Монастыри Грузинской Православной Церкви
#11
Отправлено 29 сентября 2009 - 00:08
Храм Метехи в Тбилиси (1278-1289 гг.)
F15.jpg 143,84К 6 Количество загрузок:
Метехский замок - древняя цитадель и резиденция грузинских царей на левом берегу Куры. Рядом со дворцом предположительно в XII веке был построен храм святой Богородицы. В исторических источниках Метехи упоминается с XIII века. В этом храме молилась царица Тамара.
В 1235 году во время нашествия монголов Тбилиси был предан огню, а Метехский храм и дворец разрушены. В 1278—1289 гг. храм был восстановлен. В течение XV-го века он был снова разрушен, на этот раз персами. В XVI-XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи и к настоящему времени он имеет кирпичные стены. Храм ремонтировался в середине XIX века, коренная реконструкция осуществлена в 1987 году.
Под сводами храма с правой стороны от алтаря, как бы в дьяконнике, но со свободным доступом, находится место захоронения великомученицы Шушаники, царицы Ранской, пострадавшей от мужа-огнепоклонника в V веке.
В начале XIX века старые укрепления вокруг храма были разобраны и на их месте построена тюрьма. До революции в Метехском замке отбывал заключение и А.М. Горький.
В 1959 году в связи с благоустройством города Метехский замок был снесён. Метехский храм как памятник древней грузинской культуры находится под охраной государства.
Metexi1.jpg 24,75К 6 Количество загрузок:
http://tbilisi-trip.....ru/metexi.html
#12
Отправлено 29 сентября 2009 - 00:16
Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри. Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц.
Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи. Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида.
В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели.
С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий — автор гениального песнопения "Ты есть лоза виноградная", вляющегося и сейчас шедевром грузинской музыки.
Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена.
В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась.
Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары.
Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида''. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники.
http://georgia.ortho...onasteries4.htm
Где и при каких обстоятельствах родился преподобный Давид Гареджийский (*1), неизвестно. Он пришел из Сирии, страны прекрасной и плодоносной, из которой вышло множество преподобных и святых, помазанных Св. Духом делателей нивы Господней. Где и как первоначально воспитывался св. Давид, также неизвестно. Причина неизвестности происхождения его и его родителей в том, что святой, оставив славу мирскую и величие земное, приобрел высшую, небесную славу. Потому он, покинув отца, мать, братьев и родственников, последовал Христу для исполнения Его заповедей. Духовным же отцом и воспитателем святого явился дивный и преподобный Иоанн Зедазнийский, давший ему как сыну твердую и крепкую пищу-учение и наставления Божественные. Он был соотечественником преподобного Давида, воспитывался в благочестивой семье, был просвещен Божественным учением и укреплен небесным хлебом-словом Божиим. Итак, св. Давид, пленившись сладостью иноческой жизни, с юных лет возложил на себя крест Христов и поспешно последовал за благочестивым своим наставником и учителем Иоанном.
Дивный Иоанн, по повелению Божией Матери, отправился со своими блаженными учениками в Иверию, прибыл в столичный город Мцхета и поклонился животворящему столпу. Чрез некоторое время он взошел на гору, что с северной стороны Мцхета, и там водворился. Святой преподал ученикам благие наставления и предложил им отправиться в другие места для служения Богу иноческими подвигами и проповедью Евангелия и покаяния во оставление грехов. И они с радостью пошли в разные места Грузинского царства.
Одни из иноков направились в Кахетинские области, а другие - в Карталинию, к западным областям Иверии. А блаженный Давид по повелению своего аввы избрал поприщем евангельской проповеди город Тифлис и поселился в убогой пещере на горе, называемой Мтацминдской, или Святой горой. Оттуда раз в неделю сходил он в город для проповеди слова Божия. Святой жизнью и пламенной проповедью обратил он многие души ко Христу Спасителю. Но, оклеветанный одной нечестивой женой (*2), св. Давид с верным и никогда не разлучавшимся с ним учеником Лукианом удалился от шума мирского в пустыню Гареджийскую (*3). Оба божественных мужа, приближаясь к месту, которое впоследствии стало их пустынью, почувствовали мучительную жажду и невыносимый жар, так как то место очень знойное, и потому там бывает сильный недостаток воды. Но, подойдя к одной расселине каменной горы, они нашли немного скопившейся в ней дождевой воды и утолили свою жажду. Там же, в тени одной горной расселины, они, утомленные, усталые, расположились для отдохновения.
Блаженный Давид, сидя рядом со своим учеником Лукианом, сказал ему: "Брат Лукиан, видишь это прекрасное тихое место? Останемся здесь и будем подвизаться, пребывая всегда в молитве, посте, бодрствовании и терпении временных болезней, чтобы сподобиться прощения грехов. А Бог, Сладчайший и Всемилостивейший, наградит нас и за понесенные нами труды подаст нам силу благодатную, укрепит нас в немощах наших и поможет переносить тесноту, скорбь и все наши слабости. Ибо и преподобные подвижники временно подвергались разным бедствиям и за то получили мзду вечную".
Блаженный Лукиан, выслушав наставление учителя своего, отвечал: "Богоносный отец! Слово твое справедливо и истинно, ибо, читая Св. Писание, я доподлинно узнал, что каждому воздается по делам его, добрым или злым, содеянным в сей суетной жизни. Но в этой пустыне мы будем терпеть недостаток в пище и особенно в воде, от чего человек теряет силы. А поскольку мы, как все люди, немощны, то боюсь, как бы нам, не вытерпев бедствия, не оставить сего места".
Преподобный Давид сказал ему: "Брат мой! Не заботься об этом. Всемогущий Бог, питавший Израиля в пустыне, ниспослал с неба манну и извел воду из камня. Господь питал пророка Илию небесным хлебом, который приносил ему ворон. Он же даст и нам по Своей милости пищу Нам не нужно заботиться об этом, ибо в Св. Писании сказано: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6; 34). Между тем. Тот же Господь щедрой десницей Своей насыщает всякое животное. Он же и нам, слугам Своим, даст пищу для подкрепления немощного тела. Теперь же, брат, ободрись и укрепись, так как для подвижников уготованы венцы, которых никто не получает без трудов и без борьбы и победы".
Лукиан, ободренный и укрепленный наставлениями своего учителя Давида, отвечал: "Честный отче! Как сказал ты, так и сделаем. Бог же, на Которого мы надеемся, да печется о нашей жизни".
Они остались в пустыне и, возложив всю свою надежду на Бога, прилагали труды к трудам, презирая похоть плотскую и гордость житейскую. Подвижники употребляли в пищу корни некоторых растений и траву и воссылали Богу молитвы и благодарения за Его о них попечение.
Но по истечении нескольких дней растения засохли вместе с корнями от сильного жара, так как летом в том месте бывает несносный зной, а зимой - мороз. И Лукиан, лишившись зелени, начал скорбеть, говоря преподобному "Отче святый Давиде! Чем же мы теперь будем подкреплять немощные силы наши? Все растения, которыми мы до сих пор поддерживали свою жизнь, засохли".
Преподобный Давид сказал Лукиану: "Отец Лукиан! Что ты так сильно скорбишь и зачем надеешься на растения? Разве не знаешь, что все они подвержены переменам и преходящи, и что, прозябшие и возросшие, со временем они погибают? А душа бессмертна и приобретается терпением, по Писанию: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Отчего ты так скоро стал малодушным? Разве ты не знаешь, что, если мы умрем ради заповедей Господних, или от голода или от жажды, то живы будем во Христе? Почему же ты скорбишь и так много заботишься о временных и маловажных вещах, особенно о полевых растениях, которыми Бог питает бессловесных животных? Неужели же нас Он оставит без пищи?"
В это время при словах Давида - о, Промысл Твой, Христе Боже! - вдруг прибежали три оленихи с молодыми оленятами и остановились перед иноками тихо и кротко. Тогда Давид велел Лукиану взять сосуд и подоить посланных Богом животных. Лукиан, удивленный этим необыкновенным зрелищем, встал и исполнил повеление святого, и поставил перед Давидом наполненный молоком сосуд. Преподобный же, изобразив на нем знамение креста Господия, обратил молоко в свежий сыр. Вкусив немного с благодарностью, святые мужи встали и произнесли следующий псалом: Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века (Пс. 21 27).
После сего Лукиан сказал св. Давиду: "Честный отче! Воистину, дивен Бог во святых Своих, по Писанию, и благословенно имя Его святое. По молитве твоей Он укрепил мое сердце, которое не будет больше колебаться житейскими невзгодами. Господь извел душу и помышления мои от плена земных забот, как из тьмы в свет. Теперь, какие бы беды ни постигли меня, если бы и умирал я от жажды, никогда не буду заботиться о бренном теле моем и о суетной преходящей жизни. Никогда не буду роптать на недостаток пиши, как некогда роптал непокорный и неверный Израиль, воспоминающий о египетских мясах. С этого времени я совершенно буду покорен тебе, как предводителю моему, новому Иисусу Навину, наследнику Моисееву, чтобы достигнуть обетованной земли - небесного Иерусалима. Посему душевно радуюсь, надеясь не лишиться твоих молитв".
Св. Давид, веселясь духом о ученике своем, сказал ему: "Брат Лукиан! Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Его, что Он укрепил душу и помышления твои Своей силой".
Посему, духовно радуясь и утешаясь милостью Божией, святые мужи воссылали Богу непрерывные молитвы и пребывали в бодрствовании и благоговении. Оленье молоке было их постоянной пищей, за исключением среды и пятка, в эти дни, не вкушая ничего, они стояли на молитве с простертыми к небу руками и возведя ум горе.
Ниже той пещеры, в которой жили подвижники, была другая пещера.Там обитал огромный, страшный дракон, змей, с глазами большими и светлыми, как у животного, на голове у него был большой рог, а на шее - щетина (*4).
В один день олени святых мужей подошли ко входу в пещеру, где обитал дракон. И чудовище неожиданно напало на них и похитило одного из молодых оленей. Испуганные животные прибежали в пещеру святых. Лукиан, увидя их, сказал Давиду; "Отче снятый! Олени эти по обыкновению пришли, чтобы послужить нам, но они беспокойны и смущены, и среди них нет одного из молодых оленей". Преподобный тотчас взял свой посох с изображенным на нем крестом Христовым и пошел по следам, оставленным животными, оглядываясь по сторонам, чтобы увидеть обидевшего их.
Приблизившись к пещере дракона, св. Давид вдруг увидел страшное и удивительное по величине чудовище и, не устрашившись, сказал ему: "Злодей! Зачем ты обидел оленей моих и похитил у них детеныша? Теперь же уходи отсюда в места необитаемые, чтобы с этого времени пустыня эта была обителью отшельников". Поднимая вверх посох, святой с гневом сказал: "Если не уйдешь отсюда, то этим посохом и крестом Христовым рассеку чрево твое и отдам на снедение червям, чтобы отомстить тебе, так как ты обидел оленей моих, данных Богом на подкрепление немощных моих сил". Диавол, поселившийся во чреве дракона, человеческим голосом ответил: "Не гневайся на меня, раб Бога Живого. Если тебе угодно, чтобы я удалился отсюда, взойди на вершину этой горы и не отводи глаз твоих от меня, пока не войду в реку. Ибо я боюсь погибнуть от гнева твоего".
Дракон вышел из своего жилища, и от его движения стали трескаться большие камни. Лукиан, увидев это, в ужасе и трепете упал на землю, как мертвый. А когда Давид взошел на высокую гору, чудовище поспешно спустилось вниз на равнину. Когда оно приблизилось к реке Куре, преподобный услышал позади себя голос Ангела, который звал его: "Давид! Давид! Давид!" Оглянувшись на голос Ангела, он увидел спадающий с неба огонь, который мгновенно сжег дракона, как сено. (На том месте, где сожжен был дракон небесным огнем, не растет трава, что служит доказательством подлинности рассказа об этом событии).
Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: "Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его". На эти горестные слова святого Ангел Божий отвечал: "Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел и реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей. Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди и спою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих".
Давид, сойдя с горы, нашел Лукиана, лежащего в обмороке, и, поднимая его, сказал: "Что же ты так испугался из-за какого-то червяка, который по повелению Божию был мгновенно сожжен небесным огнем! Теперь ободрись и не бойся, ибо сила Христова споспешествует нам во всем. она сохранила нас ныне от страшной брани". Лукиан, ободрившись и утешившись этими словами, благодарил Бога, творящего великие чудеса и знамения, давшего рабу Своему Давиду власть над зверями.
Через некоторое время несколько человек пришли в эту пустыню на охоту, так как там водилось много оленей, диких коз и других животных. Испуганные охотниками олени преподобных по обыкновению побежали в пещеру святых, вслед за ними пошли и охотники, рассчитывая, что в тесном скалистом месте охотиться будет удобнее. Но, подойдя к пещере, они увидели преследуемых ими животных кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который> по обыкновению, доил их. Объятые ужасом, они припали к ногам св. Давида и сказали ему: "Угодниче Божий! Какое дивное чудо! Эти дикие олени стоят смирно и кротко, как будто на скотном дворе, словно выкормленные человеком". Св. Давид отвечал им: "Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи (*5). Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших".
Охотники, удивившись, воскликнули: "Велик, воистину, Господь, ради Которого ты решился терпеливо понести труды в этой пустыне, где часто недостает самого необходимого для подкрепления телесных сил. Поскольку мы единоверцы твои. то сделай и нас, богоносный отец, учениками твоей святости, чтобы и нам поучаться у тебя исполнению воли Божией. С этой минуты мы не оставим тебя, как отца и пастыря, и будем служить тебе как наставнику и руководителю ко спасению душ наших". Преподобный скачал: "Нет! Братья и дети мои! Не делайте сего, так как место это, как вы сами видите, нестерпимо жаркое и неудобное для человека. Лучше возвратитесь в свои дома и там служите Богу, удаляясь от всякого зла и раздавая бедным и немощным милостыню, ибо творящий милостыню взаим дает Богу".
Охотники, выслушав святого, разошлись по своим селениям и возвестили всем о том, что видели и что слышали от св. Давида. Люди, пораженные их рассказом, стали посещать пещеру, чтобы увидеть подвижника и принять от него благословение. Многие просили оставить их в пустыне. Святой говорил им: "Братья! Жизнь здесь невыносима для вас, так как место это безотрадно, и пищи, необходимой для человека, здесь не обретается. Поэтому боюсь, как бы вы не потеряли терпение". Они отвечали: "Хотя бы мы должны были умереть с тобой от голода или от жажды, - мы ни во что не ставим это, и все бедствия и тесноты охотно вытерпим ради любви Христовой, поручая себя твоим святым молитвам".
Давид, видя в них пламенное желание принять на себя иго Христово и следовать за Господом, сказал: "Братья, вы возложили надежду свою на одного Бога, желаете оставить мир со всеми его благами, решились принять иго Христово и следовать заповедям Божиим. Теперь же идите и принесите с собой молотки, чтобы выдолбить колодцы (*6) для воды и высечь себе пещеры". Все это было Исполнено ими, и водворилось там множество отшельников, число которых с каждым днем все более и более увеличивалось. В это время преподобный и блаженный Додо, монах, сиявший подвигами благочестия, узнав о строгом жительство св. Давида, пришел к нему в пустыню и поселился с: ним, чему оба святых были рады.
Преподобный Давид чрез некоторое время, видя в св. Додо крепость духа и силу ума, сказал ему: "Отец Додо! Так как Господу, хотящему всем человекам спасения, угодно созидание пустыни, в которой будут жить многочисленные отшельники, и так как эти братья наши, оставившие мир и родных своих, желают устроить себе обитель, то не будем ленивы, заботясь о пользе их душ. Поэтому взойди с никоторыми братьями на ту высокую каменную гору, которая возвышается напротив нас, и устрой там обитель нашим братьям для прославления имени Господа нашего Иисуса Христа и для восхваления Пресвятой Богородицы Девы Марии". Св. Додо, по приказанию преп. Давида, устроил в назначенной горе, в высеченных пещерах, обитель, где и поселилось множество пустынников.
Давид, выходя каждый день из пещеры, которая была высочена в каменной скале, во двор, в уединении непрестанно воссылал Богу молитвы, оставив все земные и мирские заботы и омывая лицо свое теплыми слезами.
Однажды святой взошел на ту гору, в которой жили его братья, и, по обыкновению, начал молиться с простертыми к небу руками под одной скалой. В это время прилетела и села у ног его куропатка (*7), испуганная ястребом, которого напустил на нее охотник из варваров по имени Бубакар (*8). Варвар, подойдя ближе к тому месту, где стоял святой, увидел его молящимся с простертыми руками и у ног его куропатку, а ястреба - сидящим вблизи куропатки. Удивленный этим зрелищем варвар сказал св. Давиду: "Кто ты такой, человече, и откуда ты, и как здесь поселился?" Преподобный ответил: "Я раб Господа нашего Иисуса Христа, Милосердного, Которому я приношу моление о том, чтоб Он простил множество грехов моих и удостоил меня спокойного переселения из этого суетного земного мира в небесный". Варвар снова спросил: "А кто здесь питает тебя и утешает?" Снятой ответил: "Тот на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он заботится обо мне и о всех тварях Своих". И добавил: "Прошу тебя, оставь жить эту птицу, прилетевшую ко мне, грешному чтоб избавиться от рук убийцы".
Гордый варвар, сидящий на копе, нагло сказал блаженному Давиду: "Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить живой птицу. Следовало бы тебе прежде просить о себе, а не об этой птице" Но смиренный инок кротко отвечал; "Ты не имеешь никакой власти убить меня, не только меня, но и эту слабую птицу, ибо Бог- Помощник мне, Он несомненно избавит меня от того, чем ты грозишь" Варвар, разгневанный этими словами, размахнулся мечем, чтобы ударить отшельника, но сила Христова мгновенно удержала поднятую правую руку его. Тогда гордый варвар, прийдя в сознаниесвоей вины, смирился. Одержимый трепетом, он слез с лошади, как раб, припал к ногам святого и, обливая ихслезами, просил прощения, с плачем взывая: "О раб Бога Живого, Благого! Будь ко мне милостив, исцели мою душу и тело и прости преступление, которое я сделал по неразумию моему".
Угодник Божий, милостивый Давид, услышав от него такие жалобные слова, умилившись душою, начал молиться Богу, воздев к небу руки: "Господи Иисусе Христе, Преблагий и Человеколюбивый Боже! Владыко, Который помиловал молящегося Тебе раба Твоего и окаменил руку врага его! Умилостивись и ныне, исцели руку этого бедного варвара, гордо поднятую им на меня, недостойного раба Твоего, дабы он исповедал Тебя, единого Истинного Бога, творящего чудеса, и прославил бы имя Твое святое во веки" По окончании этой молитвы отшельник прикоснулся к неподвижной руке, и та мгновенно стала здоровой.
Варвар, удивленный таким чудом Божиим, благодаря Господа, опять припал к ногам св. Давида и со слезами просил: "Раб Бога Живого!-говорил он,-У меня есть сын, хромой и расслабленный всеми членами, который лежит в моем доме. Прошу тебя, умоли твоего Бога об исцелении немощного сына моего, ибо я уверен, что Он услышит тебя, как верного раба Своего. Если Господь исцелит его, то прославится имя Его святое, я же буду готов исполнить всякое приказание твое. Я и все родные мои примем Крещение и поклонимся Богу твоему, прославим и восхвалим преславное имя Его во веки, и я буду услужливым рабом твоим". Давид сказал ему: "Иди в дом твой, и, как уверовал, так и да будет по слову твоему, ты найдешь сына твоего совершенно здоровым, исцелившимся в третий час пополудни".
Варвар Бубакар, исполненный великой радости, славя Бога, пошел в дом свой, и - о чудо непостижимое! - на дворе его встретил сын, совершенно здоровый. Возблагодарив Бога и святого Его угодника, Бубакар вошел в дом свой и спросил жену и домашних: "Когда Бог исцелил сына моего?" Они отвечали: "В третьем часу пополудни". Услышав это, он исполнился необычайной радости и благоговения пред Богом, дивным во святых Своих, и начал рассказывать обо всем случившемся с ним и слышанном им от пустынника.
На следующий день утром Бубакар велел рабам своим нагрузить ослов разнообразной и самой лучшей пищей и отправился к св. Давиду с тремя сыновьями своими, один из которых получил исцеление по молитвам блаженного. Достигнув пещеры отшельника, пришедший не застал его там, отчего и начал сильно скорбеть. Посланные Бубакаром слуги отыскали святого между братьями и известили его о прибытии их господина. Бубакар пришел к преподобному и, припав к ногам его, со слезами сказал: "Раб Божий! Поистине мы познали, что ты целитель душ и телес, так как сын мой избавился от своего недуга. Вот, он стоит пред тобою совершенно здоровый и ожидает, как и другие домашние мои, твоего благословения". Св. Давид возлагая правую руку свою на головы их, сказал: "Бог, благословивший Авраама, Исаака и Иакова, да благословит и вас".
Затем пришедшие сели, и слуги по приказанию Бубакара приготовили ужин. Окончив трапезу, все встали и возблагодарили Бога. Подвижник спросил Бубакара, какую просьбу тот имеет к нему. Бубакар ответил, что хотел бы принять от него св. Крещение. Тогда Давид послал его с учеником своим Лукианом к преподобному Додо, чтобы тот отправил одного иерея с Бубакаром для просвещения его и его родных св. Крещением. Св. Додо, радуясь этому духом, благословил Бубакара с сыновьями и слугами и отпустил с ними в дом их одного из священников, который и крестил Бубакара с его родными.
После этого Бубакар пришел с работниками к блаженному Давиду и высек в скале церковь для братии. Впоследствии преподобный и богоносный отец наш Илларион (*9)расширил, украсил ее и устроил в ней с южной стороны раку для мощей св. Давида. Возле этой раки, на возвышенности, был погребен и преподобный Лукиан. Эти святые угодники Божии и чудотворцы исцеляют многих страждущих, с верою прибегающих к ним.
Блаженный Давид, пламенно желая видеть великий и святой град Иерусалим, призвал своего ученика Лукиана и сказал: "Брат Лукиан! Я намереваюсь отправиться в Иерусалим, чтобы поклониться Животворящему Гробу Господню и прочим святым местам. Ты же оставайся здесь среди братии, чтобы укреплять их в подвигах благочестия и оберегать от злого и лукавого нашего врага. Ибо он каждый день смотрит на наши пяты и многоразличными соблазнами и обольщеньямихочет лишить нас царствия Божия и победных венцов". Лукиан, огорченный этими словами, сказал св. Давиду: "Никогда не оставлю тебя, честный отче, до смерти моей, и, куда ты пойдешь, туда и я за тобой". Давид отвечал ему: " Зачем ты, брат, говоришь это? Если так сделаем и пойдем вместе, то труды наши останутся тщетными, ибо братья наши, приобретенные нами здесь для прославления имени Бога нашего, опять разойдутся по своим странам и селениям. Они, как овцы, не имеющие пастыря, заблудившись, похищены будут волками, а Бог за это изыщет с пас. Посему ты оставайся здесь, брат мой Лукиан, а я отправлюсь туда и, как за себя, так и за тебя и за всех здесь остающихся буду молиться Богу Не удерживай меня от сего, так как душа моя сильно жаждет поклониться святым местам, где Царь Небесный, Богочеловек, Господь наш Иисус Христос жил с людьми".
Убедив сими словами Лукиана, чтобы он остался среди братий, сам Давид с некоторыми иноками, последовавшими за ним, отправился в святой град. Когда они дошли до места, называемого "вершина благодати'', откуда виден Иерусалим, то, воздев к небу руки, возблагодарили Бога.
Здесь Давид, увидев издали св. град, пал на землю и со слезами в восторге произнес "Господи Иисусе Христе, Боже наш? Ты, Которой пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться, родиться без греха от Пресвятой Девы Марии, по Своей воле пострадал за грехи наши в этих местах, которые я ныне вижу, перенес Крест и смерть, как смертный человек, положился во гробе и Божественною силою воскрес, воскресив Адама со всем родом его! Ты сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Ты ступал пречистыми Своими ногами. Я не осмеливаюсь продолжать свой путь, дабы землю, освященную святыми стопами Твоими; не попрать моими нечистыми ногами, И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места" Все это говорил он, пав ниц на землю и обливаясь теплыми слезами.
После сего братья просили продолжать путь, но святой, подобно великому пророку и царю Давиду, кротко говорил им: "Не могу отсюда идти далее, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Посему идите туда вы одни и принесите и за меня, грешного, молитвы у Святого Гроба Господня" Они, облобызав святого Давида, против своей воли оставили его и ушли со слезами. Давид асе взял на том месте камень, как будто он был взят им от Гроба Господня, положил его в корзину свою и пошел обратно в Гареджи, в Иверию.
Всеблагий Бог, видя такое его смиренномудрие, благоволил явить людям его святость и веру. Когда преподобный возвратился в пустынь и положил там камень, от него стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись. Вскоре после сего пришли и братья св. Давида, поклонники святых мест, и возвестили инокам обо всем виденном и слышанном в Иерусалиме. Известие о подвигах благочестия преподобного Давида и о чудесном камне, принесенном им, привлекло в Гареджи великое множество отшельников, так что вся пустыня наполнилась ими. Некоторые из них жили уединенно в расселинах каменной горы, Давид же, как пастырь, радуясь об умножении своего стада, давал монахам разные душеспасительные наставления.
Св. Давид однажды пришел к одному подвижнику из братии своей, жившему в некоторой расселине каменной горы, и спросил его; "Как ты живешь здесь, отче?" Он ответил ему: "Благодарение Богу, честный отче. Только вода, бьющая из этой скалы, а равно и эта зелень горьки, как желчь. Когда вкушаю их, чувствую большое отвращение и негодование, но сам себе говорю: "Мучения ада несравненно горше, не лучше ли тебе вкушать горечь временную, дабы не подвергнуться мучениям вечным?" Давид, услышав от него такие слова, весьма обрадовался и сказал ему ласково: "Не скорби, брат мой, умолим Бога нашего Иисуса Христа, Который в пустыне Мерра горькую воду сделал сладкою. Он же, подобно той, усладит и эту воду". И действительно; монах по приказанию св. Давида наполнил сосуд той водой и поставил перед ним, а святой, изобразив знамение креста Господня, отдал сосуд подвижнику и сказал: 'Пей, брат, это хорошая вода". Он выпил и нашел, что она приятна на вкус (*10). Удивленный сим чудом инок стал прославлять и благодарить Бога и раба Его Давида.
Наконец св. Давид получил через Ангела известие о близкой своей кончине. Призвав всю свою братию, он дал инокам разные душеспасительные наставления. Затем, когда была отслужена Литургия, приобщился Св. Тайн Христовых и с простертыми к небу руками, возводя ум свой горе и благодаря Бога, предал Ему святую свою душу с миром (*11). О потере такого доброго и кроткого пастыря и целителя душ и телес братья долго скорбели и плакали.
Сего святого мужа Бог прославил и по смерти. Один монах, слепой от рождения, прикоснувшись к телу св. Давида, мгновенно прозрел и стал видеть. И если кто с верой помазуется прахом из гроба его, откуда исходит дивное благоухание, тот получает исцеление от немощей душевных и телесных.
http://georgia.ortho...ives_davidg.htm
Мы были там в этом году зимой. Места необыкновенно красивые, загадочные. Там мир и спокойствие в каждом камне, дереве, солнце и небе... Пустыня похожа на море, которое замерло, как-будто в ожидании вдоха.
Хотелось выложить материал покороче, но когда сама читала, не могла удержаться и остановиться на чем-то одном. Для меня самой многое стало открытием, и я просто не решилась что-то убрать из этой статьи.
Прикрепленные файлы
Сообщение отредактировал Riddle: 29 сентября 2009 - 00:19
Притчи Соломона (гл. 4, ст. 23-27)
#13
Отправлено 29 сентября 2009 - 00:49
uplistsikhe1_sm.jpg 7,6К 5 Количество загрузок:
В 10 км от Гори, на берегу реки Куры находится один из редчайших памятников в мире - древнейший город-крепость Уплисцихе, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки. Впервые он упоминается в летописи I в. до н. э., а своего расцвета достиг к IX-X в.в.
Еще издалека этот причудливый скальный город завораживает своим необычным видом. Словно гигантские поры на скалах зияют пещерные гроты, внутри которых когда-то кипела жизнь. Здесь были когда-то огромные величественные залы, храмы, жилища, соединенные меж собой извилистыми улицами-коридорами. Трудно поверить, что эта грандиозная титаническая работа по созданию целого города из каменной тверди – всего лишь творение человеческих рук.
В скале были высечены несколько сотен разных сооружений - храмов, общественных зданий, домов, улиц, площадей и т.д. Несмотря на нестандартное строительство здания в Уплисцихе в точности повторяют образцы наземной архитектуры: с колоннами, пилястрами, капителями, арками, сводами и т.д. Город был окружен защитным рвом, обходящим город с востока и севера. Уплисцихе имел четыре входа, ориентированных по странам света.
В пещерном городе сохранился выдающийся двухколонный «зал приемов царицы Тамары», с арочными нишами и огромными пилонами. Он выделяется своими размерами, совершенством технического исполнения и изяществом архитектурных форм. Целыми остались некоторые жилые помещения, винохранилища, части храмов и крепостных стен, потайной подземный тоннель, посредством которого Уплисцихе снабжался водой.
Уплисцихе был культовым храмовым городом, крупным языческим центром до принятия Грузией христианства ( IV в.). Здесь проходили всевозможные языческие ритуалы, совершались жертвоприношения. Затем здесь стали строить христианские церкви.
В XIII в. в результате опустошительного нашествия орд Чингиз-Хана на Грузию, Уплисцихе окончательно пал.
В XIX веке Уплисцихе полностью покрылся слоем земли и песка. Понадобились большой труд и чрезвычайные усилия многих специалистов по его раскопке, расчистке, укреплению, реставрации и изучению этого выдающегося памятника в истории грузинской культуры, занесённого в фонд охраны исторических памятников ЮНЕСКО.
http://www.advantour...uplistsikhe.htm
http://wiwapia.com/ru/Уплисцихе
#14
Отправлено 29 сентября 2009 - 01:04
Цминда Самеба (груз. წმინდა სამება — «Пресвятая Троица»); Собор Святой Троицы в Тбилиси — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви; находится в Тбилиси, на холме св. Ильи (левый берег Куры). В соборе 13 престолов; нижний храм — честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница.
Собор является крупнейшим культовым зданием в Южном Кавказе.
Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили.
Был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.
После освящения, сюда из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.
Высота верхнего храма составляет 68 метров (без надкупольного креста); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5.000 квадратных метров.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Самеба
Великолепные фото величественного храма Самеба
http://www.fototerra...ry.html?id=2572
Сообщение отредактировал rostmari: 29 сентября 2009 - 19:31
#15
Отправлено 29 сентября 2009 - 22:12
georgiagremi0_20090301_1930756232.jpg 5,53К 5 Количество загрузок:
Стоящая на высокой горе церковь Мтавар Ангелози (св. Архангелов) — одно из ведущих архитектурных сооружений позднего средневековья Грузии. По надписи, помещенной над западным входом внутри, выясняется, что храм построен в 1565 г. царем Кахети Леваном. Тогда же интерьер храма был украшен росписью, состоящей из цикла двунадесятых праздников, страстного цикла и многочисленных изображений святых. В росписи особо выделены изображения патронов церкви, св. Архангелов.
Ктитор — царь Леван с моделью церкви в руках — изображен на западной стене. Слева от него — святой воин, справа — Богоматерь с младенцем.
Церковь центральнокупольная, довольно больших размеров. В плане она четырехугольная и с трех сторон имеет входы. Рукава креста и возвышающийся на средокрестии купол образуют обширное и светлое внутреннее пространство. Восточный рукав креста заканчивается апсидой, остальные рукава в плане прямоугольные. По сторонам алтаря находятся жертвенник и ризница. Каждое из этих помещений имеет отдельный выход из зала.
Интерьер хорошо освещен. В восточном рукаве креста размещено одно окно, в остальных рукавах — по два. В куполе размещены восемь окон.
Снаружи все фасады решены одинаково. Использованы-декоративные качества кирпича, из которого выстроен храм. Каждый фасад членится на три основные части, каждая из которых обрамляется аркой — повышенной средней и более низкими, одинаковыми по высоте, боковыми. Основным-декоративным элементом являются также большие кресты кирпичной кладки. На восточном фасаде — два креста, расположены на одной вертикали. Примечательны и маленькие арочки на средней линии восточного и западного фасадов.
Аналогично нижней части здания украшен и барабан купола. Высокий восьмигранный купол разделен валиками, каждая его грань опоясана аркой. Арки посажены в четырехугольники, как это принято в поздних сооружениях, и заканчиваются зубцами. Церковь покрыта черепицей.
http://www.allcastle...gory/catid,114/
#16
Отправлено 30 сентября 2009 - 16:38
На втором фото видный могилы чьи-то предков!
А это фото показывает где были выкопанный эти могилы на армянском кладбище Ходжванк.
#17
Отправлено 30 сентября 2009 - 16:52
То, что церковные и политические власти соседней Грузии занимаются последовательным разрушением армянских исторических, культурных, религиозных и иных материальных и духовных ценностей, находящихся на территории их страны, уже давно ни для кого не является секретом. В предыдущих главах мы привели множество тому доказательств. Наиболее полно и цинично эта, направленная на уничтожение армянского культурного наследия политика, проявила себя в трагической судьбе некогда величественного, а теперь исчезнувшего армянского архитектурного комплекса Ходживанк. В судьбе Ходживанка, как в зеркале, отразилась судьба всего старого Тифлиса и его армянства.
Если Авлабар – центр старого Тифлиса, откуда, собственно, и начиналась его история, то Ходживанк – его сердце, его душа. Ходживанк - армянский архитектурный комплекс на северо-восточной окраине Авлабара, включавший в себя обширное мемориальное кладбище и церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы).
Этот участок земли с очень давних времен принадлежал предкам Ашхарбека Бебутова (он же Аслан Мелик-Бебут) – казначея грузинского царя XVII века Ростома (1633-1658 гг. – Pandukht) и первоначально был родовым кладбищем Бебутовых. Грамоту об этом от самого Шах-Аббаса еще в 1621 году получил его отец – Бебут-бек. Грузинский царь высоко ценил преданность и честное служение Ашхарбека и потому стал называть его Ходжой Бебутом (букв. Большим Бебутом). Ашхарбек, по данному ему царем праву, расширил кладбище, уложил трубы для поднятия сюда воды, засадил деревья, а в 1655 году построил на кладбище церковь Сурб Аствацацин, которую народ стал называть «Ходживанком», то есть обителью, построенной Ходжою. Впоследствии Ходживанком стало называться все кладбище. Сохранилась составленная на грузинском и персидском языках грамота царя Ростома, согласно которой зарабтухуцес (начальствующий над чеканщиками монет) Ходжа Бебут обратился к царскому двору с просьбой о разрешении построить церковь на родовой усыпальнице, находящейся «на городском кладбище в сторону Авлабара, под горой Махата». Ростом, помимо того, пожаловал своему казенному человеку и сад, расположенный рядом с усыпальницей Бебутовых, выше храма.
Грузинская редакция грамоты составлена рукой мдиван-мцигнобара Биртвела Туманишвили и датируется 1654 годом. Как явствует из грамоты, в означенном году церковь уже была построена. Персидская редакция составлена через 3 года - в 1657 году, поэтому в ней в основном речь идет о признании насаженного сада и кладбища собственностью Бебута. Ничего в ней не говорится о строительстве церкви, ибо оно к тому времени уже было завершено. Церковная строительная надпись сохранилась и ныне находится в Историко-этнографическом музее города Тбилиси. Она гласит: «В лето армянское 1104-ое, волею Бога я, Ходжа Бебут, и брат мой Хатин, и супруга моя Лали построили эту святую церковь пригожего Аслана».
Впоследствии грамота была возобновлена и подтверждена царем Теймуразом II-м. Еще позднее – в 1756 году - ее подтвердил и Ираклий II-ой. Согласно историческим описаниям, церковь Сурб Аствацацин, посвящённая «Всесвятой багряной Богородице», была «великолепной купольной», «обведённой оградой», и «неоднократно обновлённой», имела красивые стены, сбоку к ней прилегал цветущий сад.
Как это встречается во многих других культовых сооружениях, в стены церкви Ходживанка были вставлены хачкары, снабжённые поминальными надписями. Имеющиеся в Историко-этнографическом музее два хачкара, должно быть, были вделаны в процессе последующих обновлений сооружения на рубеже XVII-XVIII веков. Однако право быть похороненными в настоящей церкви имели только представители рода Бебутовых.
С течением времени раскинувшееся вокруг церкви кладбище вышло за рамки родового и превратилось в самое большое, известное и богатое - главное армянское кладбище Тифлиса. По рассказам тифлисских армян-старожилов – этих своеобразных летописцев города – это был настоящий музей под открытым небом, где наряду с выдающимися личностями и классиками армянской культуры обретали свое последнее пристанище и вполне обычные люди. По большим и малым эпиграфическим надписям на бесчисленных надгробных плитах, по вырезанным на камнях изображениям и орнаментам можно было получить разнообразные сведения о старом Тифлисе, его армянских жителях, родах, семьях, их занятиях, о различных сторонах общественной жизни.
Здесь нашли упокоение представители видных армянских родов – Бебутовы, Каргановы, Сараджевы, Калантаровы, Кузановы, Амировы, Шароевы, Агаджановы, Тер-Давидовы, Бериевы, Мурадовы, Тер-Гевондяны, Амираговы, Тархановы, Тумановы, в их числе основатель Ходживанка Ашхарбек Бебутов, генерал Василий Бебутов (ум. в 1858 г.), известный грузинский поэт, первый переводчик Пушкина на грузинский язык князь Михаил Туманов (ум. в 1875 г.), организатор грузинского театрального общества и Тифлисского политехникума, редактор газеты «Новое обозрение» князь Георгий Туманов (ум. в 1920 г.), герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-лейтенант Никита Шахназарян. Здесь же покоятся виднейшие общественные деятели и корифеи армянской культуры – филолог, врач, общественный деятель, исследователь и издатель песен Саят-Новы Геворг Ахвердян (1892), поэт Акоп Агабаб (1926), поэт, прозаик, публицист, педагог Газарос Агаян (1911), публицист, критик, литературный и общественный деятель, редактор газеты «Мшак» Геворг Арцруни (1892), великий армянский классик, поэт, прозаик, литературный и общественный деятель Ованес Туманян (1923), поэт и переводчик Александр Цатурян (1917), прозаик и публицист Церенц (1888), писатель и драматург Мурацан (1908), прозаик Нар-Дос (1933), художник Степанос Нерсисян (1884), прозаик и педагог Перч Прошян (1907), романист Раффи (1888), драматург и общественный деятель Габриел Сундукян (1912), гусан и поэт Дживани (1909), композитор, дирижер и педагог Макар Екмалян (1905), историк и археолог Александр Ерицян (1902), художник Вано Ходжабекян (1922), городской голова Геворг Евангулян (1901), один из основателей партии Дашнакцутюн Симон Заварьян (1913), командир Кери (1916), писатель Баграт Айвазян, поэт Акоп Акопян (1937), один из известнейших художников-фресочников своего времени Нагаш Овнатан (1722), еще один представитель школы Овнатанянов - Мкртум (1846), актер, народный артист Армении и Грузии Исаак Алиханян (1946), актриса Ольга Майсурян (1931), народный герой Никол Думан (1914) и многие-многие другие. Так же заслуживают упоминание мавзолеи-усыпальницы, воздвигнутые на могилах Овсепа Ханунца (1904) и Смбата Тер-Аракеляна.
Поиски ходживанкских эпиграфий до первых десятилетий XIX века к ощутимым результатам не привели. Первым исследователем и издателем наследия Саят-Новы Г. Ахвердяном была опубликована эпиграфия супруги поэта, похороненной в Ходживанке: «Хроникона 456 (1768 г.). В сей могиле нахожусь супруга Саят-Новы Мармар, благословите». Профессор Л. М. Меликсет-Бек в 20-е годы прошлого века в старейшей части Ходживанка искал оригинал эпитафии жены Саят-Новы и не нашёл её, но он прочёл и опубликовал другую эпитафию на грузинском языке из той же старой части Ходживанка: «Здесь нахожусь жена протоиерея Мугнисской церкви Тер-Давида Мармара. Кто прочтёт - помяните. В лето 420-е (1732 г.)». Грузинские эпитафии из Тифлиса не свидетельствуют об огрузинивании части армян, скорее они служат доказательством приобщённости к грузинской культуре. Характерной иллюстрацией могут служить многие тексты надписей XVIII-XIX вв. Когда высекались строительные и поминальные надписи, составлялись родовые эпитафии, при выборе языка эти немаловажные моменты обязательно учитывались. Эпитафия похороненного в родовой усыпальнице Ходживанка Иосифа Бебутова выполнена на грузинском языке, эпитафия же находящейся рядом с ним супруги Мариам, дочери амилахвара Иосифа Корганова, представлена на двух языках - грузинском и армянском (оба надгробия находятся в Историко-этнографическом музее). Сохранился также текст эпитафии строителя и протоиерея церкви Эчмиадзнецоц Иоанна Воскерчянца, похороненного здесь же.
В XIX веке Тифлис становится центром развития культуры и общественной жизни армянства Кавказа. С целью сохранения чистоты и порядка, вокруг довольно разросшегося к этому времени Ходживанкского кладбища, в 1899 году была выстроена крепкая обводная стена. Каждый день, начиная с полудня, с кладбища слышалась красивая поминальная музыка.
Армяне с давних времен приглашались грузинскими царями специально в качестве «градообразующего элемента», многие из них носили почетные звания «мокалаков», именно они развивали производство, торговлю, и другие городские структуры, без которых нормальный город существовать не может. И совершенно естественно, что где бы армяне не жили, они не теряли свою культуру, открывали школы, строили церкви, хранили свой язык и литературу. Они работали усердно, верой и правдой, имели, конечно, и кладбища, не сомневаясь в том, что после смерти удостоятся вечного покоя в соответствии с христианскими традициями благочестия. Но ожидания были обмануты: их могилы оказались временными.
С конца 20-х годов ХХ века по решению городских властей хоронить в Ходживанке практически прекратили. С 1934 года, после приказа небезызвестного Лаврентия Берии, кладбище начинали активно разрушать, были взорваны сооружения армянского монастыря Ходживанк, располагавшегося на кладбище, уничтожены все часовни и склепы (в работе, посвященной истории развития и застройки Тбилиси указывается, что церковь была разрушена по плану «перестройки города»). Могилы сравняли с землей; уникальные надгробные памятники, представлявшие поистине музейную ценность, в числе которых и камни усыпальницы армянского княжеского рода Бебутовых, были конфискованы советской властью и использовались грузинами в качестве строительного материала для подпорок стен, лестничных пролетов, стеновых оград и т. д. Были уничтожены богатые памятники из редких сортов мрамора и скромные надгробия бедняков, мраморные и каменные хачкары. Исчезли металлические решетки прекрасной кузнечной работы. Специальные бригады НКВД Грузии, подчиненные Берии, денно и нощно глумились над могилами, мародерствовали, выискивая драгоценности в усыпальницах. Кладбищенскую землю разровняли. Все это продолжалось до 1938 года. Так каменная летопись прекратила свое существование. Лишь небольшую часть захоронений удалось спасти, перенеся останки на другие (в основном, Петропавловское) кладбища. Были спасены, в частности, надгробие с могилы О. Туманяна и обелиск Раффи. Несмотря на обилие растительности, произвели дополнительные лесопосадки и вырубки, организовали дорожки. На плане города Тифлиса 1934 года место Ходживанка именуется – «Парк культуры и отдыха района 26-ти комиссаров». Но, в итоге, на месте кладбища появился тбилисский городской парк с издевательским названием «Дружба», в котором парапеты лестниц и обводные стены были выложены из украшенных орнаментами армянских надгробий, переломанных гробов, обломков могильных камней с вырезанными на них надписями. Множество надгробий, могильных плит и хачкаров телегами беспрерывно свозилось на строительство и оформление залов института истории Партии - филиала института Марксизма-Ленинизма, что на проспекте Руставели (ныне – здание грузинского парламента), другими, по большей части из черного мрамора, были «украшены» стены уборной в доме Берии по улице Мачабели 11 – известном, как здание ЦК комсомола Грузии. Указанные могильные камни и по сей день находятся там. Ограда, разделяющая территорию построенной в 1961 году средней школы №98 и водокачку, была полностью выложена из могильных камней, на большинстве из которых свободно читалась надгробная эпитафика. Позже здесь появились детский сад, окружной дом пионеров и школьников, столовая, бассейн. Часть надгробий использовалась для постройки ступеней в парке на острове Медатена. Некоторые ходживанкские надгробия с фрагментами эпиграфий оказались вделанными в стену 7-ой эксплуатационной конторы ливневого и канализационного хозяйства на улице Лазаревской (ныне Месхишвили), школы на той же улице, а также в подборной стене госцирка Грузии. На надолбах лестницы, ведущей к находящемуся на правобережье Куры мемориальному комплексу «Дедаена» («Родной язык») и сегодня можно прочесть надписи с армянских надгробных плит. А на Циацановском подъеме (теперь – им. Бараташвили) ими был вымощен тротуар перед дворцом пионеров. Бесследно исчезли и огромный надгробный камень в виде утеса с могилы Григора Арцруни и могильный камень Газароса Агаяна, сделанный, как он и завещал, из обломка скалы с надписью «друг детей Газарос Агаян».
К сожалению, имевшиеся на кладбище памятники мемориальной архитектуры (прежде всего надгробия) и тексты существовавших эпиграфий до снесения не стали предметом специального исследования или хотя бы подробного описания, вследствие чего история города Тбилиси лишилась важного источника - материалов старого городского кладбища. Ни переписанные в 20-е годы и опубликованные в Вене А. Еремяном эпиграфии второй половины XIX и начала ХХ столетия, ни сохранившиеся отдельные ходживанкские надгробия в Историко-этнографическом музее г. Тбилиси не могут дать более или менее цельного представления о функционировавшем по крайней мере с XVI века кладбище. По словам того же Еремяна, «в Ходживанке имелись тысячи гранитных, мраморных скульптур и стел, тысячи коротких, но волнующих надписей, грустных стихотворений и четверостиший».
Итак, Ходживанк был разрушен. Но человеческая память невероятно сильна, и армяне стали посещать парк «Дружбы»: зная места захоронения своих предков, у деревьев ставили свечи в память усопших.
И только 17 марта 1962 года, чтобы подсластить горькую пилюлю, из собранных на территории бывшего кладбища надгробий был открыт символический Пантеон деятелей армянской культуры, где ныне находятся три десятка скромных могильных плит. В действительности же этот Пантеон – просто группа спасенных надгробий, и под большинством из них ничего нет. Ежегодно 13-14 апреля по инициативе армянского отделения союза писателей Грузии здесь проходят дни Памяти. В эти дни сотни учеников армянских школ Тбилиси, учителя, родители, горожане отдают дань уважения заслуженной памяти деятелей армянской культуры и искусства, возлагают венки, декламируют прозу и стихи армянских писателей. В этих торжествах также принимают участие и артисты Армянского государственного драматургического театра Тбилиси.
И хотя раны, нанесенные тифлисскому армянству, еще кровоточили, казалось, все кончилось – больше не будет актов безбожия и вандализма. Кости граждан старого Тифлиса смогут навсегда успокоиться. Но нищему, разоренному государству, держащему на голодном пайке образование, здравоохранение и армию, вдруг понадобилось строительство нового грандиозного храма. И не просто храма, а непременно самого большого на Кавказе – эдакого нового «чуда света». И в огромном городе для этого не нашлось иного места, чем священный для армян Ходживанкский холм (теперь – Элиа), где покоились кости уничтоженного большевиками Ходживанкского кладбища. Вероятно, оказалось недостаточно отнятых у армян, русских и греков десятков разнообразных храмов. К слову сказать, к этому моменту одна церковь под названием Самеба (Троица) в городе уже имелась – это была отобранная у русских Троицкая церковь.
И в 1994 году началась новая серия надругательств над бывшими гражданами города. Авлабарское армянство с самого начала было введено в заблуждение. Говорилось, что грузинская церковь будет построена возле кладбища, и захоронений не заденут. Первоначально умолчали и об огромных размерах будущего «святого» храма. Таким образом, согласно новой технологии изощренного вандализма, останки армян - граждан города - лишились своего последнего приюта, останки тех самых граждан, которые на протяжении столетий жили и творили во имя экономического развития, благоустройства и украшения родного для них города. Первым делом была снесена выстроенная из надгробных плит обводная стена «парка Дружбы». Ее заменила новая – бетонная. Вывалившиеся из разрушенной старой стены надгробия спешно утащили. Под строительство была занята гигантская территория. За этим 28 октября 1995 года последовало торжественное и шумное шествие патриарха Илии и официального руководства Грузии в армянонаселенный квартал. Они появились вовсе не для того, чтобы на месте Ходживанкского кладбища открыть, что было бы справедливо, обелиск для увековечения памяти пострадавших в 30-е годы - живых и мертвых. С благословения Илии, точно в том месте, где стояла взорванная церковь Сурб Аствацацин, был освящен закладной камень и дан старт «богоугодному делу» - строительству грузинской православной церкви Самеба. Официальная грузинская пресса по этому поводу разразилась серией восторженных публикаций. Так, в газете «Тбилиси» от 8 февраля 1996 года была напечатана статья под заголовком «Самая высокая в Грузии». Помимо слов о том, что будущий храм будет «символизировать идею объединения грузинской нации», автор раскрыл и несколько тайн, тщательно скрывавшихся властями от тифлисского армянства. Выяснилось, что на начальном этапе церковь планировалось строить в элитном районе Ваке, и место строительства даже успели освятить. Но позднее решили, что означенный район для такого огромного сооружения будет тесен. К слову сказать, к этому времени в Тбилиси уже строились несколько православных объектов, в их числе кладбищенская часовня во дворе Госуниверститета и грузинская церковь на месте разрушенной армянской Хрештакапетац на Мейдане.
В этой связи нелишне отметить, что тот же патриарх всея Грузии непосредственно перед закладкой фундамента кафедрального собора счел своим долгом пригласить в Ходживанк католикоса всех армян Гарегина I-го с целью ознакомить его с проектом храмового комплекса и выяснить позицию главы Армянской Апостольской Церкви по данному вопросу. Сегодня нельзя сказать наверняка, какой практический смысл могла иметь эта встреча в случае, если бы Гарегин I-ый выразил свое несогласие. Но, заявив, мол, «сие есть ваша территория и вы вольны поступать с ней, как считаете нужным», он, тем самым, как полагают многие тбилисские армяне, дал добро на строительство «храма на костях».
С первых минут и все то время, пока шло строительство, а шло оно быстрыми темпами и с грандиозным размахом, были осквернены тысячи и тысячи могил, в отвалах земли можно было найти то, что осталось от захоронений прошлых веков. Помимо обломков высыпанных из самосвалов орнаментированных базальтовых надгробий, из слоя земли торчали переломанные части человеческих костей – тазовых, берцовых, черепов, ребер, позвонков, челюстей. Все эти останки, вперемешку с пустыми консервными банками, тряпьем и другим бытовым мусором являли собой поистине ужасающее зрелище. Люди, собиравшие дрова на месте разоренного парка, все чаще вместо срубленных ветвей натыкались на человеческие кости. Но соединение набожности и кощунства никого не тревожило - за несколько лет строительства кафедрального собора никому и в голову не пришло перезахоронить останки. Тонны человеческих костей в качестве самого обыкновенного строительного мусора были переправлены на городскую свалку. По свидетельству очевидцев, кости грузились в кузова самосвалов, как обычный грунт или мусор. Что же до могильных плит, то их – валяющиеся, где попало, можно было видеть на всей территории огромной стройки и ее окрестностей, даже на Авлабарской площади и в прилегающих дворах. Например, надгробная плита с надписью «Григорий Долуханов (1800-1881 гг.)» несколько лет провалялась прямо напротив здания Армянского театра, и никто этого не хотел замечать. Действующие в Тбилиси многочисленные армянские организации были настолько заняты выяснением отношений между собой, что просто не располагали временем обращать внимание на подобные мелочи. Возмущались только рядовые тбилисские граждане. Несколько женщин в первые дни строительства в знак протеста сидели в яме, отрытой экскаваторами, стараясь защитить останки своих соотечественников и родных. Но этого сопротивления было попросту недостаточно. Единственное, что оставалось делать - с болью следить за земляными работами, да в целях сохранения, перевозить вырванные из земли надгробия во двор действующей церкви Сурб Геворг.
Однако недовольство и многочисленные протесты армянского и русского населения Грузии были настолько сильны, что преступное строительство на какое-то время приостановилось. Но католикос Илия решил добиться своего любой ценой. Ведь помимо строительства православного храма на кону стояла и вторая его заветная цель – уничтожение следов армянского присутствия в Тифлисе. А где еще, как не на кладбище, искать эти красноречивые следы? Совершенно очевидно, что Илия II-ой уже давно ведет целенаправленную политику по уничтожению армянских исторических памятников по всей территории Грузии. Везде, где обнаруживается хоть одна армянская буква, она тут же спешно затирается. Вероятно, и целью его визита в Армению было - сгладить протест тбилисских армян и «согласовать» преступное строительство. Неизвестно, как католикос Илия уговаривал католикоса Гарегина I-го дать это согласие, но на сцене ереванской филармонии можно было наблюдать обнимающихся и целующихся католикосов. И с июня 1997 года строительство Самебы возобновилось. Как свидетельствуют очевидцы, на их возмущение производителями работ был дан ответ примерно такого содержания:
«От Северного Кавказа до Германии кругом сплошные захоронения погибших во второй мировой войне. Но взгляните, какие на этих землях теперь высятся города! А здесь времени прошло даже больше, и покойники давно превратились в прах, так что уже можно строить то, что мы задумали. Никакого греха в строительстве собора нет. А вообще, это – наша грузинская земля, если не нравится – езжайте к себе на родину и оставьте нас в покое».
Информационная служба Эчмиадзина согласие Гарегина на подобное строительство объявило несоответствующим действительности и вымышленным. Однако, факт остается фактом: 12 июня 1997 года грузинский патриарх Илия II-ой, вернувшись из Армении, сообщил по телевидению, что 15 июня церковь Самеба будет освящена им лично, а также во всеуслышание объявил, что это «богоугодное дело» приветствовал и армянский католикос Гарегин I-ый. И действительно, 15 июня состоялось пышное торжество, на месте уничтоженной церкви Сурб Аствацацин был установлен крест, а место строительства освящено вторично - теперь уже в присутствии президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Были принесены в жертву волы, мясо которых роздали собравшимся. Понятно, что во всей этой истории удивительно не поведение грузинских президента и патриарха. Их антиармянская политика известна давно. Удивляет молчание нашего президента и имевшее или не имевшее место (хотя, какая теперь разница?) благословение нашего католикоса. Удивляет, хотя, казалось бы, пора уже и перестать удивляться. Ну да Бог им всем судья...
Все то, что произошло с Ходживанком имеет вполне конкретное определение - вандализм. Причем вандализм государственный. И совершен этот акт вандализма был в столице государства, именующегося на словах правовым и демократическим. Причем заметим, что в грузинской столице могилам грузинских общественных деятелей абсолютно ничто не угрожает. Развитию Тбилиси мешают исключительно армянские усопшие. Нам непонятно одно: при всей своей ненависти к армянам, неужели сложно было все эти останки хотя бы цивилизованно ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ в любом другом месте?! В конце концов, отправить, как ненужный демократической Грузии, израсходованный материал, в Армению. Но, как бы то ни было, строительство продолжилось.
Так, на месте княжеской усыпальницы над ветхим одноэтажным Авлабаром на Ходживанкском холме взгромоздился кафедральный собор Святой Троицы. Самый высокий на Кавказе. Колоссальное строение поражает воображение и пугает своей масштабностью. Вовсе не обязательно быть провидцем, чтобы предсказать будущее и огромной территории, прилегающей к храму: это будет город в городе, эдакий картвельский Ватикан. Здесь же, на армянских костях, возведена духовная семинария, строится новая резиденция патриарха всея Грузии, рядом, на Авлабаре, находится и новая резиденция грузинского президента.
23 ноября 2004 года в Тбилиси состоялось освящение кафедрального собора во имя Святой Троицы, возведенного в ознаменование 2000-летия христианства.
Разумеется, храм, который построен таким преступным образом, принесет не славу, а вечный несмываемый позор. Какое бы оправдание ни придумали себе строители нового храма, и как бы ни называли его грузинские богопочитатели, на нем будет лежать вечное многотысячное проклятие тифлисских граждан-армян и их потомков, а в историю он войдет не иначе как «храм, возведенный на костях армянских граждан Тифлиса». О том же говорят и различные мистические происшествия вокруг нечестивого храма. Неоднократно водружаемый на куполе громадных размеров крест во время строительства постоянно падал. А это, как полагают многие, – было знамением. Еще пример. 25 декабря 2002 года, в день празднования 25-летия патриаршей интронизации предстоятеля Грузинской православной церкви Илии II-го, в строящемся храме состоялось первое богослужение. В этом богослужении участвовала и делегация Московского патриархата во главе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом. Так вот, по возвращении в Россию, митрополит Питирим стал угасать и в скором времени скончался. Такая же судьба ожидала и участвовавшего в освящении Самебы председателя правительства Грузии Зураба Жванию, который после этого события прожил всего два месяца и умер при загадочных обстоятельствах.
А что же патриарх-разрушитель Илия? С ним все хорошо:
«Мое духовное воспитание происходило в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, под покровительством преподобного Сергия Радонежского. Восемь лет, проведенных в Московской духовной семинарии и затем академии, оставили глубокий след в моей душе, в моей жизни. Я прошу господа, чтобы наступил такой день, что Грузия будет опять единой. Мы должны трудиться, сеять добро на нашей родине. Храм Самеба является символом силы Грузии. Я часто говорю, что он является автопортретом грузинского народа. Вот такая красивая душа у грузинского народа».
Что ж, символ силы, автопортрет народа и его красивая душа. Точнее и не скажешь!
Сегодня от большого армянонаселенного района и кладбища Ходживанк практически ничего не осталось. Нынешний Пантеон армянских писателей - это лишь клочок земли, и сейчас в Пантеоне покоятся останки немногих деятелей культуры. Здесь отметим, что на протяжении последних лет, и он также подвергся целой серии надругательств и издевательств со стороны безвестных «хулиганов». Так, в 2001 году группой неизвестных лиц на кладбище был совершён очередной акт вандализма и надругательства по отношению к армянским могилам. Были сорваны и похищены таблички, свалены и разбиты могильные камни и памятники. Злоумышленники перевернули постамент на могиле Раффи, выкрали мраморные именные плиты с могил семи армянских культурных деятелей. Что касается многострадального постамента Раффи, то его давно уже можно назвать излюбленным местом игрищ грузинских недоносков: помимо регулярных опрокидываний постамента, портрет писателя постоянно служит мишенью для тренировки навыков меткости стрельбы резвящихся местных недорослей. Все это происходит, несмотря на то, что пантеон, согласно законодательству Грузии, находится под покровительством государства, подобно аналогичному пантеону грузинских писателей. Но, как это не покажется удивительным, помимо грузинских светских и церковных властей, мемориал пострадал и от действий тех, кто называет себя союзом армян Грузии.
После святотатственного погрома кладбище (точнее то, что в результате предыдущих надругательств от него осталось) надо было как-то восстанавливать. За что и взялись мэрии Еревана и Тбилиси, а также грузинские армяне. Союз армян России объявил о том, что выделяет 100 тысяч долларов на эти цели. Армянскими архитекторами был разработан план восстановления, составлен проект. Но тут инициативу взяли в свои руки бизнесмены Генрик Мурадян, Ван Байбурт и другие господа из союза армян Грузии, поддерживаемые армянским посольством в этой стране. Сначала, «в знак солидарности с грузинским народом», они демонстративно отказались от финансирования российскими армянами, затем отстранили от проекта другие армянские организации и армянскую общественность, полностью изменили и извратили первоначальный проект реконструкции. Как результат, уникальный по своей исторической значимости Пантеон восстановлен с грубыми отклонениями от проекта и вопиющими нарушениями технологии проведения строительных работ.
К сказанному можно добавить, что в городе, немалый процент жителей которого составляют армяне, ни в одном путеводителе по городским достопримечательностям вы не найдете Пантеон Ходживанка, да и вообще, ни одного армянского архитектурного памятника или церкви. Это – политика грузинского государства.
В настоящее время в Грузии продолжается махровый вандализм и грубейшее богохульство, ибо как еще назвать систематическое уничтожение и расхищение церквей и кладбищ, принадлежащих соседнему народу. Но эта азбучная истина, похоже, неведома церковному руководству Грузии. Да и сам грузинский народ, видимо, не может, или попросту не хочет разобраться в азбуке элементарной общечеловеческой морали и благочестия. К нашему глубокому сожалению, ни армянские власти, ни соответствующие ведомства, ни Армянская Апостольская Церковь по настоящему активных действий по пресечению творящегося в Грузии государственного беспредела не предпринимают. И история строительства грузинской церкви Самеба на месте исторического армянского кладбища Ходживанк в этом плане более чем показательна.
Livejournal:Pandukht
04 января 2009 16:52
Во так тоже бывает!
#18
Отправлено 11 апреля 2010 - 20:24
ovik (30.9.2009, 16:52) писал:
А что же патриарх-разрушитель Илия? С ним все хорошо:
«Мое духовное воспитание происходило в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, под покровительством преподобного Сергия Радонежского. Восемь лет, проведенных в Московской духовной семинарии и затем академии, оставили глубокий след в моей душе, в моей жизни. Я прошу господа, чтобы наступил такой день, что Грузия будет опять единой. Мы должны трудиться, сеять добро на нашей родине. Храм Самеба является символом силы Грузии. Я часто говорю, что он является автопортретом грузинского народа. Вот такая красивая душа у грузинского народа».
как такое можно было допустить? дать согласие на подобное строительство?
понятно, что советские власти сознательно уничтожали. Но нынешняя Грузия куда смотрела?
я не solia - я хитрее
#19
Отправлено 11 апреля 2010 - 20:38
ovik (30.9.2009, 16:52) писал:
Все то, что произошло с Ходживанком имеет вполне конкретное определение - вандализм. Причем вандализм государственный. И совершен этот акт вандализма был в столице государства, именующегося на словах правовым и демократическим. Причем заметим, что в грузинской столице могилам грузинских общественных деятелей абсолютно ничто не угрожает. Развитию Тбилиси мешают исключительно армянские усопшие. Нам непонятно одно: при всей своей ненависти к армянам, неужели сложно было все эти останки хотя бы цивилизованно ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ в любом другом месте?! В конце концов, отправить, как ненужный демократической Грузии, израсходованный материал, в Армению. Но, как бы то ни было, строительство продолжилось.
Так, на месте княжеской усыпальницы над ветхим одноэтажным Авлабаром на Ходживанкском холме взгромоздился кафедральный собор Святой Троицы. Самый высокий на Кавказе. Колоссальное строение поражает воображение и пугает своей масштабностью. Вовсе не обязательно быть провидцем, чтобы предсказать будущее и огромной территории, прилегающей к храму: это будет город в городе, эдакий картвельский Ватикан. Здесь же, на армянских костях, возведена духовная семинария, строится новая резиденция патриарха всея Грузии, рядом, на Авлабаре, находится и новая резиденция грузинского президента.
23 ноября 2004 года в Тбилиси состоялось освящение кафедрального собора во имя Святой Троицы, возведенного в ознаменование 2000-летия христианства.
Да и сам грузинский народ, видимо, не может, или попросту не хочет разобраться в азбуке элементарной общечеловеческой морали и благочестия. К нашему глубокому сожалению, ни армянские власти, ни соответствующие ведомства, ни Армянская Апостольская Церковь по настоящему активных действий по пресечению творящегося в Грузии государственного беспредела не предпринимают. И история строительства грузинской церкви Самеба на месте исторического армянского кладбища Ходживанк в этом плане более чем показательна.
Livejournal:Pandukht
04 января 2009 16:52
Во так тоже бывает!
Tela (11.4.2010, 20:24) писал:
как такое можно было допустить? дать согласие на подобное строительство?
понятно, что советские власти сознательно уничтожали. Но нынешняя Грузия куда смотрела?
Выделено мною.
Таки Иисус был очень мал.
Насчет статьи- полики многовато, а также укоров народу Грузии (да- да, именно народу).
Я думаю, что церковь Самебы очень красива.
О перезахоронении- это верно- можно было перезахоронить. В конце концов 300 лет Тбилиси оберегали, строили и сохраняли большей частью армяне.
Но с другой, БОЖЕСКОЙ стороны- все мы под НИМ ходим, и у НЕГО нет разделения на нации и местожительство.
У меня вообще очень двоякое мнение- пока разбираюсь сама с собой по этому поводу.
#20
Отправлено 11 апреля 2010 - 21:44
Фуфа (11.4.2010, 20:38) писал:
И у Овика в посте чья статья?
Вот эти слова настораживают:
К нашему глубокому сожалению, ни армянские власти, ни соответствующие ведомства, ни Армянская Апостольская Церковь по настоящему активных действий по пресечению творящегося в Грузии государственного беспредела не предпринимают
Так кто этим вопросом занимается,кто собрал факты о вандализме и т.д. ? Насколько можно верить тому что здесь написано?
Спокойствие и только спокойствие...
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |