Перейти к содержимому


Обычаи грузин


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 30 Ноябрь 2007 - 23:08

Особый интерес представляет у грузин празднование нового года по остаткам старинных языческих обычаев и смешению их с христианскими, затем - масленицы, а в чистый понедельник - кееноба, в память побед грузин над врагами. Ночь с Страстной среды на четверг грузины посвящают обряду, целью которого служит предохранение себя от нечистой силы, а на Пасху играют в мяч; игра эта в особенности развита в западной части. Накануне 1 мая девушки собираются для гадания, которое производится опусканием различных предметов в воду, откуда они в день Вознесения при пении особых песен вынимаются маленькой девочкой - первенцем. После каждой строфы вынимается вещь, хозяйка которой судит по смыслу стихов о своей судьбе; первые четыре куплета сулят хорошее, остальные три - различные невзгоды. Простой народ преимущественно чтит Богоматерь; месяц август у грузин носит название месяца Святой Марии. Особым почетом пользуется также у грузин Святой Георгий. На многочисленные храмовые праздники стекается масса народа, который после службы и жертвоприношений (корова, баран, петух) предается пирушке и играм. Тут же в большом количестве присутствуют кадаги (кликуши), пророчествам коих свято верит народ. Грузины очень суеверны; большим значением у них пользуются гадальщицы и знахарки, которые предсказывают будущее, лечат от различных болезней, от дурного глаза и т. п. Народ приписывает многие бедствия нечистой силе, а болезни - посещению духов, которых стараются задобрить музыкой, пением и угощением. Лихорадка, по мнению грузин, - худое и бледное существо, состоящее из одного скелета, странствующее по белу свету и посещающее то того, то другого. Еще недавно существовал обычай пахать дождь или засуху: если стоит продолжительная дождливая погода, то восемь пар девушек пропахивают некоторое количество земли около церкви; если засуха, то они же, по пояс в воде, протаскивают плуг взад и вперед по реке. Огромное большинство грузин в настоящее время, как и прежде, земледельцы; производство хлебов, садоводство, а в частности виноградарство - главнейшие их занятия.

ВикипедиЯ

Недвижимость города Батуми.КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО В БАТУМИ - BATUMISTAY.COM

#2 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 28 Декабрь 2007 - 18:48

«Варвары». Картвельский быт и характер  

1) «Сисситии»
Если говорить об основной массе картвелов, основной их пищей в давние времена была просяная, а позже - кукурузная каша – мамалыга – с острой приправой из фасоли и другой зелени. Мясо из-за его дороговизны встречалось на их столе довольно редко, как впрочем у всех земледельческих племен. Основная возможность поесть мясо предоставлялась на свадьбах, похоронах и других торжествах общественного типа. Организация этих мероприятий напоминает древнегреческие сисситии (хотя нет оснований считать, что между ними существует историческая связь; скорее всего, такого рода мероприятия возникали параллельно во многих обществах из-за сходных условий жизни и по необходимости.)
Все участвующие в этих мероприятиях вносили свой вклад либо деньгами, либо продуктами или товарами в виде даров, предназначенных для компенсации расходов той семьи, в которой состоялось это мероприятие. На стол подавалось довольно много мяса в виде варенной говядины или телятины, жаренных кур, поросят и т.п. редких на обычном столе яств. В принципе, расходы каждого участника этих совместных трапез за год позволяли бы, я думаю, потреблять то же самое количество мяса, что на этих мероприятиях. Ведь, в конце концов, ничто из ничего не рождается, и это мясо должно было оплачиваться деньгами всех, кто принимает в трапезах участие. В чем же смысл таких обычаев, которые характерны для многих народов? По-видимому, необходимость таких общественных трапез (если исключить важный аспект духовного общения), как возможности потребления мясной пищи, появилась в процессе отбора из других возможных типов поведения. Например, можно объяснить такой обычай тем, что в тёплом климате мясо должно быть съедено как можно быстрее; хранить его практически невозможно. Зарезав теленка, отдельная семья не успеет съесть его полностью до того, как мясо испортится. Поедая его совместно всем сообществом, человек избавляется от проблемы хранения и не теряет ценный продукт.Мнение подтверждается наличием строгого учёта взноса каждого в общий стол. При сборе средств составляется список, в котором указывается взнос каждого члена торжества. Раньше, когда грамотность была уделом немногих, взносы фиксировались устно. Ныне составляется письменный перечень. Этот список вручается семье-устроителю торжества. По неписаной традиции эта семья обязана при случае (т.е. на свадьбах, похоронах и т.п.) подарить, внести, а по существу возвратить каждой семье или человеку, фигурирующему в списке, не менее того взноса, что значится в списке. В противном случае его ожидает презрение и ограничение участия в последующих мероприятиях.
Можно подозревать, что другой причиной появления этого обычая было кредитование. Сбор средств является своеобразным беспроцентным долгосрочным кредитование семьи, понёсшей расходы, так как сбор часто превышает в несколько раз расходы.
Сегодня, хотя обычай уже перерос условия своего возникновения (имеются холодильники, магазины, рынки и пр.) он продолжает существовать в силу новых обстоятельств. Во-первых, обычай поддерживается тщеславием: каждая семья хочет доказать и показать свои возможности, и даже бедные семьи пускаются в обременительные расходы, чтобы доказать свою состоятельность. Но если бы здесь не было материальной заинтересованности, по-видимому, одни только «духовные» потребности не смогли бы удержать этот обычай от забвения. Сбор средств представляет ныне осознанную цель таких мероприятий, на которые стараются пригласить побольше состоятельных людей (разумеется, бедным это бывает сделать труднее). В годы перестройки аппетиты пришлось поубавить из-за общего обнищания, а в 70-е годы эти мероприятия собирали от 100 до 500 человек. Средний взнос составлял около 30 рублей, а расходы на одного человека не превышали 10-15 рублей. Таким образом, сумма «кредита» составляла от 1000 до 15000 руб. (при средней зарплате 120-150 руб. в месяц). На эти деньги семья приобретала мебель, автомобиль и т.п., а затем постепенно в течении многих лет «выплачивала» долг, посещая мероприятия своих заимодавцев. Тем не менее, для бедных семей, не имеющих возможности пригласить много богатых участников, организация этих торжеств стала очень обременительной.

