Отправлено 14 марта 2014 - 11:22
....Принцип самоопределения народов был включен в проект, а затем и в текст Устава ООН в 1945 году на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. Принцип самоопределения закреплен в статьях 1.2 и 55 Устава ООН. В Уставе ООН фигурирует "принцип равноправия и самоопределения народов" участницы СБСЕ, подписавшие хельсинкский Заключительный акт, придавая ему, статус официального документа ООН с высоким политическим значением, постановили, что он не подлежит регистрации на основании Устава ООН, не рассматривается как международный договор. Из этого можно сделать вывод, что изложенный в нем принцип самоопределения народов и соответствующие положения Устава ООН далеко не равнозначны с точки зрения их обязательной силы. Отсутствие в Заключительном акте формулы самоопределение народов – это своего рода реванш западной дипломатии. Охранительный, легитимистский крен документа особенно проявляется в четком установлении обязанности государств уважать территориальную целостность друг друга, а также воздерживаться от любых действий против территориальной целостности, политической независимости и единства любого государства-участника. В истории накопилось немало свидетельств неудачности попыток правительств установить политическое равновесие. Результаты их вмешательства, например, в урегулирование ситуаций в Палестине, Югославии, Ираке представляются бесперспективными и, по сути, антинародными, сколь и международная политика позапрошлого столетия. Трансформация уставной формулы самоопределения народов, как и тот факт, что формально действие Заключительного акта распространяется только на страны – участницы СБСЕ (и на их государства-правопреемники), не умаляет значения этого документа, содержащего наиболее развернутое и авторитетное толкование записанных в этом акте основных десяти общепризнанных принципов международного права. Россия как страна- участница СБСЕ привержена соблюдению Заключительного акта; этого, которого, придерживаются и другие государства-участники.Прошло более шестидесяти лет со дня принятия Устава ООН, более тридцати после Хельсинки – и политические "декорации" в мире, и в частности в Европе, к концу XX столетия резко изменились. В 1945 году принцип самоопределения задумывался и мыслился в категориях деколонизации, а в 1975-м на передний план выдвигается идеология защиты прав и свобод человека. В начале же 1990-х годов мир неожиданно столкнулся с быстрым распадом и всего социалистического блока, и таких государств, как Советский Союз, Чехословакия, Югославия. Но и в этой ситуации, вопросы самоопределения народов регулируются тем, же самым нормативно-правовым инструментарием, что применялся в послевоенное время.Как и раньше, стабильность в таких взрывоопасных европейских регионах, требующих независимости, как Ольстер, Страна басков а также Корсика, более или менее поддерживается на основе соблюдения принципа территориальной целостности государств – Великобритании, Испании, Франции. Менее эффективно решаются проблемы с разделом Кипра и отделением Тайваня от Китайской Народной Республики. Не столько ввиду того, что идет вразрез с принципом территориальной целостности и Республики Кипр, и КНР, сколько потому, что оно было скорее не самоопределением, а привнесением нового статуса извне. Развал Югославии сопровождался вопиющим внешним вмешательством – вплоть до прямой вооруженной агрессии. По отношению к Сербии Соединенные Штаты, Европейский союз откровенно придерживаются политики двойных стандартов. С одной стороны, если речь идет о сужении территории Сербии, Запад демонстрирует ранее нетрадиционную для него приверженность идеологии самоопределения (Косово, отчасти Черногория). С другой – право Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины) на присоединение к Сербии (точнее, тогда еще сохранявшемуся остатку Югославии) было решительно отвергнуто. ....ну что ж референдум уже близок....
“Настоящий путешественник не имеет конкретных планов и конечных целей”
Лао Цзы (570-490 до н.э.)