Юрий Богомолов
Наш ответ Вайде
Таких (и в таком количестве) возбужденных и раздраженных откликов, как на колонку, касающуюся нового фильма Анджея Вайды «Катынь», я давно не получал. Корреспонденты гневаются в выражениях, далеких от нормативной лексики. Особенно те, кто заходят на мой блог.
Напомню: фильм, о котором речь, был показан на двух некоммерческих сеансах в Москве. В российский прокат он не вышел. И, видимо, не скоро выйдет. Однако, судя по волне злобы и желчи, что поднялась в Интернете вокруг картины, может, оно и к лучшему. Сегодня фильм обречен на непонимание. И, следовательно, на отторжение. И, стало быть, увы, на углубление катынского рва.
Вместе с тем, та же «волна» косвенным путем, доказательством «от противного» свидетельствует, что коллективная совесть народа отнюдь - не абстракция. Что это живая субстанция. И что она призраками расстрелянных польских офицеров не на шутку уязвлена.
Реакция читателей колеблется между двумя крайностями. Одна: не было этого. Они же скажут: не было Гулага, гладомора, не было душегубства в тамбовских лесах, не было Холокоста.
Другая: было, но так им и надо. И полякам, и дворянам, и евреям.
Остальное: нюансы.
...Если, мол, их, «ляхов», и постреляли, то не 20 000 тысяч, а всего 2000. И то русофобов, агентов западных разведок, диверсантов и прочих враждебных элементов. Как написано в одном из документов по этому делу: все это «закоренелые, неисправимые враги советской власти».
...А давайте вспомним, сколько русских красноармейцев умерло на территории Польши в 20-м...
...А посчитаем, сколько советских солдат полегло в битве за освобождение Польши в 45-м...
Наконец, главный вскрик: «А докажите!»
Один из моих корреспондентов, убежденный в том, что трупы польских офицеров в катынских рвах - дело рук исключительно нацистов, набросал 15 вопросов, требующих ответов по «Катынскому делу».
«Почему» под № 7 звучит так: «Почему не вводится в научный оборот паспорт одного из четырех польских офицеров, останки которых были найдены польскими археологами в катынской могиле №6 (по немецкой классификации) в 1995г? Документ был направлен на экспертизу в Варшаву и исчез. Что мешает обнародованию результатов его экспертизы?».
Действительно, что мешает?
Мешают, как выяснилось из только что обнародованного открытого письма Председателя Правления Международного общества «Мемориал» Арсения Рогинского Генеральному прокурору России Юрию Чайке, поставленные грифы «секретно» и «для служебного пользования» на 116 из 183 томов «Катынского дела».
Примечательно, что гриф «секретно», по свидетельству Арсения Рогинского наложен и на Постановление ГВП о прекращении дела.
Само преступление и все сопутствующие ему обстоятельства не ставится под сомнение этой фигурой умолчания. В ответ на запрос Международного общества «Мемориал» ГВП РФ в письме от 24.03.2005 г. сообщила: «Действия ряда конкретных высокопоставленных должностных лиц СССР квалифицированы по пункту «б» статьи 193-17 УК РСФСР (1926 г.), как превышение власти, имевшее тяжелые последствия при наличии особо отягчающих обстоятельств, 21.09.2004 г. уголовное дело в их отношении прекращено на основании п. 4 ч.1. ст.24 УПК РФ за смертью виновных».
Нам прокуратура дала понять: следствие по Катынскому делу закончено - забудьте!
Тем не менее, ни «дело» за смертью невиновных, ни следствие по нему все никак не забывается.
Возможно, в тех засекреченных 116-ти томах и найдутся ответы на все «почему», поставленные моими оппонентами. Только обращаться за «потому» и всеми мотивировками засекречивания подробностей «дела» надо не к либеральной общественности.
Вряд ли ГВП темнит и секретничает по причине того, что в деле открылись обстоятельства, опрокидывающие официальную и общепризнанную версию.
Смею предположить, что она секретничает и темнит именно потому, что данные расследования подтверждают официальную версию.
Подробностей, доказательств, обстоятельств во всех 183-х томах может не один миллион, но каждому непредвзятому человеку довольно было бы и двух бумажек, которые давно уже стали достоянием гласности.
Той, на которой начертано решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года о расстреле «находящихся в лагерях для военнопленных 14 700 польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадников и тюремщиков», а также 11 000 арестованных и содержавшихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии «членов различных контрреволюционных шпионских и диверсионных организаций, бывших помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков».
Другая бумажка содержит записку, которую Председатель КГБ при Совете Министров СССР А.Н.Шелепин направил первому секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву, и в которой подтверждалось, что 14 552 пленных - офицеров, жандармов, полицейских «и т.п. лиц бывшей буржуазной Польши», а также 7305 заключенных тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии были расстреляны в 1940 году на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года (в том числе 4421 человек - в Катынском лесу).
Что на эти документы можно возразить?
Оказывается, при маниакальном желании - можно.
Можно сказать: что Постановление Политбюро - «фальшивка», а Записка Шелепина - провокация, столь же циничная, как и развязанная западными спецслужбами пропагандистская кампания в связи с делом Литвиненко.
Можно еще при каждом упоминании слова «Катынь» предъявлять соседям в большом количестве «встречные иски», оснащенные мартирологами наших жертв и потерь.
Создается впечатление, что для нас наши могилы, останки павших соотечественников - что-то вроде бронепоезда на запасном пути. Чуть задели наше самолюбие в Польше или в Прибалтике, мы своих покойников «ставим под ружье».
В дискуссии по «Катыни» мобилизовали несколько сотен тысяч мертвых красноармейцев. Теперь в битве за Катынь готовы использовать их как заградительный отряд?
...Напрасно подозревают Вайду в антирусскости, и в том, что он своим фильмом принуждает кого бы то ни было каяться. Он просто поделился со зрителями своей болью; он хотел дать слово тем, кого жернова двух тоталитарных машин безжалостно перемололи в прах.
Он дал им это слово. Их не слушали. Их не услышали. Пока.
***
Самое поразительное, что фильм не увидели многие из тех, кто его видели. Они поймали режиссера на главной лжи: ров с трупами расстрелянных закапывали лопатами, а не бульдозером.
Напомню, что Вайда снял художественный фильм, а не документально-публицистический. Бульдозер автору нужен был как образ тупой и безликой тоталитарной машины.
В свое время Эйзенштейна, автора «Броненосца «Потемкина», упрекали в отступлении от исторической правды: в сцене расстрела взбунтовавшихся матросов на корабле режиссер накрыл брезентом. Тогда как по жизни брезент постелили на палубу под ноги матросов.
Уличенный «во лжи» Эйзенштейн оправдался тем, что ему нужен был «образ коллективной повязки».
...«Коллективные повязки» на глазах, на чувствах, на мозгах все никак не спадают. Более того, судя по реакции на фильм «Катынь», многие из нас предпочитают их удерживать на глазах, на чувствах, на мозгах.
http://rian.ru/autho.../102426774.html