Отправлено 11 июля 2010 - 14:59
Ехали с Псоу на маршрутке. В маршрутке были я с семьей был одни; водитель ждал еще 2 женщин, но не дождался. Не доезжая Гагры, ему на телефон позвонили эти женщины. Он в раздумьях ко мне: "женщин жалко, может вернемся?". Я в ответ "Тоже торопимся, но если очень надо, то вернемся". Водитель, подумав, - "Возвращаться - плохая примета" -, звонит женщинам "Маршрутка полна людей, родная, не могу вернуться".
На Псоу с абхазской стороны построили "Тойота-центр". Друзьям в Агудзере рассказываю об этом, мол, вот и автосалоны открываются. "А, это специально таможенникам поближе, чтобы друг другу подарки на день рождение дарить".
На рынке в Сухуме жена с дочкой выбирают обувь. Остановились у одной торговки, меряют сабо. Просит подать другие сабо. Но торговка не слышит. Она разговаривает с соседкой-торговкой. На мингрельском. Жена просит по-громче. Не слышит. Жена просит её еще раз на мингрельском. Слышит сразу, разворачивается - "Я тебе не только подам обувь - я тебе и сто грамм налью". Я вмешиваюсь - "а мне двести". Достают бутылку, мы - чурчхелу, купленную на продовольственном рынке. Мини-фуршет или мини-пати.
В другой раз не хотелось таскаться по рынку. Сел за столик уличного кафе возле рынка. Столик большой, человек 10-12 поместятся. Пью кофе. Подходит армянин, спрашивает можно ли тоже сесть за столик. Отвечаю "да". Их садится человек пять - курица, водка, салаты, сыр. Один из тостов тамады за умерших друзей - "Вартана ... (называют еще пару имен) и Пушкина" - "Какого Пушкина?" - "Поэта, Александра Сергеевича" - "А он при чем?" - "А у него сегодня день рождения и он тоже умер".
В забегаловке в Синопе. Пьем пиво. Барменша с официанткой пьют кофе. Заходят отдыхающие, подходят к барной стойке, спрашивают, а кто пиво наливает? Барменша в ответ "Нэ, только зашли - сразу заказывать. Сядьте пока просто так, посидите"
В Сухуме в летнем кафе сидим с детьми: едим хачипури, мороженное, пьем сок. Мимо проходит старушка, русская, бедно одетая. О чем-то говорит с официантом, та ей отвечает, потом дает ей пол-булки хлеба. Старушка уходит, жена догоняет её и дает сто рублей. Возвращается к столу, спрашиваю - "Что случилось?". Жена (она была ближе к старушке и официантке) отвечает, что старушка спрашивала объедки у официантки, та ей ответила - что еще отдыхающих мало, нет пока. Тогда та попросила хотя бы хлеба, а то совсем еще сегодня не ела.
Зашел в интернет-кафе, посмотреть электронную почту. Кроме меня и работника никого нет. На нижней панеле компьютера на рабочем столе английский язык. Альт-шифт, но вместо русского языка высвечивается турецкий. Щелкаю мышкой на значок, выбираю "русский". После всего разговариваю с работником. Оказывается, что хозяин - абхаз-репатриант. Его предки были махаджирами. Приехал из Сирии в Абхазию. После в разговоре с друзьями-абхазами спрашивал у них о репатриантах. Кто-то с ними пересекался в жизни, кто-то нет, но общее мнение такое - очень много различий между репатриантами и живущими в Абхазии абхазами. Все-таки более ста лет абхазы в Абзаии жили в составе Российской империи - СССР. соответствующее светское образование, образ жизни, идеология. Да и вера. В Абхазии абхазы христиане и мусульмане. Причем различий не так много, поскольку в быту много обрядов, обычаев, пришедших еще от языческих верований. Репатрианты чаще всего соблюдают требования ислама более-менее строго, а поскольку влияние ислама и на все остальные стороны жизни в Турции, Сирии, Ливии велико, существующий образ жизни и устройство абхазского общества оказываются сильным контрастом по сравнению с тем, к чему уже привыкли с детства.