниц. Колесницы имели большие (диаметром 1,22-1,56 м) колеса с 18-26 спицами, вставленными в длинную (22-36 см) ступицу, на которой колесо вертелось вокруг неподвижной оси. Обод колеса был двойным. Ось была длиной 2,98-3,1 м, что в сочетании с большой ступицей, предохранявшей колесо от западания, придавала колеснице устойчивость. Для сохранности на концы оси надевались бронзовые наосники. Большой диаметр колес уменьшал износ и увеличивал проходимость. Прямоугольный кузов размером 0,94-1,37 на 0,73-0,83 м был невысоким,
в среднем 40-45 см в высоту. Стенками каби-ны являлись горизонтальные столбики, соединенные между собой тремя планками, причем эти планки увенчивались перилами. Наличие больших перил станет характерной особенностью китайских колесниц. Сзади кабины был вход шириной около 40 см. Пол представлял собой деревянную раму, причем на последний крепились дощечки настила, на которые набрасывалось сено или тростник для амортизации толчков от неровностей почвы. Пол мог быть, как и на Ближнем Востоке, сплетенным из кожаных ремешков для той же цели. Кузов располагался на месте перекрестия дышла и оси, последняя еще не сместилась назад для облегчения поворота колесницы, что свидетельствует об архаичности конструкции.
. Упряжка. Колесница обычно запрягалась двумя лошадьми. Вместе с тем, в «Шицзин» (III,1,2) упоминается и квадрига чжоусцев времен битвы при Муе. Также в погребении М 20 в Аньяне найдена четверка коней. Отметим, что это довольно раннее появление квадриги, ведь на Ближнем Востоке она распространилась с IX в. до н. э., а в Китае была уже в XI в. до н. э. Лошади упряжки имели уздечку, украшенную бронзовыми бляшками. Вожжи крепились к оголовью и удилам с помощью костяных псалиев – «конструкции из двух трубочек, между которыми находится пластина, имеющая крупное отверстие в центре» для крепления грызла. Также были и бронзовые квадратные псалии без шипов. Поскольку грызло не сохранилось, то оно было из органических материалов: из ремней или сухожилий. Крайне редко встречаются бронзовые двусоставные грызла. Пара лошадей тянула кузов за ярма-рогатки, которые сверху крепились к горизонтальному брусу, соединенному с дышлом.
4. Экипаж. Сколько человек составлял экипаж колесницы – вопрос окончательно не решенный. На основании древнекитайских письменных источников обычно считается, что в колеснице было три человека: слева стоял основной боец-лучник, в середине – возница, а справа – воин с копьем или с клевцом. Если же обратиться к археологическим данным, то увидим, что в шанских могилах с колесницами обычно погребен один человек (возможно, возничий), иногда еще и жертвенный череп. Подчас колесница поставлена в могилу без трупа. Все это говорит о ритуальном захоронении, поскольку снаряжение колесничего обычно сложено в кузове. Кроме того, в одной шанской надписи об охоте вана на диких буйволов упоминается, что в колеснице правителя, наряду с возницей, сопровождал еще один человек. Поскольку охота была своеобразным тренингом действия воина в бою, то можно предположить, что и в бою экипаж действовал аналогично; однако можно выдвинуть и контраргумент о том, что на охоте на колеснице требовался специальный человек, который должен был отбивать наскоки диких животных. В могилах М 20, М 40 и М 202 наряду с колесницей обнаружены остатки троих человек. В первой могиле личность, которая была интерпретирована как возница, имела клевец, точильный камень и нефритовую рукоятку для хлыста; погребенный справа был снабжен бронзовым клевцом гэ, но, возможно, у него еще был щит; погребенный слева имел лук, стрелы, нож, точильный камень. Это и был собственно колесничий. Действительно, лучнику было удобнее размещаться в колеснице слева, поскольку большинство людей – правши. Справа находился воин, который должен был прикрывать своего господина от неожиданных атак пехотинца. Он был вооружен клевцом, ведь, как отмечает А.В. Варёнов, копья в могилах с колесницами не встречаются. Наличие третьего человека в колеснице говорит о том, что упряжки могли не только перестреливаться друг с другом, но и действовать среди пехотинцев противника. Поскольку стрел в колчане бойца было немного, то либо колесничий стрелял очень медленно, либо упряжка ездила непосредственно в зоне боевых действий, ведь сама колесница была легкой и мобильной (об этом см.: Сыма фа, 2. С. 118). Вместе с тем, нельзя исключить и предположение о том, что экипаж упряжки состоял из двух человек: лучника и возницы.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться
#28
Отправлено 22 июля 2008 - 22:08
Вооружение
I. Основное наступательное оружие
В этот период позднебронзового века оружие изготовлялось из бронзы, тогда как железо было известно только метеоритного происхождения, но оружия из него не изготовляли.
1. Клевцы гэ. Клевец – ударное оружие, имеющие узкое лезвие, обычно с отверстием для вставления древка. Выделяют три типа шанских клевцов. Первый тип был наиболее распространен – проушный (с отверстием для древка) с обухом. Такой гэ мог быть и без отверстия для крепления рукоятки, т. е. черешковым. Второй тип имел плоский в сечении боек и изогнутый обух. Он считается ритуальным. Третий тип гэ имел снизу бородку и прорези для крепления рукоятки. О рукоятке мы можем судить по пиктограммам, где клевец имеет древко длиной около полутора метров, иногда украшенное у обуха кистью. В течение XIII в. до н. э. преобладали проушные клевцы первого типа, а с последней трети XII в. до н. э. появляются гэ с бородкой третьего типа, который постепенно вытесняет другие типы, поскольку данный тип, не уступая по прочности, легче в отливке. Такой тип гэ был наиболее распространен в последующую эпоху Западного Чжоу.
2. Копья. Сохранившиеся наконечники копий также делятся на несколько типов. Наиболее ранним был тип, имеющий пламевидное перо и прямоугольную втулку с двумя ушками для крепления. Общая длина такого наконечника составляла примерно 17 см. Копье с таким наконечником, по-видимому, было не очень длинным, возможно, фехтовальным. Позднее распространяются крыльчатые наконечники с ова-льной втулкой. Такой наконечник имел длинный режущий край и оставлял при попадении в цель большие раны. Также употреблялись так называемые бронебойные наконечники с узким толстым пером на длинной втулке без ушек для крепления, общей длиной 22 см. Копья с треугольным пером на овальной втулке с двумя крепежными ушками, возможно, были метательными. Копья были главным оружием пехоты, у колесничих в шанский период их, по археологическим данным, не зафиксировано.
3. Лук. Остатков лука не сохранилось, но, судя по пиктограммам, лук был сложным, возможно, склеенным из кусков дерева, укрепленным сухожилиями. Его длина была около 1,5 м, форма – сегментовидная с прямой рукояткой и двумя изогнутыми плечами. Судя по всему, верхнее плечо лука имело накладку из кости с вырезом для тетивы. Стреляли из лука, натягивая тетиву большим пальцем правой руки, сложив ее наподобие кукиша. На натягивающий палец одевали кольцо, имеющее желобок для удержания тетивы. Известны кольца из бронзы и нефрита. Они закреплялись на пальце веревками, проходящими через отверстия в крае кольца. На левую руку, возможно, одевался кожаный браслет для предохранения от ударов тетивы (Шицзин, II,3,5).
4. Стрелы. Наконечники стрел в целом были однотипными – черешковыми с двумя лопастями. Они имели треугольное перо по-середине со стержнем-нервюрой, с опущенными жальцами лопастей. Наконечник вставлялся черенком в расщеп древка, а затем все смазывалось клеем и обматывалось бечевкой. Древко имело оперение и, видимо, желоб на конце для тетивы. Длина стрелы была около 80 см. Кроме обычных бронзовых зафиксированы костяные и каменные наконечники. Стрелы носили в колчане из кожи, натянутой на деревянный каркас с круглым дном. Так, в гробнице № 43 в Аньяне диаметр дна колчана составлял 7 см, а его высота была около 56 см.
II. Защитное вооружение
Из защитного вооружения известны шлемы, щиты и панцири. Хотя изобретение доспеха приписывалось китай-ской традицией императору Чжу из династии Ся, но в шанских археологических памятниках панцирь зафиксирован один раз. Видимо, он еще не был широко распространен среди жителей региона, о чем косвенно свидетельствует отсутствие бронебойных наконечников стрел в гробницах этой эпохи, да и копья, способные проникать через броню, появляются лишь в конце данного периода.
1. Шлемы. По данным археологии нам лучше всего известны шлемы. Так, в одном захоронении в Хоуцзячжуане их найдено около 140 штук. Судя по этим находкам, типичным шлемом был бронзовый цельнолитой с куполовидной тульей, спереди имеющий вырез для лица. На вершине тульи находилась трубочка для перьев или султана. Шлем был довольно прочным: толщина его достигала 2-5 мм, а вес был 2-3 кг. Одевался он на подшлемник. Был ли подбородочный ремень для крепления шлема на голове, неясно. Боевое оголовье иногда имело украшения. Так, по бокам могли подчас находиться двойные круги или розетки. Часто спереди шлем представлял собой звериную морду с рогами и ушами, причем лицо воина, надевшего шлем, оказывалось как бы в пасти зверя. Как отметил А.В. Варёнов, подобная личина указывает на происхождение шлема от звериной шкуры, носимой на голове33. Вероятно, это было тотемное украшение.
2. Щиты. Изображения щитов мы часто находим на пиктограммах, известны они и по археологическим находкам. Кожаное покрытие щита натягивалось на деревянную раму, посредине которой прикреплялось деревянное же ребро жесткости, которое было длиннее щита и выходило из-под него сверху и снизу. По форме щит представлял собой трапецию, немного сужающуюся кверху: внизу ширина была 77-79 см, а вверху – 72-77 см. Известна и цветовая гамма: внешняя сторона щита была окрашена в красной цвет, а на этом фоне в центре был нарисован желтый круг, на внутренней изображены два тигра или дракон. Скорее всего, и эти изображения носили апотропейный характер, ведь тигр был символом шанской династии (Сыма фа, 2. С. 118).
I. Основное наступательное оружие
В этот период позднебронзового века оружие изготовлялось из бронзы, тогда как железо было известно только метеоритного происхождения, но оружия из него не изготовляли.
1. Клевцы гэ. Клевец – ударное оружие, имеющие узкое лезвие, обычно с отверстием для вставления древка. Выделяют три типа шанских клевцов. Первый тип был наиболее распространен – проушный (с отверстием для древка) с обухом. Такой гэ мог быть и без отверстия для крепления рукоятки, т. е. черешковым. Второй тип имел плоский в сечении боек и изогнутый обух. Он считается ритуальным. Третий тип гэ имел снизу бородку и прорези для крепления рукоятки. О рукоятке мы можем судить по пиктограммам, где клевец имеет древко длиной около полутора метров, иногда украшенное у обуха кистью. В течение XIII в. до н. э. преобладали проушные клевцы первого типа, а с последней трети XII в. до н. э. появляются гэ с бородкой третьего типа, который постепенно вытесняет другие типы, поскольку данный тип, не уступая по прочности, легче в отливке. Такой тип гэ был наиболее распространен в последующую эпоху Западного Чжоу.
2. Копья. Сохранившиеся наконечники копий также делятся на несколько типов. Наиболее ранним был тип, имеющий пламевидное перо и прямоугольную втулку с двумя ушками для крепления. Общая длина такого наконечника составляла примерно 17 см. Копье с таким наконечником, по-видимому, было не очень длинным, возможно, фехтовальным. Позднее распространяются крыльчатые наконечники с ова-льной втулкой. Такой наконечник имел длинный режущий край и оставлял при попадении в цель большие раны. Также употреблялись так называемые бронебойные наконечники с узким толстым пером на длинной втулке без ушек для крепления, общей длиной 22 см. Копья с треугольным пером на овальной втулке с двумя крепежными ушками, возможно, были метательными. Копья были главным оружием пехоты, у колесничих в шанский период их, по археологическим данным, не зафиксировано.
3. Лук. Остатков лука не сохранилось, но, судя по пиктограммам, лук был сложным, возможно, склеенным из кусков дерева, укрепленным сухожилиями. Его длина была около 1,5 м, форма – сегментовидная с прямой рукояткой и двумя изогнутыми плечами. Судя по всему, верхнее плечо лука имело накладку из кости с вырезом для тетивы. Стреляли из лука, натягивая тетиву большим пальцем правой руки, сложив ее наподобие кукиша. На натягивающий палец одевали кольцо, имеющее желобок для удержания тетивы. Известны кольца из бронзы и нефрита. Они закреплялись на пальце веревками, проходящими через отверстия в крае кольца. На левую руку, возможно, одевался кожаный браслет для предохранения от ударов тетивы (Шицзин, II,3,5).
4. Стрелы. Наконечники стрел в целом были однотипными – черешковыми с двумя лопастями. Они имели треугольное перо по-середине со стержнем-нервюрой, с опущенными жальцами лопастей. Наконечник вставлялся черенком в расщеп древка, а затем все смазывалось клеем и обматывалось бечевкой. Древко имело оперение и, видимо, желоб на конце для тетивы. Длина стрелы была около 80 см. Кроме обычных бронзовых зафиксированы костяные и каменные наконечники. Стрелы носили в колчане из кожи, натянутой на деревянный каркас с круглым дном. Так, в гробнице № 43 в Аньяне диаметр дна колчана составлял 7 см, а его высота была около 56 см.
II. Защитное вооружение
Из защитного вооружения известны шлемы, щиты и панцири. Хотя изобретение доспеха приписывалось китай-ской традицией императору Чжу из династии Ся, но в шанских археологических памятниках панцирь зафиксирован один раз. Видимо, он еще не был широко распространен среди жителей региона, о чем косвенно свидетельствует отсутствие бронебойных наконечников стрел в гробницах этой эпохи, да и копья, способные проникать через броню, появляются лишь в конце данного периода.
1. Шлемы. По данным археологии нам лучше всего известны шлемы. Так, в одном захоронении в Хоуцзячжуане их найдено около 140 штук. Судя по этим находкам, типичным шлемом был бронзовый цельнолитой с куполовидной тульей, спереди имеющий вырез для лица. На вершине тульи находилась трубочка для перьев или султана. Шлем был довольно прочным: толщина его достигала 2-5 мм, а вес был 2-3 кг. Одевался он на подшлемник. Был ли подбородочный ремень для крепления шлема на голове, неясно. Боевое оголовье иногда имело украшения. Так, по бокам могли подчас находиться двойные круги или розетки. Часто спереди шлем представлял собой звериную морду с рогами и ушами, причем лицо воина, надевшего шлем, оказывалось как бы в пасти зверя. Как отметил А.В. Варёнов, подобная личина указывает на происхождение шлема от звериной шкуры, носимой на голове33. Вероятно, это было тотемное украшение.
2. Щиты. Изображения щитов мы часто находим на пиктограммах, известны они и по археологическим находкам. Кожаное покрытие щита натягивалось на деревянную раму, посредине которой прикреплялось деревянное же ребро жесткости, которое было длиннее щита и выходило из-под него сверху и снизу. По форме щит представлял собой трапецию, немного сужающуюся кверху: внизу ширина была 77-79 см, а вверху – 72-77 см. Известна и цветовая гамма: внешняя сторона щита была окрашена в красной цвет, а на этом фоне в центре был нарисован желтый круг, на внутренней изображены два тигра или дракон. Скорее всего, и эти изображения носили апотропейный характер, ведь тигр был символом шанской династии (Сыма фа, 2. С. 118).
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться
#29
Отправлено 22 июля 2008 - 22:14
Падение династии Шан
Шанская эпоха завершилась в 1027 г. до н. э. генеральной битвой при Муе. Именно из этой битвы мы можем хотя бы примерно представить тактику эпохи, тактику генерального сражения. По преданию, сохранившемуся у Сыма Цяня, последний шанский ван Ди-синь (Чжоу-синь) был свергнут из-за своей жестокости восставшим западным племенем чжоу, под предводительством У-вана, собравшего широкую коалицию, в которую входило восемь царств и 800 князей-чжухоу. Чжоусцы во время «Великого восточного похода», воспетого в «Шицзин» (III,1,1-3), форсировали на лодках Хуанхэ и вышли в окрестности шанской столицы, где и произошла битва. Войско предводителя восставших У-вана состояло из 300 колесниц (Сыма Цянь. Т. I. С. 184), 300 (или 3000) воинов, «отважных, как тигры», бывших, по мнению исследователей, гвардией правителя, и еще из 30000 (или 45000) воинов. Кроме того, у союзников было еще 4000 боевых колесниц и определенное количество пехоты. Силы Ди-синя исчислялись 700000 человек. Естественно, что данная цифра завышена, но все же ван имел достаточно времени, чтобы собрать огромное войско.
Как были построены чжоусцы, мы можем только догадываться. Возможно, они делились на шесть отрядов (ср.: Шицзин, III,1; 39). Причем в отрядах старались соблюдать определенное равнение, чтобы не разорвать строй, о чем говорит в своей речи к воинам У-ван перед битвой. Сам же князь находился, скорее всего, в центре войска на колеснице, держа желтую секиру в левой руке (желтый цвет был символом стихий), а в правой – белый бунчук для подачи команд (Сыма Цянь. Т. I. С. 185). У-ван, как и положено колесничему, был вооружен луком и стрелами, а на украшенном нефритовыми бляшками поясе висел нож (ср.: Шицзин, III,2,6). Около князя находилось большое белое знамя, по которому, очевидно, войска судили о местонахождении правителя. Союзные чжохоу стояли в своих отрядах. У шанцев также было плотное построение со множеством знамен (Шицзин, III,1,2). Действительно, по крайней мере, у каждого кланового отряда было свое знамя. Ведь иероглиф цзу, обозначавший это формирование состоял из знака штандарта и стрелы.
Если древнекитайская традиция верна, то уже в это время воины имели определенное обучение. Они должны были знать команды, как визуальные, так и акустические. Если судить по «Шицзин» (IV,5,1), то уже в этот период были известны военные музыкальные инструменты: барабаны и гонги. Согласно более поздней военной практике, первыми подавались сигналы в атаку, а вторыми – к отступлению. Сигналы позволяли координировать действие различных отрядов на поле боя и, соответственно, давало возможность маневрировать и перегруппировывать силы. Все это могло приводить к длительному сражению. Битва при Муе, согласно надписи на сосуде «Ли-гуй», так и длилась с утра до вечера.
К сожалению, о самом ходе битвы нам практически ничего не известно. Бой начался натиском передового отряда У-вана, во главе с его учителем. Отряд насчитывал 100 человек, возможно, это были колесничие. Удар, как можно предполагать, наносился не сразу по всему фронту, а на главном направлении. В армии Ди-синя вспыхнул мятеж и восставшие, возможно, по уговору с У-ваном повернули оружие против шанского правителя. Ван, видя безнадежность положения, бежал в столицу, где бросился в огонь (по другой версии, он был убит своими же шанцами). У-вану при въезде в побежденную столицу шанская знать устроила торжественную встречу. Так пала династия Шан, которая, согласно китайской традиции, утратила «мандат Неба» на правление страной. Наступил следующий этап китайской истории – период Чжоу.
Шанская эпоха завершилась в 1027 г. до н. э. генеральной битвой при Муе. Именно из этой битвы мы можем хотя бы примерно представить тактику эпохи, тактику генерального сражения. По преданию, сохранившемуся у Сыма Цяня, последний шанский ван Ди-синь (Чжоу-синь) был свергнут из-за своей жестокости восставшим западным племенем чжоу, под предводительством У-вана, собравшего широкую коалицию, в которую входило восемь царств и 800 князей-чжухоу. Чжоусцы во время «Великого восточного похода», воспетого в «Шицзин» (III,1,1-3), форсировали на лодках Хуанхэ и вышли в окрестности шанской столицы, где и произошла битва. Войско предводителя восставших У-вана состояло из 300 колесниц (Сыма Цянь. Т. I. С. 184), 300 (или 3000) воинов, «отважных, как тигры», бывших, по мнению исследователей, гвардией правителя, и еще из 30000 (или 45000) воинов. Кроме того, у союзников было еще 4000 боевых колесниц и определенное количество пехоты. Силы Ди-синя исчислялись 700000 человек. Естественно, что данная цифра завышена, но все же ван имел достаточно времени, чтобы собрать огромное войско.
Как были построены чжоусцы, мы можем только догадываться. Возможно, они делились на шесть отрядов (ср.: Шицзин, III,1; 39). Причем в отрядах старались соблюдать определенное равнение, чтобы не разорвать строй, о чем говорит в своей речи к воинам У-ван перед битвой. Сам же князь находился, скорее всего, в центре войска на колеснице, держа желтую секиру в левой руке (желтый цвет был символом стихий), а в правой – белый бунчук для подачи команд (Сыма Цянь. Т. I. С. 185). У-ван, как и положено колесничему, был вооружен луком и стрелами, а на украшенном нефритовыми бляшками поясе висел нож (ср.: Шицзин, III,2,6). Около князя находилось большое белое знамя, по которому, очевидно, войска судили о местонахождении правителя. Союзные чжохоу стояли в своих отрядах. У шанцев также было плотное построение со множеством знамен (Шицзин, III,1,2). Действительно, по крайней мере, у каждого кланового отряда было свое знамя. Ведь иероглиф цзу, обозначавший это формирование состоял из знака штандарта и стрелы.
Если древнекитайская традиция верна, то уже в это время воины имели определенное обучение. Они должны были знать команды, как визуальные, так и акустические. Если судить по «Шицзин» (IV,5,1), то уже в этот период были известны военные музыкальные инструменты: барабаны и гонги. Согласно более поздней военной практике, первыми подавались сигналы в атаку, а вторыми – к отступлению. Сигналы позволяли координировать действие различных отрядов на поле боя и, соответственно, давало возможность маневрировать и перегруппировывать силы. Все это могло приводить к длительному сражению. Битва при Муе, согласно надписи на сосуде «Ли-гуй», так и длилась с утра до вечера.
К сожалению, о самом ходе битвы нам практически ничего не известно. Бой начался натиском передового отряда У-вана, во главе с его учителем. Отряд насчитывал 100 человек, возможно, это были колесничие. Удар, как можно предполагать, наносился не сразу по всему фронту, а на главном направлении. В армии Ди-синя вспыхнул мятеж и восставшие, возможно, по уговору с У-ваном повернули оружие против шанского правителя. Ван, видя безнадежность положения, бежал в столицу, где бросился в огонь (по другой версии, он был убит своими же шанцами). У-вану при въезде в побежденную столицу шанская знать устроила торжественную встречу. Так пала династия Шан, которая, согласно китайской традиции, утратила «мандат Неба» на правление страной. Наступил следующий этап китайской истории – период Чжоу.
Не очаровывайтесь, чтоб потом не разочаровываться
#30
Отправлено 23 июля 2008 - 08:42
Спасибо,Анатолий.Я хочу предложить,конечно, когда закончите о Китае,рассказать о армиях цивилизаций Центральной и Южной Америки.
Вот и пара ссылок,возможно пригодятся.
http://www.mesoameri...tec/triple.html
http://mesoamerica.narod.ru/index.html
Добавлю немного по Китаю.В догосударственный период в Китае вообще не было армии.В случае необходимости все,кто мог держать оружие,
меняли плуг и мотыгу на сабли,луки и стрелы и отправлялись сражаться.В каждой деревне было свое ополчение.Когда поля расчищались после сбора урожая,крестьяне упражнялись в боевом искусстве.
Причина того,что ничего неизвестно о династии Ся,это отсутствие памятников и предметов,что неудивительно,так как каждая последующая
династия разрушала здания предыдущей и выстраивала свои на их руинах.О династии Шан тоже было известно сравнительно мало,пока не
начали вести серьезные раскопки.
А вкратце история периода Ся такова.После смерти добродетельного Юя,родоначальника легендарной династии и его сына Ци закончился
золотой период китайской истории и началась борьба за власть.Сын Ци,Тай-кан,вёл беспутный образ жизни.Вождь одного из племён по имени
Хоу-и,воспользовавшись возмущением народа правлением Тай-каном,поднял восстание и прогнал императора.На престол он возвел его
младшего брата Чжун-кана,его сын Сян был убит восставшим против него Цзяо.О времена,о нравы!
Можно ли здесь говорить о какой-либо организованной армии?
Однако династии Ся не суждено было тогда прекратиться.После смерти мужа императрица Мин родила сына Шао-кана,который после многих
приключений вернул себе престол.О потомках его известно немного.Последний император из рода Ся, Цзе-гуй,от природы имел дурные
наклонности.Очень любил выпить и погулять,не до государственных дел было.Следствие,правители областей перестали его слушаться,а князь области Шан,Чэн-тан,выступил против него в поход.Когда началось сражение,большая часть императорского войска перешла на сторону Чэн-тана.
http://www.vostlit.i...menty/china.htm
Вот и пара ссылок,возможно пригодятся.
http://www.mesoameri...tec/triple.html
http://mesoamerica.narod.ru/index.html
Добавлю немного по Китаю.В догосударственный период в Китае вообще не было армии.В случае необходимости все,кто мог держать оружие,
меняли плуг и мотыгу на сабли,луки и стрелы и отправлялись сражаться.В каждой деревне было свое ополчение.Когда поля расчищались после сбора урожая,крестьяне упражнялись в боевом искусстве.
Причина того,что ничего неизвестно о династии Ся,это отсутствие памятников и предметов,что неудивительно,так как каждая последующая
династия разрушала здания предыдущей и выстраивала свои на их руинах.О династии Шан тоже было известно сравнительно мало,пока не
начали вести серьезные раскопки.
А вкратце история периода Ся такова.После смерти добродетельного Юя,родоначальника легендарной династии и его сына Ци закончился
золотой период китайской истории и началась борьба за власть.Сын Ци,Тай-кан,вёл беспутный образ жизни.Вождь одного из племён по имени
Хоу-и,воспользовавшись возмущением народа правлением Тай-каном,поднял восстание и прогнал императора.На престол он возвел его
младшего брата Чжун-кана,его сын Сян был убит восставшим против него Цзяо.О времена,о нравы!
Можно ли здесь говорить о какой-либо организованной армии?
Однако династии Ся не суждено было тогда прекратиться.После смерти мужа императрица Мин родила сына Шао-кана,который после многих
приключений вернул себе престол.О потомках его известно немного.Последний император из рода Ся, Цзе-гуй,от природы имел дурные
наклонности.Очень любил выпить и погулять,не до государственных дел было.Следствие,правители областей перестали его слушаться,а князь области Шан,Чэн-тан,выступил против него в поход.Когда началось сражение,большая часть императорского войска перешла на сторону Чэн-тана.
http://www.vostlit.i...menty/china.htm
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |