В основе северного образа Бабы-Яги, колдуньи и повелительницы зверей, обитающей в лесной чаще, иногда помогающей герою советом и делом, лежали древнейшие предания и обычаи. Образ лесной Яги-колдуньи восходит к древнейшим представлениям о Великой Матери мира – хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир.
Некогда эта богиня-мать считалась верховным божеством, однако, с уходом от матриархата и от охоты к земледелию, хозяйка мира стала богиней-громовницей, распорядительницей дождя. С приходом христианства языческую богиню превратили в демоническое существо (как богиню плодородия Макошь – в Мару, кикимору и т.п.)
0
Бог мой...
Автор
SergOs
, 25 авг 2008 08:09
Сообщений в теме: 310
#61
Отправлено 11 октября 2008 - 01:06
#62
Отправлено 13 ноября 2008 - 22:20
Мара-Морена, славянская богиня смерти
Царица ночи
Андрей Клименко
Художник Б. Забирохин
Мара-Морена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем...
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...
* * *
Славянское название – «Мара», богиня смерти (значение во всех мифологиях одинаково, в греческой мифологии – Посейдон, в римской – Нептун, в иудохристианской – дева Мария).
Древнейшая морфема русского языка. В лексическом и грамматическом значениях выступает носителем понятий «имаю», «имею», «ма», «емлю», «внемлю» = беру в себя, во мне, моё, нахождение внутри чего-то, состав тела, способность, вода, море, смерть, могила; в словотворении – молчу.
12-я буква в реконструированном славянском алфавите, называемом «Рай». В современном русском алфавите имеет 14-й порядковый номер. В глаголице – 15-й. В кириллице «М» (мыслете) – 14-й. В греческом М (мю) – 12-й. В арабском – 24-й. В латинский перешла из этрусского. Финикийское «mem» (вода). Египетский иероглиф обозначает воду.
Начертанием восходит к древнеславянской свастической идеограмме «Мара», принадлежащей славянской богине смерти – Маре. Идея буквы заключена в изображении женского начала – треугольника, направленного вершиной вниз. Изображение также связано с водной стихией. «М» активно присутствует в сознании нынешних граждан как знак, поставленный перед спуском в подземное царство – мир метрополитена.
В отношении к букве «М» проявляется полное согласие всех языков. Она соотносится с принципом воды, рождения, матери, смерти: Мара, Мхат, Мадхава, Майя, Ману или мантры, санскритское «ма», соответствующее числу 5, связано с водой.
Буква «М» обозначает на письме твёрдый губной носовой сонорный согласный: «мак», «мол», «мул», «лом». В сочетании с буквами «е», «ё», «ю», «я», «ь», указывающими на мягкость предшествующего согласного, передаёт соответствующий мягкий согласный: «мел», «мёд», «мясо», «семь».
Числовой эквивалент в глаголице – 60. В кириллице – 40. Как римская цифра эта буква обозначает 1000. В латинском алфавите «М» обозначает числительное для «неопределимого числа». В математике «М» обозначает множество.
Буква «М» в системе карт Таро отражена двенадцатым арканом «Повешенный» – испытание, пример, учение, отказ от «эго», насильственная смерть, проникновение в тайны универсума и вызов, брошенный законам природы, подобно Одину, висевшему на дереве, чтобы проникнуть в тайну рун. На карте – человек, повешенный за одну ногу между двумя стволами деревьев – символ дуальности. Его руки заложены за спину и образуют треугольник, указывающий вниз. При этом лицо его безмятежно. Эта фигура образует перевернутый знак серы и в алхимии означает завершение Великого Делания. Перекладина и две вертикали стволов образуют число творения 3, а также содержат идею моста, соединяющего противоположности, задавая алгоритм перехода от идеи творения к идее совершенства. Одна нога согнута в колене, образуя перевернутую цифру 4. Испытание означает необходимость сохранять равновесие. Повешенный достиг известной степени совершенства и свободы от обстоятельств. Здесь демонстрируется идея высшей зависимости человеческой личности от космической жизни.
Планета – Нептун.
Иероглифом для нее является женщина.
Знак Зодиака – Скорпион.
И, конечно же, мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы, в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
источник http://www.dazzle.ru/spec/sa14.shtml
Царица ночи
Андрей Клименко
Художник Б. Забирохин
Мара-Морена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем...
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна...
* * *
Славянское название – «Мара», богиня смерти (значение во всех мифологиях одинаково, в греческой мифологии – Посейдон, в римской – Нептун, в иудохристианской – дева Мария).
Древнейшая морфема русского языка. В лексическом и грамматическом значениях выступает носителем понятий «имаю», «имею», «ма», «емлю», «внемлю» = беру в себя, во мне, моё, нахождение внутри чего-то, состав тела, способность, вода, море, смерть, могила; в словотворении – молчу.
12-я буква в реконструированном славянском алфавите, называемом «Рай». В современном русском алфавите имеет 14-й порядковый номер. В глаголице – 15-й. В кириллице «М» (мыслете) – 14-й. В греческом М (мю) – 12-й. В арабском – 24-й. В латинский перешла из этрусского. Финикийское «mem» (вода). Египетский иероглиф обозначает воду.
Начертанием восходит к древнеславянской свастической идеограмме «Мара», принадлежащей славянской богине смерти – Маре. Идея буквы заключена в изображении женского начала – треугольника, направленного вершиной вниз. Изображение также связано с водной стихией. «М» активно присутствует в сознании нынешних граждан как знак, поставленный перед спуском в подземное царство – мир метрополитена.
В отношении к букве «М» проявляется полное согласие всех языков. Она соотносится с принципом воды, рождения, матери, смерти: Мара, Мхат, Мадхава, Майя, Ману или мантры, санскритское «ма», соответствующее числу 5, связано с водой.
Буква «М» обозначает на письме твёрдый губной носовой сонорный согласный: «мак», «мол», «мул», «лом». В сочетании с буквами «е», «ё», «ю», «я», «ь», указывающими на мягкость предшествующего согласного, передаёт соответствующий мягкий согласный: «мел», «мёд», «мясо», «семь».
Числовой эквивалент в глаголице – 60. В кириллице – 40. Как римская цифра эта буква обозначает 1000. В латинском алфавите «М» обозначает числительное для «неопределимого числа». В математике «М» обозначает множество.
Буква «М» в системе карт Таро отражена двенадцатым арканом «Повешенный» – испытание, пример, учение, отказ от «эго», насильственная смерть, проникновение в тайны универсума и вызов, брошенный законам природы, подобно Одину, висевшему на дереве, чтобы проникнуть в тайну рун. На карте – человек, повешенный за одну ногу между двумя стволами деревьев – символ дуальности. Его руки заложены за спину и образуют треугольник, указывающий вниз. При этом лицо его безмятежно. Эта фигура образует перевернутый знак серы и в алхимии означает завершение Великого Делания. Перекладина и две вертикали стволов образуют число творения 3, а также содержат идею моста, соединяющего противоположности, задавая алгоритм перехода от идеи творения к идее совершенства. Одна нога согнута в колене, образуя перевернутую цифру 4. Испытание означает необходимость сохранять равновесие. Повешенный достиг известной степени совершенства и свободы от обстоятельств. Здесь демонстрируется идея высшей зависимости человеческой личности от космической жизни.
Планета – Нептун.
Иероглифом для нее является женщина.
Знак Зодиака – Скорпион.
И, конечно же, мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы, в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
источник http://www.dazzle.ru/spec/sa14.shtml
#63
Отправлено 13 ноября 2008 - 22:42
http://ru.wikipedia.org/wiki/Морана
В былине о Михайле Потыке http://ru.wikipedia....i/Михайло_Потык хорошо сохранился миф о Перуне и Маре.Архангела Михаила народ считает громовником,а "потык" означает "птица" (древнерус. "потька").Крылатый архангел (позднее - герб Киева) мог ассоциироваться с орлом или вороном - птицами Перуна.
Герой былины,собирая дань,встретил царевну Авдотью Лиходеевну (Марью Лебедь Белую) - язычницу и колдунью. Они поженились, и Марья взяла с Потыка клятву: уйти в могилу только вместе.Вскоре она умирает,и ее хоронят в обширной могиле вместе с Михайлой и его конем.Под землей Лиходеевна превращается в огромную змею,и Потык убивает ее.Либо появляется змей,богатырь одолевает его,воскрешает жену и выходит с ней на белый свет.
Примечательны календарные срроки всех этих событий.Потык встречает Марью весной,уходит с ней в могилу осенью (в начале сбора дани),а ыходит весной,на Пасху.Не случайны и имена героини.День Авдотьи (Евдокии)-1 марта(чешские Летницы).Лебеди прилетают весной.Эти птицы связаны с нижним миром:ночью Солнце плывет под землей в ладье,запряженной лебедями.
Но злоключения влюбленного богатыря только начинаются.Его жену похищает чужеземный царь Иван Окульевич(или Ахрамей).Трижды Потык догоняет похитителя,возвращает Марью,и трижды она опаивает его вином с зельем,а затем губит;хоронит живьем,превращает в камень,распинает в подземелье.В первый раз Михайла спасают другие богатыри,во второй - св.Николай,в третий - Анастасия,сестра похитителя.Только после этого богатырь убивает Марью и её любовника и женится на своей спасительнице.
"Михайла Потык" былина: http://lib.swarog.ru...kiew/kiew14.php
В былине о Михайле Потыке http://ru.wikipedia....i/Михайло_Потык хорошо сохранился миф о Перуне и Маре.Архангела Михаила народ считает громовником,а "потык" означает "птица" (древнерус. "потька").Крылатый архангел (позднее - герб Киева) мог ассоциироваться с орлом или вороном - птицами Перуна.
Герой былины,собирая дань,встретил царевну Авдотью Лиходеевну (Марью Лебедь Белую) - язычницу и колдунью. Они поженились, и Марья взяла с Потыка клятву: уйти в могилу только вместе.Вскоре она умирает,и ее хоронят в обширной могиле вместе с Михайлой и его конем.Под землей Лиходеевна превращается в огромную змею,и Потык убивает ее.Либо появляется змей,богатырь одолевает его,воскрешает жену и выходит с ней на белый свет.
Примечательны календарные срроки всех этих событий.Потык встречает Марью весной,уходит с ней в могилу осенью (в начале сбора дани),а ыходит весной,на Пасху.Не случайны и имена героини.День Авдотьи (Евдокии)-1 марта(чешские Летницы).Лебеди прилетают весной.Эти птицы связаны с нижним миром:ночью Солнце плывет под землей в ладье,запряженной лебедями.
Но злоключения влюбленного богатыря только начинаются.Его жену похищает чужеземный царь Иван Окульевич(или Ахрамей).Трижды Потык догоняет похитителя,возвращает Марью,и трижды она опаивает его вином с зельем,а затем губит;хоронит живьем,превращает в камень,распинает в подземелье.В первый раз Михайла спасают другие богатыри,во второй - св.Николай,в третий - Анастасия,сестра похитителя.Только после этого богатырь убивает Марью и её любовника и женится на своей спасительнице.
"Михайла Потык" былина: http://lib.swarog.ru...kiew/kiew14.php
#64
Отправлено 13 ноября 2008 - 23:54
Морена
Ведаслава
(Александра Сёмочкина)
ВОДЫ МАРЫ – славянский религиозный символ богини Мары
Магический круг
Джон Уотерхаус
Зооморфный лик Мары http://chudinov.ru/z...nyiy-lik-maryi/
Лик Мары Булгара и Болгарии http://chudinov.ru/l...arii/#more-2310
Деревянный лик Мары Шигирского торфяника http://chudinov.ru/d...ogo-torfyanika/
#65
Отправлено 14 ноября 2008 - 00:37
Людям, родившимся 16 октября - 1 ноября, покровительствует Морена (Мара, Марена, Мора, Мура).
Морена - богиня бесплодной болезной дряхлости и её неизбежного конца - смерти. Слово "мор" означает поголовную или внезапную смерть людей (от одной деревни до целых народов и государств). В этом слове осталась память о жестокой и неумолимой богине, которая не принимает никакие жертвы. Радость ей приносят только увядшие цветы, сгнившие плоды, опавшие листья и угасшие человеческие жизни. Древние славяне придумали обряд-оберег от этой злой силы. Срубленное дерево - Морену - накануне Иванова дня обвешивают лентами и венками, под него сажают тоже наряженную соломенную куклу - Купалу, рядом зажигают большой костёр. Молодцы и девицы прыгают через этот костёр попарно с купальской куклой в руках. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену (сняв с них украшения) бросают в реку, чтобы избавить себя от смертей, болезней, всяких неприятностей.
Морена - мёртва вода покровительствует рождённым поздней осенью. Время Морены страшное: опали все листь, беспросветно темны ночи, часто шумит унылый дождь и воет ветер. В дни Морены людям приходится надеяться только на себя. Они стараются реже выходить из своих тёплых домов.
Характер человека-Морены представляет особый интерес. Дети Морены полны скрытой, таинственной силы почти магического свойства. Они - самые сильные. И всегда готовы анализировать жизнь в поисках её скрытых ресурсов. Добиваясь поставленной цели, они отличаются упорством и терпением. Мало нервничют: знают, что рано или поздно всё равно возьмут своё. В тяжёлых жизненных условиях они умеют сконцентрироваться, собирать свою волю в кулак.
Противоборство никогда их не пугает. Призвание человека-Морены - медицина. Хирург или реаниматор-Морена любого вытащит с того света. Встретившись лицом к лицу со смертью, человек-Морена побеждает! Его же самого судьба хранит в самых катастрофических ситуациях. Знак Морены характеризуется затаённой силой, стойкостью и самодисциплиной.
Бескопромиссность Морены порой граничит с мстительностью. Человек-Морена живёт долго, и до старости остаётся в прекрасной физической форме. Он получит колоссальный энергетический заряд, если поздней осенью подойдёт к ближайшему водоёму и наберёт воды, наполовину ставшей льдом. Такая мёртвая вода дарит бессмертие. Тому, кто имеет её при себе, не страшны ни криминальные разборки, ни природные катаклизмы. Любовь для Морены - противоборство, дружба - всегда с элементами конкуренции.
У Морены несколько отрешённый взгляд на мир, сильно желание заглянуть за черту, в потустороннее. Эта демоническая натура устанавливает контроль над чувствами своими и окружающих людей, что позволяет ей решаться на то, на что никто из смертных не отважится.
Украшения. Для людей этого знака древнеславянского гороскопа более предпочтительны неброские и недорогие украшения, а это: скромные бусы в одну нитку, изящная цепочка "витого" плетения, подвеска-миниатюра, камни-вставки: матовые, непрозрачные, светлых, сероватых тонов. "Мореновцам" следует избегать яркого блеска камней и пестроты ожерелия. Металл - серебро.
Морена - богиня бесплодной болезной дряхлости и её неизбежного конца - смерти. Слово "мор" означает поголовную или внезапную смерть людей (от одной деревни до целых народов и государств). В этом слове осталась память о жестокой и неумолимой богине, которая не принимает никакие жертвы. Радость ей приносят только увядшие цветы, сгнившие плоды, опавшие листья и угасшие человеческие жизни. Древние славяне придумали обряд-оберег от этой злой силы. Срубленное дерево - Морену - накануне Иванова дня обвешивают лентами и венками, под него сажают тоже наряженную соломенную куклу - Купалу, рядом зажигают большой костёр. Молодцы и девицы прыгают через этот костёр попарно с купальской куклой в руках. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену (сняв с них украшения) бросают в реку, чтобы избавить себя от смертей, болезней, всяких неприятностей.
Морена - мёртва вода покровительствует рождённым поздней осенью. Время Морены страшное: опали все листь, беспросветно темны ночи, часто шумит унылый дождь и воет ветер. В дни Морены людям приходится надеяться только на себя. Они стараются реже выходить из своих тёплых домов.
Характер человека-Морены представляет особый интерес. Дети Морены полны скрытой, таинственной силы почти магического свойства. Они - самые сильные. И всегда готовы анализировать жизнь в поисках её скрытых ресурсов. Добиваясь поставленной цели, они отличаются упорством и терпением. Мало нервничют: знают, что рано или поздно всё равно возьмут своё. В тяжёлых жизненных условиях они умеют сконцентрироваться, собирать свою волю в кулак.
Противоборство никогда их не пугает. Призвание человека-Морены - медицина. Хирург или реаниматор-Морена любого вытащит с того света. Встретившись лицом к лицу со смертью, человек-Морена побеждает! Его же самого судьба хранит в самых катастрофических ситуациях. Знак Морены характеризуется затаённой силой, стойкостью и самодисциплиной.
Бескопромиссность Морены порой граничит с мстительностью. Человек-Морена живёт долго, и до старости остаётся в прекрасной физической форме. Он получит колоссальный энергетический заряд, если поздней осенью подойдёт к ближайшему водоёму и наберёт воды, наполовину ставшей льдом. Такая мёртвая вода дарит бессмертие. Тому, кто имеет её при себе, не страшны ни криминальные разборки, ни природные катаклизмы. Любовь для Морены - противоборство, дружба - всегда с элементами конкуренции.
У Морены несколько отрешённый взгляд на мир, сильно желание заглянуть за черту, в потустороннее. Эта демоническая натура устанавливает контроль над чувствами своими и окружающих людей, что позволяет ей решаться на то, на что никто из смертных не отважится.
Украшения. Для людей этого знака древнеславянского гороскопа более предпочтительны неброские и недорогие украшения, а это: скромные бусы в одну нитку, изящная цепочка "витого" плетения, подвеска-миниатюра, камни-вставки: матовые, непрозрачные, светлых, сероватых тонов. "Мореновцам" следует избегать яркого блеска камней и пестроты ожерелия. Металл - серебро.
#66
Отправлено 14 ноября 2008 - 00:42
Ноябрь (Грудень)
Грудень — пора смерзшейся земли. Словарь Даля характеризует это слово так: «...мерзлые колеи по дороге, мерзлая кочковатая грязь».
Семаргл
2—8 ноября.
Покровителем всех тех, кто родился со 2 по 8 ноября, принято считать Семаргла. Дело в том, что Семаргл — хранитель огненных жертвоприношений, дома, семейного очага. Он хранит в тепле своего сердца посевы и семена. Иногда, согласно сведениям из Славянской мифологии, оборачивается священным крылатым псом (некоторая разновидность оборотничества). Его имя в старину не принято было даже произносить вслух, дабы не накликать по свою душу гнев Семаргла.
Древние славяне так же с его именем связывали происхождение людей. Боги, как и в других верованиях, по мнению славян, сотворили Мужчину и Женщину из... двух коротеньких палочек, между которыми внезапно вспыхнул огонь. Поэтому с именем этого божества связано еще и «воспламенение» чувств между мужчиной и женщиной, а не только их появление на свет божий. Семаргл всегда, и особенно в темное время суток, стоит на страже покоя людей, со своим огненным мечом.
Люди, родившиеся в месяц Семаргла, сильные, по определению, духом воины. Им просто необходимо чего-то постоянно добиваться, постигать какие-то вершины, они по своей сильной натуре — борцы, и чаще всего, за справедливость. Люди Семаргла способны искренне любить своих избранников и избранниц. В браке у «семарглцев» бывает много детей, что их довольно сильно радует. Они могут выполнять практически любую, порученную им, работу.
Зима
9—28 ноября.
В представлении древних славян и других народов времена года всегда были одушевленными. Всем известная Снежная Королева — красавица Зима, в ноябре проезжающая на лошади по горам и долам в белоснежной душегрейке. Она дышит на все встречное таким ледяным дыханием, что все, даже нечисть и духи тьмы, стараются укрыться подальше от краснощекой- белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями даже кровь в жилах.
Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки-поползухи. Зима старается, чтобы вокруг было белым-бело, снежно. Идет время, Зима стареет. И тогда от нее жди любой пакости от Коровьей Смерти до лихорадки-лихоманки. К марту Зима в народном представлении превращается в уродливую зловредную старуху. Но в самом своем начале Зима несет людям веселые, светлые праздники: Новый год, Рождество, Крещение.
Зима в наших широтах начинается рано. Только что была осень и вот уже зима успешно ведет с ней свои наступательные бои. Земля покрывается снегом, становится светлее. Предзимье — сытное время. Недавно собран урожай. Полны амбары и погреба. Люди Зимы с оптимизмом смотрят в будущее, они активны и уверенны в себе.
Даже если внешне они эмоционально холодны, на глубоком дне души у каждого из них лежит большое горячее солнце, согревая своего хозяина и его окружающих внутренним теплом. Человек Зимы часто сознательно становится борцом против мирового зла. За человеком-Зимой стоит светлая сила, непостижимая даже для него самого, и она влияет на события его жизни. Все, что с ним происходит— не случайно.
Дети Зимы — азартные спортсмены и любопытные исследователи. Они очень интересуются фантастикой, необычными явлениями природы, параллельными мирами, жизнью звезд и планет. Им приятно смотреть в звездное небо, разгадывая загадки мирозданья, стараясь во всем докопаться до истины, первопричины. Зима много читает, и окружающие пользуются ею как «ходячей энциклопедией». Иногда кажется, что на Человека-Зиму не найдешь управы, он не подчиняется общим законам, имея собственные. На самом деле нравственность Зимы высока, а помыслы чисты.
То, что выходит за рамки общественных норм, попадает в ведение более глубокой, религиозной морали. В поисках духовного Зима отталкивается от материального и ничему не верит без явных доказательств. В семейной жизни человек-Зима становится жертвой: вся семья держится на его безграничном терпении. Зима — интересный собеседник и обладает ангельским характером, что и привлекает друзей. У детей Зимы крепкое здоровье, если они закаляются и занимаются собой. Основу жизни человек-Зима видит в битве полярных сил, что рождает своеобразное «черно-белое» мировоззрение.
О своей миссии — быть на стороне Добра — люди Зимы не забывают, и это не дает им расслабиться. Именно за это о них говорят: «Мир не без добрых людей».
Украшения. Непредсказуемый и оригинальный представитель этого знака стремится к совершенству форм. Чаще всего люди, рожденные в декабре, предпочитают старинные или стилизованные под старину украшения. Это:
— бусы с элементами народного творчества,
— национальные мотивы в орнаменте,
— неопределенная цветовая гамма украшения.
Драгоценностью для человека этого знака может стать
семейная реликвия.
Грудень — пора смерзшейся земли. Словарь Даля характеризует это слово так: «...мерзлые колеи по дороге, мерзлая кочковатая грязь».
Семаргл
2—8 ноября.
Покровителем всех тех, кто родился со 2 по 8 ноября, принято считать Семаргла. Дело в том, что Семаргл — хранитель огненных жертвоприношений, дома, семейного очага. Он хранит в тепле своего сердца посевы и семена. Иногда, согласно сведениям из Славянской мифологии, оборачивается священным крылатым псом (некоторая разновидность оборотничества). Его имя в старину не принято было даже произносить вслух, дабы не накликать по свою душу гнев Семаргла.
Древние славяне так же с его именем связывали происхождение людей. Боги, как и в других верованиях, по мнению славян, сотворили Мужчину и Женщину из... двух коротеньких палочек, между которыми внезапно вспыхнул огонь. Поэтому с именем этого божества связано еще и «воспламенение» чувств между мужчиной и женщиной, а не только их появление на свет божий. Семаргл всегда, и особенно в темное время суток, стоит на страже покоя людей, со своим огненным мечом.
Люди, родившиеся в месяц Семаргла, сильные, по определению, духом воины. Им просто необходимо чего-то постоянно добиваться, постигать какие-то вершины, они по своей сильной натуре — борцы, и чаще всего, за справедливость. Люди Семаргла способны искренне любить своих избранников и избранниц. В браке у «семарглцев» бывает много детей, что их довольно сильно радует. Они могут выполнять практически любую, порученную им, работу.
Зима
9—28 ноября.
В представлении древних славян и других народов времена года всегда были одушевленными. Всем известная Снежная Королева — красавица Зима, в ноябре проезжающая на лошади по горам и долам в белоснежной душегрейке. Она дышит на все встречное таким ледяным дыханием, что все, даже нечисть и духи тьмы, стараются укрыться подальше от краснощекой- белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями даже кровь в жилах.
Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки-поползухи. Зима старается, чтобы вокруг было белым-бело, снежно. Идет время, Зима стареет. И тогда от нее жди любой пакости от Коровьей Смерти до лихорадки-лихоманки. К марту Зима в народном представлении превращается в уродливую зловредную старуху. Но в самом своем начале Зима несет людям веселые, светлые праздники: Новый год, Рождество, Крещение.
Зима в наших широтах начинается рано. Только что была осень и вот уже зима успешно ведет с ней свои наступательные бои. Земля покрывается снегом, становится светлее. Предзимье — сытное время. Недавно собран урожай. Полны амбары и погреба. Люди Зимы с оптимизмом смотрят в будущее, они активны и уверенны в себе.
Даже если внешне они эмоционально холодны, на глубоком дне души у каждого из них лежит большое горячее солнце, согревая своего хозяина и его окружающих внутренним теплом. Человек Зимы часто сознательно становится борцом против мирового зла. За человеком-Зимой стоит светлая сила, непостижимая даже для него самого, и она влияет на события его жизни. Все, что с ним происходит— не случайно.
Дети Зимы — азартные спортсмены и любопытные исследователи. Они очень интересуются фантастикой, необычными явлениями природы, параллельными мирами, жизнью звезд и планет. Им приятно смотреть в звездное небо, разгадывая загадки мирозданья, стараясь во всем докопаться до истины, первопричины. Зима много читает, и окружающие пользуются ею как «ходячей энциклопедией». Иногда кажется, что на Человека-Зиму не найдешь управы, он не подчиняется общим законам, имея собственные. На самом деле нравственность Зимы высока, а помыслы чисты.
То, что выходит за рамки общественных норм, попадает в ведение более глубокой, религиозной морали. В поисках духовного Зима отталкивается от материального и ничему не верит без явных доказательств. В семейной жизни человек-Зима становится жертвой: вся семья держится на его безграничном терпении. Зима — интересный собеседник и обладает ангельским характером, что и привлекает друзей. У детей Зимы крепкое здоровье, если они закаляются и занимаются собой. Основу жизни человек-Зима видит в битве полярных сил, что рождает своеобразное «черно-белое» мировоззрение.
О своей миссии — быть на стороне Добра — люди Зимы не забывают, и это не дает им расслабиться. Именно за это о них говорят: «Мир не без добрых людей».
Украшения. Непредсказуемый и оригинальный представитель этого знака стремится к совершенству форм. Чаще всего люди, рожденные в декабре, предпочитают старинные или стилизованные под старину украшения. Это:
— бусы с элементами народного творчества,
— национальные мотивы в орнаменте,
— неопределенная цветовая гамма украшения.
Драгоценностью для человека этого знака может стать
семейная реликвия.
#67
Отправлено 30 декабря 2008 - 02:47
ВОДЯНОЙ
Лужицкий эпос
Жила-была панночка-девица!
У отца единственная дочка,
У отца единственная дочка.
Отца девица просила:
-Дай погулять мне годочек,
Пожить во дворе твоем новом!
-Я бы дал погулять тебе годочек,
Пожить во дворе моем новом,
Да пора тебе,дочка,замуж.
Поднялася панночка наверх,
В новорубленную светлицу,
В новорубленную светлицу.
Сидит в светлице и плачет,
Белые руки ломает,
Белые руки ломает.
Во двор водяной проходит:
-Где тут моя невеста,
Где тут моя невеста?
-Она у себя в светлице,
Сидит она там и плачет,
Белые руки ломает.
-О чем ты плачешь,девица,
Моя дорогая невеста?
Моя дорогая невеста!
-Как же мне,горькой,не плакать,
Когда люди кругом толкуют,
Что жених мой - сын водяницы?
-Не слушай пустые толки,
Теперь ничего не изменишь.
Теперь ничего не изменишь!
Я для своей невесты
Серебрянный мост построю.
Серебрянный мост построю!
Пройдет по мосту твой поезд
О тридесяти колясках,
О сорока рысаках!
Не доехали до середины -
Под ней провалился смост.
Под ней провалился мост.
Смотрит отец в окошко:
-Гляди,дорогая женка,
Плывет наша дочь по воде!
-Ну и пусть плывет по воде,
Теперь ничего не изменишь,
Теперь ничего не изменишь!
Семь весен и зим миновало,
Семь она сынов нарожала,
Семь она сынов нарожала.
На злую восьмую годину
Родила она восьмого сына,
Родила она восьмого сына.
Запросилась она у мужа:
-Пусти меня на берег,в церковь!
Пусти меня на берег в церковь!
-Ступай,если хочешь,в церковь,
Но смотри,не дождись благословенья!
Но смотри,не дождись благословенья!
Поднялась со дна,идет в церковь
И встречает милого братца,
Встречает сестренку меньшую.
-Привет,дорогая сестра.
В кои поры ты на берег вышла!
Идем вместе с нами в церковь.
-В церковь пойду с вами вместе,
Но нельзя мне ждать благословенья.
Ах,нельзя мне ждать благословенья!
-Не спеши,погоди,сестрица,
С нами пойдешь пообедать,
С нами пойдешь пообедать.
Дождалась она благословенья.
Тут встал водяной из пучины.
Тут встал водяной из пучины -
В синих своих штанах,
В красных своих чулках,
В красных своих чулках!
Вышла она из церкви,
С сестрицею распростилась.
А навстречу - муж-водяной.
Из рук ее вырвал младенца,
На глазах у ней растерзал,
На глазах у ней растерзал!
Остальных семерых задушил,
Раскидал тела по дороге,
Сам повесился на косяке.
-Не жалко тебе,скажи,
Деток твоих малолетних,
Деток твоих малолетних?
-Ни одного так не жаль,
Как жаль сыночка меньшого!..
Как жаль сыночка меньшого!
Маленький сидел он в купели,
Беленький лежал в колыбели,
Яблочком румяным играл.
Лужицкий эпос
Жила-была панночка-девица!
У отца единственная дочка,
У отца единственная дочка.
Отца девица просила:
-Дай погулять мне годочек,
Пожить во дворе твоем новом!
-Я бы дал погулять тебе годочек,
Пожить во дворе моем новом,
Да пора тебе,дочка,замуж.
Поднялася панночка наверх,
В новорубленную светлицу,
В новорубленную светлицу.
Сидит в светлице и плачет,
Белые руки ломает,
Белые руки ломает.
Во двор водяной проходит:
-Где тут моя невеста,
Где тут моя невеста?
-Она у себя в светлице,
Сидит она там и плачет,
Белые руки ломает.
-О чем ты плачешь,девица,
Моя дорогая невеста?
Моя дорогая невеста!
-Как же мне,горькой,не плакать,
Когда люди кругом толкуют,
Что жених мой - сын водяницы?
-Не слушай пустые толки,
Теперь ничего не изменишь.
Теперь ничего не изменишь!
Я для своей невесты
Серебрянный мост построю.
Серебрянный мост построю!
Пройдет по мосту твой поезд
О тридесяти колясках,
О сорока рысаках!
Не доехали до середины -
Под ней провалился смост.
Под ней провалился мост.
Смотрит отец в окошко:
-Гляди,дорогая женка,
Плывет наша дочь по воде!
-Ну и пусть плывет по воде,
Теперь ничего не изменишь,
Теперь ничего не изменишь!
Семь весен и зим миновало,
Семь она сынов нарожала,
Семь она сынов нарожала.
На злую восьмую годину
Родила она восьмого сына,
Родила она восьмого сына.
Запросилась она у мужа:
-Пусти меня на берег,в церковь!
Пусти меня на берег в церковь!
-Ступай,если хочешь,в церковь,
Но смотри,не дождись благословенья!
Но смотри,не дождись благословенья!
Поднялась со дна,идет в церковь
И встречает милого братца,
Встречает сестренку меньшую.
-Привет,дорогая сестра.
В кои поры ты на берег вышла!
Идем вместе с нами в церковь.
-В церковь пойду с вами вместе,
Но нельзя мне ждать благословенья.
Ах,нельзя мне ждать благословенья!
-Не спеши,погоди,сестрица,
С нами пойдешь пообедать,
С нами пойдешь пообедать.
Дождалась она благословенья.
Тут встал водяной из пучины.
Тут встал водяной из пучины -
В синих своих штанах,
В красных своих чулках,
В красных своих чулках!
Вышла она из церкви,
С сестрицею распростилась.
А навстречу - муж-водяной.
Из рук ее вырвал младенца,
На глазах у ней растерзал,
На глазах у ней растерзал!
Остальных семерых задушил,
Раскидал тела по дороге,
Сам повесился на косяке.
-Не жалко тебе,скажи,
Деток твоих малолетних,
Деток твоих малолетних?
-Ни одного так не жаль,
Как жаль сыночка меньшого!..
Как жаль сыночка меньшого!
Маленький сидел он в купели,
Беленький лежал в колыбели,
Яблочком румяным играл.
#68
Отправлено 30 декабря 2008 - 03:13
Водяно́й (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) (чеш. vodník, сербо-лужицк. wodby muž, wodnykus, словен. povodnj, vodni mož и др.) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.
С виду он больше всего походит на утопленника:старик с раздутым животом,волосы и борода в тине и водорослях.Между пальцами перепоки,вместо ног порой рыбий хвост.Или же тело покрыто шерстью,как у лешего или домового.
Водяной - такой же хозяин над рыбами,как леший - над зверями,и тоже проигрывает их в карты.Живет он на дне омута,порой в хрустальном дворце.Жены его - русалки,а мужчины-утопленники служат ему как рабы,потом же сами становятся водяными(особенно если кого-нибудь утопят).Любит водяной хозяин кричать и громко хлопать ладонью по воде,а еще любит выпивку,песни,музыку.
Нрав у водяного весьма скверный.То и дело он топит людей и лодки,рвет сети,поднимает бури,разносит запруды.Понравившихся ему людей(например певцов)утаскивает к себе на дно.Но т от него можно окупится жертвами. Воти и приносили их ему рыбаки,мельники,даже пасечники(чтоб речной теман не губил пчел).Даже заключали с водяным договор,который,впрочем,считался сродни продаже души черту.Согласно одной легенде, Водяные — падшие ангелы, сброшенные Богом с небес и попавшие в воду.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
"Водяной дух"
Не ходи к потоку -
Он шумит, бежит,
Там неподалеку
Водяной сторожит.
Он на дне золотом
Неприметен днем.
Солнце лишь к закату-
Он встает из реки
Тяжелую пяту
Кладет на пески
И, луной озарен,
Погружается в сон.
До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вокруг него сторожит,
Чтоб случайно волна
Не встревожила сна
***
Д.П.Ознобишин
3 апреля - День Водяного
По поверью в этот день просыпался от зимней спячки Водяной. Существует традиция - рыбаки в полночь приходят к водоему и задабривают Водяного, угощая его лакомым гостинцем, а он в ответ соглашается стеречь их рыбу и всячески помогать на рыбалке.
#69
Отправлено 30 декабря 2008 - 03:41
Садко
Во славноем во Нове-граде
Как был Садке́-купец богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гуселки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садке́.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садке соскучился.
Как пошел Садке́ к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садке пере́пался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садке соскучился.
Как пошел Садке к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садке пере́пался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садке соскучился.
Как пошел Садке к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильменя со озера,
Сам говорил таковы слова:
«Ай же ты, Садке Новгородскиий!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великия,
За твою-то игру нежную.
Аль бессчетной золотой казной?
А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову,
И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного,
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба — золоты перья.
Как ударишь о велик заклад,
И поди — свяжи шелковой невод,
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золоты перья.
Тогда ты, Садке, счастлив будешь».
Пошел Садке от Ильменя от озера.
Как приходил Садке во свой во Новгород,
Позвали Садке на почестен пир.
Как тут Садке Новгородскиий
Стал играть в гуселки яровчаты;
Как тут стали Садке попаивать,
Стали Садку поднашивать,
Как тут-то Садке стал похвастывать:
«Ай же вы, купцы новгородские!
Как знаю чудо чудное в Ильмень-озере:
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере».
Как тут-то купцы новгородские
Говорят ему таковы слова:
«Не знаешь ты чуда чудного,
Не может быть в Ильмень-озере рыбы — золоты перья». —
«Ай же вы, купцы новгородские!
О чем же бьете со мной о велик заклад?
Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залагайте лавки товара красного».
Три купца повыкинулись,
Заложили по три лавки товара красного.
Как тут-то связали невод шелковый
И поехали ловить в Ильмень-озеро.
Закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли рыбку — золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли другую рыбку — золоты перья;
Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли третью рыбку — золоты перья.
Тут купцы новгородские
Отдали по три лавки товара красного.
Стал Садке поторговывать,
Стал получать барыши великие,
Во своих палатах белокаменных
Устроил Садке все по-небесному:
На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц и в палатах месяц,
На небе звезды и в палатах звезды,
Потом Садке-купец богатый гость
Зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новгородскиих
И тыих настоятелей новгородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися:
Иный хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отечеством,
Славным отечеством, молодым молодечеством.
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.
Говорят настоятели новгородские:
«Все мы на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбамы все похвалялися.
Что же у нас Садке ничем не похвастает,
Что у нас Садке ничем не похваляется?»
Говорит Садке-купец богатый гость:
«А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, похвалятися?
У меня ль золота казна не тощится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новгородские,
Худые товары и добрые!»
Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новгородские
Ударили о велик заклад,
О бессчетной золотой казны,
О денежках тридцати тысячах:
Как повыкупить Садку товары новгородские,
Худые товары и добрые,
Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.
Ставал Садке́ на дру́гой день раны́м-рано́,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распушал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд,
Как повыкупил товары новгородские,
Худые товары и добрые
На свою бессчетну золоту казну.
На другой день ставал Садке́ раны́м-рано́,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распущал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
Вдвойне товаров принавезено,
Вдвойне товаров принаполнено
На тую на славу на великую новгородскую.
Опять выкупал товары новгородские,
Худые товары и добрые
На свою бессчетну золоту казну.
На третий день ставал Садке́ раны́м-рано́,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распувдал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
Втройне товаров принавезено,
Втройне товаров принаполнено,
Подоспели товары московские
На ту на великую на славу новгородскую.
Как тут Садке пораздумался:
«Не выкупить товара со всего бела света:
Още повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новгородскиий, —
Побогаче меня славный Новгород».
Отдавал он настоятелям новгородскиим
Денежек он тридцать тысячей.
На свою бессчетну золоту казну
Построил Садке тридцать ко́раблей,
Тридцать кораблей, тридцать черленыих;
На ты на корабли на черленые
Свалил товары новгородские.
Поехал Садке по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продавал товары новгородские,
Получал барыши великие,
Насыпал бочки сороковки красна золота, чиста серебра,
Поезжал назад во Новгород,
Поезжал он по синю морю.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлёны корабли на сине́м море:
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море.
Говорит Садке-купец богатый гость
Ко своей дружины ко хоробрыя:
«Ай же ты, дружинушка хоробрая!
Как мы век по морю ездили,
А морскому царю дани не плачивали:
Видно, царь морской от нас дани требует,
Требует дани во сине море.
Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Взимайте бочку сороковку чиста серебра,
Спущайте бочку во сине море».
Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра.
А корабли нейдут с места на синем море.
Тут его дружина хоробрая
Брали бочку сороковку красна золота,
Спускали бочку во сине море:
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли все нейдут с места на синем море.
Говорит Садке-купец богатый гость:
«Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море.
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
Всяк свои имена подписывайте,
Спущайте жеребья на сине море:
Чей жеребей ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море».
Делали жеребья вольжаны,
А сам Садке делал на красноем на золоте,
Всяк свое имя подписывал,
Спущали жеребья на сине море:
Как у всей дружины хоробрыя
Жеребья гоголем по воды пловут,
А у Садка-купца ключом на дно.
***
Говорит Садке-купец богатый гость:
«Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Этыя жеребья не правильны:
Делайте жеребья на красноем на золоте,
А я сделаю жеребий вольжаный».
Делали жеребья на красноем на золоте,
А сам Садке делал жеребей вольжаный,
Всяк свое имя подписывал,
Спущали жеребья на сине море:
Как у всей дружины хоробрыя
Жеребья гоголем по воды пловут,
А у Садка-купца ключом на дно
Спускали бочку во сине море:
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черлёные;
Говорит Садке-купец богатый гость:
«Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Видно, царь морской требует
Самого Садка богатого в сине море.
Несите мою чернилицу вальяжную,
Перо лебединое, лист бумаги (гербовый)».
Несли ему чернилицу вальяжную,
Перо лебединое, лист бумаги (гербовый).
Он стал именьице отписывать:
Кое именье отписывал божьи́м церквам,
Иное именье нищей братии,
Иное именье молодой жены,
Остатнее именье — дружины хоробрыя.
Говорил Садке-купец богатый гость:
«Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Давайте мне гуселки яровчаты,
Поиграть-то мне в остатнее:
Больше мне в гуселки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?»
Взимает он гуселки яровчаты,
Сам говорит таковы слова:
«Свалите дощечку дубовую на воду:
Хоть я свалюсь на доску дубовую,
Не толь мне страшно принять смерть на синем море».
Свалили дощечку дубовую на воду,
Потом поезжали корабли по синю морю,
Полетели, как черные вороны.
Остался Садке на синем море.
Со тоя со страсти со великия
Заснул на дощечке на ду́бовой.
Проснулся Садке во синем море,
Во синем море на самом дне.
Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
Увидел Садке: во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садке в палату белокаменну.
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя, как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
«Ай же ты, Садке-купец богатый гость!
Век ты, Садке, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
Скажут, мастер играть в гуселки яровчаты:
Поиграй же мне в гуселки яровчаты».
Как начал играть Садке в гуселки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садке сутки, играл и другие,
Да играл още Садке и третьии,
А все пляшет царь во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведныих:
Как стал народ молиться Миколы Можайскому.
Как тронуло Садка в плечо во правое:
«Ай же ты, Садке Новгородскиий!
Полно играть в гуселышки яровчаты!»
Обернулся — глядит Садке Новгородскиий:
Ажно стоит старик седатыий.
Говорил Садке Новгородскиий:
«У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть в гуселки яровчаты».
Говорит старик таковы слова:
«А ты струночки повырывай,
А ты шпенечки повыломай.
Скажи: «У меня струночек не случилося,
А шпенечков не пригодилося,
Не во что больше играть:
Приломалися гуселки яровчаты».
Скажет тебе царь морской:
«Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красныя девушке?»
Говори ему таковы слова:
«У меня воля не своя во синем море».
Опять скажет царь морской:
«Ну, Садке, вставай поутру ранешенько,
Выбирай себе девицу красавицу».
Как станешь выбирать девицу красавицу,
Так перво триста девиц пропусти,
И друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти:
Позади идет девица красавица,
Красавица девица Чернавушка, —
Бери тую Чернаву за себя́ замуж.
Как ляжешь спать во перву ночь,
Не твори с женой блуда во синем море:
Останешься навеки во синем море;
А ежели не сотворишь блуда во синем море,
Ляжешь спать о девицу красавицу,
Будешь, Садке, во Нове-граде.
А на свою бессчетну золоту казну
Построй церковь соборную Миколы Можайскому».
Садке струночки во гуселках повыдернул,
Шпенечки во яровчатых повыломал.
Говорит ему царь морской:
«Ай же ты, Садке Новгородскиий!
Что же не играешь в гуселки яровчаты?» —
«У меня струночки во гуселках выдернулись,
А шпенечки во яровчатых повыломались:
А струночек запасных не случилося,
А шпенечков не прогодилося».
Говорит царь таковы слова:
«Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красныя девушке?»
Говорит ему Садке Новогородскиий:
«У меня воля не своя во синем море».
Опять говорит царь морской:
«Ну, Садке, вставай по утру ранешенько,
Выбирай себе девицу красавицу».
Вставал Садке по утру ранешенько,
Поглядит: идет триста девушек красныих;
Он перво триста девиц про́пустил,
И друго триста девиц про́пустил,
И третье триста девиц про́пустил;
Позади шла девица красавица,
Красавица девица Чернавушка.
Брал тую Чернаву за себя замуж.
Как прошел у них столованье почестен пир,
Как ложится спать Садке во перву ночь.
Не творил с женой блуда во синем море.
Как проснулся Садке во Нове-граде,
О реку Чернаву на крутом кряжу.
Как поглядит, ажно бежат
Свои черленые корабли по Волхову.
Поминает жена Садка со дружиной во синем море:
«Не бывать Садку со синя моря!»
А дружина поминает одного Садка:
«Остался Садке во синем море!»
А Садке стоит на крутом кряжу,
Встречает свою дружинушку со Волхова.
Тут его ли дружина сдивовалася:
«Остался Садке во синем море,
Очутился впереди нас во Нове-граде,
Встречает дружину со Волхова!»
Встретил Садке дружину хоробрую
И повел в палаты белокаменны.
Тут его жена зрадова́лася,
Брала Садка за белы руки,
Целовала во уста во сахарныя.
Начал Садке выгружать со черленых со ко́раблей
Именьице — бессчетну золоту казну.
Как повыгрузил со черленыих кораблей,
Состроил церкву соборнюю Миколы Можайскому.
Не стал больше ездить Садке на сине море,
Стал поживать Садке во Нове-граде.
Илья Репин «Садко»
***
Садко является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.
Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп(русский фольклорист) указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.
Энциклопедия "Кругосвет"
Во славноем во Нове-граде
Как был Садке́-купец богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гуселки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садке́.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садке соскучился.
Как пошел Садке́ к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садке пере́пался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садке соскучился.
Как пошел Садке к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садке пере́пался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир.
По том Садке соскучился.
Как пошел Садке к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гуселки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильменя со озера,
Сам говорил таковы слова:
«Ай же ты, Садке Новгородскиий!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великия,
За твою-то игру нежную.
Аль бессчетной золотой казной?
А не то ступай во Новгород
И ударь о велик заклад,
Заложи свою буйну голову,
И выряжай с прочих купцов
Лавки товара красного,
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба — золоты перья.
Как ударишь о велик заклад,
И поди — свяжи шелковой невод,
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золоты перья.
Тогда ты, Садке, счастлив будешь».
Пошел Садке от Ильменя от озера.
Как приходил Садке во свой во Новгород,
Позвали Садке на почестен пир.
Как тут Садке Новгородскиий
Стал играть в гуселки яровчаты;
Как тут стали Садке попаивать,
Стали Садку поднашивать,
Как тут-то Садке стал похвастывать:
«Ай же вы, купцы новгородские!
Как знаю чудо чудное в Ильмень-озере:
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере».
Как тут-то купцы новгородские
Говорят ему таковы слова:
«Не знаешь ты чуда чудного,
Не может быть в Ильмень-озере рыбы — золоты перья». —
«Ай же вы, купцы новгородские!
О чем же бьете со мной о велик заклад?
Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залагайте лавки товара красного».
Три купца повыкинулись,
Заложили по три лавки товара красного.
Как тут-то связали невод шелковый
И поехали ловить в Ильмень-озеро.
Закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли рыбку — золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли другую рыбку — золоты перья;
Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли третью рыбку — золоты перья.
Тут купцы новгородские
Отдали по три лавки товара красного.
Стал Садке поторговывать,
Стал получать барыши великие,
Во своих палатах белокаменных
Устроил Садке все по-небесному:
На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц и в палатах месяц,
На небе звезды и в палатах звезды,
Потом Садке-купец богатый гость
Зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новгородскиих
И тыих настоятелей новгородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися:
Иный хвастает бессчетной золотой казной,
Другой хвастает силой-удачей молодецкою,
Который хвастает добрым конем,
Который хвастает славным отечеством,
Славным отечеством, молодым молодечеством.
Умный хвастает старым батюшком,
Безумный хвастает молодой женой.
Говорят настоятели новгородские:
«Все мы на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбамы все похвалялися.
Что же у нас Садке ничем не похвастает,
Что у нас Садке ничем не похваляется?»
Говорит Садке-купец богатый гость:
«А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, похвалятися?
У меня ль золота казна не тощится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новгородские,
Худые товары и добрые!»
Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новгородские
Ударили о велик заклад,
О бессчетной золотой казны,
О денежках тридцати тысячах:
Как повыкупить Садку товары новгородские,
Худые товары и добрые,
Чтоб в Нове-граде товаров в продаже боле не было.
Ставал Садке́ на дру́гой день раны́м-рано́,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распушал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд,
Как повыкупил товары новгородские,
Худые товары и добрые
На свою бессчетну золоту казну.
На другой день ставал Садке́ раны́м-рано́,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распущал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
Вдвойне товаров принавезено,
Вдвойне товаров принаполнено
На тую на славу на великую новгородскую.
Опять выкупал товары новгородские,
Худые товары и добрые
На свою бессчетну золоту казну.
На третий день ставал Садке́ раны́м-рано́,
Будил свою дружину хоробрую,
Без счета давал золотой казны
И распувдал дружину по улицам торговыим,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд:
Втройне товаров принавезено,
Втройне товаров принаполнено,
Подоспели товары московские
На ту на великую на славу новгородскую.
Как тут Садке пораздумался:
«Не выкупить товара со всего бела света:
Още повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новгородскиий, —
Побогаче меня славный Новгород».
Отдавал он настоятелям новгородскиим
Денежек он тридцать тысячей.
На свою бессчетну золоту казну
Построил Садке тридцать ко́раблей,
Тридцать кораблей, тридцать черленыих;
На ты на корабли на черленые
Свалил товары новгородские.
Поехал Садке по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продавал товары новгородские,
Получал барыши великие,
Насыпал бочки сороковки красна золота, чиста серебра,
Поезжал назад во Новгород,
Поезжал он по синю морю.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлёны корабли на сине́м море:
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море.
Говорит Садке-купец богатый гость
Ко своей дружины ко хоробрыя:
«Ай же ты, дружинушка хоробрая!
Как мы век по морю ездили,
А морскому царю дани не плачивали:
Видно, царь морской от нас дани требует,
Требует дани во сине море.
Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Взимайте бочку сороковку чиста серебра,
Спущайте бочку во сине море».
Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра.
А корабли нейдут с места на синем море.
Тут его дружина хоробрая
Брали бочку сороковку красна золота,
Спускали бочку во сине море:
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли все нейдут с места на синем море.
Говорит Садке-купец богатый гость:
«Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море.
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
Всяк свои имена подписывайте,
Спущайте жеребья на сине море:
Чей жеребей ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море».
Делали жеребья вольжаны,
А сам Садке делал на красноем на золоте,
Всяк свое имя подписывал,
Спущали жеребья на сине море:
Как у всей дружины хоробрыя
Жеребья гоголем по воды пловут,
А у Садка-купца ключом на дно.
***
Говорит Садке-купец богатый гость:
«Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Этыя жеребья не правильны:
Делайте жеребья на красноем на золоте,
А я сделаю жеребий вольжаный».
Делали жеребья на красноем на золоте,
А сам Садке делал жеребей вольжаный,
Всяк свое имя подписывал,
Спущали жеребья на сине море:
Как у всей дружины хоробрыя
Жеребья гоголем по воды пловут,
А у Садка-купца ключом на дно
Спускали бочку во сине море:
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черлёные;
Говорит Садке-купец богатый гость:
«Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Видно, царь морской требует
Самого Садка богатого в сине море.
Несите мою чернилицу вальяжную,
Перо лебединое, лист бумаги (гербовый)».
Несли ему чернилицу вальяжную,
Перо лебединое, лист бумаги (гербовый).
Он стал именьице отписывать:
Кое именье отписывал божьи́м церквам,
Иное именье нищей братии,
Иное именье молодой жены,
Остатнее именье — дружины хоробрыя.
Говорил Садке-купец богатый гость:
«Ай же, братцы, дружина хоробрая!
Давайте мне гуселки яровчаты,
Поиграть-то мне в остатнее:
Больше мне в гуселки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?»
Взимает он гуселки яровчаты,
Сам говорит таковы слова:
«Свалите дощечку дубовую на воду:
Хоть я свалюсь на доску дубовую,
Не толь мне страшно принять смерть на синем море».
Свалили дощечку дубовую на воду,
Потом поезжали корабли по синю морю,
Полетели, как черные вороны.
Остался Садке на синем море.
Со тоя со страсти со великия
Заснул на дощечке на ду́бовой.
Проснулся Садке во синем море,
Во синем море на самом дне.
Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю.
Увидел Садке: во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садке в палату белокаменну.
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя, как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
«Ай же ты, Садке-купец богатый гость!
Век ты, Садке, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
Скажут, мастер играть в гуселки яровчаты:
Поиграй же мне в гуселки яровчаты».
Как начал играть Садке в гуселки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садке сутки, играл и другие,
Да играл още Садке и третьии,
А все пляшет царь во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведныих:
Как стал народ молиться Миколы Можайскому.
Как тронуло Садка в плечо во правое:
«Ай же ты, Садке Новгородскиий!
Полно играть в гуселышки яровчаты!»
Обернулся — глядит Садке Новгородскиий:
Ажно стоит старик седатыий.
Говорил Садке Новгородскиий:
«У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть в гуселки яровчаты».
Говорит старик таковы слова:
«А ты струночки повырывай,
А ты шпенечки повыломай.
Скажи: «У меня струночек не случилося,
А шпенечков не пригодилося,
Не во что больше играть:
Приломалися гуселки яровчаты».
Скажет тебе царь морской:
«Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красныя девушке?»
Говори ему таковы слова:
«У меня воля не своя во синем море».
Опять скажет царь морской:
«Ну, Садке, вставай поутру ранешенько,
Выбирай себе девицу красавицу».
Как станешь выбирать девицу красавицу,
Так перво триста девиц пропусти,
И друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти:
Позади идет девица красавица,
Красавица девица Чернавушка, —
Бери тую Чернаву за себя́ замуж.
Как ляжешь спать во перву ночь,
Не твори с женой блуда во синем море:
Останешься навеки во синем море;
А ежели не сотворишь блуда во синем море,
Ляжешь спать о девицу красавицу,
Будешь, Садке, во Нове-граде.
А на свою бессчетну золоту казну
Построй церковь соборную Миколы Можайскому».
Садке струночки во гуселках повыдернул,
Шпенечки во яровчатых повыломал.
Говорит ему царь морской:
«Ай же ты, Садке Новгородскиий!
Что же не играешь в гуселки яровчаты?» —
«У меня струночки во гуселках выдернулись,
А шпенечки во яровчатых повыломались:
А струночек запасных не случилося,
А шпенечков не прогодилося».
Говорит царь таковы слова:
«Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красныя девушке?»
Говорит ему Садке Новогородскиий:
«У меня воля не своя во синем море».
Опять говорит царь морской:
«Ну, Садке, вставай по утру ранешенько,
Выбирай себе девицу красавицу».
Вставал Садке по утру ранешенько,
Поглядит: идет триста девушек красныих;
Он перво триста девиц про́пустил,
И друго триста девиц про́пустил,
И третье триста девиц про́пустил;
Позади шла девица красавица,
Красавица девица Чернавушка.
Брал тую Чернаву за себя замуж.
Как прошел у них столованье почестен пир,
Как ложится спать Садке во перву ночь.
Не творил с женой блуда во синем море.
Как проснулся Садке во Нове-граде,
О реку Чернаву на крутом кряжу.
Как поглядит, ажно бежат
Свои черленые корабли по Волхову.
Поминает жена Садка со дружиной во синем море:
«Не бывать Садку со синя моря!»
А дружина поминает одного Садка:
«Остался Садке во синем море!»
А Садке стоит на крутом кряжу,
Встречает свою дружинушку со Волхова.
Тут его ли дружина сдивовалася:
«Остался Садке во синем море,
Очутился впереди нас во Нове-граде,
Встречает дружину со Волхова!»
Встретил Садке дружину хоробрую
И повел в палаты белокаменны.
Тут его жена зрадова́лася,
Брала Садка за белы руки,
Целовала во уста во сахарныя.
Начал Садке выгружать со черленых со ко́раблей
Именьице — бессчетну золоту казну.
Как повыгрузил со черленыих кораблей,
Состроил церкву соборнюю Миколы Можайскому.
Не стал больше ездить Садке на сине море,
Стал поживать Садке во Нове-граде.
Илья Репин «Садко»
***
Садко является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.
Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп(русский фольклорист) указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.
Энциклопедия "Кругосвет"
#70
Отправлено 02 января 2009 - 20:12
Врубель. Прощание царя морского с царевной Волховой.
Врубель. Жемчужина.
Врубель.Игры наяд и тритонов.
Врубель.Блюдо Садко.
Садко
http://vrubel-world.ru/
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |