[quote name='SergOs' date='27.8.2008, 14:40' post='47089']
Как иллюстрация перехода современного человека от атеизма или язычества к православию -
творчество художника Сергея Симакова.
Текст о нем будет в 2 частях, галерея - одна.
Начало.
Две иллюстрации к Началу здесь:
http://batumionline....a...q=sc&cat=14
0
Бог мой...
Автор
SergOs
, 25 авг 2008 08:09
Сообщений в теме: 310
#11
Отправлено 27 августа 2008 - 16:48
#12
Отправлено 27 августа 2008 - 19:48
Год 988. Свержение Перуна.
Святой Трифон.
Град Москва.
Фрагмент.
Святая Евфросиния
Полоцкая.
Светлая осень
Очень красивые,поэтические,духовные работы!Напоминают живопись Нестерова,Сергей Симаков считает себя продолжателем традиций знаменитого
художника.
- Мои картины,- говорит художник,- написаны приемами этого мира, но стремлюсь я показать мир иной, мир вечный, который для меня столь же реален, сколь реален для большинства мир временный, мир сиюминутный, в котором мы сейчас пребываем...
#13
Отправлено 28 августа 2008 - 09:29
Молодец, Элла, прямо в точку, "Свержение Перуна" висит у Патриарха, я хотел его выставить ко второй части,
плюс Киралла Белозерского.
Итак, часть 2:
Под Благодатным покровом
В 1983 году Сергей Борисович покупает старый дом для летней мастерской в деревне Загайново под Угличем. В трех километрах от деревни, в лесу, в отдалении от жилья стоит церковь, которую они с женой стали посещать и помогать отцу Иоанну, проводившему службы в почти пустом храме. Тогда же они с Еленой Александровной крестились и обвенчались в Москве. Это событие стало переломным в жизни художника. Он становится православным живописцем, а история и святые русской церкви — главной темой его творчества. Вырабатывается и соответствующая манера письма, в которой иконная монументальность образов святых соединилась с объемным, полным света и тени окружением, мягким и лирическим русским пейзажем.
Его понимание изобразительного языка родственно иконописи и выросшей из ее корней русской религиозной живописи начала XX века, столь блестяще представленной творчеством М. Врубеля, В. Васнецова, М. Нестерова, П. Корина, на наследие которых опирается художник и традиции которого продолжает. Масштабные, сложные по символике и философии работы, объединяющие в себе разновременные события жизни святых и истории церкви, очень детальны и повествовательны как житийные иконы XVII века или поздние «иконы-парсуны» с «событиями», где вокруг главного изображения или под ним размещались сцены эпизодов, раскрывающих и поясняющих основной сюжет. Художник неоднократно заявлял, что своим творчеством он решает не только художественные, но и просветительские задачи, пытаясь рассказать нашему расцерковленному народу языком картины об истории русской церкви, подвигах ее святых, красоте православия.
Вполне логичным стало его занятие иконописанием. В 1987 году написаны иконы для церкви Воскресения Словущего на улице Неждановой в Москве, из года в год создаются образа для церкви Михаила Архангела и, в меру сил, для других храмов. Можно говорить о точности соблюдения иконописных канонов, но очевидно, что в первых работах преобладает художник, а в более поздних — иконописец. И все его образы святых удивительно светлы и прозрачны как березовые перелески архангельской округи.
В 1991 году произошло еще одно важное событие в жизни художника. Поняв, что жизнь московской художественной богемы — это путь в никуда, они с женой покинули столицу и поселились в своем доме в Загайнове. Весной 1991 года Сергей Борисович был рукоположен в священники и стал служить в церкви Михаила Архангела, неся вместе с матушкой Еленой нелегкую ношу ведения богослужений, обустройства храма и сельского крестьянского труда. Он оживил приходскую жизнь и, снискав уважение людей, расположил многих к помощи храму. Это служение стало главным делом его жизни.
А его творчество, его картины, его имя живут самостоятельно, став широко известными на просторах страны и за ее пределами. Следует сказать, что за границу проданы только авторские повторения основных работ — все первые варианты — в России. Большое полотно «Свержение Перуна. Год 988» украшает резиденцию патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре, портреты иереев и настоятелей Почаевской лавры — в Почаеве на Украине. Основная часть его произведений находится в Угличе.
За последние десятилетия XX века многие тысячи людей прикоснулись к творчеству художника C. Б. Симакова, к служению отца Сергия. Главное, о чем говорят его дела, — любовь к Родине, любовь к России.
плюс Киралла Белозерского.
Итак, часть 2:
Под Благодатным покровом
В 1983 году Сергей Борисович покупает старый дом для летней мастерской в деревне Загайново под Угличем. В трех километрах от деревни, в лесу, в отдалении от жилья стоит церковь, которую они с женой стали посещать и помогать отцу Иоанну, проводившему службы в почти пустом храме. Тогда же они с Еленой Александровной крестились и обвенчались в Москве. Это событие стало переломным в жизни художника. Он становится православным живописцем, а история и святые русской церкви — главной темой его творчества. Вырабатывается и соответствующая манера письма, в которой иконная монументальность образов святых соединилась с объемным, полным света и тени окружением, мягким и лирическим русским пейзажем.
Его понимание изобразительного языка родственно иконописи и выросшей из ее корней русской религиозной живописи начала XX века, столь блестяще представленной творчеством М. Врубеля, В. Васнецова, М. Нестерова, П. Корина, на наследие которых опирается художник и традиции которого продолжает. Масштабные, сложные по символике и философии работы, объединяющие в себе разновременные события жизни святых и истории церкви, очень детальны и повествовательны как житийные иконы XVII века или поздние «иконы-парсуны» с «событиями», где вокруг главного изображения или под ним размещались сцены эпизодов, раскрывающих и поясняющих основной сюжет. Художник неоднократно заявлял, что своим творчеством он решает не только художественные, но и просветительские задачи, пытаясь рассказать нашему расцерковленному народу языком картины об истории русской церкви, подвигах ее святых, красоте православия.
Вполне логичным стало его занятие иконописанием. В 1987 году написаны иконы для церкви Воскресения Словущего на улице Неждановой в Москве, из года в год создаются образа для церкви Михаила Архангела и, в меру сил, для других храмов. Можно говорить о точности соблюдения иконописных канонов, но очевидно, что в первых работах преобладает художник, а в более поздних — иконописец. И все его образы святых удивительно светлы и прозрачны как березовые перелески архангельской округи.
В 1991 году произошло еще одно важное событие в жизни художника. Поняв, что жизнь московской художественной богемы — это путь в никуда, они с женой покинули столицу и поселились в своем доме в Загайнове. Весной 1991 года Сергей Борисович был рукоположен в священники и стал служить в церкви Михаила Архангела, неся вместе с матушкой Еленой нелегкую ношу ведения богослужений, обустройства храма и сельского крестьянского труда. Он оживил приходскую жизнь и, снискав уважение людей, расположил многих к помощи храму. Это служение стало главным делом его жизни.
А его творчество, его картины, его имя живут самостоятельно, став широко известными на просторах страны и за ее пределами. Следует сказать, что за границу проданы только авторские повторения основных работ — все первые варианты — в России. Большое полотно «Свержение Перуна. Год 988» украшает резиденцию патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре, портреты иереев и настоятелей Почаевской лавры — в Почаеве на Украине. Основная часть его произведений находится в Угличе.
За последние десятилетия XX века многие тысячи людей прикоснулись к творчеству художника C. Б. Симакова, к служению отца Сергия. Главное, о чем говорят его дела, — любовь к Родине, любовь к России.
#14
Отправлено 30 августа 2008 - 07:23
Слёзный постриг.
Русская баллада в пересказе Виктора Максимова.
Маменька что ноченька,
а тятенька что сыч,
а мне,горемычной,счастья не видать:
маменька хотела меня
в старицы постричь,
тятенька хотел
за немилого отдать.
Пошел в город тятенька
за старым стариком.
Побежала маменька
в обитель прямиком.
Взглянула я в окошечко-
маменька идет,
через двор игуменью
за руку ведет.
Головой игуменья
черная трясет,
ножницы игуменья-
постричь меня-несет.
Вошла в дом сугорбая-
черт ее согнул!-
вытолкала,хмурая,
подружек моих прочь.
Говорит:"Садись-ка,
своевольница,на стул!
Буду я тебя,непослушную,
стричь!"
Стала я противиться,
плакать да пенять:
"Дайте мне хоть выйти,
сарафан любимый снять!.."-
а сама украдкою
в окошечко гляжу,
не едет ли друг Ванечка
на троечке-слежу...
Как ворона старая,
игуменья хитра:
"Снимут с тебя платьице
в обители,сестра...
Ой,да что так дует
в поясницу от дверей?
нуте-ка,закройте-ка
оконце поскорей!.."
Стала вырываться я от матушки:
"Пусти!
Пойду возьму зеркальце,
косу расплести!.."
А вещунья черная
говорит в ответ:
"Не тяни ты времечко
попусту,мой свет!"
Ну и что тут делать мне?
Как,скажите,быть?..
"Дайте,-заклинала я,-
хоть румяна смыть!"
Хохочет игуменья:
"Ой,бес тебя возьми!
Умоешься,капризница,
горючими слезьми!
Охи-вздохи старческие,
кашель у ворот-
тятенька идет,
дружка старинного ведет.
Ай да женишочек-
тощий,как скелет!
У него,сердешного,
и зубов-то нет!..
Вот вошел мой суженый,
таращит глаза:
чья это на стульчике
русая коса?
А уж я,пострижена,
лицом к стене стою,
не жду дружка любезного,
прощальны слёзы лью...
Русская баллада в пересказе Виктора Максимова.
Маменька что ноченька,
а тятенька что сыч,
а мне,горемычной,счастья не видать:
маменька хотела меня
в старицы постричь,
тятенька хотел
за немилого отдать.
Пошел в город тятенька
за старым стариком.
Побежала маменька
в обитель прямиком.
Взглянула я в окошечко-
маменька идет,
через двор игуменью
за руку ведет.
Головой игуменья
черная трясет,
ножницы игуменья-
постричь меня-несет.
Вошла в дом сугорбая-
черт ее согнул!-
вытолкала,хмурая,
подружек моих прочь.
Говорит:"Садись-ка,
своевольница,на стул!
Буду я тебя,непослушную,
стричь!"
Стала я противиться,
плакать да пенять:
"Дайте мне хоть выйти,
сарафан любимый снять!.."-
а сама украдкою
в окошечко гляжу,
не едет ли друг Ванечка
на троечке-слежу...
Как ворона старая,
игуменья хитра:
"Снимут с тебя платьице
в обители,сестра...
Ой,да что так дует
в поясницу от дверей?
нуте-ка,закройте-ка
оконце поскорей!.."
Стала вырываться я от матушки:
"Пусти!
Пойду возьму зеркальце,
косу расплести!.."
А вещунья черная
говорит в ответ:
"Не тяни ты времечко
попусту,мой свет!"
Ну и что тут делать мне?
Как,скажите,быть?..
"Дайте,-заклинала я,-
хоть румяна смыть!"
Хохочет игуменья:
"Ой,бес тебя возьми!
Умоешься,капризница,
горючими слезьми!
Охи-вздохи старческие,
кашель у ворот-
тятенька идет,
дружка старинного ведет.
Ай да женишочек-
тощий,как скелет!
У него,сердешного,
и зубов-то нет!..
Вот вошел мой суженый,
таращит глаза:
чья это на стульчике
русая коса?
А уж я,пострижена,
лицом к стене стою,
не жду дружка любезного,
прощальны слёзы лью...
#15
Отправлено 30 августа 2008 - 07:50
Грешница
А в ночь на Купалу в овраге монашка
дитя породила.
В обрывок сорочки,в лоскут полотняный,
свой грех завернула.
Палили костры по холмам побережным,
гуляли Купалу.
К реке побрела,спотыкаясь,монашка,
в лице-ни кровинки!
Вот стала она у покляпой ракиты,
с трудом отдышалась.
"Ой,нету мне,грешной,прощенья вовеки!-
на ветер шепнула.
Венки по реке проплывали тем часом,
девичьи гаданья.
На ближний венок осторожно монашка
дитя положила.
"Плыви,безымянный,плыви,мой незванный,
по темной водице!
Не в синее море,а в синее небо
течет река Дарья!.."
Дивна чудесами сторонка родная:
младенец-то выплыл!
Тянули рыбальщики сеть на рассвете-
венок зацепили.
Снесли в монастырь над рекою находку,-
чай,дело-то божье!..
Снесли и венок чудотворный:а как же!
Вот диво так диво!..
Ума покупать на базаре не надо
игуменье старой:
по ткани,по вышитой метке узнала,
откуда младенец.
Велела игуменья кликнуть послушниц,
собою пригожих.
"Ну вот что,сестрицы,-негромко сказала,
Венок-то заклятый!
Зарок на веночке:виновнице впору
придется веночек!.."
Одна подходила,наряд примеряла-
лишь пальцы дрожали.
Другая убор к голове приложила-
лишь горько вздохнула.
А третья венок на чело надевала-
сронила слезинку...
Дивна чудесами сторонка родная!
Вдруг охнула дева!
За сердце схватилась,от боли шатнулась,
лицом побелела!
"Ох,нету душе моей грешной прощенья!"-
промолвила тихо.
И замертво пала!И по полу дивный
венок покатился...
А в ночь на Купалу в овраге монашка
дитя породила.
В обрывок сорочки,в лоскут полотняный,
свой грех завернула.
Палили костры по холмам побережным,
гуляли Купалу.
К реке побрела,спотыкаясь,монашка,
в лице-ни кровинки!
Вот стала она у покляпой ракиты,
с трудом отдышалась.
"Ой,нету мне,грешной,прощенья вовеки!-
на ветер шепнула.
Венки по реке проплывали тем часом,
девичьи гаданья.
На ближний венок осторожно монашка
дитя положила.
"Плыви,безымянный,плыви,мой незванный,
по темной водице!
Не в синее море,а в синее небо
течет река Дарья!.."
Дивна чудесами сторонка родная:
младенец-то выплыл!
Тянули рыбальщики сеть на рассвете-
венок зацепили.
Снесли в монастырь над рекою находку,-
чай,дело-то божье!..
Снесли и венок чудотворный:а как же!
Вот диво так диво!..
Ума покупать на базаре не надо
игуменье старой:
по ткани,по вышитой метке узнала,
откуда младенец.
Велела игуменья кликнуть послушниц,
собою пригожих.
"Ну вот что,сестрицы,-негромко сказала,
Венок-то заклятый!
Зарок на веночке:виновнице впору
придется веночек!.."
Одна подходила,наряд примеряла-
лишь пальцы дрожали.
Другая убор к голове приложила-
лишь горько вздохнула.
А третья венок на чело надевала-
сронила слезинку...
Дивна чудесами сторонка родная!
Вдруг охнула дева!
За сердце схватилась,от боли шатнулась,
лицом побелела!
"Ох,нету душе моей грешной прощенья!"-
промолвила тихо.
И замертво пала!И по полу дивный
венок покатился...
#16
Отправлено 30 августа 2008 - 08:15
В 14 веке в Новгороде жил и работал один из величайших художников,создавший целое направление в живописи,Феофан Грек(ок.1340-ок.1410).
На Русь он прибыл из Византии,и его искусство обрело благодатную почву и принесло богатые плоды.Византийские работы художника до настоящего времени не сохранились.Известно,что он работал над украшениями церквей в Константинополе,Галате,Халкедоне,Кафе.
Едва приехав в новгород,Феован стал изучать сложившеюся местную художественную традицию.Он интересовался искусством стенной живописи
Нередицы,Старой Ладоги,Снетогорского монастыря.Именно этой традиции следуют росписи Феофана,сделанные в церкви Спаса на Ильине,хотя развиваются и перерабатываются эти традиции достаточно своеобразно. Образы Феофана очень динамичны:темно-терракотовые лики
оживлены так называемыми белыми движками,которые кисть мастера наносит с необычайной легкостью и смелостью.
В темноте куполов образы Феофана кажутся некими экстатическими видениями.Но приглядевшись,можно увидеть,что это люди,глубоко и страстно
чувствующие.Образы святых отцов-особый мир,просветленнй и потрясенный.
"Старец Макарий"-шедевр мирового искусства.
Преподобный Макарий Великий (Египетский) (301-391 гг.) - один из основоположником монашества. Совершал аскетический подвиг в пустынях Египта. Учил о вездесущем Царстве Божием, о благодати и об "умной" молитве, через которую возможно полное единение с Богом.
Память святого 19 января (1 февраля).
В сдержанной и скупой палитре мастера доминирует оранжево-коричневый и серебристо-голубой цвета.именно эти оттенки способны с максимальной силой воплотить напряженную духовную жизнь персонажей.
#17
Отправлено 30 августа 2008 - 21:43
***
"Преславныи мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец", — так характеризует Феофана Грека талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35—40 лет. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда — в Новгород.
На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.
Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, — фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого — церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы. Фрески сохранились частично. В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами. В простенках — фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и Иоанна Предтечи, а в камере — личной молельне заказчика — пять столпников, "Троица", медальоны с изображениями Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и фигуры Макария. Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они — гневный могучий Пантократор, мудрый величавый Нои, сумрачный Адам, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники — имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями. Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.
В образах Феофана — огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет — насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора. Не случайно современники поражались оригинальности мышления великого живописца, свободному полету его творческой фантазии. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту". Фрески Спаса Преображения явились ценным памятником монументального искусства Новгорода, они повлияли на творчество ряда живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.
В Новгороде, по-видимому, Феофан Грек прожил довольно долго. Затем, проработав некоторое время в Нижнем Новгороде, приезжает в Москву. Об этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Работы, упоминаемые и летописях, охватывают десять лет. За период с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем Прохором с Городца". Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий". Однако иконостас имеет общий замысел, строго гармоническую композицию, связанную единым ритмом. В центре изображен грозный судья — Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые Феофана — могучие и каждый индивидуален в своем облике. Но все же в их образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше тепла в образе Богоматери, мягкости — в архангеле Гаврииле, спокойствия — в мудром апостоле Павле. Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий Богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержанней.
В работе над убранством Благовещенского собора встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразивших в искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан — в трагических, титанических образах, Рублев — в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.
Работа в соборе была закончена за один сезон. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси — "Евангелия Кошки" и "Евангелия Хитрово" — выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел последние годы жизни, — неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.
Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.
50 биографий мастеров русского искусства.
Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом изображает Ветхозаветную Троицу (гостеприимство Авраама ). Фреска выполнена в сдержанном, практически монохромном колорите (хотя со временем краски поблекли и Феофан использовал большее число красок, чем можно увидеть на фреске сейчас, все равно гамма его произведений лаконична, даже скупа). Средний ангел изображен с распростертыми крыльями. Часть фрески, на которой должен был находиться Авраам утрачена, внизу справа изображена жена Авраама Сарра.
Успение Богоматери, Конец XIV в. Яичная темпера
Голова Авеля
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
"Преславныи мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец", — так характеризует Феофана Грека талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35—40 лет. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда — в Новгород.
На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.
Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, — фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого — церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы. Фрески сохранились частично. В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами. В простенках — фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Сира, Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и Иоанна Предтечи, а в камере — личной молельне заказчика — пять столпников, "Троица", медальоны с изображениями Иоанна Лествичника, Агафона, Акакия и фигуры Макария. Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они — гневный могучий Пантократор, мудрый величавый Нои, сумрачный Адам, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники — имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями. Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.
В образах Феофана — огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет — насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора. Не случайно современники поражались оригинальности мышления великого живописца, свободному полету его творческой фантазии. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту". Фрески Спаса Преображения явились ценным памятником монументального искусства Новгорода, они повлияли на творчество ряда живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.
В Новгороде, по-видимому, Феофан Грек прожил довольно долго. Затем, проработав некоторое время в Нижнем Новгороде, приезжает в Москву. Об этом периоде творчества мастера сохранилось больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Работы, упоминаемые и летописях, охватывают десять лет. За период с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского). Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем Прохором с Городца". Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Феофану Греку принадлежит большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий". Однако иконостас имеет общий замысел, строго гармоническую композицию, связанную единым ритмом. В центре изображен грозный судья — Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество. Как и прежде, святые Феофана — могучие и каждый индивидуален в своем облике. Но все же в их образах появились новые качества: они более сдержанны, величавы. Больше тепла в образе Богоматери, мягкости — в архангеле Гаврииле, спокойствия — в мудром апостоле Павле. Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий Богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержанней.
В работе над убранством Благовещенского собора встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразивших в искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан — в трагических, титанических образах, Рублев — в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.
Работа в соборе была закончена за один сезон. Неизвестно, как сложилась в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси — "Евангелия Кошки" и "Евангелия Хитрово" — выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел последние годы жизни, — неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.
Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.
50 биографий мастеров русского искусства.
Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде Великом изображает Ветхозаветную Троицу (гостеприимство Авраама ). Фреска выполнена в сдержанном, практически монохромном колорите (хотя со временем краски поблекли и Феофан использовал большее число красок, чем можно увидеть на фреске сейчас, все равно гамма его произведений лаконична, даже скупа). Средний ангел изображен с распростертыми крыльями. Часть фрески, на которой должен был находиться Авраам утрачена, внизу справа изображена жена Авраама Сарра.
Успение Богоматери, Конец XIV в. Яичная темпера
Голова Авеля
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля
Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
#18
Отправлено 30 августа 2008 - 21:50
Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (?). Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.
В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.
Празднование иконе установлено 1 сентября (19 августа ст. ст.).
На оборотной стороне изображено Успение Богородицы.
#19
Отправлено 30 августа 2008 - 21:58
Спас Вседержитель
Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. По кругу медальона надпись из 101-го псалма (20-22): "Господь с небеси на землю призри услышати воздыхание окованных и разрешити сыны умерщвленных: да проповедает имя Господне в Сионе".
Спас в силах (Силы - один из чинов небесной иерархии (один из ангельских чинов). Спас в силах - особый тип изображения Христа Пантократора(Вседержителя)
в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства. Икона "Спас в силах" располагается, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма).
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |