0
История ГОРОДА
Автор
Mertille
, 13 сен 2006 14:43
Сообщений в теме: 187
#31
Отправлено 24 октября 2007 - 17:22
Лучшие казенные и общественные здания почти все сосредоточены в третьем участке города. По односторонней улице против бульвара, заняв лучшие места города вытянулись в ряд :инженерное управление, канцелярия губернатора, военный госпиталь, ремесленное училище, мужская гимназия и наконец рядом с последнею...тюрьма. Здания городской Думы, женской гимназии, городского шестиклассного училища и ж.д. вокзала отстоят друг от друга сравнительно недалеко и находятся там же в 3-м участке.
Кстати,следует упомянуть,что обе гимназии,в смысле зданий для них специально построенных,не оставляют желать лучшего :много света, много
воздуха, широкие коридоры, обширные классы и залы. Особенно хороша мужская гимназия на самом берегу моря. Нельзя,также,не отметить что в ремесленном училище дело преподавания ремесел поставлено образцово и приезжему не мешает зайти туда и полюбоваться на столярные и слесарные изделия учеников,а также на их шелкоткацкое производство материй.
Торговая часть города,1-й и 2-й участки,где лавки и магазины занимают большую часть нижних этажей домов,где сосредоточены почти все гостиницы, рестораны и кофейни -раскинулась как раз на месте старого турецкого городка от которого городу наших дней остались в наследство узкие улицы и десяток-другой выступающих за линию тротуаров старинных турецких домов. Домов этих с каждым годом все меньше,но сохранившиеся дают достаточное понятие о том городке который был до 1878 года.
Домики в два этажа из коих верхний выступает аршина на 2 за нижний образуя над тротуаром как бы карниз ;нижний этаж обязательно имеет в маленьких окошечках железные решетки, красноречиво говорящие что в турецком городке жить нужно было с осторожкою. Стены турецких построек из кирпича и мелкого булыжного камня в деревянных брусяных рамах, кровля из местной грубой работы черепицы.Летняя духота на узких улицах торговой части ощущается сильнее,но зато большим плюсом для этой части города служит протянувшаяся на длинное растояние набережная бухты с чудными с нее видами на окрестные горы.На набережной заметнее всего бьется пульс жизни города. здесь сосредоточены торговые конторы, агенства пароходные и товарные склады. Здесь же на тротуарах и прямо на мостовой против многочисленных кофеин можно видеть за столиками представителей десятка наций, преимущественно же турок и греков, или задумчиво попивающих свой кофе или играющих в нарды. На набережной то и дело попадаются матросы с русских и иностранных пароходов пришедших в батумскую бухту со всех концов мира.
Кстати,следует упомянуть,что обе гимназии,в смысле зданий для них специально построенных,не оставляют желать лучшего :много света, много
воздуха, широкие коридоры, обширные классы и залы. Особенно хороша мужская гимназия на самом берегу моря. Нельзя,также,не отметить что в ремесленном училище дело преподавания ремесел поставлено образцово и приезжему не мешает зайти туда и полюбоваться на столярные и слесарные изделия учеников,а также на их шелкоткацкое производство материй.
Торговая часть города,1-й и 2-й участки,где лавки и магазины занимают большую часть нижних этажей домов,где сосредоточены почти все гостиницы, рестораны и кофейни -раскинулась как раз на месте старого турецкого городка от которого городу наших дней остались в наследство узкие улицы и десяток-другой выступающих за линию тротуаров старинных турецких домов. Домов этих с каждым годом все меньше,но сохранившиеся дают достаточное понятие о том городке который был до 1878 года.
Домики в два этажа из коих верхний выступает аршина на 2 за нижний образуя над тротуаром как бы карниз ;нижний этаж обязательно имеет в маленьких окошечках железные решетки, красноречиво говорящие что в турецком городке жить нужно было с осторожкою. Стены турецких построек из кирпича и мелкого булыжного камня в деревянных брусяных рамах, кровля из местной грубой работы черепицы.Летняя духота на узких улицах торговой части ощущается сильнее,но зато большим плюсом для этой части города служит протянувшаяся на длинное растояние набережная бухты с чудными с нее видами на окрестные горы.На набережной заметнее всего бьется пульс жизни города. здесь сосредоточены торговые конторы, агенства пароходные и товарные склады. Здесь же на тротуарах и прямо на мостовой против многочисленных кофеин можно видеть за столиками представителей десятка наций, преимущественно же турок и греков, или задумчиво попивающих свой кофе или играющих в нарды. На набережной то и дело попадаются матросы с русских и иностранных пароходов пришедших в батумскую бухту со всех концов мира.
#32
Отправлено 24 октября 2007 - 17:37
Спасибо большое, что вы это публикуете. Очень интересно!
Когда игра закончена, и король и пешка падают в одну коробку.
#33
Отправлено 25 октября 2007 - 12:46
Elena (24.10.2007, 17:37) писал:
Спасибо большое, что вы это публикуете. Очень интересно!
Знаете,когда я приехала в Батуми,то бродя по улицам этого города, все время старалась представить себе каким он был раньше. Мне хотелось хоть одним глазком увидеть улицы,бульвар,парк именно того времени. Я старалась придумать себе,каким был наш город,какие фонари его освещали,какие люди встречались,как они выглядели,о чем говорили. Читая Ваши рассказы,перед глазами встают такие картины,что я забываю,что сижу перед монитором! Мне кажется,что я путешествую там сама,дышу воздухом того времени! Такие чувства!!
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
Притчи Соломона (гл. 4, ст. 23-27)
Притчи Соломона (гл. 4, ст. 23-27)
#34
Отправлено 25 октября 2007 - 14:02
Тут же частицу берега заняли вытащенные на него рыбаками лодки, с которых они продают свой товар.Если пройти немного в сторону от берега, то попадете на самое старое торжище города- Турецкий базар.Здесь сотни лавок вмещают в себя все что потребляет, во что одевается и, отчасти, чем питается батумец и что может спросить сошедший на берег матрос. Лавки с медною, своеобразных форм посудою, лавочки ювелирные, где продаются украшения в восточном стиле, лавки-башлыков и ватных одеял, тут же на глазах у публики изготовляемых. Это старое турецкое торжище до сих пор служит для местных излюбленным местом где можно потолковать и по делу и от безделья.Здесь, чаще чем где бы то ни было, можно встретить восточных затворниц укутанных с головы до ног в неуклюжие балахоны темных цветов и с плотно занавешенными лицами. Напоминая физиономию базара восточного, базар этот, однако, не имеет той пестро одетой толпы какую можно видеть в Бухаре и Ташкенте. Там рябит в глазах от ярких цветов халатов, тогда как здесь народ предпочитает в одежде темные цвета ,преимушественно даже черный цвет.
Ну а теперь хочу перечислить Вам конкретности.
В городе на тот период функционировали следующие гостиницы и меблированные номера:"Бель-вю"на Набережной ,дом Куртоглы. "Германия"-Католическая улица дом Бежанидзе. "Европа"- меблированные номера, дом Куцури по Лорис-Меликовской. "Империал" по Михайловской. "Петербургская"-угол Дондуково-Корсаковской и Скобелевской дом Витушинского. "Коммерческая" Б.Акопов Комаровская дом Яновского. "Лондон"- угол Михайловской и Оглобжинской. "Неаполь" по улице Святополкмирская. "Ориенталь"-Набережная, дом Куртоглы. Владелец Е.С. Бердзенишвили. "Тифлис"- содержатель Диасамидзе С.М. Эриставская дом Сабаева."Франция"Содержатель Р.Кахиани, Михайловская дом Бахметьева. "Ялта" Святополкмирская дом Хаджи-эфенди.
Люди свободных профессий :"Граверы и резчики печатей"-Ушомирский С.М.
Лорис-Меликовская улица.
"Гробы и гробные мастерские"-Кобешавидзе М.О. Сарантиди Г.А. Дондуково-Корсаковская улица.
"Гудрон"- Шполянский П.О. при магазине И.С. Кошкина Сызранского Товарищества.(шполянский двор помните?в проходе к 11-школе)
"Динамит и порох" Ломинадзе и Бердзенишвили, дом Лемли-оглы при фабрике Виннеръ.
Ну а теперь хочу перечислить Вам конкретности.
В городе на тот период функционировали следующие гостиницы и меблированные номера:"Бель-вю"на Набережной ,дом Куртоглы. "Германия"-Католическая улица дом Бежанидзе. "Европа"- меблированные номера, дом Куцури по Лорис-Меликовской. "Империал" по Михайловской. "Петербургская"-угол Дондуково-Корсаковской и Скобелевской дом Витушинского. "Коммерческая" Б.Акопов Комаровская дом Яновского. "Лондон"- угол Михайловской и Оглобжинской. "Неаполь" по улице Святополкмирская. "Ориенталь"-Набережная, дом Куртоглы. Владелец Е.С. Бердзенишвили. "Тифлис"- содержатель Диасамидзе С.М. Эриставская дом Сабаева."Франция"Содержатель Р.Кахиани, Михайловская дом Бахметьева. "Ялта" Святополкмирская дом Хаджи-эфенди.
Люди свободных профессий :"Граверы и резчики печатей"-Ушомирский С.М.
Лорис-Меликовская улица.
"Гробы и гробные мастерские"-Кобешавидзе М.О. Сарантиди Г.А. Дондуково-Корсаковская улица.
"Гудрон"- Шполянский П.О. при магазине И.С. Кошкина Сызранского Товарищества.(шполянский двор помните?в проходе к 11-школе)
"Динамит и порох" Ломинадзе и Бердзенишвили, дом Лемли-оглы при фабрике Виннеръ.
#35
Отправлено 25 октября 2007 - 16:45
К стати, в фотогалерее на нашем сайте в рубрике "Батуми н6ачала XX века" есть фотографии, на которых можно увидеть гостиницу "Франция" и "Бель Вью".
Прикрепленные файлы
Когда игра закончена, и король и пешка падают в одну коробку.
#36
Отправлено 26 октября 2007 - 15:57
pontiec5 (23.10.2007, 22:46) писал:
Бульвар тянется на версту вдоль берега моря несколько отступя от него, тогда как при закладке бульвара морские волны почти омывали его главную аллею;с тех пор море отошло на несколько десятков саженей. Здесь есть небольшой ресторан и читальня, есть кресла с тентами для желающих посидеть у полосы морского прибоя.
А вот и фотография этих самых "кресел с тентами". Тоже с нашего сайта.
Прикрепленные файлы
Когда игра закончена, и король и пешка падают в одну коробку.
#37
Отправлено 28 октября 2007 - 20:03
Набережная -БЕРЕГ города- всегда был лакмусовой бумажкой жизни Батуми.
Вот как описывает наш любимый уголок города А. Анисимов В 1910 году.
"До революции 1905 года, когда в Батуми действовали громадные керосино-разливные заводы дававшие работу десятку тыся людей,набережная была многолюднее чем в настоящее время. Разгул на ней не прекращался ни днем ни ночью-разгул, понятно, пьяный и шумный так что в этом отношении город стал гораздо привлекательнее хотя в экономическо-торговой жизни много проиграл.Тогда, в сотнях духанов и других притонах, шумная жизнь была обычным явлением. Картежная игра,отнимавшая часто у рабочего весь его заработок, велась в этих местах в широких размерах. Оставшиеся пока небольшие заводы дают заработок уже ничтожному числу рабочих да и размеры заработков уже не те, что были пять лет назад. Приходящие за керосином суда, нагружаясь теперь лишь наливом, в порту простаивают недолго, а следовательно, в распоряжении команд остается уже мало времени для основательного осмотра винной территории Батуми.
Территория бывших заводов примыкает к городу с восточной стороны образуя здесь целый "Нефтяной городок".Десятки громадных круглых цистерн в виде пасхальных куличей принадлежат Ротшильду,Нобелю,Манташеву и многим другим фирмам. Керосин в цистерны идет наливом по керосинопроводу прямо из Баку за 850 верст, а из цистерн перекачивается в наливные суда. Во время разгара работ на заводах здесь вырабатывались миллионы жестянок и ящиков для тарного керосина, шум от паровых машин и станков слышался далеко за чертою Нефтяного городка. Теперь же воцарилась относительная тишина.Может быть,однако, жизнь здесь закипит вновь, но уже под другим флагом :есть проект устройства в Батуми так называемой "вольной гавани",где находились бы склады иностранных товаров неоплачиваемых ввозною пошлиною вплоть до вывоза их с территории вольной гавани.Если этот проект осуществится,здания бывших заводов могут быть обращены в обширные склады и мастерские для окончательной отделки товаров."
Вот так выглядел берег, городок, и БНЗ почти 100 лет назад.
А вот как городская дума заботилась о батумцах:на хлеб и мясо городская Дума устанавливает таксу,что спасает жителей от переплат в пользу торговцев и недурное мясо батумец имеет за 11-13 копеек фунт.
За этим следили Базарные смотрители (Луковский Р. -Нурийский базар и Хонелия С. -Турецкий базар в 1909г)
В их обязанности входило:охранять порядок и чистоту на базарах, оказывать привозящим из сел продукты полное покровительство ограждением их посредством предостережений от всякого рода обманов со стороны торговцев, следить за куплею и продажею продуктов без обмера и без обвеса,особенно следить за перекупщиками,иметь наблюдение над доброкачественностью продуктов и не допускать их продажи прежде осмотра санитарным или другим врачом города,не допускать ни убоя скота вне городской бойни ни продажи мяса не пломбированного врачом.
В случае нужды для осуществления вышеуказанного обращаться к содействию полиции.
Вот как описывает наш любимый уголок города А. Анисимов В 1910 году.
"До революции 1905 года, когда в Батуми действовали громадные керосино-разливные заводы дававшие работу десятку тыся людей,набережная была многолюднее чем в настоящее время. Разгул на ней не прекращался ни днем ни ночью-разгул, понятно, пьяный и шумный так что в этом отношении город стал гораздо привлекательнее хотя в экономическо-торговой жизни много проиграл.Тогда, в сотнях духанов и других притонах, шумная жизнь была обычным явлением. Картежная игра,отнимавшая часто у рабочего весь его заработок, велась в этих местах в широких размерах. Оставшиеся пока небольшие заводы дают заработок уже ничтожному числу рабочих да и размеры заработков уже не те, что были пять лет назад. Приходящие за керосином суда, нагружаясь теперь лишь наливом, в порту простаивают недолго, а следовательно, в распоряжении команд остается уже мало времени для основательного осмотра винной территории Батуми.
Территория бывших заводов примыкает к городу с восточной стороны образуя здесь целый "Нефтяной городок".Десятки громадных круглых цистерн в виде пасхальных куличей принадлежат Ротшильду,Нобелю,Манташеву и многим другим фирмам. Керосин в цистерны идет наливом по керосинопроводу прямо из Баку за 850 верст, а из цистерн перекачивается в наливные суда. Во время разгара работ на заводах здесь вырабатывались миллионы жестянок и ящиков для тарного керосина, шум от паровых машин и станков слышался далеко за чертою Нефтяного городка. Теперь же воцарилась относительная тишина.Может быть,однако, жизнь здесь закипит вновь, но уже под другим флагом :есть проект устройства в Батуми так называемой "вольной гавани",где находились бы склады иностранных товаров неоплачиваемых ввозною пошлиною вплоть до вывоза их с территории вольной гавани.Если этот проект осуществится,здания бывших заводов могут быть обращены в обширные склады и мастерские для окончательной отделки товаров."
Вот так выглядел берег, городок, и БНЗ почти 100 лет назад.
А вот как городская дума заботилась о батумцах:на хлеб и мясо городская Дума устанавливает таксу,что спасает жителей от переплат в пользу торговцев и недурное мясо батумец имеет за 11-13 копеек фунт.
За этим следили Базарные смотрители (Луковский Р. -Нурийский базар и Хонелия С. -Турецкий базар в 1909г)
В их обязанности входило:охранять порядок и чистоту на базарах, оказывать привозящим из сел продукты полное покровительство ограждением их посредством предостережений от всякого рода обманов со стороны торговцев, следить за куплею и продажею продуктов без обмера и без обвеса,особенно следить за перекупщиками,иметь наблюдение над доброкачественностью продуктов и не допускать их продажи прежде осмотра санитарным или другим врачом города,не допускать ни убоя скота вне городской бойни ни продажи мяса не пломбированного врачом.
В случае нужды для осуществления вышеуказанного обращаться к содействию полиции.
#38
Отправлено 28 октября 2007 - 21:32
В Батуми не мало мелких квартир совсем не имеющих печей для отопления и даже плит для приготовления пищи. Это единственный город где не существует высокого акциза на керосин и он в Батуми продается по 45-60копеек за пуд, служа и для согревания комнат лампами или переносными печами и для приготовления кушанья на керосинках. Такое разнообразное применение керосина вызвало в городе особый промысел:то и дело можно видеть на улицах маленьких осликов тянущих двухколесные бочки с керосином.Что приезжего в Батуми приятно поражает-это отсутствие на мостовых грязи и пыли. Какой бы дождь ни шел, иногда в продолжении нескольких дней, а перестал дождь и можно идти по улицам без калош. Почва жадно поглащает всю воду, а дожди много способствуют тому что сор не задерживаемый на мостовых,обычным в других местах слоем грязи,здесь свободно уносится водой и потому улицы даже при малой их уборке выглядят довольно прилично.
Почти весь город создался в первые 20 лет по его присоединении к России ,в последние же 5 лет значительных построек почти не было-можно себе представить какая строительная горячка шла в Батуми в 80-90х годах.В то время мечтали устроить по городу и в окрестности трамвайное сообщение, но мечты эти по разным причинам не приняли реальной формы.Вот электрическую станцию устроить удалось, даже две:городскую и частного предпринимателя,но, нужно сказать правду, электричество, которым освещаются улицы, не важное.Городской водопровод, суди его Бог, обошелся во много сотен тысяч рублей,но за то батумцы получают по нему из горных родников такую чудную воду, о какой жители многих городов не имеют понятия. К числу удобств городской жизни нельзя не причислить отличных пароконных извощичьих фаэтонов с красивою упряжью на лошадях. В городе почти никто не держит собственного выезда к тому же и такса по городу не высока.
В Батуми есть общественное собрание, помещающееся в собственном доме.
Большой зал со сценою служит в продолжении зимы и для концертов и для балов,даваемых в изобилии.Так как Батум населен представителями многих национальностей,а каждая колония имеет свои благотворительные учреждения и даже школы,то,для воспособления этим учреждениям и даются балы:грузинский,армянский,греческий,немецкий,кроме всеобщих семейных вечеров.Но чего в Батуми почти нет -так это театра. Приходиться выразиться почти,так как все же имеется помещение для театральных представлений,переделанное из какого то склада,где и подвизаются заезжие труппы,до оперных включительно,но здание это так плохо, что о нем батумец говорит с виноватою улыбкою. Собирались строить театр неоднажды, но так и не удосужились его выстроить. В Батуми имеются следующие общественные организации:общество врачей, общество сельского хозяйства, благотворительное общество, охотничье ,яхт-клуб,горный клуб, общество народных университетов и общество для содействия физическому развитию. Имеется публичная библиотека.
Почти весь город создался в первые 20 лет по его присоединении к России ,в последние же 5 лет значительных построек почти не было-можно себе представить какая строительная горячка шла в Батуми в 80-90х годах.В то время мечтали устроить по городу и в окрестности трамвайное сообщение, но мечты эти по разным причинам не приняли реальной формы.Вот электрическую станцию устроить удалось, даже две:городскую и частного предпринимателя,но, нужно сказать правду, электричество, которым освещаются улицы, не важное.Городской водопровод, суди его Бог, обошелся во много сотен тысяч рублей,но за то батумцы получают по нему из горных родников такую чудную воду, о какой жители многих городов не имеют понятия. К числу удобств городской жизни нельзя не причислить отличных пароконных извощичьих фаэтонов с красивою упряжью на лошадях. В городе почти никто не держит собственного выезда к тому же и такса по городу не высока.
В Батуми есть общественное собрание, помещающееся в собственном доме.
Большой зал со сценою служит в продолжении зимы и для концертов и для балов,даваемых в изобилии.Так как Батум населен представителями многих национальностей,а каждая колония имеет свои благотворительные учреждения и даже школы,то,для воспособления этим учреждениям и даются балы:грузинский,армянский,греческий,немецкий,кроме всеобщих семейных вечеров.Но чего в Батуми почти нет -так это театра. Приходиться выразиться почти,так как все же имеется помещение для театральных представлений,переделанное из какого то склада,где и подвизаются заезжие труппы,до оперных включительно,но здание это так плохо, что о нем батумец говорит с виноватою улыбкою. Собирались строить театр неоднажды, но так и не удосужились его выстроить. В Батуми имеются следующие общественные организации:общество врачей, общество сельского хозяйства, благотворительное общество, охотничье ,яхт-клуб,горный клуб, общество народных университетов и общество для содействия физическому развитию. Имеется публичная библиотека.
#39
Отправлено 13 ноября 2007 - 19:07
ВCЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В ХРАМ.
В Батуми в центре города на площади в 1 кв.км. с начала века мирно соседствовали Греческая православная церковь Святого Николая, Русский военный собор Александра Невского, Армянская Апостольская и Армянская католическая Церкви, мечеть, католический кафедральный собор, синагога.
В период репрессий 37-го года все храмы города были закрыты и превращены, в основном, в подсобные и складские помещения, а Русский военный собор был разрушен раннее, и на его месте впоследствии была построена гостиница «Интурист". В настоящее время этот островок духовности вновь функционирует, за исключением армянской католической церкви.
В Батуми проживают, приумножая традиции мира и дружбы, так присущие нашему городу, свыше 80 национальностей, и этот город смело можно назвать "малым Иерусалимом". Ведь еще с давних времен в этом, поистине богом избранном уголке, пустили свои корни и мирно живут и служат верой и правдой своему родному краю люди разных вероисповеданий: христианского - православные - грузины, греки, русские, ассирийцы; армяне-григориане; армяне-католики; субботники, пятидесятники, гедеоновы братья, свидетели Иеговы; мусульманского вероисповедания - грузины, исповедующие ислам, абхазы, лазы, азербайджанцы, татары; евреи-иудаисты; встречаются и поклонники ряда иудаистских религий.
Одним из самых почитаемых православных храмов является церковь Св.Николая. В 1874 году грузинский историк Д.Бакрадзе, побывав в Батуми, впоследствии писал, что в городе имеются две турецкие, греческие школы, три мечети и православная церковь Св.Николая, которая построена не так давно при личном посредничестве русского консула. С тех пор прошло больше века, и все стоит и красуется церковь в самом сердце Батуми, как и в прошлые времена ее колокола звонят во славу господа, и по прежнему стекается народ к ее вратам.
В 1865 году греки начали строительство этого храма. Да и воздвигнута была церковь на улице, носившей в то время название "Греческая". Этот храм всегда являлся центромдуховной жизни греков. Церковный хор славился своим профессионализмом. Произведения великих мастеров звучали под его сводами. Но эту церковь постигла та же участь, что и все храмы города в период репрессий 37-го года. И только после второй мировой войны представительницы интеллигенции Елизавета Харламповна Котиди и княжна Тамара Михайловна Накашидзе обратились Католикосу-Патриарху Всея Грузии Калистрату (Цинцадзе) с просьбой об открытии и восстановлении церкви Св.Николая. После получения согласия от самого Сталина (Калистрат Цинцадзе в молодости учился с будущим отцом народов в духовной семинарии, ред.), началась реставрация церкви на добровольные пожертвования православного населения - греков, армян, русских, грузин. В 1946 году церковь была торжественно открыта. Литургию отслужил сам Патриарх Грузии.
В сентябре 1888 года Батуми посетил император Александр III с семьей, и ими был заложен фундамент нового военного Собора Александра Невского, постройка которого обошлась в 400 тысяч рублей. Отбывая из Батуми, Александр III произнес : "Стоит миллион выбросить ради Батуми".
Наезжающие в Батуми моряки и сановники спешили в собор, окруженный пушками с ядрами, отделанный сусальным золотом. Это внушительное по размерам и красоте сооружение - точная копия собора в Софии - стал последним храмом, построенным в эпоху царствования Романовых, и производил неизгладимое впечатление на любого, увидевшего его.
После присоединения Батуми к России увеличился приток католиков в город. Построенная тогда небольшая армянская церковь не могла вместить прихожан, а служба велась лишь на армянском языке. Среди прихожан были грузины, иностранные подданные - французы, поляки, занимавшиеся торговлей, ремесленничеством. Подданные ряда европейских государств обратились к своим консулам с просьбой об открытии в Батуми своей католической церкви. В 1896 году разрешение было получено, начался сбор пожертвований среди прихожан. Они обратились и к Стефану Зубалашвили - нефтепромышленнику, который выделил дополнительно 15 000 рублей. И храм был построен в 1902 году. По обе его стороны от центрального входа на возвышенности установленны статуи Андрея Первозванного и Святой Нино, принесших в грузию христианство. Этот собор был одним из самых красивых храмов Кавказа. Прошло время, и батумцам возвратили храм по благославлению Католикоса-Патриарха Всея Грузии, Святейшего и Блаженнейшего Илии II, собор был освящен, и ныне здесь - православный кафедральный собор Пресвятой Богородицы.
На улице 31 декабря на христианском старом кладбище была построена маленькая деревянная церковь Святого Георгия, которая в 70-е годы была уничтожена огнем. И заново была построена. Церковь ныне действует.
На месте бывшего военного госпиталя несколько лет назад была реконструирована и восстановлена православная церковь Святой Варвары.
Находясь рядом с такими источниками духовной силы, человек становится более чутким, теплым и искренним.
В Батуми в конце XIX века появилась армянская община, на средства которой в 1885 году была построена и Армянская Апостольская Церковь.
Здесь нашли вторую родину представители и другого древнего народа - евреи, духовным и культурным центром которых была синагога, построенная в начале XIX века.
В многоцветии религий особое место занимает и мусульманское вероисповедание. В настоящее время в Батуми функционирует одна мечеть, построенная в 1866 году на средства семьи Аслан-бега Химшиашвили. Более 10 лет она была закрыта и с 1946 года начала действовать вновь. Недавно мечеть была отреставрирована и дополнена необходимым элементом мусульманского культа - минаретом. При ней действует школа, где изучают ислам.
Батумские храмы... Они разделили судьбы своих народов, пережили вместе с ними тяготы и невзгоды, служили символом их веры, защищая которую наши люди проявили стойкость духа и почитание религий своих предков.
из материалов прессы.
статья опубликована с сокращениями - "Ар&Ко".
_________________
Послание к Евреям Св. апостола Павла (глава 13, §§ 5;6)
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть.
Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим:
Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
Святой Иоанн Златоуст:
"Ничто так не угодно Богу, как благодарность".
В Батуми в центре города на площади в 1 кв.км. с начала века мирно соседствовали Греческая православная церковь Святого Николая, Русский военный собор Александра Невского, Армянская Апостольская и Армянская католическая Церкви, мечеть, католический кафедральный собор, синагога.
В период репрессий 37-го года все храмы города были закрыты и превращены, в основном, в подсобные и складские помещения, а Русский военный собор был разрушен раннее, и на его месте впоследствии была построена гостиница «Интурист". В настоящее время этот островок духовности вновь функционирует, за исключением армянской католической церкви.
В Батуми проживают, приумножая традиции мира и дружбы, так присущие нашему городу, свыше 80 национальностей, и этот город смело можно назвать "малым Иерусалимом". Ведь еще с давних времен в этом, поистине богом избранном уголке, пустили свои корни и мирно живут и служат верой и правдой своему родному краю люди разных вероисповеданий: христианского - православные - грузины, греки, русские, ассирийцы; армяне-григориане; армяне-католики; субботники, пятидесятники, гедеоновы братья, свидетели Иеговы; мусульманского вероисповедания - грузины, исповедующие ислам, абхазы, лазы, азербайджанцы, татары; евреи-иудаисты; встречаются и поклонники ряда иудаистских религий.
Одним из самых почитаемых православных храмов является церковь Св.Николая. В 1874 году грузинский историк Д.Бакрадзе, побывав в Батуми, впоследствии писал, что в городе имеются две турецкие, греческие школы, три мечети и православная церковь Св.Николая, которая построена не так давно при личном посредничестве русского консула. С тех пор прошло больше века, и все стоит и красуется церковь в самом сердце Батуми, как и в прошлые времена ее колокола звонят во славу господа, и по прежнему стекается народ к ее вратам.
В 1865 году греки начали строительство этого храма. Да и воздвигнута была церковь на улице, носившей в то время название "Греческая". Этот храм всегда являлся центромдуховной жизни греков. Церковный хор славился своим профессионализмом. Произведения великих мастеров звучали под его сводами. Но эту церковь постигла та же участь, что и все храмы города в период репрессий 37-го года. И только после второй мировой войны представительницы интеллигенции Елизавета Харламповна Котиди и княжна Тамара Михайловна Накашидзе обратились Католикосу-Патриарху Всея Грузии Калистрату (Цинцадзе) с просьбой об открытии и восстановлении церкви Св.Николая. После получения согласия от самого Сталина (Калистрат Цинцадзе в молодости учился с будущим отцом народов в духовной семинарии, ред.), началась реставрация церкви на добровольные пожертвования православного населения - греков, армян, русских, грузин. В 1946 году церковь была торжественно открыта. Литургию отслужил сам Патриарх Грузии.
В сентябре 1888 года Батуми посетил император Александр III с семьей, и ими был заложен фундамент нового военного Собора Александра Невского, постройка которого обошлась в 400 тысяч рублей. Отбывая из Батуми, Александр III произнес : "Стоит миллион выбросить ради Батуми".
Наезжающие в Батуми моряки и сановники спешили в собор, окруженный пушками с ядрами, отделанный сусальным золотом. Это внушительное по размерам и красоте сооружение - точная копия собора в Софии - стал последним храмом, построенным в эпоху царствования Романовых, и производил неизгладимое впечатление на любого, увидевшего его.
После присоединения Батуми к России увеличился приток католиков в город. Построенная тогда небольшая армянская церковь не могла вместить прихожан, а служба велась лишь на армянском языке. Среди прихожан были грузины, иностранные подданные - французы, поляки, занимавшиеся торговлей, ремесленничеством. Подданные ряда европейских государств обратились к своим консулам с просьбой об открытии в Батуми своей католической церкви. В 1896 году разрешение было получено, начался сбор пожертвований среди прихожан. Они обратились и к Стефану Зубалашвили - нефтепромышленнику, который выделил дополнительно 15 000 рублей. И храм был построен в 1902 году. По обе его стороны от центрального входа на возвышенности установленны статуи Андрея Первозванного и Святой Нино, принесших в грузию христианство. Этот собор был одним из самых красивых храмов Кавказа. Прошло время, и батумцам возвратили храм по благославлению Католикоса-Патриарха Всея Грузии, Святейшего и Блаженнейшего Илии II, собор был освящен, и ныне здесь - православный кафедральный собор Пресвятой Богородицы.
На улице 31 декабря на христианском старом кладбище была построена маленькая деревянная церковь Святого Георгия, которая в 70-е годы была уничтожена огнем. И заново была построена. Церковь ныне действует.
На месте бывшего военного госпиталя несколько лет назад была реконструирована и восстановлена православная церковь Святой Варвары.
Находясь рядом с такими источниками духовной силы, человек становится более чутким, теплым и искренним.
В Батуми в конце XIX века появилась армянская община, на средства которой в 1885 году была построена и Армянская Апостольская Церковь.
Здесь нашли вторую родину представители и другого древнего народа - евреи, духовным и культурным центром которых была синагога, построенная в начале XIX века.
В многоцветии религий особое место занимает и мусульманское вероисповедание. В настоящее время в Батуми функционирует одна мечеть, построенная в 1866 году на средства семьи Аслан-бега Химшиашвили. Более 10 лет она была закрыта и с 1946 года начала действовать вновь. Недавно мечеть была отреставрирована и дополнена необходимым элементом мусульманского культа - минаретом. При ней действует школа, где изучают ислам.
Батумские храмы... Они разделили судьбы своих народов, пережили вместе с ними тяготы и невзгоды, служили символом их веры, защищая которую наши люди проявили стойкость духа и почитание религий своих предков.
из материалов прессы.
статья опубликована с сокращениями - "Ар&Ко".
_________________
Послание к Евреям Св. апостола Павла (глава 13, §§ 5;6)
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть.
Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим:
Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
Святой Иоанн Златоуст:
"Ничто так не угодно Богу, как благодарность".
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#40
Отправлено 13 ноября 2007 - 20:49
ovik (13.11.2007, 19:07) писал:
ВCЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В ХРАМ.
из материалов прессы.
статья опубликована с сокращениями - "Ар&Ко".
из материалов прессы.
статья опубликована с сокращениями - "Ар&Ко".
было бы лучше, если бы указывался правильный источник.
довольно таки странно, но данная статья, уже давно висит здесь:
http://www.batumionl...ations/007.html
авторство не указано потому, что нам принесли некачественный скан со страницей газеты.
название газеты также было скрыто из-за плохого изображения.
перепечататана Селенкой, с сокращениями Селенки.
Количество пользователей, читающих эту тему: 19
0 пользователей, 19 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |