Отправлено 07 декабря 2009 - 01:31
Вчера мы таки были на концерте "Легенды Грузии", он состоялся. Народу было очень много, кругом была слышна грузинская речь, люди шли семьями, с маленькими детьми, было много молодежи и взрослой публики. Конечно, 90% всей публики грузины, получился такой съезд соотечественников, подобную концентрацию грузин на квадратный метр я давно не видела. Было полное ощущение, что я в Батуми. Народ присматривался друг к другу, все казались давно знакомыми, где-то виденными, напряженно смотрели - вдруг кто знакомый встретится. Благо время было, так как концерт задержался на 40 минут, и все стояли в фойе.
Мне почему-то вспомнился фильм "Ликвидация", когда в Одессу привезли Утесова и на концерт собрался весь город, а товарищ Жуков провел "удачную" операцию. Товарищи из УФМС тоже могли вчера хорошо поработать.
Теперь мне трудно судить объективно, так как я шла на концерт после всех разговоров об "Эрисиони", после чтения всех материалов о лже-Легендах и так далее. Но действительно, не нужно было быть большим специалистом, чтобы с первых минут понять, что подобное, может быть, и имеет право на существование, но уж точно не может претендовать на звание "легендарное шоу на уровне мировых стандартов, покорившее мир" и что там еще писалось в анонсе. Ребятам еще работать и работать, включая режиссера, художника и костюмера. А главное - и это ужасно - прибить того, кто сделал аранжировку музыки! Это самый раздражающий фактор всего мероприятия. Мало того, что истинно грузинские мотивы еле слышны за грохотом ударных и электроники, так еще и стилизовано все под некий стандарт и похоже местами на ирландскую музыку, местами был явный русский вальс, потом пошел еврейский мотив, плавно перешедший во французский шансон. Все это так громко, что когда танцоры в азарте вскрикивают, подбадривают друг друга, восклицают, а память подсказывает, что да, так должно быть, их должно быть слышно, они задают этим ритм танцу, поддерживают его, то их не слышно. Они просто, как рыбы, открывают рот...и тишина!
Пару танцев сделали на нормальную музыку, где слышно аккордеон, барабан, свирель, так это были просто именины сердца! И зал откликался совсем другими аплодисментами. Так же душевно встречали пятерых мужчин, которые пели акапельно старинные песни. Потом они, правда, мне кажется немного смухлевали, так как пели грандиозно, как хор из 50 человек, а сами даже не напрягались, такие ноты не берут с таким выражением лица. Я помню папу с братьями и друзьями, когда они пели в хоре и участвовали во всех смотрах и концертах, да и просто на свадьбах, извините, или за столом.
Но этому поющему ансамблю мы были признательны хотя бы за достоверность музыки и слов, за голоса, которые будоражили душу. И хорош был юноша с саламури ( сначала с одной, потом с двумя), маленькие пацаны-барабанщики сорвали свою долю аплодисментов и "браво". А танцы...
Первая мысль, которая пришла в голову ( и не только мне одной) когда появились первые танцоры, что многие из них как-то слишком крепкие. Они стояли спиной к залу, все в черном, широко расставив ноги, в такой агрессивной позе и спортивной стойке, потом повернулись и выяснилось, что лица у них закрыты, видны только глаза. Еще и музыка не поймешь какая! Было полное ощущение, что это омоновцы! Такие все кряжистые, толстопопые, пардон, и повадки все уличные.
Конечно, костюмы тут тоже виноваты, это отдельная песня, но состав разномастный: кто худой, кто крепкий, нет единой линии, вертикали, стройности, когда все похожи друг на друга, будто отлитые по одной форме. И чувствуется, что поставили танцевать всех, кто был под рукой. Некоторые просто портили все одним своим видом, у парня явный сколиоз, в "Хоруми" его спина торчала и мозолила глаза, танцевал он так. что казалось, сейчас рухнет и не встанет, бедный.
Но явно там есть талантливые ребята, которые все и везут, стараются, их сразу вычленяет глаз, они заметны, чего не должно быть. На их азарте, рвении все и держалось. В национальных танцах трудно халтурить, они физически тяжелые, нужна подготовка, опыт, а всего этого не хватает.
Поверьте, мы туда шли не за тем, чтобы искать недостатки, мы слишком любим для этого и страну , и людей , и культуру, и пусть не все, но многое об этом знаем, являясь частью того, к чему хотели прикоснуться. Да, что-то мы получили, что-то всколыхнулось в памяти и в душе, но праздника не было, стало жалко, что настолько утрачены связи, настолько люди соскучились, что даже такому явно слабому шоу были рады и благодарны за встречу с родиной, с детством, с прошлым.
Концерт шел в 2 отделениях по 30 минут каждое, закончилось все быстро, если не считать задержку начала. После артисты вышли в фойе и с ними можно было сфотографироваться, что многие сделали. Я тоже подошла к ним, девочки сказали, что очень удивлены такому количеству народа, что не ожидали и это приятно. говорили они по грузински, это я к вопросу о том, грузины ли вообще там танцуют. По крайней мере к народу вышли эти артисты. У девушек, кстати, ни в одном танце не было головных уборов вообще, у всех свои длинные (кто как смог) волосы. Бабушки моей на них не было! Она бы им показала!
Зато девочки явно знают восточные танцы, это проскальзывало, таких выкрутасов коленями под длинной юбкой я не видела в грузинских танцах, даже в "Хевсури", при всей его смелости, все движения вертикальные, все вверх, без выворачивания бедра наружу. Ну можно долго говорить.
Что касается голого юноши. Он появился 2 раза по 20 секунд. Да, неожиданно, но ничего смертельного, торс хороший, явно дань современной моде, как же в Европу без тела. Поверьте, это было не самое-самое, это можно опустить, как попытку войти в Евросоюз. Если они и дальше будут танцевать под такую аранжировку, под такую музыку, то пусть уж тогда с торсами голыми, тогда к ним не будет вообще никаких претензий. Это будет не наше уже дело, так как к Грузии не будет иметь никакого отношения.
И еще ужасно не хватало пейзажей Грузии, старых фотографий, какого-то изображения грамотного на экране, где почему-то были знаки зодиака, один раз мелькнул храм или крепость, еще была попытка дать текст на грузинском. Зато на выходе предлагали за 500 рублей диски с записью концерта, вот только какого? Но уже ничего не хотелось.
Так что пока мои "Легенды Грузии" - это мои воспоминания, мои песни и танцы, что хранятся во мне, мои родные лица поющие за столом и танцующие Шалахо" и "Гандагана", это мой Батуми, мои уроки грузинского, который еще помню. И если мне будет нужно рассказать кому-то об этом, объяснить, что это такое, я не станцую, конечно, даже так, но я спою вместе с мамой и братом наши любимые, голос будет дрожать от волнения, и слезы встанут в глазах, их не удержишь, и пусть мы не "Циспери трио", но поверьте это будет Грузия, это будет о ней.