ЕЩЕ НЕМНОГО ВОСПОМИНАНИЙ
Образ живой Шаганэ, детали обстановки, в которой состоялась встреча Есенина с ней, постепенно восстанавливались. Мне требовалось, чтобы современники записали лишь то, что наблюдали сами, чтобы отсутствовала взаимная консультация. Если это достигалось и воспоминания сопоставлялись, можно было считаться с их достоверностью.
Таким объективным и, следовательно, нужным стало небольшое фактологическое воспоминание Е. В. Лебедевой (Иоффе), найти которую мне удалось с помощью Повицкого. Она знала о моих батумских поисках не больше того, что требовалось для первой встречи, и, слушая ее короткие рассказы о Есенине и Шаганэ, я имел возможность уточнять и ее воспоминания и те сообщения, которые уже мне были известны. Вот что она пояснила:
«В 1924—1925 годах я работала массажисткой в батумской купальне, брали у меня сеансы и частные лица.
О приезде Есенина я узнала от Повицкого. Он сказал мне как-то, что приехал большой поэт и, если я не возражаю, то зайдет с ним как-нибудь. Потом они действительно приехали вдвоем. На Есенине был серый костюм. Великолепные пепельно-золотистые волосы и почти серые глаза поэта производили сильное впечатление.
Я познакомила поэта с Катрой и Шаганэ. Он стал часто у нас бывать. Шаганэ была привлекательна, жизнерадостна и очень нравилась Есенину (больше, чем Катра и я, вместе взятые). К тому же она была сердечна и мила, сильно любила поэта... Часто, указывая на Есенина, она восклицала:
— Какой он чудесный!
Есенин бывал навеселе, приносил с собой грузинское и шоколад. Мне это не нравилось, я говорила ему колкости. А он отшучивался:
— Такая красивая девушка... Меня все любят, а вы только ругаете. Почему, а?
Бывало и так: придет, соберет кучу ребятишек, играет с ними, как равный, потом раздаст им шоколад» .
Другие воспоминания, с которыми частично тоже познакомится читатель, прислала Е. Н. Кизирян, сестра Ш. Н. Тальян.
- Дом, в котором я жила в Батуми,— написала Екатерина Нерсесовна,— находился против собора, окруженного великолепным парком, с красивыми аллеями и роскошными цветочными клумбами. Расположен он был также в живописном уголке, а дворик его являлся сквером в миниатюре, благоухавшим цветами.
0
Шаганэ ты моя, Шаганэ
Автор
pontiec5
, 04 дек 2007 19:52
Сообщений в теме: 15
#11
Отправлено 05 декабря 2007 - 15:59
#12
Отправлено 05 декабря 2007 - 16:21
_______3.jpg 503,75К
30 Количество загрузок:
" Дом, в котором я жила в Батуми,— написала Екатерина Нерсесовна,— находился против собора, окруженного великолепным парком, с красивыми аллеями и роскошными цветочными клумбами. Расположен он был также в живописном уголке, а дворик его являлся сквером в миниатюре, благоухавшим цветами. "
Вот таким видел наш город Сергей Есенин
" Дом, в котором я жила в Батуми,— написала Екатерина Нерсесовна,— находился против собора, окруженного великолепным парком, с красивыми аллеями и роскошными цветочными клумбами. Расположен он был также в живописном уголке, а дворик его являлся сквером в миниатюре, благоухавшим цветами. "
Вот таким видел наш город Сергей Есенин
#13
Отправлено 05 декабря 2007 - 17:21
На 1924/25 учебный год мою сестру пригласили работать групповодом первого класса армянской школы, где я работала уже с 1920 года.
Знакомство с Сергеем Александровичем состоялось для нас с сестрой в один и тот же день, у Иоффе. Часто Есенин с Повицким приглашали нас к себе, и каждый раз поэт читал что-нибудь новое из своих произведений. Он говорил нам, что не любит повторять одни и те же стихи несколько раз, так как это отвлекает его от новых образов. Его произведения казались мне такими музыкальными, что я сказала ему:
— Сергей Александрович! Ваши стихи чаруют, как пушкинские.
Он посмотрел на меня, ничего не ответил, но улыбнулся красиво и мягко.
Однажды Есенин показывал нам свои фотографии, сделанные в Батуме. Я попросила подарить одну из них. Он выбрал ту, на которой Новицкий был снят с ним, мечущим камни в море, и тут же написал стихи. Помню, в них говорилось сначала о дождливом дне (в этот день был дождь), потом приблизительно следующее:
А тебе желаю мужа,
Только не поэта,
С чувством, но без дара,
Просто комиссара.
Стихотворение, кажется, начиналось со слова «Скучно». Эта фотография утрачена.
После отъезда Есенина в Батум приезжал Чаренц, был на литературном вечере в нашей армянской школе. За ужином Шаганэ рассказала ему о стихах, подаренных Есениным. От стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» Чаренц был в восторге и часто повторял потом:
— Какой изумительный поэт!» (Е. Н. Кизирян. Письмо автору от 8 мая 1959 года).
Знакомство с Сергеем Александровичем состоялось для нас с сестрой в один и тот же день, у Иоффе. Часто Есенин с Повицким приглашали нас к себе, и каждый раз поэт читал что-нибудь новое из своих произведений. Он говорил нам, что не любит повторять одни и те же стихи несколько раз, так как это отвлекает его от новых образов. Его произведения казались мне такими музыкальными, что я сказала ему:
— Сергей Александрович! Ваши стихи чаруют, как пушкинские.
Он посмотрел на меня, ничего не ответил, но улыбнулся красиво и мягко.
Однажды Есенин показывал нам свои фотографии, сделанные в Батуме. Я попросила подарить одну из них. Он выбрал ту, на которой Новицкий был снят с ним, мечущим камни в море, и тут же написал стихи. Помню, в них говорилось сначала о дождливом дне (в этот день был дождь), потом приблизительно следующее:
А тебе желаю мужа,
Только не поэта,
С чувством, но без дара,
Просто комиссара.
Стихотворение, кажется, начиналось со слова «Скучно». Эта фотография утрачена.
После отъезда Есенина в Батум приезжал Чаренц, был на литературном вечере в нашей армянской школе. За ужином Шаганэ рассказала ему о стихах, подаренных Есениным. От стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» Чаренц был в восторге и часто повторял потом:
— Какой изумительный поэт!» (Е. Н. Кизирян. Письмо автору от 8 мая 1959 года).
#14
Отправлено 05 декабря 2007 - 17:35
В ГОСТЯХ У ШАГАНЭ
В августе 1959 года я побывал у Шаганэ Нерсесовны Тальян. С волнением подходил я к дому, где жила эта женщина. Прошли годы. «Персидские мотивы» Есенина вошли в галерею шедевров мировой лирики, и имя Шаганэ известно теперь каждому со школьной скамьи так же, как и имена Лауры, Беатриче...
Безликий многоэтажный корпус. Я стоял во дворе, как в каменном колодце, и, откинув голову назад, стремился угадать окна квартиры Шаганэ. Все они были запыленными, темными и не выдавали тайну. Наконец, я решился: быстро взбежал по лестнице и позвонил. Мне тотчас открыли.
Предварительно я писал Тальян о своем приезде, а когда приехал, еще раз условился с ней но телефону о дне и часе встречи. Я знал ее по фотографиям времен Есенина, присланным вместе с воспоминаниями. Теперь я знал ее еще и по голосу. И это было необходимо. Время обращается с человеком безжалостно и нетерпеливо, как ребенок с пластилином. Эту истину я понял до конца, лишь встретившись через тридцать лет с товарищем детских игр: мы оба не узнали друг друга. Шаганэ нужно было назвать сразу, безошибочно, даже если бы при встрече она была окружена другими женщинами ее возраста. Голос ее должен был помочь мне в этом.
Но все эти приготовления оказались излишними. Я узнал Шаганэ Нерсесовну без всяких усилий, лишь только взглянул на женщину, открывшую мне дверь. Правда, время опушило снегом ее каштановые волосы, лицо не сохранило ту безукоризненную свежесть, какой обладают цветы ранним утром. Но лицо это было по-прежнему красивым и правильным, так же, как по-девичьи гибкой и подвижной осталась ее статная фигура. Не посмело время коснуться и ее глаз. Их я узнал сразу: слишком долго преследовали они меня в прошлом.
Шаганэ Нерсесовна протянула мне руку, мы поздоровались. Она познакомила меня также с дочерью, второй и последней обитательницей квартиры. Мы говорили, кажется, о Москве, Ереване, об общих знакомых. Потом пришла Екатерина Нерсесовна.
Мне хотелось взглянуть на книгу с автографом Есенина, хранившуюся у Тальян.
Шаганэ Нерсесовна встала, прошла в соседнюю комнату, вернулась обратно.
— Вот подарок Сергея Александровича,— просто сказала она.
Я открыл книгу. Переплет ее был стар и потому очень изношен. На титульном листе стояло: «Москва кабацкая». Там, где часть листа свободна от печати,— дарственная надпись карандашом. Круглые буквы в строке располагались одиноко, как бы чуждаясь друг друга, и в то же время поддерживая равнение направо. Это был тот автограф Сергея Есенина, фотокопию которого Шаганэ Нерсесовна выслала мне в начале 1959 года.
В августе 1959 года я побывал у Шаганэ Нерсесовны Тальян. С волнением подходил я к дому, где жила эта женщина. Прошли годы. «Персидские мотивы» Есенина вошли в галерею шедевров мировой лирики, и имя Шаганэ известно теперь каждому со школьной скамьи так же, как и имена Лауры, Беатриче...
Безликий многоэтажный корпус. Я стоял во дворе, как в каменном колодце, и, откинув голову назад, стремился угадать окна квартиры Шаганэ. Все они были запыленными, темными и не выдавали тайну. Наконец, я решился: быстро взбежал по лестнице и позвонил. Мне тотчас открыли.
Предварительно я писал Тальян о своем приезде, а когда приехал, еще раз условился с ней но телефону о дне и часе встречи. Я знал ее по фотографиям времен Есенина, присланным вместе с воспоминаниями. Теперь я знал ее еще и по голосу. И это было необходимо. Время обращается с человеком безжалостно и нетерпеливо, как ребенок с пластилином. Эту истину я понял до конца, лишь встретившись через тридцать лет с товарищем детских игр: мы оба не узнали друг друга. Шаганэ нужно было назвать сразу, безошибочно, даже если бы при встрече она была окружена другими женщинами ее возраста. Голос ее должен был помочь мне в этом.
Но все эти приготовления оказались излишними. Я узнал Шаганэ Нерсесовну без всяких усилий, лишь только взглянул на женщину, открывшую мне дверь. Правда, время опушило снегом ее каштановые волосы, лицо не сохранило ту безукоризненную свежесть, какой обладают цветы ранним утром. Но лицо это было по-прежнему красивым и правильным, так же, как по-девичьи гибкой и подвижной осталась ее статная фигура. Не посмело время коснуться и ее глаз. Их я узнал сразу: слишком долго преследовали они меня в прошлом.
Шаганэ Нерсесовна протянула мне руку, мы поздоровались. Она познакомила меня также с дочерью, второй и последней обитательницей квартиры. Мы говорили, кажется, о Москве, Ереване, об общих знакомых. Потом пришла Екатерина Нерсесовна.
Мне хотелось взглянуть на книгу с автографом Есенина, хранившуюся у Тальян.
Шаганэ Нерсесовна встала, прошла в соседнюю комнату, вернулась обратно.
— Вот подарок Сергея Александровича,— просто сказала она.
Я открыл книгу. Переплет ее был стар и потому очень изношен. На титульном листе стояло: «Москва кабацкая». Там, где часть листа свободна от печати,— дарственная надпись карандашом. Круглые буквы в строке располагались одиноко, как бы чуждаясь друг друга, и в то же время поддерживая равнение направо. Это был тот автограф Сергея Есенина, фотокопию которого Шаганэ Нерсесовна выслала мне в начале 1959 года.
#15
Отправлено 05 декабря 2007 - 17:39
Не рассказывал ли вам Сергеи Александрович о своей жизни с Айседорой Дункан? — обращаюсь я к Шаганэ Нерсесовне.
— Вспоминал, конечно. Помню такую деталь. Когда он впервые пришел к Дункан, она лежала на софе; предложила ему сесть у ее ног, стала гладить по голове, сказала, что он очень похож на ее сына. II помню еще, что Есенин говорил о частых ссорах с ней. Говорил о Дункан всегда с горечью, неприязненно, указывая, что она толкала его к пьянству.— «Если бы она,— говорил Сергей Александрович,— любила меня, как человека, как друга, то не позволяла бы мне это делать, оберегала бы от пьянки. А она сама не умела и не хотела обходиться без вина. Я не могу без содрогания вспоминать это время»,— часто повторял он.
— А о том, как издавалась «Москва кабацкая», Сергей Александрович не вспоминал?
— Очень немногое. Рассказал, что после приезда из-за границы долго и безуспешно пытался издать стихи этого цикла отдельной книгой. И вот однажды, когда он фактически уже ушел от имажинистов, а формально еще входил в их группу, его вызвал к себе Луначарский и предложил официально порвать отношения с этой группой. Есенин воспользовался таким случаем и, соглашаясь, попросил издать книгу «Москва кабацкая». Как утверждал Сергей Александрович, Луначарский согласился с этим условием и только поэтому книга увидела свет.
Я не встречал еще в воспоминаниях современников сообщений о содействии Луначарского изданию «Москвы кабацкой». Известно, что Есенин придавал исключительное значение выпуску книги в свет. Объяснялось это в первую очередь огромным трудом, внесенным им в создание цикла стихов «Москва кабацкая».
Хотелось мне услышать подробнее и о том, как попала фотография Шаганэ к Есенину. В воспоминаниях Тальян говорится, что Есенин выбрал и взял с собой фотографию 1919 года. Когда я получил от нее вместе с воспоминаниями четыре снимка разных лет и сличил с ними карточку, обнаруженную когда-то в архиве Есенина, стало ясно, что последняя относится к 1921 году. Небольшой отрезок времени в два года внес существенное изменение в судьбу Шаганэ: в 1919 году она была еще гимназисткой, а в 1921 году стала уже замужней женщиной. Шаганэ Нерсесовна еще раз подтвердила, что Есенин взял у нее фотографию 1919 года. Снимок 1921 года он мог получить, думает она, у кого-нибудь из подруг. Как это случилось, она, однако, не знает.
Я попросил Тальян рассказать подробнее о причинах, побудивших ее приехать в 1924 году в Батум.
«В начале 1921 года,— пояснила она,— я вышла замуж за С. Р. Тертеряна. Жили мы в Тифлисе. В середине 1924 года он умер. У меня остался сын, Рубен. Нужно было искать работу, чтобы растить сына и жить самой. В июле 1924 года я выехала вместе с сестрой Ашхен в Батум, где она,— Тальян указала на сестру,— помогла мне найти работу в армянской школе. 6 октября 1924 года мы сфотографировались в Батумском парке, а на другой день выехали в Тифлис. Там я оставила сына у сестры Ашхен, а сама вернулась в Батум и приступила к работе в школе. Остальное вы знаете из автобиографии».
Конечно, у меня было много вопросов. Не стесняясь, я задавал их. Мне откровенно отвечали. Так пролетели несколько часов. Нужно было возвращаться в гостиницу: через два часа я уезжал из города...........
— Вспоминал, конечно. Помню такую деталь. Когда он впервые пришел к Дункан, она лежала на софе; предложила ему сесть у ее ног, стала гладить по голове, сказала, что он очень похож на ее сына. II помню еще, что Есенин говорил о частых ссорах с ней. Говорил о Дункан всегда с горечью, неприязненно, указывая, что она толкала его к пьянству.— «Если бы она,— говорил Сергей Александрович,— любила меня, как человека, как друга, то не позволяла бы мне это делать, оберегала бы от пьянки. А она сама не умела и не хотела обходиться без вина. Я не могу без содрогания вспоминать это время»,— часто повторял он.
— А о том, как издавалась «Москва кабацкая», Сергей Александрович не вспоминал?
— Очень немногое. Рассказал, что после приезда из-за границы долго и безуспешно пытался издать стихи этого цикла отдельной книгой. И вот однажды, когда он фактически уже ушел от имажинистов, а формально еще входил в их группу, его вызвал к себе Луначарский и предложил официально порвать отношения с этой группой. Есенин воспользовался таким случаем и, соглашаясь, попросил издать книгу «Москва кабацкая». Как утверждал Сергей Александрович, Луначарский согласился с этим условием и только поэтому книга увидела свет.
Я не встречал еще в воспоминаниях современников сообщений о содействии Луначарского изданию «Москвы кабацкой». Известно, что Есенин придавал исключительное значение выпуску книги в свет. Объяснялось это в первую очередь огромным трудом, внесенным им в создание цикла стихов «Москва кабацкая».
Хотелось мне услышать подробнее и о том, как попала фотография Шаганэ к Есенину. В воспоминаниях Тальян говорится, что Есенин выбрал и взял с собой фотографию 1919 года. Когда я получил от нее вместе с воспоминаниями четыре снимка разных лет и сличил с ними карточку, обнаруженную когда-то в архиве Есенина, стало ясно, что последняя относится к 1921 году. Небольшой отрезок времени в два года внес существенное изменение в судьбу Шаганэ: в 1919 году она была еще гимназисткой, а в 1921 году стала уже замужней женщиной. Шаганэ Нерсесовна еще раз подтвердила, что Есенин взял у нее фотографию 1919 года. Снимок 1921 года он мог получить, думает она, у кого-нибудь из подруг. Как это случилось, она, однако, не знает.
Я попросил Тальян рассказать подробнее о причинах, побудивших ее приехать в 1924 году в Батум.
«В начале 1921 года,— пояснила она,— я вышла замуж за С. Р. Тертеряна. Жили мы в Тифлисе. В середине 1924 года он умер. У меня остался сын, Рубен. Нужно было искать работу, чтобы растить сына и жить самой. В июле 1924 года я выехала вместе с сестрой Ашхен в Батум, где она,— Тальян указала на сестру,— помогла мне найти работу в армянской школе. 6 октября 1924 года мы сфотографировались в Батумском парке, а на другой день выехали в Тифлис. Там я оставила сына у сестры Ашхен, а сама вернулась в Батум и приступила к работе в школе. Остальное вы знаете из автобиографии».
Конечно, у меня было много вопросов. Не стесняясь, я задавал их. Мне откровенно отвечали. Так пролетели несколько часов. Нужно было возвращаться в гостиницу: через два часа я уезжал из города...........
#16
Отправлено 06 декабря 2007 - 11:29
Когда игра закончена, и король и пешка падают в одну коробку.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |