Перейти к содержимому


Гаяне Хачатурян


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 lara

lara

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 4 282 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Batumi
  • Школа:№3
  • Учебное заведение:
    Батумская Музыкальная школа №6

Отправлено 20 Март 2007 - 09:41

Просмотр сообщенияСеленка (1.3.2007, 17:00) писал:

... думаю, будет справедливым и логичным...

Цитата

Просмотр сообщенияСеленка (1.3.2007, 17:00) писал:

Так как тема очень большая, материала много и он довольно разнообразен, думаю, будет справедливым и логичным выделить материалы и работы художников Грузии в отдельную тему, а также создать новую тему Нико Пиросмани. Тогда мы сможем, не путаясь, пополнять каждую тему новыми работами,  добавлять отзывы и комментарии.

Художники Грузии
Да. Вот именно так... :lol:/>  
из темы "Художники Грузии" выделили и создали новую,
отдельную тему "Гаяне Хачатурян, жизнь и творчество".

Пояснение добавила Селенка.
20.03.2007. 17.10.

Изображение  "Я, Гаяне Хачатурян…
Родилась в городе Тбилиси… Когда ко мне пришло сознание, я в первый раз увидела себя в зеркале с огромными глазами и черной челочкой…
И по сей день я чувствую себя карлицей с огромной шляпой. Я снимаю шляпу каждый раз, когда хожу по городу, по берегу Куры, приближаюсь к движущимся горам Тбилиси и преклоняюсь перед его храмами. Это для меня не город, это для меня театр -- театр живописи… А живопись неотделима от меня… это моя кожа, мой скелет… Я просто умру без кисти, палитры, красок…"

Изображение

"Я все воспринимаю через личности -- они для меня как барометр -- Пиросмани, поэты, жившие здесь… Энергетику города и все, что связано с другими мирами, я воспринимаю только через людей, которые проживали здесь, в этом городе. Город этот был наполнен личностями… Невероятные личности. Пусть даже безымянные… Просто ремесленники…"

Изображение

"Город, который рождал все эти индивидуальности!.. Личности! Мне хочется возродить образ тифлисского ремесленника -- «кинто». Для меня это самый добрый образ".

Изображение

Цитата

Когда-то мы жили в одной стране. С тех пор как дружба народов рухнула и прекрасную ложь интернационализма заменила чистая и омерзительная правда всяческого национализма, мы можем, наконец, любить друг друга без всякого принуждения, следуя исключительно голосу чувства – симпатии, взаимного интереса, природной тяги...
Дорогая Гаянэ, мы все еще продолжаем говорить на одном языке. Мы всегда будем говорить на одном языке. Десятилетние армяне уже не знают русского, их грузинские сверстники приезжают в Москву с иностранной визой в паспорте родителей, географическая карта империи впала в коллапс.
А Гаянэ рисует мифологический мир...
  Людмила Улицкая

Сообщение отредактировал Селенка: 20 Март 2007 - 17:09


#2 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 611 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 20 Март 2007 - 16:23

Изображение


Выдержки из каталога выставки Гаянэ Хачатурян в Москве в галерее «Дом Нащокина», 2001г.



" Выставка выдающейся художницы Гаянэ Хачатурян мне представляется событием огромного культурного значения. Удивительно, но факт: магия подлинного искусства Мастера заключается в том, что вы никогда не расстанетесь с его творчеством, один лишь раз приблизившись к нему. Высокая духовность Гаянэ, способность к обобщению, необыкновенная фантазия, грезы о любви, столь редкие в наше время, обращение ко всем и каждому в отдельности – сделают, я уверен, выставку незабываемым художественным впечатлением. "

Владимир Спиваков

***

" Меня познакомил с Гаянэ Сережа Параджанов. Это были гастроли Таганки в Тбилиси. Сережа любил дарить своих друзей и познакомил меня с большим количеством интересных людей. Были богатые квартиры с уникальными коллекциями, были богатые столы с грузинскими длинными тостами. Но у меня это не то что стерлось, а осталось не конкретно, но очень ясно. Так же ясно, как картины Гаянэ. Я помню встречу с ней. Это была не студия, это была коммунальная квартира. Грязный коридор, ужасная лестница. Все темно, серо, и она такая странная, полумонашенка, полуюродивая. Она сливалась со всем в этой каморке. В этом сером мире – вдруг возникли протуберанцы какого-то сияния. Огромные картины с другим миром, с другими красками, совершенно ирреальные, и даже вообще с другой планеты. И тогда я поняла, что она вся в этом мире, реальный мир для нее не существует. Ей здесь неинтересно... "

Алла Демидова

Прикрепленный файл  _______________.jpg   18,14К   56 Количество загрузок:
Гаянэ Хачатурян и Сергей Параджанов


Из публикаций Изабеллы Побединой
Oportet vivere

#3 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 611 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 20 Март 2007 - 16:29

Изображение  



  "А теперь откройте дверь, и сидите здесь, а я пойду в другую комнату", – и Гаянэ вышла, а я осталась на кухне в некотором недоумении.
     Сначала я услышала не то покашливание, не то всхлипывание. А потом раздался звук, не похожий ни на что на свете: голос ангела и его трубы, мужчины и женщины, немного зверя и немного птицы.
     Это была старинная песня зоков, полурастворившейся армянской ветви, с архаическим языком и собственной историей... Бабушка Гаянэ происходила из зокского рода, и от нее Гаянэ научилась этой песне. Мне была оказана честь, и мой московский дом, безалаберный, хаотический и уютный, чувствовал то же, что и я: смущение, благодарность и гордость. Мы были удостоены посещения древней и могучей силы, о которой давно забыли в больших городах, в суматошной пустоте торопливого времени...

     Что же касается самой Гаянэ, она у этой древней силы состоит в жрицах. Прикажет эта высшая сила – поет, прикажет рисовать – рисует, прикажет на костер... Нет, нет, это было бы уж слишком… Пожалуйста, не надо... Но по сути дела, душевная организация та самая: Сивиллы, Жанны д'Арк, маленькой Терезы.
     Рисование Гаянэ – род служения. Смысл этого служения – передача знания. Свое художественное сообщение она транслирует оттуда, где мы не бывали, сюда, где мы есть. Это сообщение не подается полной расшифровке, но, тем не менее, мы останавливаемся перед ее картинами с глубоким волнением, потому что узнаем в них сны своего детства, и возникает странное ощущение пробуждения как будто наша здешняя жизнь сон, а картины Гаянэ намекают на то, что, проснувшись от здешнего, мы можем оказаться в мире ином, не подвластном ни здешней оптике, ни здешней географии… "

Людмила Улицкая
Oportet vivere

#4 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 611 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 20 Март 2007 - 16:38

* * *
" Говорить о Гаянэ Хачатурян, значит говорить о ее магических метаморфозах, о ее способности вновь и вновь обновляться, делать свою жизнь творчеством и, следовательно, открывать в ней неуничтожимое качество – постоянное начало новых жизней. Всякий раз она заново рождается и умирает в своем мире, где время неотделимо от пространства – нестабильном мире пронзительно живых состояний и нелинейной гармонии, мире вечного становления, история которого наполнена поисками универсальных ценностей.

     Гаянэ невозможно свести к "данным опыта", к определенным художественным стилям и движениям, хотя в ее пластике прослеживаются элементы символизма и раннего модерна, живые связи с традициями "Синего всадника" – Франца Марка и раннего Кандинского, проявление архаических культур, иконологии японской гравюры, древней китайской живописи, мифологем буддийской мандалы и восточной миниатюры. Гаянэ, словами философии дзэн, способна познавать миг пробуждения в бесконечной череде снов. Ее поэтика при всей своей чувственности обладает глубоко эзотерической природой – она превосходит принцип соответствия. Логику ее эволюции невозможно постичь через внешний характер эпохи, а движение ее внутреннего чувства всегда остается тайной.
     Исходить из биографии Гаянэ в оценке ее творчества – явно упрощать его, и в то же время её судьба в своих основных контурах, в пластике незримого тела жизни рифмуется с судьбой нашего мира, совпадает с его историей, трагедией и надеждами, глубоким духовным опытом, корнями уходящими в изначальность детства, в сказочный Агулис, откуда родом ее семья, в улочки старого Тбилиси, в поющих и играющих кинто, покидая конкретность и перемещаясь в пространства, не знающие границ и усталости времени. "

Изображение


" Её инструментарий включает в себя сны, свободные ассоциации, высвечивание фундаментальных слоёв подсознания, когда человек вступает в подлинный диалог с миром, нарушая конвенцию стиля, вторгаясь в самые заповедные сферы психического. В этом уникальном видении встает универсальная всеобщность образов, получающая библейскую масштабность: иконные горки, храмовая архитектура, ритуальные шествия, евангелические звери и ангелы с лицами кукол. Отсюда и "праздничное безумие" художницы, и парадоксы, которые абсолютно неожиданно трактуют многие сложившиеся представления, и непокорная игровая свобода, что опрокидывает все нормы и правила и освобождает вольность души.

     Для Гаянэ не существует "чистой" формы, отдельной от внутреннего переживания, от соучастия всему живому. Ее искусство начинается с называния, с присвоения имени – как это всегда происходило в самых древних и осевых культурах. Превращаясь в медиума, она каждый раз заново открывает предмет, человека, животное или явление мира, полностью сливаясь со своими созданиями. Её образы заклинательны, как вещая речь поэта, они длятся, как долгое эхо, обрастая смыслом; неведомое – "Муштаид, шорох Куры", "прялка зеркала и ветра", "небо – тюльпан, вишнёвый конь", "слон пурпурный смычок", "сазандари – желтый пир". Гаянэ одаривает нас той первоосновой жизни, которая и составляет содержание припоминаний, извлекаемых из хаоса, зыбкости сна, средиземноморского покачивания, переходящего в ритм органического кода творчества. Все эти немые ощущения, что заложены в ее именах-образах, создают еще один феномен художницы – феномен дословесного языка, ветхозаветного первосмысла и первоощущения контакта босых ног с землей в садах Эдема. Они не говорят – они видят, но видят особым тактильным зрением. Они вызваны касаниями, чувством пространства и гобеленной фактурности, сопротивлением вещного сгущения среды; они отмечены повышенной информативностью, но не событийной, а сакральной плотностью переживания, магической сосредоточенностью. Эта праорганика искусства Гаянэ не исчерпывается осязательным аспектом. Слуховой словарь художницы удивительно многообразен – здесь звучит шелест листвы и пение птиц, шум ветра и протяжные голоса животных, шорох песка и "бормотанье" камня, здесь рождаются первые закономерности гармонических ладов, здесь пробуждается мелос, претворяя хаос в космическую полифонию и возвращаясь звуках шарманки. "

Изображение


" Художественный язык Гаянэ удивительно гибок и семиотически разработан, он проявляется буквально на клеточном уровне, как атом, содержащий в себе всю вселенную. И она живёт, переливаясь в своих изломах и гранях как фасеточный глаз стрекозы, как драгоценные вкрапления в горную породу, вбирая в себя свет и отражая его в зеркальных многомерностях. Ее формы ткутся из первичного вещества, выстраивая самые несопоставимые ряды – человека, растение, звезду, минерал и животное, одухотворяя материю, обожествляя ее, превращая в творческую плазму, единую и бесконечную. Живое сознание наполняет этот магический и прекрасный мир, как ветер наполняет своим дыханием паруса, проникая во все сложные объемы и поверхности, выявляя свет как немеркнущее сияние и мерцающие глубины. Космос Кавказа в мифологиях Гаянэ, преодолевший свои измерения и сохранивший свою уникальность, естественно претворяется в свои высшие состояния, приобретая новые иерархические качества и смыслы. Он присутствует здесь как осуществленная идеальная возможность, как древняя восточная лавка, освещенная сиянием волшебной лампы Алладина, и в то же время он непостижим и загадочен, как страна медитаций Шан-гри-Ла, как страна магических возвращений и райского детства, где пребывает душа и сознание Гаянэ. Его формы вихрятся, закручиваются в спирали, уподобляясь раковине. Они друг в друга неуловимо проникают, сливаются и расходятся, образуя интерьеры, переходящие в необозримые ландшафты. Реликтовые образы, сохранившиеся лишь в древних культурах и сновидениях, усиливают обостренное историческое чувство художницы и – как обратная перспектива – ее медитативные выходы из времени, транслируя свои закодированные сигналы и восстанавливая утраченные ценности.

     Сегодня искусство Гаянэ мерцает множеством значений, которые, вероятно, никогда не будут разгаданы до конца. Оно оказывается неизмеримо сложнее, насыщеннее и энергичнее любого внешнего пространства, оно таит в себе разного рода напряженности и прозрачные световые переходы, циклические повторяемости лабиринта и анфиладные прорывы в абсолют, не знающий гравитационной кривизны.
     Оно наполнено будущим и одновременно эсхатологией, скрывая в себе образы магических текстов и оттенки нашей постмодернистской реальности.

     Оно пронизано ожиданиями и предчувствиями, составляя уникальный феномен, "парадокс Гаянэ", возможность существования жизни в условиях, еще не готовых дать эту жизнь, фантастический театр, карнавал вечных метаморфоз любви и искусства, живущий в непосредственной реальности, окружающей нас. Совсем близко, просвечивая в соседних слоях нашего сомнительного бытия, серебрясь одеждами шарманщицы, касаясь своим чудотворным дыханием и удаляясь в глубины утраченного детства человечества.
     Искусство Гаянэ достигло своей полноты и гармонического равновесия, но его зрелость не теряет детского чувства удивления и благоговения перед тайной и чудом. Оно всегда бодрствует, оно всегда в пути, оно все пронизано светом. "

Виталий Пацюков
"Паломничество в страну Агулис "

Из публикаций Изабеллы Побединой
berkovich-zametki.com

Oportet vivere

#5 Селенка

Селенка

    активный написатель

  • Администраторы
  • 6 611 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Батуми
  • Телефон:+995 593 710276
  • Реальное имя:Елена, Лена

Отправлено 20 Март 2007 - 16:47

"...как бы ни были прекрасны альбомы, музеи, существует особая отрада - это картины, подаренные тебе друзьями или приобретённые по твоему вкусу.

Самый первый подарок я получила от Гаянэ Хачатурян.

Я тогда жила в Тбилиси, а Гаянэ хотелось научить меня рисовать, меня, которая в жизни не держала в руках ни кисти, ни карандаша. Она браковала всё подряд, и за скопированного откуда-то коня, я удостоилась тощей троечки, но она сурово отметила: «Только за передние ноги!».

С её картинами «Музыканты» и «Портрет» я не расстаюсь уже много лет. Она когда-то говорила: «Я вижу тебя, входящей в мою мастерскую с большим белым цветком в волосах». Когда она дарила мне этот незаконченный портрет, она была в мрачном расположении духа, и я не решилась спросить о происхождении этих странных полос на портрете.

Изображение
Гаяне Хачатурян "Портрет"


Уже здесь наша общая знакомая подарила мне 3 слайда её работ. Очевидно, оригиналы находятся  в частных коллекциях, возможно, где-то в Европе или в Америке. Я распечатала эти слайды и повесила у себя дома в рамках. И тут мне сообщает моя московская подруга, что в Москве, в галерее «Дом Нащокина», открывается её выставка, впервые за 30 лет. На выставке были представлены работы из коллекций Аллы Демидовой, Евгения Примакова, Гии Канчели, Виктора Шкловского и др.

Но мы-то с подругой знали, что это была не первая выставка её работ в Москве. Когда-то давно мы с Гаянэ  тащили её огромные картины к самолёту, чтобы передать с оказией в Москву для журнала «Декоративное искусство», где потом была опубликована большая статья о ней.  В Москве картины встретила та самая моя подруга и устроила импровизированную выставку для близких друзей у себя дома. Там уже давно висела  замечательная работа  Гаянэ  «Автопортрет». На одном из сайтов я нашла давнее фото, сделанное Сергеем Параджановым, где молодая Гаянэ стоит с этим «Автопортретом» в руках.

Ирина Уварова в каталоге выставки пишет: «…В доме стояла бедность…».  Я бывала в домах и побогаче, но только в её доме могли кормить с такой открытой душой вкуснейшим мацонным супом. Я до сих пор на всех её картинах вижу эти изумительные глаза её матери, хотя сама она в фильме о ней (РТР, программа «Острова») утверждает, что это образ её прабабушки…

Поздравила её по телефону с днём рождения и с выставкой! Поразительно, первое, что она мне сказала: «Пойди в синагогу и поблагодари Его за всё, что Он для меня сделал!»  Я поехала в Иерусалим, к Стене Плача и сделала всё, как она просила.  

Бабушка Гаянэ происходила из зокского рода, одной из армянской ветви со своей собственной историей. Кто-то когда-то мне сказал, что зоки – это армянские евреи. Но это, скорее всего, легенда. Гаянэ из тех христиан, для которых слово Израиль свято!

А ещё я слышала от известного коллекционера книг Мемеда Харази историю о том, как после разрушения нашего Храма в плен к армянскому царю попал еврейский мальчик, который благодаря своим способностям получил хорошее образование, стал вельможей, дали ему имя Баграт и женили на грузинской княжне Ури. Так произошёл род Багратиони! Я бы считала это легендой, но в Грузии в народе евреев почему-то называли «ури» в отличие от литературного «эбриэли». Совпадение? Возможно.

Не знаю от бабушки или от кого ещё Гаянэ унаследовала мощнейший голос. Когда она пела в доме, свеча могла погаснуть. А по воскресеньям Гаянэ пела в Армянской церкви. Гаяне никогда не училась в Академии художеств.  Известный тбилисский художник Александр Башбеук-Меликов был её главным учителем. Сейчас Гаянэ очень нуждается в молитвах друзей о её здоровье!  

Когда-то Гаянэ очень интересно расписала стену в доме нашего общего друга, поэта Александра Цыбулевского (б.п.). На днях с грустью прочла в интернете, что новые жильцы квартиры сделали ремонт… "

Изабелла Победина
"Моя коллекция и не только…"
berkovich-zametki.com
Oportet vivere

#6 mzs

mzs

    Аксакал

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 222 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:планета земля

Отправлено 04 Июль 2010 - 18:44

[/quote]
Когда-то мы жили в одной стране. С тех пор как дружба народов рухнула и прекрасную ложь интернационализма заменила чистая и омерзительная правда всяческого национализма, мы можем, наконец, любить друг друга без всякого принуждения, следуя исключительно голосу чувства – симпатии, взаимного интереса, природной тяги...[/quote]
Категорически поддерживаю :)/>
Ложь несет душе и телу бесконечные мученья.
                                     Шота Руставели




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

©2007-  batumionline.net
Использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на сайт

Реклама на batumionline.net
Раздел технической поддержки пользователей | Обратная связь
Рейтинг@Mail.ru Increase your website traffic with Attracta.com