Перейти к содержимому


- - - - -

Мультфильмы,мультики,мультяшки...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 27

#11 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 041 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 11 Апрель 2009 - 18:46

Цитата

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
                   Тяжелою обидой, словно камнем,
                   На сердце пал цветок, измятый Лелем
                   И брошенный. И я как будто тоже
                   Покинута и брошена, завяла
                   От слов его насмешливых. К другим
                   Бежит пастух; они ему милее;
                   Звучнее смех у них, теплее речи,
                   Податливей они на поцелуй;
                   Кладут ему на плечи руки, прямо
                   В глаза глядят и смело, при народе,
                   В объятиях у Леля замирают.
                   Веселье там и радость.
             (Прислушивается.)
                  Чу! смеются.
                   А я стою и чуть не плачу с горя,
                   Досадую, что Лель меня оставил.
                   А как винить его! Где веселее,
                   Туда его и тянет сердце. Прав
                   Пригожий Лель. Беги туда, где любят,
                   Ищи любви, ее ты стоишь. Сердце
                   Снегурочки, холодное для всех,
                   И для тебя любовью не забьется.
                   Но отчего ж обидно мне, досада
                   Сжимает грудь, томительно-тоскливо
                   Глядеть на вас, глядеть на вашу радость,
                   Счастливые подружки пастуха?
                   Отец-Мороз, обидел ты Снегурку.
                   Но дело я поправлю: меж безделок,
                   Красивых бус, дешевых перстеньков
                   У матери-Весны возьму немного,
   Немножечко сердечного тепла,
                   Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко.



#12 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 041 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 11 Апрель 2009 - 18:57





Поэтическая сказка “Снегурочка” стоит особняком среди целого ряда других произведений Островского. В других пьесах Островский рисует мрачные картины купеческой среды, критикует суровые нравы и показывает весь трагизм одинокой души, вынужденной существовать в условиях “темного царства”.
Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенъе красоте;
Не вижу я у молодежи взоров,
Увлажненных чарующею страстью;
Не вижу дев задумчивых, глубоко
Вздыхающих. На глазках с поволокой
Возвышенной тоски любовной нет,
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
Действительно, сказка “Снегурочка” с увлечением читается в любом возрасте. А после ее прочтения появляется мысль о ценности таких человеческих качеств, как духовная красота, верность и любовь. Островский во многих своих произведениях говорит о любви.
Но в “Снегурочке” разговор ведется совершенно особым образом. В форме волшебной сказки читателю преподносятся великие истины о непреходящей ценности любви.
Идеальное царство берендеев живет так счастливо именно потому, что умеет ценить любовь. Потому-то боги так милостивы к берендеям. И стоит нарушить закон, оскорбить великое чувство любви, чтобы свершилось что-то ужасное.

Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.
Без страха дочь мы парню поручали,
Венок для нас — порука их любви
И верность до смерти. И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

Не случайно измена Мизгиря Купаве так отозвалась болью во всех окружающих. Все восприняли неблагородное поведение парня как личное оскорбление:

...Всем обида,
Обида всем девицам-берендейкам!

В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Какое наказание выбирает царь? Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека

Честной народ, достойна смертной казни
Вина его; но в нашем уложенье
Кровавых нет законов; пусть же боги
Казнят его по мере преступленья,
А мы судом народным Мизгиря
На вечное изгнанье осуждаем.

В царстве нет кровавых законов. Такое могло быть только в волшебной сказке, созданной воображением писателя. И эта гуманность делает царство берендеев еще более прекрасным и чистым.
Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”.
В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев. Она говорит своей матери:

..Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью.
Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она от-страненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев.
Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь. Сначала девушка равнодушна ко всем вокруг. Постепенно она начинает испытывать к пастуху Лелю какие-то чувства. Это еще не любовь, но ледяной красавице уже тяжело видеть пастуха с Купавой:

...Купава,
Разлучница! Твое же это слово;
Сама меня разлучницей звала,
Сама же ты и разлучаешь с Лелем.

Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:

Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка — ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти.
Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.

Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви. Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.


#13 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 041 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 11 Апрель 2009 - 19:10



НОВЫЕ ХРОНИКИ
Алексей Чадаев: Сказки. Снегурочка
Тема: СКАЗКИ



Проблема в том, что канонического сюжета в русской культуре не существует. Есть только персонаж. А вот сюжеты - самые разные.

В классической русской сказке Снегурочка - это русская Галатея, слепленная из снега бездетными стариками (правда, Пигмалион лепил любовницу, а старик из сказки - «дочку»). Дочка, как известно, потом растаяла - но, что характерно, не просто из-за «наступившего лета», а в тот момент, когда прыгала через костёр. Да, летом ей было плохо, грустно, нездоровилось и т.п... но превращаться в облачко она всё же не собиралась. А вот когда через костёр прыгали - растаяла.

Понять это несложно - прыганье через костёр есть довольно древний девичий ритуал, несущий в себе богатую символическую нагрузку. Прыгают в ночь на Ивана Купалу - «ярильную ночь», единственную, когда по идее кто угодно может отдаться кому угодно; и сам прыжок через костёр символизирует прохождение через огонь страсти - из которого человек, по идее, должен выйти несгоревшим. И то, что девочка-Снегурочка не прошла этого испытания, есть однозначный намёк на конфликт стихий - т.е. как она «не просто девочка», а воплощение зимнего холода и бесстрастия, так и огонь - не просто огонь, а воплощение летнего, «ярильного» жара и страсти. Огонь и вода - соединившись вместе, в борьбе-единстве, они аннигилировали, оставив после себя «облачко».

В этом смысле ничего удивительного в том, что Островскому удалось развернуть этот сказочный сюжет в свою романтическую драму. Его Снегурочка - это, разумеется, уже образ из девятнадцатого века - не девочка-»дочка», а юная прекрасная девушка, созданная для любви и парадоксальным образом в ней же и обречённая погибнуть. На это указывают личности родителей - Мороз и Весна. Но, в общем и целом, Снегурочка Островского не так уж сильно и отступает от сюжета сказки - разве что намёки прямее и однозначнее, такие, чтобы и тупой понял: «Люблю и таю», без всей этой сложной древней техники шифрования через «костёр» и «маленькую девочку».

Плюс - интрига в квадрате Снегурочка - Лель - Купава - Мизгирь. А на самом деле - в треугольнике Мороз-Весна-Ярило.

Иначе говоря, все действующие лица деревни берендеев - это пешки в руках Стихий. Демиургов, выясняющих отношения между собой посредством излома людских судеб. Но и не только людских - также и судеб собственных детей.

В сказке таковых - двое.

Кто второй? а вот смотрите. Когда Лель ходил и клеился ко всем девкам подряд (и, в частности, к Снегурочке), та его послала, но внутренне сильно напряглась. Он обвинил её в том, что она холодная, бесчувственная и лишённая жизни ледышка - и она, обиженная, пошла к матери просить этих самых чувств. Но, вернувшись от мамы «с чувствами», направила их отнюдь не на Леля, а на Мизгиря - обломав, в частности, подругу Купаву.

Почему не на Леля? Очень просто: она и не могла испытывать к нему никаких чувств. Он, её главный враг - тот, который сломал её внутреннюю защиту от всеуничтожающего «ярильного жара» - и вместе с тем её брат. Сводный. Он - сын Весны от Ярилы. Их духовная борьба - борьба губительной «зимней стужи» бесстрастия, олицетворяемого Снегурочкой, и всеуничтожающего, яростного огня жизни, «посланником» которого выступает Лель. Они оба - особенные, отмеченные, дети богов; именно поэтому Купава не имеет никаких шансов конкурировать со Снегурочкой за Мизгиря, а сама Снегурочка в состоянии устоять перед любым сколь угодно настойчивым «ухажёром», но пасует перед Лелем (который, собственно, не то чтобы уж сильно её и домогался).

Туча со громом сговаривалась:
Ты, гром, греми, а я дождь разолью,
Вспрыснем-ко землю весенним дождём!
То–то цветочки возрадуются.
Выдут девицы за ягодками,
Парни за ними увяжутся.
Лель, мой Лель! Лели-лели, Лель!

Мизгирь и Купава - «обычные», нормальные люди; не случись в их жизни такого тарарама, они были бы наверняка отличной парой. Но битва богов разбросала их так, что судьба каждого теперь навечно сломана: Снегурочка погибла, а Купава, даже неизбежно брошенная после всего Лелем (ну не может он её не бросить, просто по свойствам натуры), никогда не вернётся к Мизгирю.

Что же до самих богов, то их битва осталась за кадром - мы толком не видели шахматистов, видели только их фигуры. Хотя понятно, что Весна когда-то была с Ярилом, и потом ушла от него к Морозу (с позиций которого, в целом, и написан текст). И в свете этого ненависть Ярилы к Снегурочке - это его ненависть к их союзу и его плоду; причём характерно, что оба знают с самого начала об этой ненависти и предупреждают о ней дочь. Непонятно даже, что являлось более желаемой целью для Ярилы - вернуть себе Весну или отомстить ей. Похоже, что второе - ибо Ярило описывается как жестокий, не знающий пощады испепеляющий бог. Соответственно, задача родителей была защитить чадо; и именно этого им сделать не удалось.

В довершение - о некоторой странности, которая сопровождает образ Снегурочки уже в наши дни - я говорю о советских новогодних божествах. Известно, что Дед Мороз появился далеко не сразу после того, как Сталин восстановил новогодний праздник. Он возник как «наш ответ Санта Клаусу» из этой самой русской мифологии, отражённой у Некрасова, Аксакова, Одоевского и того же Островского; как языческое божество холода. Однако в советской версии он оказался лишён той брутальности и жестокости, которую мы знаем по русским сказкам - это добрый рождественский дед, раздающий подарки из мешка. Видимо, за этим же самым - т.е. для очеловечения образа - понадобилась и Снегурочка. Однако тут возникли проблемы родственного порядка - кем она приходится деду? Дочка - как у Островского - почему-то не получилось (видимо, из-за неочевидного давления образа Св.Николая). Поэтому она то «внучка» (в смысле «октябрята-внучата-ильича»), то племянница, то ещё непонятно кто. В общем, приблудная какая-то родственница. Но пролеткульту Снегурочка даже очень удобна - всё-таки соответствующие мероприятия у нас всегда организовывались женщинами, и найти подходящую Снегурочку гораздо легче, чем подходящего Деда.

Надо сказать, Дед - чуть ли не самый главный культуртрегерский успех советской власти. Ибо, если говорить о русском двоеверии, то его извечной проблемой было вакантное место главы «языческой» части пантеона. Все дохристианские претенденты на эту роль - от Роды через Хорса и Сварога до Перуна - категорически не катили, ибо внятного понимания того, почему именно этот бог - верховный, никогда не предъявлялось; и поэтому все попытки воздвигнуть какого-то из идолов на постамент в качестве верховного - по большей части, являвшиеся заимствованиями из других культур - не клеились. А вот с Морозом - получилось ведь, и спустя десять веков после конца институализованного язычества! Бог холода и зимы, он же - бог календаря, он же - бог подарков и надежд, семейного счастья - дед занял собой все те места, которые положены верховному божеству; и никто не возражает против этого: действительно, кто, как не Мороз, главный русский бог?

Ну, а Снегурочка - это что-то вроде Афины при нашем Зевсе.

#14 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 041 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 11 Апрель 2009 - 19:31

Цитата

Ах, мама, что со мной? Какой красою
                   Зеленый лес оделся! Берегами
                   И озером нельзя налюбоваться.
                   Вода манит, кусты зовут меня
                   Под сень свою; а небо, мама, небо!
                   Разлив зари зыбучими волнами
                   Колышется.




Лель — в польских источниках 15-17 веков сын Лады. Лада — божество в славянской мифологии; в родноверии богиня весны.

Лель - сын богини красоты Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. О Леле — этом маленьком боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.

#15 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 041 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 11 Апрель 2009 - 19:57






СНЕГУРОЧКА

(Весенняя сказка)

Опера в четырех актах с прологом

Либретто Н. А. Римского-Корсакова
  
Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.



СЮЖЕТ

Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять ее в дочки.

По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем — ее любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный ее красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендей на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас ее от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для нее лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с ее чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.



МУЗЫКА

«Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере А. П. Бородин.

Оркестровое вступление к прологу — красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.

Первый акт открывается протяжной песней Леля «Земляничка-ягодка» и веселой плясовой «Как по лесу лес шумит». Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением нежной грусти. Рассказ Купавы «Снегурочка, я счастлива» передает восторженное, порывистое чувство. Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов.

Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное место занимают сцены-диалоги. Неторопливая величаво-спокойная песня гусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут» напоминает старинные эпические напевы. В дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная речь Купавы оттеняется ласковыми и спокойными репликами царя. Торжественно, эпически величаво звучит гимн берендеев «Привет тебе, премудрый». В каватине Берендея «Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового сопровождения спокойно струится мечтательная, поэтичная мелодия.

Третий акт начинается большой массовой сценой. Девушки и парни поют веселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихо отплясывает под разудалый напев «Купался бобер» (обе темы народные). «Пляска скоморохов» — виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими оркестровыми красками, увлекательными ритмами. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая, привольная мелодия. Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря «На теплом синем море».

Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

100 опер...

Изображение

Н.К. Рерих. Снегурочка. Эскиз костюма к пьесе "Снегурочка". 1912

Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Изображение

Снегурочка и Лель

http://www.centre.sm.../ostrovs_01.htm

Эскизы декораций и костюмов
к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"
Виктор Михайлович Васнецов
http://www.nearyou.r...tsov/sneg0.html

#16 Tela

Tela

    Аксакал

  • Новички
  • PipPipPipPipPip
  • 7 132 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:კრასნოდარი-ბათუმი
  • Интересы:жить по-королевски...
  • Телефон:+79284676795
  • Школа:№7
  • Реальное имя:жена Клайда

Отправлено 13 Апрель 2009 - 16:04

Просмотр сообщенияTela (6.4.2009, 22:14) писал:

Про "Замок лгунов" расскажи  :dance_1:/>
пересмотрели в сотый раз вчера с ребенком - уже все слова наизусть знаю  :hunter:/> и зачем я ей его показала? :russian:/>
Независимость - это возможность послать того, кого считаешь нужным, тогда, когда считаешь нужным, туда, куда считаешь нужным.

я не solia - я хитрее

#17 Tela

Tela

    Аксакал

  • Новички
  • PipPipPipPipPip
  • 7 132 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:კრასნოდარი-ბათუმი
  • Интересы:жить по-королевски...
  • Телефон:+79284676795
  • Школа:№7
  • Реальное имя:жена Клайда

Отправлено 13 Апрель 2009 - 16:07

а "Простоквашино" тут не было?
Независимость - это возможность послать того, кого считаешь нужным, тогда, когда считаешь нужным, туда, куда считаешь нужным.

я не solia - я хитрее

#18 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 611 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 14 Апрель 2009 - 02:05

Просмотр сообщенияTela (13.4.2009, 16:07) писал:

а "Простоквашино" тут не было?
тут полный комплект (детский форум у нас в ББ)
Oportet vivere

#19 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 041 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 14 Апрель 2009 - 15:07

Жемчужина украинской анимации

Три казака на двоих
Евгений ЯКУНОВ, Оксана САВЧЕНКО

В мультсериале о казаках его авторам - Эдуарду Киричу и Владимиру Дахно - удалось сделать то, на что не решался никто в Советской Украине. Они придумали образ обаятельного национального героя. За тридцать лет художники создали настоящую мультипликационную сагу о трех казаках Грае, Туре и Оке, в прямом смысле - жемчужину украинской анимации.

— Эдуард Ильич, вы разрабатывали внешний вид этих персонажей. Расскажите предысторию возникновения этих образов.

— В 1968 году в редакцию «Киевнаучфильма» пришло письмо из Запорожья. На обычном листике из школьной тетрадки были описаны смешные приключения трех запорожских казаков. В те времена нельзя было делать серьезные вещи на национальную тему. А что-нибудь смешное вполне имело право на существование. Кстати, этот человек из Запорожья не попал ни в авторы персонажей, ни в авторы идеи. Насколько мне известно, он получил какие-то тридцать копеек за интересное предложение, и все.

Через некоторое время Дахно поручили делать мультик на казацкую тему. Он придумал, что казак Грай должен быть длинным, Тур — толстым и крепким, а Око — маленьким. Это можно было просто рассказать или же — нарисовать. Поскольку Владимир по образованию архитектор, то он нарисовал длинную палочку и сказал, что это Грай, большой кружок — это Тур, маленький — Око. Это и была его идея. Я же как художник-аниматор сделал из его идеи персонажей, придумал им лица, надел на них, образно говоря, мясо. И вот только тогда, когда эта идея прошла через мои руки, она получила жизнь, вырисовавшись в смешных человечков.

— А была цензура на казаков?

— Когда на киностудии шло обсуждение этих образов, то мнения разделились. Одним идея понравилась: ведь посредством юмора можно было выразить национальную идею. Другие же полагали, что «це спотворення — не можна робити козаків отакими, вони ж героями були».

— Прототипом героини мультфильма «Алиса в стране чудес» стала то ли администратор группы, то ли монтажер. Наверное, каждый художник какие-то черты, подмеченные у знакомых, друзей или недругов, вкладывает в своих героев. А как было у вас с казаками?

— Когда я учился в художественной школе и в институте, то одним из главных заданий, которое нам давали преподаватели, было делать наброски на улицах, в метро, на вокзале, подмечая характеры людей. Конечно же, все рисовали по-разному. Один делал акцент на человеческой анатомии, подмечая выразительный поворот головы или взмах руки. Другого интересовали житейские сценки: как, например, парикмахер бреет клиента или семья ест виноград. Я же, рисуя и людей, и композиционные сценки, всегда искал что-то смешное. За много лет собрал обширный багаж образов. Это очень помогало и помогает при создании персонажей. Так что прототипами казаков стали те многие образы, попавшие на наброски.

— Вы, наверное, как-то ощущаете темперамент своих персонажей, их характеры.

— Первый мультик «Как казаки кулеш варили» получился спонтанно. Но я еще тогда почувствовал, что эта история — не первая у наших персонажей. Она уже как бы сложилась. А что было до их встречи? Откуда они появились? У меня об этом куча сценариев скопилась. Вот один из них. 20 лет назад был написан. По нему Грай родом из болотистых камышовых мест. Он на дудке играл. Тур — из Карпат. История рождения Ока вообще военная. Его отец защищал от татар родное село. И по сценарию его спасает последняя стрела, оставшаяся в колчане. Ее-то он и привез домой. А из стрелы родился человечек. А потом уже все трое встречаются, чтобы «боронити українську землю».

Кстати, я много раз говорил Дахно — давай озвучим их. А он: «Французы не поймут. Пускай они лучше мычат или тыкают пальцем! Это ж дополнительная работа, чтобы озвучить! Актеров надо искать».

— А вот если бы вам сейчас пришлось рисовать образ Украины в комиксах, кого бы вы изобразили?

— В мультике «Как казаки соль покупали» был образ степного украинца-чумака. В этом фильме есть эпизод, где чумаки в брылях, загорелые от солнца, в засаленных выцветших рубашках. Вот такой степной тип украинца. Кстати, интересная подробность о чумаках. Об этом я узнал в питерском этнографическом музее. Там была выставлена чумацкая икона, которую они брали с собой в дальнюю дорогу. Отличалась она от других тем, что была нарисована на высушенной камбале.

— Были у вас рекламные заказы на казаков?

— Да, я выполнял такие заказы — до того, как Дахно оформил авторские права на себя. Так что теперь я не имею права их рисовать...


Как казаки кулеш варили (1967)  
Эпизод, рассказывающий о похищении Коротышки и других казаков бусурманами-работорговцами (крымскими татарами). Верзила и Силач с приключениями проникают в цитадель неприятеля — ханский город Кафу — и освобождают друзей.  


Як козаки куліш варили



#20 wsir1963

wsir1963

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 041 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Школа:№15

Отправлено 14 Апрель 2009 - 15:28

Як Козаки у футбол грали






Ех, козаки! Відмінні хлопці!

Грай — хитрий і розсудливий козак;Око — бадьорий і войовничий козак;Тур — сором'язливий та сентиментальний козак.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Top.Mail.Ru