www.abkhaziya.org

#3 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 02 Январь 2008 - 12:30

До сего дня совместные застольные мероприятия происходят по традиционным канонам, хотя уже не таким строгим, как раньше. 20-30 лет назад за картвельским столом женщины и мужчины располагались отдельно.Такое сохранилось в настоящее время только в деревне; в городе женщины могут сидеть за столом наряду с мужчинами, но если мероприятие затягивается за ночь, то за столом остаются только мужчины, ибо женщины почти не потребляют спиртных напитков.
Обычная продолжительность мероприятия – 5-6 часов, но иногда оно затягивается с вечера до утра. Существует традиционный сценарий мероприятия, хотя на новичка он производит впечатление импровизации. Побывав за таким застольем два-три раза, начинаешь понимать, что все здесь подчинено определенному ритуалу, даже очередность, набор и содержание тостов, которыми стала так знаменита Грузия. Для некартвела, особенно если он не любитель спиртных напитков, такие мероприятия быстро становятся скучными, ибо не несут никакого разнообразия и духовного развлечения.
Ритуал в основных чертах следующий. Избирается тамада, т.е. человек, ведущий стол, организатор ритуала совместной трапезы. Обычно им становится умудренный в этом человек, хорошо знающий основную часть сотрапезников, умеющий пить много, не пьянея, с хорошей дикцией и знающий содержание традиционных тостов. Первый тост обычно посвящен причине мероприятия (свадьбе, похоронам, 40-ка дням, дню рождения, крестинам и т.д.) Тут даются лестные характеристики и наилучшие разнообразные пожелания предмету внимания. Далее предлагается высказаться по этому поводу гостям. Гости встают, иногда подходят к предмету своего восхваления или к его родственникам, и выражают свои наилучшие пожелания. В этом случае можно сказать «присоединяюсь к сказанному», если человек не находится в близких отношениях с предметом; в противном случае, пожелания более пространны. Тамада может передать продолжение тоста кому-нибудь (это называется «алаверды», от турецкого «аллах верды») и тот добавляет новые штрихи к нарисованной картине. Затем чередуются тосты за ближайших и более отдаленных родственников, друзей, соседей, сослуживцев и пр.. Ни о какой искренности здесь говорить не приходится: вся процедура – просто обязательный ритуал.
Если мероприятие собрало столько людей, что их не охватить одному тамаде, выбирают дополнительных тамад. Если мероприятие посвящено счастливому событию, то застолье сопровождается совместными песнопениями и танцами (в основном, народными). Прежде в 60х-70х годах можно было услышать образцы картвельского народного хорового пения, удивительные по своей гармонии и естественной спетости участников. Сейчас в городе это большая редкость. То же самое относится к исполнению народных танцев. Правда, и при печальных обстоятельствах особой грусти за трапезой не чувствуется: народная мудрость умеряет страсти, но, разумеется, песни и танцы в таком случае не приняты.


www.abkhaziya.org

#4 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 02 Январь 2008 - 12:36

Если до сих пор мы могли наблюдать в совместных трапезах картвелов черты сисситий древних греков, то дальнейшее является чисто местной традицией: речь идет о соревновании в винопитии. (Но следует отметить, что и греческие сисситии сопровождались часто каким-либо видом соревнования).Не могу утверждать, что обычай этот распространен по всей Грузии.Этот обычай сохранился, в основном, среди сельского населения.
Это соревнование заключается в том, кто больше выпьет вина и сможет сохранить возможность самостоятельно передвигаться. Но оно имеет одно ограничение, делающее его серьезным испытанием: тот, кто в него вступает, не должен выходить из-за стола, чтобы справить естественную нужду. Можно предполагать, что это ограничение возникло тогда, когда обнаружилось, что находится немало людей, способных пить вино, не приходя в невменяемое состояние, сутками напролет. (Речь идет, конечно, только о естественном вине, поскольку принятие большого количества более крепких напитков привело бы к отравлению организма). Принятие вина совершается, разумеется, в ходе общего застолья, а не как-то специально. Но за тем, кто принимает участие в соревновании, ведется строгое наблюдение: он не должен пропустить ни одного тоста, причем обязан выпить столько же, сколько и другие участники соревнования. Соревнующиеся обычно пьют только белое вино и, как правило, одного какого-то сорта, ибо красное вызывает более быстрое наступление позыва. К концу остается обычно небольшая группа соревнующихся. Тот, кто, чувствует себя надежно, может потребовать рог, вместимость которого доходит от 0,5 до 1 литра. В этом случае остальные участники должны также выпить рог. Те, кто осуществил это, обязаны перевернуть рог и показать, что он пуст. Такая ударная доза обычно выбивает остальных участников. Существовали и своего рода  подлоги. С целью уменьшить вместимость рога в него незаметно вставляли огурец, а потом, после опорожнения, столь же незаметно удаляли. Шиком для победителя было после всего этого сесть на лошадь и выпить еще один рог, а лишь затем отправиться восвояси.

www.abkhaziya.org

#5 cobr

cobr

    Почётный гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 722 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Сургут

Отправлено 12 Март 2009 - 08:05

Наверное, это тоже традиция. На нынешнее 8 марта у меня младшая (ей 4 года) заболела ветрянкой. Обычная детская болезнь (как я считал), но оказывается , со слов жены, это ребенка посещают ангелы и это вроде бы как праздник. Раньше даже дом украшали и поздравления получали. Поздравления от родственников жены получили, но я усомнился, что это праздник, у ребенка высыпание и зуд первые 2-3 дня. И уж если ребенок выкрашен зеленкой, то это ближе к новому году, по крайней мере сходство между ребенком и елкой наблюдается. Мне посоветовали не умничать - предки придавали этому заболеванию религиозный смысл, и мы лишь соблюдаем традиции.

#6 Nika

Nika

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 352 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№10

Отправлено 12 Март 2009 - 09:32

Просмотр сообщенияcobr (12.3.2009, 8:05) писал:

Наверное, это тоже традиция. На нынешнее 8 марта у меня младшая (ей 4 года) заболела ветрянкой. Обычная детская болезнь (как я считал), но оказывается , со слов жены, это ребенка посещают ангелы и это вроде бы как праздник. Раньше даже дом украшали и поздравления получали. Поздравления от родственников жены получили, но я усомнился, что это праздник, у ребенка высыпание и зуд первые 2-3 дня. И уж если ребенок выкрашен зеленкой, то это ближе к новому году, по крайней мере сходство между ребенком и елкой наблюдается. Мне посоветовали не умничать - предки придавали этому заболеванию религиозный смысл, и мы лишь соблюдаем традиции.


Не то,чтобы праздник,но это такое задобревание "духов" ветрянки или краснухи. По-грузински их называют "цител-батонеби" или даже просто "батонеби".Их нельзя разозлить,не то ребенку будет хуже,может и температура подняться.
Краснуха -одно из самых ярких воспоминаний моего детства. Наверное потому,что вокруг все должно быть красным,как можно больше этого цвета во всем. И нельзя никому шуметь в доме. И надо выполнять любой самый дурацкий каприз ребенка. И да, надо делать вид что все страшно рады этой болячке.
Я даже не знала,что это грузинский обычай,думала так везде.

Спокойствие и только спокойствие...


#7 rostmari

rostmari

    гражданин Батуми

  • Активные пользователи
  • PipPipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Батуми

Отправлено 27 Сентябрь 2009 - 22:52

Оригинальными у грузин являются обычаи, связанные с охраной здоровья детей. Если заболеванию ребенка не находили рационального объяснения, то его связывали с влиянием сверхъестественных сил. Методы лечения были связаны именно с этими представлениями. Наибольший вред мог принести, по существующим обычаям, ребенку сглаз. «От сглаза и бык может умереть»,–говорили в народе. С первых дней ребенка стремились оградить от влияния «нечистых сил» с помощью различных амулетов. Под подушку в колыбель новорожденного клали уголь и нож с черной ручкой, спички, свиную щетину. На люльку вешали крестик из считавшегося священным каменного дерева. Если в семье был новорожденный, запрещалось приносить вечером в дом воду, т.к. опасались, что вместе с водой могли проникнуть и «злые силы» и унести ребенка из дома. Если приходилось выносить ребенка из дома после захода солнца, то на лбу его углем чертили крест и прикрывали лоб чепчиком или просто мазали ему лицо сажей. В настоящее время эти обычаи уже отошли в прошлое и сохранились только в памяти людей старшего поколения. Основная причина исчезновения их из быта народа–улучшение медицинского обслуживания и повышение культурного уровня населения.

Соловьева Л.Т. Обряды и обычаи грузин, связанные с охраной здоровья детей //Полевые исследования института этнографии 1980-1981.-М.,1984.

#8 Monika

Monika

    Частый гость

  • Активные пользователи
  • PipPip
  • 103 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Россия, Сибирь

Отправлено 28 Сентябрь 2009 - 16:18

Просмотр сообщенияcobr (12.3.2009, 10:05) писал:

Наверное, это тоже традиция. На нынешнее 8 марта у меня младшая (ей 4 года) заболела ветрянкой. Обычная детская болезнь (как я считал), но оказывается , со слов жены, это ребенка посещают ангелы и это вроде бы как праздник. Раньше даже дом украшали и поздравления получали. Поздравления от родственников жены получили, но я усомнился, что это праздник, у ребенка высыпание и зуд первые 2-3 дня. И уж если ребенок выкрашен зеленкой, то это ближе к новому году, по крайней мере сходство между ребенком и елкой наблюдается. Мне посоветовали не умничать - предки придавали этому заболеванию религиозный смысл, и мы лишь соблюдаем традиции.
А что делать взрослым, заболевшим ветрянкой? Радоваться, честно скажу, этому никак нельзя. Перед отпуском меня заразила 5 летняя дочь (я оказывается в детстве не болела), мое состояние  нельзя было связать с посещением ангелов :D: :D: :D:  
А на счет сглаза, по моему везде это считается самой ужасной детской напастью. У нас до сих пор многие бабушки его отшептывают....

#9 Tela

Tela

    Аксакал

  • Новички
  • PipPipPipPipPip
  • 7 133 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:კრასნოდარი-ბათუმი
  • Интересы:жить по-королевски...
  • Телефон:+79284676795
  • Школа:№7
  • Реальное имя:жена Клайда

Отправлено 28 Сентябрь 2009 - 16:40

Просмотр сообщенияMonika (28.9.2009, 16:18) писал:

А что делать взрослым, заболевшим ветрянкой? Радоваться, честно скажу, этому никак нельзя. Перед отпуском меня заразила 5 летняя дочь (я оказывается в детстве не болела), мое состояние  нельзя было связать с посещением ангелов :D: :D: :D:  
А на счет сглаза, по моему везде это считается самой ужасной детской напастью. У нас до сих пор многие бабушки его отшептывают....
ответы на вопросы тут http://batumionline....s...c=1593&st=0
Независимость - это возможность послать того, кого считаешь нужным, тогда, когда считаешь нужным, туда, куда считаешь нужным.

я не solia - я хитрее




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru Increase your website traffic with Attracta.com