0
Армения
Автор
ovik
, 14 окт 2006 20:11
Сообщений в теме: 230
#101
Отправлено 09 октября 2007 - 17:59
ARMENIA
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#102
Отправлено 09 октября 2007 - 18:26
Ереван ! Не Плачь по Мне Армения Моя !
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#103
Отправлено 09 октября 2007 - 20:12
ВЕРФЕЛЬ ФРАНЦ ВИКТОР
ВЕРФЕЛЬ (Wеrfеl) Франц Виктор (1890—1945), австрийский писатель, гуманист. Учился в университетах Праги, Лейпцига, Гамбурга. В 1912, отбывая воинскую повинность в австрийской армии, был арестован за выступления против царившего в стране милитаризма. Участвовал в первой мировой войне, затем — в революционных событиях 1918. В последующие годы занимался литературным трудом. В 1938, когда Австрия была оккупирована фашистской Германией, Верфель эмигрировал из страны, некоторое время жил в Италии, Франции а затем обосновался в США. На литературное поприще Верфель вступил как поэт. В 1910-х гг. им опубликован ряд поэтических сборников, в которых отразились гуманистические воззрения автора, протест против войны. Разделял общественно-этические идеи экспрессионизма, в последующем перешел на позиции реализма. Перу Верфеля принадлежат также романы и пьесы. Вершиной творчества Верфеля явился роман «Сорок дней Муса-дага» (1934). В основу романа легли реальные события, имевшие место в Суетии (Алеппский вилайет), в 1915, когда турецкие погромщики предприняли попытку выселить население армянских селений этого края, расположенных на берегу Средиземного моря. Армяне приняли решение не подчиняться предписаниям турецких властей, снялись с мест, поднялись на гору Муса и организовали здесь оборону, которая длилась 53 дня (см. Оборона горы Муса 1915). Автором использованы опубликованные свидетельства многих очевидцев событии, материалы прессы. Верфель также изучил историю армянского народа, его культуру и религию; с этой целью несколько месяцев работал в библиотеке Венской конгрегации мхитаристов. Автор проникся пониманием боли и чаяний армянского народа, справедливости его дела. Все это явилось залогом создания художественного произведения, в котором судьба народа осмыслена на примере участи горстки героических защитников Муса-дага. Роман Верфеля за короткий срок приобрел большую популярность. В 1934 он был признав лучшим произведением года и удостоен международной литературной премии. В том же году роман был переведен на английский, французский, итальянский и другие языки; в 1935 был осуществлен первый перевод романа на армянский язык; всего роман издан более чем на двадцати языках. В фашистской Германии роман Верфеля, как и ряд других его произведений, был занесен в списки произведений антигерманского духа и запрещен. По мотивам романа осуществлены театральные постановки, предприняты экранизации, чешским композитором Йозефом Матеем написана опера.
ВЕРФЕЛЬ (Wеrfеl) Франц Виктор (1890—1945), австрийский писатель, гуманист. Учился в университетах Праги, Лейпцига, Гамбурга. В 1912, отбывая воинскую повинность в австрийской армии, был арестован за выступления против царившего в стране милитаризма. Участвовал в первой мировой войне, затем — в революционных событиях 1918. В последующие годы занимался литературным трудом. В 1938, когда Австрия была оккупирована фашистской Германией, Верфель эмигрировал из страны, некоторое время жил в Италии, Франции а затем обосновался в США. На литературное поприще Верфель вступил как поэт. В 1910-х гг. им опубликован ряд поэтических сборников, в которых отразились гуманистические воззрения автора, протест против войны. Разделял общественно-этические идеи экспрессионизма, в последующем перешел на позиции реализма. Перу Верфеля принадлежат также романы и пьесы. Вершиной творчества Верфеля явился роман «Сорок дней Муса-дага» (1934). В основу романа легли реальные события, имевшие место в Суетии (Алеппский вилайет), в 1915, когда турецкие погромщики предприняли попытку выселить население армянских селений этого края, расположенных на берегу Средиземного моря. Армяне приняли решение не подчиняться предписаниям турецких властей, снялись с мест, поднялись на гору Муса и организовали здесь оборону, которая длилась 53 дня (см. Оборона горы Муса 1915). Автором использованы опубликованные свидетельства многих очевидцев событии, материалы прессы. Верфель также изучил историю армянского народа, его культуру и религию; с этой целью несколько месяцев работал в библиотеке Венской конгрегации мхитаристов. Автор проникся пониманием боли и чаяний армянского народа, справедливости его дела. Все это явилось залогом создания художественного произведения, в котором судьба народа осмыслена на примере участи горстки героических защитников Муса-дага. Роман Верфеля за короткий срок приобрел большую популярность. В 1934 он был признав лучшим произведением года и удостоен международной литературной премии. В том же году роман был переведен на английский, французский, итальянский и другие языки; в 1935 был осуществлен первый перевод романа на армянский язык; всего роман издан более чем на двадцати языках. В фашистской Германии роман Верфеля, как и ряд других его произведений, был занесен в списки произведений антигерманского духа и запрещен. По мотивам романа осуществлены театральные постановки, предприняты экранизации, чешским композитором Йозефом Матеем написана опера.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#104
Отправлено 15 октября 2007 - 16:29
Министром здравоохранения Великобритании стал этнический армянин, сэр Ара Дарзи
Премьер-министр Великобритании назначил на должность министра здравоохранения, практикующего хирурга профессора Ара Дарзи (Терзяна). Как сообщил PanARMENIAN.Net независимый французский журналист Жан Экиян, сэр Ара Дарзи родился в Ираке в семье потомков армян, спасшихся от Геноцида 1915 года, но большую часть детства провел в Ирландии. Как заявил Вардкес Дарзи, проживая в Дублине, где нет армянской общины, он воспитывал сына как армянина.
Сам Ара Дарзи проявляет очень большой интерес к армянским вопросам. В одном из последних интервью он заявил, что должен дополнить свои знания об Армении. “Я хотел бы посетить Армению. И хотя пока у меня не было подобной возможности, я надеюсь, что в будущем мне это удастся. Я хотел бы вернуться к своим корням. Я работал во многих странах, почему бы мне не поработать и Армении. Я мог бы поехать туда в качестве волонтера и поделиться опытом с местными врачами. Все, что мне нужно, - это реальная возможность”, - заявил доктор Дарзи.
Премьер-министр Великобритании назначил на должность министра здравоохранения, практикующего хирурга профессора Ара Дарзи (Терзяна). Как сообщил PanARMENIAN.Net независимый французский журналист Жан Экиян, сэр Ара Дарзи родился в Ираке в семье потомков армян, спасшихся от Геноцида 1915 года, но большую часть детства провел в Ирландии. Как заявил Вардкес Дарзи, проживая в Дублине, где нет армянской общины, он воспитывал сына как армянина.
Сам Ара Дарзи проявляет очень большой интерес к армянским вопросам. В одном из последних интервью он заявил, что должен дополнить свои знания об Армении. “Я хотел бы посетить Армению. И хотя пока у меня не было подобной возможности, я надеюсь, что в будущем мне это удастся. Я хотел бы вернуться к своим корням. Я работал во многих странах, почему бы мне не поработать и Армении. Я мог бы поехать туда в качестве волонтера и поделиться опытом с местными врачами. Все, что мне нужно, - это реальная возможность”, - заявил доктор Дарзи.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#105
Отправлено 15 октября 2007 - 18:28
Армянское ковроделие
Армянское ковроделие имеет очень серьезную и интересную историю. Рисунки и куски от армянских ковров можно находить практически по всему миру. Есть целые академические работы посвященные армянским коврам. Ковры в жизни армян имеют особый статус. Наверное ни кому не приходило в голову почему у армян принято вешать ковры на стену. Практически в каждом доме наблюдается такое явление. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ.
Со временем постараюсь скидывать материалы и буду благодарен другим, если помогут в этом деле.
Армянское ковроделие имеет очень серьезную и интересную историю. Рисунки и куски от армянских ковров можно находить практически по всему миру. Есть целые академические работы посвященные армянским коврам. Ковры в жизни армян имеют особый статус. Наверное ни кому не приходило в голову почему у армян принято вешать ковры на стену. Практически в каждом доме наблюдается такое явление. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ.
Со временем постараюсь скидывать материалы и буду благодарен другим, если помогут в этом деле.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#106
Отправлено 15 октября 2007 - 18:36
Идея и стилистика ковров теснейшим образом переплетена с армянской дохристианской верой, и наверное уходит своими корнями еще в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т.п. на своих одеяниях из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно перешло на такни. Сакральные (божественные, солярные, астральные и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах. Но все же ковры отличались особой святостью. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешанный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, деровал успех и благоденствие. В этом смысле, разумеется, что такие ковры не стелились на пол или на стол. Половики и скатерти, хотя и могли также иметь некоторые защитные и удачливые знаки, но не имели символов Бога, предков, света и т.п., посольку по таким символам ходить или есть с них было бы святотатством. Важно отметить, что ковры вешались не на всякую стенку, а на "главную", на которую в древности вешалось также оружие, а позже - портреты и фотографии предков.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#107
Отправлено 16 октября 2007 - 14:22
Продолжение
Наиболее распространенными символами ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и кресообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Тот же символ перешел в христианство в виде креста. Ковры часто изображали микрокосм с Богом в центре.
Наиболее распространенными символами ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и кресообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Тот же символ перешел в христианство в виде креста. Ковры часто изображали микрокосм с Богом в центре.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#108
Отправлено 16 октября 2007 - 14:24
Продолжение
Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла (наподобие ближневосточного "сатаны"). Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Так вот, есть отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил. Вишапы изображены по краям, но никогда не в центре ковра-мира. Этим опять же отмечается защитная функция вишапов (защищать окраины-границы мира от внещних врагов
Важно не путать вишапов с изображениями другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра мира. Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях разных народов. Оно наблюдается как в арийских мифологиях (скажем, священный ясень Иггдрасиль у викингов, символ дуба у славян), так и в семитских (мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев). У армян-ариев мировое древо чаще всего отождествляется с платановым деревом, отличающемся белизной кроны, а потому чистотой и святостью.
Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла (наподобие ближневосточного "сатаны"). Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Так вот, есть отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил. Вишапы изображены по краям, но никогда не в центре ковра-мира. Этим опять же отмечается защитная функция вишапов (защищать окраины-границы мира от внещних врагов
Важно не путать вишапов с изображениями другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра мира. Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях разных народов. Оно наблюдается как в арийских мифологиях (скажем, священный ясень Иггдрасиль у викингов, символ дуба у славян), так и в семитских (мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев). У армян-ариев мировое древо чаще всего отождествляется с платановым деревом, отличающемся белизной кроны, а потому чистотой и святостью.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#109
Отправлено 16 октября 2007 - 16:33
Кодекс Чести Армянского Воинства":
Параллели с кодексами чести японских самураев и европейских рыцарей.
Всем предлагаю прочесть!
Любопытные параллели между системой самурайства и армянского дворянства проводит талантливый армянской историк Армен Айвазян в своей монографии "Кодекс Чести Армянского Воинства":
Так, Ямамото Цунетомо в своем труде "Хагакурэ" ("Сокрытое в листве", 1716), представивший и подвергнувший тщательной обработке кодекс чести японских самураев "Бусидо" ("Путь воина"), также отмечает необходимость для воина готовности к самопожертвованию:
"Бусидо -- путь воина -- означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди!
Невольно напрашивается вопрос: "Почему я должен умирать, когда это невыгодно? Почему я должен платить жизнью за ничто?" Это обычные рассуждения себялюбивых людей.
Когда надлежит сделать выбор, не позволяй мыслям о выгоде колебать твой ум. Принимая во внимание, что все мы предпочитаем лучше жить, чем умереть, это предпочтение определяет и наш выбор. Думай об ожидающем тебя бесчестии, когда ты, стремясь к выгоде, вдруг ошибешься. Подумай о жалкой участи человека, который не добился цели и продолжает жить.
Помни, что твоя смерть не роняет твоего достоинства. Смерть не бесчестит...
Выполнение долга должно быть безукоризненным, а твое имя - незапятнанным.
... Самурай обязан отдать своему князю душу и тело; кроме того, он должен быть мудрым, милосердным и мужественным.
Где бы я ни находился -- в глухих ли горах или под землею - в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки. Это - долг каждого, кто является подданным Набэсима. Это - позвоночник нашей религии, не меняющейся и вечной.
Никогда, в течение всей своей жизни, я не должен иметь собственных суждений о замыслах моего владыки и господина. Не поступать иначе во всю свою жизнь. Даже после смерти я воскресну семь раз, чтобы оградить от несчастий дом моего владыки.
Я даю клятву исполнить четыре задачи:
1. Ни перед чем не отступать при выполнении долга.
2. Быть полезным своему владыке.
3. Быть почтительным к родителям.
4. Быть великим в милосердии".
Особенно примечательно, что кодексы чести армянского воинства эпоха Аршакуни и японских самураев содержат одно и то же требование: честь и верная служба сюзерену, государю дороже жизни. По этому поводу Павстос приводит нам еще несколько свидетельств.
Одно из них относится к случаю, произошедшему в Персии: "В один из этих дней случилось так, что армянский царь Аршак зашел погулять в одну из конюшен персидского царя, а главный конюший персидского царя сидел в конюшне. Увидев царя, он совсем на него не обратил внимания, никакого почета и уважения не оказал, а еще подверг его насмешке и поруганию на персидском языке, сказав: "Царь армян-козлов, поди-ка сядь на этот сноп сена". Услышав эти слова, полководец и спарапет Великой Армении Васак из рода Мамиконянов страшно рассердился и рассвирепел, он обнажил меч, висевший у него на боку, и ударил им и отсек голову главному конюшему персидского царя тут же на месте, в конюшне, ибо не мог он снести оскорбление, нанесенное его царю; он считал во много раз лучше принять смерть, чем слышать какие-либо оскорбления и бесчестие, нанесенное его государю" (кн. 4, гл. XVI).
Призывы самурая, автора японского "Хагакурэ", не страшиться смерти и хранить в чистоте свою репутацию храбреца почти буквально воспроизводит спарапет Манвел в уже частично приведенном выше наказе:
"Приказал ему быть послушным и покорным царю Аршаку, быть верным, стараться и работать, воевать за армянскую страну. "С радостью прими смерть за страну, подобно твоим храбрым предкам. Ибо, -- сказал он, -- это справедливое и угодное Богу дело, и если так будете поступать, Бог не оставит вас. На земле оставьте имя храброго, а справедливость свою посвятите небу. Не бойтесь вовсе смерти, а уповайте на того, кто создал все и утвердил. Держитесь вдали от коварства, порока и зла, и чистым сердцем и верностью служите господу Богу. Смело умирайте за благочестивую страну Армянскую, ибо это и есть смерть за бога, за его церкви и за верующих, за прирожденных государей этой страны -- за Аршакуни" (кн. 5, гл. XLIV).
Этот фрагмент ясно показывает, с какой искусностью и верой использовали армянские полководцы христианское учение в качестве идеологии в практически не прекращающихся войнах за свободу Армении. "Смерть за Армению -- это смерть за Бога", -- утверждал спарапет Манвел и, безусловно, другие армянские военачальники IV века. Тем самым они создавали необходимую гармонию между кодексом чести армянского воина (в частности, с его главным идейным тезисом о самопожертвовании во имя Родины), сформировавшимся в гораздо более древний период и освященным в неисчислимых сражениях со сравнительно недавно обретенной христианской верой и религиозными чувствами. С той же верой, что смерть за Отечество -- богоугодное дело, армянские воины-христиане сражались и во все последующие века.
Рыцарство в Европе как особое военно-феодальное сословие сформировалось к концу VIII века. Деятельность и социальное значение этого сословия наиболее ярко проявились во время крестовых походов в XI-XIV вв. У рыцарей какого-либо общего узаконенного письменного кодекса чести не существовало, однако на основе их молитв и других сохранившихся текстов специалисты выделяют следующие обязательные требования рыцарского поведения: верность сюзерену, беззаветная храбрость, презрение к трудностям и опасностям, защита христианской церкви и ее служителей, помощь осиротевшим или недужным членам рыцарских родов, щедрость, безупречная жизнь перед Богом и людьми. Нетрудно заметить, что эти требования, как и "Бусидо", частично совпадают с кодексом армянского воина IV-V веков.
Армения-Родина в кодексе чести армянского воинства
Однако самое интересное заключается в том, что 1 и 4 пункты перечня, представляющего систему ценностей армянского воинства, резко отличаются от известных нам европейских и японских военно-феодальных систем ценностей, представляя собой поистине необычную для древности и средневековья иерархию.
Так:
а) согласно первому требованию, первоочередной и главной принятой на себя обязанностью армянского воина было служение царству и "Миру" Армянскому;
б) согласно четвертому требованию, знатный армянский воин, как бы это ни было удивительным, служение и защиту армянскому народу (включая все его классы и сословия) считал более важным и первоочередным, чем выполнение закрепленных в пунктах с 5-го по 8-й кодекса обязательств перед семьей, родом, боевыми соратниками и даже христианской верой и церковью.Точнее говоря, семья, род, соратники, церковь - все это входило в понятие армянская нация -- народ. Более того, христиане Армении и армянский народ отождествлялись, а церковь воспринималась как армянская национальная структура. Как было сказано, системы ценностей японского самурая и европейского рыцаря подобных приоритетов просто не знали.
Еще одна историческая параллель. В соседней Армении Византии патриотические чувства и само слово "родина", как свидетельствует Шарль Диль в книге "Основные проблемы византийской истории", появились лишь в X веке, между тем армянские источники V века свидетельствуют, что уже в те времена и даже значительно раньше в армянской действительности существовало четкое осознание Армении-Родины. Чаще всего понятие родины выражалось терминами "Армянский мир", "Армянская страна", "Армянское царство", но нередко, как и в приведенном выше отрывке из Хоренаци, собственно термином "Родина": "То был муж трудолюбивый и любящий отечество, готовый скорее умереть за родину, чем видеть чужеродных сынов, попирающих родные пределы, и инородных мужей, властвующих над его кровными сородичами" (1, 13).
В сочинении Павстоса есть и другие места, подтверждающие и дополняющие систему ценностей армянского воинства, однако они, в отличие от отдельной главы, посвященной Мушегу Мамиконяну, более лаконичны, кратки и не систематизированы.
Параллели с кодексами чести японских самураев и европейских рыцарей.
Всем предлагаю прочесть!
Любопытные параллели между системой самурайства и армянского дворянства проводит талантливый армянской историк Армен Айвазян в своей монографии "Кодекс Чести Армянского Воинства":
Так, Ямамото Цунетомо в своем труде "Хагакурэ" ("Сокрытое в листве", 1716), представивший и подвергнувший тщательной обработке кодекс чести японских самураев "Бусидо" ("Путь воина"), также отмечает необходимость для воина готовности к самопожертвованию:
"Бусидо -- путь воина -- означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди!
Невольно напрашивается вопрос: "Почему я должен умирать, когда это невыгодно? Почему я должен платить жизнью за ничто?" Это обычные рассуждения себялюбивых людей.
Когда надлежит сделать выбор, не позволяй мыслям о выгоде колебать твой ум. Принимая во внимание, что все мы предпочитаем лучше жить, чем умереть, это предпочтение определяет и наш выбор. Думай об ожидающем тебя бесчестии, когда ты, стремясь к выгоде, вдруг ошибешься. Подумай о жалкой участи человека, который не добился цели и продолжает жить.
Помни, что твоя смерть не роняет твоего достоинства. Смерть не бесчестит...
Выполнение долга должно быть безукоризненным, а твое имя - незапятнанным.
... Самурай обязан отдать своему князю душу и тело; кроме того, он должен быть мудрым, милосердным и мужественным.
Где бы я ни находился -- в глухих ли горах или под землею - в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки. Это - долг каждого, кто является подданным Набэсима. Это - позвоночник нашей религии, не меняющейся и вечной.
Никогда, в течение всей своей жизни, я не должен иметь собственных суждений о замыслах моего владыки и господина. Не поступать иначе во всю свою жизнь. Даже после смерти я воскресну семь раз, чтобы оградить от несчастий дом моего владыки.
Я даю клятву исполнить четыре задачи:
1. Ни перед чем не отступать при выполнении долга.
2. Быть полезным своему владыке.
3. Быть почтительным к родителям.
4. Быть великим в милосердии".
Особенно примечательно, что кодексы чести армянского воинства эпоха Аршакуни и японских самураев содержат одно и то же требование: честь и верная служба сюзерену, государю дороже жизни. По этому поводу Павстос приводит нам еще несколько свидетельств.
Одно из них относится к случаю, произошедшему в Персии: "В один из этих дней случилось так, что армянский царь Аршак зашел погулять в одну из конюшен персидского царя, а главный конюший персидского царя сидел в конюшне. Увидев царя, он совсем на него не обратил внимания, никакого почета и уважения не оказал, а еще подверг его насмешке и поруганию на персидском языке, сказав: "Царь армян-козлов, поди-ка сядь на этот сноп сена". Услышав эти слова, полководец и спарапет Великой Армении Васак из рода Мамиконянов страшно рассердился и рассвирепел, он обнажил меч, висевший у него на боку, и ударил им и отсек голову главному конюшему персидского царя тут же на месте, в конюшне, ибо не мог он снести оскорбление, нанесенное его царю; он считал во много раз лучше принять смерть, чем слышать какие-либо оскорбления и бесчестие, нанесенное его государю" (кн. 4, гл. XVI).
Призывы самурая, автора японского "Хагакурэ", не страшиться смерти и хранить в чистоте свою репутацию храбреца почти буквально воспроизводит спарапет Манвел в уже частично приведенном выше наказе:
"Приказал ему быть послушным и покорным царю Аршаку, быть верным, стараться и работать, воевать за армянскую страну. "С радостью прими смерть за страну, подобно твоим храбрым предкам. Ибо, -- сказал он, -- это справедливое и угодное Богу дело, и если так будете поступать, Бог не оставит вас. На земле оставьте имя храброго, а справедливость свою посвятите небу. Не бойтесь вовсе смерти, а уповайте на того, кто создал все и утвердил. Держитесь вдали от коварства, порока и зла, и чистым сердцем и верностью служите господу Богу. Смело умирайте за благочестивую страну Армянскую, ибо это и есть смерть за бога, за его церкви и за верующих, за прирожденных государей этой страны -- за Аршакуни" (кн. 5, гл. XLIV).
Этот фрагмент ясно показывает, с какой искусностью и верой использовали армянские полководцы христианское учение в качестве идеологии в практически не прекращающихся войнах за свободу Армении. "Смерть за Армению -- это смерть за Бога", -- утверждал спарапет Манвел и, безусловно, другие армянские военачальники IV века. Тем самым они создавали необходимую гармонию между кодексом чести армянского воина (в частности, с его главным идейным тезисом о самопожертвовании во имя Родины), сформировавшимся в гораздо более древний период и освященным в неисчислимых сражениях со сравнительно недавно обретенной христианской верой и религиозными чувствами. С той же верой, что смерть за Отечество -- богоугодное дело, армянские воины-христиане сражались и во все последующие века.
Рыцарство в Европе как особое военно-феодальное сословие сформировалось к концу VIII века. Деятельность и социальное значение этого сословия наиболее ярко проявились во время крестовых походов в XI-XIV вв. У рыцарей какого-либо общего узаконенного письменного кодекса чести не существовало, однако на основе их молитв и других сохранившихся текстов специалисты выделяют следующие обязательные требования рыцарского поведения: верность сюзерену, беззаветная храбрость, презрение к трудностям и опасностям, защита христианской церкви и ее служителей, помощь осиротевшим или недужным членам рыцарских родов, щедрость, безупречная жизнь перед Богом и людьми. Нетрудно заметить, что эти требования, как и "Бусидо", частично совпадают с кодексом армянского воина IV-V веков.
Армения-Родина в кодексе чести армянского воинства
Однако самое интересное заключается в том, что 1 и 4 пункты перечня, представляющего систему ценностей армянского воинства, резко отличаются от известных нам европейских и японских военно-феодальных систем ценностей, представляя собой поистине необычную для древности и средневековья иерархию.
Так:
а) согласно первому требованию, первоочередной и главной принятой на себя обязанностью армянского воина было служение царству и "Миру" Армянскому;
б) согласно четвертому требованию, знатный армянский воин, как бы это ни было удивительным, служение и защиту армянскому народу (включая все его классы и сословия) считал более важным и первоочередным, чем выполнение закрепленных в пунктах с 5-го по 8-й кодекса обязательств перед семьей, родом, боевыми соратниками и даже христианской верой и церковью.Точнее говоря, семья, род, соратники, церковь - все это входило в понятие армянская нация -- народ. Более того, христиане Армении и армянский народ отождествлялись, а церковь воспринималась как армянская национальная структура. Как было сказано, системы ценностей японского самурая и европейского рыцаря подобных приоритетов просто не знали.
Еще одна историческая параллель. В соседней Армении Византии патриотические чувства и само слово "родина", как свидетельствует Шарль Диль в книге "Основные проблемы византийской истории", появились лишь в X веке, между тем армянские источники V века свидетельствуют, что уже в те времена и даже значительно раньше в армянской действительности существовало четкое осознание Армении-Родины. Чаще всего понятие родины выражалось терминами "Армянский мир", "Армянская страна", "Армянское царство", но нередко, как и в приведенном выше отрывке из Хоренаци, собственно термином "Родина": "То был муж трудолюбивый и любящий отечество, готовый скорее умереть за родину, чем видеть чужеродных сынов, попирающих родные пределы, и инородных мужей, властвующих над его кровными сородичами" (1, 13).
В сочинении Павстоса есть и другие места, подтверждающие и дополняющие систему ценностей армянского воинства, однако они, в отличие от отдельной главы, посвященной Мушегу Мамиконяну, более лаконичны, кратки и не систематизированы.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
#110
Отправлено 16 октября 2007 - 17:12
"Цавт танем"
Сгорели их деревни, пропала их скотина.
Идут, идут изгнанцы, что ждет их вдалеке?
А чтоб родных напевов их дети не забыли,
Им тайно чертят буквы армянки на песке.
А ветер, ветер, ветер!
Какой колючий ветер!
Обуглены их лица от ветра и беды,
Но лишь возникнет слово из тех дрожащих литер,
Его подхватит ветер, и поглотят пески.
И здесь, в сухой пустыне, съедят его верблюды,
Вдруг дети позабудут, и вырастут немы,
Бредут, бредут изгнанцы,
Бредут бездомны люди,
И что же так тревожит уставшие умы?
Сгорели их святыни, мужчины их убиты,
Их девочек глотало немое море Ван,
И как дышать им дальше, на том кровопролитии,
Не месяц им восходит – турецкий ятаган.
А ветер, ветер, ветер!
Ах, как он больно хлещет!
Куда еще недоля изгнанцев заведет?
Зачем чертить армянке свои витые буквы?
Иссохшим черным пальцем по высохшей пыли?
Лишь только на привале, в те редкие минуты,
Когда их остановит проклятый янычар
Они украдкой чертят, слезами удобряя.
В песке сухой пустыни свои святые «тар»*
Политые слезами, слова вцепились в землю,
А злой колючий ветер опять прогнал людей,
Но на песках пустыни, они уже прижились,
Их тонкие росточки не вытопчет злодей
И гонят янычары изгнанцев по пустыне,
И подгоняют мягко, холеных лошадей,
А возле их стоянки осталось: «цавт танем» -
«дай боль твою отплачу» от изгнанных людей.
Сгорели их деревни, пропала их скотина.
Идут, идут изгнанцы, что ждет их вдалеке?
А чтоб родных напевов их дети не забыли,
Им тайно чертят буквы армянки на песке.
А ветер, ветер, ветер!
Какой колючий ветер!
Обуглены их лица от ветра и беды,
Но лишь возникнет слово из тех дрожащих литер,
Его подхватит ветер, и поглотят пески.
И здесь, в сухой пустыне, съедят его верблюды,
Вдруг дети позабудут, и вырастут немы,
Бредут, бредут изгнанцы,
Бредут бездомны люди,
И что же так тревожит уставшие умы?
Сгорели их святыни, мужчины их убиты,
Их девочек глотало немое море Ван,
И как дышать им дальше, на том кровопролитии,
Не месяц им восходит – турецкий ятаган.
А ветер, ветер, ветер!
Ах, как он больно хлещет!
Куда еще недоля изгнанцев заведет?
Зачем чертить армянке свои витые буквы?
Иссохшим черным пальцем по высохшей пыли?
Лишь только на привале, в те редкие минуты,
Когда их остановит проклятый янычар
Они украдкой чертят, слезами удобряя.
В песке сухой пустыни свои святые «тар»*
Политые слезами, слова вцепились в землю,
А злой колючий ветер опять прогнал людей,
Но на песках пустыни, они уже прижились,
Их тонкие росточки не вытопчет злодей
И гонят янычары изгнанцев по пустыне,
И подгоняют мягко, холеных лошадей,
А возле их стоянки осталось: «цавт танем» -
«дай боль твою отплачу» от изгнанных людей.
Как бы не жил человек, все равно требуется семья. Семью не заменишь ни деньгами, ни карьерой, ни друзьями. Семья-как элемент пазла; найдьеш недостающий кусочек, и картинка жизьни сложится....
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |