Перейти к содержимому


Монастыри Грузинской Православной Церкви


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 50

#1 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 24 сентября 2009 - 00:36

Самтавро-Преображенский храм и женский монастырь св. Нины, Мцхета

Прикрепленный файл  samtavr.jpg   27,12К   13 Количество загрузок:

Самтавро-Преображенская церковь и женский монастырь св. Нино находится в Мцхета-Тбилисской епархии, при слиянии Мтквари и Арагви. Монастырь находится в ведении каталикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского Илии II. Мцхета в старых источниках называли вторым Иерусалимом.
Обращение Грузии (Иберии) тесно связано с равноапостольной, Каппадокийской девой св. Нино, собравшей грузинский народ и приведшей его к Богу.
В этих местах находится "ежевичник" (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, чей свет покрыл всю Грузию, в связи с чем в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны.
Ежевичник св. Нино, как источник духовной благодати, находит аналог в Библии, в "неопалимой купине" Моисея. По выражению Святейшего и Блаженнейшего каталикос-патриарха всея Грузии Илии II: "По Божественному пути Андрея Первозванного и Симеона Кананита, следующий путь св. Нино, или дорога дорог каждого грузина и путь этот есть Свет Христов".
Известно, что на протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига.
"Картлис цховреба", словами св. царя Мириана говорит: "и построил церковь на этом "ежевичнике" (подразумевается малая церковь в Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её"…
После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм Самтавро: "пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году." Участие "всего народа", желание царя и четыре года строительства это признак того, что храм был довольно масштабный.
По свидетельству Вахушти Багратиони "Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен" Церковь Самтавро стала усыпальницей "и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь…"
Из-за того, что святая обитель со дня своего основания стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали "Самтавро" (Мтавари-глава) Из сохранившихся летописей видно, что благодаря большим пожертвованиям храм был один из экономически сильнейших кафедральных храмов.
В I половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер.
После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса Мелхиседека и др.
Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино Амилахвари. Также было основано женское духовное училище (4х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: "многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери".
Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная - св. Иоанна Крестителя, западная св. Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря - жертвенник, справа церковь св. Мириана и Наны.
Храм крестово-купольный, обрамлён оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.

http://www.geocities...ro/istoriar.htm

Недвижимость города Батуми.КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО В БАТУМИ - BATUMISTAY.COM

#2 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 24 сентября 2009 - 00:41

Святыни

        В храме Самтавро есть множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается:"Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г", чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.

Многовековую историю насчитывает монастырская обитель св. Нино, где непрестанно молилась св. Нино, по чьей молитве вознёсся Животворящий столп (Светицховели), где покоится для поклонения грузин сшитый рукамиПресвятой Богородицы хитон Господень.

В настоящее время в Самтавро праводятся различные реставрационные работы.Из за отсутствия средств многое временно приостановлено, монастырь иблизлежащее нуждается во внимании.

Великое дело помощь церквям и монастырям, это напоминает евангельскую притчу о бедной вдове и двух лептах (Что составляло всё её богатство). Также, в житии св. Иоанна и Евфимия Святогорцев описано как построил св. Иоанн лавру с помощью власть имущих: Из Библии известно, что царь Соломон, несмотря на бесчисленное богатство (данное ему Богом), для постройки храма обратился ко всему народу Израиля, потому, что мудрый Соломон думал: кто я такой, чтобы строить дом Богу? Пожертвовал сокровища храму И весь Израиль праздновал.

http://www.geocities...sitmideebir.htm

#3 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 24 сентября 2009 - 00:55

ДЖВАРИ (МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА)

Прикрепленный файл  1856.jpg   9,89К   14 Количество загрузок:

Джвари (храм Креста) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни – креста св. Нины.

Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

http://ricolor.org/e...iya/mp/palom/1/

#4 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 24 сентября 2009 - 01:12

Вардзия или Замок Роз, пещерный монастырь
село Вардзия, в 70 километрах от Боржоми, Аспиндзский район Грузии, область Самтсхе

Прикрепленный файл  61.jpeg   110,24К   12 Количество загрузок:

За благодатные и плодородные земли Грузии всегда шла упорная борьба. Для защиты границ грузинского царства от иранских набегов при поддержке царицы Тамары и ее отца Георгия XIII в 12 -13 веках был построен пещерный монастырь Вардзия (замок роз). Он расположен около села Вардзия, в долине реки Кура, в 70 километрах от Боржоми, в Аспиндзском районе Грузии.

Высеченный в скалах комплекс находится на левом берегу реки Мтквари. Изначально запланированный как башня-крепость, комплекс стал хорошо фортифицированным монастырем, играющим важную роль в политической, культурной, образовательной и духовной жизни страны. Девятнадцать ярусов простираются с запада на восток вдоль горы в длину на 800 метров, в глубину горы до 50 метров и в высоту на девять этажей. Наружу вели три тайных хода, из которых неожиданно для иноземных захватчиков появлялись тысячи грузинских воинов. Здесь находятся жилые помещения однокомнатные, двух-, трех- и четырех-, включаю двухэтажные комнаты, галереи и вертикальные туннели, тайные ходы и аптеки.

В середине комплекса находится храм Успения, практически полностью покрытый фресками, которые сохранились под толстым слоем копоти. Дело в том, что в 1551 году монастырь был разрушен войсками Иранского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века был захвачен турками. Эти варвары устроили костер из обессиленных и больных монахов прямо посреди Успенского храма, поэтому фрески сразу же закоптились и в дальнейшем продолжали коптиться от костров турок-пастухов, которые укрывались в монастыре в зимнее время.

Позади церкви находится бассейн, служивший резервуаром для весенней воды и считался священным.

Интересно происхождение названия монастыря. Юная царица Тамара под присмотром дяди играла в прятки в этих пещерах. Решив подшутить над несчастным стариком, она спряталась так, что он долго не мог ее найти. Уже начиная паниковать, он метался по темным ходам, зовя по имени будущую царицу. Вдруг она неожиданно выпрыгнула у него за спиной и крикнула: "Ак вар, дзиа!" (Я здэс, дядя). Старик схватился за сердце, зашатался, но выстоял. Позже он рассказал этот случай вельможам, и они, пошушукавшись, решили назвать строящийся монастырь в честь царицы.

После крупного землетрясения в XIII веке от горы отделился и упал в Куру пласт породы шириной до 15 метров, в результате чего монастырь обнажился и он потерял свое значение как крепость.

В целом комплекс насчитывает свыше 600 жилых, культовых и хозяйственных помещений, высеченных в отвесной туфовой скале на уровне 9 этажей и соединенных ходами друг с другом — храмов, комнат, залов, библиотек, бань, столовых. В случае нападения врагов монастырь становился убежищем для мирных жителей и мог вместить до 20 тыс. человек. Сохранились фрески, в том числе портрет царицы Тамары.

На протяжении длительного времени монастырь являлся не только защитником грузинского царства, но и собирателем и носителем уникальной духовной культуры грузинского народа. Неспокойные и трудные времена канули в Лету, но память о горном поселении жива.

http://www.vokrugmira.com/?20/71

#5 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 24 сентября 2009 - 23:44

ПАТРИАРШИЙ СОБОР СВЕТИЦХОВЕЛИ

Прикрепленный файл  400.jpg   10,88К   11 Количество загрузок:

Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV в. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии – Алаверди и в Кутаиси – Храм Баграта. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV–XVII вв. Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I в.) выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.
Когда равноапостольная Нина в IV в. принесла Благую Весть в Мцхета, дерево срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь. Однако главный ствол не смогли сдвинуть с места. Через некоторое время жители Мцхета видели, как этот столп, весь блистающий светом, то поднимался вверх над своим бывшим основанием, то опускался, причем из пня истекало благовонное миро. От светоносного столпа, названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели), было явлено множество чудесных исцелений.
На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI в. была перестроена в этот величественный собор. Таким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября.

Животворящий Столп находится почти в центре Храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, которая расписана фресками, по всей вероятности, не ранее XVII в. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного Мира, истекавшего из Столпа.

Собор Светицховели посвящен Двенадцати апостолам Христовым. Сохранившиеся фрески относятся в основном к XVII в. Все они в большинстве своем находятся в центральном нефе. Очень яркая и значимая фреска «Двенадцать апостолов», указывающая на имя Собора. Два извода изображения Пресвятой Троицы, Отечество и Авраамово Гостеприимство. Оказывается, что изображение Троицы в виде «Отечества», то есть Отца – Ветхого Денми, Сына – Отрока Эмануила и Духа в виде Голубя характерно не только для русского Новгорода, но и для Грузинской Церкви XVII в. Пресвятая Троица в Светицховели в XVII в. изображалась также как «Авраамово гостеприимство» – с обильным столом и агнцем.

Одна из главных святынь Светицховели – список с древнейшей иконы Божьей Матери Цилканская (IV в.).

www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=383&did=264

#6 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 25 сентября 2009 - 00:22

святой апостол Симон Кананит, ученик и спутник апостола Андрея Первозванного

Прикрепленный файл  resize.jpeg   29,83К   7 Количество загрузок:

Симон Зилот или Кананит (I в.), апостол от 12-ти.

Память 10 мая, 30 июня.

Происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Иосифа Обручника, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, - претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование "зилота", т. е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими Апостолами дар Святого Духа.

Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол.

http://days.pravosla...fe/life1029.htm

Грот Симона Кананита – Абхазия
http://www.mandalay....a-kananita.html

Апостол Симон Кананит - молитвенник о счастье супругов
http://semyi.net/mod...ges/simonu.html

#7 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 28 сентября 2009 - 18:02

монастырь Алаверди

Прикрепленный файл  s320x240.jpeg   79,24К   9 Количество загрузок:

Алаверди, св. Георгия муж. (под с. Алаверди, Ахметский район), основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.;
Алаверди Слово «Алаверди» - турецко-арабского происхождения и переводится как «дарованный Богом».
В начале одиннадцатого века, царь Квирике Кахи, на месте маленькой церкви Святого Георгия построил большой кафедральный собор, который и поныне, является одним из крупнейших соборов в Грузии. Церковь Святого Георгия была основана Иосеба Алавердели, одним из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества.

Придя в Грузию со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским, святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком.
Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Он дал авве Иосифу обет воздвигнуть храм в Алавердской пустыне и исполнил обещание: заложил фундамент Алавердского монастыря.
Вскоре население узнало о пребывании в Алаверди святого старца. Толпы народа устремились туда, чтобы своими глазами увидеть его и услышать назидания и проповеди старца. Многие из тех, кого привлекала жизнь монаха-пустынника, безграничная любовь и чудотворения старца, оставались с ним. Постепенно число пустынников увеличилось настолько, что образовалась большая община. Авва Иосиф Алавердский был первым настоятелем этой братии. Святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.
Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.
Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в ХVI веке) по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.
В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди.
В IХ веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.На могиле преподобного старца происходят множество чудотворений.

Монастырь Алаверди сразу же стал главным храмом в Кахети - там была одна из значительнейших епархий в Грузии. Из-за вражеских набегов Алаверди не раз претерпевал разрушения.
Изначально Алаверди был мужским монастырем. Алаверди был также мощным очагом просветительской и рукописной деятельности. В разное время здесь работали известные грузинские писатели и каллиграфы.

Весь архитектурный ансамбль окружен крепостной стеной и состоит из построек различного назначения, в число которых входят трехэтажные палаты. В XVII-XVIII столетиях здесь функционировала женская обитель, в которой проживали особы царского рода принявшие иночество. С XI века собор был и местом погребения кахетинских царей. Здесь же захоронены привезенные в Кахети монахами-августинцами святые мощи умершей мученической смертью царицы Кетеван.
Первая значительная его реставрация, была проведена в 15 столетии, царем кахетинским Александром. После этого, землетрясение 1742 года вновь повредило храм и в 1750 году царица Тамара начала новую реставрацию, которая была закончена царем Ираклием II. В девятнадцатом веке собор был полностью выбелен изнутри, после исследовательских работ проведенных в 1966 году,было обнаружено несколько слоев настенной живописи, некоторые фрагменты которой относятся к XI веку.


У слова Алаверди есть еще одно значение, оно имеет ритуальную нагрузку во время грузинского застолья, когда тамада просит одного из гостей продолжить начатый тост.

http://community.liv...rs_ge/6849.html

#8 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 28 сентября 2009 - 18:13

Церковь Анчисхати (Тбилиси, Грузия)

Прикрепленный файл  georgi352.jpg   21,85К   8 Количество загрузок:

Так называется церковь святой Марии, построенная при наследнике Вахтанга Горгасала — Дачи Уджармели в VI веке (верхние части и арки перестроены в ХVII-XIX вв.). Трехнефное базиликальное здание выходит на современную улицу Шавтели, которая находится в старой части Тбилиси. На западном фасаде храма из камня высечен медальон с крестом, который сохранился от самой ранней части строения.

Нынешнее название церковь получила в XVII веке, в честь перенесенной из Анчийского кафедрального собора иконы Спасителя (Анчи находится в Кларджети — южной провинции Грузии того времени, сейчас территория Турции).Прикрепленный файл  ikona.jpg   14,38К   8 Количество загрузок:

«Анчис хати» в переводе — «Анчийская икона». Её алтарная апсида устроена внутри общего прямоугольного плана храма. Позже такая планировка стала более характерной для алтарных апсид. В настоящее время икона хранится в Золотом фонде Государственного музея искусств Грузии.

Существует две версии ее происхождения. Многие верующие считают, что икона Спасителя - нерукотворная, то есть отображенный на ней лик не нарисован, а возник на полотне после того, как Иисус Христос приложил его к своему лицу. Следовательно, икона I века. Однако академик, искусствовед Шалва Амиранашвили (1899-1975 гг.) доказал, что икона Спасителя выполнена в технике энкаустики (живопись горячими восковыми красками), которая возникла в Византии не ранее VI века.

Икона Спасителя из Анчи стала широко известна еще в XII веке, когда придворный златокузнец царицы Тамары Бека Опизари сделал для нее серебряный с золотыми вставками оклад. В XVII веке икона оказалась у семьи Амилахвари, которая и пожертвовала ее церкви святой Марии в Тбилиси.

В Анчисхати икона Спасителя находилась более 200 лет. В конце XIX века по настоянию экзархов Грузинской православной церкви, опасавшихся за сохранность национального достояния, она вместе с еще несколькими древнейшими иконами была помещена в Церковный музей, который до 1936 года являлся частью Музея искусств.

В советское время в храме размещалась художественная мастерская.

В настоящее время церковь является действующей.

http://www.tbilisi.iwan.ru/Anchi.html

#9 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 28 сентября 2009 - 22:58

Болнисский Сион (V век)

Прикрепленный файл  08455bd76069.jpg   104,17К   6 Количество загрузок:

Храм (478-493) близ г. Болниси. Величественная 3-нефная базилика, 2 ряда столбов соединены арками, на капителях резные геометрические узоры.
В конце пятого века, в эпоху усиления политической и культурной мощи страны, в течении правления царя Вахтанга Горгасали Грузинская Церковь достигла независимости. Наиболее важное строение этого периода это трёхнефная базилика Болнисского Сиона (478-493). Она расположена в Квемо Картли - исторической провинции Грузии. Снаружи нефы покрыты общей, дважды просмоленной кровлей. С востока позади апсидной стены находится маленькая часовня построенная в VIII-м веке. Внешний вид церкви прростой и лаконичный. Стены облицованы гладко обтёсанными плитами из туфа глубокого и насыщенного бирюзового цвета.
В этот ранний период развития грузинской архитектуры проектировщики не ставили перед собой цели сделать фасады художественно качественными. Они уделяли внимание в основном интерьерным решениям. Внутреннее убранство Болниси Сиони производит внушительное и монументальное впечатление.
Болниси интересен своими надписями - это старейшие образцы грузинского письма на территории Грузии, которые сохранились весьма хорошо. Восьмистрочная надпись на восточном фасаде над алтарным окном вокруг изображения так называемого Болнисского Креста. Главная надпись упоминающая точную дату, когда была построена базилика, была над правым северным входом в храм.

http://georgia.ortho...u/churches6.htm

#10 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 28 сентября 2009 - 23:59

Сиони - кафедральный собор Тбилиси

Прикрепленный файл  georgi365.jpg   23,93К   7 Количество загрузок:

Сиони — тбилисский кафедральный собор, построенный во имя Успения Богородицы, назван именем Иерусалимского Сиона. В Грузии, как и в других христианских странах, часто встречаются названия, повторяющие наименования «святых мест» и храмов Палестины и Греции (Бетаниа, Вифлеем, Святая гора и др.). Следует отметить, что «Сиони» есть не только в Тбилиси, но и в других местах Грузии. Существует мнение, в Грузии «Сионом», по аналогии с Иерусалимским Сионом, называли лишь церкви, построенные во имя Божьей матери.

Тбилисский Сиони начали строить во второй половине VI в. при правителе Картли (Восточно-Грузинского царства) Гуараме и закончили в двадцатых годах VII в. при правителе Адарнерсе. Главная церковь Тбилиси разделила судьбу города. Собор Сиони неоднократно подвергался разрушениям и вновь отстраивался. Сиони особенно пострадал при нашествиях Джелал-эд-дина (хорезмцев) в 20-х годах ХIII столетия, шаха Исмаила в 1522 г., полчищ Шах-Абаса в XVII в. О восстановительных работах свидетельствуют сохранившиеся на храме Сиони надписи. Так, например, надпись на южном притворе повествует о восстановительных работах, проведенных митрополитом Елисеем Сагипапгвили в 1657 г.: «Волею Божьей и с помощью Сионской Божьей Матери, я, тбилисский митрополит Елисей Сагинашвили, построил купол Сиони, дважды боковые своды и притвор и расписал и украсил всеми украшениями. Пожалейте прощения ради бога. Аминь. В хроникой 345» (т. е. в 1567 г.).

Позже, по указанию Вахтанга VI, в 1710 г. вновь восстановили купол, о чем свидетельствует надпись на северном фасаде: «Прославляющий св. Троицу потомок Давида, племянник именитого Левана, правитель Картли царевич Вахтанг, обновитель купола, с настилом каменных плит на монастыре этом...». По свидетельству историка прошлого столетия Платона Иоселиани, в 20-х годах XIX в., при экзархе Иоанне, был проведен ряд работ, облицован западный фасад, а остальные фасады были облицованы преемниками Иоанна. В 1826 г. возобновили поврежденную роспись. Дошедшая же до наших дней степная роспись была выполнена в 60-х годах XIX в. по эскизам Григория Гагарина. По его же проекту был возведен и существующий иконостас. По эскизам Г. Гагарина купол храма Сиони был расписан петербургским художником М. Трощинским. Григорий Гагарин был образованнейшим человеком, сфера его деятельности охватывала архитектуру, живопись, дипломатию. Флигель-адъютант императора, он был избран вице-президентом петербургской Академии Художеств. В наши дни роспись некоторых частей нижнего регистра выполняют художники реставраторы.

Сионский кафедральный собор представляет собой центрально-купольное сооружение с развитой восточной частью в виде выступающих граненых апсид. Купол Сиони покоится на сводах, опирающихся на алтарные стены и два столба. Как своды, так и арки имеют стрельчатое очертание, что, по-видимому, является результатом переделок XVII в. Наружная орнаментика сдержанна и суха по рисунку. Сравнительно больше орнаментирован барабан купола. Как снаружи, так и внутри собора можно проследить несколько строительных слоев, и поэтому датировать его точно не представляется возможным, хотя дошедшая до нас композиция характерна для архитектуры Грузии зрелого средневековья (XII—XIII вв.).

В 1978 г. по инициативе патриаршества Грузии в Сиони начались реставрационные работы. Раскрытая старая кладка цоколя дает представление о первоначальном очертании плана (реставрационными работами руководил Т. Кипароидзе). Выявились ступенчатый цоколь и следы северной пристройки Сиони. При расчистке южного притвора открылись облицованные туфом слои. Старинную кладку законсервировали. Восстановлен южный нартекс.

Колокольня севернее храма Сиони воздвигнута в 1425 г. Во время нашествия персов в 1795 г. была разрушена ее верхняя часть, которая была восстановлена в наше время. Вторая высокая колокольня, стоящая западнее Сиони через улицу, построена в 1812 г. и является первым образцом русского классицизма в Тбилиси.

http://www.toptravel...ilisi_sioni.htm




Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru Increase your website traffic with Attracta.com