Ёситоси Тсюкиока(Ёситоси Таёсо) был,пожалуй,последним из выдающихся мастеров традиционного для Японии искусства укиё-э.
Родился он во времена сёгуната Токугава,но большая часть его взрослой жизни прошла уже в зпоху Мэйдзи-эпоху модернизации.Испытывая влияние Западного искусства,он в то же время боролся против потери традиционных японских ценностей,большинство своих работ обращая к напоминанию японцам,что они были и должны оставаться самобытным народом.Его нововедения в композиции и линии являются уникальными как в укиё-э,так и в мировой истории живописи.
Ёнэдзиро Овария(таким было его настоящее имя)был сыном богатого купца,который за большие деньги купил себе статус самурая.
После смерти жены,он привёл в дом новую хозяйку,но мальчик стал нежелательной обузой.В три года его отдали на воспитание к дяде,аптекарю.В семье не было своих детеЮмалыш был окружен заботой и любовью.
В 1850 году мальчика отдали в обучение в мастерскую очень известного художника Куниёси Утагава,который назвал его Ёситоси(по традиции
ученику доставалось имя с одним из иероглифов имени учителя).Когда юноше исполнилось 14 лет,он опубликовал свою первую работу-это был триптих,посвященный сражению при Дан-но-ура,которое имело место в 1185 году.
Шёл 1853 год...В гавань Эдо прибыло эскадра коммодора Перри.Военная демонстрация американской эскадры в 1854 году вынудила японские
власти подписать договор "О мире и дружбе".Аналогичный по содержанию документ был согласован между Россией и Японией в 1855 году
(Симодский трактат).Вслед за США и Россией Японию "открыли" и другие страны.Закончилась изоляция Японии.
Вовлечение страны в мировую торговлю значительно ускорило кризис традиционных отношений в социальной,политической,экономических сферах.Капитуляция правительства последнего сёгуна Кэйки перед державами вызвала массовое недовольство как значительной части
самурайства,та и остальных общественных слоёв.Дешёвые импортные товары,поступавшие на внутренний рынок,вызвали гиперинфляцию.
Местное мануфактурное и ремесленное производство было подорвано.1859-е-начало 1860-х годов характеризуется неурожаями и голодом.
В стране прокатилась волна бунтов,восстаний,волнений.включительно до 1868 года,восстановления Мэйдзи (Мэйдзи исин).К власти вернулся император после более чем 700-летнего правления сёгунов.В 1868 году лидеры оппозиционного движения захватили дворец 15-летнего
императора Муцухито в Киото и от его имени издали указ о свержении сёгуна.Ёситоси засвидетельствовал этот исторический факт в "Сто воинов в сражении".
До 1861 года Ёситоси не выполнил ни одной работы.Это было связано с болезнью учителя. Куниёси Утагава очень переживал,что национальные традиции обесценивались,работа над печатными досками уступила место более простым способам печати-литографии и фотографии.После смерти мастера жизнь для Ёситоси стала невероятно трудной.Но надо было продолжать работать,чтобы хоть как-то выживать.Буквально за год он создал серию из 44 гравюр.
После смерти отца в 1863 году,он взял себе имя Сэссай Цукиока,свои работы он стал пописывать этим именем.Но первый большой успех пришёл к нему в 1865 году,когда он выпустил серию ксилогравюр на общую тему"Сто историй о привидениях из Японии и Китая!
Ёситоси работал во всех жанрах,характерных для укиё-э:бидзинга(изображение красавиц),муся-э(исторические сюжеты),якуся-э(театральная гравюра),сюнга(эротическая гравюра) и т.д.Но очень много работ было сделано в жанре ужасов,рассказах о демонах.Кусиёси также был широко известен своими работами,изображающими самураев,секс,насилие,сэппуку(харакири),скелеты.
В 1866 году Ёситоси вместе с художником Ёсиику Отиаион подготовили серию гравюр "Коллекция садизма и крови","Серию искусства смерти",здесь авторство принадлежит ему одному.
В связи с этими работами художника и сложилась тенденция подчёркивать этот аспект работ Ёситоси,что якобы это было специфическим для его творчества и делались предположения о его душевном расстройстве.
Но надо заметить,что тема насилия имела длинную историю в укиё-э,было достаточно востребована.
Всё же надо задаться вопросом о связи между социально-экономическими переворотами,насилием,беззаконием,которое проникало в общество и прививало вкус к садизму,крови.Наше время тоже не является исключением.Кровополитные сражения гражданской войны питали творчество
художника.В двадцать лет Ёситоси пользовался большим успехом,входил в десятку лучших,а в 1869 году был оценён как один из лучших.
Но слава и признание придут позже.
Художники пострадали от экономики.замены ценностей.Они потеряли своих покровителей,заказчиков,многие были на краю нищеты.
К 1871 году Ёситоси впал в глубокую депрессию,он не способен был работать,мучимый чувствами бесполезности и неизбежной беды.Это было первыми симптомами,как упоминается в ситочниках,его умственной болезни,которая возвращалась к нему всю жизнь.
Он жил со своей подругой Окото в ужасной бедности,они были вынуждены продавать её одежду,имущество,разбирать половицы дома для очага,чтобы согреться.
Существуют версииЮкоторые связывают гениальные работы Ёситоси с его умственной болезнью:одно объясняет другое.Но Куниёси также создавал кровавые ксилогравюры,это делали и другие.А Ёситоси продолжал жить эмоцианально бурной жизнью после того как он перестал работать над темой насилия.
Ёситоси имел серьёзные основания для такого психологического состояния.Всё что он знал и умел делать,его профессия,его искусство,культура
общества было в переворотном состоянии.Он потерял статус в обществе,не способен был зарабатывать на жизнь,не было никакой возможности,чтобы кому-то помочь ему,деньги которые он зарабатывал,не имели никакой стоимости из-за инфляции.У него не было прочной семьи,Куниёси,отеу умерли,приемный отец был смертельно болен .И состояние его-это нормальный ответ на сложивщуюся ситуацию.Депрессия Ёситоси-это реакция успешного человека внезапно брошенного в опасную для жизни нищету.