Нико Пиросмани
#21
Отправлено 01 февраля 2010 - 02:33
Стоит весна – такой не помню прежде:
Как в декабре, весь день идут дожди.
Порвалась нить: конец любой надежде
И никаких просветов впереди.
Но ведь пройдет и это наважденье.
Не век нам жить под проливным дождем.
И вот он день – день твоего рожденья, –
Мы все сошлись на кладбище твоем.
В твою ли честь вдруг небо прояснилось,
Не то ты сам все осветил вокруг –
Но как все расцвело, скажи на милость!
Как день красив, как ярок и упруг!
Земля была цветной и просветленной
И вся цвела кустами диких роз,
Когда ты мир, тобою сотворенный,
Рукой дрожащей Богу преподнес.
ПАМЯТИ ПАОЛО ЯШВИЛИ
…
К битве двух Грузий ты приковал взгляд опаленный:
Старая гибла. Прежней была только природа.
Так и стоял ты, в обе страны насмерть влюбленный,
Сыном, обнявшим мать и отца в час их развода.
И убедившись: эта вражда непримирима
И на священной старой земле все – по-иному –
Ты, хоть и с болью, но по-мужски – неумолимо –
В собственном сердце сам убивал тягу к былому.
…
Разве не знал ты в этой стране всяк ее камень?
Разве не мог ты древней земле жарко молиться?
Поздно!.. На Картли движется тень – это не птица:
Это над нами тяжко взлетел проклятый Каин.
В Грузии смутно. Год роковой. Каин вещает.
Выйду на травлю. Скажут, что – враг. Имя отымут.
…Четверть столетья душу мою взор твой смущает.
Только ли боги, – я говорю, – смерти не имут?
1957
Ираклий Абашидзе (пер.Ю.Ряшенцев)
#22
Отправлено 01 февраля 2010 - 10:23
SergOs (1.2.2010, 2:33) писал:
К битве двух Грузий ты приковал взгляд опаленный:
Старая гибла. Прежней была только природа.
Так и стоял ты, в обе страны насмерть влюбленный,
Сыном, обнявшим мать и отца в час их развода.
И убедившись: эта вражда непримирима
И на священной старой земле все – по-иному –
Ты, хоть и с болью, но по-мужски – неумолимо –
В собственном сердце сам убивал тягу к былому.
…
Разве не знал ты в этой стране всяк ее камень?
Разве не мог ты древней земле жарко молиться?
Поздно!.. На Картли движется тень – это не птица:
Это над нами тяжко взлетел проклятый Каин.
В Грузии смутно. Год роковой. Каин вещает.
Выйду на травлю. Скажут, что – враг. Имя отымут.
…Четверть столетья душу мою взор твой смущает.
Только ли боги, – я говорю, – смерти не имут?
1957
Ираклий Абашидзе (пер.Ю.Ряшенцев)
С ума сойти, как все повторяется.
Спасибо,Сергей,за то,что постоянно напоминаешь о поэтах. Надо их почаще читать,а не газеты. Там наверное есть ответы на все сегодняшние вопросы. Хотя опять каждый поймет по-своему.
Спокойствие и только спокойствие...
#23
Отправлено 01 февраля 2010 - 10:49
Кстати, четверть столетья- это 25 лет.
Сообщение отредактировал Фуфа: 01 февраля 2010 - 10:50
#25
Отправлено 21 февраля 2010 - 03:24
Встречают добрыми приметами крутые улочки Тифлиса.
Бренча случайными монетами, художник с улочкою слился.
С лица пытливым выражением глядит Нико на все на свете
С неутомимым удивлением, как смотрят гении да дети.
А улочка, обычно серая, подернутая пленкой пыли,
Сегодня самой полной мерою швырнула красок изобилье.
А краски, прежде неприметные в своем свечении несмелом,
Горели, словно блюдо медное, протертое золой и мелом.
Мир ярок стал неузнаваемо, и мастеру с душой ребенка
Нужна работа, кисть нужна ему и краски да кусок клеенки.
Пусть это будет просто вывеской и за нее дадут недорого,
Но, вывеску глазами выискав, прохожий ахнет от восторга.
Застынет в изумленье радостном, расширится в груди дыханье –
Чудесный мир сияет рядом с ним картиной яркой на духане.
Та после пира нехорошего, где все на лжи и на обмане,
А честь и правда стоят дешево, - там душу лечит Пиросмани.
Та по холмам с густыми травами катились белые коляски,
Там за барашками кудрявыми паслись олени без опаски.
Кинто гуляли, всем довольные и незнакомые с бедою,
Там пели здравицы застольные, там был художник тамадою.
За рог вина, за тосты звонкие, за мясо с чесноком и перцем
Платил волшебными клеенками и отдавал в придачу сердце.
Борис Шахов
#26
Отправлено 02 июня 2011 - 13:28
Спокойствие и только спокойствие...
#27
Отправлено 05 марта 2014 - 13:39
В поисках картин Пиросмани Кирилл Зданевич объездил всю Грузию. Нередко он тратил на покупку картин последние деньги, и семья его сидела на хлебе и воде. К. Зданевич написал о Нико Пиросманашвили книгу.
“Настоящий путешественник не имеет конкретных планов и конечных целей”
Лао Цзы (570-490 до н.э.)
#28
Отправлено 05 марта 2014 - 13:45
“Настоящий путешественник не имеет конкретных планов и конечных целей”
Лао Цзы (570-490 до н.э.)
#29
Отправлено 31 марта 2015 - 13:24
иногда пересматриваю этот потрясающий фильм Георгия Шенгелая – одновременно простой и глубокий
Именно таким я представляю себе Пиросмани, но к своему невежеству о том, что его образ в кино воплотил другой выдающийся художник Грузии – Автандил Варази – узнала не так давно (вернее сказать, я не придавала этому значения). Понятно, почему Мастер -гениальный Шенгелая - выбрал его. Почитая Пиросмани своим духовным учителем, Авто сыграл самого себя, его социальная и творческая жизнь созвучна жизни Пиросмани. Оба художника – бесконечно творческие личности, великие примеры идеалистов, оба пытались прийти к соглашению с реальностью.
Юрий Волович, Aвeнтурa, Флoридa
Часть 2. Aвтo Baрaзи
Ну почему я жил с такими современниками?
Бернард Шоу
Едва ли ни каждый мужчина, рожденный в Грузии, считает себя дворянином. Насколько соответствует это истине — вопрос иного порядка. Бесспорно одно: редкая у нас, действительно ведущая свои корни из Византии, фамилия Варази — древнего княжеского рода. Одним из носителей этой фамилии был Авто Варази.
Впрочем, ему не нужно было кичиться своей родословной. Уже при жизни имя художника было известно далеко за пределами Грузии и Союза, а его работы украшают залы лучших музеев мира, среди которых нью-йоркский Метрополитен, мюнхенская Пинакотека, Третьяковка...
Консерватория, где я учился, и Академия художеств в Тбилиси находятся рядом, на улице Грибоедова. А чуть ниже, на проспекте Руставели, — здание института театра. Взаимные интересы, любовь к искусству и литературе объединяли нас, студентов-гуманитариев. Мы ежедневно встречались, общались, спорили до хрипоты, обсуждая новые книги, спектакли, картины своих однокашников. Именно в эти годы судьба в лице моего друга Гиви Агапишвили свела меня с Авто. Это сейчас Гиви — признанный мастер, пожалуй, лучший портретист Грузии, а тогда он был таким же, как все мы, начинающим, мало кому известным. Я зашел к нему в мастерскую и обнаружил, что он не один. Высокий, сухощавый парень, возрастом чуть постарше меня, хорошо поставленным мягким баритоном что-то объяснял моему другу, указывая на картину, которую Агапишвили, судя по всему, недавно завершил. Гиви представил меня. А про гостя сказал просто: «А это — Авто Варази». Конечно же, я слышал это имя раньше, но вот встречаться не доводилось. Вскоре, как всегда в таких случаях, был сымпровизирован банкет с закуской «что бог послал» и легким вином. Так состоялось наше знакомство, переросшее затем в дружбу.
Авто говорил о живописи, о своих работах, и чтобы не быть голословным, тут же пригласил нас к себе в мастерскую. Признаюсь, я ожидал встретить интересные, своеобразные картины, но то, что увидел, просто потрясло меня. Яркие, сочные, наполненные светом и динамикой полотна завораживали. В них было что-то от испанской школы, от работ Сурбарана, Веласкеса, Гойи, и в то же время — свой взгляд, свой мир, своя философия. Выражалось это прежде всего в бесконечном разнообразии тонов. Казалось, все зависит от настроения художника, и потому картины, как дни его жизни, перемежаются то коричневыми красками, то темно-синими, то блекло-серыми... Для меня это было не просто открытие нового таланта, а настоящая встреча с чудом.
Печально, но Авто Варази оставил после себя небольшое наследие, — слишком рано ушел из жизни, не достигнув и пятидесяти. Но дело не только в этом. Судьба Варази каким-то совершенно невероятным образом переплелась с судьбой другого грузинского живописца Нико Пиросманишвили. Сейчас мы можем лишь гадать, было ли это божьим провидением или парадоксальным стечением обстоятельств, но два абсолютно не похожих ни по происхождению, ни по образованию, ни по манере письма художника оказались близкими по схожести их трагических жизней.
А началось все, как мне кажется, с того, что известный режиссер Георгий Шенгелая, задумав снимать фильм о Нико Пиросмани, пригласил на главную роль художника Варази. Художник-самоучка Нико Пиросманишвили, или, как звали его все, Пиросмани, писал свои удивительныe картины на клeенках, снятых со столов маленьких духанов, которых в Тифлисе в те годы было великое множество. За кувшин вина и закуску он создавал свои шедевры прямо здесь же, на глазах у обедавшей публики. Открыли Пиросмани в начале 20 века братья Кирилл и Илья Зданевичи. Кирилл, сам одаренный художник, сразу определил в этом безродном нищем человеке задатки гениальности. Он пытался помочь ему, скупая картины, знакомя со своим кругом — творческой интеллигенцией Тифлиса. Было даже создано что-то вроде "фонда помощи Пиросмани". Ведь бедный Нико всю свою жизнь прожил в закутке под лестницей, вечно голодный, полупьяный, в рваной одежде.
Тем не менее в душе этот нищий был рыцарем. Это он, Нико Пиросмани, влюбившись в певичку из кафе-шантана, однажды утром купил целую арбу цветов и устлал ими всю улицу, на которой она жила. Однако ни живопись, ни цветы не тронули сердце красавицы, она бросила художника, уехав с богатым женихом в Париж. Пиросмани еще больше запил и вскоре умер где-то под забором, — в буквальном смысле этого слова. И его невостребованный труп похоронили на кладбище для бедняков — без надписи и креста.
Нечто подобное произошло и в жизни самого Авто Варази. У него появляется красавица-любовница. С художником происходит внутренняя драма. Он не может уйти от семьи и в то же время не хочет бросать любовницу. История эта, получившая широкую огласку, происходит как раз в самый разгар съемок фильма о Пиросмани. После того, как картина была закончена, Авто начинает пить еще больше. Он в постоянной депрессии, почти не работает...
Незадолго до смерти он пришел к нам домой. Принес с собой бутылку чачи и банку шпрот, молча прошел в угол комнаты, уселся на диване и начал пить. Зная, что он тяжело болен, мы не беспокоили его. Потихоньку в дом стали сходиться гости, большинство из них наши давние друзья-художники. В какой-то момент Авто точно очнулся, стал улыбаться, шутить, как раньше, а услышав звуки фламенко, принялся танцевать, причем делал это невероятно легко и изящно. Но потом вдруг опять стушевался и вскоре незаметно покинул дом.
Больше мы его не видели, но в памяти моей он остался именно таким, — веселым и танцующим свой последний, наверное, в жизни танец.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |