поделитесь...
и....традиционно начну первая...
мне очень понравилось в музее Рериха в Москве. А чтобы не быть голословной, вот вам... (опять же - украдкой снято )
кусочек самого настоящего Тунгусского метеорита
там же - модель орбитальной станции МИР (нету уже такой), куда в специальной капсуле был отправлен флаг мира, придуманный одним из Рерихов
0
МУЗЕИ МИРА
Автор
Tela
, 29 мар 2008 02:04
Сообщений в теме: 16
#1
Отправлено 29 марта 2008 - 02:04
Независимость - это возможность послать того, кого считаешь нужным, тогда, когда считаешь нужным, туда, куда считаешь нужным.
я не solia - я хитрее
я не solia - я хитрее
#2
Отправлено 13 декабря 2008 - 04:06
МУЗЕЙ ПРАДО (Museu del Prado) – крупнейший музей мира (Мадрид), хранящий живописные произведения европейских художников 12 в. –19 в. Особенность коллекции – самое большое в мире собрание испанской живописи. Коллекция сложилась из трех больших частей. Первая – коллекции испанских королей. Вторая – произведения, созданные под покровительством церкви и позже перешедшие государству. Третья – произведения искусства, полученные в дар, по завещанию, либо приобретенные музеем на пожертвования.
История создания музея. На протяжении нескольких столетий испанские короли собирали произведения искусства. Первым монархом, который пожелал сохранить художественные ценности во владении испанской короны, был Карл V (1500–1558). Выставленные в загородном дворце Эль Пардо произведения светского искусства могла посещать только знать. Доступ широкой публики был разрешен в Эскориал, где была представлена религиозная живопись. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606–1665): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Для первого публичного музея, посвященного естествознанию, в 1785 отвели место в большом парке Прадо (отсюда название будущего музея). Строительство велось по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (1785–1808). Во время нашествия наполеоновских войск пострадало и здание (в нем были расквартированы войска), и коллекция (много произведений было вывезено). В 1814 король Фердинанд VII (1784–1833) издал указ об учреждении публичного музея, но лишь в 1818 вновь вернулись к проекту создания Музея науки и искусства, который получил окончательное название – Музей Прадо. 19 ноября 1819 состоялась открытие Музея Прадо, в коллекции которого насчитывалось 311 картин. В 1826–1827 были переданы картины, хранящиеся в Академии Сан Фернандо, в том числе из коллекций Карла V, Филиппа II (1527–1598), Филиппа IV. В 1828 коллекция была классифицирована и экспонирована согласно научным критериям. С 1836 в Испании производилось закрытие монастырей, церковных учебных заведений. Конфискованные ценности размещались в монастыре Ла Тринидад, где в 1838 был открыт Национальный музей. В 1871 его фонды перешли к Музею Прадо. В 1868 Прадо из королевского музея становится музеем города Мадрид.
В 1894 был создан Музей нового искусства, и Прадо лишается многих произведений, в основном испанских художников 19 в. Часть позже попала в Национальный музей современного искусства, который был открыт в 1951.
В августе 1936 из-за гражданской войны музей был закрыт, картины эвакуированы в Швейцарию. 7 июля 1939 Прадо вновь открылся для посетителей, но экспозиция была неполной – часть картин выставлялась в Женеве (с началом Второй мировой войны картины вернули в Испанию).
В 1971 состоялось открытие филиала музея Прадо в здании Касон дель Буэн Ретиро, в котором экспонируются в основном произведения испанских живописцев 19 в.
КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ
Живопись Испании – самая значительная часть коллекции музея, включающая в себя произведения 12 –19 вв. С 16 по 19 вв. крупные художники Испании являлись придворными живописцами, поэтому в королевских собраниях широко представлены лучшие произведения испанской школы.
Фрагменты фресок из церкви Сан Бауделио де Берланга в Сориа: Охота на оленей, Слон, Солдат (Охотник), Медведь, Охота на зайца (нач. 12 в.); фрагменты из капеллы Санта Круз де Мадеруэло в Сеговии: Маэста, Апостолы, Евангелисты (сер. 12 в.).
Хайме Уге (1414/15–?): Голова пророка (ок. 1435).
Педро Берругете (ок. 1450–1504): Аутодафе (ок. 1495), Поклонение волхвов (ок. 1490-х), Явление Богоматери в монастыре (ок. 1490–1496).
Алонсо Санчес Коэльо (1531/32–1588): Обручение св. Екатерины (1578), Портрет Исабели Клары Эухении (ок. 1575), Принц дон Карлос (ок. 1557).
Прекрасно представлено творчество Эль Греко (1540–1614): Поклонение пастухов (ок. 1605), Рыцарь с рукой на груди (ок. 1580), Благовещение (ок. 1575), Коронование Девы Марии (ок. 1590), Сошествие Святого духа (ок. 1600), Святая Троица (1577–1580), Крещение (1597–1600), Иоанн Евангелист (1598–1604), Святое семейство (1594–1604), Вознесение (1541–1614), Распятие (1584–1605).
В Прадо находятся знаменитые полотна художников 17 в. Это картины Франсиско Сурбарана (1598–1664): Непорочное зачатие (ок. 1628–1630), Благословляющий Христос (1638), Св. Лука перед Распятием (ок. 1638), Оборона Кадиса (1634); Хусепе де Риберы (1591–1652): Троица (ок. 1635), Мученичество св. Филиппа (1639),
Сон Иакова (1639), Освобождение апостола Петра из темницы (1639), Кающаяся Магдалина (1641), Св. Иаков старший (1631); Бартоломео Эстебана Мурильо (1618–1682): Святое семейство с птичкой (ок. 1650), Добрый пастырь (ок.1660), Сон патриция (ок. 1662–1665), Аудиенция папы
(ок. 1662–1665), Непорочное зачатие (ок. 1678), Поклонение пастухов (ок. 1655–1660), Явление Девы Марии св. Бернарду (ок. 1655–1660), Мадонна дель Росарио (ок. 1650–1655), Мальчики с раковиной (ок. 1670).
Главное богатство музея – картины Диего Веласкеса (1599–1660): Триумф Вакха (ок. 1627–1628), Кузница Вулкана (ок. 1631), Эзоп (1639–1642), Пряхи (ок. 1657), Гермес и Аргус (ок. 1659), шедевр мирового искусства Менины (ок. 1656), Сдача Бреды (ок. 1634–1635), Распятие Христа (ок. 1632), Поклонение волхвов (1619), Инфант дон Карлос (ок. 1626–1627), Филипп IV на коне (ок. 1636), Изабелла Бурбон на коне (ок. 1635–1636), Граф-герцог Оливарес (ок. 1638), Кардинал-инфант Фердинанд в охотничьем костюме (ок. 1632–1636), Принц Бальтасар Карлос в охотничьем костюме (ок. 1635–1636), Портрет Филиппа IV (ок. 1628) и Франсиско де Гойя (1746–1828) (135 картин, гравюр, рисунков): Святое семейство (ок. 1775–1780), Распятие (1780), Маха одетая (ок. 1796–1798), Маха обнаженная (ок. 1796–1798), Семья Карла IV (1800), Семья герцога Осуны (1790), Франсиско де Байеу (1795), Гаспар Мельхиор де Ховельянос (1797–1798), Фердинанд VII в лагере (ок. 1814), Колосс (ок. 1810), Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде (1814), Расстрел 3 мая 1808 года (1814), Молочница из Бордо (1827–1828); серия картонов для шпалерной мастерской: Майский праздник в долине Сан-Исидро (1788), Зеленый зонтик (1777), Цветочницы (1786), Метель (1786), Жмурки (1786); фрески «Дома глухого», переведенные на холст: Шабаш ведьм (ок. 1820–1822), Дуэль на палках (ок. 1820–1823), Сатурн, пожирающий своих детей (ок. 1820–1823).
Среди живописцев, чьи картины выставлены в собрании Касон дель Буэн Ретиро, известные испанские мастера 19 в.: Висенте Лопес (1772–1850), Хосе де Мадрасо (1781–1859), Хосе Апарисио (1773–1838), Карлос Луис Рибера (1815–1891), Валериано Домингес Беккер (1834–1870), Хосе Гутьеррес де ла Вега (1791–1865), Эдуардо Росалес (1836–1873), Мариано Фортуни (1838–1874), Рамон Марти Альсина (1826–1894), Карлос де Аэс (1829–1898).
Живопись Италии – второй по значимости раздел коллекции музея, знакомящий с произведениями Италии (14 в. – 18 в).
В коллекции представлены картины Фра Беато Анджелико (ок. 1395–1455), Андреа Мантенья (1431–1506), Сандро Боттичелли (1445–1510).
Особой известностью пользуются полотна Рафаэля Санти (1483–1520): Святое семейство с агнцем (1507), Мадонна с рыбой (ок. 1513), Несение креста (ок. 1517), Мадонна с розой (ок. 1518), Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем и св. Елизаветой (ок. 1518), Встреча Марии и Елизаветы (ок. 1519), Портрет кардинала (ок. 1510); Джорджоне (1477/78– 1510): Мадонна с младенцем, св. Антонием и св. Рохом (ок. 1510) и Тициана Вечеллио (1488/90–1576): Обращение маркиза Альфонсо де Авалоса к войску (1540–1541), Конный портрет Карла V (1548), Карл V с собакой (1532–1533), Император Карл V в сражении при Мюльберге (1548), Императрица Изабелла Португальская (1548), Филипп II (1551), Федерико Гонзага, герцог Мантуанский (ок. 1525–1531), Автопортрет (ок. 1566), Венера с органистом и Амуром (1547), Вакханалия (1520), Даная (1553–1554), Венера и Адонис (1553–1554), Поклонение Святой Троице (1553–1554), Поклонение волхвов (1561), Моление о чаше (1559–1562), Св. Маргарита (ок. 1562), Адам и Ева (ок. 1560), Соломея с головой Иоанна Крестителя (ок. 1550), Мадонна с младенцем и святыми Антонием и Рохом (ок. 1509–1510), Положение во гроб (1566).
Тинторетто (1518–1594) представлен такими полотнами как: Нахождение Моисея (ок. 1555), Юдифь и Олоферн (ок. 1555), Сусанна и старцы (ок. 1555), Эсфирь перед Артаксерксом (ок. 1555), Соломон и царица Савская (ок. 1555), Очищение мидийских дев (ок. 1555), Омовение ног ученикам (1547), Битва христиан с турками (ок.1580–1585), Вельможа с золотой цепью (ок. 1560).
Не менее интересно собрание картин Веронезе (1528–1588): Иисус среди книжников (ок. 1558), Христос исцеляет слугу сотника (ок. 157–1572), Выбор между Добродетелью и Пороком (ок. 1572–1575), Венера и Адонис (ок. 1582), Нахождение Моисея (ок. 1528–1588), Жертвоприношение Авраама (ок. 1585).
Живопись 17 в. представлена работами Караваджо (1571–1610): Давид с головой Голиафа (ок. 1601–1602); Гвидо Рени (1575–1642): Святой Себастьян (ок. 1610), Аталанта и Гиппомен (ок. 1612), Самоубийство Клеопатры (ок. 1635).
Среди полотен 18 в. следует отметить Алессандро Маньяско (1667–1749): Ангелы, служащие Христу (ок. 1730); Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770): Царица Зенобия перед императором Аврелианом (ок. 1717), Непорочное зачатие (1767–1769), Св. Антоний Падуанский с младенцем Христом (ок. 1769), Св. Паскуале Байлон (ок. 1769); серия на тему Страстей (1772).
Живопись Фландрии – около 700 полотен художников фламандской школы, среди них полотна Иеронима Босха (1450–1516): Поклонение волхвов (ок. 1510), Воз сена (1495–1500), Сад наслаждений (ок. 1510), Семь смертных грехов (ок. 1510); Питера Брейгеля Старшего (1528/1530–1569): Триумф смерти (ок. 1562).
Прекрасно представлено творчество Питера Пауля Рубенса (1577–1640): Конный портрет герцога Лермы (1603), Портрет Марии Медичи (ок. 1622), Кардинал-инфант на коне (1636), Св. Георгий с драконом (1606–1607), Смерть Сенеки (ок. 1615), Поклонение волхвов (1608 и 1628–1629), серия полотен Двенадцать апостолов (ок. 1610–1612), Непорочное зачатие (1628–1629), Отдых на пути в Египет со святыми (ок. 1635), картоны к гобеленам Триумф евхаристии (1628), Сад любви (ок. 1630), Крестьянский танец (ок. 1630), Три грации (ок. 1636–1638), Сатиры и нимфы (ок. 1639), Суд Париса (ок. 1639), Сотворение Млечного пути (ок. 1636), Диана и Калисто (ок. 1636–1638), Персей и Андромеда (ок. 1639–1640), Охота на калидонского вепря (ок. 1639–1640) и его учеников: Антониса ван Дейка (1599–1641): Коронование терновым венцом (ок. 1618), Взятие Христа под стражу (ок. 1620–1621), Мистическое обручение св. Екатерины (ок.1620), Пьета (ок.1620), Св. Розалия (ок. 1625), Св. Иероним (ок. 1618–1620), Медный змий (ок. 1620), Портрет художника Мартена Риккарта (ок. 1629–1631), Автопортрет с Эндимионом Портером (ок. 1632), Хендрик Либерти (ок. 1627–1632), Портрет музыканта (ок. 1627); Якоба Йорданса (1593–1678): Семья Йорданса в саду (ок. 1621), Поклонение Церере (1620–1625), Купающиеся богини (ок. 1640), Мелеагр и Аталанта (ок. 1620), Свадьба Пелея и Фетиды (ок. 1636–1637), Оплакивание Христа (1650–1660).
В собрании находится одна картина Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669): Артемизия (1634).
Живопись Германии – представлено более 50 картин немецких художников, в т.ч. работы Альбрехта Дюрера (1471–1528): Автопортрет (1498), Портрет неизвестного (1524), Адам (1507), Ева (1507); Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553): Охота в честь Карла V в замке Торгау (1544), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (1536).
Живопись Англии – представлены произведения мастеров 18 в.
Джошуа Рейнолдс (1723–1792): Портрет Джемса Бурдье (1756).
Томас Гейсборо (1727–1788): Портрет врача Генриха Секейры (1775).
Живопись Франции – раздел экспонирует более 300 произведений ведущих художников, в т.ч. картины Симона Вуэ (1590–1649): Юность и Красота торжествует над Временем (1627); Никола Пуссена (1594–1665): Триумф Давида (ок. 1630), Вакх и Ариадна (Вакханалия) (ок. 1632–1636), Аполлон и музы (Парнас) (ок. 1626–1635), Пейзаж с отшельником (1634), Пейзаж с фигурами и зданиями (ок. 1650); Клода Лоррена (Клод Желле) (ок. 1600–1682): Нахождение Моисея (1639–1640), Погребение св. Серафимы (1639–1640), Искушение св. Антония (ок. 1634), Товий с архангелом Рафаилом (ок. 1637–1639), Отъезд св. Павла из Остии (ок. 1637–1639); Антуана Ватто (1684–1721): Заключение брачного договора и сельский праздник (1710–1716).
Нина Байор
Энциклопедия "Кругосвет"
Официальный сайт музея http://www.museodelp...ntura-espanola/
История создания музея. На протяжении нескольких столетий испанские короли собирали произведения искусства. Первым монархом, который пожелал сохранить художественные ценности во владении испанской короны, был Карл V (1500–1558). Выставленные в загородном дворце Эль Пардо произведения светского искусства могла посещать только знать. Доступ широкой публики был разрешен в Эскориал, где была представлена религиозная живопись. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606–1665): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Для первого публичного музея, посвященного естествознанию, в 1785 отвели место в большом парке Прадо (отсюда название будущего музея). Строительство велось по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (1785–1808). Во время нашествия наполеоновских войск пострадало и здание (в нем были расквартированы войска), и коллекция (много произведений было вывезено). В 1814 король Фердинанд VII (1784–1833) издал указ об учреждении публичного музея, но лишь в 1818 вновь вернулись к проекту создания Музея науки и искусства, который получил окончательное название – Музей Прадо. 19 ноября 1819 состоялась открытие Музея Прадо, в коллекции которого насчитывалось 311 картин. В 1826–1827 были переданы картины, хранящиеся в Академии Сан Фернандо, в том числе из коллекций Карла V, Филиппа II (1527–1598), Филиппа IV. В 1828 коллекция была классифицирована и экспонирована согласно научным критериям. С 1836 в Испании производилось закрытие монастырей, церковных учебных заведений. Конфискованные ценности размещались в монастыре Ла Тринидад, где в 1838 был открыт Национальный музей. В 1871 его фонды перешли к Музею Прадо. В 1868 Прадо из королевского музея становится музеем города Мадрид.
В 1894 был создан Музей нового искусства, и Прадо лишается многих произведений, в основном испанских художников 19 в. Часть позже попала в Национальный музей современного искусства, который был открыт в 1951.
В августе 1936 из-за гражданской войны музей был закрыт, картины эвакуированы в Швейцарию. 7 июля 1939 Прадо вновь открылся для посетителей, но экспозиция была неполной – часть картин выставлялась в Женеве (с началом Второй мировой войны картины вернули в Испанию).
В 1971 состоялось открытие филиала музея Прадо в здании Касон дель Буэн Ретиро, в котором экспонируются в основном произведения испанских живописцев 19 в.
КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ
Живопись Испании – самая значительная часть коллекции музея, включающая в себя произведения 12 –19 вв. С 16 по 19 вв. крупные художники Испании являлись придворными живописцами, поэтому в королевских собраниях широко представлены лучшие произведения испанской школы.
Фрагменты фресок из церкви Сан Бауделио де Берланга в Сориа: Охота на оленей, Слон, Солдат (Охотник), Медведь, Охота на зайца (нач. 12 в.); фрагменты из капеллы Санта Круз де Мадеруэло в Сеговии: Маэста, Апостолы, Евангелисты (сер. 12 в.).
Хайме Уге (1414/15–?): Голова пророка (ок. 1435).
Педро Берругете (ок. 1450–1504): Аутодафе (ок. 1495), Поклонение волхвов (ок. 1490-х), Явление Богоматери в монастыре (ок. 1490–1496).
Алонсо Санчес Коэльо (1531/32–1588): Обручение св. Екатерины (1578), Портрет Исабели Клары Эухении (ок. 1575), Принц дон Карлос (ок. 1557).
Прекрасно представлено творчество Эль Греко (1540–1614): Поклонение пастухов (ок. 1605), Рыцарь с рукой на груди (ок. 1580), Благовещение (ок. 1575), Коронование Девы Марии (ок. 1590), Сошествие Святого духа (ок. 1600), Святая Троица (1577–1580), Крещение (1597–1600), Иоанн Евангелист (1598–1604), Святое семейство (1594–1604), Вознесение (1541–1614), Распятие (1584–1605).
В Прадо находятся знаменитые полотна художников 17 в. Это картины Франсиско Сурбарана (1598–1664): Непорочное зачатие (ок. 1628–1630), Благословляющий Христос (1638), Св. Лука перед Распятием (ок. 1638), Оборона Кадиса (1634); Хусепе де Риберы (1591–1652): Троица (ок. 1635), Мученичество св. Филиппа (1639),
Сон Иакова (1639), Освобождение апостола Петра из темницы (1639), Кающаяся Магдалина (1641), Св. Иаков старший (1631); Бартоломео Эстебана Мурильо (1618–1682): Святое семейство с птичкой (ок. 1650), Добрый пастырь (ок.1660), Сон патриция (ок. 1662–1665), Аудиенция папы
(ок. 1662–1665), Непорочное зачатие (ок. 1678), Поклонение пастухов (ок. 1655–1660), Явление Девы Марии св. Бернарду (ок. 1655–1660), Мадонна дель Росарио (ок. 1650–1655), Мальчики с раковиной (ок. 1670).
Главное богатство музея – картины Диего Веласкеса (1599–1660): Триумф Вакха (ок. 1627–1628), Кузница Вулкана (ок. 1631), Эзоп (1639–1642), Пряхи (ок. 1657), Гермес и Аргус (ок. 1659), шедевр мирового искусства Менины (ок. 1656), Сдача Бреды (ок. 1634–1635), Распятие Христа (ок. 1632), Поклонение волхвов (1619), Инфант дон Карлос (ок. 1626–1627), Филипп IV на коне (ок. 1636), Изабелла Бурбон на коне (ок. 1635–1636), Граф-герцог Оливарес (ок. 1638), Кардинал-инфант Фердинанд в охотничьем костюме (ок. 1632–1636), Принц Бальтасар Карлос в охотничьем костюме (ок. 1635–1636), Портрет Филиппа IV (ок. 1628) и Франсиско де Гойя (1746–1828) (135 картин, гравюр, рисунков): Святое семейство (ок. 1775–1780), Распятие (1780), Маха одетая (ок. 1796–1798), Маха обнаженная (ок. 1796–1798), Семья Карла IV (1800), Семья герцога Осуны (1790), Франсиско де Байеу (1795), Гаспар Мельхиор де Ховельянос (1797–1798), Фердинанд VII в лагере (ок. 1814), Колосс (ок. 1810), Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде (1814), Расстрел 3 мая 1808 года (1814), Молочница из Бордо (1827–1828); серия картонов для шпалерной мастерской: Майский праздник в долине Сан-Исидро (1788), Зеленый зонтик (1777), Цветочницы (1786), Метель (1786), Жмурки (1786); фрески «Дома глухого», переведенные на холст: Шабаш ведьм (ок. 1820–1822), Дуэль на палках (ок. 1820–1823), Сатурн, пожирающий своих детей (ок. 1820–1823).
Среди живописцев, чьи картины выставлены в собрании Касон дель Буэн Ретиро, известные испанские мастера 19 в.: Висенте Лопес (1772–1850), Хосе де Мадрасо (1781–1859), Хосе Апарисио (1773–1838), Карлос Луис Рибера (1815–1891), Валериано Домингес Беккер (1834–1870), Хосе Гутьеррес де ла Вега (1791–1865), Эдуардо Росалес (1836–1873), Мариано Фортуни (1838–1874), Рамон Марти Альсина (1826–1894), Карлос де Аэс (1829–1898).
Живопись Италии – второй по значимости раздел коллекции музея, знакомящий с произведениями Италии (14 в. – 18 в).
В коллекции представлены картины Фра Беато Анджелико (ок. 1395–1455), Андреа Мантенья (1431–1506), Сандро Боттичелли (1445–1510).
Особой известностью пользуются полотна Рафаэля Санти (1483–1520): Святое семейство с агнцем (1507), Мадонна с рыбой (ок. 1513), Несение креста (ок. 1517), Мадонна с розой (ок. 1518), Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем и св. Елизаветой (ок. 1518), Встреча Марии и Елизаветы (ок. 1519), Портрет кардинала (ок. 1510); Джорджоне (1477/78– 1510): Мадонна с младенцем, св. Антонием и св. Рохом (ок. 1510) и Тициана Вечеллио (1488/90–1576): Обращение маркиза Альфонсо де Авалоса к войску (1540–1541), Конный портрет Карла V (1548), Карл V с собакой (1532–1533), Император Карл V в сражении при Мюльберге (1548), Императрица Изабелла Португальская (1548), Филипп II (1551), Федерико Гонзага, герцог Мантуанский (ок. 1525–1531), Автопортрет (ок. 1566), Венера с органистом и Амуром (1547), Вакханалия (1520), Даная (1553–1554), Венера и Адонис (1553–1554), Поклонение Святой Троице (1553–1554), Поклонение волхвов (1561), Моление о чаше (1559–1562), Св. Маргарита (ок. 1562), Адам и Ева (ок. 1560), Соломея с головой Иоанна Крестителя (ок. 1550), Мадонна с младенцем и святыми Антонием и Рохом (ок. 1509–1510), Положение во гроб (1566).
Тинторетто (1518–1594) представлен такими полотнами как: Нахождение Моисея (ок. 1555), Юдифь и Олоферн (ок. 1555), Сусанна и старцы (ок. 1555), Эсфирь перед Артаксерксом (ок. 1555), Соломон и царица Савская (ок. 1555), Очищение мидийских дев (ок. 1555), Омовение ног ученикам (1547), Битва христиан с турками (ок.1580–1585), Вельможа с золотой цепью (ок. 1560).
Не менее интересно собрание картин Веронезе (1528–1588): Иисус среди книжников (ок. 1558), Христос исцеляет слугу сотника (ок. 157–1572), Выбор между Добродетелью и Пороком (ок. 1572–1575), Венера и Адонис (ок. 1582), Нахождение Моисея (ок. 1528–1588), Жертвоприношение Авраама (ок. 1585).
Живопись 17 в. представлена работами Караваджо (1571–1610): Давид с головой Голиафа (ок. 1601–1602); Гвидо Рени (1575–1642): Святой Себастьян (ок. 1610), Аталанта и Гиппомен (ок. 1612), Самоубийство Клеопатры (ок. 1635).
Среди полотен 18 в. следует отметить Алессандро Маньяско (1667–1749): Ангелы, служащие Христу (ок. 1730); Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770): Царица Зенобия перед императором Аврелианом (ок. 1717), Непорочное зачатие (1767–1769), Св. Антоний Падуанский с младенцем Христом (ок. 1769), Св. Паскуале Байлон (ок. 1769); серия на тему Страстей (1772).
Живопись Фландрии – около 700 полотен художников фламандской школы, среди них полотна Иеронима Босха (1450–1516): Поклонение волхвов (ок. 1510), Воз сена (1495–1500), Сад наслаждений (ок. 1510), Семь смертных грехов (ок. 1510); Питера Брейгеля Старшего (1528/1530–1569): Триумф смерти (ок. 1562).
Прекрасно представлено творчество Питера Пауля Рубенса (1577–1640): Конный портрет герцога Лермы (1603), Портрет Марии Медичи (ок. 1622), Кардинал-инфант на коне (1636), Св. Георгий с драконом (1606–1607), Смерть Сенеки (ок. 1615), Поклонение волхвов (1608 и 1628–1629), серия полотен Двенадцать апостолов (ок. 1610–1612), Непорочное зачатие (1628–1629), Отдых на пути в Египет со святыми (ок. 1635), картоны к гобеленам Триумф евхаристии (1628), Сад любви (ок. 1630), Крестьянский танец (ок. 1630), Три грации (ок. 1636–1638), Сатиры и нимфы (ок. 1639), Суд Париса (ок. 1639), Сотворение Млечного пути (ок. 1636), Диана и Калисто (ок. 1636–1638), Персей и Андромеда (ок. 1639–1640), Охота на калидонского вепря (ок. 1639–1640) и его учеников: Антониса ван Дейка (1599–1641): Коронование терновым венцом (ок. 1618), Взятие Христа под стражу (ок. 1620–1621), Мистическое обручение св. Екатерины (ок.1620), Пьета (ок.1620), Св. Розалия (ок. 1625), Св. Иероним (ок. 1618–1620), Медный змий (ок. 1620), Портрет художника Мартена Риккарта (ок. 1629–1631), Автопортрет с Эндимионом Портером (ок. 1632), Хендрик Либерти (ок. 1627–1632), Портрет музыканта (ок. 1627); Якоба Йорданса (1593–1678): Семья Йорданса в саду (ок. 1621), Поклонение Церере (1620–1625), Купающиеся богини (ок. 1640), Мелеагр и Аталанта (ок. 1620), Свадьба Пелея и Фетиды (ок. 1636–1637), Оплакивание Христа (1650–1660).
В собрании находится одна картина Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669): Артемизия (1634).
Живопись Германии – представлено более 50 картин немецких художников, в т.ч. работы Альбрехта Дюрера (1471–1528): Автопортрет (1498), Портрет неизвестного (1524), Адам (1507), Ева (1507); Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553): Охота в честь Карла V в замке Торгау (1544), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (1536).
Живопись Англии – представлены произведения мастеров 18 в.
Джошуа Рейнолдс (1723–1792): Портрет Джемса Бурдье (1756).
Томас Гейсборо (1727–1788): Портрет врача Генриха Секейры (1775).
Живопись Франции – раздел экспонирует более 300 произведений ведущих художников, в т.ч. картины Симона Вуэ (1590–1649): Юность и Красота торжествует над Временем (1627); Никола Пуссена (1594–1665): Триумф Давида (ок. 1630), Вакх и Ариадна (Вакханалия) (ок. 1632–1636), Аполлон и музы (Парнас) (ок. 1626–1635), Пейзаж с отшельником (1634), Пейзаж с фигурами и зданиями (ок. 1650); Клода Лоррена (Клод Желле) (ок. 1600–1682): Нахождение Моисея (1639–1640), Погребение св. Серафимы (1639–1640), Искушение св. Антония (ок. 1634), Товий с архангелом Рафаилом (ок. 1637–1639), Отъезд св. Павла из Остии (ок. 1637–1639); Антуана Ватто (1684–1721): Заключение брачного договора и сельский праздник (1710–1716).
Нина Байор
Энциклопедия "Кругосвет"
Официальный сайт музея http://www.museodelp...ntura-espanola/
#3
Отправлено 13 декабря 2008 - 04:26
Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Воз сена (триптих)
1500-02гг, музей Прадо, Мадрид, Испания
«Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».
http://www.nearyou.ru/bosch/seno.html
#4
Отправлено 13 декабря 2008 - 04:33
«Менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Ещё одно название — «Семья Филиппа IV». Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее дель Прадо в Мадриде.
Где живопись? Все кажется реальным
В твоей картине, как в стекле зеркальном.
Франсиско де Кеведо – Диего Веласкесу.
Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении воскликнул: «Где же картина?». И его легко можно понять.
Мастерство Веласкеса кажется поначалу таким естественным и немудреным, что зритель чувствует себя не сторонним созерцателем произведения искусства, а заинтересованным свидетелем изображенных событий.
Переживая перед картиной застывшее мгновение давно отшумевшей жизни, он задается вопросами отнюдь не академическими: кто все эти люди? Почему они собрались вместе? Что здесь происходит? Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство. Итак, время действия – 1656 год.
Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь, инфанта Маргарита. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.
Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую — Исабель де Веласко. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. С ней беседует гвардадамас — придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола.
На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец испанского монарха и один из первых художников Европы. Ему 57 лет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т.е. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г., и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas“. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст? Разумеется, нет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia“ – «Семья». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Поэтому нас не должна удивлять вольность художника, изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья? Что за картину пишет Веласкес, и кто ему позирует? Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней.
На это указывает отражение в зеркале. А почему в мастерской находится инфанта? Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель, и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти.
Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса, и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник.
Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы.
Чей же портрет пишет в таком случае Веласкес? Конечно же, портрет инфанты! Светлая фигурка Маргариты – безусловно, композиционный центр картины, она сразу приковывает наш взгляд.
Много портретов инфанты написал Веласкес, но, пожалуй, лучше этого нет. Все в картине призвано подчеркнуть контраст хрупкой прелести Маргариты и той роли, которую поневоле должна играть эта девочка, той обстановки, в которой она живет.
Случайно ли почти всю верхнюю половину полотна занимают стены и высокий потолок с массивными крюками для люстр? Противопоставление обширного мрачноватого помещения и маленькой нарядной девочки усиливают детали: огромная собака, большой холст на мольберте. Фигура карлицы – женщины
ростом с девочку – наводит на мысль о том, что инфанта – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Высокий сан принцессы лишил ее детства, так же как роскошное платье с широчайшей, натянутой на обручи юбкой лишает возможности свободно двигаться. В таком наряде, весящем несколько килограммов, инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела.
Как контрастирует эта вынужденная застылость позы с живостью умного личика Маргариты, блеском любопытных глаз, готовыми к улыбке губами! Что ей услужливые менины и придворные шуты… ей бы побегать, поиграть со сверстниками! Все это, несомненно, есть в картине, однако если Веласкес пишет портрет Маргариты, то почему в зеркале отражаются фигуры короля и королевы? Возможно, они пришли посмотреть, как продвигается работа. Допустим, но почему инфанта стоит к художнику спиной?
В работе наступила пауза, и донья Мария подносит девочке кувшинчик с питьем. Но простите, ведь художник-то продолжает работать, он явно смотрит на модель! Значит модель – вовсе не инфанта… или не только инфанта? Еще одна красивая версия не выдерживает критики. Нам остается предположить, что Веласкес пишет именно ту картину, которую мы видим – «Менины». И поскольку в нее включен автопортрет, который художник может написать, лишь глядя в зеркало, прочих персонажей он изображает также при помощи зеркального отражения.
Итак, за пределами картины находится зеркало, в котором отражаются все присутствующие в мастерской люди. Мы, зрители, как и в первом варианте, тоже включаемся в число позирующих, поскольку стоим на месте короля и королевы, которых Веласкес написал отражающимися в зеркале, висящем на стене. Кроме того, на холсте мы видим и обратную сторону этого самого холста, и все то, что изображает на нем художник – инфанту, придворных, отражение короля и королевы и т.д.
В картине не остается ни одного персонажа, который не двоился, не отражался бы в зеркальном стекле и в зеркале живописи! Да и сама картина подобна зеркалу: каждый из нас по-своему трактует ее содержание, усматривает в ней проекцию собственных мыслей и чувств – так, стоя перед зеркалом, мы способны видеть в нем лишь свое отражение. Казалось бы, зачем тогда продолжать вековые споры о том, что же пишет художник на стоящем перед ним холсте? Но не размышлять об этом невозможно, как невозможно не вглядываться в таинственную зеркальную глубину.
О том, что глубина постижения искусства поистине бездонна, свидетельствует трактовка картины, которую дал Мишель Фуко – крупнейший французский философ 20-го столетия, историк и теоретик культуры. Его книгу «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966 г.) открывает глава «Придворные дамы», в которой Фуко на пятнадцати страницах размышляет, на примере «Менин», о предмете и его отражении, о реальности и иллюзии, о вещи и ее образе в искусстве, об объекте и субъекте изображения.
Еще один властитель дум европейской интеллигенции прошлого века, испанский философ, культуролог и публицист Хосе Ортега-и-Гассет был, по его собственным словам, одержим своеобразным «синдромом Веласкеса». На протяжении многих лет он предавался размышлениям о картинах этого мастера, пытаясь постичь скрытую в них истину, вновь и вновь возвращаясь к загадке «Менин». Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным, или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию, и двинемся дальше.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале? Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г.), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В зеркале, изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания. Зеркальное отражение в этой картине словно подтверждает законность брака Арнольфини, заключенного при свидетелях. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом», и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.
Но, переняв мотив, испанский мастер придает ему совершенно оригинальное звучание. Так, в его картине «Венера с зеркалом» (ок.1650 г.) богиня любви лежит спиной к зрителю, и мы видим ее лицо лишь смутно отражающимся в зеркале. Никто точно не знает, каков лик любви, но каждый знает, что любовь прекрасна, – словно говорит нам художник.
В «Менинах» зеркальное отражение – ключ к пониманию скрытого смысла картины, поэтому оторвемся от созерцания милой инфанты и еще раз посмотрим на висящее у нее за спиной зеркало. Отражения короля и королевы превратили зеркало в подобие обрамленного холста – в, своего рода, идеальную картину, созданную самой жизнью. Фигура стоящего в дверях Хосе Ньето тоже очень «картинна» – дверной проем похож на раму, а сам дворецкий, застывший в красивой позе со шляпой в руке, словно приготовился позировать для портрета. Над зеркалом висят две большие картины, которым Веласкес, очевидно, придавал серьезное значение – они занимают значительную часть полотна и написаны так тщательно, что, глядя на «Менины» в оригинале, можно без труда понять их содержание.
Сегодняшнему зрителю сюжеты этих произведений мало что скажут, но современники Веласкеса, тем более обитатели королевского дворца, узнавали их без труда. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством.
Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море!" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Веласкеса привлекает в этих мифах смелое соперничество художника с богами, читай – с природой. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре? Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни? – спрашивает Веласкес, и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Не мелочный натурализм, не дотошное выписывание каждой детали, каждого волоска, а смелые мазки кисти, то упруго лепящие форму, то настолько легкие и прозрачные, что через них просвечивает холст, – вот что создает иллюзию волшебного дыхания жизни в картинах Веласкеса. Свободно положенные мазки, сливаясь вблизи в нераздельную массу, издали передают ощущение реальной объемности предметов и глубины пространства.
Кисть непостижимым образом запечатлела сам воздух, окружающий предметы, и мы, кажется, видим пляшущие в солнечных лучах пылинки. (Кстати, обратите внимание на необычно длинные кисти в руках художника. Работая такими кистями, он не должен был подходить близко к картине, и ему было легче оценить целостное впечатление от холста.) Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, поэтому его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит, и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже, и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».
Веласкес предвосхитил многие творческие открытия художников следующих поколений. «Теологией живописи» назвал «Менины» живописец итальянского барокко Лука Джордано. «Моими учителями были природа, Веласкес и Рембрандт», – говорил Франсиско Гойя. Эдуард Мане считал Веласкеса «художником из художников». В 1957 г. Пабло Пикассо за пять месяцев создал 44 (!) работы, в которых по-своему перерабатывал сюжет и композицию «Менин».
Но вернемся в мастерскую художника. Мы видим, что не только центральная, но и правая стена комнаты сверху донизу увешана картинами, а слева много места занимает внушительный подрамник с натянутым на него холстом. Картины буквально надвигаются на присутствующих, окружают их со всех сторон и наводят нас на мысль о многих десятках полотен, написанных придворным художником за тридцать с лишним лет службы.
А собравшиеся в комнате члены королевской семьи – персонажи этих картин. Именно их – короля, королеву, инфантов и инфант, придворных, шутов и карликов, даже королевских собак увековечивал живописец в своих произведениях все эти годы. И по сути дела, главный герой картины-головоломки – это ее автор, скромно стоящий у мольберта. Словно не замечая возникшей вокруг инфанты Маргариты суеты, он продолжает работать.
Диего Веласкес внимательно смотрит на нас, своих будущих зрителей, и пишет новую картину – «Менины»: универсальное полотно, соединяющее в себе и непринужденную жанровую сцену, и групповой портрет, и автопортрет, и философскую аллегорию. Это картина о том, как создаются картины, о творчестве, о плодотворно прожитой жизни художника, и вообще о жизни, которую, словно зеркало, отражает искусство.
Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de
#5
Отправлено 13 декабря 2008 - 04:49
"Триумф смерти" Питер Брейгель Старший
Музей Прадо
#6
Отправлено 13 декабря 2008 - 13:24
"Трезвые предполуденные часы боги привыкли посвящать выслушиванию людских споров и обетов. Но когда,хлебнув нектара, они теряют охоту к предметам важным,то забираются повыше на небо и оттуда глядят вниз.Нет зрелища приятнее!.. В общем, ежели поглядеть с луны... на людскую сутолоку, то можно подумать, будто видишь стаю мух или комаров, дерущихся, вопящих, интригующих, грабящих, обманывающих, блудящих, рождающихся, падающих, умирающих".
Эразм Роттердамский из "Похвалы глупости".
И вот финал жизненного представления - всеобщий апокалипсис.
Питер Брейгель в "Триумфе смерти" открывает огромную панораму,начинающуюся с рыночной площади фламандского города и заканчивающуюся морскими просторами, простирающимися до самого горизонта.
Художник поражает изощренностью своей фантазии и способностью превращать даже самую страшную трагедию в гротеск. Он изображает полчища скелетов с пиками в руках, которые методично уничтожают людей. Пейзаж, на фоне которого происходит дейсто далек от спокойствия и безмятежности: все вокруг пылает, и даже небо охвачено заревом далеких пожаров и клубами дыма, вырывающимися из-за горизонта.
Происходит конец света, о котором недвусмысленно возвещают кони апокалипсиса - красный со своим всадником-скелетом и белый, впряженный в повозку, на которой высится груда человеческих черепов. От смерти не спасется никто. Гарантий не получат ни бедные, ни богатые, ни нищие, ни короли, ни женщины, ни мужчины. До каждого дойдет своя очередь. Однако ни один из людей, представленных на полотне, нимало не задумывается о своей близкой участи - ни король, облаченный в горностаевую мантию, ни гордый рыцарь, ни тем более двое влюбленных в правом нижнем углу картины. На их лицах написано только блаженство неведения. Кавалер продолжает наигрывать своей даме на лютне ( а этот инструмент во времена Брейгеля сохранял четкие ассоциации исключительно с любовной тематикой). Второй эротический символ - флейта в раскрытом футляре, лежит у ног молодого человека. Среди моря насилия и смерти влюбленные просто не замечают происходящего вокруг, и только это позволяет им сохранить некий образец гармонии и молодости. Они не замечают, что их любовная песня - лебединая,а за спиной уже притаилась смерть в виде скелета, который сам с удовольствием подыгрывает на фантастическом инструменте, напоминающем виолу. Скелет как будто издевается над людьми, которые через минуту окажутся в полной его власти. Ему вторит другой скелет с колесной лирой.
Брейгель показывает все аспекты каждодневной жизни Европы середины шестнадцатого столетия.
Даже общепринятую казнь для преступников.
Объекты, сцены предоставляют историкам более глубокое понимание образа жизни 1560 - х.
Эразм Роттердамский из "Похвалы глупости".
И вот финал жизненного представления - всеобщий апокалипсис.
Питер Брейгель в "Триумфе смерти" открывает огромную панораму,начинающуюся с рыночной площади фламандского города и заканчивающуюся морскими просторами, простирающимися до самого горизонта.
Художник поражает изощренностью своей фантазии и способностью превращать даже самую страшную трагедию в гротеск. Он изображает полчища скелетов с пиками в руках, которые методично уничтожают людей. Пейзаж, на фоне которого происходит дейсто далек от спокойствия и безмятежности: все вокруг пылает, и даже небо охвачено заревом далеких пожаров и клубами дыма, вырывающимися из-за горизонта.
Происходит конец света, о котором недвусмысленно возвещают кони апокалипсиса - красный со своим всадником-скелетом и белый, впряженный в повозку, на которой высится груда человеческих черепов. От смерти не спасется никто. Гарантий не получат ни бедные, ни богатые, ни нищие, ни короли, ни женщины, ни мужчины. До каждого дойдет своя очередь. Однако ни один из людей, представленных на полотне, нимало не задумывается о своей близкой участи - ни король, облаченный в горностаевую мантию, ни гордый рыцарь, ни тем более двое влюбленных в правом нижнем углу картины. На их лицах написано только блаженство неведения. Кавалер продолжает наигрывать своей даме на лютне ( а этот инструмент во времена Брейгеля сохранял четкие ассоциации исключительно с любовной тематикой). Второй эротический символ - флейта в раскрытом футляре, лежит у ног молодого человека. Среди моря насилия и смерти влюбленные просто не замечают происходящего вокруг, и только это позволяет им сохранить некий образец гармонии и молодости. Они не замечают, что их любовная песня - лебединая,а за спиной уже притаилась смерть в виде скелета, который сам с удовольствием подыгрывает на фантастическом инструменте, напоминающем виолу. Скелет как будто издевается над людьми, которые через минуту окажутся в полной его власти. Ему вторит другой скелет с колесной лирой.
Брейгель показывает все аспекты каждодневной жизни Европы середины шестнадцатого столетия.
Даже общепринятую казнь для преступников.
Объекты, сцены предоставляют историкам более глубокое понимание образа жизни 1560 - х.
#7
Отправлено 13 декабря 2008 - 14:16
В коллекции мадридского музея "Прадо" находится только одна картина великого Рембрандта - "Артемизия" (1634).
Артемисия (Невредимая),сестра и жена Мавсола, царя Карии. После смерти мужа в 353 г. до н. э. она высыпала его прах в жидкость, которую затем выпила, считая единственно достойной урной для него свое тело. Этот сюжет по несохранившимся источникам изложен римским писателем Валерием Максимом в сочинении «Достопримечательные деяния и высказывания» (“Factorum et dictorum memorabilia”) в 9 книгах. В эпоху Итальянского Возрождения пересказан Петраркой и получил распостранение в качестве аллегории преданности и супружеской верности.
#8
Отправлено 29 мая 2009 - 14:31
Билл Виола
(Художник)
Его считают классиком не только за заслуги и авторитет. Он – признанный гуру видеоарта.
Странно говорить о классике в отношении совсем нового вида искусства. Но тут не поспоришь – его сюжеты и стиль опрокинуты в вечность. В его «картинах» слышны отзвуки Ренессанса и дзен-буддизма. Парадоксальное сочетание новейших технологий с вечными темами превратили Билла Виолу в одного из самых актуальных художников начала третьего тысячелетия.
Шепоты и крики
Мы входим в темный зал-коридор, где мерцают неясные блики на пяти огромных экранах, развешенных друг напротив друга. Слышны едва уловимые щелчки и шуршание динамиков. Постепенно накатывает яростный шум и один из экранов освещается яркой вспышкой. Мерцающий фон оказывается водой. Ее свинцовую темноту прорезает фигура человека, нырнувшего в омут прямо в одежде. Шум стихает, ныряльщик исчезает, пропадают всплески света от взвихренных потоков и воздуха. На время устанавливается темнота до очередного падения.
По статистике музейный посетитель останавливается у работы видеоартиста не более чем на 30 секунд. Этого достаточно, чтобы набросить на нее сетку киностандартов: отсканировать картинку, прочитать название, схватить сюжет. Инсталляция Билла Виолы «Пять ангелов для миллениума» (2001 год) не то чтобы разрывает эту сеть, но так ее скручивает, что зритель вместе с ангелами затягивается в глубину кадра. К слову, один из «ангелов» не ныряет в воду, а выныривает. Так что созерцание падений прерывается мистическим рождением.
Кино неоднократно сравнивали со сном наяву – мы удобно располагаемся в кресле и с потоком кадров начинаем грезить. Видео Виолы не то чтобы отменяет сон, но переносит его в другую плоскость. Мы не пересекаем пространство (которое в голливудских блокбастерах обозначено новыми препятствиями – сейчас герой пьет мохито на роскошной вилле, через мгновение – он скрывается в канализации). Мы скользим во времени. И это время растягивается, сжимается, разрывается или вдруг заканчивается. В этом смысле Билл Виола (что он и сам неоднократно подчеркивал) больше музыкант, нежели художник.
Он родился в 1951 году. Выпускник экспериментальной студии Колледжа визуальных искусства (Сиракузы, США), ассистент основателей видеоарта 1970-х годов (Нам Джун Пайка, Брюса Наумана, Вито Аккончи), барабанщик нью-йоркского бэнда, впитавший минимализм Кейджа, в свое время всерьез погрузился в философию дзен-буддизма и мистические учения (от суфизма до средневекового аскетизма).
Что редко бывает с адептами восточных практик после медитаций и путешествий, он вернулся на европейскую арт-сцену с ясным пониманием своих целей и средств их достижения. Едва ли не сразу у Билла возник словарь символов. Скорее даже символических стихий: вода, огонь, ветер, тишина. Одновременно появилась и система координат: мир внутренний и внешний, потусторонний и этот. Все это вне добра и зла, вне этики, вне суеты-сует. Падающие и взлетающие ангелы не имеют мыслей и желаний. Удивительно при этом, что Виолу считают рупором гуманизма в современном искусстве.
Нередко видеоарт строится на иронии (художники передергивают клише масс-медиа). Если у Виолы и есть намеки на юмор или сарказм, то они – лишь прикрытие, обманка для выхода за грани нормального. Своего рода средневековое юродство. В одной из самых ранних работ (1976 год) художник снял себя сидящим перед камерой. В какой-то момент он вскакивает с кресла и начинает кричать в камеру, широко раскрыв рот. Собственно, крик и является героем видео – камера отъезжает все дальше, крик переходит в эхо. Вещь называется «Пустота между зубов» (The space between the teeth). И впрямь заметно, что у Билла с зубами не все в порядке (кое-где их недостает). Впрочем, по мере движения «зубные пустоты» возникают и в комнате – окна, тени на стене. В этом мире где-то всегда имеется дырка.
Между двух экранов
«В начале было недоумение. Что происходит, когда родные умирают? Куда они уходят? Достижимы ли они? Недоумение, связанное с рождением ребенка. Откуда он? Где он был до того? Недоумение от собственного существования – отличного от другого. Помню, как десятилетним ребенком я упал в озеро. Я почти утонул. Единственная вещь, которая у меня запечатлелась в памяти – невероятно красивый, безмятежный сине-зеленый мир, о котором я понятия не имел, будучи на поверхности».
Взаимопроникновение двух миров – вот навязчивая идея и источник созерцания. Одна из программных инсталляций Виолы 1992 года называется «Небеса и земля». Два телеэкрана размещены слишком близко друг к другу. Так близко, чтобы картинка одного отражалась в линзе другого. На верхнем – умирающая в хоспесе женщина, на нижнем - родившийся младенец. Жизнь, переходящая в смерть и сменяющая ее на земном посту.
Почти все архаичные культы держится на этих двух проекциях – рождении и смерти. Виола вошел бы в анонимный сонм их служителей (допустим, египетских жрецов), если бы не создал свои образы движения в сторону искусства. Он нашел такую метафору, которую, казалось, и искать было не надо. Она в прямом смысле слова на поверхности. Едва ли не с древности переход человека в иной мир лежал через воду. Ту же реку Стикс с огнеглазым Хароном.
Вода у Билла Виолы – среда вне времени. В утробных водах барахтается рождающийся человек из «Нантского триптиха», из нее вылетают ангелы, сквозь нее проходят смертные. Одно из последних и, возможно, лучших произведений художника на эту тему было показано на нынешней Венецианской биеннале. Инсталляция «Океан без берегов» разместилась в церкви Сан Гало. Три экрана встроены в алтарные ниши. Сквозь серое марево проступают едва различимые силуэты людей. Постепенно одна из фигур двигается к зрителю, вырастает во весь экран и проходит сквозь серую завесу. На поверку завеса оказывается водяным потоком – преградой, отделяющей мертвых от живых, краску от фона, сознание от пустоты.
Новое благочестие
Небезосновательно Виолу называют видео-живописцем. Он слишком часто и слишком настырно подчеркивает свое родство со старыми европейскими мастерами. С одним немаловажным преимуществом – в его руках средство, превращающее картину в зрелище. Когда он «живописует» свое «Приветствие» (это видео показывали в Пушкинском музее), то, конечно, оглядывается на полотно «Встреча Марии и Елизаветы» итальянского маньериста XVI века Понтормо. Однако не переводит его на язык кино. Он замедляет движение именно настолько (45 секунд сцены «растянуты» на 10 минут), чтобы зритель оставался в картинной раме, видел картину, а не фильм..
В любой из биоловских видеоработ задан четкий каркас – неизменная композиция. Внутри этого каркаса может возникнуть целая галерея образов. Например, видео «Raft» (условно переведем как «Плот») – это выстроенная с идеальным живописным чутьем людская толпа. В мгновение ока всю группу сбивает с ног мощный поток воды – каждый, пережив падение, поднимается на ноги. Незамысловатый сюжет при той же замедленной съемке оказывается церковной фреской: мир до и после катастрофы; если угодно, воскрешение из мертвых.
В видеоарте цитирование старых живописных образцов – вещь привычная и едва ли не банальная. Виола цитирует с чувством и умыслом. Он глубоко изучал европейское искусство XV столетия. Именно там – на сломе Средних веков и в начале Возрождения – он открыл художников, которые делали «невидимое видимым». Результатом научных стала серия работ «Passions» («Страсти»). Одна из самых известных частей этой серии изображает типы человеческого страдания. Актеры повторяют мимику и жесты средневековых плакальщиков: заламывают руки, перекашивают рты, изгибают тело. Прямая иллюстрация любимого Виолой тезиса: «наша душа – это тело, воспринимаемое всеми пятью чувствами».
Остается только напомнить, что эпоха, куда устремил свой взор видеоартист, породила не только современного человека (взять хоть Леонардо да Винчи), со всеми его светскими свободами, но и особое религиозное движение – Новое Благочестие (Devotio Moderna). Его приверженцы помимо всего прочего были убеждены, что человек способен духовно возвыситься, пережив сильные эмоции. Точнее, через сострадания страстям святых. Окажись Виола в XV столетии, он создавал бы монастырские алтари в Сиене.
Один из критиков хитроумно «завязал» виоловское благочестие с новыми технологиями: «Билл Виола прилагает огромные усилия, чтобы сделать свои средства столь же невидимыми, как невидимы мазки на ренессансных картинах, видео для него – отнюдь не цель. Проникнув с помощью мультимедиа в человеческие глубины, он показал истинную силу новых технологий и сказал о них больше, чем все его современники вместе взятые».
Если спустить эту мысль на нашу, московскую землю, она будет звучать примерно так: прежде чем отвергать видеоарт как искусство несерьезное, стоит взглянуть на иконы Билла Виолы.
Сергей Соловьев
КВИНТЕТ ПАМЯТИ
Видеоинсталляция Билла Виолы (США)
29 мая - 26 июля 2009
Петропавловская крепость,
Выставочный комплекс "Потерна и каземат Государева бастиона"
Открытие в пятницу, 29 мая 2009 в 16:00
31 мая в Эрмитаже состоится показ двух видеоработ Билла Виолы, "Первый сон" (Hatsu-Yume) и "Прохождение" (The Passing). Показ приурочен к празднованию десятилетнего юбилея института Про Арте.
(Художник)
Его считают классиком не только за заслуги и авторитет. Он – признанный гуру видеоарта.
Странно говорить о классике в отношении совсем нового вида искусства. Но тут не поспоришь – его сюжеты и стиль опрокинуты в вечность. В его «картинах» слышны отзвуки Ренессанса и дзен-буддизма. Парадоксальное сочетание новейших технологий с вечными темами превратили Билла Виолу в одного из самых актуальных художников начала третьего тысячелетия.
Шепоты и крики
Мы входим в темный зал-коридор, где мерцают неясные блики на пяти огромных экранах, развешенных друг напротив друга. Слышны едва уловимые щелчки и шуршание динамиков. Постепенно накатывает яростный шум и один из экранов освещается яркой вспышкой. Мерцающий фон оказывается водой. Ее свинцовую темноту прорезает фигура человека, нырнувшего в омут прямо в одежде. Шум стихает, ныряльщик исчезает, пропадают всплески света от взвихренных потоков и воздуха. На время устанавливается темнота до очередного падения.
По статистике музейный посетитель останавливается у работы видеоартиста не более чем на 30 секунд. Этого достаточно, чтобы набросить на нее сетку киностандартов: отсканировать картинку, прочитать название, схватить сюжет. Инсталляция Билла Виолы «Пять ангелов для миллениума» (2001 год) не то чтобы разрывает эту сеть, но так ее скручивает, что зритель вместе с ангелами затягивается в глубину кадра. К слову, один из «ангелов» не ныряет в воду, а выныривает. Так что созерцание падений прерывается мистическим рождением.
Кино неоднократно сравнивали со сном наяву – мы удобно располагаемся в кресле и с потоком кадров начинаем грезить. Видео Виолы не то чтобы отменяет сон, но переносит его в другую плоскость. Мы не пересекаем пространство (которое в голливудских блокбастерах обозначено новыми препятствиями – сейчас герой пьет мохито на роскошной вилле, через мгновение – он скрывается в канализации). Мы скользим во времени. И это время растягивается, сжимается, разрывается или вдруг заканчивается. В этом смысле Билл Виола (что он и сам неоднократно подчеркивал) больше музыкант, нежели художник.
Он родился в 1951 году. Выпускник экспериментальной студии Колледжа визуальных искусства (Сиракузы, США), ассистент основателей видеоарта 1970-х годов (Нам Джун Пайка, Брюса Наумана, Вито Аккончи), барабанщик нью-йоркского бэнда, впитавший минимализм Кейджа, в свое время всерьез погрузился в философию дзен-буддизма и мистические учения (от суфизма до средневекового аскетизма).
Что редко бывает с адептами восточных практик после медитаций и путешествий, он вернулся на европейскую арт-сцену с ясным пониманием своих целей и средств их достижения. Едва ли не сразу у Билла возник словарь символов. Скорее даже символических стихий: вода, огонь, ветер, тишина. Одновременно появилась и система координат: мир внутренний и внешний, потусторонний и этот. Все это вне добра и зла, вне этики, вне суеты-сует. Падающие и взлетающие ангелы не имеют мыслей и желаний. Удивительно при этом, что Виолу считают рупором гуманизма в современном искусстве.
Нередко видеоарт строится на иронии (художники передергивают клише масс-медиа). Если у Виолы и есть намеки на юмор или сарказм, то они – лишь прикрытие, обманка для выхода за грани нормального. Своего рода средневековое юродство. В одной из самых ранних работ (1976 год) художник снял себя сидящим перед камерой. В какой-то момент он вскакивает с кресла и начинает кричать в камеру, широко раскрыв рот. Собственно, крик и является героем видео – камера отъезжает все дальше, крик переходит в эхо. Вещь называется «Пустота между зубов» (The space between the teeth). И впрямь заметно, что у Билла с зубами не все в порядке (кое-где их недостает). Впрочем, по мере движения «зубные пустоты» возникают и в комнате – окна, тени на стене. В этом мире где-то всегда имеется дырка.
Между двух экранов
«В начале было недоумение. Что происходит, когда родные умирают? Куда они уходят? Достижимы ли они? Недоумение, связанное с рождением ребенка. Откуда он? Где он был до того? Недоумение от собственного существования – отличного от другого. Помню, как десятилетним ребенком я упал в озеро. Я почти утонул. Единственная вещь, которая у меня запечатлелась в памяти – невероятно красивый, безмятежный сине-зеленый мир, о котором я понятия не имел, будучи на поверхности».
Взаимопроникновение двух миров – вот навязчивая идея и источник созерцания. Одна из программных инсталляций Виолы 1992 года называется «Небеса и земля». Два телеэкрана размещены слишком близко друг к другу. Так близко, чтобы картинка одного отражалась в линзе другого. На верхнем – умирающая в хоспесе женщина, на нижнем - родившийся младенец. Жизнь, переходящая в смерть и сменяющая ее на земном посту.
Почти все архаичные культы держится на этих двух проекциях – рождении и смерти. Виола вошел бы в анонимный сонм их служителей (допустим, египетских жрецов), если бы не создал свои образы движения в сторону искусства. Он нашел такую метафору, которую, казалось, и искать было не надо. Она в прямом смысле слова на поверхности. Едва ли не с древности переход человека в иной мир лежал через воду. Ту же реку Стикс с огнеглазым Хароном.
Вода у Билла Виолы – среда вне времени. В утробных водах барахтается рождающийся человек из «Нантского триптиха», из нее вылетают ангелы, сквозь нее проходят смертные. Одно из последних и, возможно, лучших произведений художника на эту тему было показано на нынешней Венецианской биеннале. Инсталляция «Океан без берегов» разместилась в церкви Сан Гало. Три экрана встроены в алтарные ниши. Сквозь серое марево проступают едва различимые силуэты людей. Постепенно одна из фигур двигается к зрителю, вырастает во весь экран и проходит сквозь серую завесу. На поверку завеса оказывается водяным потоком – преградой, отделяющей мертвых от живых, краску от фона, сознание от пустоты.
Новое благочестие
Небезосновательно Виолу называют видео-живописцем. Он слишком часто и слишком настырно подчеркивает свое родство со старыми европейскими мастерами. С одним немаловажным преимуществом – в его руках средство, превращающее картину в зрелище. Когда он «живописует» свое «Приветствие» (это видео показывали в Пушкинском музее), то, конечно, оглядывается на полотно «Встреча Марии и Елизаветы» итальянского маньериста XVI века Понтормо. Однако не переводит его на язык кино. Он замедляет движение именно настолько (45 секунд сцены «растянуты» на 10 минут), чтобы зритель оставался в картинной раме, видел картину, а не фильм..
В любой из биоловских видеоработ задан четкий каркас – неизменная композиция. Внутри этого каркаса может возникнуть целая галерея образов. Например, видео «Raft» (условно переведем как «Плот») – это выстроенная с идеальным живописным чутьем людская толпа. В мгновение ока всю группу сбивает с ног мощный поток воды – каждый, пережив падение, поднимается на ноги. Незамысловатый сюжет при той же замедленной съемке оказывается церковной фреской: мир до и после катастрофы; если угодно, воскрешение из мертвых.
В видеоарте цитирование старых живописных образцов – вещь привычная и едва ли не банальная. Виола цитирует с чувством и умыслом. Он глубоко изучал европейское искусство XV столетия. Именно там – на сломе Средних веков и в начале Возрождения – он открыл художников, которые делали «невидимое видимым». Результатом научных стала серия работ «Passions» («Страсти»). Одна из самых известных частей этой серии изображает типы человеческого страдания. Актеры повторяют мимику и жесты средневековых плакальщиков: заламывают руки, перекашивают рты, изгибают тело. Прямая иллюстрация любимого Виолой тезиса: «наша душа – это тело, воспринимаемое всеми пятью чувствами».
Остается только напомнить, что эпоха, куда устремил свой взор видеоартист, породила не только современного человека (взять хоть Леонардо да Винчи), со всеми его светскими свободами, но и особое религиозное движение – Новое Благочестие (Devotio Moderna). Его приверженцы помимо всего прочего были убеждены, что человек способен духовно возвыситься, пережив сильные эмоции. Точнее, через сострадания страстям святых. Окажись Виола в XV столетии, он создавал бы монастырские алтари в Сиене.
Один из критиков хитроумно «завязал» виоловское благочестие с новыми технологиями: «Билл Виола прилагает огромные усилия, чтобы сделать свои средства столь же невидимыми, как невидимы мазки на ренессансных картинах, видео для него – отнюдь не цель. Проникнув с помощью мультимедиа в человеческие глубины, он показал истинную силу новых технологий и сказал о них больше, чем все его современники вместе взятые».
Если спустить эту мысль на нашу, московскую землю, она будет звучать примерно так: прежде чем отвергать видеоарт как искусство несерьезное, стоит взглянуть на иконы Билла Виолы.
Сергей Соловьев
КВИНТЕТ ПАМЯТИ
Видеоинсталляция Билла Виолы (США)
29 мая - 26 июля 2009
Петропавловская крепость,
Выставочный комплекс "Потерна и каземат Государева бастиона"
Открытие в пятницу, 29 мая 2009 в 16:00
31 мая в Эрмитаже состоится показ двух видеоработ Билла Виолы, "Первый сон" (Hatsu-Yume) и "Прохождение" (The Passing). Показ приурочен к празднованию десятилетнего юбилея института Про Арте.
#9
Отправлено 29 мая 2009 - 14:56
White Space - сотворение мироздания. В работе использован рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни: " ... и не было человека для возделывания земли. И создал бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою..." Человеческая голова - оживляемая "пыль" (как субстанция), или творение человека богом ," по образу нашему, по подобию нашему".
Есть ещё объяснение с позиции научной фантастики - существо, появляющееся с другой планеты.
Действо проходит под музыку композиторов-минималистов Филипа Гласса и Стива Рейха.
#10
Отправлено 29 мая 2009 - 15:44
"Мужчина на лестнице"
Наряду с парной "Женщина на лестнице"
эта картина считается декоративным панно, хотя декоративностью в современном понимании не обладает. Она украшала лестницу парижского особняка Жоржа Шарпантье, известного издателя, в салоне которого собиралась творческая элита Парижа. Бывал там и Ренуар. Идея обеих "лестничных" картин, по-видимому, в том, что хозяева дома как бы спускаются навстречу гостям. Художник не задавался целью написать точные портреты четы Шарпантье, хотя мужчина, стоящий на лестнице, обнаруживает некоторое сходство с хозяином дома. Мотив лестницы дает Ренуару возможность воспользоваться простыми и достаточно динамическими ритмами. Подобный творческий ход был вообще естественен для импрессионистической "декоративной" живописи.
Государственный Эрмитаж
Ренуар. Композиции с лестницей. Из цикла "Возрождённые шедевры"
Это первая экспозиция цикла, посвященного работе реставраторов.
26 мая 2009 г. - 6 сентября 2009 г.
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных
©2007-
batumionline.net Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт Реклама на batumionline.net Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь |